Управление без страховки осаго. Можно ли ездить на чужой машине без страховки

Если вкратце, то штраф за езду без ОСАГО (ровно как и за просроченную страховку) в 2017 г. составляет:

800 рублей

(ст. 12.37 ч.2 КоАП)

Если оплатите в течение 20 дней:

800 400 рублей

с 01.01.2016 при оплате некоторых штрафов (в т.ч. за езду без ОСАГО) дается

Возможно скоро будет:

2500 рублей

  • И наконец – наказание за езду за рулем с фальшивым полисом ОСАГО. В этом случае, во-первых, выписывается основной штраф за езду без страховки, а во-вторых, водитель может даже попасть под угловную ответственность по ч.3 ст. 327 УК РФ. Правда, если суд решит, что он умышенно использовал поддельный полис, зная, что он недействителен. На практике, такое сложно доказать. Но в случае явных самостоятельных подделок – это вполне реальная перспектива. Например, недавно в Красноярске судили женщину, которая собственноручно исправила дату в своем полисе.

Если вы хотите убедиться, что ваша страховка – действующая, то есть внесена в базу АИС РСА и пробивается по ней, то вы можете воспользоваться сервисом

Всем привет! Знаете ли вы, какой сейчас грозит штраф за езду без страховки ОСАГО и в каких конкретно случаях? Сколько раз за день его могут выписать? Снимают ли нынче за такое нарушение госномера и забирают ли машину на спецстоянку? Когда допустимо ездить без полиса, можно ли избежать штрафа или уменьшить его?

Если вас интересуют эти и другие подобные вопросы, то вы нашли то, что искали – все ответы содержатся в данной статье.

Некоторые начинающие водители путаются в автомобильных страховках. Поэтому сразу уточню – наказание в виде штрафов касается только обязательного страхования. В нашем случае это страхование автогражданской ответственности – ОСАГО.

Правда, есть еще обязательное страхование перевозчиков (ОСГОПП – кроме прочего, страхуется различный пассажирский автотранспорт, исключая такси), за нарушения по которому также полагается наказание. Но это специфическая тема и здесь мы ее не будем касаться.

Полис КАСКО, а также другие виды страхования автотранспортных средств (ТС) покупаются водителями на добровольной основе, не подлежат проверке и каким-либо взыскательным санкциям со стороны государственных органов.

Штрафы за отсутствие ОСАГО – принципиальные понятия

В 2018 году законодательные нормы по данному нарушению остались прежними – за езду без полиса автогражданки предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафов.

При этом виновность водителя определяется по двум базовым критериям:

  1. Отсутствие на руках полиса у автомобилиста при вождении ТС.
  2. Полное отсутствие полиса как такового при вождении ТС.

В зависимости от этих критериев определяется степень виновности, положение административного законодательства и размер штрафа.

Законодательная база

Взыскание в виде штрафов за отсутствие полиса автогражданки в России предусмотрено на основе положений двух базовых нормативов:

  1. КоАП РФ – ФЗ № 195 (от 30.12.2001 г.).
  2. Закон «Об ОСАГО» – ФЗ № 40 (от 25.04.2002 г.).

Обязательность наличия действенного полиса ОСАГО у водителей автотранспорта прописана в ст. 3 (абз. 2 и 3) ФЗ № 40 , а также в ст. 32 (ч. 1 и 3) и в положениях ПДД (разд. 2, ч. 2.1.1, абз. 6 ПП РФ № 1090) .

Непосредственное взыскание в виде штрафов взимается с водителей на основании статей 12.3 и 12.27 КоАП РФ.

Кто налагает штраф

В соответствии со ст. 32 (ч. 1, абз. 1 и 2) ФЗ № 40, обязанность по контролю за наличием ОСАГО у автомобилистов возлагается на органы ГИБДД, а также таможенную службу и Гостехнадзор.

При этом наложение штрафов может осуществляться как контролирующими структурами (в первую очередь ДПС), так и судебными.

Когда водитель согласен с фактом нарушения или оно неоспоримо, штраф может быть наложен на месте должностным лицом имеющим статус инспектора, в соответствии с Разделом III Приказа МВД № 664 (от 23.08.2017 г.), а именно – п. 31 (абз. 5) и п. 156 , а также по регламенту ст. 29.10 и положениям ст. 28.6 КоАП РФ.

Обычно к копии постановления, которая передается нарушителю инспектором, прилагается и платежная квитанция с необходимыми реквизитами для оплаты штрафа.

Если же взыскание оспаривается нарушителем (а также в некоторых других случаях – несовершеннолетний водитель, военнослужащий и др.), то к постановлению прилагается соответствующий протокол. Потом эти процессуальные документы передаются на рассмотрение в суд, который и выносит окончательное решение о наложении штрафа или его отмене.

Внимание! Протокол по штрафам за отсутствие автогражданки в первой инстанции рассматривается мировыми судами по месту регистрации нарушителя. При этом на его адрес до начала заседания суд высылает повестку-уведомление с указанием всей необходимой информации (дата и время заседания, ФИО судьи и т. п.).

Какие применяются размеры штрафов

Как было указано выше, размер штрафа зависит от степени вины нарушителя.

В данном случае размер штрафа имеет две величины (всегда точная сумма):

  1. 500 руб. – если у водителя имеется полис, но он не может его предъявить.
  2. 800 руб. – если у водителя отсутствует полис или таковой приравнивается к отсутствующему.

При этом:

  • Штраф в 500 руб. налагается по ч. 2 ст. 12.3 (отсутствие у водителя автомобильных документов) и по ч. 1 ст. 12.37 КоАП.
  • Штраф в 800 руб. налагается по ч. 2 ст. 12.37 (несоблюдение требований ОСАГО) КоАП.

Вот перечень вариантов, когда водителю полагается штраф:

  1. Полис отсутствует как таковой.
  2. ОСАГО нет в машине , но действенный договор имеется.
  3. Просроченный полис.
  4. Сезонный полис, но период не страховой.
  5. Водитель не вписан в ОСАГО.

Внимание! Штрафы полагаются только за вождение ТС без страховки. Если на автомобиль или водителя не оформлено ОСАГО, но машина не двигается, то наказание не применяется.

Посмотрите видео о величине возможных штрафов при проблемах с ОСАГО:

Сколько составляет штраф, если забыл страховку дома

Упомянутый выше пункт 2.1.1 ПДД однозначно обязывает водителей иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченного должностного лица автомобильные документы, среди которых указана и автогражданка. Если нет полиса только на руках, но он у водителя имеется, то штраф уплатить все равно придется, хоть и наименьший из двух возможных размеров – 500 руб.

То есть здесь нарушением считается невнимательность или легкомысленность водителей и штраф уплачивается, к примеру, за забытую или утраченную страховку.

При этом причина может играть свою роль – если автомобилист просто забыл дома свой полис, то это однозначно штраф, а если произошла утрата документа непосредственно перед проверкой по уважительной причине, которая доказуема, то штрафа может и не быть.

Что будет, если полис ОСАГО просрочен?

С просроченным полисом передвигаться по дорогам общего пользования нельзя – однозначно и уже давно. Если водитель не успел продлить страховой период на новый срок, то он будет наказан штрафом в 800 руб. за вождение ТС без ОСАГО – считается, что страховка у него отсутствует.

Но немало автомобилистов до сих пор считают, что с просроченным документом допустимо безнаказанное управление машиной в течение месяца.

Да, ранее это было возможно – в старой (вернее уже старинной) редакции ФЗ № 40 от 2006 г. предусматривалось право водителей ездить 30 календарных дней с просроченным договором (ст. 10, п.1, абз. 2). Эта норма была продублирована в Постановлении Правительства РФ № 263 (от 2003 г.). Причем в эти 30 дней страховая компания (СК) продолжала нести ответственность за водителя.

Но с 1 марта 2008 г. данное положение было отменено – из ФЗ № 40 был полностью убран абзац 2, пункта 1, ст. 10. Новые правила предельно лаконичны: срок обязательного страхования составляет 12 месяцев (исключая сезонные варианты) и ни днем позже, согласно п. 1 ст. 10 .

Внимание! Действие полиса заканчивается ровно в то время суток, которое в нем указано – в следующую минуту вас уже можно штрафовать, имейте это в виду.

Что будет, если полис сезонный, но период не страховой?

После существенного удорожания ОСАГО, многие автомобилисты стараются экономить и приобретают сезонные страховки: по 90 и 180 дней действенности в выбранный период или периоды года.

Обычно это дачники, любители летних автопутешествий и т. п., у которых машина в холодное время года простаивает в гараже. Но бывает, что в нестраховой период нужно куда-то ехать и тогда многие решаются рискнуть – не платить же полную стоимость полиса из-за одной или двух поездок?

Подобное нарушение карается штрафом по ч. 1, ст. 12.37. Здесь просматривается некоторый юридический казус: по факту внестраховой период – это отсутствие страховки. Но взыскание составляет не 800, а 500 руб., видимо с учетом того, что полис недействителен временно.

Что будет, если водитель не вписан в полис?

Согласно положениям ПДД, а именно пункту 2 «Общие обязанности» (пп. 2.1.1, абз. 4), водитель обязан иметь при себе действенный полис ОСАГО. Соответственно данный полис должен быть оформлен на человека, который находится за рулем, или он должен быть вписан в него как допущенный к управлению водитель.

Штраф за данное правонарушение составляет 500 руб. (ч. 1, ст. 12.37).

Если собственник автомобиля сидит рядом с не вписанным в полис лицом?

Некоторые водители убеждены, что если собственник или основной владелец ТС сидит в автомобиле, то им может управлять любое лицо, имеющее . На этот счет даже есть горе-совет: составлять в свободной форме доверенность на управление авто для лица не вписанного в ОСАГО.

Доверенность на временное управление сейчас вообще не нужна, а вот автогражданка обязательна в любом случае. «Закон об ОСАГО», а именно ст. 4 (п. 1) , гласит: владелец ТС обязан страховать риск своей гражданской ответственности.

Ключевым моментом здесь является слово «владелец», т. к. собственник и владелец понятия юридически не тождественные. Данный туман проясняет положение ст. 1 (абз. 2, 3 и 4) того же закона, где перечислены варианты, когда водитель имеет статус владельца. И «пустить порулить» по дорогам общего пользования как раз сюда относится.

То есть управляющий машиной водитель является его владельцем (временным или нет – не важно), т. к. он его использует. И за него должен нести ответственность страховщик, в данном случае СК собственника или основного владельца ТС.

Если страховка неограниченная

Если на машину оформлено неограниченное ОСАГО (открытый полис), то данным ТС может управлять любой водитель. Но это не означает управление без страховки – основной владелец должен передать полис на руки временному владельцу.

Если же полиса на руках не будет, то даже при наличии у водителя своего действенного ОСАГО, его оштрафуют на 500 рублей.

К сведению. С 2012 г. ОСАГО можно получить только после прохождения техосмотра – до 2012 г. все было наоборот, имейте это в виду.

Чем грозит езда на чужой машине без страховки и хозяина

Нынешнее законодательство позволяет водить чужой автомобиль даже без ведома хозяина. Для удостоверения законности управления ТС инспекторам ДПС достаточно предъявить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации авто (на имя основного владельца).

Отсутствие же ОСАГО расценивается как обычное нарушение и наказывается в общем порядке в соответствии с положениями указанных выше статей – штраф в 500 или в 800 рублей.

Сколько раз могут выписать повторный штраф за отсутствие страховки ОСАГО?

Сколько раз могут выписать штраф в общем и могут ли его выписать несколько раз за день? Такие вопросы часто беспокоят автомобилистов. В сети даже есть источники, ссылающиеся на некую норму наложения штрафов – дважды в день за одно и то же нарушение. Иногда приводится и реальное обоснование – закон не допускает двойного наказания за одно и то же правонарушение.

Последнее абсолютно верно – согласно п. 1 ст. 50 Конституции РФ, «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же».

Но в данном положении основного закона подразумевается конкретно выявленное и зафиксированное правонарушение, а не его неопределенная длительность или дубляж во времени. К примеру, если вас оштрафовал инспектор ДПС за отсутствие ОСАГО, он или другой инспектор не имеет права штрафовать вас повторно, при условии невозобновления правонарушения.

Но отсутствующий полис на месте наказания приобретается редко (хотя сейчас это возможно через мобильный интернет) – авто как правило продолжает движение. Это движение и есть факт возобновления правонарушения – водитель совершает его повторно. И это нарушение не тождественно первому т. к. его отличают параметры времени и местонахождения.

То есть данное нарушение обособлено и наказывается повторным обособленным штрафом, даже если вы, после составления первого постановления, честно держали путь к точке исправления ситуации (ближайшему страховщику или месту, где забыли документ). При этом количество повторных штрафов теоретически не ограничено – вас могут оштрафовать все попавшиеся на вашем пути инспекторы.

Сколько можно ездить, если уже выписали штраф за отсутствие автогражданки

Это еще один популярный вопрос. Строго говоря, ответ на него – нисколько. В законодательстве однозначно прописано – ТС не имеют права передвижения без ОСАГО. Точка.

Никаких временных рамок для уже оштрафованных не существует. Просто некоторые инспекторы, если видят недавно составленное постановление, гуманно отпускают водителей исправлять ситуацию и не штрафуют повторно, хотя имеют на это полное право.

Внимание! Если очередной инспектор вместо постановления увидит копию составленного протокола, свидетельствующего о том, что водитель был не согласен с вменяемым нарушением, то шансы на гуманность работника полосатого жезла резко уменьшатся, особенно если это безосновательное несогласие.

Есть ли особенности по штрафам за отсутствие ОСАГО для юридических лиц?

Для многих разновидностей автомобильных правонарушений в законодательстве существуют различия наказаний для физических лиц и юридических.

В нашем же случае подобные различия отсутствуют – для юрлиц условия наложения штрафов и их размеры такие же, как и для физлиц.

Совет водителю. Положите в бардачок ксерокопию полиса на всякий случай – с ним вам будет легче убедить инспектора в наличии действенного договора, если вдруг где-то забудете его оригинал.

Особенности штрафов при оформлении электронного ОСАГО

Электронный полис оформляется виртуально и по идее не предполагает выдачу страхователю физического носителя договора, имеющего полную юридическую силу. По задумке законодателей со временем бумажные договоры должны быть полностью заменены электронными.

Но сейчас ситуация характеризуется как стабилизированный переходный период: е-ОСАГО и классическая форма автогражданки сосуществуют вместе. При этом для многих работников ДПС проверка электронных полисов до сих пор составляет проблему по техническим и/или квалификационным причинам.

И несмотря на имевшие место рекомендательные циркуляры, наподобие письма Игоря Шувалова № 13/12-у-4440 на имя начальника ЦСН БДД МВД РФ (от 03.07.2015 г.), проверять действенность е-ОСАГО только лишь по госномерам ТС большинство экипажей ДПС пока не имеет возможностей или они ограничены.

В связи с этим законодательством было предусмотрено следующее:

  • В ст. 15 (п. 7.2, абз. 9) ФЗ № 40 указывается возможность для страховщиков, при оформлении е-ОСАГО, отсылать по почте (или выдавать в офисе) страхователям дубликат заключенного договора на классическим защищенном бланке, который может предъявляться инспектору ДПС и не требует перепроверки по электронной базе АИС РСА. При этом подобная возможность не имеет законодательной обязательности – решение оставляется на усмотрение СК.
  • В ст. 32 (п. 1, абз. 1) ФЗ № 40 указывается, что водитель ТС, застрахованный по е-ОСАГО, обязан иметь при себе распечатанные на бумаге сведения с информацией о заключении договора (распечатку электронного полиса).

В связи с этим между водителями и инспекторами часто возникают конфликты по поводу того, какой именно формат документа необходимо предъявлять – бумажную распечатку или скан е-полиса на экране мобильного гаджета. Рекомендации и циркуляры советуют инспекторам принимать информацию с любых визуальных носителей.

Но федеральное законодательство имеет больший приоритет, а в нем сказано: «бумажный носитель». Соответственно, это распечатка, а не скан. То есть если вы предъявите инспектору абсолютно действенный е-полис в виде электронного скана или иного графического файла на экране гаджета, то на сегодняшний день на вас может быть наложен штраф в 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3.

А если предъявите бумажную распечатку, то штрафа не будет точно.

В каких случаях можно не опасаться штрафа за отсутствие автогражданки

Закон разрешает езду без ОСАГО на ТС, которые были куплены недавно – в течение 10 календарных дней с момента, когда был подписан (ДКП). Эти десять дней предоставляются новому собственнику на оформление всех документов – получение (если требуется), ОСАГО, регистрацию или перерегистрацию машины в ГИБДД.

При этом инспектору ДПС в данный период вместо СТС и полиса нужно предоставлять ДКП и паспорт ТС с заполненными соответствующими полями – по крайней мере дата сделки и подписи сторон должны быть обязательно. Ранее хитрые водители возили с собой фиктивный ДКП, переписываемый каждые 10 дней. Нынче же подобное лукавство не пройдет – один ДКП без записей в ПТС не поможет, а в нем мало.

Кроме этого есть еще несколько вариантов, когда штраф за отсутствие ОСАГО не полагается:

  • Если у авто с максимальная конструктивная скорость не более 20 км/ч.
  • Если автотранспорт принадлежит ведомству Минобороны , исключая ТС работающие по хозяйственной части.
  • Если автомобиль имеет международную «Зеленую карту».
  • Если транспорт не имеет колесной базы или имеет ее частично (ТС на гусеничном, и ином ходу).
  • к колесному транспорту.

Для водителей всего остального автотранспорта отсутствие ОСАГО чревато штрафными санкциями.

К сведению. В некоторых странах СНГ имеются льготы гражданам (инвалидам, участникам боевых действий и т. п.) полностью освобождающие их от покупки ОСАГО, но в РФ это не практикуется – используются только 50% скидки стоимости полиса, но покупать его должны все, кто имеет автомобиль.

Можно ли ездить на мотоцикле без ОСАГО и не опасаться штрафа?

В подавляющем большинстве случаев нет – весь колесный авто- и мототранспорт подлежит , а без ОСАГО регистрация невозможна. Но есть два исключения:

  1. можно не опасаться штрафов, если их мототранспорт является спортинвентарем и используется только в пределах спортивных соревнований на закрытых мотодромах или временно перекрытых дорогах общего пользования.
  2. Мототранспорт, имеющий конструктивную скорость менее 50 км/ч при мощности двигателя не более 4 кВт не подлежит регистрации. Это в основном и некоторые . Скутеристам и мопедистам пока разрешается ездить без автогражданки.

В остальных случаях, при отсутствии страховки, водителей мототранспорта оштрафуют.

Возможны ли штрафы за отсутствие ОСАГО с камер видеофиксации

За многие автомобильные правонарушения штрафы сейчас налагаются на основании данных автоматической системы видеофиксации. Однако проверка наличия ОСАГО в автоматическом режиме пока отсутствует, но она активно разрабатывается.

Полевые испытания были начаты еще в 2016 году – тогда такая система заработала в тестовом режиме на дорогах Самары и Казани. На данный момент проводится финишная доводка: основная проблема была в корректном объединении информационных баз АИС РСА и ГИБДД.

Когда появятся штрафы по автогражданке с камер видеофиксации

Штрафовать автомобилистов за проблемы с ОСАГО по камерам видеофиксации начнут однозначно – система будет внедрена в ближайшем будущем. Точных дат пока не называется, но ориентировочно это вторая половина 2019 года.

Сейчас же с 1 сентября 2018 г. в Москве система будет запущена в отладочном режиме на 3 месяца. В это время водители столицы будут получать «письма счастья», но пока без штрафов – просто рекомендательные предупреждения.

Если вас остановил инспектор ДПС, а со страховкой проблемы

Здесь нужно действовать в зависимости от ситуации с вашей автогражданкой. Скажу сразу – в большинстве случаев штрафа избежать не получится, но в некоторых ситуациях можно отделаться предупреждением.

Возможные варианты:

  • У вас нет полиса – сделать тут ничего нельзя, разве что попытаться оттянуть взыскание отказом от подписи и несогласием с наказанием. Но суд штраф все равно назначит и его придется уплатить.
  • У вас есть полис, но период не страховой – то же самое, но штраф здесь меньше.
  • У вас нет в машине полиса , но страховой договор имеется, и он действенный. Есть возможность отделаться предупреждением.

В последнем случае многое зависит от убедительных доказательств – иногда инспектор сам может подтвердить существование ОСАГО по своей базе, а иногда нет. Тогда постарайтесь сами предоставить эти доказательства, например, позвонив в вашу страховую компанию.

Это минимум снизит штраф с возможных 800 до 500 руб. Но если наличие ОСАГО подтверждено, то инспектор имеет право применить вместо штрафа предупреждение. Тут инициатива на стороне водителя и убедительности его словесных доводов.

Внимание! Сейчас можно существенно уменьшить выписанный штраф. С января 2016 г. вступил в силу ФЗ № 437, вносящий очередной пакет изменений в КоАП. Согласно данному нормативу, штрафы за ряд нарушений, в которые входит и нарушения по ОСАГО, можно уменьшить на 50%, если они будут оплачены в течение 20 дней. Но данная льгота не распространяется на повторно совершенные деяния – это еще один стимул для водителей.

Что делать, если инспектор выписал штраф с большей, чем полагается суммой?

Иногда инспектор не воспринимает никаких доказательств и доводов, выписывая штраф по максимуму на 800 руб. Тогда, если есть желание, можно оспорить наказание.

Ведь в п. 2 ст. 12.3 ясно сказано: «…если такое обязательное страхование заведомо отсутствует…». Поэтому, если полис имеется в действительности и это доказано, штраф снижается до 500 руб., даже если сразу он был назначен в 800 руб.

Вот что нужно сделать для обжалования:

  • Зафиксируйте в протоколе свое несогласие с суммой штрафа и укажите причину этого.
  • Подайте заявление с объяснениями начальнику ГИБДД. соответствующего территориального подразделения с прикрепленной копией полиса.

Но помните, что обжаловать сумму штрафа подобным образом можно только в течение 10 дней со дня его наложения. Если пропустите срок, то придется оплатить то, что выписано.

Совет водителю. Нарушения по части ОСАГО – это один из тех случаев, когда особенно «качать права» перед инспектором не стоит, т. к. в большинстве ситуаций законодательное преимущество за ДПС, а не на стороне водителя.

Мифы о наказаниях за отсутствие автогражданки

Некоторые стародавние меры взысканий за проблемы с ОСАГО были до того суровы, что память о них жива и поныне, порождая устойчивые мифы.

Миф первый – за отсутствие ОСАГО на авто налагают запрет эксплуатации

То, что подобная мера стала мифом без сомнения добрая новость. Ведь ранее какой-нибудь особо ревностный инспектор мог задержать автомобиль всего лишь за забытый или утерянный полис.

Нарушителю по закону полагалось 24 часа на урегулирование: уплату штрафа, решение проблемы с полисом и посещение ГИБДД – иначе вступал в силу запрет на эксплуатацию, снятие которого было хлопотно и затратно. Все это питало коррупцию и генерировало недовольство граждан.

Но с 15 ноября 2014 г. подобная мера была исключена, согласно принятому ФЗ № 307 (от 17.09.2014 г.) о внесении изменений в КоАП. Закон этот имеет название из почти 50-и слов и приводить его я не буду. Данным нормативом отменялось положение ст. 27.13 (п. 2 – задержание ТС,), предусматривавшее административное наказание – запрет на эксплуатацию ТС из-за нарушений, связанных с ОСАГО.

Миф второй – за отсутствие ОСАГО с авто снимают номерные знаки

Данный вид взыскания обычно применялся в связке с предыдущим, но утратил свою действенность еще раньше: с 15 октября 2013 г. Тогда вступил в силу (принят 07.08.2013 г.) новый Регламент ГИБДД (Приказ № 605), разрешавший изготовление номерных знаков в частном порядке в любом количестве.

То есть с тех пор у водителей появилось право иметь запасные номера (дубликаты), на случай повреждения основных, и их снятие на автомобиле перестало иметь смысл. Официально же данная мера была отменена вышеупомянутым ФЗ № 307 в ноябре 2014 г.

Причем даже в то время полноценных оснований для наказания в виде снятия номеров и запрета на эксплуатацию ТС, из-за нарушений по ОСАГО, не было. Это отмечали многие автоюристы, ведь прямая ответственность за подобные нарушения была предусмотрена ст. 12.3 (КоАП) – штраф (100 руб. на то время) или предупреждение.

Со статьей 27.13 КоАП все это не было юридически согласовано, но инспекторам, в связи с коррупционной составляющей, было выгоднее более жесткое наказание, хотя и менее законное. Но, как бы то ни было, все эти несуразности уже в прошлом.

Что выгоднее: покупать ОСАГО или ездить без полиса и платить штрафы?

Ответить на данный вопрос однозначно сегодня непросто. Дело в том, что на фоне значительного (только средняя ее цена на 2018 г. уже превысила отметку в 7 тыс. руб.), многие автомобилисты стали идейными противниками ОСАГО как такового.

Они приобретают или даже подделывают их. Конечно, в местности, где встреча с ДПС редкость (а таких мест в России немало), подобные настроения распространены шире, чем в городском секторе. Но основная масса ТС сосредоточена именно там, где есть должный контроль и тут все говорит за то, что лучше ездить с ОСАГО чем без.

Что касается подделывания страховки, то это может закончиться совсем нехорошо – уголовным производством по признакам ст. 327 УК РФ (2 года тюрьмы или 80 тыс. штрафа). Например, в январе 2016 г. жительницу Красноярска судили за переправленную дату в автогражданке.

Что планируется на будущее

Некоторые водители уповают на невысокие суммы штрафов, однако выше указывалось, что их могут выписывать неограниченное количество раз. Ну а с введением автофиксации ездить без полиса – это собирать письма счастья по всей дороге и сорить деньгами.

Да и сами штрафы власти уже давно намереваются резко повысить. Сперва это была инициатива нардепа Михаила Емельянова, планировавшего повышение штрафа за отсутствие ОСАГО до 2.5 тыс. руб. в 2017 г. Затем за еще более кардинальное повышение ратовал нардеп Сергей Вострецов – по его проекту поправок в КоАП суммы взысканий по обеим вариантам нарушений уравнивались и достигали 5000 рублей.

Правда, в Госдуме и эту инициативу не поддержали на волне ожидания внедрения автоматической проверки ОСАГО по госномерам. Как бы то ни было, но лучше уже сейчас привыкать к мысли о безальтернативности и обязательности наличия полиса, т. к. его отсутствие в будущем будет все сложнее скрывать, а наказание так или иначе станет более чувствительным для кармана.

Посмотрите видео о планируемых изменениях величины штрафов за проблемы с ОСАГО:

Подведем итоги

  • В завершении статьи в качестве памятки приведу ее ключевые аспекты:
  • Наказывают водителей только за отсутствие обязательной автостраховки – ОСАГО.
  • Штраф может быть выписан инспектором на месте нарушения на основании постановления или наложен судом впоследствии на основании протокола.
  • Полное отсутствие полиса и его отсутствие на руках у водителя – это разная степень виновности и суммы штрафов соответственно отличаются.
  • За забытый где-либо или утраченный как-либо полис , а также за его использование вне страхового периода полагается штраф в 500 руб.
  • Просроченная страховка приравнивается к ее отсутствию и наказывается взысканием в 800 руб.
  • При управлении чужим ТС наличие ОСАГО обязательно.
  • Штраф может быть выписан неограниченное количество раз , если ТС будет продолжать движение.
  • Юридических и физических лиц , за нарушения связанные с ОСАГО, штрафуют по одинаковой схеме.
  • За отсутствие распечатки электронного полиса инспектор вправе наложить штраф в 500 руб.
  • Не опасаясь взысканий по ОСАГО можно ездить в первые 10 дней с момента заключения ДКП, а также на мопедах, маломощных скутерах.
  • Снятие госномеров и эвакуация ТС за отсутствие полиса сегодня не применяются.
  • На сегодня камеры видеофиксации наличие ОСАГО не проверяют, но в 2019 г. система должна заработать в штатном режиме.
  • Инициативы отдельных законодателей о резком повышении сумм взысканий по ОСАГО пока не находят поддержки в Госдуме.

Заключение

Итак, вы узнали, что на сегодня наказанием за различные варианты нарушений, связанных с отсутствием ОСАГО, являются штрафы, которые не особенно велики, но их могут налагать множество раз подряд.

Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться информацией по социальным сетям – все нужные кнопки расположены ниже.

На этом всем пока – до следующей публикации. Не скучайте!

Обязанность за заключение полиса ОСАГО возложена на водителей в связи с принятием Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Но если раньше стоимость полиса ОСАГО составляла в среднем 3000 рублей, то в связи с повышением тарифов стоимость полиса значительно возросла - в среднем в 3-4 раза. О новых правилах расчета стоимости полиса ОСАГО можно прочитать по ссылке.

Теперь водитель в целях экономии семейного бюджета все чаще задумывается о необходимости дальнейшего продления полиса и об ответственности за езду без полиса. В связи с тем, что каждый полис заключается на определенный срок (как правило, на срок 1 год), то по истечение срока полис считается просроченным, то есть является недействительным. По закону понятия просроченного полиса не имеется. Ответственность за просроченный полис такая же как и за езду без полиса, то есть за его отсутствие.

Страховым законодательством предусмотрена возможность заключения полиса ОСАГО на определенный круг лиц (водителей), допущенных к управлению транспортным средством, а также на различное период использования транспортного средства.

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО, за пользование автомобилей в период, не предусмотренный полисом, а также водителем, не вписанным в полис, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях - статьей 12.37 КоАП РФ.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО в 2018-2019 году

Административным законодательством предусмотрена ответственность за:

  1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства - влечет наложение штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). В данном случае ответственность будет не за просроченный полис ОСАГО, а за пользование автомобилем в период, не предусмотренный полисом , в том случае, если срок действия не истек. Так, для того чтобы сэкономить можно ограничить период использования автомобиля. Например, если автомобиль будет использоваться всего 3 месяца, то стоимость страхования будет в два раза меньше чем при страховании на год. В данном случае срок действия полиса будет равен 1 году, а ездить на автомобиле возможно только в предусмотренный полисом период.
  2. Управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями - влечет наложение штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). То есть управление водителем, не вписанным в полис . Здесь необходимо предостеречь водителей, что поскольку обязательного наличия доверенности на право управления не требуется (полис выступал в качестве документа, содержащего сведения о лицах, допущенных к управлению транспортным средством), при отсутствии полиса водителю необходимо иметь доверенность.
  3. Штраф за езду без полиса ОСАГО немного выше и составляет 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

В случае, если водитель забыл полис дома либо в другом месте, ответственность будет по ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ., а штраф в этом случае составит 500 рублей (см. таблицу штрафов ГИБДД). Для того, чтобы быть привлеченным именно по этой части необходимо инспектору ДПС доказать, что фактически автомобиль застрахован и полис ОСАГО имеется, но именно в момент остановки инспектором полиса в автомобиле нет. Надлежащим доказательством в данном случае будет копия полиса.

В случае отсутствия доказательств наличия полиса и в случае отсутствия полиса , у инспектора ДПС имеются законные основания составить протокол по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.

Если полис имеется, а водителя привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, то водителю необходимо в протоколе об АП написать возражения с несогласием в квалификации по данной статье в связи с наличием полиса. Также необходимо написать письменное ходатайство о назначении дня и времени на другой день, в который будет возможность представить оригинал полиса ОСАГО и уже на рассмотрении дела ходатайствовать о переквалификации правонарушения по ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Обратите внимание, задержание транспортного средства при отсутствии полиса ОСАГО и снятие номеров в соответствии с действующим законодательством - не применяется. Лишение водительских прав при отсутствии полиса не предусмотрено.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей.
В 2018 году изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО не было и не ожидается в начале 2019 года.

Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 рублей или только предупреждение . В каких случаях и какой грозит водителю рассмотрим в этом материале.

В 2015 году была значительно увеличена стоимость страховки ОСАГО, а в 2016 водители стали массово игнорировать требование страховать свою гражданскую ответственность. Соответственно встал вопрос о том какой штраф придется заплатить, если Вас остановит инспектор. Первое, что он потребует – это документы, которые Вы должны предоставить в соответствии с пунктом 2.1.1 Правил Дорожного движения.

Штраф за отсутствие ОСАГО это самое безобидное, что может произойти. В практике известны случаи, когда для выплат по ДТП приходилось разменивать квартиры.
Вероятность попасть в ДТП только увеличивается с ростом количества автомобилей. ОСАГО это не то, на чём стоит экономить.
Уже в прошлом очереди в офисах и навязывания "допов". Получить или продлить полис можно в течение 15-20 минут просто заполнив форму ниже. Останется только выбрать страховую компанию с лучшим предложеним по цене.

Требования Правил дорожного движения для предъявления полиса ОСАГО

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе
    информацию о заключении договора такого обязательного страхования
    в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Страховой полис или информация об электронном полисе обязательны для передачи инспектору.

Но что ожидать когда полиса ОСАГО нет? Дочитайте статью до конца, чтобы не стать жертвой “развода” недобросовестных инспекторов.

В случае оформления электронного полиса инспектору достаточно предъявить распечатанную копию электронного документа.

Для начала определимся, что из себя представляет аббревиатура ОСАГО – Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности . Обратите внимание, водитель страхует не имущество, а свою ответственность. Те случаи, когда на него ляжет материальная ответственность перед другим лицом. На момент страхового случая у водителя должен быть действующий договор ОСАГО со страховой компанией, оформленный на его имя и соответствовать транспортному средству, которым водитель управляет в данный момент. Либо полис без ограничений.

  • Ситуации, когда может отсутствовать полис ОСАГО

    Бывают различные причины по которым водитель не имеет возможности передать страховой полис инспектору. В зависимости от определенной ситуации штраф за езду без страховки будет составлять различные суммы или возможно получить только предупреждение.

    1. Отсутствие договора страхования в принципе, не законно приобретенный полис, отсутствующий в базе данных;
    2. Просроченный полис, полис, в который вписан другой человек, полис в который вписано другое транспортное средство;
    3. Отсутствие договора страхования при себе – забыт, утерян и иные причины, не позволяющие его передать инспектору на месте.

    Каждый случай предусматривает отдельный штраф – это важно знать , так как инспектор может вменить любой из этих случаев.

    Какой штраф за езду без страховки ОСАГО?

    Ответственность за первый случай предусмотрены частью 2 статьи 12.37:

    Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, –
    штрафа в размере 800 рублей .

    Второй случай более лоялен к водителю и описан в части 1 статьи 12.37:

    Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями –
    влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей .

    В третьем случае вы вообще можете остаться без штрафа на законных основаниях и получить лишь предупреждение. Об этом часть 2 статьи 12.3:

    1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, –
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей .

    Могут ли эвакуировать автомобиль за отсутствие ОСАГО?

    Нет, не имеют права, данная мера обеспечения регулируется частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ и указанные выше статьи в ней не упоминаются.

    Могут ли снять номера за отсутствие ОСАГО?

    Нет, не имеют права, данная мера обеспечения регулировалась частью 2 статьи 27.13 КоАП РФ и была исключена 15 ноября 2014 года.

    Если я не виновен в дтп и у меня отсутствует страховка ОСАГО, полагаются мне выплаты от страховой компании?

    Да, получите. Как мы отметили сказали в начале статьи страхуется не имущество, а ответственность. Если нет виновности в ДТП, ответственность несет перед вами виновник и страховой случай наступает только у виновного лица. Вы получите только штраф, по одной из вышеприведенных статей. Гражданская ответственность перед виновным участником ДТП отсутствует .
    Можно сделать простой и логичный вывод, чтобы избежать штрафа за отсутствие страховки ОСАГО, нужно просто приобрести страховой полис. В 2018 году уже стабильно работают онлайн-сервисы по оформлению страховки. По форме ниже оформить полис ОСАГО возможно в течение 15-20 минут, не выходя из дома.

  • На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
    Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

    По закону каждый автомобилист, находясь за рулём, должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Того же, кто нарушит это требования, при встрече с сотрудниками ГИБДД ждут неприятности. Посмотрим же, что вас может ждать в такой ситуации.

    ○ Штрафы за езду без страховки ОСАГО.

    Говоря об ответственности, необходимо помнить: к водителю могут быть применены разные меры в зависимости от того, есть ли у него вообще страховка (допустим, вы честно получили полис – но вот беда, забыли его дома), действует ли она сейчас, а также от ряда некоторых других обстоятельств. Поэтому мы рассмотрим разные ситуации, в которых водителю придётся отвечать.

    ✔ Забыл/оставил страховку дома.

    Этот случай самый простой. Если страховка по ОСАГО оформлена, полис есть, и он оформлен на нужное лицо – водитель столкнётся лишь со штрафом в размере 500 рублей.

    Формально ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, предусматривающая этот вид штрафа, позволяет инспектору ограничиться и устным предупреждением – однако случается такое редко.

    В финансовом плане эта мера для большинства водителей не так уж страшна. Гораздо хуже то. что информация о штрафе попадёт в базы данных – и будет там находиться в течение года.

    ✔ Управление ТС в период, не предусмотренный страховкой.

    Полис ОСАГО традиционно выдаётся на год. Однако закон разрешает водителю сократить это время, исключив из года определённые периоды. Такой возможностью часто пользуются водители, которые реально пользуются своей машиной только в тёплое время года: меньше действует ОСАГО – меньше за него платить.

    Однако если в течение периода, когда полис ОСАГО не действует, всё-таки сесть за руль – придётся отвечать по ч. 1 ст. 12.37. Здесь даже самый лояльный инспектор ГИБДД не сможет лишь предупредить: эта норма кодекса не позволяет такой замены, платить придётся в любом случае. Штраф составит всё те же 500 рублей.

    ✔ Не вписан в полис.

    Ч. 1 ст. 12.37 действует и в том случае, если управлять автомобилем станет лицо, которое не указано в полисе. По условиям ОСАГО страхуется гражданская ответственность, которую несёт персонально каждый владелец машины. Страховые компании позволяют включать в перечень лиц, которым разрешено водить, и других лиц – однако если за руль сядет человек, которого нет в страховке, платить за такое вождение придётся знакомые нам уже 500 рублей.

    ✔ Страховка просрочена.

    В том случае, если у водителя есть полис ОСАГО, но срок его действия истёк, то ответственность будет по ч. 2 уже знакомой нам ст. 12.37. Не исполняющего свои обязанности по страхованию водителя здесь тоже ждёт штраф. Однако его размер будет уже куда выше – уже не 500, а 800 рублей.

    ✔ Отстутствует страховка.

    А что будет, если водить попробует человек, который вообще не заключал договор по ОСАГО ни с одной из страховых компаний? Здесь тоже действует та же норма, что и в предыдущем случае: просроченная страховка и отсутствующая – с точки зрения закона одно и то же.

    Штраф здесь будет тем же и по той же части статьи – 800 рублей.

    ○ Эвакуация на штрафстоянку и снятие номеров.

    Отдельно стоит сказать о том, что вправе делать инспекторы ГИБДД по отношению к нарушителю. Могут ли они запретить вождение и эвакуировать машину на штрафстоянку?

    В действительности – уже нет. Такие меры воздействия активно использовались ранее, но в ноябре 2014 года их убрали из КоАП. Теперь водителю грозит только штраф. Снять номера, забрать права или запретить дальнейшее движение инспектор уже не в праве.

    Более того: даже если водителя снова задержат, и он опять окажется без полиса – никакой дополнительной ответственности за это не предусмотрено. В отличие от некоторых других составов правонарушений, здесь будет повторное наказание по той же статье и с точно таким же размером штрафа.

    У многих водителей возникает вопрос: а могут ли за отсутствие ОСАГО или за недействующий полис оштрафовать повторно? Вопрос этот, надо отметить, довольно хитроумный.

    С одной стороны, ч. 5 ст. 4.1 КоАП гласит следующее:

    • «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.»

    То есть, если инспектор остановил водителя, обнаружил отсутствие страховки и выписал штраф – то второй раз на этом же месте оштрафовать его повторно он уже не имеет права.

    Однако хитрость в том, что в протоколе фиксируется время, когда было обнаружено правонарушение (в нашем случае – езда без полиса ОСАГО). А вот если водитель не сделал из этого никаких выводов и продолжил движение – это означает, что он продолжает совершать правонарушения, пусть даже и однородные.

    Следующий же инспектор ГИБДД вправе оштрафовать его повторно – и уже наложенный штраф здесь ни на что не повлияет.

    Эту ситуацию можно сравнить с той, что бывает при другом виде нарушений – превышении скорости. То, что водителя оштрафовали за превышение на улице Садовой, не означает, что он может продолжить в тот же день лихачить и на улице Парковой – это будут два нарушения, и платить за них придётся два штрафа.



    Похожие статьи