Виды контроль финансово хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственный контроль. Коэффициенты деловой активности

План лекции

  • 2.1 Виды контроля и их классификация
  • 2.2 Приемы и способы, используемые при проведении контроля
  • 2.3 Контролирующие органы

Контрольные вопросы

Виды контроля и их классификация

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль):

  • 1. Государственный контроль - осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:
    • - Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.
    • - Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.
    • - Специализированный контроль -- возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).
  • 2. Внутренний контроль - выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
  • 3. Аудиторский контроль - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель -- проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
  • 4. Общественный контроль - осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель -- проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

  • 1) вневедомственный - предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
  • 2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

  • 1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
  • 2. Экономический контроль - осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
  • 3. Производственно-технический контроль - осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель -- установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

  • 1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

  • 1) систематический (регулярный) контроль - производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
  • 2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами" (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

  • 1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
  • 2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).
  • 3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.
  • 4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
  • 5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Финансовый менеджмент в ЛПУ

Переход деятельности ЛПУ на принципы рыночных отношений невозможен без механизмов финансового менеджмента , направленного на оптимизацию ресурсного потенциала.

Финансы – это один из немногих видов ресурсов, которые легко можно трансформировать в другие виды ресурсов.

Финансовый менеджмент в ЛПУ – это управление движением финансовых ресурсов медицинского учреждения и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых средств.

Задачами финансового менеджмента в ЛПУ являются:

1.финансовое планирование доходов и расходов;

2. мобилизация финансовых ресурсов;

3. регулирование финансовых потоков;

4. финансовый аудит.

Наличие множества источников финансирования ЛПУ диктует необходимость уметь правильно оценить возникшую ситуацию и принять правильное управленческое решение.

Технология финансового менеджмента на уровне ЛПУ :

1. сбор и анализ полученной финансовой информации;

2. предварительная экспертиза возможных альтернатив;

3. составление финансового плана (бюджета);

4. прогнозирование финансовых результатов;

5. исполнение финансового плана (бюджета);

6. контроль за исполнением финансового плана (бюджета).

При анализе факторов, влияющих на формирование и исполнение финансового плана (бюджета), следует учитывать следующие условия :

1. спрос и предложение медицинских услуг;

2. ценообразование медицинских услуг;

3. рынок медицинских услуг;

4. ресурсы ЛПУ;

5. технологии производства медицинских услуг;

6. экономическую эффективность (выпуск медицинских услуг на единицу затрат);

7. необоснованные затраты;

8. состояние систем клинического управлении;

9. систему оплаты труда медицинского персонала.

Функциями финансового менеджмента на уровне ЛПУ являются:

1. организация оборота финансовых средств ЛПУ;

2. обеспечение ЛПУ финансовыми средствами;

3. анализ рынка основных средств и инвестиций в медицинское учреждение;

4. формирование основных и оборотных средств медицинского учреждения;

5. организация финансовой работы.

Финансовое состояние ЛПУ характеризуется совокупностью показателей, которые отражают наличие, размещение и использование финансовых средств.

В сложившейся системе здравоохранения России финансирование медицинских организаций осуществляется из следующих источников :

1. в большей степени из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования;

2. частично за счет выполнения программ добровольного медицинского страхования и от граждан за оказание медицинских услуг.

Актуальность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций в условиях многоканального финансирования обусловлена тем, что:


1. финансовые ресурсы можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные);

2. и это требует от руководителей здравоохранения повышения эффективности их использования.

Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций:

1. государственных и муниципальных органов управления,

2. включая и органы управле­ния здравоохранением.

При осуществлении финансового контроля проверяется :

1. соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности,

2. экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.

В ходе проверок изучается :

1. соблюдение правил совершения финансовых операций, расчетов и хра­нения финансовых средств;

2. использование финансовых средств, находящихся в хозяйственном веде­нии организации;

3. наличие внутренних резервов и возможностей для более эффективного использования ресурсов;

4. состояние работы по устранению и предупреждению нарушений правил финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют :

1. законодательные органы государственной власти и местного самоуправ­ления;

2. контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

3. ведомственные контрольные органы;

4. органы налоговой службы;

5. контрольные комиссии организаций;

6. аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации .

Для осуществления финансового контроля законодательными органами Субъектов Федерации и муниципальных образований создаются собственные контрольные органы:

1. Счетная палата Российской Федерации,

2. контрольные палаты,

3. контрольные комиссии.

Они проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнитель­ной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными орга­нами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Россий­ской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреж­дения) является обязательными.

Законодательные органы государственной власти и муниципальных обра­зований осуществляют следующие формы финансового контроля :

1. предварительный контроль - в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют:

1. Министер­ство финансов Российской Федерации,

2. Федеральное казначейство,

3. финансо­вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

4. распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и по­лучателей бюджетных средств (учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получа­телями бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств(федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответ­ствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомствен­ных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использовани­ем бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе уч­реждениями здравоохранения.

Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

1. ревизии;

2. проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Ревизии подразделяются:

1. по объему проверки на сплошные и выборочные,

2. по организации на плановые, внеплановые и комплекс­ные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здра­воохранения изучаются вопросы :

1. состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;

2. обоснованность приобретения материальных ресурсов;

3. обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

4. правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

5. соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующими органами составляется акт про­верки , в соответствии с которым:

1. устанавливаются меры по устранению выяв­ленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации,

2. а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нару­шении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельностикоммерчес­ких организаций , в том числе медицинских, осуществляется органами налого­вой службы Российской Федерации .

Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации.

С этой же целью осуществляется налоговыми органами финансовый контроль и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля за­нимают аудиторские проверки , которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.

Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имею­щими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств.

Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности.

По результатам аудита ауди­торской фирмой выдается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышепере­численных формах, является важной составляющей мероприятий, направлен­ных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.

Сущность и значение финансового контроля. Виды и формы финансового контроля. Методы осуществления финансового контроля. Организация системы внутреннего контроля хозяйственной деятельности ТОО lin Trde.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5364. Основы построения системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 38.31 KB
Процесс проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия связан с осуществлением выявления резервов повышения эффективности его деятельности, а также путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов.
7016. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 21.71 KB
Финансовое планирование и финансовое прогнозирование Финансовый контроль. Государство должно совершенствовать систему отношений призванных нормализовать финансовые ресурсы необходимые для социально-экономического развития общества осуществлять контроль над рациональным их использованием. Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых...
21367. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований 14.18 KB
Областное государство в Италии. Цель работы – исследование правового положения автономных областей в Италии. Областное государство в Италии Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии. Опыт создания областного государства в Италии и государства состоящего из региональных автономных объединений представляется полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных началах с регионами.
298. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 17.43 KB
Граждане вправе заслушивать отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях сходах. Внутри системы муниципальных органов также осуществляется контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и в первую очередь такой контроль обеспечивается представительным органом муниципального образования п. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
21366. Административное регулирование, контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов 19.38 KB
Федерализм как основа прав американских штатов. Административное регулирование контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов. Цель данной работы – исследование правового положения штатов США. Федерализм – как основа прав американских штатов При федеративном государственном устройстве особое значение имеет конституционное разграничение функций федеральной власти и субъектов союза при этом соотношение законодательной исполнительной судебной властей в федерации отличается от их...
3678. Финансовый анализ деятельности предприятия ООО БТК 155.17 KB
Изучить особенности деятельности ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания»: учредительные документы, структуру управления, организацию предпринимательской деятельности предприятия. Проанализировать финансовую отчетность ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания». Рассчитать показатели, характеризующие результативность предпринимательской деятельности предприятия.
9367. Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия 85.33 KB
Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия. Структура анализа финансового состояния предприятия Финансовое состояние предприятия это комплексное понятие которое характеризуется системой показателей отражающих наличие размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. анализом проводимым за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами собственниками или государственными органами на основе отчетных данных которые включают весьма ограниченную часть информации о деятельности...
11132. Управление сбытовой деятельностью предприятия 125.22 KB
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
9307. Налоги, относимые на финансовый результат деятельности предприятия 12.35 KB
Налоги относимые на финансовый результат деятельности предприятия Выручка от реализации продукции является основным источником формирования денежных накоплений предприятия. При втором методе выручка от реализации продукции выполнения; работ оказания услуг определяется по мере отгрузки товаров выполнения работ оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов.
10363. Оценка платежеспособности и состоятельности предприятия. Операционный и финансовый риск 35.93 KB
Признаки несостоятельности предприятия Общие причины неплатежеспособности предприятия в предкризисный период. Последнее возникает если руководитель или собственник предприятия преднамеренно создает или увеличивает его неплатежеспособность заведомо некомпетентно ведет дела в личных интересах или интересах других лиц. Вместе с тем банкротство рассматривается и как некоторая оздоровительная процедура как единственное средство спасения предприятия...

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применении штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).

Различают внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренние органы финансового контроля на предприятии - это финансовый отдел или финансовая дирекция, бухгалтерия, ревизионная комиссия. К внешним органам контроля относится налоговая инспекция, аудиторская фирма, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, банковские учреждения, отделения федерального казначейства, отделения по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели, задачи и функции органов контроля регулируются соответствующими законодательными актами.

Главные задачи организации финансов предприятия - рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования.

Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:

ü Многообразие форм собственности;

ü Наличие рынков товаров, труда и капитала;

ü Самофинансирование предпринимательства;

ü Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;

ü Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;

ü Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;

ü Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.

ТЕМА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений). Благотворительных или иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом.

В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25.12.90.:

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам :

· Виду деятельности

· Формам собственности

· Количеству собственников

· Организационно-правовым формам

· Организационно-экономическим формам

· Степени использования наемного труда и др.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятий может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Согласно Гражданскому кодексу РФ ст.66 хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Унитарное предприятие – государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним.

Производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов производственного кооператива.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

· Наличие неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги);

· Наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

· Уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию.

Уже с момента принятия решения об организации предприятия возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке создания новых предприятий.

Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия.

Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе № 1 собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей , как правило, рассматриваются три основных вопроса:

1. Об организации предприятия и его наименовании

2. О принятии устава предприятия

3. Выбор директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.

В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.

Составляется и подписывается учредительный договор - он регламентирует отношения между учредителями как будущими владельцами предприятия.

Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Устав регламентирует взаимоотношения между предприятием и государством.

В устав предприятия указывается:

· Полное наименование

· Юридический адрес

· Определяется ее организационно-правовая форма

· Данные об учредителях

· Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия

· Формулируются основные цели деятельности

· Указывается величина уставного капитала и порядок его формирования

· Порядок распределения прибыли и покрытия убытков

· Определяются права и обязанности учредителей

· Указывается структура предприятия и порядок управления ее деятельностью.

· Приводятся положения о порядке ликвидации фирмы, о порядке внесения изменений в устав

· Об ответственности предприятия по своим имущественным обязательствам.

На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения, и подписать учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.

Государственная регистрация предприятий – услуга платная, поэтому к комплексу учредительных документов прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации , которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. в течении этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица.

Эти мероприятия включают в себя следующие действия:

· Получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата

· Постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сюда сдаются копии учредительных документов и приказы о назначении директора и главного бухгалтера. В налоговой инспекции открывается дело, в котором хранятся финансовые отчеты предприятия, назначается инспектор, который будет курировать это предприятие, присваивается идентификационный номер налогоплательщика ИНН и выдается справка о постановке на учет для предоставления в банк с целью открытия расчетного счета. Карта постановки на налоговый учет.

· Получение справки в Минфине РФ о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр

· Открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда. В банк сдаются образцы подписей руководителей предприятия и образцы оттисков печати, заверенные нотариусом. Заполняются анкеты на предприятие и на его учредителей и руководителей. Заключается договор на обслуживание, который подписывается обеими сторонами. Выдается чековая книжка.

· Получение разрешения в органах милиции на изготовление печати

· Заказ и изготовление печати

· Постановка на учет: в Пенсионном фонде, Фонде социального страховании, Фонде занятости, Фонде обязательного медицинского страхования, в автодорожном фонде, в военкомате, Экологический фонд.

· Документ подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получит взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Если предприятие создается, как акционерное общество , то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором называется предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределены между учредителями, то взнос должен составлять не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:

· О создании акционерного общества

· Утверждение Устава АО

· О размере уставного фонда после завершения подписки на акции

· Выбор руководящих органов АО и др.

· После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества. И оно может начинать функционировать.

Практически отсутствуют какие-либо ограничения на виды деятельности и ассортимент реализуемых товаров, на процесс ценообразования и использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование.

Исполнительные органы власти устанавливают перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензии выдаются в бланковой форме. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценных бумаг и относятся к документам строгой отчетности.

В лицензии указываются следующие обязательные реквизиты:

· Наименование органа, выдавшего лицензию;

· Наименование и юридический адрес юридического лица – получателя лицензии;

· ФИО и паспортные данные физического лица;

· Вид деятельности, осуществление которой разрешается лицензией;

· Срок действия лицензии;

· Условия осуществления лицензионной деятельности;

· Регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

Для получения лицензия предприятия направляет в лицензирующие органы следующие документы:

· Заявление

· Копии учредительных документов, заверенные нотариусом

· Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия

· Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления

· Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа

Плата, взимаемая за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

В заявлении указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка, вид деятельности, запрашиваемый срок действия лицензии.

Решение о выдаче или отказе принимается в течение 30 дней. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы. В этом случае срок увеличивается до 60-90 дней.

Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятельности, но не может быть меньше трех лет. Лицензия не подлежит передаче другому предприятия. Филиалы лицензиата получают заверенные копии лицензий.

Порядок переоформления лицензии при реорганизации предприятия аналогичен получению.

Действие лицензии может быть приостановлено, а также она может быть аннулирована по решению лицензионных органов.

Выдача, регистрация, приостановление и аннулирование лицензий отражается в реестрах, которые ведут органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

Помимо необходимости выполнения всех юридических требований в процессе создания фирмы начинающий предприниматель должен решить и ряд организационно- экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий деятельности предприятий (помещение; необходимое оборудование; запасы сырья и материалов, необходимых для начала деятельности; энергообеспечение; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, включая наемный персонал, если в нем имеется необходимость).

Созданная фирма может функционировать неопределенно долгое время, причем в случае надобности могут вносить изменения и дополнения в ее устав и другие учредительные документы.

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия , так же, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом.

Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть следующими:

· Отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию;

· Убыточность производства;

· Экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения.

· Возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.

Во всех случаях при ликвидации фирмы должен соблюдаться следующий порядок первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждения, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником), затем удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, спец. Фондами) и, наконец, в последнюю очередь имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов).

При ликвидации предприятия в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия , а объявление о ликвидации предприятия с указанием предельного срока предъявления к предприятию соответствующих претензий публикуется в печати.

Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств предприятия (остатки денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия, взыскание дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества – материальных и нематериальных активов). Остающиеся после ликвидации предприятия и удовлетворения всех имущественных претензий к ней средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе.

Для исключения предприятия из Государственного реестра ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган следующие документы:

· Копию протокола собрания (приказа), решения суда или другого уполномоченного органа о принятии решения о ликвидации предприятия;

· Акт ликвидационной комиссии;

· Ликвидационный баланс;

· Уведомления Пенсионного и Дорожного фондов, Фонда занятости, отдела статистики о снятии с учета и отмене кодов; Медстрах, соцстрах, военкомат;

· Акт проверки налоговым инспектором финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия;

· Справка банка или кредитного учреждения о закрытии счета;

· Документ, подтверждающий уничтожение печати и штампов;

· Первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в Госреестр;

· Документ о сдаче документов в архив (акт приема-передачи на госхранение).



Похожие статьи