В финансовую систему включаются. Финансовая система и её звенья. Финансовая система РФ включает

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов - национальном доходе. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств.

Функционирование всех звеньев подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Рис. 3.1. Звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственную бюджетную систему;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования (рис. 3.1).

Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов - это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.


Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налоги

Государственный бюджет - самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой - направленностью использования бюджетных средств.

С юридической точки зрения бюджет - это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

· Перераспределение национального дохода;

· Государственное регулирование и стимулирование экономики;

· Финансовое обеспечение социальной политики;

· Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы.

Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности.

Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

I федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III- местные бюджеты.

Бюджетный процесс -это процедуры по разработке и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, а также главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. Контроль исполнения бюджетов возложен на органы казначейства.

В основе формирования бюджета лежат государственные доходы.

Государственные доходы - это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Соотношение финансовых ресурсов бюджетов зависит от финансовой политики на каждом историческом этапе развития государства и ежегодно утверждается при принятии закона о бюджете.Большая доля федерального бюджета характеризуется функциями и назначением данного бюджета, который решает проблемы в стране в целом (армия, наука, культура, космические достижения и производство). На долю федерального бюджета приходится от 50% до 70% финансовых ресурсов.Территориальный бюджет формирует ресурсы региона и решает территориальные проблемы бюджетной сферы и муниципальных предприятий. На его долю приходится от 20% до 50% финансовых ресурсов.

Местные бюджеты формируют ресурсы конкретного местожительства населения (город, поселок), финансируют жилищно-коммунальную деятельность, дошкольное образование, муниципальные предприятия. На его долю приходится от 5% до 20% финансовых ресурсов.

Все бюджеты функционируют автономно: местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ - это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.

При использовании государственных расходов из любых источников должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

К основным направлениям государственных расходов относят:

Расходы на социальные нужды - один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений. К экономическим расходам относится

· финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная энергетика и космическая отрасль;

· финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства);

· финансирование научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточения финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются расходы на содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь затраты на военные исследования и разработки могут косвенно принести экономический эффект.

Расходы на управление – включает в себя расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти, на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуру. В расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.д.

Затраты на текущее обслуживание внутреннего и внешнего долга – возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

финансовая система

Финансовая система -- это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

1. государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;

2. финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

3. страхование;

4. кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы -- государственных финансов -- относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы -- соответственно на местном уровне управления.

Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1 Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. - С. 26..

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Краткая характеристика и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассматриваются ниже.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в составе государственных финансов выделяются государственные финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и государственный кредит и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения.

Рис. 2.

Как видно из схемы, приведенной на рисунке 2, государственные и местные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.

Государственный (федеральный) бюджет Российской Федерации -- основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения.

С 1991 г. финансово-бюджетная система РФ претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом РФ от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и рядом постановлений Правительства РФ бюджетная система России была перестроена.

В настоящее время она состоит из бюджетов трех уровней:

Ш федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Ш бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ш местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Государственный (федеральный) бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) -- в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты -- в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения).

Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. В нынешних рыночных условиях хозяйствования образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются государственной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение -- финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юридических лиц и других государств. Государственный кредит привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит -- это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. С 1991 г. наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации (было до трех тысяч организаций). Значительная часть из них маломощные и ненадежные. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надежная государственная страховая компания Росгосстрах.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов -- предприятий (организаций) различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Они выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.

Пункт 1 ст. 48 ГК РФ гласит, что юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию его имущественной самостоятельности. Самостоятельность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражаются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.

Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

Ш финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

Ш финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

Ш финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Ш финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий.

Производственный кооператив -- это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 66..

Хозяйственные общества как коммерческие организации могут создаваться также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по его обязательствам. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Оно обязано публиковать в печати годовые бухгалтерские балансы, счет прибылей и убытков. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Учредители не отвечают по его обязательствам. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Государственное предприятие основано на государственной собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

На базе имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, по решению уполномоченного на то органа может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Основная производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия (казенного завода, казенного хозяйства, казенной фабрики) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Взаимоотношения предприятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе. Порядок распределения доходов определяется собственником его имущества.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям Там же. - Ст. 50..

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Поскольку потребительское общество является некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не только за счет прибыли (хотя этот источник имеет важное значение), но и за счет паевых и вступительных взносов членов-пайщиков потребительского общества.

Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, с учетом их социальной значимости, государственную поддержку.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Эти организации могут быть созданы только гражданами. Члены общественных и религиозных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы.

Важную роль в системе общественных организаций играют профессиональные союзы -- массовые демократические организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Профессиональные союзы являются некоммерческими организациями. Финансы профсоюзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют и свою специфику.

К общественным организациям относят также благотворительные фонды. Благотворительным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Структура предприятий и организаций в РФ по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций приведена в таблице 1 Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. - С. 39..

Таблица 1. Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным единого государственного реестра предприятий и организаций)

Показатели

Всего предприятий и организаций

В том числе:

1. Коммерческие предприятия

государственные предприятия

муниципальные предприятия

частные, акционерные общества и товарищества

крестьянские (фермерские) хозяйства

производственные кооперативы

предприятия потребительской кооперации

предприятия общественных и религиозных объединений

другие предприятия и объединения

2. Некоммерческие организации

государственные

муниципальные

общественные

потребительские общества, учреждения потребительской кооперации

другие некоммерческие организации

3. Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения

На 1 января 2005 г. из общего количества предприятий и организаций 4417,1 тыс. насчитывалось по формам собственности: государственных -- 159,2 тыс. (3,6%), муниципальных -- 248,2 тыс. (5,6%), частных -- 3499,2 тыс. (79,2%). На долю общественных и религиозных организаций (объединений) приходилось 5,7% и на предприятия прочих форм собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную -- 5,8% Там же. - С. 39..

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банковский кредит; бюджетные средства и др.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Кредитно-банковская система -- это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации. В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю). В Российской Федерации в соответствии с ГК РФ в понятие коммерческого кредита включают: предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 823.. Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

В целях усиления воздействия государственных банков на экономическое развитие в стране в 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы. Перестроены действующие и образованы новые специализированные банки: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, координировал деятельность всех банков, включая организацию расчетов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, регулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета.

Промстройбанк стал проводить кредитные операции в промышленности, на транспорте, связи, в сфере материально-технического снабжения.

Агропромбанк был призван обслуживать организации и предприятия в агропромышленном комплексе.

Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-коммунальном хозяйстве, социально-культурном строительстве, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Сберегательный банк стал обеспечивать организацию сберегательного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслуживание населения, кредитование потребительских нужд трудящихся.

Внешэкономбанк был призван кредитовать предприятия и объединения, непосредственно осуществляющие экспортно-импортные операции. Он участвовал в кредитовании совместных предприятий, контролировал исполнение сводного валютного плана, экономное использование валютных ресурсов, обеспечение и проведение расчетов по внешнеэкономическим операциям.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейства находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства -- в подчинении у министра финансов РФ.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Таким образом, финансовая система РФ представляет собой сложную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет лежащие на нем функции, за счет чего достигается эффективность функционирования всей системы.

Рассмотрим, как происходит функционирование финансовой системы России во время мирового кризиса.

Объем международных резервов РФ по состоянию на 24 октября 2008 года составлял 484,7 млрд. долларов против 515,7 млрд. на 17 октября 2008 года, сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России.

Таким образом, за неделю с 17 по 24 октября резервы снизились на 31 млрд. долларов, что является историческим рекордом снижения этого показателя.

Основными причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала и переоценка резервов из-за снижения курса евро, но и перечисление части средств международных резервов во Внешэкономбанк для поддержки российских компаний и банков в условиях глобального финансового кризиса.

Как сообщалось ранее, ВЭБ должен получить из международных резервов до 50 млрд. долларов на рефинансирование внешней задолженности российских эмитентов, а также из Фонда национального благосостояния, который также учитывается в международных резервах, 450 млрд. рублей на предоставление субординированных кредитов российским банкам и 175 млрд. рублей - для инвестирования на российском фондовом рынке.

В августе международные резервы РФ снизились на 14,264 млрд. долларов, в сентябре - на 25,57 млрд. долларов. С начала года до августа резервы неуклонно росли.

ЦБ РФ прогнозирует рост международных резервов в целом за 2008 год на 14,8% - до 547 млрд. долларов. Ранее планировалось, что международные резервы в 2008 году вырастут на 32,7% - до 632 млрд. долларов. Следовательно, ЦБ РФ сократил прогноз по росту резервов в текущем году на 85 млрд. долларов.

В начале текущего года объем резервов составлял 477,89 млрд долларов.

Международные резервы РФ сократились из-за турбулентности в мировой финансовой системе. В предыдущие недели на фоне банкротства Lehman Brothers и других финансовых институтов шла всеобщая распродажа любых возможных активов, в России в том числе, деньги выводились, в том числе и из российской экономики. Эта потеря также во многом связана с переоценкой той части резерва, который Россия хранит в евро и фунтах. К тому же средства пошли на поддержку российской экономики.

Сейчас мы наблюдаем переломный момент. Большинство представителей бизнеса поняли и осознали, что что-то происходит, но вот четкого понимания того, что же будет дальше, нет. Момент неопределенности характеризуется наибольшей осторожностью. Даже те, кто до последнего не верил в кризис, замерли в ожидании, заморозив крупные инвестиционные проекты и приостановив реализацию стратегий. Самое страшное, что ситуация развивается стремительно. То, что вчера еще казалось невероятным, сегодня уже будни. В таких условиях строить планы не может никто.

Экономика и ее реальные участники -- компании и предприятия -- активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Казалось, конца этому процессу не будет, но он настал. Доступ к капиталам фактически прекращен. Рассчитывать можно только на свои силы и деньги. А отдавать долги надо, причем часто по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. Сейчас уже есть возможность проследить за проявлениями кризиса в конкретных отраслях и попытаться спрогнозировать дальнейшую ситуацию.

Главное, что нужно понять и принять, -- это факт того, что возникающие проблемы связаны не только и не столько с финансовым кризисом. Первыми с проблемами столкнулись игроки, бизнес которых не был в достаточной мере эффективен изначально. В результате, когда время кредитного бума и постоянного доступа к деньгам прошло, они оказались под ударом первыми.

Компании, имеющие высокоэффективный бизнес, реализующие взвешенные стратегические программы и умеющие трезво оценивать обстановку, пострадали и пострадают гораздо меньше. Многие из них предугадали ситуацию, которая сложилась сейчас, и смогли вовремя совершить необходимые действия. Эти компании выживут и выйдут из кризисного времени, может быть, еще более окрепшими.

Корпоративное кредитование фактически остановилось еще в конце сентября. На рынке остались только фондируемые государством структуры -- Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Бизнес столкнулся с тем, что долгосрочные кредитные линии, которые считались незыблемыми, оказались закрыты. Получая средства от государства, госбанки делятся с другими финансовыми институтами -- частными. Но не в таких объемах, которые могут изменить общую ситуацию. Самые надежные заемщики могли и могут сейчас получить кредит, но ставки резко выросли -- с 10-12 до 20 и более процентов. Брать сегодня деньги на таких условиях могут только утопающие.

Самая реальная и страшная для банковской системы опасность сейчас -- паника среди населения. Если держатели единовременно придут в банки за вкладами, у множества из них попросту не будет средств для того чтобы разово закрыть такое количество счетов и выдать деньги. В 2004 году такое уже случалось. Следствием стало исчезновение с рынка Гута-Банка, который в итоге был куплен ВТБ.

В настоящее время можно констатировать, что последствия для банковской системы уже более масштабны, хотя бы в количественном плане. Банкротств пока не отмечалось, но тревожные события уже происходят. «КИТ Финанс» куплен РЖД и компанией «АЛРОСА», Внешэкономбанк приобрел Связь-банк. Число частных финансовых структур сокращается.

С ситуацией на финансовом рынке связаны и проблемы компаний, оказавшихся на острие кризиса. Тех, кто реализовывал рискованные стратегии, основывался не только на собственных и кредитных средствах, но и вышел на открытые рынки капитала. Инструменты, которые в 2006-2007 годах все называли более дешевыми, чем банковские кредиты, стали причиной больших проблем.

Еще в июне этого года был объявлен технический дефолт по облигациям одного из крупнейших экспортеров лесной продукции в Новосибирской области -- компании «Миннеско Новосибирск». 17 июня текущего года эмитент не смог выкупить облигации, предъявленные к оферте инвесторами, на сумму более 435 млн. рублей. Помимо этого, на день раньше (16 июня) компания также не выплатила и накопленный купонный доход в размере 33,667 млн. рублей. Эксперты связывают это с падением прибыли компании из-за повышения пошлин на экспорт круглого леса, так называемого кругляка. 8 октября появилась информация, что компания начала процедуру банкротства.

Сибирская группа компаний «АЛПИ», объединяющая активы в розничном и аграрном секторах, в конце августа допустила технический дефолт, когда к оферте досрочно был предъявлен почти весь выпуск -- на 1,44 млрд рублей. В сентябре она предложила держателям облигаций в индивидуальном порядке согласовать условия для поэтапной оплаты предъявленных к выкупу бумаг или продлить сроки их обращения на рынке. Российский монополист по производству олова -- ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» -- 2 октября не смог выкупить предъявленные к оферте облигации второго выпуска на 346,89 млн. рублей.

Это только несколько случаев дефолтов -- те, что стали широко известны. Инвестиционные компании, часть бизнеса которых -- как раз организация привлечения капиталов на открытых рынках, предпочитают об этом не распространяться, но отрывочные сведения о том, что подобных прецедентов гораздо больше, и начались они не позднее весны этого года, есть. Просто большинство маскируются, чтобы не привлекать внимание. Например, под сделки слияний и поглощений.

Высшие федеральные чиновники уже признали кризис и начали активно действовать. Реанимационные меры в банковской области принимаются серьезные и решительные. Правда, касаются они только госбанков, что может сказаться на развитии не только финансового рынка, но и региональных экономик. Вторыми внимания удостоились нефтегазовые компании. Им были обещаны инвестиции со стороны государства. После этого речь дошла до строителей, девелоперов и ретейлеров. Здесь дело тоже сдвинулось с мертвой точки -- пакет мер по поддержке реального сектора экономики в недрах правительства уже готовится. Дойдет ли дело до реальных действий, пока неясно.

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком - наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные - это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные - это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция - распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Федеральный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет - это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета - это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование - это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок - это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Орган власти

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Парламент РФ

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Координирующий центр

Управление финансами

Минфин РФ

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

ФНС и ФТС

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Банк России

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Счетная палата

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок - фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности - заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности - состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Финансовая система - это термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий:

а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы:

  • финансы предприятий, учреждений, организаций;
  • страхование;
  • государственные финансы.

Каждая из них состоит из звеньев.

б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Финансовая система предприятия

Финансовая система предприятия - это совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках предприятия как субъекта хозяйствования и направленных на удовлетворение его потребностей в финансовых ресурсах для:

  • возмещения затрат, понесенных в процессе производственнохозяйственной деятельности;
  • выполнения внешних и внутренних финансовых обязательств;
  • обеспечения дальнейшего развития (процесса расширенного воспроизводства).

Финансовое направление это одно из базовых направлений деятельности предприятия, связанное с организацией, управлением и обеспечением развития его финансовой системы.

Структура финансовой системы

С точки зрения структуры финанасовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений. Финансовая система РФ:

  • Финансы властных структур (государственные и муниципальные),
  • Бюджетные фонды,
  • Федеральный бюджет,
  • Бюджеты субъектов РФ,
  • Местные бюджеты,
  • Внебюджетный фонд,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования,
  • Федеральный и терфонды обязательного медицинского страхования,
  • Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы,
  • Финансы коммерческих организаций,
  • Финансы некоммерческих организаций,
  • Финанасы домохозяйств.

Финансы властных структур показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти для решения задач соответствующего уровня. Финанасовая Система РФ – трехуровневая (иногда рассматривается как четырехуровневая).

Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня. Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Фед.бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъектов РФ. Это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления. Охватывает бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

При рассмотрении ФС как четырехуровневой местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты районов, городских округов;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейших из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, пособий на детей.

Фонд социального страхования РФ предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

Фонд обязательного медицинского страхования – база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей.

Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг. Государство может выступать и кредитором (так например, Правительство может предоставлять кредиты резидентам в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы:

  • коммерческих организаций - это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Финансы коммерческих предприятий служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы в целом.
  • некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли (благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы).
  • финансы домохозяйств– совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры(отдельные социальные группы, семьи).

Финансовая система включает в себя также систему финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств, представляющих собой аппарат управления финансовой системой. Его структура следующая:

  • На общегосударственном уровне - комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Минфин, ЦБ РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, исполнительные дирекции внебюджетных фондов, Государственный таможенный комитет РФ.
  • На уровне субъекта РФ – комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне.

Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном уровне.

Страница была полезной?

Еще найдено про финансовая система

  1. Финансовый потенциал предприятия: понятие, сущность, методы измерения Эти потоки являются подсистемами финансовой системы предприятия причем цели каждой из них как правило совпадают с общей целью
  2. Организация системы финансового контроля в современном крупном и среднем бизнесе В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы финансового контроля осуществляемого коммерческими организациями современного крупного и среднего бизнеса и научным дискуссиям о
  3. Мониторинг качества финансового менеджмента В целом в рамках мониторинга системы финансового менеджмента могут осуществляться и иные мероприятия в зависимости от отрасли оборотов количества сотрудников
  4. Особенности формирования инвестиционных ресурсов российских предприятий Способствовать решению вопроса дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе а также снятию с банковского сектора нагрузки по кредитованию крупнейших российских корпораций способно
  5. Финансовый анализ предприятия - часть 5 Основным стимулом который актуализирует потребность реорганизации есть снижение эффективности функционирование системы управления финансовыми ресурсами предприятий Целесообразно разделять эффективность деятельности системы управления финансовыми ресурсами предприятия на
  6. Мониторинг текущей финансовой деятельности В качестве одной из таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность использования системы финансовых резервов 9. Обоснование предложений по изменению отдельных целевых финансовых нормативов и плановых показателей
  7. Оценка фундаментальной стоимости бизнеса в системе финансового менеджмента: методические подходы и практические рекомендации Сделан вывод что использование фундаментальной стоимости в системе финансового менеджмента позволяет нивелировать влияние стихийных факторов на текущую рыночную стоимость компании тем самым
  8. Управленческий учет Интегрированной является система управленческого учета когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов а управленческий учет - в системе управленческих операционных счетов Связь финансового и
  9. Принципы интегрированной системы управления финансовой устойчивостью фирмы Взаимосвязь факторов финансовой устойчивости определяет необходимость их балансирования и построение управления финансовой устойчивостью фирмы как единой системы которая в свою очередь является подсистемой системы финансового управления компанией на основе сбалансированной системы показателей динамичного многообразия структуры капитала Процесс управления
  10. Содержание понятия финансовое состояние коммерческой организации Как экономическая категория финансы организации - это система финансовых или денежных отношений возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов фондов денежных
  11. Финансовая безопасность компании: аналитический аспект Горячева К С Финансовая безопасность предприятия - такое его финансовое состояние которое характеризуется сбалансированностью и качеством финансовых инструментов технологий и услуг устойчивостью к угрозам способностью финансовой системы предприятия обеспечивать реализацию собственных финансовых интересов миссии и задач достаточными объемами финансовых ресурсов
  12. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления Действующая система анализа финансового состояния предприятия определяет текущее финансовое положение и проецирует его на ближайшую перспективу
  13. Пути оптимизации финансирования оборотных средств на предприятии Рассмотрим методики являющиеся наиболее актуальными которые получили широкое применение и могут быть использованы в системе финансового менеджмента российских предприятий Так в работе И А Бланка организована четкая последовательность этапов
  14. Сущность и методика расчета валовой и маржинальной прибыли В результате при ее применении в системе финансового учета и отчетности не совсем объективно оценивается финансовое состояние организаций Вместе с тем
  15. Внутренний финансовый контроль Разработка системы обобщающих аналитических показателей отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей При этом обеспечивается построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового
  16. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления Выводы Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов отражающих возможности предприятия погашать свои долги
  17. Управление собственным капиталом в акционерных обществах: методологический аспект В системе финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и
  18. Моделирование финансовых результатов на основе факторного анализа В задачу экономического исследования входит расширение самой финансовой системы за счёт вовлечения в неё значимых факторов и определения доли их влияния на
  19. Риск снижения финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Факторы операционного риска ухудшение социально-экономической ситуации в стране научно-технический прогресс высокий износ оборудования кризис в отрасли к которой относится предприятие неэффективная система финансового планирования Риск неэффективности организационной структуры предприятия Причина неправильно построенная организационная структура предприятия в
  20. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Традиционно в системе финансовых ресурсов было принято выделять только два звена финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы

Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.
Аспекты финансов :
- Материальный (бытовой) - совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
- Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
- Правовой - часть отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.

Функции финансов (основные 2):
- Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта финансовой системы денежными ресурсами.
- Контрольная - сбор налогов.

Виды финансовых фондов (основные):
1. По отношению к уровню власти:
а) Государственные:
Региональный фонд.
Федеральный фонд.
б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.
2. По отношению к бюджету:
а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.
ДОХОДЫ -> количественный признак.
РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды.
б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.
в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Финансовые институты:
1. Бюджетные фонды (БФ).
2. Внебюджетные фонды ВБФ.
3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
4. Страховые фонды.
5. Государственный и муниципальный кредит.
6. Валютно-денежная система (ВДС).



Похожие статьи