Утеря товарной стоимости автомобиля осаго калькулятор. Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника дтп


ДТП - это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины . Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.

Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.


Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.

Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:

  • УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
  • легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
  • владелец не должен быть виновником ДТП.

Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба .


Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд . К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.


Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.

Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»

Утрата товарной стоимости - это такой же реальный ущерб, как разбитый бампер или фара. А поэтому виновник аварии или страховая компания обязаны компенсировать пострадавшему эту утрату. Однако, по непонятной причине, даже суды об этом забывают. Приходится с такими делами разбираться Верховному суду.

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, поскольку снижает потребительскую стоимость

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.

таблица скроллится вправо
Ситуация
Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Какой бы надежной ни была ваша страховая компания, каким бы ни был размер покрытия, причиненного вашему имуществу ущерба, участие в ДТП все равно крайне нежелательно. Да, вы можете быть уверенным в том, что ваш автомобиль полностью отремонтируют и он будет выглядеть, как новенький. Но он уже совсем не новенький, а битый, крашеный, поведенный. И если сейчас вас это не беспокоит, то при попытке продать транспортное средство все последствия аварии выплывут на поверхность, сильно сократив ожидаемый от продажи доход. Рассмотрим, как учитывается утрата товарной стоимости или УТС по ОСАГО в 2018 году.

Что такое УТС и как его определить

Каким бы качественным и полным ни был ремонт автомобиля, участвовавшего в столкновении, все появившиеся конструктивные изъяны исправить не получится. Даже закрашивание содранной краски, как бы умело ее не подбирали и не наносили, легко обнаружит более или менее разбирающийся автолюбитель. Экспертом для этого быть не нужно, как не нужно быть и юристом, чтобы понимать, как учитывается утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО. Нужно уметь отстаивать свои права, ведь даже небольшое ДТП может грозить вам убытками в будущем.

Но для начала необходимо разобраться с системой оценки УТС. Нельзя же требовать от страховщика приблизительные суммы, которые, по вашему мнению, вы потеряете в будущем. Так как страховые компании редко добровольно производят возмещения по запросу клиента, обычно приходится , доказывая и обосновывая свою претензию. В страховой сфере РФ используются несколько способов, по которым проводят расчет потери товарного вида автомобиля по ОСАГО.

Метод Министерства юстиции

Первым и основным способом является метод, разработанный Минюстом РФ. Именно он используется судебными экспертами; метод определяет утрату товарной стоимости в процентном соотношении к первоначальной стоимости автомобиля. Использование данного расчета может применяться только для ТС:

  • не старше 5 лет (3 года – для продукции отечественного автопрома);
  • амортизация которых не превышает 35%.

В расчете используется несложная формула:

C = S * ∑ Ki / 100

Чтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы:

  • C – это утерянная после ДТП доля от первоначальной стоимости ТС;
  • S – адекватная цена на ТС в прежнем (до аварии) состоянии;
  • Ki – экспертно определенный коэффициент для каждого элемента, требующего восстановления.

В итоге получается, что УТС будет зависеть от требующихся восстановительных работ. К коэффициентам на поврежденные элементы, в свою очередь, должны применяться некоторые правила:

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.

Как вы понимаете, утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2018 году требует не только теоретических знаний, но и практики.

Даже зная формулу и все ее составляющие, без экспертных оценок и помощи специалистов самостоятельно расчет автовладелец провести не сможет.

Метод Хальбгевакса

Несмотря на то, что метод, разработанный Министерством юстиции, является основным, эксперты вправе сами выбирать. Рассмотрим еще один популярный и широко используемый способ, как рассчитать УТС по ОСАГО. Метод Хальбгевакса, как и уже описанный, может быть применим только к машинам не старше 5 лет (3 года для отечественных), но вместо амортизации учитывается пробег, который не должен быть больше 100 тыс. км (50 тыс. км соответственно).

В этом расчете применяются специальные калькуляторы, которые должны учитывать следующие показатели:

  • цена на ваш автомобиль, когда он был новым (ЦН), и на момент аварии (ЦР);
  • возраст ТС;
  • стоимость на новые детали и материалы (СМ) и ремонтные работы (СР);
  • общая сумма (СО) восстановительного ремонта.

Сначала нужно определить экономическую целесообразность на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2018 году. Для этого используется формула:

ЦР / ЦН * 100%

Если полученный результат больше 40%, то можно продолжать расчет по следующим формулам:

A = СО / ЦР * 100%

B = СР / СМ * 100%

Показатели A и B нужны для определения величины коэффициента K с помощью специальной таблицы значений. Далее можно переходить к последней, самой важной формуле:

УТС = K / 100 * (ЦР+СО)

Для многих экспертов данный способ более удобен, но и он не позволит вам самостоятельно без помощи специалистов произвести расчет. Да и для того, чтобы требовать возмещение убытков, необходимо экспертное заключение.

Как получить компенсацию

Методы расчета теперь более или менее понятны, разберемся, как получить УТС по ОСАГО и что для этого нужно. Согласно Закону “Об ОСАГО”, застрахованное лицо должно получить возмещение за реально причиненный ущерб. Несмотря на то, что формулировка «утрата товарной стоимости» в законе не указана, она точно является убытком и подлежит возмещению.

Тем не менее страховые компании всячески пытаются игнорировать дополнительные компенсации и играют на всеобщем незнании. Именно поэтому мало кто знает, как выплачивается УТС по ОСАГО, и что это вообще такое.

То, что утрата товарной стоимости подлежит возмещению по обязательному страхованию, установлено Постановлением Президиума Верховного Суда еще в 2005 году. Поэтому при соблюдении всех необходимых условий вы имеете полное право требовать от страховщика возместить дополнительные убытки.

Действуйте на упреждение:

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Судебная практика выступает на стороне автовладельцев, поэтому вопрос возмещения часто может решаться и без суда. Поэтому, зная, как взыскать УТС по ОСАГО, бывает достаточно дать понять страховщику, что вы готовы отстаивать свои права.

УТС по КАСКО

В каких случаях на взыскание УТС можно не рассчитывать

Мы уже упоминали некоторые условия, когда можно рассчитывать на возмещение УТС (возраст авто не более 5 лет, амортизация до 35%, пробег до 100 тыс. км). Так как это обязательная автогражданка, то вам также не полагается никаких выплат, если вы являетесь виновником ДТП. Существует еще ряд случаев, по которым в 2018 году УТС по ОСАГО не взыскивают. К ним относятся:

  • легкий ремонт или замена деталей, не требующая восстановительных работ по конструктивной части;
  • в страховом случае были повреждены элементы, которые уже имели дефекты;
  • необходимость полной или частичной окраски кузова при наличии ранее нанесенных дефектов, коррозии, факта замены заводского покрытия.

Изучайте свои права и учитесь правильно ими пользоваться.

Как взыскать со страховой компании УТС: Видео



Похожие статьи