Встроенный детский сад на первом этаже жилого дома: архитектурно-технические решения. Правильная планировка детского сада

Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики – нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы

Опыт г. Москвы

Встроенные детские сады при жилых домах открывают ряд преимуществ. Благодаря им сеть дошкольных образовательных учреждений может вместит еще больше детей, площадь здания используется максимально эффективно, первые этажи жилых домов рационально задействованы в эксплуатацию.

Также встроенные детские сады отличаются компактностью расположения, меньшей площадью техподполья (нежилого нижнего этажа, через который проходят трубопроводы и другие инженерные сети), короткие внешние инженерные коммуникации и подъездные дороги.

Инвестор тратит на встроенный детский сад на порядок меньше, чем на дошкольную образовательную организацию в отдельном здании, поскольку отдельные коммуникации при строительстве не требуются, что упрощает соблюдение СанПиН в образовательной организации. Более того, уменьшенная площадь таких помещений упрощает уход за ними, в особенности в зимний период времени.

Жилье в домах со встроенными детскими садами часто выбирают семьи с маленькими детьми, поскольку ДОУ и его площадки находятся поблизости.

Встроенные детские сады: основные требования

Дошкольные образовательные организации, которые занимают первые этажи жилых зданий, проектировались и оборудовались в г. Москве в течение нескольких десятилетий. Но в 2009 г. свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174, ограничил оборудование встроенных детских садов в жилых зданиях в целях пожарной безопасности. С этого времени встроенные детские сады прекратили проектировать, а те проекты, что уже передали на госэкспертизу, изменили.

Совместная работа Департамента градостроительной политики г. Москвы и федерального органа МЧС России привела к тому, что ограничение в июне 2011 г. сняли, поскольку ввели Изменения № 1 к СП 4.13130.2009, утв. приказом МЧС России от 27.05.2011 № 266.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Екатерина Барсукова, дизайнер школьных интерьеров специально для журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» рекомендует

- Ландшафтный дизайн в детском саду: красиво, уютно и безопасно

Несколько важных советов по организации антитеррористической безопасности в ДОУ

- Ответы на три вопроса об антитеррористической безопасности участка

В 2013 г. приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 регламентировал обновленный свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». В этом своде правил разрешено обустройство детских садов в первых этажах жилых домов.

В г. Москве за период с 2008 по 2013 г. обустроили 17 встроенно-пристроенных дошкольных организаций, 15 из них – за счет средств инвесторов.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13) сделали возможным создание проектных решений по встроенным ДОУ и тем, что обустроены в жилых домах.

В разработке документа принимали участие Роспотребнадзор и ряд федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, включая Департамент градостроительной политики г. Москвы. Так, удалось учесть предложения Департамента градостроительной политики г. Москвы в в СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • о расположении ДОУ, которые встроены (встроенно-пристроенные) в жилые дома, используя высоту жилого этажа;
  • вместительность ДОУ больше не имеет ограничений (как отдельно стоящие ДОУ, так и встроенно-пристроенные).

Обновленные требования иначе регламентируют высоту потолков в помещении ДОУ, которая, согласно старым правилам, должна была быть не менее 3 м, теперь должна удовлетворять гигиеническим показателям воздухообмена (п. 4.7 СанПиН 2.4.1.3049-13). Следовательно, в жилых домах, где высота потолка обычно равна 2,8 м, высота от пола до потолка в помещении группы ДОУ может быть 2,65 м.

Встроенные детские сады: определение вместительности

Согласно п. 4.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 вместительность детских садов должна регламентироваться заданием на проектирование, что особенно важно для градостроительной политики.

Прежде в детском саду не должно было быть свыше 80 мест, а в встроенно-пристроенных ДОУ – 150 мест. Современные проектировщики руководствуются условиями участка застройки, планируя вместительность детского сада. Следовательно, если на смежном с жилым домом участке можно расположить площадки для дошкольной организации на 200 мест, такой объект спроектируют. В этом случае размеры участка регулируются приложением Ж «Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 и должно соответствовать 30-40 м2 на одно место.

Новые возможности для карьерного роста

Освоить принципы финансового обеспечения детского сада, организации приносящей доход деятельности, оказания платных образовательных услуг поможет учебная программа "Финансово-экономическая деятельность" .

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Здания ДОУ могут быть отдельно стоящими, а также пристраиваться к жилым домам и зданиям общественного назначения, также дошкольные образовательные учреждения могут встраиваться в жилые дома, быть встроенно-пристроенными.

СП 4.13130. П. 5.2.2

Проектирование встроенных детских садов

По заказу Департамента градостроительной политики г. Москвы была проведена научно-исследовательская работа, которая показала, что разумнее детские сады вместительностью от 150 мест и более проектировать в виде встроенно-пристроенных.

Встроенная часть вмещает помещения одной группы, а функциональные блоки и прочие групповые помещения размещаются в пристроенной части. Так, в типовых жилых домах на первых этажах могут размещаться ДОУ комбинированной направленности с малокомплектными группами.

Внесенные изменения позволили департаменту градостроительной политики г. Москвы в 2013 г. осуществить конкурс на проектирование встроенно-пристроенных и встроенных ДОУ. В ходе подготовки к конкурсу решили проектировать детские сады небольшого размера вместительностью 35-79 мест и количеством групп от 4 до 6.

В конкурсном задании нужно было оттолкнуться от того, что первые нежилые этажи имеют помещения площадью 18-22 м2, а потому следовало спроектировать детский сад с группами вместительностью 8-20 человек. Важно, чтобы в группах были продуманы условия для детей с ОВЗ: одного или нескольких дошколят с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата или слуха.

Протяженность типовых домов влияет на возможности размещения встроенных ДОУ. Поэтому на конкурсное задание было вынесено требование, согласно которому проектировщик в процессе разработки проекта определяет типы и количеством блок-секций.

Победитель конкурса предложил проектные решения, которые доказали возможность размещения в 5-6 блок-секциях детских садов вместительностью 35 мест, включая один угловой и пять рядовых блок-секций, а также ДОУ вместительностью до 79 человек в 7 блок-секциях, включая одну угловую и шесть рядовых.

Победитель конкурса разработал архитектурно-техническое решение, которое сделало возможным встроить ДОУ на первых этажах жилых домов серий П44Т и П46М на 35, 39, 55 и 79 мест.

Варианты размещения детских садов различной наполняемости, встроенных в жилые дома:

1. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-46М:

  • на 35 мест (3 группы – 1 младшая на 11 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 1 старшая на 20 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 20 чел.; 5 старших по 12 чел.)

2. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-44Т:

  • на 35 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 3 старших по 8 чел. каждая);
  • на 39 мест (3 старшие группы по 13 чел.);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 16 чел.; 3 старших по 13 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 14 чел.; 5 старших по 13 чел. каждая).

Проектировщик, заручившись поддержкой департамента образования г. Москвы, тщательно продумал аспект технологического состава помещений для ДОУ. Было решено, если в процессе проектирования предусматриваются спортивный и музыкальный залы, тогда их следует делать пристроенными. Согласно этому решению, в одном из предложенных проектов был предусмотрен блок для музыкальных и спортивных занятий площадью 121,6 Ч 22,6 м и высотой 3,3 м.

Если дошкольные группы, которые входят в состав детского сада, стоящего в отдельном здании, размещаются во встроенном помещении, спортивном-музыкальный зал не предусматривается, поскольку занятия будут проходить в центральном здании.

Выполнение нормативных требований при открытии встроенных детских садов

Разрабатывая проекты ДОУ, встроенных в типовые жилые здания, принимался во внимание каждый нормативный аспект, включая санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасности, доступность объектов для маломобильных групп населения, строительные нормы.

Требования пожарной безопасности при проектировании детских садов регламентируются рядом документов, в том числе:

  • Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693;
  • СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно требованиям указанных документов в проектах детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест предусмотрены:
  • доступ пожарной техники к жилому дому со встроенным ДОУ;
  • на участке дошкольного образовательного учреждения хозяйственная и игровая зоны должны быть разграничены;
  • вход в дошкольную организацию не должен являться входом в жилой дом;
  • должны быть организованы рассредоточенные эвакуационные выходы из помещений ДОУ и аналогичные из спален групповых ячеек на улицу.

С целью выполнения требований СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • высота групповых помещений в разных проектах составляет 2,8 м или 3,3 м;
  • чтобы обеспечить дополнительное пространство для игр, в спальнях могут быть использованы выкатные или кровати-трансформеры, что является часть концепции детского сада-трансформера;
  • для обустройства встроенного детского сада на три группы минимально необходимо 0,15 га земельного участка с учетом городской застройки и проектирования игровых и прогулочных площадок, хозяйственной зоны, ДОУ на 6 групп может разместиться на площади 0,36 га.

Существует свод правил, которые регулируют в процессе проектирования и возведения доступность ДОУ для инвалидов и прочих маломобильных групп населения:

  • СП 59.13300.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
  • СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. приказом директора ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) от 20.06.2001 № 5а;

Существует ряд мер, которые способствуют выполнению нормативных требований:

  • пандусы должны быть перед входом в групповые ячейки и главный вход;
  • водооотводы, навесы, система подогрева для профилактики скольжения должны составлять часть входных площадок;
  • универсальный санузел и гардероб следует разместить в вестибюльно-входной зоне;
  • групповые ячейки должны быть разработаны таким образом, чтобы в них с комфортом пребывал дети с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно своду правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, инженерные системы ДОУ должны проектироваться автономно по отношению к инженерным коммуникациям жилого дома.

Если имеется отдельный вход для детей на огороженной территории, а также въезд/выезд для автотранспорта, ДОУ может размещаться во встроенных или встроенно-пристроенных помещениях.

СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 4.1. Абз. 2

Планировочные решения встроенных детских садов

При планировке ДОУ, которые встроены в типовые жилые дома, следует учесть несколько важных аспектов:

  • в зданиях имеются несущие стены и проемы в них;
  • необходимо корректно расположить лестнично-лифтовый блок и вестибюльно-входную группу, технические помещения жилой и нежилой части дома;
  • стояки канализации, вентиляции и водоснабжения расположены вертикально.

Технические и планировочные варианты встроенных детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест учитывают эти особенности.

Разрабатывая план встроенной дошкольной группы, общая конструктивная схема первого этажа жилых зданий серий П44Т и П46М остаются неизменными, но проемы в несущих панелях и их местоположения были изменены без потери устойчивости и с учетом технологических требований.

В планировочном решении встроенного детского сада должны быть такие блоки:

  • вестибюль-холл, колясочная, комната охраны, гардероб и универсальный санузел для посетителей;
  • групповые ячейки (рядовые, встроенные в угловые секции);
  • пищеблок, размещенный в изолированном отсеке, связанный через раздаточную с коридором и с загрузочной из хозяйственной зоны участка;
  • электрощитовая с входом с улицы;
  • административный блок;
  • медицинский блок;
  • санузлы для персонала, комната уборочного инвентаря;
  • специализированные помещения (зал для физкультурных и музыкальных занятий с раздевальными и снарядной);
  • хозяйственно-бытовой блок (с помещением гладильной, санузлом с душем для персонала, кладовой для мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, моющих средств и др.).

Здание детского сада включает: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная); служебно-бытовые помещения для персонала. Здания детских садов не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

Все основные помещения детского сада размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод. Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Не отапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне. Высота от пола до потолка основных помещений - не менее 3 м.

Входы в здания должны быть с двойными тамбурами в IB, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах - с тройными тамбурами; в IIIБ климатическом районе - с одним тамбуром. Глубина тамбура - не менее 1,6 м. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, ограждают с обеих сторон экраном из реек на уровне роста ребенка. Высота ограждения крыльца (три и более ступеней) составляет 0,8 м. Перед входом в групповую ячейку для детей ясельного возраста должны быть оборудованы пандусы для колясок.

В планировочной структуре зданий детских садов необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-м этаже, для детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

Площади помещений групповой ячейки: раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м2; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах площадь раздевальных не менее 20 м2; групповая (игровая) - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2); буфетная - площадью не менее 3,8 м2; спальня - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м2). Для районов Крайнего Севера площади раздевальной (приемной) и спален детей ясельного возраста должны быть увеличены на 10%; туалетная - площадью не менее 16 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м2 на 1 ребенка).

Раздевальные для детей, групповые ячейки которых располагаются на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже в отдельных помещениях для каждой группы. Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории. Питание детей организуют в помещении групповой. Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка, построенная по старым типовым проектам.Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов, палат изолятора, кухни, заготовочных и доготовочных цехов, обращенных на азимуты 200-275° для районов южнее 60-45° с.ш. и на азимуты 91-230° для районов южнее 45° с.ш.

В помещениях групповых (игровых) и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IV климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. В III климатическом районе, кроме групповых (игровых) и спален, сквозное или угловое проветривание следует обеспечить также в помещениях кухни, постирочной, сушильной, гладильной. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху. Высота ограждения лестниц составляет 1,5 м при сплошном ограждении сеткой, высота поручней для детей - 0,5 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Расстояние между вертикальными элементами в ограждении лестниц - не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Здание детского дошкольного учреждения общего типа имеет не более 3 этажей. Этажность здания дошкольного учреждения выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания дошкольных учреждений, как правило, небольшой вместимостью - до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям, являются наиболее типичными и распространенными.

Наиболее оптимальным является размещение дошкольного учреждения в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разделена на:

Централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения;

Блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений дошкольных учреждений должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения: групповые, для физкультурных и музыкальных занятий, медицинские и служебно-бытовые, пищеблок.

Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребывания детей, должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения могут быть буфетные, приемная изолятора, комната персонала, кладовая чистого белья (при наличии в здании комнаты кастелянши).

У наружных входов в здания детских дошкольных учреждений должны быть тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

Для зданий детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях: в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для пособий, художественной и методической литературы; в спальнях - встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальнях - шкафы для одежды детей и персонала групп; в туалетных - хозяйственные шкафы; в залах - шкаф и стеллажи для хранения пособий.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

Групповая - для игр, занятий, принятия пищи;

Спальная - для дневного (и ночного) сна детей;

Раздевальня - для переодевания детей и хранения верхней одежды;

Туалетная;

Буфетная - для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комнатами.

Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже. Допускается располагать раздевальные дошкольных групповых ячеек на 1-м этаже здания.

Помещения раздевальной предназначено для приема, осмотра, переодевания и хранения верхней одежды. При приемке площади раздевальных должна быть не менее 18 кв. м.

При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. При размещении шкафов для одежды вдоль стен необходимо иметь минимум 4,53 м (для 15 детей), 6,04 м (для 20 детей) и 7,55 м (для 25 детей) фронта стен, свободных от оконных и дверных проемов.

Ширина помещений раздевальных должна составлять не менее 3,4 м при размещении шкафов вдоль противоположных стен и двух рядов скамей для переодевания; 3 м - при размещении двух рядов шкафов и одного ряда скамей. В раздевальных следует предусматривать шкафы с сушкой для детской одежды.

Общий вход допускается проектировать не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные группы.

Для хранения колясок, санок, лыж при входах в помещения групповых ячеек выделяются специальные места под козырьками площадью не менее 8 кв. м.

В дошкольных учреждениях площадь групповой должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 2,5 кв. м, в дошкольных - 2 кв. м.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей, оборудованное столами и стульями. Размещение столов и стульев меняется а зависимости от вида деятельности детей в помещении.

В детских дошкольных учреждениях общего типа площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 1,8 кв. м, в дошкольных группах - 2 кв. м. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп - встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем.

При проектировании буфетных помещений в дошкольных учреждениях площадью не менее 3 кв. м следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Протяженность стены, необходимая для размещения буфетного оборудования, должна быть не менее 1,8 м. Общая высота буфета составляет 1,9 м.

В детских дошкольных учреждениях общего типа приемку площади туалетных следует осуществлять из расчета на одно место: в ясельных группах - не менее 0,8 кв. м, в дошкольных группах - не менее 0,65 кв. м. Туалетные проектируются как единое помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Для размещения вешалок по периметру помещения необходимо иметь 2,4 м (в ясельных группах) и 3 м (в дошкольных группах) фронта стен, свободного от оконных и дверных проемов. В зоне уборной в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине - унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане - 0,8 x0,75 м. Слив (видуар) должен устанавливаться без кабины.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматриваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп. В залах для физкультурных и музыкальных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.

В дошкольных учреждениях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор.

В зданиях дошкольных учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площадью 8 кв. м, в зданиях, имеющих более 150 мест, - в раздельных помещениях площадью по 8 кв. м. Медицинская комната должна иметь вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

В изоляторе должны быть приемная, палата, туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5% от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 кв. м. Палаты не должны быть проходными. Площадь приемной при наличии одной палаты изолятора - 4 кв. м, при наличии двух палат - 6 кв. м. В приемной должно быть место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств - 6 кв.м.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений - кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, уборные для персонала.

В зданиях дошкольных учреждений необходим пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. В состав пищеблока при любой форме производства входят кухня с раздаточной, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, загрузочная, комната персонала, душевая и уборная для персонала. При работе пищеблока на сырье дополнительно должны быть заготовочный цех и кладовая овощей. При работе пищеблока на полуфабрикатах дополнительно предусматриваются доготовочный цех и место для хранения и мойки тары полуфабрикатов.

Составные части проекта .

Рассмотрение проекта.

I. Ознакомиться с составными частями проекта.

II. Пояснительная записка: прочитать и переписать общую часть, архитектурно-планировочную часть объяснительной записки. При этом выяснить тип детского учреждения, его вместимость, общую характеристику участка, здания, материал постройки, типы санитарно-технических устройств.

III. Генеральный план: рассмотреть генеральный план, обратив внимание на масштаб чертежа, «розу ветров», форму земельного участка, взаиморазмещения отдельных объектов, ориентацию зданий по отношению к близлежащим объектам, дорогам.

Оценить генеральный план по следующей схеме:

1. Тип застройки (централизованный, блочный, павильонный).

2. Общая площадь земельного участка (длина, ширина).

3. Площадь земельного участка на 1 ребенка.

4. Площадь застройки (определить площадь всех зданий).

5. Определить процент застройки и процент озеленения.

6. Определить наличие составных элементов участка: игровые площадки, физкультурные площадки, огород - ягодник, плавательный бассейн, уголок для животных, площадка для изучения правил дорожного движения, зеленые насаждения, хозяйственный двор.

7. Измерить площадь игровых площадок для детей детского сада и яслей. Рассчитать площадь на одного ребенка.

8. Измерить площадь физкультурной площадки.

9. Оценить соблюдение принципа групповой изоляции на участке.

10. Измерить расстояние от мусоросборника до основного здания детского сада.

11. Количество входов и проездов на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.

Порядок рассмотрения и оценки поэтажных планов.

Здание детского учреждения состоит из 3-х групп помещений:

Помещения для детей преддошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста

Административно-хозяйственные помещения.

1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей. Набор помещений, их размещение, взаимное расположение, число входов, которыми пользуются дети, другие входы.

2. Набор помещений групповой ячейки детей преддошкольной и дошкольных групп. Соблюдение принципа групповой изоляции.

3. Групповые комнаты: площадь и кубатура, площадь на одного ребенка, ориентация окон.

4. Спальни, общая площадь и площадь на одного ребенка.

5. Буфетные, раздевальни, туалеты, их наличие при каждой групповой ячейке.

6. Медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.

7. Наличие веранды, зала для проведения музыкальных занятий, плавательного бассейна.

8. Провести анализ материала и дать заключение:

Отвечает ли проект требованиям, обеспечивающим правильное физическое и психическое развитие;

Отвечает ли проект требованиям профилактики инфекционных заболеваний;

Создает ли проект материальные условия, обеспечивающие высокий уровень воспитательно-оздоровительной работы с детьми.

Заключение о полученных результатах.

1. Проект может быть принят без изменений.

2. Проект можно принять со следующими изменениями.

3. Проект отклоняется по следующим причинам.

Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

Пример типового плана детского сада

Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

Планировка детского сада с обозначением помещений

Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

Вариант проекта и планировки детского сада

Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

Гигиенические требования и нормы безопасности

Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

Читайте также

Ситуационный план земельного участка

Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


Основные и дополнительные помещения детского сада

Основные помещения в зданиях детских садов это:


Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

Групповые и спальные помещения

Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

Туалетные комнаты и бассейн

Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

Планировка детского сада в зданиях различной формы

Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

  • входная дверь ведет в холл;
  • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
  • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
  • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
  • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

Проект и планировка детского сада на 150 мест

Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

Дети наше главное богатство и это непреложная истина должна быть основным мотивом при возведении детских дошкольных учреждений. Особенности строительства детских садов должны закладываться еще на стадии подготовки и разработки проекта. Они значительно отличаются от обычных общественных знаний и кардинально изменились со времен строительной практики, существовавшей пару десятилетий назад.

В общем подходе изменились критерии в формировании числа групп, их состава, специализации и количества мест. Согласно последним исследованиям социологических служб необходимо закладывать при проектировании дошкольных учреждений количество мест из расчета 30 детей на группу ясельного возраста и 50 для старших групп, в расчете на тысячу жителей среднего города. Проект должен иметь педагогическую направленность и кроме общего числа групп должен предусмотреть возможность размещения дополнительных специализаций, таких как центр раннего развития зао .

Самым основным требованием, заметно отличающим строительство детских садов от других гражданских объектов - является применение только экологически чистых и исключительно нейтральных стройматериалов, которые при длительной эксплуатации не должны разлагаться и производить выделение вредных веществ.

Особое внимание должно уделяется вопросам энергоэффективности - максимально возможному сбережению электро и теплоэнергии, рациональному расходованию воды, конечно, не в ущерб детям. Стиль построения здания детского садика должен иметь архитектурное решение с повышенной площадью остекления, особенно первых этажей. При проработке интерьера необходимо учесть психологическую особенность разных детей. При внутреннем оформлении спален должны превалировать светлые тона, а для оформления игровых комнат надо использовать яркие краски, оказывающие положительное влияние на среду развития ребенка. Замысел по устройству детских туалетных комнат должен быть реализован таким образом, чтобы дети чувствовали себя уютно и следили за своей гигиеной с большей охотой.

Внутренние помещения для детей должны предусматривать множество игровых зон и функциональных отделений, таких как детские театры, ателье, автодромы и живые уголки, а также и специальные физиотерапевтические кабинеты для улучшения детской моторики. Медицинский блок обязан вмещать все необходимое современное оборудование. Проектировщики и строители не должны забыть о педагогах - для них должно быть создано максимальное количество удобств - от комнаты отдыха до отдельной кухни.

Необходимо добиваться при строительстве детских садов, чтобы могли быть успешно реализованы многофункциональные игровые площадки, обеспечено слияние природного ландшафта и здания, при достаточно открытом внешнем пространстве. Это должно быть произведением архитектурно-дизайнерского и ландшафтного искусства органически и максимально плавными линиями вписанного в окружающее пространство.



Похожие статьи