В Клубе Частных инвесторов мы много внимания уделяем экономическим теориям, рассматриваем взгляды известных экономистов, предпринимателей, теперь же проведём небольшой блиц по школам. Так можно нагляднее увидеть их разницу и противоречия.
Одной из первых школ политической экономии стал меркантилизм (от ит. merkante). Золото считалось основой богатства. Основные положения раннего меркантилизма сводились к ограничению вывоза золота и серебра. Поздний меркантилизм предполагал снятие жестких ограничений на импорт, поощрял продавать больше товаров, чем покупать.
Новое направление в науке появилось благодаря физиократии (от гр. рhysis и kratos). Школа основана во Франции экономистом Франсуа Кенэ. В теории появляется утверждение, что первоисточником богатства является не торговля, а производство. Развитие земледельческого труда и сельского хозяйства считалось приоритетной деятельностью, а земля являлась главенствующим фактором производства.
Классическая политическая экономия связана с такими ведущими именами, как и Д. Рикардо. Были заложены основы рыночного механизма как системы, понятия трудовой теории стоимости и невидимой руки рынка. Конечная стоимость товара зависит от вложенных затрат, к такому выводу приходит А.Смит в своем труде. Цены на рынке определяются в зависимости от установленного спроса и предложения.
Марксизм является продолжением классической школы. Была обоснована немецким экономистом К. в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.
Марксизм — теория научного социализма, согласно которой были формированы основные социалистические принципы:
- средства производства являются общественной собственностью;
- не приемлема эксплуатация человеческого труда;
- плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех;
- в обществе должна быть полная занятость.
По мнению Маркса, капиталистическое общество, со временем изживет себя, под действием меняющихся взглядов рабочего класса и к власти придут трудящиеся. В России идеи Марксизма проповедовал .
Далее получило распространение неоклассическое течение в экономической науке. Ярким представителем направления является австрийская школа. В рамках школы получил распространение маржинализм. Маржинализм заключался в использовании предельных величин, предельной полезности и производительности. Также школа получила название математическая.
В основу кейнсианства легли идеи английского экономиста . На смену другим теориям приходит необходимость государственного вмешательства и регулирования хозяйства, а также таких показателей, как инфляция, безработица, инвестиции и сбережения на уровне макроэкономики.
В 20 в. возникает институционально-социологическая концепция Т.Веблена. Особая роль уделяется социальным институтам в экономическом становлении общества. В понятие «институты» входят не только
обособленные подразделения (государство, фирма, рынок), но и традиции, обычаи, законы современного общества.
Теория (от анг. money) принадлежит основоположнику – ученому М.Фридману. Монетаризм относится к макроэкономической мысли, ведущая роль отводится спросу и предложению денег и регулированию денежной массы.
Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ
Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма
Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен
Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа
В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий
В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы
А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес
Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом
Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит
А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.
Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм
Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов
Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм
Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия
Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм
Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов
Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм
Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм
Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло
Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения
Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй
Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос
К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.
Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу
Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии
Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма
Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма
Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику
Б М Фридман – разработка количественной теории денег
А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка
В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий
Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:
Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк
В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин
Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков
Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках
Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно
Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии
В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ
Одним из основоположников институционализма является Веблен
Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес
Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ
Основоположником неоклассической теории является Маршалл
Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя
Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас
Теория эффективного спроса представлена кейнсианством
Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке
"Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году
Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ
В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег
Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев
Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович
К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм
Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл
Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического
Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы
Укажите представителя маржинализма А.Маршалл
Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту
Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии
Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту
Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма
Веблен Т – основоположник институционализма
Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды
А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"
Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"
А. Маршалл – "Принципы экономической науки"
М. Фридман –"Роль монетарной политики"
Т. Мен – представитель меркантилизм
У С Джевонс представитель маржинализм
М. Фридман представитель монетаризм
Т. Веблен представитель институционализм
Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой
"Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами
Первая книга по экономике написана Ксенофонтом
К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм
Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс
Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии
Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос
Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики
Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин
Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами
Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну
"невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов
парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие
"ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства
кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос
Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита
маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин
монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении
меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли
экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса
Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику
Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм
Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез
Экономический человек – кредо классической школы экономики
Рациональный человек – кредо маржинализма
Реальный человек – кредо институционализма
А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики
Смит А. – основоположник классической школы экономики
Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии
Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег
Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу
Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически
Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия
Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма
К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры
Адвалорный – 3
Специфический – 2
Комбинированный - 4
Альтернативный - 1
Определение:
Применяется по решению таможенных органов
Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.
Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.
Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.
Позитивная экономика занимается :
Выявлением содержательных процессов и явлений.
Поиском путей выхода из кризиса
Использованием экономических законов при решении экономических задач
Определением имеющихся ресурсов.
Право пользования
Право распоряжения
Право владения
Право на запрещение вредного использования
Совет директоров – iii;
Государство - iv
Акционер - ii
Общее собрание акционеров – i
Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.
Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов
Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.
Дедукция – метод перехода от общего к частному
Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).
Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).
Фридман Мильтон
Маршалл Альфред
Смит Адам
Кейнс Джон Мейнод
Учение меркантилистов в России разделяют:
Мардвинов
Посошков
Ордин-Нащёкин
Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).
Неоклассический синтез – (iиз атворов).
Самоэльсон
Классическая школа - 3 .
Меркантилизм – 1 .
Марксизм - 4 .
Физиократия – 2 .
Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)
Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)
Риккардо
Плеханов
Бён-Баверк
Предмет роскоши
Предмет первой необходимости
Товар-заменитель
Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:
Субъекты:
Каждому из определений дать соответствующее понятие:
Установить между названиями работ и их авторами.
Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:
Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:
Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами
Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :
Расчёт коэффициента эластичности:
Пример по расчёту эластичности :
E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ |
|||
Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.
Более сложный пример по ра c чёту эластичности:
Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).
Издержки.
Таблица :
При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.
∆TVC/∆Q
MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)
Какое выражение представляет собой предельные издержки?
Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.
Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.
Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.
Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.
В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
(5-конец 17 в.)
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители:
Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители : К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Меркантилизм |
Томас Мани Антуан де Монкретьен |
|
Физиократы |
Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго |
|
Классическая политическая экономика |
конец 18 - 1-я пол.19 вв. |
Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм |
2-я пол. 19 - 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 - начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство |
20 - начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм |
20 - начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм |
20 - начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантелизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, чторешение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
Томас Мен (1571-1641)
Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .
С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).
Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.
Основными представителями школы являлись:
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Классическая школа полит. Экономики
Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление . Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Похожие статьи