Требование к генплану. Оформление генплана. Нормы Требования к разработке генерального плана

Согласно ДБН В22-15-2005 "Жилые дома. Основные положения" предъявляются следующие требования к МФЖК:

При проектировании протяженных отдельно стоящих зданий и периметральной застройки квартала в них должны быть предусмотрены сквозные проезды для автотранспорта согласно требованиям ДБН 360. Ширина проезда должна быть не менее 3,5 м, высота - не менее 4,25 м. В этих зданиях должны предусматриваться также сквозные проходы на расстоянии не более 100 м.

Размещение жилых помещений в цокольных, подвальных и подземных этажах жилых зданий не допускается.

Наиболее важные в архитектурно-планировочном отношении монофункциональные комплексы (центры) формируются важными учреждениями и соответствующими зданиями и сооружениями. К ним относятся: административные (государственные, областные, городские) комплексы, крупные деловые, информационные, культурно-просветительные, зрелищные, мемориальные, торговые и др. Их следует размещать в пределах центрального планировочного района в ядре центра и насыщать сопутствующими функциями.

Полифункциональные комплексы (центры) следует формировать деловыми, торговыми, культурно-зрелищными учреждениями и размещать как в центральном ядре, контактной к нему зоне на въездах в ядро или общегородской центр, в центральном планировочном районе (зоне), так и на главных осях других планировочных районов (зон) города.

При формировании полифункциональных комплексов (центров) общегородского значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать административно-управленческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с расположенными вблизи промышленно-производственными объектами.

При создании центров периферийных планировочных районов (зон) размеры их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей в общественных территориях, приведенных в п. 2.13. В случае их формирования в комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производственного района удельный размер земельного участка последнего допускается увеличивать, но не более чем на 30%.

При формировании жилых районов в центральной зоне их общественные центры следует рассматривать в общей системе общегородского центра.

Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью 80-400 га, в пределах которого формируются жилые кварталы, размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также объекты городского значения. Границами жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, естественные и искусственные рубежи. Жилые районы (обособленные) могут формироваться как самостоятельные структурные единицы.

Минимальную расчетную площадь участка для отдельного жилого здания (без размещения на нем детских дошкольных учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих гражданам, физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с количеством его жителей - не менее как: 30,1 - 23,3 м 2 /чел. (при застройке до 3 этажей), 20,2 - 17,0 м 2 /чел. (4-5 этажей), 15,3 - 13,9 м 2 /чел. (6-8 этажей), 12,2 - 12,0 м 2 /чел. (9-12 этажей).

К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м.

Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах только как исключение.

Формирование малоэтажной высокоплотной застройки должно осуществляться на основе компактного размещения блокированных жилых элементов при обеспечении нормативных санитарно-гигиенических требований. Минимальные размеры формируемых внутренних двориков определяются требованиями инсоляции при обеспечении расстояния между окнами противоположно расположенных квартир не менее 15 м (бытовой разрыв), а также противопожарными требованиями (приложение 3.1), включая обеспечение въезда пожарных автомашин. Проезды во внутренние дворики следует принимать (в свету) не менее 3,4 м, высотой - не менее 4,25 м.

Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее 6 м 2 на 1 чел. (без учета школ и детских дошкольных учреждений). В площадь отдельных участков озелененной территории жилого квартала включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.

При проектировании жилой застройки необходимо предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Примечание 1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик, от площадок для сушки белья - не нормируются; расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.

Примечание 2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры площадок: для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой в районах с пыльными бурями при создании закрытых сооружений; для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями, оборудованными помещениями для сушки белья, лифтами, мусоропроводами; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и взрослого населения.

Площадки, намечаемые для строительства предприятий, долж­ны быть достаточного размера и удовлетворять санитарным тре­бованиям в отношении прямого солнечного облучения, естествен­ного проветривания и проведения противомалярийных мероприя­тий.

Размер производственных площадей определяется обычно с помощью опытных коэффициентов, а также подсчетом площадей отдельных цехов и вспомогательных сооружений. Первым мето­дом пользуются для определения предварительных размеров строительной площадки. Занятую площадь без учета дорог и инженерных коммуникаций можно определить по формуле

S = (Ak + S 1 ) * 1.12

где S - размер занятой территории в м 2 ;

А - число производственных рабочих;

k - размер застроенной площади на одного производствен­ного рабочего в м 2 ; на судоремонтном заводе k = 15- 20 м 2 ; для судостроительных верфей k = 25 - 35 м 2 ; большая величина относится к верфям серийной по­стройки судов.

S 1 - площадь, занятая судоподъемными сооружениями.

Общий размер территории с учетом площади дороги инженер­ных коммуникаций определяют по формуле

T = S/k 1

K 1 -коэффициент занятости территории; для речных и мор­ских судоремонтных предприятий k 1 = 0,35 - 0,50; для судостроительных верфей k 1 = 0,40 - 0,60.

Площадка должна иметь относительно ровную поверхность с небольшим уклоном к акватории (от 0,002 до 0,020). Участок должен быть защищен от ледохода и волнения. При весеннем подъеме воды должна обеспечиваться незатопляемость участка. Расположение площадки предприятия должно обеспечивать воз­можность удобного расселения трудящихся невдалеке от пред­приятия с соблюдением необходимых санитарных требований. Выбор территории для расселения трудящихся должен произво­диться одновременно с выбором площадки для промышленного предприятия.

Грунт под сооружениями должен иметь достаточную несущую способность, с тем чтобы не возводить специальных дорогостоя­щих оснований. Уровень грунтовых вод на площадке должен быть по возможности ниже глубины устройства подвалов, тон­нелей и т. п.

Площадка должна давать возможность снабжения техничес­кой и питьевой водой; расположение площадки должно допус­кать удобный отвод сточных вод.

Площадка должна удобно примыкать к магистральным ли­ниям железных дорог. Акватория должна иметь подходы к реч­ным магистралям достаточной глубины для обеспечения безопас­ной проводки ремонтируемых судов.

Для устройства внутризаводских железнодорожных путей общий уклон площадки вдоль берега не должен превышать для нормальной колеи 0,005 и узкой колеи 0,01. Для автогужевых, дорог уклон площадки не должен превышать 0,05.

Ширина акватории при расположении верфи на открытом бе­регу при продольном спуске должна быть не менее 2,5 длины наи­большего строящегося судна. При поперечном спуске ширина акватории определяется условиями плавания судов без помех для спуска судов со стапелей.

В проектную документацию, представляемую на экспертное заключение, входят следующие чертежи: схема размещения, ситуационный план, опорный план, генеральный план, план благоустройства и озеленения, план организации рельефа, план инженерных сетей. К ним прилагается общая пояснительная записка.

1. Общая пояснительная записка должна содержать: – основные градостроительные решения по генеральному плану, обоснования принятой архитектурной композиции, объемно-планировочные и конструктивные мероприятия, решения по транспортному обслуживанию, организации рельефа, благоустройству и озеленению, системе обслуживания населения или работающих; – основные технологические решения; – способы обеспечения объекта инженерными сетями, коммуникациями, инженерными системами и оборудованием зданий; – противопожарные и охранные мероприятия; – решения по энергоэффективности и энергосбережению; – мероприятия по сохранению объектов недвижимого историко-культурного наследия и их территорий; – мероприятия по охране окружающей среды; – основные мероприятия по организации строительства; – основные технико-экономические показатели и данные о проектной мощности объекта (показатели по предпроектной и проектной документации); – сведения об объектах-аналогах (для определения сметной стоимости строительства).

2. На схеме размещения показывают: – местоположение объекта в плане города, района или квартала; – наименование окружающих улиц, проездов, объектов; – направление север -юг.

Для проектов застройки схему размещения проектируемой территории в структуре города выполняют по форме проекта застройки.

3. На ситуационном плане (топографический план с подземными коммуникациями в масштабе 1:2000) наносят: – границы участка; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защит-ных зон, зон охраны памятников и др.); – названия улиц, проездов; – существующие сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, дороги и проезды, зеленые насаждения, границы землепользования (включая противоположную сторону улиц и 100 м прилегающих территорий) с номерами корпусов (строений) и их этажностью; – направление север -юг; – экспликацию зданий и сооружений.

4. На опорном плане для проектов реконструкции застройки, а для отдельных комплексов на топографическом плане показывают: – границы проектируемой территории, обозначенные буквенными литерами в соответствии с исходно-разрешительной документацией; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – существующие зеленые насаждения; – существующее функциональное использование территории в границах проекта, а также прилегающей территории в радиусе 100 м; – существующую застройку с номерами корпусов (строений), с экспликацией зданий и сооружений, с указанием назначения, этажности, капитальности; – зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры, а также территории объектов недвижимого историко-культурного наследия, не имеющих в настоящее время утвержденных зон охраны; – утвержденные предложения по сносу, реконструкции зданий и сооружений, выводу предприятий, новому строительству; – существующие улицы, проезды, подъезды к зданиям; – направление север -юг.

5. На генеральном плане (топографический план с подземньми коммуникациями в масштабе 1:500) наносят: – границы проектируемой территории; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии и планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – названия улиц, проездов; – проектное функциональное использование территории с проектными границами территорий (участков) жилой, общественной, коммунальной застройки, зеленые насаждения общего пользования и др.; – сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения с указанием этажности, номеров корпусов, абсолютной отметки пола 1-го этажа, разбивочных осей и осевых размеров, входов, въездов, приямков, козырьков проектируемых объектов; – сохраняемые и проектируемые дороги, проезды и автостоянки с указанием ширины внутриквартальных улиц, проездов, с разметкой машиномест автостоянок; – улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные транспортные площадки; – зеленые насаждения, пешеходные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства территории с учетом мероприятий по организации рельефа (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы); – границы первой очереди строительства (при поэтапном осуществлении проекта); – направление север -юг; – условные обозначения.

Чертеж генплана сопровождается экспликацией и основными технико-экономическими показателями.

6. На плане благоустройства и озеленения территории (в масштабе 1:500 на копии генплана) показывают: – существующие, сохраняемые и проектируемые зеленые насаждения - деревья, кустарники, газоны, цветники и др.; – аллеи, тропиночную сеть, малые архитектурные формы, в том числе ограды, подпорные стенки, лестницы, откосы, площадки мусоросборников и другие элементы благоустройства; – границы участков зеленых насаждений общего пользования; – дорожные покрытия; – существующие и проектируемые инженерные сети; – таблицу ассортимента проектируемого посадочного материала и объемы работ по благоустройству и озеленению.

Для согласования проектов допускается совмещать схему благоустройства и озеленения с генеральным планом в масштабе 1:500 и показывать принципиальные решения - виды озеленения, пешеходные пути, площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства без объемов работ.

7 На плане организации рельефа (в масштабе 1:500 на копии генплана) наносят: – величину и направление уклонов, горизонтали; – отметки в точках перелома уклонов; – дождеприемные решетки с отметками; – красные и черные отметки по углам зданий, перед входами; – конструкции искусственных покрытий, лестниц, подпорных стенок; – абсолютные отметки, соответствующие условным нулевым отметкам проектируемых зданий; – откосы и подпорные стенки.

8. На технологических планах указывают: – основное технологическое оборудование; – транспортные средства; – категории помещений по взрыво- и пожароопасности.

9. На планах (на сводном плане) инженерных сетей показывают: – границы домовладений; – существующие и проектируемые здания, в том числе тепловые пункты; – все существующие переносимые и проектируемые инженерные коммуникации.

10. На планах нетиповых этажей наносят: – координатные оси здания по характерным местам и размеры между ними; – лестничные клетки; – лифтовые шахты; – стены и перегородки, дверные проемы с направлениями их открывания, оконные проемы, витражи; – наименования помещений и их площади, категории по взрыво- и пожароопасности (при отсутствии технологического плана); – линии разрезов; – балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).

11. Разрезы (продольные и поперечные) выполняют по характерным местам здания. На них показывают: – габаритные размеры несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перекрытия; – входы, оконные и дверные проемы; – фундаменты и отметки верха и низа их заложения; – относительные отметки по этажам и отметки прилегающего рельефа; – состав конструкции покрытия; – конструкцию существующих близкорасположенных зданий и сооружений.

12. На планах инженерного оборудования и систем указывают: – расположение основного инженерного оборудования; – трассировку сетей в одну линию.

13. На схеме стройгенплана наносят: – ограждения стройплощадки; – места размещения бытовых зданий; – временные автодороги; – пути для перемещения башенных кранов; – места складирования строительных конструкций и материалов; – точки присоединения к инженерным сетям на время строительства и временные мойки автомашин.

Генеральному плану в проекте отводится особо важное место, так как он решает вопросы организации территории новых или реконструируемых предприятий. В процессе проектирования генерального плана промышленного предприятия со всей полнотой раскрываются производственно-технологические связи, диктующие то или иное взаимное расположение на площадке производственных зданий и сооружений.

Площадка предприятия по функциональному использованию разделяется на четыре основные зоны: предзаводскую, производственную, подсобную и складскую. В каждой зоне производственные здания целесообразно располагать компактно, с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей. Так, санитарный разрыв между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты (от уровня земли до карниза) противостоящих зданий.

Противопожарные разрывы между производственными зданиями и сооружениями устаиваются в зависимости от степени огнестойкости противостоящих зданий согласно СНиП 2. 01. 02. Наименьшая величина разрыва - 9 м.

Зонирование территории позволяет достигать наиболее рационального решения планировки промышленного предприятия по условиям организации производственного процесса, а также санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Для соблюдения условий зонирования следует выполнять следующие требования:

  • · здания с производствами повышенной пожароопасности располагать с подветренной стороны заводской территории;
  • · механические цеха машиностроительных заводов группировать с заготовительными (литейными, кузнечными);
  • · складские сооружения, а также заготовительные цеха располагать в местах, удобных для ввода железнодорожных путей;
  • · вспомогательные цеха рекомендуется стыковать с основными цехами;
  • · энергетические цеха (ТЭЦ, склады топлива, компрессорные и т.п.) размещать совместно с группой заготовительных цехов вблизи ввода железнодорожных путей;
  • · группу зданий обслуживания (столовая, поликлиника, административно-хозяйственные здания и т.п.) располагать у главного входа на предприятие, на предзаводской площади.

Приёмы планировки и застройки территории предприятия весьма разнообразны и зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. Наиболее распространённой является так называемая панельная застройка, при которой производственные здания располагаются по всей территории предприятия по прямоугольной сетке улиц и проездов. Расстановка зданий в пределах панели должна быть чёткой и организованной, желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 метрам.

К каждому зданию должны быть предусмотрены удобные подъезды (не менее двух) и проходы к бытовым помещениям. Ширина проездов при двухстороннем движении должна быть не менее 6 м, одностороннем - 3,5 м. Радиус закругления дорог - 10 м. Ширина тротуаров должна быть кратной 0,75 м, но быть не менее 2,25 м. Для зданий с наибольшей численностью работающих для подходов могут использоваться дороги.

На генплане каждого предприятия должны быть показаны пожарные водоёмы (или место установки гидрантов), зоны кратковременного отдыха, объекты гражданской обороны.

Въезды в предзаводскую зону осуществляют с городских магистралей, где помимо удобных подходов для рабочих и служащих к предприятиям следует предусмотреть стоянку для личного транспорта (на 15 - 25 автомобилей) и автомобилей данного предприятия (на 3 - 4 служебные машины).

Таблица Значение объемно-планировочных параметров промышленных зданий

Параметры здания

Вид покрытия (перекрытия)

Пролеты, м

Высота, м

Шаг колонн, м

Длина здания, м

Грузоподъ-ёмность крана, т

СХЕМА 1 - одноэтажное, однопролетное, с мостовым краном

СХЕМА 2 - одноэтажное, однопролетное, с двумя подвесными кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Панели из профнастила длиной 6 м по фермам

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

СХЕМА 3 - одноэтажное, двухпролетное, с мостовыми кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

СХЕМА 4 - одноэтажное, двухпролетное, с подвесными кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Панели из профнастила длиной 6 и 12 м по фермам

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

Плиты-оболочки типа КЖС длиной 18 и 24 м

Длинномерные плиты типа 2Т длиной 18 и 24 м

С подстропильными фер-мами по среднему ряду колонн и ж/б плитами покрытия длиной 6 м

СХЕМА 5 - многоэтажное, двухпролетное, с балочным перекрытием

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием на полки ригелей

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием по верху ригелей

СХЕМА 6 - многоэтажное, трехпролетное, с подвесными кранами и увеличенным пролетом в верхнем этаже

Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей

Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием по верху ригелей

СХЕМА 7 - многоэтажное, с межферменными этажами

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей по нижнему поясу и ребристые плиты по верхнему поясу ферм

На земельных участках храмовых комплексов не рекомендуется размещать здания и сооружения, функционально не связанные с ними. Допускается предусматривать рядом с земельными участками храмов участки для размещения жилых домов церковного причта, богаделен, гостиниц, мастерских и хозяйственных служб, гараж. Площадь гаража принимается из расчета 18 м 2 на одну машину и 30 м 2 на один автобус; площадь мастерских - по заданию на проектирование, площадь склада 18 - 60 м 2 .

Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими с подвалом или цокольным этажом. Отдельные помещения (стоянки автомобилей, мастерские, кладовые) могут быть сблокированы с церковно-причтовыми домами.

Территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные зоны:

  • храмовую;

    вспомогательного назначения;

    хозяйственную.

Примерная схема генерального плана приходского городского храмового комплекса приведена на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Примерная схема генерального плана комплекса городского приходского храма

Во входной зоне следует предусматривать въезд для автотранспорта и вход для прихожан. В этой зоне предусматриваются киоски по продаже церковных принадлежностей, места для отдыха прихожан. Входная зона должна иметь связь с храмовой зоной.

Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов, должна иметь непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. В храмовой зоне следует предусматривать здания храмов, колоколен и звонниц, часовен, памятников, водосвятных колодцев, площадки для проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан.

Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3 до 5 м с площадками шириной до 6 м перед боковыми входами в храм и напротив алтаря.

Перед главным входом в храм, располагаемым, как правило, с западной стороны, следует предусматривать площадь из расчета 0,2 м 2 на одно место в храме.

Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка.

Здания храмов следует размещать, как правило, не ближе 3 м от красных линий застройки для организации кругового обхода вокруг храма. При реконструкции и строительстве храмов в районах затесненной городской застройки это расстояние может быть сокращено, но с возможностью организации кругового обхода, вплоть до красных линий застройки с выходом Крестного хода за пределы храмовой территории.

В храмовой зоне допускается устройство захоронений в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ № 1600-77. Вопрос о каждом захоронении должен решаться с участием органов Госсанэпиднадзора.

Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности, должна быть, как правило, связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне рекомендуется размещать церковно-причтовый дом, воскресную школу, богадельню или иные здания и сооружения в соответствии с заданием на проектирование.

Церковно-причтовый дом, гостиница и воскресная школа могут быть отдельно стоящими или сблокированными между собой, а иногда с храмом и хозяйственным блоком, обеспечивая возможность сообщения между собой без выхода на улицу, что предпочтительно для условий Севера. Богадельню рекомендуется располагать смежной с озелененными участками храмового комплекса.

Туалеты для прихожан могут быть размещены в отдельно стоящем здании или быть сблокированы с другими вспомогательными зданиями храмового комплекса. Туалеты для священнослужителей должны размещаться отдельно от туалетов общего пользования.

В зависимости от градостроительной ситуации здания и сооружения вспомогательного назначения могут размещаться на участке храма в соответствии с функциональным зонированием территории, а также в стилобатной части храма или в пристройках к нему.

Хозяйственная зона приходского храмового комплекса, предназначенная для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, гаража для автотранспортных средств, площадки для мусоросборника и печного устройства для сжигания поминальных записок, должна иметь удобные подъезды со стороны транспортных магистралей (в том числе для пожарных машин) и быть оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта, принадлежащего храму. Площадь стоянок грузовых автомобилей и автобусов рассчитывается в соответствии с их габаритами. Площадь хозяйственной зоны определяется размером зданий и сооружений хозяйственного назначения, количеством автотранспортных средств, определяемым заданием на проектирование и составляет ориентировочно 15% от площади участка. Подъезд грузовых транспортных средств следует предусматривать со стороны хозяйственной зоны храмового комплекса.

На земельных участках храмов следует предусматривать подъездные дороги к главному входу в храм, а также к основным эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, входящих в храмовый комплекс.

Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру. Главный вход следует размещать со стороны подходов и остановок общественного транспорта с ориентацией на вход в храм. При вместимости храма более 300 человек следует предусматривать второй въезд на территорию со стороны хозяйственной зоны. Допускается не ограждать земельные участки храмов, расположенных в мемориальных комплексах, а также часовен.

За пределами ограды храмовых комплексов следует предусматривать стоянки автомобилей из расчета 2 машино-места на каждые 50 мест вместимости храма. Автостоянки легковых автомашин и автобусов, а также остановки общественного транспорта следует располагать на расстоянии, как правило, не далее 50 м от зданий храмов.

При планировке стоянок легковых автомобилей необходимо исходить из следующих норм: ширина полосы стоянки автомобилей вдоль проезжей части улицы - 3,0 м; при стоянке автомобилей под углом 45 ° к оси проезжей части улицы - 6,0 м. Площадь на один автомобиль при однорядной стоянке - 20,0 м 2 , при многорядной стоянке - 25 м 2 .

Территория храмового комплекса должна быть озеленена. Площадь озеленения рекомендуется не менее 15% площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона.

Дороги, площадки и обход вокруг храма должны иметь твердое покрытие, как правило, из плитки с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.

Ограду рекомендуется выполнять из декоративных металлических решеток высотой 1,5 - 2,0 м. Размеры и устройство калиток в оградах должны обеспечивать беспрепятственный проход для инвалидов на колясках и престарелых прихожан. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на храмовую территорию должна быть не менее 4,25 м, а ширина не менее 3,5 м.

Наружное освещение земельных участков храмовых комплексов должно проектироваться в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания.



Похожие статьи