Теоретическое и практическое значение премия бьюкенен. Конституция экономической политики; Расчет согласия; Границы свободы. Зимний Солдат по фамилии Бьюкенен

    введение
    методологический индивидуализм
    homo economicus
    конституция экономической политики
    конституционализм и контракционизм
Джеймс Бьюкенен, Гордон Таллок
Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии

Предисловие

Часть I. Предпосылки анализа

Глава 1. Вводный раздел

Глава 2. Постулат индивидуализма

Глава 3. Взаимосвязь политики и экономики

    экономическая теория и экономический человек
    экономический и политический обмен
    объяснение парадокса
    экономическая мотивация и политическая власть
    демократия по Медисону и экономический подход
    экономическая мотивация и экономический детерминизм
    позитивная защита
Глава 4. Индивидуальная рациональность в общественном выборе
    индивидуальная и коллективная рациональность
    рациональность индивидов в процессе выбора на рынке
    рациональность индивида и коллективный выбор
    факторы, ограничивающие индивидуальную рациональность
Часть II. Сфера общественного выбора

Глава 5. Организация человеческой деятельности

    коллективные действия в ракурсе «издержек»
    минимальный уровень коллективной деятельности: определение прав человека и прав собственности
    сфера добровольной организации
    концептуальная классификация
    выводы
Глава 6. Общая экономическая теория конституций
    функция внешних издержек
    функция издержек принятия решений
    выбор оптимального правила принятия решений
    виды коллективной деятельности
    институциональные переменные и правила принятия решений
    некоторые условия
    выводы
Глава 7. Правило единогласия
    подход со стороны выгод
    минимизация издержек и правило единогласия
    роль компенсаций
    сравнение с новой экономической теорией благосостояния
    консенсус как норма
Глава 8. Издержки принятия решений
    Индивидуальные и коллективные решения
    границы сделок
    простая модель заключения сделки двумя индивидами
    процесс заключения сделки и конкурентные рынки
    процесс заключения сделки и «эффективные» решения
    процесс заключения многосторонней сделки
    процесс заключения многосторонней сделки в группе фиксированного размера
    издержки процесса заключения сделки, правила принятия решений и выявление предпочтений
    размер группы и издержки принятия решений
    оптимальный размер государственной деятельности
    децентрализация и альтернативы для выбора
    издержки принятия решений, внешние издержки и согласие о ценностях
Часть III. Анализ правил принятия решений

Глава 9. Структура моделей

    прямая демократия и представительное правительство
    временная последовательность коллективных решений
    совершенные и несовершенные рынки
    интенсивность индивидуальных предпочтений
    равная интенсивность и правило большинства
    равная интенсивность и случайные отклонения в предпочтениях
Глава 11. Голосование простым большинством и теория игр
    игра с тремя индивидами и постоянной суммой
    игра с пятью индивидами и постоянной суммой
    ограничение на компенсации
    использование компенсаций
    простой логроллинг и теория игр
    сложный логроллинг
    условие «рациональности индивидов»
    границы «общественного» убытка
    модель «всеобщие выгоды — особое налогообложение»
    модель «всеобщее налогообложение — всеобщие выгоды»
    выводы
Глава 14. Сфера и масштаб коллективных действий
    голосование по правилу большинства и внешние издержки
    критерий точки отсчета
    масштаб и размер коллективных действий
    коллективные действия и правила принятия решений
    институциональные переменные как аналог правил принятия решений
    компенсационные платежи и размер общественного сектора
    выбор правил
Часть IV. Экономика и этика демократии

Глава 20. Политика идеального общества

    логическая модель
    практическая модель
    несовершенный идеал
    политика идеального общества
Джеймс Бьюкенен
Границы свободы. Между анархией и Левиафаном

Предисловие

Глава 1. Вводный раздел

    утопия анархизма
    расчет согласия
    истоки собственности
    равное отношение к неравным
    quis custodiet ipsos custodes?
    бог, человек и идеальное общество
Глава 2. Основы свободы в обществе
    общедоступность благ и неэкономические взаимодействия
    права и договор
    «естественное распределение»
    возникновение собственности
    нарушения договора
    двухступенчатый договор
    от малого числа участников к большому
Глава 3. Постконституционный договор: теория общественных благ
    провал рынка и проблема «безбилетника»
    обмен и единогласие
    единогласие, добровольность и принцип исключения
    индивидуальные права в случае правил без единогласия
    размещение и распределение
Глава 4. Конституционный договор: теория права
    личное неравенство
    взаимодействие в условиях анархии
    разоружение и возникновение прав собственности
    завоевание, рабство и договор
    равновесие обмена и «примитивное производство»
    нарушение договоров и обеспечение их соблюдения
    «государство защищающее» и «государство производящее»
    правила как косвенные права
    конституционный «набор»
Глава 5. Действующий договор и status quo
    этика и экономика договорных обязательств
    договорные изменения status quo
    насаждаемые изменения конституционных прав
    status quo и предшествующие ему нарушения
    спецификация прав status quo
Глава 6. Парадокс «подчиненного»
    человек как творец правил
    «государство защищающее» в роли третейского судьи
    «государство производящее» как оно воплощено в постконституционном договоре
    эксперты и демократия
    индивидуальные функции убытков и процедурные нормы
    обеспечение соблюдения неявного договора
    вторжение агента, обеспечивающего соблюдение договоров, в сферу неявного договора
Глава 7. Закон как общественный капитал
    закон и общественные блага
    выгоды и издержки закона
    соглашение о конституционном изменении
    формализованный и неформализованный закон: роль этики
    производство «общественных антиблаг»
    правовая система как общественный капитал
    реформа закона и status quo
Глава 8. Дилемма наказания
    издержки наказания
    временной аспект наказания
    стратегический, или конституционный, аспект наказания
    всеобщность правил наказания
    общественный выбор наказания
    общественный выбор общих правил
Глава 9. Угроза Левиафана
    единогласие Викселля
    голосование большинством с учетом критерия издержек-выгод
    голосование большинством без учета критерия издержек-выгод
    политический доход, бюрократичеекая рента и право голоса
    демократия без «оков»
    за конституционными границами
Глава 10. За пределами прагматизма: перспективы конституционной революции
    институционально-конституционные перемены и реакция прагматической политики
    замешательство и вызов
    интеллектуальное банкротство
    возрождение контракционизма
    политическая и общественная философия
    индивидуальные права при демократии
    создание прав
    заключение
Библиография

Р.М.Нуреев
Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора

    немного истории
    предпосылки анализа
    общественный выбор в условиях прямой демократии
    общественный выбор в условиях представительной демократии
    угроза Левиафана
    фиаско государства и конституционная экономика
Примечания
Конституция экономической политики
Расчет согласия
Границы свободы

Библиография Дж.Бьюкенена

    книги
    монографии
    основные статьи в периодических изданиях
    статьи в сборниках
    другие работы
    список трудов Дж. Бьюкенена, издававшихся на русском языке
Указатели
Именной указатель
Предметный указатель

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерфрисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Дж. Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (урожденная Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Дж. Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали его повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы изучать право в Вандербильдтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Экономическое образование получил в Университете Теннесси (магистр, 1941 г.) и Чикагском университете (доктор, 1948 г.). Занимал должность профессора экономики Университета Теннесси (с 1950 г.), Университета Флориды и Виргинского университета (с 1956 г.), преподавал в других учебных заведениях. Последние годы работает в центре изучения общественного выбора в Ферфаксе, штат Виргиния.

Имя Дж. Бьюкенена неразрывно связано с наукой об общественном выборе. Долгое время существовало убеждение, что решения, принимаемые отдельными политиками, политическими и государственными организациями, должны иметь целью принесение всему обществу наибольшей пользы. К. Виксель в 1897 г. впервые определил политику как взаимовыгодный взаимообмен между гражданами и общественными структурами. Развивая его идеи, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в 1962 г. публикуют книгу под довольно необычным названием - «Расчет согласия». Их цель - проанализировать процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук; исходная предпосылка прямо противоположная общепринятой - решения политиков и общественных организаций исходят, прежде всего, из их собственных интересов. Основной целью политиков, например, является получение максимума голосов на выборах (как следствие, перед выборами они часто принимают неразумные с экономической точки зрения, решения), а государственных органов - максимальное увеличение своих размеров и власти. Здесь видна аналогия с микроэкономикой, построенной на двух фундаментальных предположениях: потребитель стремится получить максимум полезности, а фирма - максимум прибыли. Анализируя рынок, мы оперируем понятиями спроса и предложения, в общественном выборе подобными противоположностями выступают различные по своим целям и требованиям группы избирателей и лоббистские организации, с одной стороны, и политики - с другой. В результате их взаимодействия рождаются конкретные политические решения. Исследовались и различные процедуры принятия решений, такие, как правила голосования, а также и структура самих законодательных органов.

Дж. Бьюкенен в 1986 г. была присуждена Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». В решении Шведской королевской академии наук констатировалось, что «основное достижение Дж. Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

Основными сферами анализа в теории общественного выбора считаются: избирательный процесс; деятельность депутатов; теория бюрократии; политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

Проблемы теории общественного выбора можно сформулировать в виде ряда вопросов:

  • · Возможно ли найти справедливое коллективное решение?
  • · Как «измерить» мнение отдельных избирателей?
  • · Почему голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества?
  • · Как повлиять на сограждан, чтобы было принято нужное решение?
  • · Каковы цели общественного благосостояния? В интересах кого должно в первую очередь развиваться общество?
  • · Почему интересы потребителей одерживают верх в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителей?
  • · Как создать коалиционное правительство? Каковы причины устойчивости коалиций?
  • · Как люди получают выгоду с помощью политического процесса?
  • · Почему закон перерождается в произвол? Как предотвратить превращение демократии в авторитарный режим?

Эти вопросы показывают, что, двигаясь от простого к сложному, можно проанализировать экономическими методами различные аспекты современного политического устройства.

К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся:

  • · методологический индивидуализм;
  • · концепция экономического человека;
  • · политика как обмен.

Теория общественного выбора является частным случаем теории рационального выбора, которая развивает концепцию методологического индивидуализма , заложенную в трудах Т. Гоббса, Б. Мандевиля, А. Фергюссона, К. Менгера. Данная концепция состоит в том, что люди, действующие в политической сфере, стремятся к достижению своих личных интересов при ограничениях, накладываемых действующей системой политических институтов.

Человек в рыночной экономике, отождествляя свои предпочтения с товаром, стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности, т.е. его поведение рационально. Формулировка понятия «рациональность» рассматривается не только в строгой форме (принцип максимизации), но и с учетом ограничения во времени, когда люди стремятся обеспечить определенный уровень своих потребностей и руководствуются в своей деятельности, прежде всего, экономическим принципом, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки. Поэтому в основе теории общественного выбора лежит концепция «экономического человека» .

Еще одним из методологических подходов теории общественного выбора является подход к политике как взаимовыгодному обмену, основанному на аналогии между рынком товаров и политическим рынком.

Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший (англ. James McGill Buchanan Jr ., (3 октября 1919, Марфрисборо, шт. Теннесси - 9 января 1913 г.г.) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Является одним из основателей школы новой политической экономии.

Джеймс Бьюкенен учился в университете Теннесси. Докторскую степень получил в университете Чикаго. Преподавал в университетах Теннесси, Флориды и Вирджинском университете. В 1962 г. совместно с Г. Таллоком опубликовал работу «Расчёт согласия» (The Calculus of Consent), в которой анализируется процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук.
Президент Общества «общественного выбора» (1964). Лауреат премии Ф. Сейдмана (1984) и премий А. Смита по двум версиям (1988 и 1991). В честь учёного назван Центр политической экономии университета Джорджа Мэйсона.

Научные достижения

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти.
1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это – «конституция экономической политики».
2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на политический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общественные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен.

БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист) БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист)

БЬЮКЕ́НЕН (Buchanan) Джеймс М. (полное имя Джеймс МакГилл) (р. 2 октября 1919, Мерфрезборо, шт. Теннесси), американский экономист и политолог.
Карьера ученого
В 1940 окончил учительский колледж в родном городке, во время учебы зарабатывал на жизнь работой у местных фермеров, затем учился в университете штата Теннеси, где получил степень магистра по экономической теории (1941). Вторая мировая война прервала его путь в науку - он был мобилизован и отправлен в Военно-морской колледж Нью-Йорка. После окончания войны Бьюкенен защитил докторскую диссертацию в Чикагском университете. В 1955-1968 занимал пост профессора, а также директора Центра политической экономии им. Т. Джефферсона (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас) Вирджинского университета; одновременно преподавал в университете штата Флорида и в Вирджинском политехническом институте. Наряду с интенсивной преподавательской деятельностью Бьюкенена занимали вопросы, находящиеся на стыке экономической теории и политологии. Он стал лидером особого направления политэкономической мысли - основателем теории общественного и конституционного выбора. Сущность этих теорий состоит в использовании инструментария неоклассической теории (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) для объяснения особенностей политического поведения социальных групп, а также характера экономической политики как итога обмена определенных социальных выгод на голоса избирателей.
Экономика и политика
Он исходит из того, что бизнесмены, избиратели, политики и бюрократы (государственные служащие) - все обладают рациональным мышлением, так же максимизирующим свое благосостояние, как и индивиды. Вот почему экономическую модель рыночного поведения можно распространить и на политические процессы. Впервые принципиальные идеи этой теории в логически последовательной форме были высказаны в работе «Расчет Согласия» (1962), написанной совместно с Г. Таллоком. События 1960-х гг. - борьба за гражданские права, волнения в городах, война во Вьетнаме, студенческие беспорядки, Уотергейт (см. УОТЕРГЕЙТСКОЕ ДЕЛО) - наряду с продолжающимся ростом «большого государства», т. е. увеличением доли государственных налогов и расходов в ВНП, побудили Бьюкенена обратиться к проблемам конституционной теории - к вопросу о соотношении свободы и принуждения, к роли «конституционных правил», ограничивающих пределы государственного вмешательства в экономику. В книге «Границы свободы: между анархией и Левиафаном» (1975) он делает попытку сконструировать новую контрактную теорию государства. Бьюкенен был ярым противником теории Кейнса (см. КЕЙНС Джон Мейнард) . Он считал, что именно кейнсианство (см. КЕЙНСИАНСТВО) с его рецептами бюджетного регулирования экономики разрушило главную заповедь здоровых финансов - сбалансированность бюджета, открыло дорогу инфляции, социальному иждивенчеству, привело к утрате прежней индивидуалистической морали, призывающей к труду, бережливости и к опоре на собственные силы.
Смягчить влияние бюрократии
В своей нобелевской лекции он особенно подчеркивал опасность безудержного роста бюджетных дефицитов и накопления государственного долга в современных развитых демократических странах, необходимость конституционных и моральных ограничений подобного появления «финансовой распущенности». Бьюкенен - сторонник бюджетного балансирования. Раз демократия позволяет определенным «группам давления» навязывать свои интересы под видом общественных, что ведет к росту государственных расходов и раздуванию бюрократии, то требуется, по его мнению, совершенствование конституционного устройства. Необходимы конституционно закрепленные правила, сдерживающие масштабы экономической деятельности правительства.
Отчетливо понимая трудности, возникающие на пути всяких попыток ограничить трансфертные выплаты, снизить налогообложение наряду с сокращением бюджетных дефицитов, Бьюкенен обращается и к вопросам трудовой этики. Этика труда, этика деятельности должны стать тем инструментом, о котором не могут молчать экономисты. С его точки зрения, закат трудовой этики частично вызван чрезмерным расширением и сохранением государства благосостояния. «Мы не можем и не должны полностью демонтировать это государство, - писал он. - Но мы можем подрезать его крайности, остановить вымогательство денег и, кроме того, мы можем работать над возрождением смысла базисных ценностей, согласно которым похвальным считается производительная деятельность, в то время как к получению правительственных подачек следует относиться с оттенком презрения, ибо оно не имеет социальной ценности».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист)" в других словарях:

    - (р. 1919) американский экономист. Исследования в области финансов, ценообразования, экономической политики государства. Нобелевская премия (1986) … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бьюкенен. Джеймс Макгилл Бьюкенен младший James McGill Buchanan Jr … Википедия

    Джеймс Макгилл Бьюкенен младший James McGill Buchanan Jr. Дата рождения: 3 октября 1919 (89 лет) Место рождения: Марфрисборо, штат Теннесси Гражданство … Википедия

    Бьюкенен, Джеймс - БЬЮКЕНЕН (Buchanan) Джеймс (родился в 1919), американский экономист. Исследователь в области финансов, ценообразования, экономической политики государства; сторонник свободного рыночного хозяйства. Нобелевская премия (1986). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1919), американский экономист. Исследования в области финансов, ценообразования, экономической политики государства. Нобелевская премия (1986) … Энциклопедический словарь

    - (англ. Buchanan) обычно произносится как и передаётся на русский как Бьюкенен, но некоторые топонимы в США произносятся как и передаются на русский как Букэнен. Содержание 1 Географические названия … Википедия

В 1941 году Джеймс Бьюкенен окончил университет Теннесси и был призван на службу в военно-морской флот. После окончания Второй мировой войны он продолжил учебу, защитил докторскую диссертацию в Чикагcком университете, стал университетским преподавателем. Затем он преподавал в университетах Теннесси и Флориды. В 1955-1968 годах Дж. Бьюкенен был профессором Виргинского университета, а также возглавлял Центр политической экономии этого университета.

Ученый занимался теорией общественного и конституционного выбора, пытался объяснить особенности политического поведения социальных групп. По мнению Бьюкенена, характер экономической политики формируется в итоге обмена социальных выгод на голоса избирателей . Он исходит из того, что социальные группы, будь то бизнесмены или бюрократы (государственные служащие), избиратели или политики, обладают рациональным мышлением, так же максимизирующим свое благосостояние, как и индивиды. Поэтому экономическую модель рыночного поведения можно распространить на политические процессы. Принципиальные идеи этой теории в логически последовательной форме были высказаны в работе «Расчет согласия» (The Calculus of Consent, 1962), написанной совместно с Г. Таллоком.

События 1960-х годов - борьба за гражданские права, Война во Вьетнаме , студенческие беспорядки, Уотергейт - наряду с продолжающимся ростом «большого государства», то есть увеличением доли государственных налогов и расходов в валовом национальном продукте, побудили Бьюкенена обратиться к проблемам конституционной теории - вопросам о соотношении свободы и принуждения, к роли «конституционных правил», ограничивающих пределы государственного вмешательства в экономику. В книге «Границы свободы: между анархией и Левиафаном» (1975) он сделал попытку сконструировать новую контрактную теорию государства. Будучи противником теории Кейнса, Дж. Бьюкенен считал, что кейнсианство с его рецептами бюджетного регулирования экономики разрушило главную заповедь здоровых финансов - сбалансированность бюджета, открыло дорогу инфляции, социальному иждивенчеству, привело к утрате традиционной морали, призывающей к труду, бережливости и к опоре на собственные силы.

Ученый подчеркивал опасность роста бюджетного дефицита и государственного долга, необходимость конституционных и моральных ограничений проявлениям «финансовой распущенности», призывал строго следовать сбалансированной бюджетной политике. Если демократия позволяет «группам давления» навязывать свои интересы под видом общественных, что ведет к росту государственных расходов и раздуванию бюрократии, то необходимы конституционно закрепленные правила, сдерживающие масштабы экономической расточительности государственных органов.

Понимая трудности, возникающие на пути попыток ограничить трансфертные выплаты , снизить налогообложение наряду с сокращением бюджетных дефицитов, Дж. Бьюкенен аппелирует к вопросам трудовой этики. С его точки зрения, закат трудовой этики вызван чрезмерным расширением и сохранением государства благосостояния. «Мы не можем и не должны полностью демонтировать это государство, - писал он. - Но мы можем подрезать его крайности, остановить вымогательство денег и, кроме того, мы можем работать над возрождением смысла базисных ценностей, согласно которым похвальным считается производительная деятельность, в то время как к получению правительственных подачек следует относиться с оттенком презрения, ибо оно не имеет социальной ценности». В 1986 году Джеймс Бьюкенен был удостоен Нобелевской премии по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений».



Похожие статьи