Согласно ДБН В22-15-2005 "Жилые дома. Основные положения" предъявляются следующие требования к МФЖК:
При проектировании протяженных отдельно стоящих зданий и периметральной застройки квартала в них должны быть предусмотрены сквозные проезды для автотранспорта согласно требованиям ДБН 360. Ширина проезда должна быть не менее 3,5 м, высота - не менее 4,25 м. В этих зданиях должны предусматриваться также сквозные проходы на расстоянии не более 100 м.
Размещение жилых помещений в цокольных, подвальных и подземных этажах жилых зданий не допускается.
Наиболее важные в архитектурно-планировочном отношении монофункциональные комплексы (центры) формируются важными учреждениями и соответствующими зданиями и сооружениями. К ним относятся: административные (государственные, областные, городские) комплексы, крупные деловые, информационные, культурно-просветительные, зрелищные, мемориальные, торговые и др. Их следует размещать в пределах центрального планировочного района в ядре центра и насыщать сопутствующими функциями.
Полифункциональные комплексы (центры) следует формировать деловыми, торговыми, культурно-зрелищными учреждениями и размещать как в центральном ядре, контактной к нему зоне на въездах в ядро или общегородской центр, в центральном планировочном районе (зоне), так и на главных осях других планировочных районов (зон) города.
При формировании полифункциональных комплексов (центров) общегородского значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать административно-управленческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с расположенными вблизи промышленно-производственными объектами.
При создании центров периферийных планировочных районов (зон) размеры их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей в общественных территориях, приведенных в п. 2.13. В случае их формирования в комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производственного района удельный размер земельного участка последнего допускается увеличивать, но не более чем на 30%.
При формировании жилых районов в центральной зоне их общественные центры следует рассматривать в общей системе общегородского центра.
Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью 80-400 га, в пределах которого формируются жилые кварталы, размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также объекты городского значения. Границами жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, естественные и искусственные рубежи. Жилые районы (обособленные) могут формироваться как самостоятельные структурные единицы.
Минимальную расчетную площадь участка для отдельного жилого здания (без размещения на нем детских дошкольных учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих гражданам, физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с количеством его жителей - не менее как: 30,1 - 23,3 м 2 /чел. (при застройке до 3 этажей), 20,2 - 17,0 м 2 /чел. (4-5 этажей), 15,3 - 13,9 м 2 /чел. (6-8 этажей), 12,2 - 12,0 м 2 /чел. (9-12 этажей).
К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м.
Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах только как исключение.
Формирование малоэтажной высокоплотной застройки должно осуществляться на основе компактного размещения блокированных жилых элементов при обеспечении нормативных санитарно-гигиенических требований. Минимальные размеры формируемых внутренних двориков определяются требованиями инсоляции при обеспечении расстояния между окнами противоположно расположенных квартир не менее 15 м (бытовой разрыв), а также противопожарными требованиями (приложение 3.1), включая обеспечение въезда пожарных автомашин. Проезды во внутренние дворики следует принимать (в свету) не менее 3,4 м, высотой - не менее 4,25 м.
Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее 6 м 2 на 1 чел. (без учета школ и детских дошкольных учреждений). В площадь отдельных участков озелененной территории жилого квартала включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.
При проектировании жилой застройки необходимо предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Примечание 1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик, от площадок для сушки белья - не нормируются; расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.
Примечание 2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры площадок: для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой в районах с пыльными бурями при создании закрытых сооружений; для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями, оборудованными помещениями для сушки белья, лифтами, мусоропроводами; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и взрослого населения.
Площадки, намечаемые для строительства предприятий, должны быть достаточного размера и удовлетворять санитарным требованиям в отношении прямого солнечного облучения, естественного проветривания и проведения противомалярийных мероприятий.
Размер производственных площадей определяется обычно с помощью опытных коэффициентов, а также подсчетом площадей отдельных цехов и вспомогательных сооружений. Первым методом пользуются для определения предварительных размеров строительной площадки. Занятую площадь без учета дорог и инженерных коммуникаций можно определить по формуле
S = (Ak + S 1 ) * 1.12
где S - размер занятой территории в м 2 ;
А - число производственных рабочих;
k - размер застроенной площади на одного производственного рабочего в м 2 ; на судоремонтном заводе k = 15- 20 м 2 ; для судостроительных верфей k = 25 - 35 м 2 ; большая величина относится к верфям серийной постройки судов.
S 1 - площадь, занятая судоподъемными сооружениями.
Общий размер территории с учетом площади дороги инженерных коммуникаций определяют по формуле
T = S/k 1
K 1 -коэффициент занятости территории; для речных и морских судоремонтных предприятий k 1 = 0,35 - 0,50; для судостроительных верфей k 1 = 0,40 - 0,60.
Площадка должна иметь относительно ровную поверхность с небольшим уклоном к акватории (от 0,002 до 0,020). Участок должен быть защищен от ледохода и волнения. При весеннем подъеме воды должна обеспечиваться незатопляемость участка. Расположение площадки предприятия должно обеспечивать возможность удобного расселения трудящихся невдалеке от предприятия с соблюдением необходимых санитарных требований. Выбор территории для расселения трудящихся должен производиться одновременно с выбором площадки для промышленного предприятия.
Грунт под сооружениями должен иметь достаточную несущую способность, с тем чтобы не возводить специальных дорогостоящих оснований. Уровень грунтовых вод на площадке должен быть по возможности ниже глубины устройства подвалов, тоннелей и т. п.
Площадка должна давать возможность снабжения технической и питьевой водой; расположение площадки должно допускать удобный отвод сточных вод.
Площадка должна удобно примыкать к магистральным линиям железных дорог. Акватория должна иметь подходы к речным магистралям достаточной глубины для обеспечения безопасной проводки ремонтируемых судов.
Для устройства внутризаводских железнодорожных путей общий уклон площадки вдоль берега не должен превышать для нормальной колеи 0,005 и узкой колеи 0,01. Для автогужевых, дорог уклон площадки не должен превышать 0,05.
Ширина акватории при расположении верфи на открытом берегу при продольном спуске должна быть не менее 2,5 длины наибольшего строящегося судна. При поперечном спуске ширина акватории определяется условиями плавания судов без помех для спуска судов со стапелей.
В проектную документацию, представляемую на экспертное заключение, входят следующие чертежи: схема размещения, ситуационный план, опорный план, генеральный план, план благоустройства и озеленения, план организации рельефа, план инженерных сетей. К ним прилагается общая пояснительная записка.
1. Общая пояснительная записка должна содержать: – основные градостроительные решения по генеральному плану, обоснования принятой архитектурной композиции, объемно-планировочные и конструктивные мероприятия, решения по транспортному обслуживанию, организации рельефа, благоустройству и озеленению, системе обслуживания населения или работающих; – основные технологические решения; – способы обеспечения объекта инженерными сетями, коммуникациями, инженерными системами и оборудованием зданий; – противопожарные и охранные мероприятия; – решения по энергоэффективности и энергосбережению; – мероприятия по сохранению объектов недвижимого историко-культурного наследия и их территорий; – мероприятия по охране окружающей среды; – основные мероприятия по организации строительства; – основные технико-экономические показатели и данные о проектной мощности объекта (показатели по предпроектной и проектной документации); – сведения об объектах-аналогах (для определения сметной стоимости строительства).
2. На схеме размещения показывают: – местоположение объекта в плане города, района или квартала; – наименование окружающих улиц, проездов, объектов; – направление север -юг.
Для проектов застройки схему размещения проектируемой территории в структуре города выполняют по форме проекта застройки.
3. На ситуационном плане (топографический план с подземными коммуникациями в масштабе 1:2000) наносят: – границы участка; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защит-ных зон, зон охраны памятников и др.); – названия улиц, проездов; – существующие сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, дороги и проезды, зеленые насаждения, границы землепользования (включая противоположную сторону улиц и 100 м прилегающих территорий) с номерами корпусов (строений) и их этажностью; – направление север -юг; – экспликацию зданий и сооружений.
4. На опорном плане для проектов реконструкции застройки, а для отдельных комплексов на топографическом плане показывают: – границы проектируемой территории, обозначенные буквенными литерами в соответствии с исходно-разрешительной документацией; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – существующие зеленые насаждения; – существующее функциональное использование территории в границах проекта, а также прилегающей территории в радиусе 100 м; – существующую застройку с номерами корпусов (строений), с экспликацией зданий и сооружений, с указанием назначения, этажности, капитальности; – зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры, а также территории объектов недвижимого историко-культурного наследия, не имеющих в настоящее время утвержденных зон охраны; – утвержденные предложения по сносу, реконструкции зданий и сооружений, выводу предприятий, новому строительству; – существующие улицы, проезды, подъезды к зданиям; – направление север -юг.
5. На генеральном плане (топографический план с подземньми коммуникациями в масштабе 1:500) наносят: – границы проектируемой территории; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии и планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – названия улиц, проездов; – проектное функциональное использование территории с проектными границами территорий (участков) жилой, общественной, коммунальной застройки, зеленые насаждения общего пользования и др.; – сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения с указанием этажности, номеров корпусов, абсолютной отметки пола 1-го этажа, разбивочных осей и осевых размеров, входов, въездов, приямков, козырьков проектируемых объектов; – сохраняемые и проектируемые дороги, проезды и автостоянки с указанием ширины внутриквартальных улиц, проездов, с разметкой машиномест автостоянок; – улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные транспортные площадки; – зеленые насаждения, пешеходные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства территории с учетом мероприятий по организации рельефа (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы); – границы первой очереди строительства (при поэтапном осуществлении проекта); – направление север -юг; – условные обозначения.
Чертеж генплана сопровождается экспликацией и основными технико-экономическими показателями.
6. На плане благоустройства и озеленения территории (в масштабе 1:500 на копии генплана) показывают: – существующие, сохраняемые и проектируемые зеленые насаждения - деревья, кустарники, газоны, цветники и др.; – аллеи, тропиночную сеть, малые архитектурные формы, в том числе ограды, подпорные стенки, лестницы, откосы, площадки мусоросборников и другие элементы благоустройства; – границы участков зеленых насаждений общего пользования; – дорожные покрытия; – существующие и проектируемые инженерные сети; – таблицу ассортимента проектируемого посадочного материала и объемы работ по благоустройству и озеленению.
Для согласования проектов допускается совмещать схему благоустройства и озеленения с генеральным планом в масштабе 1:500 и показывать принципиальные решения - виды озеленения, пешеходные пути, площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства без объемов работ.
7 На плане организации рельефа (в масштабе 1:500 на копии генплана) наносят: – величину и направление уклонов, горизонтали; – отметки в точках перелома уклонов; – дождеприемные решетки с отметками; – красные и черные отметки по углам зданий, перед входами; – конструкции искусственных покрытий, лестниц, подпорных стенок; – абсолютные отметки, соответствующие условным нулевым отметкам проектируемых зданий; – откосы и подпорные стенки.
8. На технологических планах указывают: – основное технологическое оборудование; – транспортные средства; – категории помещений по взрыво- и пожароопасности.
9. На планах (на сводном плане) инженерных сетей показывают: – границы домовладений; – существующие и проектируемые здания, в том числе тепловые пункты; – все существующие переносимые и проектируемые инженерные коммуникации.
10. На планах нетиповых этажей наносят: – координатные оси здания по характерным местам и размеры между ними; – лестничные клетки; – лифтовые шахты; – стены и перегородки, дверные проемы с направлениями их открывания, оконные проемы, витражи; – наименования помещений и их площади, категории по взрыво- и пожароопасности (при отсутствии технологического плана); – линии разрезов; – балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).
11. Разрезы (продольные и поперечные) выполняют по характерным местам здания. На них показывают: – габаритные размеры несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перекрытия; – входы, оконные и дверные проемы; – фундаменты и отметки верха и низа их заложения; – относительные отметки по этажам и отметки прилегающего рельефа; – состав конструкции покрытия; – конструкцию существующих близкорасположенных зданий и сооружений.
12. На планах инженерного оборудования и систем указывают: – расположение основного инженерного оборудования; – трассировку сетей в одну линию.
13. На схеме стройгенплана наносят: – ограждения стройплощадки; – места размещения бытовых зданий; – временные автодороги; – пути для перемещения башенных кранов; – места складирования строительных конструкций и материалов; – точки присоединения к инженерным сетям на время строительства и временные мойки автомашин.
Генеральному плану в проекте отводится особо важное место, так как он решает вопросы организации территории новых или реконструируемых предприятий. В процессе проектирования генерального плана промышленного предприятия со всей полнотой раскрываются производственно-технологические связи, диктующие то или иное взаимное расположение на площадке производственных зданий и сооружений.
Площадка предприятия по функциональному использованию разделяется на четыре основные зоны: предзаводскую, производственную, подсобную и складскую. В каждой зоне производственные здания целесообразно располагать компактно, с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей. Так, санитарный разрыв между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты (от уровня земли до карниза) противостоящих зданий.
Противопожарные разрывы между производственными зданиями и сооружениями устаиваются в зависимости от степени огнестойкости противостоящих зданий согласно СНиП 2. 01. 02. Наименьшая величина разрыва - 9 м.
Зонирование территории позволяет достигать наиболее рационального решения планировки промышленного предприятия по условиям организации производственного процесса, а также санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
Для соблюдения условий зонирования следует выполнять следующие требования:
- · здания с производствами повышенной пожароопасности располагать с подветренной стороны заводской территории;
- · механические цеха машиностроительных заводов группировать с заготовительными (литейными, кузнечными);
- · складские сооружения, а также заготовительные цеха располагать в местах, удобных для ввода железнодорожных путей;
- · вспомогательные цеха рекомендуется стыковать с основными цехами;
- · энергетические цеха (ТЭЦ, склады топлива, компрессорные и т.п.) размещать совместно с группой заготовительных цехов вблизи ввода железнодорожных путей;
- · группу зданий обслуживания (столовая, поликлиника, административно-хозяйственные здания и т.п.) располагать у главного входа на предприятие, на предзаводской площади.
Приёмы планировки и застройки территории предприятия весьма разнообразны и зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. Наиболее распространённой является так называемая панельная застройка, при которой производственные здания располагаются по всей территории предприятия по прямоугольной сетке улиц и проездов. Расстановка зданий в пределах панели должна быть чёткой и организованной, желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 метрам.
К каждому зданию должны быть предусмотрены удобные подъезды (не менее двух) и проходы к бытовым помещениям. Ширина проездов при двухстороннем движении должна быть не менее 6 м, одностороннем - 3,5 м. Радиус закругления дорог - 10 м. Ширина тротуаров должна быть кратной 0,75 м, но быть не менее 2,25 м. Для зданий с наибольшей численностью работающих для подходов могут использоваться дороги.
На генплане каждого предприятия должны быть показаны пожарные водоёмы (или место установки гидрантов), зоны кратковременного отдыха, объекты гражданской обороны.
Въезды в предзаводскую зону осуществляют с городских магистралей, где помимо удобных подходов для рабочих и служащих к предприятиям следует предусмотреть стоянку для личного транспорта (на 15 - 25 автомобилей) и автомобилей данного предприятия (на 3 - 4 служебные машины).
Таблица Значение объемно-планировочных параметров промышленных зданий
Параметры здания |
Вид покрытия (перекрытия) |
Пролеты, м |
Высота, м |
Шаг колонн, м |
Длина здания, м |
Грузоподъ-ёмность крана, т |
||||
СХЕМА 1 - одноэтажное, однопролетное, с мостовым краном |
||||||||||
СХЕМА 2 - одноэтажное, однопролетное, с двумя подвесными кранами |
||||||||||
Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м |
||||||||||
Панели из профнастила длиной 6 м по фермам |
||||||||||
Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам |
||||||||||
СХЕМА 3 - одноэтажное, двухпролетное, с мостовыми кранами |
||||||||||
Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м |
||||||||||
Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам |
||||||||||
СХЕМА 4 - одноэтажное, двухпролетное, с подвесными кранами |
||||||||||
Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м |
||||||||||
Панели из профнастила длиной 6 и 12 м по фермам |
||||||||||
Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам |
||||||||||
Плиты-оболочки типа КЖС длиной 18 и 24 м |
||||||||||
Длинномерные плиты типа 2Т длиной 18 и 24 м |
||||||||||
С подстропильными фер-мами по среднему ряду колонн и ж/б плитами покрытия длиной 6 м |
||||||||||
СХЕМА 5 - многоэтажное, двухпролетное, с балочным перекрытием |
||||||||||
Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием на полки ригелей |
||||||||||
Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием по верху ригелей |
||||||||||
СХЕМА 6 - многоэтажное, трехпролетное, с подвесными кранами и увеличенным пролетом в верхнем этаже |
||||||||||
Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей |
||||||||||
Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием по верху ригелей |
||||||||||
СХЕМА 7 - многоэтажное, с межферменными этажами |
||||||||||
Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей по нижнему поясу и ребристые плиты по верхнему поясу ферм |
На земельных участках храмовых комплексов не рекомендуется размещать здания и сооружения, функционально не связанные с ними. Допускается предусматривать рядом с земельными участками храмов участки для размещения жилых домов церковного причта, богаделен, гостиниц, мастерских и хозяйственных служб, гараж. Площадь гаража принимается из расчета 18 м 2 на одну машину и 30 м 2 на один автобус; площадь мастерских - по заданию на проектирование, площадь склада 18 - 60 м 2 .
Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими с подвалом или цокольным этажом. Отдельные помещения (стоянки автомобилей, мастерские, кладовые) могут быть сблокированы с церковно-причтовыми домами.
Территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные зоны:
храмовую;
вспомогательного назначения;
хозяйственную.
Примерная схема генерального плана приходского городского храмового комплекса приведена на рис. 2.2.
Рисунок 2.2. Примерная схема генерального плана комплекса городского приходского храма
Во входной зоне следует предусматривать въезд для автотранспорта и вход для прихожан. В этой зоне предусматриваются киоски по продаже церковных принадлежностей, места для отдыха прихожан. Входная зона должна иметь связь с храмовой зоной.
Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов, должна иметь непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. В храмовой зоне следует предусматривать здания храмов, колоколен и звонниц, часовен, памятников, водосвятных колодцев, площадки для проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан.
Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3 до 5 м с площадками шириной до 6 м перед боковыми входами в храм и напротив алтаря.
Перед главным входом в храм, располагаемым, как правило, с западной стороны, следует предусматривать площадь из расчета 0,2 м 2 на одно место в храме.
Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка.
Здания храмов следует размещать, как правило, не ближе 3 м от красных линий застройки для организации кругового обхода вокруг храма. При реконструкции и строительстве храмов в районах затесненной городской застройки это расстояние может быть сокращено, но с возможностью организации кругового обхода, вплоть до красных линий застройки с выходом Крестного хода за пределы храмовой территории.
В храмовой зоне допускается устройство захоронений в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ № 1600-77. Вопрос о каждом захоронении должен решаться с участием органов Госсанэпиднадзора.
Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности, должна быть, как правило, связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне рекомендуется размещать церковно-причтовый дом, воскресную школу, богадельню или иные здания и сооружения в соответствии с заданием на проектирование.
Церковно-причтовый дом, гостиница и воскресная школа могут быть отдельно стоящими или сблокированными между собой, а иногда с храмом и хозяйственным блоком, обеспечивая возможность сообщения между собой без выхода на улицу, что предпочтительно для условий Севера. Богадельню рекомендуется располагать смежной с озелененными участками храмового комплекса.
Туалеты для прихожан могут быть размещены в отдельно стоящем здании или быть сблокированы с другими вспомогательными зданиями храмового комплекса. Туалеты для священнослужителей должны размещаться отдельно от туалетов общего пользования.
В зависимости от градостроительной ситуации здания и сооружения вспомогательного назначения могут размещаться на участке храма в соответствии с функциональным зонированием территории, а также в стилобатной части храма или в пристройках к нему.
Хозяйственная зона приходского храмового комплекса, предназначенная для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, гаража для автотранспортных средств, площадки для мусоросборника и печного устройства для сжигания поминальных записок, должна иметь удобные подъезды со стороны транспортных магистралей (в том числе для пожарных машин) и быть оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта, принадлежащего храму. Площадь стоянок грузовых автомобилей и автобусов рассчитывается в соответствии с их габаритами. Площадь хозяйственной зоны определяется размером зданий и сооружений хозяйственного назначения, количеством автотранспортных средств, определяемым заданием на проектирование и составляет ориентировочно 15% от площади участка. Подъезд грузовых транспортных средств следует предусматривать со стороны хозяйственной зоны храмового комплекса.
На земельных участках храмов следует предусматривать подъездные дороги к главному входу в храм, а также к основным эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, входящих в храмовый комплекс.
Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру. Главный вход следует размещать со стороны подходов и остановок общественного транспорта с ориентацией на вход в храм. При вместимости храма более 300 человек следует предусматривать второй въезд на территорию со стороны хозяйственной зоны. Допускается не ограждать земельные участки храмов, расположенных в мемориальных комплексах, а также часовен.
За пределами ограды храмовых комплексов следует предусматривать стоянки автомобилей из расчета 2 машино-места на каждые 50 мест вместимости храма. Автостоянки легковых автомашин и автобусов, а также остановки общественного транспорта следует располагать на расстоянии, как правило, не далее 50 м от зданий храмов.
При планировке стоянок легковых автомобилей необходимо исходить из следующих норм: ширина полосы стоянки автомобилей вдоль проезжей части улицы - 3,0 м; при стоянке автомобилей под углом 45 ° к оси проезжей части улицы - 6,0 м. Площадь на один автомобиль при однорядной стоянке - 20,0 м 2 , при многорядной стоянке - 25 м 2 .
Территория храмового комплекса должна быть озеленена. Площадь озеленения рекомендуется не менее 15% площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона.
Дороги, площадки и обход вокруг храма должны иметь твердое покрытие, как правило, из плитки с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.
Ограду рекомендуется выполнять из декоративных металлических решеток высотой 1,5 - 2,0 м. Размеры и устройство калиток в оградах должны обеспечивать беспрепятственный проход для инвалидов на колясках и престарелых прихожан. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на храмовую территорию должна быть не менее 4,25 м, а ширина не менее 3,5 м.
Наружное освещение земельных участков храмовых комплексов должно проектироваться в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания.
Похожие статьи