Учетная политика в части налогообложения образец. Учетная политика услуги

    Понятие и формирование учетной политики

    Элементы учетной политики

    Пример оформления учетной политики на предприятии

    Понятие и формирование учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.

Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).

В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:

Установить перечень конкретных элементов учетной политики;

По каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:

Изменения законодательства РФ или нормативных актов;

Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;

Реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:

1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);

2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление выбранной учетной политики.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

Правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);

Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);

Особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

Кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала;

Хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.

    Элементы учетной политики

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

    Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

    Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

    порядок финансирования ремонта основных средств.

    Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

    Формирование учетных групп материальных ценностей.

    способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

    Способ учета выпуска продукции.

    Сроки погашения расходов будущих периодов.

    Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

    Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

    План счетов бухгалтерского учета.

    Форма бухгалтерского учета.

    Технология обработки учетной информации.

    Организация внутрипроизводственного контроля.

    Организация составления отчетности.

    Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1. Рабочий план счетов . Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2. Порядок проведения инвентаризации . Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:

Определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),

Перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы - бухгалтерский учет ведет:

Бухгалтерия;

Специализированная организация на договорной основе;

Руководитель предприятия.

Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.

4. Формы бухгалтерского учета . Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.

5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

    Пример оформления учетной политики на предприятии

ОАО «Мечта бухгалтера»

«____» декабря 2004 г.

Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»

На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер­жденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, ут­вержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

Принять следующую учетную политику.

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

Бухгалтерский учет - это строгая, структурированная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме, которая воплощается путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций.

Основа и рамки бухгалтерского учета лежат в разрабатываемой учетной политике . Существуют стандартные принципы ее организации, но каждый экономический субъект, устанавливающий в своей деятельности систему двойной записи, обязан составить собственный четкий и строго регламентированный документ об , чтобы он служил ориентиром и нормативом для документоведения.

Что это такое

В России законодательство о бухучете состоит из:

  • Закон о бухгалтерском учете №402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
  • Положения о бухгалтерском учете (ПБУ);
  • другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения — Письма и Постановления Минфина РФ;
  • внутренние документы хозяйствующих субъектов.

С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право , несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности.

Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем. Неразрывно с бухгалтерией трудовое право, поскольку данные о работниках занимают большую часть общего учета.

Каждая из перечисленных отраслей предусматривает связанные между друг другом меры ответственности при отсутствии на предприятии учетной политики. Руководитель экономического субъекта обязан утвердить внутренний акт о ней согласно ПБУ 1/2008 . Стандарт утвержден Министерством финансов России в 2008 году, последняя редакция датируется 2015 годом.

Положение ориентировано на юридических лиц, кроме кредитных учреждений, и устанавливает для них общие требования организации учетной политики. Также и в иных ПБУ содержатся дополнительные нормы в этой сфере, а Налоговый кодекс России дает четкие указания об учетной политике для целей налоговой работы.

В основном ПБУ учетной политикой называется комплекс способов ведения бухучета - группировки и обобщения сведений, стоимостной оценки и наблюдения.

Вариант организации такой политики зависит от главных приоритетов и принципов, при выборе которых необходимы комплексный подход и цель оптимизировать деятельность. Какие факторы нужно учитывать при этом выборе:

  • форма организации;
  • отрасль;
  • вид деятельности;
  • параметры внутренних сторон работы - экономической, финансовой, административно-управленческой, производственной;
  • масштабы;
  • особенности отделов бухгалтерии и менеджмента;
  • коммерческая политика.

К примеру, если предприятие стремится уменьшить налоговую нагрузку через оптимизацию налогообложения прибыли и имущества, то в учетной политике потребуются соответствующие бухгалтерские решения - амортизация с повышающими показателями, оценка ценностей по цене последнего выпуска или поставки.

Учет относится к бухгалтерии и регламентируется не только Налоговым кодексом и Письмами Минфина, но и 402 Законом о бухгалтерском учете.

Алгоритм действий:

  • составить план будущего учета - провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства;
  • «примерить» план на действующую систему учета - проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета;
  • фактическое применение плана - включение в учетную политику, создание новых регистров.

Необходимо сформировать документ учетной политики и утвердить его руководителя хозяйствующего субъекта.

Гласит, что учетную политику на предприятии должен разрабатывать главный бухгалтер, а при его отсутствии - другим ответственным лицом. Утверждение документа о политике вменено руководителю бизнеса.

Стандартный документ об УП состоит из двух разделов - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета. Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличий между двумя формами учета. Но допускается формирование и отдельных документов УП по каждой тематике.

Что нужно включить в локальный акт УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Что входит в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, и др. особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Разработанная учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия и начинает действовать с первого дня следующего года. Обычно приказ подписывают руководитель и главный бухгалтер.

Изменения на 2019 год

С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные — правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.

При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.

Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.

Общество с Ограниченной Ответственностью " ХХХХ"

ПРИКАЗ №


об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

Г. ___________ « _____»_________ г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на _____ год согласно приложению

2. Контроль за исполнением приказа возложить на ______________ (Должность, Ф.И.О.)

Генеральный директор ____________________ (Ф.И.О.)

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина № 34н), ПБУ 1/2008 , Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России № 94н), Приказом Минфина № 66н.

2. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией ООО "ХХХХХ" под руководством Главного бухгалтера.

Возможны Варианты:

1) Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), находящимся в непосредственном подчинении заместителя директора по экономике и финансам.

2) Бухгалтерский учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению бухгалтерского учета в соответствии с договором.

3) Ведение бухгалтерского учета осуществляет директор организации.

3. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России № 34н.

По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:

· оказание информационных услуг.

· сдача в аренду офисных помещений;

· операции с ценными бумагами.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов , используются самостоятельно разработанные формы.

Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении к приказу №_______

Основание: часть 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приказе № _____.

Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.

В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14 Закона № 402-ФЗ и пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 %от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010 и пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Основание: часть 3 статьи 11 Закона № 402-ФЗ.

11. Переоценка основных средств в _______ году не производится (производится).

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации и для управленческих нужд.

При этом соблюдаются условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает ________________ руб.

Основание: пункты 3 - 5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ № 1.

14. По основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в 2 раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16. Предметы со сроком полезного использования более ___ месяцев и первоначальной стоимостью не более __________ руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчётного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Единицей учета МПЗ является номенклатурный номер материальных запасов.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по учетным ценам без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

ТЗР учитываются на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы» .

Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункты 80, 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

20. При выбытии все группы МПЗ оцениваются по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:

  • все материальные расходы, кроме общехозяйственных;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг:
  • начисленные суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование ;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам , используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.

Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.

24. Единицей учета финансовых вложений является ___________ (указать).

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

25. Затраты на приобретение финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России № 34н,

пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • по информационным услугам - по факту оказания услуг на дату подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений - ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в отдельном приказе № ___ .

Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), _____________ дней.

По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ № 749.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

39. Промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность представляется в сроки и составе, предусмотренных законодательством и федеральными стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета:

  • в налоговую инспекцию;
  • в Росстат (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых Учетная Политика Приказ Учетная Политика Образец Скачать

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).



Похожие статьи