Успеваемость кбгу информационная. Порядок допуска и сдачи экзаменов и зачетов

В зале заседания ученого совета Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова состоялась встреча ректора с родителями и учащимися медицинского факультета.

«Я пригласил вас, родителей и студентов, для того, чтобы услышать ваши предложения и вопросы », - отметил Юрий Альтудов. Руководство университета отметило, что есть три направления, которые государство будет поддерживать в первую очередь, это - педагогическое и инженерное образование и образование по подготовке медицинских кадров, следовательно, бюджетные места по этим направлениям будут увеличиваться.

Декан медицинского факультета Исмаил Мизиев поделился планами на будущее об усилении материально-технической базы, открытии двух новых отделений «Педиатрия » и «Медико-профилактическое дело » и создании собственной университетской клиники, что важно для учебного, научного и лечебного процесса не только университета, но и республики в целом.

Беседа в форме открытого диалога, где родителям предоставили возможность вынести интересующие их темы на обсуждение, касалась вопросов о качестве учебного процесса, успеваемости студентов.

Мать студента 1 курса Лариса Байсултанова поинтересовалась о возможности введения дополнительных занятий для повышения уровня знания детей по разным предметам. Ректор поддержал инициативу и рассказал о внедрении новой схемы, где любой студент может записаться на дополнительные занятия по интересующим его предметам. Также пояснили, что для родителей и студентов на сайте КБГУ сформирована система, по которой с помощью номера зачетной книжки можно зайти в личную базу и узнать какая успеваемость и посещаемость у учащегося. Вопросы коснулись и организации питании студентов. Руководство отметило, что будет уделять этому большое внимание и, что в ближайшее время заработает столовая и на отделении стоматологии.

На встрече затронули и проблему трудоустройства будущих специалистов. Здесь ректор отметил, что у КБГУ самый высокий коэффициент трудоустройства по Северному Кавказу по официальным данным Пенсионного фонда РФ, а именно 55 % выпускников, из которых около 15% находят работу в Москве.

Студент 4 курса Ислам Арамисов поинтересовался возможностью перевода с контрактного обучения на бюджетную форму. Как пояснило руководство университета, это возможно при наличии вакантного бюджетного места и при условии, что 2 семестра подряд студент учится на «хорошо» и «отлично».

Все вопросы, волновавшие студентов и родителей, получили развернутые ответы. В конце беседы ректор рассказал о планах университета в сфере улучшения качества образования, подчеркнул, что такие встречи будут проводиться чаще, и поблагодарил присутствующих за проявленную активность и заинтересованность.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

Положение

Кабардино-Балкарского госуниверситета

Нальчик, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная система оценки знаний студентов, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена и/или зачета, не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. При отсутствии или недостаточности текущего контроля в течение семестра или учебного года на экзамен и/или зачет ложится чрезмерная нагрузка. В то же время оценка, получаемая студентом на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбор билета, психологическое и физическое состояние студента и экзаменатора и т.д.).

При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучаемых, а также отсутствует практически соревновательность между студентами в овладении знаниями.

Эти и ряд других соображений побуждают, по опыту многих зарубежных и отечественных вузов, обратиться к балльно-рейтинговой системе аттестации студентов.

Основными целями введения этой системы являются:

Стимулирование систематической повседневной работы студентов;

Снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

Повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д. оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

Исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов;

Создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.), необходимых при обучении в рамках уровневой системы;

Повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

Обеспечение участия КБГУ в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения академической мобильности обучающихся и конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.

В основу разработки балльно-рейтинговой системы КБГУ положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе контроля в течение учебного семестра и экзаменационной сессии. Она аналогична во многом балльно-рейтинговым системам, широко применяемым в зарубежных вузах, а также в ряде отечественных вузов, но и отличается от них по ряду характеристик. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольной акции.

1. Виды и формы контроля знаний, умений и навыков студентов

Оценка успеваемости студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в течение семестра или учебного года. Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть опросы на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а также короткие (например, до 15 мин.) задания, выполняемые студентами в начале лекции с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала, или в конце лекции для выяснения степени усвоения изложенного материала.

Рубежный контроль осуществляется по более или менее самостоятельным разделам – дидактическим единицам или учебным модулям дисциплины и проводится по окончании изучения дидактической единицы или модуля в заранее установленное время. Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения материала учебного модуля или дидактической единицы в целом. В течение семестра проводится три таких контрольных мероприятия по графику (через каждые треть семестра). Каждое из этих мероприятий является своего рода микроэкзаменом по материалу учебного модуля или дидактической единицы.

В качестве форм рубежного контроля можно использовать коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий (например, решение задач) с отчетом (защитой) в установленный срок, тестирование по материалам учебного модуля или дидактической единицы.

Промежуточный контроль – это экзамен в сессионный период и/или зачет по дисциплине (курсу) в целом.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.

Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и навыков студентов устанавливаются кафедрами. При этом из всех возможных (по решению кафедр) форм проведения балльно-рейтинговых контрольных мероприятий обязательными являются устный опрос (коллоквиум, собеседование и др.) и компьютерное тестирование. Обязательными является также выставление рейтинговых баллов за посещение аудиторных занятий (до 10 баллов по дисциплине в семестре). На рубежные контрольные мероприятия рекомендуется выносить весь программный материал (все разделы) по дисциплине.

2. Баллы, оценки, ШКАЛЫ

2.1. Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине в ходе текущего (S тек.), рубежного (S руб.) и промежуточного (S пром.) контроля составляет 100 баллов (S дис. = S тек. + S руб. + S пром. = 100 баллов).

При реализации образовательных программ по всем специальностям и направлениям высшего профессионального образования из указанных выше 100 баллов на текущий и рубежный контроль отводится 70 баллов (S тек. + S руб. = 70 баллов), а на промежуточную аттестацию (экзамен, зачет, которым заканчивается изучение дисциплины) приходится 30 баллов (S пром. = 30 баллов).

Конкретное распределение баллов на текущий (S тек) и рубежный (S руб.) контроли из общего числа баллов, выделенных на эти виды аттестации, устанавливается кафедрами.

2.2. Если промежуточный экзамен проводится по материалам двух и более семестров, то итоговая сумма баллов текущего и рубежного контроля выставляется с учетом коэффициентов (0<К<1) за каждый семестр, определяемых преподавателем (лектором) по распределению учебного материала по семестрам. Так если 40 % программного материала по курсу приходится на 1 семестр (К1 = 0,4) и 60 % на второй семестр (К2=0,6) и набраны в семестрах соответственно 45 и 55 баллов, то перед началом экзамена по годовому курсу итоговая сумма баллов текущего и рубежного контроля за год будет равна S тек. + S руб. = 45*0,4 + 55*0,6 = 51 балл.

2.3. Максимальная сумма по каждой курсовой работе (проекту) устанавливается в 100 баллов и, по усмотрению кафедры, распределяется по видам работы (например: графическая часть – 40 баллов, расчетно-пояснительная записка – 30 баллов, защита – 30 баллов). Оценка выставляется преподавателем-руководителем курсовой работы (проекта) по шкале баллов для дисциплин.

2.4. Максимальная сумма баллов по практике (производственной, учебной) устанавливается в 100 баллов, из которой 80 баллов отводятся на контрольные мероприятия (текущий и рубежный), выполняемые в ходе практики, а 20 баллов – на промежуточный контроль, который сводится к оценке качества отчетной документации студента и собеседованию группового руководителя со студентом. Указанные выше 80 баллов распределяются между всеми, кто руководит практикой студента (представителями КБГУ, предприятий школ и др.). Это распределение осуществляется под руководством факультетского руководителя практики по согласованию с соответствующими кафедрами, отвечающими за практики. В случае педагогической практики, в частности, рекомендуется производить это распределение между групповым и факультетским руководителями, преподавателями кафедры педагогики и психологии, учителем (по предмету), классным руководителем, пропорционально принятым в КБГУ нормам расчета учебной нагрузки за руководство педагогической практикой студентов.

Групповой руководитель практики от КБГУ сводит все баллы, выставленные указанными лицами, осуществляет промежуточный контроль и выставляет оценку за практику по шкале баллов для дисциплины.

2.5. Пересчет полученной суммы баллов по предмету в оценку производится по шкале (таблица 1 ):

- «отлично», если сумма баллов равна или больше 91 балла;

- «хорошо», если сумма баллов находится в пределах 81 – 90;

- «удовлетворительно», если сумма баллов составляет 61 – 80;

- «неудовлетворительно», если сумма баллов меньше или равна 60.

Таблица 1.

ШКАЛА

оценки академической успеваемости студентов

Сумма баллов

Название

Числовой эквивалент

Профессионально-образующая дисциплина

Сумма баллов

Название

Числовой эквивалент

удовлетворительно

удовлетворительно

неудовлетворительно

(аналогично

оценки Fx в ECTS)

неудовлетворительно

(аналогично

оценки Fx в ECTS)

(аналогично

оценки F в ECTS)

(аналогично

оценки F в ECTS)

2.6. По дисциплинам, важным для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, которые специально отмечены в рабочих учебных планах, студент не может получить положительную оценку, если он набрал меньше 71 балла. По таким профессионально-образующим дисциплинам положительной оценке «удовлетворительно» по пятибалльной шкале соответствует интервал от 71 до 80 баллов. Остальные оценки (отлично, хорошо) по дисциплинам выставляются в соответствии с баллами, указанными в таблице 1 .

2.7. Суммарный рейтинг студента за семестр (учебный год) определяется суммированием рейтинговых баллов по дисциплинам, включая баллы за курсовую работу (проект) и практики. По данному рейтингу осуществляется ранжирование студентов в учебной группе (и/или на курсе). Ранжирование студентов может производиться также непосредственно по рейтинговым баллам, набранным по конкретным дисциплинам (т.е. будут определяться первый, второй и т.д. студенты по дисциплине).

3. Порядок допуска и сдачи экзаменов и зачетов

3.1. Для допуска к экзамену (независимо от того, предусмотрен или отсутствует зачет по данной дисциплине), а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только и заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 41 балла по проффесионально-образующим дисциплинам и не менее 36 баллов по остальным дисциплинам. Если сумма баллов текущего и рубежного контроля меньше 41 по проффесионально-образующим дисциплинам и 36 баллов по остальным дисциплинам, то студент не допускается к экзамену и выше указанному типу зачета. Для допуска к экзамену или зачету необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине.

3.2. Для получения зачета, которым только и заканчивается изучение дисциплины (такие дисциплины, как правило не являются профессионально-образующими дисциплинами), студенту необходимо иметь не менее 61 балла. Если он по итогам текущего и рубежного контроля набрал число баллов в пределах 36 < (S тек. + S руб.) < 61, то студент допускается к сдаче зачета и, по итогам сдачи зачета, он может повысить свою сумму баллов до 61 (но не более), необходимых для получения зачета. Если же студент по итогам текущего и рубежного контроля набрал 61 и более баллов, то ему будет выставлен зачет (без сдачи).

3.3. Если изучение дисциплины (не относящейся к категории профессионально-образующихся) в семестре заканчивается зачетом и экзаменом, то для получения зачета студенту необходимо набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов (S тек. + S руб. ³ 36 баллов). Если он набрал число баллов в пределах 31 £ (S тек. + S руб.) < 36, то студент допускается к сдаче такого типа зачета и в ходе зачета может повысить сумму баллов до 36 (не более), необходимых для получения зачета и допуска к экзамену. Если суммарное число баллов, набранных студентом к началу экзаменационной сессии по дисциплине, по которой предусмотрены зачет и экзамен меньше 31, он не допускается к зачету и, следовательно, к экзамену по данной дисциплине.

Если изучение дисциплины, являющейся профессионально-образующей, в семестре заканчивается зачетом и экзаменом, то для получения зачета студенту необходимо набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 41 балла (S тек. + S руб ³ 41балла). Если он набрал число баллов в пределах 36 £ (S тек. + S руб.) < 41, то студент допускается к сдаче такого типа зачета и в ходе зачета может повысить сумму баллов до 61 (не более), необходимых для получения зачета и допуска к экзамену. Если суммарное число баллов, набранных студентом к началу экзаменационной сессии по дисциплине, по которой предусмотрен зачет и экзамен меньше 36, он не допускается к зачету и, следовательно, к экзамену по данной дисциплине.

3.4. На экзамене (дифференцированном зачете) студент может получить от 15 до 30 баллов. Если ответы студента на экзамене оцениваются суммой баллов менее 15, то студенту выставляется «0» баллов.

3.5. Промежуточный контроль является обязательным для получения зачета по всем видам практик. При этом, студент, не набравший в ходе практики 51 балл, не допускается к итоговому контролю. Студент, получивший меньше 10 баллов за отчетную документацию, также не получает зачет по практике.

4. Отчисление из вуза, отработка и ПОВТОРНОЕ изучение дисциплин

4.1. Студенты, обучающиеся по очной форме в университете по всем специальностям и направлениям, имеющим к началу экзаменационной сессии до 35 баллов включительно (£ 35 баллов) по трем и более дисциплинам (курсовым работам, практикам) подлежат отчислению из КБГУ.

Проекты приказов об отчислении таких студентов представляются деканами факультетов и директорами учебных институтов в установленном порядке в первый день (по утвержденному графику учебного процесса в текущем семестре) экзаменационной сессии.

4.2. Студенты, не набравшие по одной или двум дисциплинам баллов, необходимых для допуска к промежуточной аттестации или получения зачета к началу сессии и получившие неудовлетворительную оценку в ходе сессии соответственно по двум или одной дисциплине (т.е. при наличии трех задолженностей), подлежат отчислению из КБГУ.

4.3. Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам (курсовой работе, практике) до 35 баллов включительно (£ 35 баллов) имеют право на однократное повторное изучение не освоенных надлежащим образом дисциплин (курсовая работа, практика) в течение следующего семестра. Если незачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов для данной группы.

В результате повторного изучения дисциплин (курсовая работа, практика) студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он какие-либо еще задолженности.

4.4. Студент, получивший по итогам текущего и рубежного контроля по одной или двум дисциплинам (курсовой работе, практике) баллы, в пределах от 41 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 36 до 60 баллов по остальным дисциплинам, обязан в течение 10 календарных дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В ходе этих работ (отработок) в течение 10 дней студент может довести количество набранных баллов (их выставляет преподаватель) соответственно до 70 (по профессионально-образующим дисциплинам) и 60 (по другим дисциплинам). На промежуточной аттестации (экзамен или зачет, которым заканчивается изучение дисциплины) в течение этих 10 дней студент может получить от 15 до 30 баллов (их выставляет комиссия).

Если качество учебных работ и/или знаний будет признано удовлетворительным, то студент допускается к дальнейшему обучению.

Если качество учебных работ и/или знания в течение 10 дней признаны неудовлетворительными по одной или двум дисциплинам (курсовой работе, практике) студент может обращаться в установленном порядке (по заявлению) с просьбой о повторном изучении этих дисциплин в течение следующего семестра. В случае принятия в установленном порядке положительного решения по допуску такого студента к повторному изучению, аннулируются все набранные им ранее баллы по этим дисциплинам. При этом, если незачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс из предлагаемых учебных курсов по выбору.

4.5. Студенты, пропустившие по уважительным причинам балльно-рейтинговые мероприятия по первым двум этапам (1/3 и 2/3 семестра) могут их отрабатывать в течение 10 календарных дней после завершения каждого этапа выполнения этих мероприятий. Решение по таким отработкам принимает и дает направление за своей подписью декан факультета или директор учебного института, при наличии заявления студента с оправдательными документами (в основном медицинские справки о временной нетрудоспособности с указанием сроков освобождения от занятий, заверенные главным врачом поликлиники КБГУ).

По истечении указанных 10 календарных дней, в исключительных случаях (при наличии уважительных причин), решение о продлении сроков отработок принимаются ректором или проректором по соответствующей форме обучения.

Отработки по итогам третьего (последнего) этапа выполнения балльно-рейтинговых мероприятий в таком же порядке проводятся в период между теоретическим обучением и экзаменационной сессией (в период рейтингово-зачетной сессии) предусмотренный, в сводном графике рейтинговых мероприятий по вузу, утверждаемом приказом ректора.

Результаты отработок по установленной форме своевременно представляются деканом факультета (директором учебного института) в специальное подразделение университета, контролирующее выполнение балльно-рейтинговых мероприятий.

4.6. Пересдача балльно-рейтинговых контрольных мероприятий с целью повышения количества набранных баллов после заполнения в установленные сроки ведомостей текущей успеваемости не разрешается. В то же время, при наличии времени между проведением балльно-рейтингового контрольного мероприятия и установленной датой заполнения ведомости текущей успеваемости студент может добирать баллы по дисциплине. В последнем случае, решение принимает преподаватель по дисциплине.

4.7. Лица, переводящиеся в КБГУ из других вузов, а также с одного факультета (учебного института) на другой, с заочной формы обучения на очную или восстанавливающееся в число студентов, могут быть переведены в необходимых случаях на индивидуальный график выполнения балльно-рейтинговых контрольных заданий.

по дисциплинам, специальностям и направлениям

5.1. Заведующий кафедрой к началу нового семестра составляет согласованный с деканатом (деканатами) график балльно-рейтинговых контрольных мероприятий на семестр по всем учебным дисциплинам кафедры. График составляется по заявкам преподавателей кафедр, где должны быть указаны формы и количество балльно-рейтинговых контрольных мероприятий, предполагаемые даты их проведения и количество баллов, отводимых на каждое мероприятие.

Если к преподаванию дисциплины (чтению лекций, проведению лабораторных, практических, семинарских занятий) привлечены несколько преподавателей, то при определении структуры балльно-рейтинговых мероприятий и распределении баллов на текущий и рубежный контроль, ведущая роль принадлежит лектору.

5.2. Декан факультета (директор учебного института) по заявкам кафедр, участвующих в обеспечении учебного процесса по данной специальности или направлению, составляет сводный график балльно-рейтинговых контрольных мероприятий на семестр по специальности (направлению) для каждой академической группы. Он, таким образом, определяет окончательно даты проведения балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по каждой дисциплине и в целом за семестр.

При этом не рекомендуется проведение в один день более одного рубежного балльно-рейтингового контрольного мероприятия (за исключением рейтингово-зачетных дней). При составлении графика балльно-рейтинговых контрольных мероприятий необходимо принять меры для более равномерного распределения точек рубежного контроля по всем дисциплинам, изучаемым в текущем семестре (первая контрольная точка по отдельно взятой дисциплине в начале периода, отведенного на выполнение рейтинговых мероприятий, вторая контрольная точка – в середине, а третья – в конце).

5.4. График проведения балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по специальности (направлению) в семестре, подписанный деканом факультета (директором учебного института) и руководителем специального подразделения университета, отвечающего за сбор, хранение и контроль результатов балльно-рейтинговых мероприятий, утвержденный проректором, курирующим учебный процесс по очной форме обучения, должен быть вывешен на факультете (в учебном институте) в начале семестра.

5.5. Сводный график проведения балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по всем курсам (включая выпускные), специальностям и направлениям очной формы обучения на новый учебный год, согласованный с графиком учебного процесса по вузу на учебный год, утверждается приказом ректора к началу нового учебного года.

Проект такого приказа, согласованный с деканами факультетов (директорами учебных институтов) и проректором, курирующим учебный процесс по очной форме обучения, готовится руководителем специального подразделения университета, контролирующего выполнение балльно-рейтинговых мероприятий в вузе.

6. Организация контроля выполнения балльно-рейтинговых заданий и обеспечение гласности результатов

6.1. Результаты балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплинам, курсовым работам (проектам) и практикам представляются на кафедру ответственными лицами (преподавателями, руководителями работ и практик) в установленные кафедрой сроки.

6.2. Заведующий кафедрой контролирует и принимает необходимые меры по строгому соблюдению графика балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по кафедре. Он лично отвечает за своевременное (три раза в семестр – через каждые треть семестра) подведение итогов балльно-рейтинговых контрольных мероприятий.

6.3. Декан факультета (директор учебного института) контролирует и отвечает за выполнение сводного графика балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по специальности (специальностям) и направлению (направлениям).

Он обеспечивает подведение итогов выполнения балльно-рейтинговых заданий через каждые треть семестра, а также составление списков ранжирования (хит-парады) студентов по рейтинговым баллам.

6.4. Списки ранжирования студентов по рейтинговым баллам должны вывешиваться три раза в течение семестра с целью широкого информирования всех участников рейтинг-контроля о его результатах. За эту работу отвечает декан факультета (директор учебного института).

6.6. За своевременную обработку результатов рейтинг-контроля и подготовку списков ранжирования (хит-парадов) студентов по дисциплинам, специальностям и направлениям отвечают деканы факультетов и директора учебных институтов.

6.7. Результаты выполнения студентами балльно- рейтинговых контрольных мероприятий по всем дисциплинам, специальностям и направлениям подготовки в университете после каждого этапа (через каждые треть семестра) представляются в установленном порядке в специальное подразделение вуза для их централизованного учета.

Эта информация представляется в указанное подразделение в течение последующих двух рабочих дней после завершения этапа деканом факультета или директором учебного института

6.8. В подразделении (отделе) КБГУ, осуществляющем централизованный учет результатов балльно-рейтинговых мероприятий, проводится анализ и обобщение этих результатов и информация по установленной форме в течение трех дней после завершения этапа представляется ректору и проректору, курирующему учебный процесс по очной форме обучения.

7.1. Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

Ведомость учета текущей успеваемости;

Зачетная ведомость;

Экзаменационная ведомость.

Все они имеют установленную форму и самовольное внесение каких-либо изменений в эти формы не допускается (образцы ведомостей приведены в приложениях 1 – 3 к настоящему Положению).

Эти ведомости заполняются и хранятся в деканатах, дирекциях учебных институтов. При этом ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателями три раза в течение семестра (через каждые треть семестра). Окончательное заполнение (закрытие) этой ведомости и ее подписание деканом (директором учебного института) производится к началу экзаменационной сессии (по учебному плану).

В зачетной ведомости в графе «Сумма баллов текущей успеваемости», заполняемой деканатом перед началом сессии, приводятся баллы, полученные по текущей успеваемости из ведомости учета текущей успеваемости. Остальные графы зачетной ведомости заполняются преподавателями. В графе «Итоговая сумма баллов» этой ведомости приводится сумма баллов, указанных в первых двух графах.

В экзаменационной ведомости в графе «Сумма баллов текущей успеваемости и сдачи зачета» деканатом представляются баллы из графы с аналогичным названием зачетной ведомости, если по дисциплине предусмотрены зачет и экзамен.

7.2. Для сбора, хранения и контроля результатов рейтинг-контроля по дисциплинам кафедры заполняется «Ведомость учета текущей успеваемости по дисциплинам кафедр» для каждой кафедры. Она подшивается и хранится как отчетный документ на кафедре.

7.3. Результаты контрольных мероприятий по практикам и курсовым работам (проектам) заносятся в ведомость учета текущей успеваемости и зачетную ведомость. При этом в графе «Сумма баллов на зачете» в зачетной ведомости проставляются баллы промежуточного контроля (по практикам – за качество отчетной документации и по результатам собеседования, по курсовым проектам – за защиту).

7.4. В зачетной книжке выставляются оценки по пятибалльной системе, определяемые в зависимости от суммы баллов по соответствующей шкале оценок.

8. О ДЕЙСТВИИ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

6.6 . Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажёры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем), Интернет-ресурсы по дисциплине и др.

    Комплект тестовых заданий для проведения текущего контроля знаний (акт от 11.02.2008 г. ).

2. Набориллюстраций, схем-таблиц, фотографии.

7. Текущая и итоговая аттестации студентов по дисциплине. В соответствии с действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ.

В соответствии с действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ баллы по текущей и промежуточной аттестации распределяются при проведении практических занятий, коллоквиумов, посещаемости, тестового контроля.

В основу разработки балльно-рейтинговой системы КБГУ положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. Особо следует отметить, что балльно-рейтинговая система являясь формой проверки приобретенных знаний и умений, активно влияет на изменение самой технологии учебного процесса в вузе.

    стимулирование повседневной систематической работы студентов;

    снижение роли случайности при сдаче экзаменов или зачетов;

    повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и.т.д оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

    исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов;

    повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

Таблица I

Вид отчетности

Коллоквиум

Тестирование

Посещение занятий

      Шкала оценки по дисциплине.

Оценка по пятибальной шкале

Оценка ECTS

Су мма баллов

Название

Числовой эквивалент

Сумма баллов

название

Буквенное обозначение

Числовой эквивалент

отлично

отлично

хорошо

Очень хорошо

хорошо

Удовлетв.

Удовлетворит.

посредственно

неудовл

2 (Fx )

2 (F )

Обязательное компьютерное тестирование студентов по дисциплине.

Заведующий кафедрой к началу нового семестра составляет согласованный с деканатом (деканатами) график контрольных мероприятий на семестр по всем учебным дисциплинам кафедры. График составляется по заявкам преподавателей кафедр, где должны быть указаны формы и количество контрольных мероприятий, предполагаемые даты их проведения и количество баллов. Бально-рейтинговые мероприятия по дисциплине проводятся в соответствии планом и расписанием утвержденным деканатом биологии на 5-6-ой, 12-ой и 18 неделях.

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

Ведомость учета текущей успеваемости;

Зачетная ведомость.

Все они имеют установленную форму и самовольное внесение каких-либо изменений в эти формы не допускается.

Эти ведомости заполняются и хранятся в деканатах, дирекциях учебного заведения. При этом ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателями три раза в течение семестра (через каждые треть семестра). Окончательное заполнение этой ведомости и ее подписание деканом производится к началу экзаменационной сессии (по учебному плану).

В зачетной ведомости в графе «Сумма баллов текущей успеваемости», заполняемой деканатом перед началом сессии, приводятся баллы, полученные по текущей успеваемости из ведомости учета текущей успеваемости. Остальные графы ведомости заполняются преподавателями. В графе «Итоговая сумма баллов» этой ведомости приводится сумма баллов, указанных в первых двух графах.

В зачетной книжке выставляются оценки по пятибалльной системе, определяемые в зависимости от суммы баллов по соответствующей шкале оценок.

      Порядок и сдача зачета

7.6.1. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине

Суммарный рейтинг студента за семестр определяется суммирова-нием рейтинговых баллов по дисциплинам. По данному рейтингу осуществляется ранжирование студентов в учебной группе, на курсе. Ранжирование студентов может производиться также непосредственно по рейтинговым баллам, набранным по конкретным дисциплинам.

7.6.2. Порядок и сдача зачета

Для допуска к зачету, которым только и заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Если сумма баллов текущего и рубежного контроля меньше 36, то студент не допускается к экзамену и выше указанному типу зачета.

Для получения зачета, которым только заканчивается изучение дисциплины, студенту необходимо иметь не менее 61 балла. Если студент по итогам текущего и рубежного контроля набрал число баллов в пределах 36 < 61, то студент допускается к сдаче зачета и, по итогам сдачи зачета он может повысить свою сумму баллов до 61 (но не более), необходимых для получения зачета. Если же студент набрал 61 и более баллов, то ему будет выставлен зачет (без сдачи).

7.7. Отработка и повторное изучение дисциплины

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно (< 35 баллов) имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов в течение следующего семестра.

В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент предоставляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие-либо задолженности.

Если качество учебных работ и/или знаний будет признано удовлетворительным, то студент допускается к дальнейшему обучению.

При этом в ходе отработок в течение 10 дней студент может довести количество набранных баллов до 60 (не более). На промежуточной аттестации в течение этих 10 дней, студент может получить от 15 до 30 баллов.

Студенты, пропустившие по уважительным причинам рейтинговые мероприятия по первым двум этапам могут их отрабатывать в течение 10 календарных дней после завершения каждого этапа выполнения рейтинговых мероприятий. Решение по таким отработкам принимает и дает направление за своей подписью декан факультета, при наличии заявления студента с оправдательными документами.

По истечении указанных 10 календарных дней, в исключительных случаях, при наличии уважительных причин решение о продлении сроков отработки принимаются ректором или проректором по соответствующей форме обучения.

Отработки, по итогам третьего (последнего) этапа выполнения балльно-рейтинговых мероприятий, проводятся в период между теоритическим обучением и экзаменационной сессией (рейтингово-зачетная сессия), предусмотренном в сводном графике балльно-рейтинговых мероприятий по вузу, утверждаемом приказом ректора.

Результаты отработок по установленной форме своевременно представляются деканом факультета в специальное подразделение университета.

Пересдача контрольных мероприятий с целью повышения количества баллов после заполнения в установленные сроки ведомостей текущей успеваемости не разрешается.

8 . Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины.

В процессе преподавания дисциплины «Биология с основами экологии» с целью актуализации творческого потенциала и самостоятельности студентов, используются проблемные методы обучения. Применяются также мультимедийные пособия. В качестве промежуточной проверки знаний применяется компьютерное тестирование.

9. Электронные учебные пособия и материалы

1. /default.asp?rp=88&lvl=2

2. /cgi-bin/docs.pl?getfulldoc&disc=1157&spec=10808

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х. М. БЕРБЕКОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

ПО ЭКОЛОГИИ

Для специальностей: – 050502 – Технология и предпринимательство

010707 – Медицинская физика

270102- Промышленное и гражданское

строительство

230102- АСОиУ

230100- ПОВТ и АСоУ (СПО)

260600 - МАПП

НАЛЬЧИК 2007

Рецензент: проректор КБГСХА, д. с/х.н. Унежев Х.М.

Составители : Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Шугушева Л.Х., Барагунова Е. А.

Методические указание по экологии - Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2007.

Методические указание по самоподготовке и рейтинг - контролю, практическим и самостоятель-ным занятиям по дисциплине «Экология» для студентов специальностей:

050502 – Технология и предпринимательство

010707 – Медицинская физика

151001 - Технология машиностроения

230102- АСОиУ

230100- ПОВТ и АСоУ (СПО)

210601- Нанотехнология в электронике

260600 - МАПП

Методические материалы представляют собой перечень лекционных вопросов, планы семинарских занятий, темы рефератов, вопросы рейтингового контроля знаний, а также список основных и дополнительных литератур по дисциплине «Экология», составленных в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом Министерство образования Российской Федерации для технических направлений и специальностей вузов.

Методические материалы помогут студентам при самостоятельной подготовке к рейтинг – контролю знаний по экологии и повторении дидактического материала по всему курсу.

УДК
ББК

© Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х. М. Бербекова, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы, с целью улучшения экологической подготовки специалистов инженерного профиля, в соответствии с Государственным образовательным стандартом (1999) в вузах для всех технических специальностей и направлений введена дисциплина «Экология». Первый российский учебник по этому профилю был написан профессорами В.И. Коробкиным (Ростовский госуниверситет) и Л.В. Передельский (Ростовский строительный госуниверситет), который стал лауреатом конкурса учебников нового поколения Минообразования России (1999) и был издан в 2000г и ещё двумя тиражами в 2001-2004гг. В нем подробно изложено организованные в систему основы знаний по экологии.

Как известно, учебник является главным средством прочного усвоения знаний студентами, способствует развитию у них активного мышления и формированию научного мировоззрения. Однако и издание данной методической рекомендации по самостоятельной подготовке, и рейтинг – контролю знаний по экологии тоже имеет глубокий смысл. Стремительно развивающиеся экологические науки и экологическое законодательство требует перманентного реагирования учебно-методических изданий, особенно это касается при самоподготовке к рейтингу, где студенту трудно ориентироваться в большой практической литературе по экологии. Наиболее быстро и с хорошим обучающим эффектом этого можно достигнуть путем издания методических рекомендаций в виде вопросов к рейтинговому контролю знаний и ответов. Именно эту цель и ставили перед собой, авторы предлагаемой методической пособий «Экология» в вопросах и ответах, рекомендованного кафедрой общей биологии, экологии и природопользования КБГУ по специальностям и направлению инженерно-технического профиля в КБГУ.

В этом методическом указаний в сжатой и конкретной форме дается лишь основное и самое главное из области основополагающих экологических знаний, необходимых для самостоятельной подготовки к трем рейтинговым контрольным точкам будущих инженерно-технических работников. Методические указание приводимые в работе в основном посвящены, таким разделам, как биологическое разнообразие, проблемы биотической регуляции окружающей среды, механизмов преобразования ландшафтов, последствии антропогенного воздействия на окружающую среду, экологического кризиса, управление окружающей средой и оценка её качества, понятия о концепции устойчивого развития и др.. Авторы также не могли пройти мимо опубликованных в начале 2000г нового Федерального закона России «Об охране окружающей среды», «экологической доктрины Российской Федерации» основные краткие сведения из которых приведены в работе.

При использовании методического указания студенты смогут найти рейтинговые вопросы, необходимую литературу с указанием автора, раздела, страницы и т. д., а также проверить свои знания, систематизировать их, а затем использовать при подготовке к трём рейтинговым точкам и в дальнейшей теоретической подготовке к заключительной аттестации по дисциплине. Методические указания данной работы поможет, им облегчить им, найти необходимый материал для подготовки и успешной реализации свои знаний при проведении рейтинговых контрольных работ по экологии.

Введение

    Что изучает наука экология, каковы её основные задачи?

    Какова структура современной экологии как науки?



Похожие статьи