Виды налогов и основания их классификации. Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги Какая классификация не относится к налогам

Цель — обеспечение бесперебойного финансирования деятельности страны, удовлетворение территориальных потребностей образований разного уровня (федеральных, региональных, муниципальных). В зависимости от ряда признаков принята общая классификация налоговых платежей, которая используется повсеместно.

Классификация

Чтобы упорядочить платежи, регламентировать и устранить вероятность дублирования государственная власть применяет специальную классификацию налогов, которые характеризуются обязательностью, безвозмездностью, направленностью на определенные цели. Все сборы, принятые на территории государства, отмечены в Налоговом кодексе. В зависимости от субъекта налогообложения действуют следующие группы:

  • платежи, уплачиваемые гражданами;
  • налоги, перечисляемые предприятиям;
  • смешанный налог (предусмотренный для граждан и компаний).

В России законодательством закреплены платежи в три уровня бюджета. Это федеральный, региональный и местный бюджет.

Все они регулируются законами, нормативными актами и соответствующими положениями. В зависимости от способа взимания налоги бывают прямыми и косвенными. В первом случае это платежи, которые начисляются с имущества плательщиков, его доходов. Второй вид не зависит от уровня прибыли потребителей. Косвенные платежи — тарифы и надбавки на стоимость продукции (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы).

Группировка налогов в зависимости от признаков позволяет обеспечить равномерное и эффективное распределение налогового давления. Так, используется классификация в зависимости от действующих ставок. В России общепризнанными являются две группы платежей. Первый вид — твердые платежи. Речь идет о налогах, размер которых установлен на единицу базы налогообложения. Для примера можно назвать акцизы на алкоголь, где для расчета берется 1 литр этилового спирта. Следующая обширная группа — процентные налоги. В нее входят прогрессивные, пропорциональные и регрессивные платежи.

Еще одно деление платежей связано с их источниками выплаты. В России компании и граждане проводят выплату налогов из индивидуальных доходов, финансовых результатов своей деятельности, из выручки, которая поступает от продаж. Также платежи могут направляться только в конкретный бюджет (например, местный) или распределяться в разные бюджеты. Второй вариант носит название регулирующие налоги. Их размер устанавливают законодательные органы власти.

Функции и значение

Без налогов невозможно представить нормальное функционирование любого государства. Платежи, поступающие от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных лиц, обеспечивают страну требуемым объемом финансовых ресурсов. Они же являются стимулятором хозяйственной деятельности или, наоборот, сдерживающим фактором для некоторых видов бизнеса. Органы власти, используя налоговые инструменты, могут заставить экономических агентов более активно действовать в своих секторах, предложив им снижение платежей. Государство может препятствовать в осуществлении некоторых видов деятельности путем резкого повышения налогов.

Обязательные платежи в бюджеты разных уровней — мощный рычаг, при помощи которого ответственные и контролирующие структуры проводят выгодную для общества экономическую и социальную политику.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований .

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:


  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.

К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения:

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин - таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:

  • по способу взимания;
  • уровню управления;
  • субъекту уплаты;
  • объекту обложения;
  • принадлежности к звеньям бюджетной системы;
  • назначению;
  • срокам уплаты.

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, в современном понимании - прямые и косвенные . К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым - налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности.

Один из первых ученых, стоящих у истоков налоговой науки, был У. Петти, сторонник косвенного налогообложения и приводивший доводы в пользу акцизов.

Генеральный контролер (министр) финансов Франции А. Тюрго, возражая против косвенных налогов, отмечал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке.

Прямыми налогами, утверждал А. Вагнер, называются те, где, согласно предположению или желанию законодателя, плательщик налога является носителем его, где, следовательно, переложение налогов не предполагается и еще менее является желанием законодателя, иногда даже запрещено и наказуемо. Напротив, косвенные - это налоги, где плательщик предположительно не является носителем налогов или даже намеренно не должен им быть, а законодатель желает переложение на других, даже приказывает произвести его налогообложение.

К. Маркс рекомендовал полную отмену косвенных налогов и общую замену их прямыми налогами. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и процент на прибыль и капитал, авансированный на их уплату.

СЮ. Витте выделял большую равномерность прямых налогов по сравнению с косвенными, так как прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. В итоге Витте делал вывод о том, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов.

Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотношении между ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX - начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х годов XX в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды:

  • универсальные;
  • индивидуальные;
  • фискальные монопольные;
  • таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическими примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.

Фискальные монопольные налоги - это косвенные налоги на товары, производство или реализацию которых монополизировано государством. Этот вид налога возник из регалии, т.е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером фискальной монополии может служить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 г. выделка спирта была сохранена за частными винокуренными заводами. Спирт-сырец поступал государству, которое перерабатывало сырец и само занималось реализацией спиртных напитков.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные достаточно условное, при этом деление производится на основе принципа переложения налогов.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов управления по установлению налогов и управлению налоговыми платежами.

В Российской Федерации состав федеральных, региональных и местных налогов за период с 1992 по 2005 гг. неоднократно изменялся.

По уровню управления согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (табл. 1.1).

Федеральные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Региональные и местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и основания для их использования.

Объект обложения большинства федеральных налогов с организаций связан с операциями по реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации. В статье 39 НК РФ даются подходы к определению операций реализации.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, выполнение одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому. Кроме того, реализацией в некоторых случаях считается оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Помимо общей (традиционной) системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия, ресурсы.

По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

  • закрепленные - налоги непосредственно поступают в определенный бюджет (например, НДС поступает в федеральный бюджет в размере 100%, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
  • регулирующие - налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

  • налоги с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организаций);
  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
  • смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог). Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По степени периодичности уплаты :

  • разовые;
  • периодично-календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги:

  • относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);
  • включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
  • относимые на финансовые результаты на дебет счета 90 (налог на имущество организаций);
  • на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль).

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых.
  7. водный налог;
  8. сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
  2. упрощенная система налогообложения (УСН);
  3. система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, уплата которых контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов.

Классификация налогов может быть проведена по различным признакам:

1) по уровню управления:

Федеральные;

Региональные;

Местные;

2) по способу взимания:

Косвенные;

3) по целевой направленности:

Специальные;

4) по характеру установления налоговых ставок:

Твердый налог;

Прогрессивный налог;

Регрессивный налог;

Пропорциональный налог;

5) по субъекту налогообложения:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

6) по объекту налогообложения:

Налоги на имущество;

Ресурсные налоги;

Налоги на доход;

Налоги на действия;

7) по характеру отражения в бухгалтерском учете:

Включаемые в себестоимость или цену продукции;

Уменьшающие финансовый результат;

Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

Удерживаемые из дохода работника;

8) по уровню бюджета:

Закрепленные;

Регулирующие.

По уровню управления в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные (налоги и сборы субъектов Российской Федерации) и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги – это налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган государственной власти. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.

Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в. В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например через включение в цену товара.

Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо, а косвенные – не всегда. Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов полностью начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Таким образом, земельный налог, налог на доходы организаций и физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, ресурсные платежи - прямые налоги. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога.

Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые налоги, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.

Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2001 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 32,7%.

В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Исторически реальные налоги были первыми. К ним относились: поземельный, подомовой (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот. В настоящее время к реальным налогам относятся: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, их уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения.

Надо заметить, что при более глубоком рассмотрении реальные налоги обнаруживают (могут проявить) свою регрессивную сущность. Формально налогоплательщиком выступает собственник имущества, но он, например, может сдать его в аренду и через арендную плату переложить часть налога на арендатора.

Личные – это налоги на доходы отдельных физических или юридических лиц: налог на доходы предприятий и физических лиц, налог на имущество организаций и граждан и др. Личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

В XVII-XVIII вв. широкое развитие получило косвенное налогообложение. Облагались налогом товары, ввозимые из-за границы, товары отечественные: предметы роскоши и товары первой необходимости.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену продукции, которая оплачивается в конечном итоге потребителем. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.

Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Плательщики не совпадают с носителями налогов.

Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плательщиками – покупатели при оплате товаров и услуг.

Первые акцизы были в Древнем Риме - на соль. Позднее стали применяться акцизы с площади земли, на которой произрастало сырье для производства подакцизных товаров, затем с сырья для производства подакцизных товаров, затем с полуфабрикатов и, наконец, с товаров. В целом считается, что объектом обложения выступают товары, уровень потребления которых мало меняется по отношению к изменениям цен, либо на высокорентабельные товары (алкоголь, автомашины).

В дореволюционной России акцизы были основным доходом государства. В 1901 г. они обеспечивали 61% всех государственных доходов. Объектами обложения выступали: соль, сахар, спички, чай, одежда, водка, табак.

Взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции.

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения). Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются различные хозяйственные акты, сделки, финансовые операции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в классификации налогов.

По целевой направленности налоги подразделяются на абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги предназначены для формирования доходной части бюджета в целом и используются на финансирование общегосударственных мероприятий, текущих и капитальных расходов государственного бюджета.

Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Они имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные специальные целевые фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др. Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий.

К специальным налогам относится единый социальный налог (ЕСН). Этот налог предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в Фонд социального страхования РФ. За счет них выплачиваются пособия работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лесной доход также относятся к специальным налогам. Доходы от этих налогов идут на восстановление природных ресурсов.

К специальным налогам относится транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, строительства дорог.

Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.

По характеру установления в зависимости от ставки выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог , ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами, например, применяется в налоге на имущество физических лиц.

К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан. Максимальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.

В России с 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13%. До этого периода, например, в 1999 г. в РФ действовали следующие ставки подоходного налога с физических лиц: при размере облагаемого совокупного дохода до 50 000 руб. в год - 12%, с суммы дохода от 50 001 до 150 000 руб. – 6 000 руб. плюс 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., с суммы дохода от 150 001 руб. и выше – 26 000 руб. плюс 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

В последние десятилетия в экономически развитых странах заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для справедливой налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Единый социальный налог устанавливается по регрессивной шкале ставок: с ростом налоговой базы происходит сокращение ставки налога. Государственная пошлина также взимается в убывающем размере в зависимости от степени повышения суммы денежных средств искового заявления имущественного характера.

К пропорциональным налогам в России относятся, например, НДС (10% или 18% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль организаций (24% прибыли, полученной налогоплательщиком), налог на имущество организаций (2,2% балансовой стоимости имущества предприятия) и др.

К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, налог на игорный бизнес, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Классификация налогов по налогоплательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

Налоги с юридических и физических лиц.

При этом следует учитывать, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.

Существуют определенные особенности в налогообложении иностранных юридических и физических лиц.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги , которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги (разноуровневые). Суммы налоговых платежей регулирующих налогов поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По объекту налогообложения можно выделить следующие группы налогов:

Налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, на наследство);

Ресурсные налоги (земельный, лесной, на добычу полезных ископаемых, платежи за воду, сборы за использование объектов животного мира);

Налоги на доход (физических лиц и налог на прибыль организаций);

Налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (различные лицензионные сборы).

Для хозяйствующих субъектов важным признаком классификации является характер отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

Включаются в себестоимость (земельный и водный налоги, транспортный налог, ЕСН);

Включаются в цену продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС);

Уменьшают финансовый результат (налог на имущество организаций);

Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);

Уплачиваются за счет чистой прибыли (налог на операции с ценными бумагами);

Удерживаются из дохода работника (налог на доходы физических лиц).

Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Классификация налогов дает возможность установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. В настоящее время выделяют более 20 видов классификации налогов - в зависимости от цели классификации. Мы преследуем учебную цель, поэтому сгруппируем налоги по следующим признакам:

-по способу взимания;

-субъекту (налогоплательщику) налога;

-по срокам уплаты;

-по объекту налогообложения;

-по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

-по порядку ведения;

-по целевой направленности;

-по источникам обложения;

-по уровню бюджета.

По способу взимания , налоги подразделяют на:

А) прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, поэтому для них точно известен размер налога (например: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц и т. д.)

Б) косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товара (работ, услуг) (например: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины).

По субъекту (налогоплательщику) налоги подразделяют на:

А) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества переходящего в порядке наследования и дарения и др.).

Б) налоги с юридических лиц - налоги с предприятий и организаций (пример: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.).

В) смешанные (смежные) налоги которые уплачивают и физические и юридические лица (пример: земельный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, пошлины и др.).

По срокам уплаты налоги подразделяют на:

А) срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый по сроку с момента возникновения объекта налогообложения (пример: акцизы для предприятий производящих и реализующих вино- водочные изделия уплачивают этот налог на третий день по реализации; транспортный налог - при регистрации или перерегистрации транспортных средств и др.).

Б) периодично- календарные налоги исчисляются в течение определенного срока, установленного календарно- это ежемесячные, квартальные, годовые (пример: ежемесячные- начисляются по окончании месяца- налог на добавленную стоимость, и др., ежеквартальные налоги исчисляются по окончании квартала- это налог на прибыль, налог на имущество организаций и др., ежегодные – это налог на доходы физических лиц и др.).

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги , налоги подразделяют на три группы, в зависимости от того какой орган их вводит и имеет право их изменять и конкретизировать:

А) Федеральные (общегосударственные) налоги, устанавливаются на всей территории Российской Федерации федеральными законами, не зависимо от бюджета зачисления (пример: акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и др. НК РФ (ч.1), ст. 13).

Б) Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов), отличительная черта региональных налогов является, то что конкретные размеры ставок, определение объектов, налоговой базы и порядок зачисления в бюджет устанавливается в соответствии с законодательством РФ законодательными органами субъектов РФ (для Республики Башкортостан - Законом Республики Башкортостан) (пример: НК РФ (ч.1) ст. 14-налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.).

В) Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления на основе Законов РФ и законов субъекта федерации (пример: земельный налог, налог на имущество физических лиц)

По порядку ведения выделяют налоги:

А) обязательные, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей территории не зависимо от бюджета, в который они поступают (к общеобязательным относят все федеральные налоги и некоторые региональные и местные налоги).

Б) факультативные вводятся в соответствии с законодательными актами субъектов федерации, но поступают они либо в бюджет субъекта и/ или в местные бюджеты (пример: местные налоги т. к. конкретные ставки регулируются местными нормативными актами).

По объектам обложения все налоги подразделяют на:

А) имущественные , т. е. по закону объектом признается имущество (право собственности) (пример: налог на имущество физических, налог на имущество юридических лиц и др.);

Б) налоги на прибыль (доходы) (пример: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и др.);

В) налоги на действия , хозяйственные акты, финансовые операции (пример: НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж, таможенные пошлины и др.);

Г) ресурсные налоги (пример: земельный налог, налог на воспроизводство МСБ, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог и др.).

Д) прочие налоги , т. е. объектом может быть любой предмет, признанный по закону объектом налога (пример: налог на рекламу и др.).

По источникам уплаты все налоги можно сгруппировать в шесть групп:

А) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг) (пример: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.);

Б) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (пример: единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и др.);

В) налоги, относимые на финансовый результат (пример: налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);

Г) налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли - налог на прибыль;

Д) налоги, относимые на чистую прибыль , т. е. прибыль остающуюся после уплаты налога на прибыль (пример: налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы, сбор за право уличной торговли и др.);

Е) доход для физических лиц - для них нет других источников уплаты налога, кроме как доход.

По уровню бюджета все налоги классифицируют на:

А) закрепленные , т. е. налоги поступающие в конкретный бюджет или внебюджетные фонды (пример: единый социальный налог, дорожный налог, налог на имущество физических и юридических лиц и др.);

Б) регулирующие , т. е. одновременно распределяются на три уровня бюджета Федеральный, региональный и местный бюджет (пример: налог на прибыль в 2003г- 6,0% в бюджет РФ, до 12,0% - в бюджет РБ, 2% в МБ и др.), порядок распределения по бюджетам устанавливаются федеральным и региональным законами о бюджете на очередной финансовый год.

Налоги выделяются из всей совокупности финансовых отношений своими функциями.



Похожие статьи