Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление

Осуществление валютного контроля всегда являлось важнейшей составной частью политики государственного регулирования внешнеэкономических операций.

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля. В соответствии с законом он осуществляется Правительством РФ и органами валютного контроля, которые образуют первый уровень, а также так называемыми агентами валютного контроля, представляющими второй уровень.

К органам валютного контроля относятся Центральный банк РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др).

Агентами валютного контроля в первую очередь являются уполномоченные банки РФ, а также территориальные подразделения федеральных органов, на которые возложена обязанность проведения валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому валютный контроль охватывает самые различные стороны операций с иностранной валютой, регулируемые валютным законодательством: операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в рублях, текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

Основным документом для валютного контроля является паспорт сделки - это базовый документ валютного контроля, который оформляется экспортёром и импортёром в уполномоченном банке РФ и содержит в стандартизированной форме основные сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности российские экспортёры обязаны обеспечить зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности на свои счета именно в российские банки. Зачисление экспортной выручки на счета за рубежом возможно только по ограниченному кругу операций, определённых законом. Требование о "репатриации" также означает необходимость получения и ввоза на таможенную территорию РФ импортируемых товаров, за которые были переведены за рубеж денежные средства, а в случаях невыполнения контрактных обязательств по импорту иностранным поставщиком наш резидент обязан обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных им за неввезённые товары и невыполненные услуги. Строгое выполнение этих требований законодательства является предметом особого контроля со стороны уполномоченных на то организаций.

В соответствии с Федеральным законом № 173 расширен круг операций, при проведении которых оформляется паспорт сделки. Форма паспорта применима как при экспортных, так и при импортных сделках.

Действие Инструкции ЦБ РФ № 117-И о порядке оформления паспорта сделки распространяется на широкий круг операций, связанных с расчётами не только за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, но и за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по внешнеторговому договору между резидентом и нерезидентом, а также при обслуживании кредитных договоров и договоров займа в иностранной валюте и в рублях между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки не составляется при расчётах по валютным операциям нерезидентов с российскими физическими лицами (которые не являются индивидуальными предпринимателями), российскими кредитными организациями и федеральными органами исполнительной власти, а также при небольших суммах контрактов или кредитных соглашений, не превышающих эквивалента 5 тыс. долл. США.

В целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному соглашению) оформляет один паспорт сделки. При этом установлено, что все валютные операции по контракту резидент проводит только через счета, открытые в этом банке.

Если резидент проводит валютные операции по контракту или кредитному соглашению через счета, открытые в банке-нерезиденте, то паспорт сделки оформляется территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента, которое в этом случае исполняет функции банка паспорта сделки.

Резидент представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и контракт (договор), служащий основой для проведения валютной операции. Особенности системы контроля и порядка оформления паспортов сделок непосредственно в сфере внешней торговли товарами, услугами результатами интеллектуальной деятельности изложены в Положении ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258 "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанной с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

В паспорте сделки по внешнеторговой операции, образец которого приведён в приложении А, в стандартизированной форме указаны параметры российского участника внешнеторговой сделки, реквизиты иностранного участника и основные сведения о самом контракте, по которому составлен паспорт сделки.

Уполномоченный банк в срок, не превышающий 3 рабочих дня, проверяет правильность оформления паспорта сделки и сверяет информацию, находящуюся в нём, со сведениями в обосновывающих документах. В случае надлежащего заполнения и оформления паспорта сделки оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка.

В дальнейшем один экземпляр ПС вместе с копиями представленных резидентом обосновывающих документов помещается в досье по паспорту сделки, а другой возвращается обратно резиденту.

В досье по паспорту сделки, которое ведёт уполномоченный банк, помещаются следующие документы:

  • - паспорт сделки;
  • - обосновывающие документы;
  • - справка о валютных операциях с информацией о паспорте сделки;
  • - справка о расчётах через счета за рубежом;
  • - справка о расчётах через зарубежные счета по кредитным договорам;
  • - справка о поступлении валюты РФ;
  • - документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  • - ведомость банковского контроля.

Документы в досье по паспорту сделки хранятся в уполномоченном банке не менее 3 лет со дня закрытия паспорта сделки.

После оформления паспорта сделки в ходе осуществления валютных операций по контракту резидент должен представить в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением этой операции, которые подтверждали бы факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Для учёта введён документ "Справка о подтверждающих документах".

Справка представляется резидентом в свой банк в двух экземплярах не позднее чем через 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён вывоз товаров с таможенной территории РФ или выполнены другие виды работ или услуг, и через 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В данной справке указывается номер паспорта сделки, сумма и код валюты сделки, вид документа, являющегося подтверждением осуществления внешнеторговой операции: таможенная декларация (с указанием её номера и даты), документ, подтверждающий факт оказания услуг или выполнения работ, различные виды векселей, полученных и выданных резидентами от нерезидентов.

Подтверждающим документам присвоены следующие коды:

  • 01 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), за исключением товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 02 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, за исключением товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 03 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 04 - документ, подтверждающий факт выполнения работ (за исключением строительных и подрядных работ, производимых резидентом за пределами территории Российской Федерации), оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 05 - документ, подтверждающий факт выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 10 - вексель, переданный резидентом нерезиденту, эмитированный резидентом;
  • 11 - вексель, переданный резидентом нерезиденту, эмитированный нерезидентом;
  • 12 - вексель, полученный резидентом от нерезидента, эмитированный резидентом;
  • 13 - вексель, полученный резидентом от нерезидента, эмитированный нерезидентом;
  • 14 - документы, подтверждающие факт исполнения обязательств иным способом, за исключением получения или передачи векселя.

После представления в уполномоченный банк Справки о подтверждающих документах она проверяется там на соответствие с информацией, содержащейся в других документах.

В случае если всё оформлено правильно и расхождений не отмечено, оба экземпляра справки подписываются ответственным лицом банка и заверяются банковской печатью для валютного контроля, после чего один экземпляр справки помещается в досье по паспорту сделки, а второй экземпляр вместе с оригиналами подтверждающих документов возвращается в 7-дневный срок резиденту.

В день открытия и подписания паспорта сделки банк также открывает ведомость банковского контроля (приложение В), в которой прослеживается весь ход ведения и расчётов по внешнеторговой операции на основании информации в паспорте сделки, справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших либо списанных со счёта резидента, расчётных документах при проведении операций с нерезидентом в валюте РФ, справке о подтверждающих документах, справке о расчётах через счета за рубежом, реестре внесения и возврата сумм резервирования по валютным операциям (если этот вид валютных ограничений предусмотрен действующими нормативными актами).

Ведомости банковского контроля заполняются уполномоченным банком в электронном виде. Но для целей валютного контроля она может быть по письменному заявлению клиента выдана ему в бумажном виде с подписью ответственного лица банка и печатью валютного контроля банка.

Одновременно с закрытием паспорта сделки банк паспорта сделки формирует ведомость банковского контроля в бумажном виде, заверяет её и помещает для хранения в досье по паспорту сделки.

Помимо вышеуказанных документов при осуществлении валютного контроля оформляются следующие документы.

Учётная карточка таможенно-банковского контроля (сокращённо УК по экспорту и УК по импорту) представляет собой возвратный документ, который формируется таможенными органами для направления в банки и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации (ГТД), необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и поступления импортных товаров, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведённых в их оплату.

Досье - специальная подборка документов по контролю за ходом проведения всей внешнеторговой операции. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки. Досье подлежит хранению не менее пяти лет после его закрытия.

В каждом банке, осуществляющем валютные операции, выделяются ответственные лица, которые имеют право подписи документов валютного контроля. Карточки с образцами их подписи и оттиском печати банка регистрируются в Банке России.

Функционирование системы таможенно-банковского контроля предусматривает сопоставление в автоматическом режиме данных таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу РФ с информацией уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортёров валютной выручки от экспорта товаров или списанной со счетов импортеров иностранной валюты в оплату импортируемых товаров.

Информация об осуществлённых отгрузках и платежах обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России и служит основой для выявления фактов невозврата экспортной выручки и непоступления товаров в счёт осуществленных авансовых платежей по импортным контрактам.

Государство возложило на Центральный банк РФ обязанность собирать сведения, подготавливать и публиковать статистическую информацию по валютным операциям.

Для получения необходимых фактических и цифровых данных Банк России устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, а также порядок и сроки предоставления подобных сведений. В главе 4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" также говорится о необходимости в современных условиях валютного контроля, который осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. И резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны выполнять предписания органов валютного контроля, если они выявляют в их действиях нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля. За выявленные нарушения участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность, установленную законодательством.

Для того чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ, органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др.

Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций:

  • – документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • – документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • – документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  • – свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • – документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • – документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемых и выдаваемых органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

уведомление налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) в банке за пределами Российской Федерации;

  • – регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • – документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;
  • – документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • – таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • – паспорт сделки.

Перечисленные документы должны относиться именно к тем операциям, в обслуживании которых участвуют сами агенты валютного контроля.

Представляемые оригиналы документов после их изучения возвращаются обратно резидентам и нерезидентам, а в материалы валютного контроля помещаются заверенные копии.

Поскольку получаемая органами и агентами валютного контроля документация относится к весьма важным и конфиденциальным областям деятельности, закон обязывает всех должностных лиц хранить коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении своих служебных полномочий.

Представлению необходимой документации по валютным операциям, подготавливаемым участниками внешнеэкономической деятельности, придаётся большое значение, и в случае их непредставления уполномоченные банки в соответствии с действующим законодательством должны отказать своему клиенту в проведении его операций.

В развитие положений закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ разработал систему учёта и отчётности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", вступившей в силу с 18.06.04 г.

При поступлении на счёт резидентов (юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей) и при списании с их счёта иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ - справку о валютных операциях.

Это справка позволяет банку и органам валютного контроля идентифицировать, результатом каких видов деятельности явилась необходимость в проведении этих валютных операций.

В ней указывается:

  • ? направление платежа;
  • ? сумма платежа с указанием кода используемой валюты;
  • ? вид валютной операции;
  • ? номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);
  • ? дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

В целях оптимизации учёта и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющих свои цифровые коды.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк так называемый расчётный документ, составленный в установленной стандартной форме, в котором указывается назначение платежа, код вида валютной операции.

Справка о валютных операциях, расчётный документ и иные документы, предусмотренные правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счёта в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счёт - не позднее семи рабочих дней от этой даты.

Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учёта и контроля, хранятся там не менее трёх лет.

На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

Существуют определённые особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

Так, действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами - кредитными организациями, а также если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора.

При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент представляет в свой уполномоченный банк "Справку о валютных операциях"; если расчёты проводятся через счета в банках, - расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), "Справку о расчётах за рубежом по кредитным договорам", которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка представляется не позднее чем через 45 календарных дней после совершения операции.

Уполномоченный банк, который ведёт учёт и контроль за кредитной операцией, формирует ведомости банковского контроля (приложение В), в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности

Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами:

Ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и сравнительно продолжительного времени для осуществления расчетов;

Большим выбором предлагаемых на мировом рынке товаров, дающим преимущества покупателям: идет определенное соревнование за их получение, в том числе и по линии кредитования;

Ростом числа тех потенциальных покупателей, которые не располагают в достаточном объеме валютными ресурсами и с которыми торговые связи могут быть поддержаны только за счет кредитов.

Любой экспортер (продавец) старается получить как можно быстрее (после отгрузки товара) полный расчет, с тем чтобы сохранить свою ликвидность на достаточно высоком уровне. По той же причине импортер (покупатель) старается приобрести товар в кредит (с оплатой после его реализации). Тем самым кредит становится органической составной частью международных экономических связей.

В современных условиях масштабы кредитования ВЭД в России существенно возросли, а формы предоставления кредитов весьма расширились. Набор классификационных признаков видов кредитов весьма широк, но не все они одинаково важны с точки зрения финансирования ВЭД России. Из всего количества видов кредитов особое значение имеют: государственные, банковские, фирменные кредиты (классификация по источникам предоставления кредитных средств) и кратко– и среднесрочные кредиты (классификация по срокам предоставления). В первой группе еще выделяют смешанные кредиты и кредиты международных организаций.

Государственные, банковские и фирменные кредиты, как правило, считаются товарными кредитами, т. е. служат для обеспечения торговой сделки в целях покупки (продажи) конкретных товаров. Хотя эти виды кредитов могут предоставляться как со стороны импортеров, так и со стороны экспортеров, преобладают в основном последние. Во многом это связано с особенностями структуры экспорта (например, высокая доля в экспорте товаров длительного пользования или инвестиционных товаров требует дополнительных источников финансирования, ибо реализация этих товаров требует больше времени) и с возрастающей долей в международной торговле слаборазвитых стран, не располагающих достаточными собственными валютными ресурсами.

Важную роль во внешнеэкономических расчетах играют сроки и порядок обеспечения платежей. Различают полные и средние сроки кредитования. Полный срок охватывает время от начала предоставления до окончательного времени погашения кредита и включает:

льготный срок - время между окончанием использования и началом погашения кредита;

срок использования - период, в течение которого в счет кредита оплачивается товар (при банковском кредитовании), или время, включающее срок поставки товара или акцепта (признания задолженности) покупателем векселей экспортера (при фирменном кредитовании);

срок погашения.

Средний срок кредита имеет, прежде всего, расчетное значение: он показывает, в течение какого времени импортер пользовался всей суммой кредита.

Внешнеторговые кредиты практически никогда не покрывают всю стоимость экспортируемого товара. Определенная ее часть оплачивается покупателем наличными (при получении отгрузочных документов) и посредством авансовых платежей. Авансовыми называются платежи покупателя (импортера) до передачи товара в его распоряжение. Они обычно служат гарантией исполнения своих обязательств импортером и практически являются обязательными при торговле инвестиционными товарами, а также при заключении средне– и долгосрочных сделок. В международной торговле действует следующая зависимость: чем выше доля авансовых и наличных платежей и чем короче сроки поставок, тем «уступчивее» экспортер по отношению к цене товара.

Коммерческий кредит может предоставляться по двум направлениям: 1) экспортером – импортеру – в форме рассрочки платежа за проданный товар; 2) импортером – экспортеру – в виде покупательских авансов или авансов в форме задатка. Строго говоря, к фирменным кредитам следовало бы относить лишь те, которые осуществляются за счет собственных средств фирмы. Но довольно часто по линии коммерческого кредитования привлекаются и заемные средства. Тем самым размываются границы между различными формами кредитования (в данном случае между коммерческим и банковским кредитованием), особенно если речь идет о средне– и долгосрочных кредитах.

При фирменном кредитовании применяются различные сочетания авансово-наличных и кредитных платежей в зависимости от характера сделки, объекта расчетов, платежеспособности покупателей. Для российских фирм-импортеров чуть ли не стандартным правилом заключения сделок стала очень высокая доля авансово-наличных платежей (предоплата).

Фирменные кредиты оформляются в виде долгового обязательства, которое имеет две формы: вексельный кредит и кредит по открытому счету.

Вексельный кредит обычно выписывается экспортером на имя импортера.

Кредит по открытому счету практикуется между хорошо знающими друг друга партнерами, когда поставки осуществляются довольно регулярно, а задолженность погашается периодически.

Банковское кредитование – наиболее распространенная форма кредитования внешнеэкономической деятельности, хотя и государственное и фирменное кредитование в той или иной мере включают банковские критерии.

Следует различать три вида банковского кредитования ВЭД:

1) покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Этот вид кредита представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов, а механизм его реализации предполагает факторинг и форфейтинг;

2) выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют кредит непосредственно импортеру;

3) акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами. Обычно банки акцептанты в этом случае кредита не предоставляют, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков.

Банковское финансирование во многом базируется на выпуске и учете векселей, а также на различного рода гарантиях.

Факторинг и форфейтинг являются сравнительно новыми, нетрадиционными формами кредитования ВЭД. Вместе с тем их можно рассматривать и как средство превращения (или рефинансирования) фирменного (коммерческого) кредита в банковский. Факторинг обычно применяется при экспорте товаров массового производства и спроса, с рассрочкой платежа от 1 до 6 месяцев (краткосрочный кредит), а форфейтинг считается средне– (от 6 месяцев) или долгосрочным (до 5 лет) кредитованием экспортных операций. Эта форма кредита чаще всего применяется при торговле инвестиционными товарами, строительстве, монтаже и оборудовании объектов за границей. Факторинг предполагает многократные экспортные операции, а форфейтинг представляет собой разовую операцию (правда, на крупную сумму).

Факторинг в России применяется в следующих двух формах: 1) выкуп задолженности банком по акцептованному (плательщиком) платежеспособному документу, когда поставщик получил извещение об отсутствии средств; 2) выкуп задолженности на стадии представления платежных документов на инкассо в банк поставщика. В последнем случае поставщик в качестве получателя средств заранее указывает в платежных документах реквизиты банка, оказывающего факторинговые услуги.

При факторинге экспортер полностью освобождается от обработки внешнеторговой документации, валютных проблем, получения экспортной выручки (инкассации задолженности). Все это принимает на себя банк, равно как и все виды риска, связанные с данной внешнеторговой операцией.

Государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников внешнеэкономической деятельности. Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций.

Важное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и в международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком России как главным органом валютного регулирования. Непосредственные операции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка России.

Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования проводится разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка.

К текущим валютным операциям относятся преимущественно переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодательством, находящиеся в России, и их филиалы и представительства за рубежом; физические лица, постоянно проживающие в России.

Валютные операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России.

Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на валютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если источником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее поступления является импорт.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

44. Центральные банки, их функции и денежно-кредитное регулирование Функции Центрального банка ЦБ – государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Значение: он несет ответственность за проведение денежной

автора Коллектив авторов

Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

автора Смирнов Павел Юрьевич

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

автора

Глава 1 Организация внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

Регулирование деятельности биржи Можно ли оставить такие риски без внимания со стороны регулирующих органов? Вопрос даже не риторический, поскольку ответ абсолютно очевиден. Конечно же, нет! Деятельность фондовой биржи, вернее, оборот ценных бумаг, сделки с ценными

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Валютное регулирование указанной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:

Операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:

Право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;

Право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

Право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

Обязанность продажи 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. и Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

Виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица - резиденты без разрешения Центрального банка России в соответствии с заключенными ими договорами перечислены в Положении Центробанка «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций». К ним относятся:

  • перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в РФ (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в РФ) до даты платежа;
  • перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работы), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;
  • зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в РФ, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, прием нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

По действующему порядку субъекты внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности обязаны продавать половину валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки. Для этих целей уполномоченные банки открывают предприятиям и учреждениям два валютных счета: транзитный и текущий. Транзитный счет предназначен для зачисления всех валютных поступлений в полном объеме, включая выручку от реализации товаров, работ и услуг за иностранную валюту на территории РФ. На текущем счете учитываются валютные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи части валютной выручки.

По поручению предприятия уполномоченные банки производят обязательную продажу части валютной выручки предприятий с их транзитных счетов. Обязательная продажа осуществляется от всей суммы поступлений в иностранной валюте, в том числе в виде авансов или предварительной оплаты. Оставшаяся часть валютной выручки переводится на текущие валютные счета предприятий.

Обязательной продаже подлежат следующие виды валютных поступлений:

  • валютные средства, поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих счетов, за счет средств, оставшихся в их распоряжении после осуществления обязательной продажи части валютной выручки;
  • валютные средства, купленные на внутреннем валютном рынке РФ;
  • валютные средства, поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов (включая комиссионное вознаграждение);
  • валютные средства, поступающие от нерезидентов в качестве: вкладов в уставные фонды; доходов (дивидендов) от участия в капитале; доходов от продажи ценных бумаг; доходов (дивидендов) по ценным бумагам: привлеченных кредитов (депозитов, вкладов); сумм в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов); процентов по кредитам, депозитам и вкладам; пожертвований на благотворительные цели.

До осуществления обязательной продажи части экспортной валютной выручки предприятия могут производить со своих транзитных валютных счетов следующие расходы (за исключением расходов, которые подлежат отнесению на счет прибылей и убытков): оплату в пользу нерезидентов транспортировки, страхования и экспедирования грузов; оплату в пользу резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении; оплату экспортных пошлин (по разрешению МФ РФ) и таможенных процедур: иные расходы в случаях, разрешенных ЦБ РФ.

Режим зачисления на счета валюты, полученной от операций на внутреннем валютном рынке, отличается от порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг). Валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке; валюта, купленная на бирже и в банке; валютные пожертвования и другие виды валютных операций на внутреннем валютном рынке прямо зачисляются на текущий валютный счет.

Находящиеся на текущем валютном счете хозяйствующего субъекта валютные средства образуют его валютный фонд.

Важными направлениями валютного регулирования внешнеэкономической деятельности являются валютный контроль и ограничение обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. В целях ограничения вывоза капитала из страны, который чаще всего осуществляется путем сокрытия валютной выручки за рубежом, предусматриваются следующие меры валютного контроля за импортными операциями:

  • осуществление расчетов по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами;
  • импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в сумме не менее ранее переведенной, в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров (если иное не установлено ЦБ РФ);
  • импортеры-резиденты в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанного положения несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров. Штраф не налагается в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Взыскание штрафа, налагаемого на импортера-резидента, производится в рублях по курсу рубля к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на дату списания средств, и осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

Реализация товаров, работ и услуг за наличную иностранную валюту запрещена на территории РФ с 1 января 1994 г. (за исключением торговли в магазинах беспошлинной торговли). В определенных случаях разрешается реализация товаров (работ, услуг) за иностранную валюту с использованием других видов расчетов, принятых в международной практике, в том числе с применением кредитных карт, а также в безналичном порядке. Гражданам (как резидентам, так и нерезидентам) за иностранную валюту могут реализовываться:

  • товары зарубежного производства, закупаемые в безналичном порядке за иностранную валюту либо непосредственно у нерезидентов, либо у российской посреднической организации, закупившей их у нерезидента;
  • услуги гостиниц;
  • услуги баров и ресторанов;
  • услуги по страхованию жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж, их багажа и транспортных средств, а также гражданской ответственности выезжающих за рубеж владельцев транспортных средств;
  • услуги по страхованию гражданами приобретенных ими товаров зарубежного производства;
  • услуги по перевозке по территории РФ пассажиров-нерезидентов и их багажа;
  • услуги по перевозке в международном сообщении пассажиров (резидентов и нерезидентов) и их багажа;
  • услуги по международной связи;
  • услуги по международному туризму;
  • услуги по организации обучения (стажировок) граждан-резидентов за границей;
  • услуги по организации обучения (стажировок) граждан-нерезидентов в РФ.

Реализация товаров, работ и услуг за иностранную валюту возможна при условии получения соответствующего разрешения ЦБ РФ, в котором указываются места, где может производиться такая реализация.

Контроль за соблюдением установленного порядка осуществления валютных операций возложен на ЦБ РФ и Федеральную службу РФ по валютному и экспортному контролю, являющимися органами валютного контроля на территории РФ.



Похожие статьи