Тунеядство в беларуси мнение людей. В Белоруссии подготовлено повторение «бунта тунеядцев. Инициативы для россиян

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности . Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Фото Spaul / Getty Images

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович , оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в . Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их « в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН , приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте» , точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию », - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова .

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в «тени», получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность», - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.

Власти республики сами раскачивают политическую ситуацию

Сергей Артеменко

Белорусские безработные стали снова получать «письма счастья», из которых следует, что не подтвердившие занятость будут должны уплатить так называемый «налог на тунеядцев». Таким образом, Александр Лукашенко со всей решимостью наступает на грабли 2017 года, когда введение налога вызвало массовые протестные выступления.

Рассылает письма «комиссия по координации работы по содействию занятости населения» - таковая создана в каждом городе. В извещении сказано, что «комиссия не располагает сведениями о Вашей занятости в экономике», а посему гражданам предлагается подтвердить свою занятость. Тем, кто не сможет или не пожелает этого сделать, будут повышены коммунальные платежи - для начала за газ и подогрев воды в пять раз.

Таким образом, наличие в семье безработного ещё сильнее ухудшит материальное положение остальных членов семьи - ведь все будут вынуждены страдать. На сей счёт Совмин Белоруссии 24 апреля принял постановление № 315, согласно которому стоимость коммунальных услуг будет делиться на количество зарегистрированных в жилом помещении граждан и неким образом для «тунеядцев» будет рассчитываться отдельно по повышенным с 2019 года тарифам. Тем самым создана благодатная почва для внутренних конфликтов и анекдотов.

Однако совсем не смешно, если учесть, что по данным министерства антимонопольного регулирования и торговли в 2017 году население оплачивало 69,7% затрат на услуги ЖКХ. Не от хорошей жизни: по самым щадящим подсчётам , за чертой бедности в Белоруссии находится около полумиллиона человек. Выселение обнищавших должников стало обычной практикой, но дело дошло уже до детей из семьи из-за нищеты родителей.

Показатель в $500 средней начисленной (не реальной) зарплаты, который Александр Лукашенко потребовал обеспечить в 2017 году, до сих пор не достигнут. По данным Белстата, во II квартале 2018 года почти половина домохозяйств располагала ежемесячным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в размере менее 400 белорусских деноминированных рублей (примерно $200), и лишь 10,4% - более 800 бел.руб. (т.е. от $400). Вопреки расхожему мифу, социальное расслоение в белорусском обществе очень даже заметно.

Всех безработных внесут в специальную базу данных неработающих граждан - её уже формируют специальные комиссии с чрезвычайными полномочиями. Логично предположить, что затем эту базу интегрируют с базами «невыездных». То есть безработный не сможет уехать из Белоруссии в поисках лучшей жизни. Он не сможет это сделать даже через российский аэропорт, так как в рамках Союзного государства базы данных «невъездных» и «невыездных» интегрируют.

История вопроса

Александр Лукашенко, подписав в 2015 году печально известный и явно плохо подготовленный декрет №3 «О содействии занятости населения» (более известный как «декрет о тунеядцах»), рассчитывал, что около полумиллиона белорусов станут налогоплательщиками как минимум «налога на тунеядство». Однако документ был настолько плох, что реализация его практически сразу пошла через пень-колоду. В итоге действия декрета было приостановлено, а сам он отправлен на доработку. Возникла пикантная ситуация с уже собранными «налогами на тунеядство».

В начале этого года, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет №1 по содействию занятости населения - переработанный вариант подписанного в 2015 году декрета №3 «О содействии занятости населения» (более известного как «декрет о тунеядцах»). Принципиальное отличие между двумя документами: отказ от сбора денег «на участие в финансировании государственных расходов» с трудоспособных неработающих граждан - вместо этого с них требуется оплата полной стоимости услуг госмонополий в сфере ЖКХ — газоснабжения, подогрева воды и отопления. Угрозы оставить «тунеядцев» без бесплатного медобслуживания и прочих госуслуг явно противоречили Конституции и не были реализованы.

Конституция Белоруссии содержит норму, согласно которой труд - это право, а не обязанность. Принуждение к труду запрещено, однако активно используется. Во всех нормальных странах безработным выплачивают адекватное пособие, а не облагают их налогами. В неправовом государстве (как утверждают белорусские юристы и общественные деятели) отстаивать свои права бесполезно.

На соседней с Администрацией президента улице находится Верховный суд, который в народе называют «Вярхоуны цуд» («верховное чудо») - его председатель Валентин Сукало , как и главы других назначенных Александром Лукашенко судебных органов, не усмотрел ничего противозаконного во введении дискриминационных норм в отношении безработных. Не заметил ничего противозаконного и антиконституционного председатель Конституционного суда (также расположенного рядом с Администрацией президента) Пётр Миклашевич .

Спустя месяц, 26 февраля Совмин РБ принял постановление №154 во исполнение президентского «антитунеядского» декрета, зафиксировав, что уровень официальной безработицы не должен превышать 1%. Затем, в апреле было опубликовано правительственное постановление № 239 от 31.03.2018 г. «Об утверждении Положения о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций».

Первый замминистра труда и социальной защиты Андрей Лобович заявил 6 апреля, что граждане, в том числе работающие за границей, будут обязаны «подтвердить свой статус легально работающих за пределами Белоруссии при обращении в комиссию», призванную следить за плательщиками «антитунеядского» налога. Например, соответствующие документы должны будут подать студенты, обучающиеся в российских вузах, а также постоянно проживающие в Белоруссии граждане России. Чиновник уточнил, что «обжалование решений комиссией по координации работы по содействию занятости населения не предусмотрено». Он также подчеркнул, что цель принятых мер (декрета №1 и постановления №239) - не пополнить бюджет, а помочь гражданам.

Затем, 27 апреля, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты республики Олег Токун заявил , что министерство готовит специальные рекомендации для работы комиссий в рамках реализации декрета №1 «О содействии занятости населения», который в СМИ уже получил название «концептуально иной» декрет «о тунеядцах». По его словам, до 1 декабря 2018 года министерство должно сформировать перечень «трудных жизненных ситуаций», который позволит спецкомисссиям включать или не включать граждан в списки «тунеядцев».

К слову, в белорусском законодательстве отсутствуют термины «тунеядство» и «тунеядец». Однако с подачи Лукашенко подзабытый с советских времён термин вошёл в широкий оборот. Российской молодёжи он известен по биографиям Иосифа Бродского , Виктора Цоя и многих других знаменитостей эпохи СССР, вынужденных формально трудоустраиваться по требованиям партийно-советской номенклатуры. Идеализируя белорусские реалии, особо ретивые товарищи в России подталкивают наступить на любимые грабли, прекрасно зная, что детям богатых и влиятельных российских граждан все эти «антитунеядские» изыски - до одного места.

Также весной, 17 мая белорусские «палаточники» - члены Палаты представителей Нацсобрания рассмотрели обновлённый «антитунеядский декрет» и, за исключением обладательниц двух мандатов, проголосовали за документ. Декрет о содействии занятости населения представляла министр труда и соцзащиты Ирина Костевич . Она сообщила, что до 1 декабря 2018 года планируется составить базу формально безработных трудоспособных граждан, чем займутся специально созданные комиссии. Эти комиссии будет действовать параллельно действующей сети государственной службы занятости.

Занятых в белорусской экономике в январе 2018 года, по данным Белстата, насчитывалось 4,3408 млн человек. Министерство труда и социальной защиты отчиталось о численности зарегистрированных безработных на конец января 2018 г.: 23,8 тыс человек или 0,5% от численности рабочей силы. По состоянию на 1 ноября, по данным Минтруда, насчитывалось 14,3 тыс безработных или на 43,6% меньше, чем год назад.

Казалось бы, зачем тратить столько сил и средств при столь мизерном количестве безработных. Фокус в том, что повод для беспокойства есть: «официальных безработных» намного меньше, чем фактически безработных. Официальный данные по безработице, младенческой смертности и прочая красивая цифирь идёт в ООН и потом со ссылкой на эту международную организацию используется пропагандистами, в том числе окучивающими российские телеканалы.

Реальная безработица в Белоруссии вычисляется очень сложно, хотя спецслужбы располагают такой информацией. Периодически чиновники озвучивали разные цифры - и четверть миллиона , и около полумиллиона нетрудоустроенных, а следовательно - недообложенных налогами, идущими на содержание «слуг народа» и их дворцов. В белорусской прессе фигурировала цифра 240,5 тыс безработных - её высчитали по данным III квартала 2018 года с использованием методологии Международной организации труда.

В феврале представитель Минтруда и соцзащиты республики Олег Токун, выступая в эфире государственного радио, заявил, что министерству по данным за 2016 год не известно о трудоустройстве 250 тыс граждан, лишь часть из которых может оказаться трудовыми мигрантами. Однако извещений гражданам с предписанием уплатить «налог на тунеядство» было отправлено около 470 тыс - с почти двойным запасом. И многие, испугавшись репрессий, уплатили . Интересно и другое: данные белорусского Минтруда за позапрошлый год и данные МОТ в конце года удивительным образом совпали. Не удивительно, что власти предприняли очередную попытку решить хроническую проблему пополнения госбюджета перед очередными непростыми временами.

«У нас начинается политическая "вакханалия", которая продлится минимум полтора года. И выборы парламента, и президента. Они никогда не добавляли стабильности и спокойствия в нашем обществе. Нам надо в свойственной манере пройти этот этап, не сбросив обороты. Народ нам это не простит. Политическая кампания - это экзамен. Поэтому нам придется сдавать и один, и второй экзамен, и отчитываться перед народом. Наши люди умеют спрашивать», - предупредил он товарищей 13 ноября.

На предвыборные пряники нужны деньги. Не удастся стрясти с «тунеядцев» - можно занять у России. Не получится много занять - можно сделать широкий жест и отменить что-нибудь непопулярное - «налог на автовладельцев» или «налог на тунеядцев». В крайнем случае можно что-нибудь совсем уж глупое ввести и тут же отметить, подвергнув жесточайшей публичной порке бояр-самоуправцев. Или террористов изловить.

Мигрировать нельзя остаться

На неуклонный рост трудовой миграции из Белоруссии с 2011 года обратили внимание в Институте демографии НИУ ВШЭ авторы исследования «Миграция в России. Предварительные итоги 2017 года». Согласно выводам, в 2017 году по сравнению с предыдущим миграционный прирост населения России увеличился в обмене с Белоруссией в 4,5 раза. Тенденция была ясна давно, однако власти Белоруссии пытались её скрывать за скромными показателями официальной статистики Департамента по миграции МВД, тогда как львиная доля белорусов трудоустраивалась за рубежом без излишнего привлечения к себе внимания. Согласно тому же источнику, почти ¾ белорусов мигрировали на заработки в Россию.

«А на отдельных предприятиях зарплата выплачивается еще и с задержками. Ту мизерную заработную плату, которую вы начисляете, не можете выплатить людям. И как в таком случае людям жить? Естественно, вы теряете население , люди уезжают», - корил Лукашенко чиновников 14 августа.

Основная причина бегства белорусов за границу - отвратительное качество государственного менеджмента. Ненамного выше качество управления организациями, подчинёнными министерствам и госконцернам, а это почти половина чистых активов белорусской экономики с примерно 25% совокупной выручки от общереспубликанской. При отсутствии собственно белорусского пряника и сокращении «поддержки» России остаётся только кнут и нагнетание различных фобий - вплоть до повторения новой мировой войны, как недавно стращала Белтелерадиокомпания.

Лукашенко стращал молодёжь тяготами и лишениями на чужбине, обещал удвоить зарплаты учителям и поднять зарплаты медикам, и даже предпринял шаги в этом направлении, однако «народец» упорно вострил лыжи в Россию и Евросоюз. Недавно неонацистская «Белгазета» процитировала весьма симптоматичный глас вопиющего на Форуме регионального развития Могилёвской области председателя Республиканской конфедерации предпринимательства, обозначившего задачу увеличить среднюю зарплату «до 1200-1500-2000 рублей».

«Иначе от нас сбежит два миллиона молодых людей. Не может быть заработная плата в Беларуси ниже той, что в соседних странах», - заявил Владимир Карягин .

Бессмысленный и «жэстачайшы»

Годом ранее рассерженные такой гиперопекой белорусы вышли на «марши нетунеядцев», не на шутку напугав местные власти. Прошли массовые задержания (в том числе излюбленные операми «превентивные »). На улицы была выкачена техника, демонстративно выставлены водомёты и автозаки, выведен спецназ. Лживое государственное телевидение крутило фейковые сюжеты о заговорах и едва ли не террористической войне против «молодого белорусского государства» («тысячелетие государственности» которого так и не отпраздновали). В итоге Лукашенко был вынужден приостановить действие своего декрета, отправив его на переработку.

«Жэстачайшыя» меры по борьбе с «тунеядством» ушли на второй план. Наличие себя как силы, с которой граждане несчастной Белоруссии вынуждены были считаться, «слуги народа» стали являть в других репрессивных акциях. Например, приговорили к пяти годам по «делу регнумовцев » троих белорусских публицистов, критиковавших политику властей, и тут же их выпустили. Взялись за беспроигрышный вариант борьбы с пьянством и алкоголизмом, ввели и тут же отменили ограничения на продажу алкоголя.

Усилили цензуру в СМИ через переработку соответствующего закона и учреждение псевдоэкспертной синекуры при Мининформе. Почти еженедельно повышают цены на бензин и массово взымают налог с давно проданных домов, манипулируя формулировками регистрации недвижимости в БТИ. Много было разных инициатив, в том числе карикатурных и отдававших откровенным ретроградством. До налога на воздух пока дело не дошло, а так бы жизнь совсем стала сказочной - из сказки про Чиполино. Наигравшись с новыми игрушками, друзья народа вернулись к старому доброму «тунеядству».

«400 тыс должны быть вовлечены именем революции в работу!», - призывал Лукашенко в октябре 2014-го. Прошло четыре года, воз и ныне там. За это время численность занятых в экономике сократилась почти на 3%.

Самое смешное во всей этой ситуации то, что Лукашенко заявляет о построении в Белоруссии «социально ориентированного государства» и каждый год 7 ноября поздравляет белорусов с Днём ВОСР. Не прошло и месяца с очередного поздравления, как бывший коммунист в очередной раз продемонстрировал «верность идеалам Великого Октября».

Впрочем, Лукашенко не единственный такой бывший. Ему явно не хватает глубины и безбашенности своего учителя - бывшего лидера ЦК Компартии Туркменской ССР Сапармурата «Туркменбаши» Ниязова , просто однажды взявшего и отменившего пенсии. Пенсионеров-то в Белоруссии больше, не стоило бы мелочиться.

В 2015 году в Белоруссии был введен налог для неработающих граждан, в 2017 году под натиском общественности он был отменен. В России же идеи обложить налогами и страховыми взносами официально неработающих звучат все чаще. Как боролись с «тунеядцами» в СССР и что предлагают российские депутаты – читайте в статье.

История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец » возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.

После прихода к власти большевиков стали зарождаться идеи построения социализма, и для этого требовались ресурсы (как материальные, так и трудовые). Ленин в своих работах отмечал необходимость жестких мер к элементам, признаваемым чуждым пролетарской идее. Такие «элементы» нуждались в перевоспитании. Реализована эта идея была через «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – живущие на нетрудовые доходы (или пользующиеся наемным трудом) лишались политических прав.

Фактически это означало введение принудительного труда в стране. Только за первые 3 года действия закона были сосланы 37 тысяч человек. Тунеядцем могли признать очень многих – даже тех, кто продавал собственноручно выращенные продукты на рынке. Есть сведения о выселении нетрудоспособных граждан.

Наказание за тунеядство ожидало даже известных деятелей искусств и науки. Среди известных людей, осужденных за тунеядство, есть:

Формально ответственность за тунеядство статьей 209 УК РСФСР предусматривалась в трех формах:

Само понятие общественно полезного труда не предполагало самозанятость в ее современной форме – это был найм в государственное учреждение, предприятие или же обучение в государственном учебном заведении. При этом Конституция СССР допускала индивидуальную трудовую деятельность в некоторых отраслях экономики – это виды деятельности, полностью основанные на личном труде граждан и семей.

Читайте также:

Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

Самая активная фаза борьбы с тунеядством началась в 1982 году с приходом на пост Генерального секретаря ЦК Компартии Юрия Андропова. Начались рейды милиции в рабочее время по заведениям сферы услуг. Если выявляли человека, который больше 4 месяцев не имел места работы, ему присваивался статус «без определённого рода занятий», за который можно было получить до 4 лет исправительных работ.

В те времена наказание за тунеядство грозило даже самым известным рок-музыкантам – они вынуждены были устраиваться на самые простые работы («Поколение дворников и сторожей» по мнению Бориса Гребенщикова).

Лишь в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым уголовная ответственность за тунеядство была отменена и признано понятие безработицы.

Белорусский «налог на тунеядство»

Среди всех постсоветских стран опыт введения санкций для неработающих пока отмечен только в Белоруссии. Несмотря на то, что фактически этот налог безработные или не заплатили, или получили деньги обратно, сама идея обложить налогом неработающих вызвала огромный резонанс как в белорусском, так и в российском обществе.

Об инициативе ввести налог с безработных стало известно еще в 2013 году из заявления премьер-министра страны. Непосредственно налог был введен декретом Президента РБ № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Налог начал действовать «задним числом» – начислялся с начала 2015 года.

Суть подписанного декрета заключалась в том, что граждане, не имевшие работы 183 дня или больше в течение года, должны были заплатить налог в сумме 20 базовых величин в год.

В 2015 году базовая величина составляла 180 000 белорусских рублей в год. Итого налог был равен 3,6 миллиона белорусских рублей или по среднему курсу за 2015 год – примерно 13 750 российских рублей.

Минимальная зарплата составляла в 2015 году 2 100 100 белорусских рублей – следовательно, налог составлял примерно 170% от минимальной заработной платы.

От налога освободили:

  • одного из родителей ребенка до 7 лет;
  • предпринимателей, занимающихся ремеслом, творческой деятельностью (обязательно с подтверждающим документом);
  • адвокатов и нотариусов;
  • студентов, пенсионеров, нетрудоспособных, инвалидов, несовершеннолетних;
  • оформленных в качестве безработного.

За неуплату «налога на тунеядство » был предусмотрен штраф в размере 2-4 базовых величин (на российские деньги – 1 375 — 2 750 рублей ).

Принятие Декрета №3 в максимально жесткой форме (как отмечено выше – с минимальным кругом освобожденных от налога) вызвало неожиданный эффект – в местной службе занятости образовались огромные очереди: все пытались оформить статус безработного . Эксперты отметили, что примерно 90% прироста числа безработных за тот период – это желающие избавиться от статуса «тунеядца».

Примерно через полгода стало известно о планах по изменению законодательства в части этого налога. Однако спустя год после вступления в силу Декрета налоговые органы начали рассылку уведомлений. Их получали не только неработающие, но и студенты, военнослужащие-срочники, даже работающим с низкой заработной платой . Это объяснили техническими ошибками, а также временно отменили штрафы за неуплату налога.

В 2017 году в закон внесли первые поправки – увеличили список освобожденных от налога, попавшим в трудную ситуацию разрешили не платить налог (но для этого нужно было идти в местные органы власти и доказывать сложности).

Фактически оплатили налог около 54 тысяч неработающих – примерно 11,5% от запланированного количества.

В первой половине 2017 года начались первые массовые протесты против «налога на тунеядство» – участвовали в них до 10 тысяч человек, а организаторами были оппозиционные политики.

После массовых протестов в нескольких крупных городах страны власти пошли на уступки – отменили необходимость уплаты налога, а уже заплатившим его – вернули уплаченную сумму. Однако о полной отмене налога не говорилось – его дорабатывали и обновляли с учетом полученного опыта.

Читайте также:

Как активировать карту «Красное и белое»

Как результат – 25 января 2018 года Президент РБ Александр Лукашенко подписывает декрет № 1 «О содействии занятости населения». Как следует из названия, цель акта – не борьба с «социальным иждивенчеством», а содействие занятости населения.

Ключевая норма нового декрета – лица, не работающие по найму, не проходящие обучение и не занимающиеся предпринимательством, снова считаются «тунеядцами » (правда, с другой формулировкой).

Такие лица по новому декрету должны будут оплачивать полную стоимость коммунальных услуг. Норма вступает в силу с начала 2019 года (а для оплаты газа и отопления – с 1 октября 2019 года).

Суть данной нормы заключается в том, что жители Белоруссии по состоянию на 2018 год уплачивают лишь около 76% от экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ (а за отопление – всего 20%). Каждый год в силу сложной экономической ситуации в стране эта цифра будет повышаться и достигнет 100%.

Правительство освобождает от уплаты полной стоимости услуг ЖКХ несколько льготных категорий населения в случае отсутствия работы:

  • которые не могут работать по состоянию здоровья (до оформления инвалидности);
  • которые ухаживают за больными детьми или взрослыми нетрудоспособными лицами;
  • которые не имеют возможности найти работу – живут далеко от населенных пунктов или имеют редкую специальность;
  • которые только недавно уволились с работы или окончили учебное заведение (на поиск работы дается около полугода).

Реакция к новому декрету не такая остро отрицательная, как к налогу на тунеядство, однако вопросов у населения хватает. Например, сложности возникнут у тех, кого не желают принимать на работу (предпенсионный возраст или только окончившие учебные заведения).

Это вынудит людей идти на низкоквалифицированную работу с низкой оплатой, теряя ценный опыт и время.

В целом, подход белорусских властей к проблеме неработающих граждан все еще достаточно радикальный – они платят больше, чем работающие. Однако в этом уже появляется экономический смысл (оплата услуг ЖКХ по реальному тарифу практикуется в большинстве стран мира).

Инициативы для россиян

Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.

Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.

Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство » выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.

В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.

Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.

Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.



Извещения для уплаты социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности борьбы с тунеядцами. Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович, оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в 445 тысяч человек. Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их «именем революции в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН, приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из методики подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте», точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию» , - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в "тени", получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность» , - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.



Похожие статьи