Участниками обязательного медицинского страхования являются. Субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Финансово- правовые основы обязательного медицинского страхования

Согласно статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:1) застрахованные лица;2) страхователи;3) Федеральный фонд.

Участниками обязательного медицинского страхования являются:1) территориальные фонды;2) страховые медицинские организации;3) медицинские организации.

Объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением страхового случая.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".

Страхователями для работающих граждан - являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Страхователями для неработающих граждан - являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования - страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций определяются Правительством Российской Федерации. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования, относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Особенности медицинского страхования в РФ (история становления). Федеральная, областная Программы государственных гарантий по обеспечению населения медицинской помощью.

Необходимость медицинского страхования вытекает из основных особенностей рынка медицинских услуг, одной из которых является «неопределенность».

Для каждого человека болезнь чаще всего непредсказуема, поэтому «спланировать» ее наступление, а вместе с ней и необходимости финансовых затрат (на медикаменты, обследование, лечение, на повседневные нужды при утрате трудоспособности) невозможно. Более того, помощь может оказаться весьма дорогостоящей и недоступной при необходимости одномоментной оплаты. Противостоять финансовому бремени непредсказуемых и неопределенных затрат может страхование. При этом люди, как правило, страхуются не от плохого здоровья, а от будущих финансовых расходов связанных с этим.

В качестве целей медицинского страхования можно назвать:

    Гарантию гражданам за счет накопленных в страховых фондах средств получения медицинской помощи определенного качества при возникновении страхового случая - заболевания, травмы, несчастного случая и др.;

    Гарантию производителю медицинской помощи оплаты затрат, связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным гражданам.

Поставленные цели могут быть достигнуты путем решения следующего комплекса задач медицинского страхования :

    создание системы субъектов - юридических лиц, законодательно отвечающих за формирование медико-технических условий для обеспечения оказания высококачественной медицинской помощи населению;

    децентрализация жесткой системы управления здравоохранением, предоставление права принятия решений учреждениям здравоохранения, обеспечив с правовой точки зрения их деятельность как самостоятельно хозяйствующих субъектов;

    демонополизация государственной системы здравоохранения, обеспечение участия в системе медицинского страхования производителей медицинских услуг независимо от формы их собственности;

    обеспечение правовой и социально-экономической защиты интересов потребителей медицинских услуг с использованием института квалифицированных посредников (страховые компании);

    укрепление и расширение использования экономических методов управления: со стороны производителя - создание экономической заинтересованности в результатах своего труда, со стороны потребителя - воспитание личной ответственности за состояние своего здоровья, а также создание условий заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья.

Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР» был принят 28 июня 1991г., однако он оказался не совсем работоспособен, так как не содержал четкого механизма реализации. Поэтому, законом от 2 апреля 1993г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» были внесены поправки в первоначальный закон от 28 июня 1991г., фактически положившие начало масштабному становлению системы медицинского страхования.

Закон определил два вида медицинского страхования, каждый из которых имеет свои принципы и финансовый механизм реализации – обязательное и добровольное (сравнительный анализ представлен в табл. 1). Согласно ст. 1 закона «О медицинском страховании граждан в РФ» (здесь и далее по тексту даются выдержки и ссылки на закон в редакции от 2 апреля 1993г.) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования, обеспечивающего всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. То есть, ОМС имеет государственный характер, является всеобщим и представляет собой форму социальной защиты интересов населения в сохранении и восстановлении здоровья в сложных социально-экономических условиях перехода страны к жестким рыночным отношениям. у Основные принципы ОМС:

    сохраняются положительные стороны государственной системы здравоохранения - бесплатность медицинской помощи (в момент получения) в пределах программы ОМС, всеобщность и доступность;

    используются принципы «социальной справедливости» и «общественной солидарности», когда « богатый платит за бедного»,« здоровый за больного» (такие принципы заложены в системы медицинского страхования большинства государств с социально ориентированной экономикой);

    в связи с высокой степенью финансового риска данный вид страхования носит безвозвратный характер;

    выбор пациентом врача и ЛПУ (в рамках договоров ОМС) предполагает по сути отмену участково-территориального принципа организации медицинской помощи, существенно возрастает роль первичной медико-социальной помощи.

Обязательное медицинское страхование, его субъекты

Как было отмечено ранее, обязательное медицинское страхование в РФ является составной частью государственного социального страхования. В структуру системы ОМС входят следующие субъекты: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.

Гражданин (застрахованный)

Граждане РФ в системе медицинского страхования (ст. 6 Закона) имеют право на:

    обязательное и добровольное медицинское страхование,

    выбор СМО;

    выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

    получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;

    получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

    предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

Возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Лица, не имеющие гражданства, на территории РФ имеют такие же права и обязанности в системе ОМС, как и граждане РФ (Ст.7 Закона). Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, а также иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется на основе двухсторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан, либо в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Медицинское страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых между страховыми медицинскими организациями и страхователями. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор страхования, получает страховой полис. Страховой полис находится на руках у застрахованного

Форма страхового медицинского полиса для ОМС утверждается Правительством РФ.

Страховой медицинский полис ОМС имеет силу на всей территории РФ, независимо от места его выдачи, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Страхователь

Страхователями при ОМС являются:

    для неработающего населения (дети, учащиеся и студенты дневных форм обучения, пенсионеры, инвалиды, зарегистрированные в установленном порядке безработные) - органы исполнительной власти соответствующей административной территории;

    для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий, т.е. лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

Страхователь имеет право на (из ст. 9 Закона):

    участие во всех видах медицинского страхования,

    свободный выбор страховой организации,

    осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования.

(Предприятие-страхователь имеет право на привлечение средств из прибыли на ДМС своих работников).

Страхователь обязан:

    заключать договор ОМС со страховой медицинской организацией,

    вносить взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования,

    в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан.

Аккумуляция и распределение средств системы обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, функционирующими на уровне регионов. Федеральный фонд ОМС является получателем взносов по ОМС, которые затем перераспределяет в виде субвенций между территориальными фондами ОМС. Также Федеральный фонд ОМС координирует действия в системе, проводит сбор и анализ информации, работу по совершенствованию деятельности.

Рис 17.1.

Территориальные фонды ОМС распределяют средства среди страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Это независимые коммерческие страховщики, получившие лицензию на проведение ОМС и включенные в реестр страховых медицинских организаций. В случае отсутствия таковых на территории субъекта Российской Федерации их полномочия осуществляет территориальный фонд ОМС или его филиал (структурное подразделение государственной организации). На данный момент страховые медицинские организации не работают только в Чукотском автономном округе.

Территориальные фонды ОМС перечисляют средства в соответствии с территориальными программами ОМС.

Базовая программа обязательного медицинского страхования – это документ, определяющий нрава застрахованных лиц на бесплатное оказание им на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающий единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Базовая программа определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты, а также критерии доступности и качества медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения программы.

Обратите внимание!

Бесплатную медицинскую помощь в рамках базовой программы можно получить на всей территории Российской Федерации.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования – это документ, определяющий права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Каждая территориальная программа включает виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, определяет значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи, а также финансовых затрат в расчете на одно застрахованное лицо. Норматив финансового обеспечения территориальной программы не может быть меньше, чем аналогичный норматив, установленный базовой программой ОМС.

Обратите внимание!

Территориальные программы могут обеспечивать дополнительные гарантии услуг по сравнению с базовой программой.

Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи, является полис обязательного медицинского страхования. Для его получения гражданин подаст заявление в выбранную им страховую медицинскую организацию. При обращении за медицинской помощью застрахованное лицо обязано предъявлять полис ОМС, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Право застрахованного лица на бесплатное получение медицинской помощи реализуется на основании заключенных между участниками ОМС договоров:

  • о финансовом обеспечении ОМС;
  • на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Договор о финансовом обеспечении , заключаемый между страховой медицинской организацией и территориальным фондом ОМС, – документ, по которому страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.

Данный договор заключается со страховой медицинской организацией при наличии у нее списка застрахованных лиц. При прекращении или приостановлении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации договор о финансовом обеспечении ОМС считается расторгнутым.

Договор на оказание и оплату медицинской помощи , заключаемый между страховой медицинской и медицинской организациями, – документ, по которому медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу, а страховая медицинская организация обязуется ее оплатить. В нем отражается главная функция страховых медицинских организаций, связанная с контролем объемов, сроков и качества оказанных гражданам медицинских услуг при оплате счетов.

Следует отметить, что страховая медицинская организация не в праве отказать медицинской организации, выбранной застрахованным лицом и включенной в реестр, в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Страховая медицинская организация оплачивает услуги медицинских организаций в соответствии с принятой территориальной программой. В случае приостановления или прекращения действия лицензии, а также ликвидации страховой медицинской организации договор на оказание и оплату медицинской помощи считается расторгнутым. Аналогичные последствия наступают при утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности.

Страховые медицинские организации имеют специальные экспертные комиссии, которые проводят в медицинских учреждениях периодические проверки правильности диагноза, проведенного лечения, рекомендованных медицинских процедур и медикаментов. При установлении каких-либо нарушений могут быть наложены штрафы, не оплачены соответствующие счета и применены другие санкции. Если застрахованный гражданин остался недоволен оказанным ему лечением или сомневается в правильности установленного диагноза, он вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, полис которой он имеет. Она может провести проверку в этой медицинской организации, назначить экспертизу, сделать соответствующее представление в органы управления здравоохранения, обеспечивающие контроль деятельности лечебно-профилактических учреждений. Контроль качества осуществляется как врачами-экспертами страховой медицинской организации, так и экспертной комиссией при территориальном фонде ОМС. С этой целью проводится анализ страхового случая, соответствия качества оказанной услуги нормативам (правильность установленного диагноза и лечения, обоснованность госпитализации и т.д.).

В рамках системы ОМС всем застрахованным предоставляются одинаковые, стандартные услуги, поэтому страхователю практически безразлично, с какой из страховых медицинских организаций, работающих на данной территории, заключать договор страхования. На сегодняшний день различия между страховщиками заключаются лишь в качестве сервиса. Его уровень определяется наличием достаточного количества квалифицированного, лояльного по отношению к застрахованным лицам персонала, организацией и режимом работы диспетчерской службы, качеством услуг врачей-экспертов и т.п.

Порядок оплаты медицинских услуг в системе ОМС определяется положением, принятым на данной территории – территориальным тарифным соглашением . В нем цены на медицинские услуги устанавливаются территориальным фондом ОМС, ассоциацией страховых медицинских организаций, администрацией территории, ассоциацией медицинских организаций.

В медицинском страховании существует четыре субъекта, отношения между которыми осуществляются с помощью договоров: страховщик, страхователь, застрахованный, ис­полнитель медицинских услуг.

СТРАХОВЩИК - страховое учреждение, собирающее страховые взносы, формирующее страховые фонды, обеспе­чивающее из этих фондов оплату медицинских услуг и другие виды денежных и материальных возмещений, предусмотрен ные договорами.

СТРАХОВАТЕЛЬ физическое или юридическое
(учреждение или предприятие) лицо, вносящее по договорам
со страховщиком взносы в страховые фонды, обеспечи­
вающие медицинское страхование. Страхователем нерабо­
тающего населения является местная администрация, сред­
ства выделяются из государственного бюджета соответствую­
щего уровня.

ЗАСТРАХОВАННЫЕ - лица, которым обеспечивается медицинское обслуживание и другие виды материального и денежного возмещения, предусмотренные договорами меди­цинского страхования.

ИСПОЛНИТЕЛЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ - медицин­ское учреждение (предприятие), самостоятельно практикую­щие врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание за­страхованных в соответствии с договорами и получающие оплату своих услуг страховщиками из фондов медицинского страхования.

Организатором медицинского страхования является страхо­вая организация.

Страховая организация:

1) заключает договор со страхователем и получает от него
страховые взносы;

2) выдает страховые полисы застрахованным, по которым они получают медицинскую помощь;

3) заключает договоры с медицинскими учреждениями и самостоятельно практикующими врачами и оплачивает ока­занные ими услуги;

4) участвует в формировании цен на медицинские услуги и контроле за их качеством;

5) устанавливает страховые тарифы.

Страховые тарифы должны обеспечивать оплату медицин­ских услуг застрахованным и прямой доход страховой орга­низации.

В зависимости от использования доходов страховые организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческие - используют доход для финансирова­ния деятельности организации и развитая здравоохранения, но не могут рисковать своими капиталами и имеют право вкладывать средства только в высоконадежные ценные бума­ги, предприятия и банки, допускающие немедленное возвра­щение всех средств страховой организации в случае необхо­димости.

Коммерческие - более свободны в своих операциях, мо­гут осуществлять прямую капитализацию своих доходов все­ми законными путями, при этом гарантируя выполнение своих обязательств по договорам медицинского страхования. Поэтому такие страховые организации широко используют в своей деятельности андерайтинг и перестрахование.

АНДЕРАЙТИНГ (англ. undrwriting, дословно - подпис­ка) - система, позволяющая изучить партнеров, с которыми заключается договор с целью установить страховой тариф, соответствующий страховому риску. Изучение здоровья,

условий и образа жизни страхуемого проводится по медицин­ской карте, тестированию и беседе с ним. При этом прогно­зируется потребность и стоимость его медицинского обслу­живания с учетом его индивидуальных особенностей.

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ капитала страховой компании в более крупной компании, которая берет на себя ответствен­ность за соответствующую часть дохода менее крупной ком­пании.

К основным видам медицинского страхования относятся:

- Обязательное медицинское страхование - ОМС;

Добровольное медицинское страхование - ДМС.

ОМС является частью социального страхования, гаранти­рующее населению страны социальную защиту в виде опре­деленного набора медицинских услуг, оплачиваемых из фондов медицинского страхования. Этот вид страхования осу-

ществляется государственными (например, Территориальный фонд ОМС) и негосударственными некоммерческими орга­низациями и контролируется государством.

Для ОМС характерны: 1) массовый характер; 2) гаранти­рованный минимум медицинских услуг; 3) государственная или контролируемая государством организация; 4) подчине­ние основным целям системы здравоохранения.

Медицинская помощь оказывается застрахованным в со­ответствии с базовой программой ОМС. Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекар­ственной помощи гражданам РФ. На основе базовой про­граммы РФ в регионах разрабатывается и утверждается тер­риториальная программа ОМС, объем предоставляемых ме­дицинских услуг, который не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Контроль за качеством, объемами и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется страховой медицинской организацией, а так­же органом управления здравоохранением.

В соответствии с программой гражданам гарантируются: 1) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь, диагностику и лече­ние в амбулаторных условиях (включая неотложную и довра-чебную помощь), осуществление мероприятий по профилак­тике заболеваний; 2) стационарная помощь.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами ОМС. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стацио­наре и при оказании скорой и неотложной медицинской по­мощи осуществляется за счет страховых взносов по ОМС. а з амбулаторно-поликлинических учреждениях - за счет лич­ных средств граждан.

ДМС - может быть самостоятельным и дополнительным, являясь дополнительным к обязательному. Может быть ин­дивидуальным и групповым, оно осуществляется различны­ми, часто коммерческими страховыми компаниями, на осно­вании различных пакетов страховых программ, по дифферен­цированным тарифам, с использованием возрастного страхо­вания (как правило, по более высоким тарифам;.

Страховыми медицинскими организациями предлагается выбор медицинских учреждений и врачей, различные виды медицинских страховых полисов (диагностика, амбулаторная, стационарная, стоматологическая помощь). Средства добро­вольною страхования могут быть использованы страховщи­ком в коммерческих целях.

В целом ДМС, снимая часть финансового бремени с об­щественной системы здравоохранения, обеспечивает высоко­качественное медицинское обслуживание отдельных групп населения более сервисное, чем в рамках ОМС. При этом медицинские услуги становятся для населения менее дороги­ми, чем их полная частная оплата. Часть средств в соот­ветствии с условием договора может быть возвращена стра-

хователям или застрахованным в качестве премии за здоро­вый образ жизни и сохраненное здоровье, стимулируя заботу о сохранении и укреплении здоровья в интересах общества. Комплексное (полное) страхование здоровья предполагает: 1) больничное страхование (стационарное и амбулаторно-поликлиническое, включая оплату оперативных вмеша­тельств); 2) лекарственное страхование (обеспечение лекар­ственными средствами за счет страховых фондов); 3) стома­тологическое страхование; 4) профилактическое страхование; 5) реабилитационное страхование; 6) страхование от несчаст­ных с.>гучаев и травм; 7) страхование на случай временной не­трудоспособности; 8) страхование на случай стойкой нетру­доспособности: 9)репродуктивное страхование женщин, 10) страхование жизни.

Перечисленные виды страхования могут быть использова­ны наиболее широко частными страховыми компаниями. В перспективе комплексное страхование здоровья может быть использовано и в системе ОМС.

Система медицинского страхования предоставляет граж­данам право на:

1. ОМС и ДМС.

2. Свободный выбор медицинской страховой организации.

3. Свободный выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС и ДМС.

4. Получение медицинской помощи на всей территории России, в том числе и вне постоянного места жительства.

5. Получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера выплаченного страхового взноса.

6. Предъявление иска страхователю, страховой медицин­ской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине

ущерба, независимо от того, предупреждено это или нет в договоре медицинского страхования.

7. Возвратность части страховых взносов при ДМС, если это предусмотрено условиями договора.

Таблица 1

Особенности ОМС и ДМС

оме ДМС
Некоммерческое Коммерческое
Является видом Социального страхования Личного страхования
Характер страхования Всеобщее или массовое Индивидуальное или групповое
Регламентируется Законом "О медицинском страховании граждан в РФ" "О страховании", "О медицинском страховании граждан в РФ"
Кем осуществляется Государственными и контролируемыми государством организациями Страховыми организа­циями различных форм собственности
Кто определяет правила страхова­ния Государство Страховая организация
Кто является страхователем Государство (органы местной исполни­тельной власти), работодатели Юридические и физические лица
Источники средств - взносы работодателей; - государственный бюджет - личные доходы граждан; - прибыль работодателей
Программа" медицинского страхования (гарантированный минимум услуг) утверждается орга­нами власти Определяется догово­ром страховщика и страхователя:
Тарифы устанавливаются По единой утверж­денной методике Договором страховщика и страхователя
Система контроля качества Определяется государственными органами Устанавливается договором субъектов страхования
Доходы могут быть использованы Только для основ­ной деятельности - медицинского стра­хования Для любой коммер­ческой и некоммер­ческой деятельности.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

В качестве субъектов медицинского страхования Законом РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователем при ОМС (плательщиком страховых взносов на ОМС) неработающего населения выступают исполнительной власти субъектов РФ;

работающего населения - организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие договор с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС.

Страховыми медицинскими организациями (страховщиками) выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься обязательным медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Обязанности страховой медицинской организации:

· информировать застрахованного о правах на получение бесплатных медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС, о перечне медицинских учреждений, работающих в рамках системы ОМС, о порядке организации приема застрахованных, о правах пациента;

· выдавать страховые медицинские полисы с момента заключения договора медицинского страхования застрахованным (или страхователям). Сотрудник СМО должен предоставить застрахованному адрес и номера телефонов справочно-информационной службы СМО, которая обязана консультировать пациента в случае возникновения конфликтной ситуации при получении медицинской помощи и защищать права пациента. Производится регистрация обращений за медицинской помощью по полису ОМС, что позволяет правильно и в полном объеме профинансировать медицинское учреждение, работающее в рамках системы ОМС;

· контролировать объем, сроки и качество предоставляемой медицинской помощи;

· осуществлять прием обращений застрахованных граждан. Если в обращении гражданина содержится жалоба на недопредставление или несоблюдение условий оказания медицинской помощи, страховая медицинская организация обязана решить вопрос о сроках, месте и виде оказания гражданину необходимой медицинской помощи, либо дать мотивированный отказ;

· рассматривать претензии граждан к качеству медицинской помощи и к взиманию с них денежных средств при лечении по полису ОМС. Если у пациента есть претензии к работе СМО, необходимо обратиться в территориальный фонд ОМС в отдел по защите прав застрахованных граждан.

Ознакомиться с территориальной программой ОМС, конкретными видами и объемами медицинской помощи, перечнями жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и перечнем учреждений здравоохранения, которые работают в системе ОМС каждого конкретного субъекта Российской Федерации, можно также в территориальном фонде обязательного медицинского страхования

Проблемы и перспективы развития системы ОМС в Российской Федерации. В условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) явилась эффективным политическим и экономическим решением, которое положило начало формированию принципиально новой системы правовых и финансовых отношений в сфере оказания медицинской помощи населению, а также более рациональному использованию имеющихся ресурсов здравоохранения.

За 5 лет практически с нуля организационно сформировалась и функционирует на территории всей страны система обязательного медицинского страхования. Она состоит из 90 территориальных фондов ОМС, 1176 филиалов, 424 страховых медицинских организаций (СМО), 18092 ЛПУ.

Полисами обязательного медицинского страхования обеспечено более 82% населения Российской Федерации. Создана и функционирует система сбора страховых взносов, учета и регистрации плательщиков взносов, численность которых составила 3,7 млн.

За неполные 5 лет реализации закона о медицинском страховании собрано более 90 млрд. руб. Из этой суммы страховые взносы за работающих составили почти 56 млрд. руб., платежи из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения - свыше 21 млрд. рублей. За счет взысканий штрафов, пеней с плательщиков, доходов от использования временно свободных средств привлечено почти 13 млрд. рублей.

Всего в систему здравоохранения за 5 лет дополнительно к бюджетным средствам направлено свыше 84 млрд. рублей, что составляет более 30 % всех расходов здравоохранения. Основная часть средств (72,4 млрд. руб.) была направлена на финансирование медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования. На протяжении последних трех лет более 50% этих средств расходуется учреждениями здравоохранения на заработную плату медицинских работников, более 18% - на оплату медикаментов.

Только за текущий год Федеральным фондом ОМС оказана в виде субвенций финансовая помощь 88 субъектам Российской Федерации на общую сумму более 900 миллионов рублей. Кроме того, учитывая особую сложность и уникальность учреждений здравоохранения федерального уровня, им была выделена помощь на сумму свыше 107 миллионов рублей.

Следует отметить, что в Федеральном фонде около 3-х месяцев действует новый регламент работы Комиссии по субвенциям. Заседания Комиссии проводятся не реже 1 раза в 10 дней. В кризисных условиях нами принято решение о временном прекращении инвестиционной деятельности Федерального фонда, поэтому все накопленные за небольшой период деньги быстро распределяются в регионы.

Основным стратегическим направлением работы Федерального и территориальных фондов было и остается обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан".

Однако даже в тех территориях, где закон исполняется, допускаются непозволительные вольности в его реализации. А в ряде территорий (Кировской, Смоленской областях, Эвенкийском АО) закон исполняется по-прежнему только в части сбора страховых взносов. Во многом данная ситуация обусловлена проводимой политикой властей всех уровней. Если на первом этапе реализации закона данную ситуацию можно было оценивать в определенной мере как положительную, т.к. она давала возможность выбора оптимальных вариантов, то в настоящее время она является тормозом в развитии системы обязательного медицинского страхования и осложняет принятие эффективных управленческих решений. Ввиду этого, проблема реализации закона остается сегодня задачей номер один.

В последнее время, в основном с территорий, настойчиво звучат голоса о необходимости пересмотра закона о медицинском страховании. В этих заявлениях Федеральный фонд усматривает политическую недальновидность, так как рассмотрение указанных изменений, в условиях кризиса и в условиях неполной реализации закона, в Государственной Думе Российской Федерации может вызвать прямо противоположный эффект. Любые изменения законодательства в настоящее время будут не созидательными, а ведущими к перестройке системы с обрывом всех налаженных связей. Стоит ли говорить, как эта перестройка отразиться на лечебных учреждениях. Мы признаем, что законодательство в области медицинского страхования надо совершенствовать, но процесс этот должен быть поступательным.

Одной из стратегических задач в ОМС является обеспечение конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. С этой целью правительством РФ утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Данной программой впервые на уровне нормативного документа вводится понятие подушевого норматива финансирования здравоохранения.

Реализация территориальных программ в субъектах РФ позволит начать реальную реструктуризацию медицинской помощи.

Значительным тормозом для эффективного функционирования системы обязательного медицинского страхования является крайне недостаточный уровень финансового обеспечения системы. Обеспеченность одного жителя всеми средствами ОМС в 1997 г. составила в среднем по российской Федерации 199,9 рубля, при этом поступление страховых взносов в расчете на одного работающего составило 269,8, а платежей из бюджета на одного неработающего - только 81,2 руб. Потребность же по Программе госгарантий определена в размере 316,0 руб., т.е. фактическая обеспеченность почти на 40 % ниже потребности. И это несмотря на то, что впервые в 1997 году рост обеспеченности населения средствами обязательного медицинского страхования превысил темпы инфляционных процессов.

Сумма дефицита средств на финансирование обязательного медицинского страхования увеличивается с каждым годом. В результате острой нехватки средств фактическое финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования составило за 9 мес. 1998 г. лишь 37,5% от утвержденного годового объема.

Подобное положение предопределяет несбалансированность объемов медицинской помощи, предоставляемой населению по программе государственных гарантий, лишает большинство населения страны возможности получить доступную медицинскую помощь, что ведет к росту социальной напряженности.

Следует отметить, что в условиях угрожающего нарастания финансового дефицита системы ОМС из 17 территориальных фондов, у которых при проверках КРУ Федерального фонда было выявлено нецелевое расходование средств, только один фонд полностью восстановил израсходованные деньги. Федеральный фонд впредь будет жестко контролировать территориальные фонды на предмет возврата средств ОМС нецелевого расходования.

Основными причинами создавшегося финансового положения являются:

· невыполнение органами исполнительной власти субъектов российской Федерации закона в части перечисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

· дестабилизация финансово-экономической ситуации в стране;

· низкий уровень тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих граждан (3,6% при потребности в 7.2%).

При этом, Госналогслужбой и Минфином внесены в правительство, а затем и на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, предусматривающие снижение размера тарифа страхового взноса работодателей до 3,4%. Федеральным фондом в правительство при поддержке Минздрава направлялись аргументированные возражения против данного законопроекта. Однако они приняты не были.

Одним из вариантов решения вышеназванной проблемы могло бы быть утверждение дифференцированного норматива и предоставление права субъектам Российской Федерации утверждать тариф страхового взноса в пределах установленных законодательно минимального и максимального размеров.

Другой, более жесткий в социальном плане, вариант развития системы ОМС в условиях дефицита средств требует детальной предварительной проработки. Как справедливо отмечено Госналогслужбой, увеличение страхового тарифа ведет лишь к увеличению налоговой нагрузки на работодателей с сомнительными финансовыми результатами. Отсюда возникло предложение, суть которого состоит в сокращении Базовой программы ОМС для определенного контингента высоко обеспеченных граждан, имеющих финансовую возможность оплатить медицинские услуги за счет собственных средств. Естественно, что сокращение Базовой программы не должно затронуть неработающее население. Наиболее трудный вопрос - определение контингента с высоким уровнем доходов, хотя соответствующие наработки должны существовать у органов Госналогслужбы. В качестве критерия оценки уровня доходов граждан может быть использован показатель стоимости минимальной потребительской корзины.

Медицинская помощь, которая для указанного контингента не войдет в сокращенную программу ОМС, может быть оказана на принципах добровольного медицинского страхования. Естественно, должен быть установлен жесткий контроль как за самой системой добровольного медицинского страхования, так и за методами формирования цен в лечебных учреждениях. По данным НИИ им. Н.А. Семашко, доля официальных и "теневых" платных услуг в учреждениях здравоохранения достигает в настоящее время 30-40% всего финансирования. Встает вопрос о необходимости легализации платных медицинских услуг.

О платежах. Особую озабоченность вызывает положение с платежами на обязательное медицинское страхование неработающих граждан РФ.

1. Совершенствование финансово-кредитного механизма устойчивости системы «О платежах». Особую озабоченность вызывает положение с платежами на обязательное медицинское страхование неработающих граждан РФ.

Учитывая, что неработающие граждане превышают 60% всей численности населения Российской Федерации, платежи, направляемые в фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающих граждан должны составлять не менее 60-70% всех доходов системы. Реальная ситуация противоположна: поступление бюджетных средств не только в ОМС, но и в целом постоянно сокращается, а страховые взносы работающих вместо дополнительных становятся основными.

Реализацию стратегических направлений развития системы резко осложнила кризисная ситуация в финансовой сфере, которая сказывается на всех сторонах работы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

В связи с замораживанием рынка ГКО, кризисом финансовой и банковской систем, резким падением курса рубля в августе-сентябре 1998 г., практически произошел обвал страхового запаса. Потери системы оцениваются примерно в 200 млн. руб. При этом произошло удорожание медицинской помощи в связи с ростом цен на лекарственные препараты, продукты питания и т.д. Нет необходимости подчеркивать, что финансовая дестабилизация системы обязательного медицинского страхования влечет за собой финансовую дестабилизацию лечебно-профилактических учреждений. Федеральный фонд завершает работу с Минфином России по досрочному погашению ГКО деньгами.

В условиях кризисной ситуации приоритетной задачей Федеральный фонд ОМС считает финансирование заработной платы медицинских работников.

Сейчас Федеральный фонд ОМС совместно с Минздравом вплотную подходит к реализации резолюции Второго Всероссийского совещания руководителей органов управления здравоохранением и директоров территориальных фондов о введении дифференцированной оплаты труда медицинских работников, занятых в системе обязательного медицинского страхования, по объему и качеству их труда.

В условиях активизации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, не исключается дестабилизация работы лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим в Федеральном фонде ОМС разработан ряд материалов по вопросам страхования гражданской ответственности медицинских работников. Дальнейшее успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от совместных усилий Минздрава России, Федерального фонда ОМС, медицинских ассоциаций и профсоюзов, естественно, при условии определения источников средств для страхования.

Следует отметить еще одну проблему текущего периода: без единого подхода к персонификации застрахованного населения, без единого классификатора медицинских услуг, без единых медицинских стандартов и счетов на оплату медицинских услуг, а также единой политики ценообразования - дальнейшее продвижение по пути реформ на принципах обязательного медицинского страхования весьма спорно. Отсутствие технико-экономических стандартов на медицинские учреждения разного уровня делает процедуру их лицензирования и аккредитации формальностью. В ближайшей перспективе именно решение этих проблем ставится во главу угла совместных действий Минздрава России и Федерального фонда.

По данным I полугодия 1998 г. доля расходования средств обязательного медицинского страхования на лекарственное обеспечение в различных субъектах Российской Федерации варьирует от 8,0% (Липецкая область) до 65,2% (Магаданская область), составляя в среднем 20%.

В связи с этим большое значение приобретает анализ территориальных моделей и разработка единых подходов к проблеме организации лекарственного обеспечения с учетом накопленного опыта территорий, что необходимо для эффективного и рационального использования финансов, выделяемых на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения из местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.

Совершенствование лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования в ближайшее время будет осуществляться по следующим направлениям: разработка перечня медикаментов, подлежащих оплате из средств ОМС; организация контроля за движением лекарственных средств; введение мер по ограничению затрат на лекарственные препараты, оплачиваемые из средств системы ОМС.

Решению этих проблем способствует формирование нового информационно-аналитического обеспечения системы ОМС на основе комплексной программы информатизации отрасли.

Основными задачами Федерального фонда ОМС на 1999 год являются:

Основными задачами Федерального фонда ОМС на 2010 год являются:

1. Совершенствование финансово-кредитного механизма устойчивости системы ОМС:

· повышение финансовой устойчивости системы за счет увеличения тарифа страхового взноса;

· создание и реализация мер по ликвидации дефицита средств на финансирование Базовой программы ОМС за счет обеспечения стабильного поступления страховых взносов и минимально гарантируемых платежей на ОМС неработающих граждан в территориальные фонды;

· контроль за целевым и рациональным использованием средств ОМС;

· выделение целевого трансферта из Федерального бюджета на страхование неработающих граждан;

· совершенствование деятельности по оказанию финансовой помощи (субвенций) территориальным фондам для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС.

2. Совершенствование законодательного регулирования в сфере оказания медицинской помощи населению на федеральном и региональном уровнях, осуществление мер по реализации закона о медицинском страховании в субъектах Российской Федерации:

· активизация деятельности территориальных фондов и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных;

· установление ответственности органов исполнительной власти за невыполнение закона о медицинском страховании в части обязательности платежа на ОМС на неработающих граждан и исключение его из статей расходов, подлежащих секвестированию за счет отнесения его к защищенным статьям;

· совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения медикаментами;

· повышение социально-правовой защищенности застрахованных граждан и медицинских работников.

3. Совершенствование мер по повышению качества и доступности медицинской помощи населению:

· обеспечение персонификации застрахованного населения и объемов оказанных услуг на базе унифицированного полиса ОМС;

· принятие единого классификатора медицинских услуг;

· принятие единых медицинских стандартов и единой формы счетов на оплату медицинских услуг.

4. Осуществление основных направлений информатизации системы ОМС:

· создание информационно-аналитической системы отрасли;

· создание автоматизированной системы финансового контроля;

· создание централизованной отраслевой информационно-справочной системы;

· обеспечение всех территориальных фондов ОМС и филиалов электронной почтой и доступом к сети Интернет, а также стандартизация и унификации информационного программного обеспечения.

В заключение необходимо отметить важность и актуальность просветительской поддержки реорганизации системы медицинской помощи как ОМС. Для общественности, в том числе медицинской, во многом до сих пор остаются непонятными цели и пути перехода к обязательному медицинскому страхованию. Необходимо в максимально короткий срок изменить ситуацию, оказаться услышанными и понятыми миллионами российских граждан во всех без исключения российских регионах. Рядовые граждане, представляющие их интересы общественные организации и объединения, политические партии и движения, представители органов государственной власти федерального уровня и, прежде всего - российские законодатели должны с нашей помощью понять: почему именно ОМС является реальной движущей силой реформы здравоохранения, почему без ОМС невозможно всерьез защитить интересы граждан в сфере охраны здоровья.



Похожие статьи