Выплаты уис. Авария сбивает цену

Товарная стоимость автомобиля является одним из важнейших вопросов в финансовых спорах по поводу выплаты денежной компенсации со страховой компанией. Особенно остро встает подобный вопрос в случае дорожной аварии, при расчете размеров выплат за полученный ущерб. Дело в том, что клиент и страховщик чаще всего по-разному понимают само определение «товарная стоимость автомобиля» при выяснении отношений между собой. Рассмотрим, что на самом деле подразумевается под утратой товарной стоимости автомобиля с юридической точки зрения в подобном споре.

Определение термина УТС

Для начала нужно разобраться в терминологии.

Утерей товарной стоимости (УТС) называется фактическое снижение стоимости автомобиля после случившегося дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Обычно термин УТС применяют после производства необходимых восстановительных работ, предварительно оценивая состояние транспортного средства. Понятно, что автомобиль после ДТП и такая же машина с безаварийной историей – могут быть схожи только внешне. Никакой, даже самый безупречный и тщательный ремонт не сможет вернуть транспортному средству утраченные потребительские качества. Повреждения в ходе столкновения можно исправить, но вернуть автомобилю прежнюю эксплуатационную надежность и заводскую прочность чаще всего не удается.


К сожалению, реальным понятие УТС становится только для самого собственника автомобиля. Страховщики обычно трактуют УТС иначе и по понятным причинам относят утрату товарной стоимости автомобиля к упущенной выгоде. Такая классификация исключает компенсацию нанесенного в ДТП вреда, ведь закон «Об ОСАГО» однозначно говорит только о материальном возмещении фактического ущерба. Таким образом, налицо — явный конфликт интересов между страховщиком и клиентом со всеми вытекающими для сторон последствиями. Тем не менее, выход из сложившейся ситуации для потерпевшего при соблюдении определенных условий имеется – это обращение в федеральный суд после отказа страховщика добровольно возместить УТС.

Заявление о компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля

Прежде всего, нужно попытаться решить проблему «мирным» путем и написать соответствующее заявление в страховую компанию. Важно знать, в каких случаях делать подобный шаг категорически не стоит:

  • Если являетесь официально установленным виновником ДТП.
  • Если автомобилю отечественного производства более 4 лет.
  • Если автомобилю зарубежного производства более 5 лет.
  • Если технический износ автомашины более 35%.
  • Если получена полная сумма возмещения по ОСАГО.

В остальных случаях подача заявления в страховую компанию является вполне обоснованной с реальными шансами на денежный выигрыш. Вероятнее всего, на заявление о компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля будет получен официальный отказ, но унывать в этом случае не стоит. Заявление потерпевшего и ответ страховщика пригодятся при рассмотрении дела судебными органами.


Итак, последовательность действий досудебного урегулирования спорной ситуации со страховщиком:

  • Оформление заявления в страховую компанию в двух экземплярах.
  • Ожидание и получение официального отрицательного ответа.
  • Независимая оценка УТС пострадавшего транспортного средства.
  • Оформление претензии по ответу страховой компании.

В случае отсутствия ответа на претензию в течение пяти дней или получение отрицательного ответа можно смело оформлять исковое заявление в судебные органы. При значительных суммах предполагаемых выплат и в неординарных случаях желательно обратиться к помощи квалифицированного юриста надлежащей специализации.


Нюансы возмещения утраты товарной стоимости

Вопрос о возмещении утери товарной стоимости транспортного средства вследствие дорожной аварии интересует каждого автовладельца. Если поврежденная в ДТП машина недорогой марки с приличным пробегом не сулит своему владельцу больших страховых выплат, то собственники дорогих иномарок вполне могут рассчитывать в случае выигрыша дела в суде на весьма солидные суммы.

Можно со всей очевидностью утверждать, что размер компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля в определенных случаях может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Судебных решений с положительным для собственника транспортного средства результатом достаточно для того, чтобы пройти этот нелегкий путь до конца. Нужно отметить, что дело по судебному возмещению УТС не является быстрым и простым мероприятием.

Существует несколько разновидностей методик расчета утраченной товарной стоимости, но самым авторитетным является способ оценки, разработанный в недрах Министерства юстиции РФ. Данная методика является приоритетной в работе соответствующих специалистов и именно министерской разработкой пользуются при расчетах УТС в 2016 году.

Необходимо заметить, что возмещение утери товарной стоимости производится только в определенных случаях, а именно:

  • При ремонте кузова с полной заменой его элементов
  • При восстановлении лакокрасочного покрытия ТС
  • При обязательной замене отдельных деталей
  • При устранении деформации кузова ТС
  • При установке новых узлов и агрегатов
  • При восстановлении салона автомобиля.

Важно помнить, что возможность выигрыша судебного дела по УТС вероятна лишь в случае наступления страхового случая, причем последствия ДТП в виде технических повреждений автомобиля должны быть существенными. Кроме того, все заменяемые при восстановлении транспортного средства детали, элементы и узлы должны иметь все признаки заводской комплектации. Иными словами, при расчете размера утери товарной стоимости автомобиля не рассматриваются узлы, агрегаты или комплектующие, установленные вне завода-изготовителя.

Знание нюансов УТС и правильные последовательные шаги обязательно приведут к положительному судебному решению. Обычно федеральный суд поддерживает справедливые требования собственников автотранспорта, а значит, всегда есть шанс поправить свое материальное положение, который можно и нужно использовать.

Видео: Утрата товарной стоимости

Юрист отвечает на основные вопросы, связанные с УТС по ОСАГО

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.

Понятие "утрата товарной стоимости" (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС - реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?

Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.

О правовом определении понятия "утрата товарной стоимости"

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие "реальный ущерб" является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие "хозяйственное общество", охватывающее такие понятия, как "акционерное общество", "общество с ограниченной ответственностью" и "общество с дополнительной ответственностью" и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия "хозяйственное общество" законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. "С понятием "вред", "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток - это денежная оценка имущественного вреда" <1>. "Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <2>.

<1> Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
<2> Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.

Таким образом, исходя из основных начал гражданского права <3>, УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток - утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?

<3> Там же. С. 49.

Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): "Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления". Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определение понятия "УТС" содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): "Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей".

При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).

Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.

Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды "относят" к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.

Реальный ущерб или упущенная выгода?

Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части - стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.

После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС - это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду <4>. Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску "Атомэнергоремонт" к страховой компании "РЕСО-Гарантия", 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту - Обзор): "Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

<4> См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия" <5>.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу"? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.

Обратимся к сути понятия "утрата товарной стоимости", т.е. утраты стоимости товара - продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.

Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что "уменьшение его (автомобиля. - Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства", то УТС реально проявляется только в одном случае - при продаже автомобиля, которой может и не быть - автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это "категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных - нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной" <6>.

<6> Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.

Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд "убытков", которые также "отнести" к реальному ущербу. Например , взыскивать возмещение за "сокращение срока эксплуатации", также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как "утрата уникального вида", с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из "преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля", как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как "утрата уникального вида", близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за "утрату уникального вида", а проще - за утрату рисунков на автомобиле?

Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете "Юридическая и правовая работа в страховании". В частности, он сказал: "В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании. Из-за различий в определении понятия "утрата товарной стоимости" (в том числе в методическом плане) со страховщика снимается ответственность по возмещению убытков, вызванных утратой товарной стоимости имущества, а также возмещению вреда, причиненного имуществу, принадлежащему лицу, которое причинило вред" <7>. Однако до настоящего времени такие изменения в Закон пока не внесены.

<7> В интересах повышения эффективности системы страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

К какому виду убытков относят УТС суды? Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А13-8607/04-20 не счел возможным отнести УТС к реальному ущербу.

Противоположную позицию по этому вопросу занял Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N КГ-А40/3127-06.

Особый интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6720-03, принятое 11 сентября 2003 г. Открытое акционерное общество (ОАО) "Воскресенск-Лада" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУП "Московская железная дорога" о взыскании 24 633 руб., в том числе 11 135 руб. 50 коп. - стоимость восстановительных работ, 8317 руб. 85 коп. - возмещение утраты товарной стоимости и 5000 руб. - расходы на проведение экспертизы (с учетом уточнения исковых требований). Решением от 9 июня 2003 г. иск удовлетворен. Не согласившись с решением в части взыскания размера утраты товарной стоимости, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене в указанной части как принятого с нарушением норм материального права и отказе в этой части в иске. Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, связал возмещение УТС со стоимостью автомобилей, по которой производилась их продажа, иными словами, фактически отнес УТС не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде.

Наличие полярно противоположных позиций судов относительно взысканий УТС объясняется прежде всего отсутствием самого понятия "УТС" в законодательстве, определения его содержания и условий и порядка его применения.

Последовательная и обоснованная позиция относительно правомерности взыскания УТС состоит в том, что УТС вообще не должна применяться в гражданско-правовых отношениях и взыскиваться как таковая, поскольку такой вид убытка законодательством не предусмотрен. При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного любому имуществу, а не только транспортному средству, может взыскиваться только два убытка - реальный ущерб и упущенная выгода, которые прямо предусмотрены в законе. При этом оба убытка должны быть доказаны путем представления доказательств, допустимых в соответствии с ГПК РФ или АПК РФ.

Классики цивилистики о возмещении убытков

Учитывая высокий уровень развития российской цивилистики до 1917 г., позиция ее классиков относительно состава убытков, причиненных лицу, а также оснований, условий и порядка их возмещения представляет значительный практический интерес.

Так, К.П. Победоносцев различал только два вида убытков - положительный ущерб, что соответствует реальному ущербу по современному гражданскому праву, и потерянную выгоду, т.е. упущенную выгоду по современному праву <8>.

<8> Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 3 / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 545 - 546.

Аналогичную, причем четкую, ясную и аргументированную, позицию занимал и Г.Ф. Шершеневич, который писал только о возмещении реального ущерба, не упоминая ни одним словом УТС <9>.

<9> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. М.: Издательство "Статут", 2005. С. 204 - 205, 210 - 212.

Понятие "УТС" отсутствует и в работах другого выдающегося русского цивилиста - К.Д. Кавелина <10>.

<10> Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 596, 602 - 603.

В работах Д.Д. Гримма также нет упоминания УТС или какой-либо категории, которую можно было бы отнести так или иначе к УТС <11>.

<11> Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 312 - 314.

Нет какого-либо упоминания об УТС или о категории, близкой или схожей с ней, и в работах Д.И. Мейера <12>.

<12> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997. С. 216 - 218.

Логичный, аргументированный и убедительный анализ понятия убытка, оснований и форм его возмещения дан в работах М.М. Агаркова, который также не выделял такую категорию, как "УТС", или что-либо хоть отдаленно схожее с ней <13>.

<13> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Том II. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 319 - 320.

Таким образом, при изучении вопроса о возмещении убытков русские классики цивилистики считали, что существует только два вида убытков - положительный ущерб в имуществе (damnum emergens) (т.е. реальный ущерб по современному гражданскому праву) и упущенная выгода (lucrum cessans). Упоминание каких-либо иных видов убытков, в том числе и УТС, в их работах отсутствует.

В таком фундаментальном исследовании, как "Гражданское право" (в 4 томах), подготовленном под редакцией и при непосредственном участии известного российского цивилиста, доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова и выпущенном в свет издательством "Волтерс Клувер", также нет упоминания УТС. По поводу убытков и их возмещению в этом труде сказано следующее: "Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага... Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <14>.

<14> Гражданское право: в 4 томах. Том I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601 - 602.

А как за рубежом?

Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран - США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение "Loss in market value" (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение - "diminished value", или сокращенно "D/V" (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

Верховный суд штата Техас 17 октября 2003 г. принял решение, в соответствии с которым вошел в ряды верховных и апелляционных судов штатов Южная Каролина, Флорида, Делавэр, Мэн, Миссури и Висконсин, выразив этим решением свою позицию, состоящую в том, что страховые компании не обязаны компенсировать страхователям утрату рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Этим решением было отменено решение апелляционной инстанции девятого окружного суда по делу American Manufacturers Mutual Insurance Company vs. Gary Schaefer, которым за техасским шофером было признано право на компенсацию со стороны его страховщика за уменьшение стоимости автомобиля.

Крупная американская компания The Insurance Services Office (ISO), которая оказывает консалтинговые и другие услуги страховым компаниям, разрабатывает для них и формы страхового полиса, разработала форму страхового полиса, в котором специально исключена графа о возмещении уменьшенной стоимости. Еще в 2001 г. эта форма полиса была принята для использования страховыми компаниями в 38 штатах.

В США также идут бурные дискуссии и полемику относительно соотношения таких категорий, как "неотъемлемое уменьшение стоимости" (inherent diminished value), "уменьшение стоимости вследствие ремонта" (repair-related diminished value) и "уменьшение стоимости вследствие страхования" (insurance-related diminished value).

Крупная американская страховая компания State Farm Mutual Automobile Insurance Company, которая страхует автомобили с 1922 г. и считается страховщиком N 1 на рынке страхования автомобилей, считает, что "неотъемлемого" уменьшения стоимости не существует, то есть то, что автомобиль попал в какое-либо ДТП, не означает, что его рыночная стоимость автоматически падает. Эта компания считает также, что транспортное средство, отремонтированное надлежащим образом, не теряет автоматически рыночную стоимость просто потому, что попало в ДТП. Во многих случаях высокопрофессиональные мастера могут восстановить транспортное средство до его состояния и стоимости, которые у него были до ДТП. По мнению компании, расширенное страхование и страхование от столкновения должно ограничиваться только возмещением стоимости восстановительного ремонта, если транспортное средство можно отремонтировать. Сама компания не выплачивает такое возмещение, за исключением нескольких штатов, в которых суды занимают противоположную позицию. Если же такие требования и предъявляются в этих штатах к компании, то согласно страховым правилам компании требуется представление убедительных доказательств. Компания полагает, что если страховые компании будут принуждаться к возмещению предполагаемой стоимости, то это приведет только к увеличению страховыми компаниями размера страховых премий, которые они взимают со страхователей.

Таким образом, в США практика возмещения убытков, возникших в результате повреждения автомобилей в ДТП, ясно и определенно высвечивает следующую тенденцию: в подавляющем большинстве случаев уменьшенная стоимость, или, применительно к российской практике, УТС, как таковая не возмещается, а возмещается только реальный ущерб путем оплаты стоимости восстановительного ремонта.

Франция. Порядок и условия возмещения убытков, причиненных лицу в результате повреждения его автомобиля, достаточно подробно урегулированы, и кроме того, имеется обширный опыт осуществления разумного возмещения.

Вопросы возмещения убытков в результате ДТП регулируются Гражданским кодексом (le Code civil), Страховым кодексом (le Code des assurances), Кодексом дорожного движения (le Code de la route) и другими законодательными актами.

В процессе возмещения убытков от ДТП употребляются понятие "valeur venale" (рыночная стоимость) и, кроме него, понятия-синонимы, такие как "valeur marchande" (рыночная стоимость), "prix de marche" (рыночная цена) или еще "valeur de realization" (стоимость реализации). Однако понятие "рыночная стоимость" употребляется в области возмещения убытков от ДТП при иных обстоятельствах и на других основаниях по сравнению с применением УТС в России.

Возмещение ущерба от ДТП осуществляется во Франции страховыми компаниями. В случае ДТП водители заполняют, как правило, "протокол о столкновении автомобилей" по установленной форме (le constat amiable), оборотная сторона которого является заявлением в страховую компанию (каждый водитель представляет свою копию протокола в свою страховую компанию). Получив протокол, страховая компания назначает автоэксперта для установления ущерба и его оценки. Следует отметить, что правовое положение и деятельность автоэкспертов во Франции подробно урегулированы. Правовое положение экспертов установлено Законом от 11 декабря 1972 г. N 72.1097 с последующими изменениями, а профессиональная деятельность была более детально урегулирована Декретом от 27 декабря 1991 г. N 91.1315. Помимо этого, квалификация автоэксперта определяется ст. ст. L.326-1 - L.326-12 Кодекса дорожного движения. В соответствии с французским законодательством экспертизу может проводить только дипломированный эксперт в сфере устройства и эксплуатации автомобилей - лицо, имеющее глубокие профессиональные знания в области устройства и эксплуатации автомобилей, диплом по специальности "устройство и эксплуатация автомобилей", выданный национальным образовательным учреждением и внесенный в национальный список экспертов, который ведет Министерство транспорта и который ежегодно обновляется. Экспертизу могут проводить только лица, внесенные в национальный список экспертов <15>.

<15> Следует отметить, что в России "автоэкспертизу" нередко проводят не эксперты-автотехники, имеющие документально подтвержденные знания и полномочия, а оценщики, ничего не имеющие, кроме лицензии на оценочную деятельность.

Размер возмещения для производства восстановительного ремонта не превышает размер рыночной стоимости автомобиля. Интересно отметить, что по французскому законодательству потерпевший в определенных случаях (например, когда для него автомобиль является источником дохода) имеет право на возмещение за период, в течение которого он работал, поскольку автомобиль находился в ремонте (в законодательстве для определения этого периода употребляется термин "безработица" (le chomage)).

После определения экспертом стоимости ремонта потерпевший договаривается о ремонте с автомастерской. Он может сам оплатить стоимость ремонта и после представления в страховую компанию счета на ремонт получить возмещение со стороны страховой компании или страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, если у нее имеется соответствующее соглашение с автомастерской. Как правило, страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, но только то, что она обязана оплатить.

Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.

Вместо послесловия

Хотелось бы надеяться, что законодатель уделит в конце концов должное внимание проблеме существования "утраты товарной стоимости" и заполнит в законодательстве правовой вакуум, что позволит резко сократить число ненужных и бесполезных споров относительно правомерности и обоснованности отнесения ее к тому или иному виду убытков и последующего взыскания. Кроме того, это даст возможность определения и взыскания убытков, возникающих в результате ДТП, на основании содержательных законодательных актов, а не "методических руководств". Как показывает анализ зарубежной практики, это возможно.

Н.В.Морозов

член Президиума

Коллегии адвокатов г. Москвы

"Чаадаев, Хейфец и Партнеры"

Что такое УТС – это потеря товарного вида автомобиля после любых произведенных над ним ремонтно-восстановительных работ. УИС по возникает из-за того, что при любом виде операций, устраняющих повреждения автомобиля, неизбежно изменяются его механические характеристики. Это всегда приводит к ухудшению функциональных и эксплуатационных параметров: внешнего вида, защитных покрытий, соединений, прочности деталей, конструкций.

К тому же, применяются восстановленные или эксплуатированные запчасти, которые не отличаются долговечностью, а также нарушается заводская сборка. Получается, ремонт помогает вернуть автомобилю лишь его функции как транспортного средства, однако не позволяет сполна восстановить его стоимость как имущества.

Так и без него (например, после хулиганского нападения или негативного влияния окружающей среды (град)). В любом случае, восстановить первоначальное механическое состояние ТС после ремонтных работ, скорее всего, не удастся. Поэтому любой автомобиль без повреждений имеет большую товарную стоимость по сравнению с восстановленным авто. Именно эта разница между изначальной ценой и сниженной после любого ущерба есть УТС.

Стоит отметить, что автовладельцы зачастую имеют неправильное представление о том, что же представляет собой УТС. В их понимании это означает лишь то, что побывавший в аварии автомобиль при продаже будет стоить меньше. Давайте рассмотрим три особенности, заложенные в определение УТС судебными экспертами:

  • возникает, даже если ТС вообще не планируют выставлять на продажу;
  • оказывает влияние не только на цену автомобиля, но и на стоимость страхового полиса на следующий год;
  • наступает не только при восстановлении машины после ДТП, но и в связи с любыми ремонтными работами;
  • не является результатом некачественного ремонта, а происходит вследствие объективной невозможности восстановить доаварийное тех. состояние.

Посмотрите видео об УТС

УТС и страховые компании

Возмещение УТС — денежные средства, которые не хотят, но обязаны выплачивать страховщики по ОСАГО . Зачастую они даже не сообщают пострадавшим в ДТП о факте существования самого понятия УТС и выплачивают эту сумму исключительно по требованию клиента (а иногда и только после суда).

По сути, УТС представляет собой компенсацию за моральный ущерб пострадавшему при аварии водителю, поэтому деньги после ремонта обязательно должны быть переданы пострадавшему. Возместить ущерб может и страховая компания, и сам виновник ДТП (если его автомобиль не застрахован).

Как рассчитывается УТС?

Для определения показателя УТС требуется сравнение изначального состояния автомобиля с поврежденным. Рассчитать эту сумму можно по предъявленным документам, полученным путем независимой экспертной оценки. При этом каждая компания самостоятельно выбирает методику для производства расчетов.

УТС вычисляется сразу в день ДТП. Зачастую этот показатель равен 10 — 20% от фактического размера ущерба.

От чего зависит величина УТС?

При вычислении этого показателя учитывается тип и объем повреждений, а также стоимость произведенных ремонтно-восстановительных работ и количество деталей, нуждающихся в ремонте или замене.

Для примера, возьмем методику расчета УТС Центробанка . В соответствии с ней, каждой поврежденной детали присваивается свой собственный коэффициент. Все эти коэффициенты находятся в особой таблице, и их размер зависит от типа ремонтных работ, произведенных над каждой деталью, а также от того, в какой стране был произведен данный автомобиль. В целом, эта величина варьируется в пределах 0,1–0,5%. Далее все коэффициенты для конкретного авто суммируются, и полученное значение умножается на первоначальную стоимость авто. Полученное значение и есть УТС. Для примера, при замене некоторых деталей УТС равна не более 15,7% от стоимости автомобиля, при окраске кузова – 5%, при значительном перекосе кузова – 4%.

Пример расчета

Рассмотрим, как считается УТС, на следующем примере. Предположим, авто ценой в 500 тыс. р. нуждается в ремонтных работах.

Окраска и замена:

  • двери — 0,5% от стоимости,
  • бампера — 0,35%,
  • панели — 0,3% + 0,35%

УТС = 500000 * (0,5 + 0,35 + 0,3 + 0,35) = 7500 рублей.

Отметим, что это лишь один из множества способов рассчитать показатель УТС.

Давайте рассмотрим еще один метод, используемый для расчета суммы УТС — способ Хальбгевакса. Данный способ считается самым легким, т.к. он позволяет любому человеку, даже позабывшему основы алгебры, самостоятельно вычислить УТС. Данный метод сейчас пользуется весьма широкой популярностью у экспертов Европы, однако в России он не имеет такой хорошей репутации, поскольку в нем весьма грубо учитывается общая стоимость ремонтных работ: в расчет не берутся случаи, когда один из видов ремонта сильнее понижает товарную стоимость по сравнению с другим видом.

Формула Хальбгевакса:

УТС = (K÷100) (ЦР+СО),

K — коэффициент величины УТС, определяемый по таблице;

ЦР — рыночная цена авто с учётом износа;

СО — цена ремонта.

Когда можно рассчитывать на выплату при УТС?

Требование компенсации правомерно лишь при повреждении элементов, оказывающих влияние на ходовые параметры и внешний вид. Можно подсчитать УТС для автомобиля, при осмотре которого выявили хотя бы одно из следующих повреждений:

  • перекос каркаса кузова
  • повреждение несъемных и съемных частей кузова;
  • повреждение внешних поверхностей кузова, окрашенных деталей;

Возврат УТС возможно и после разборки салона, влекущей за собой изменение заводской сборки.

Важно : владелец авто, пострадавшего в ДТП, может подать заявление на выплату компенсации, только если он не виноват в случившемся.

На выплату УТС можно не рассчитывать:

  1. Сумма УТС и вообще возможность получения компенсации зависит от срока, прошедшего с даты выпуска авто\. УТС не рассчитывают, если к моменту повреждения возраст легковой машины составляет более 5 лет, или эксплуатационный износ ТС уже превышает 35%.
  2. Она не выплачивается при незначительном уроне или в случаях, не относящихся к страховым.
  3. Компенсация по УТС не выплачивается владельцам:
  • автобусов и грузовиков, изготовленных в РФ менее года назад;
  • иностранного коммерческого ТС возрастом от 2 лет (разнообразная спецтехника);
  • иностранных ТС после истечения или при отсутствии гарантийного срока и эксплуатируемых с целью осуществления предпринимательской деятельности;
  • заграничных ТС старше 3 лет, рассчитанных на перевозку более 8-ми пассажиров по установленному маршруту в конкретном населённом пункте;
  • иностранных автобусов, используемых для туристических поездок и изготовленных более пяти лет назад.

Можно не надеяться на выплату УТС по окраске, если на внешнем покрытии авто наблюдаются:

  • дефекты, появившиеся в других обстоятельствах;
  • коррозия;
  • сколы и царапины;
  • следы произведённых ранее улучшений.

Что делать для получения компенсации УТС автомобиля по ОСАГО?

Вряд ли ваша СК добровольно пожелает произвести выплату по УТС, но вы имеете право потребовать возмещение. Для этого после получения страховой суммы за нанесенный автомобилю ущерб необходимо проделать следующие шаги:

  • Если УТС не была учтена в расчете от недобросовестной СК, закажите независимую экспертизу неисправного ТС или предоставьте экспертной организации все необходимые документы (смета, стоимость ремонтных работ), если машина уже прошла восстановительные работы. Показатель УТС заносится в акт оценки.
  • Копию акта вместе с заявлением о просьбе выплатить УТС отнесите в страховую компанию виновника ДТП.

Однако даже по требованию клиента СК весьма часто отказываются от выплат и любезно посылают автовладельцев… в суд. Однако ничего в этом страшного нет, суд так суд. Дело-то выигрышное! Главное — не бояться пользоваться своими правами, даже если речь идет о нескольких тысячах рублях.

Скачать образец заявления в суд на возмещение УТС

Итак, после получения от СК отказа в письменной форме обращаемся к любому автоюристу или самостоятельно пишем претензию и подаем в суд.

Чаще всего заявление пишут на имя страховой компании виновника происшествия. Если она обанкротилась/ размер компенсации превышает лимит выплат по ОСАГО (120 тыс. р.), то заявление составляют напрямую на имя виновника. Не стоит бояться юристов — обратитесь за квалифицированной помощью, а суд затем взыщет ваши расходы со страховой компании.

Вероятнее всего, ваше дело будет выиграно, поскольку суд, согласно недавнему постановлению Верховного суда об отнесении УТС к реальному ущербу, просто обязан встать на сторону владельца авто. После положительного исхода истец гарантированно получит не только выплату по УТС, но и средства, затраченные им на судебные процедуры. Кстати, вы можете выбрать направление на ремонт автомобиля вместо моральной компенсации — на решение суда это не окажет никакого влияния.

Посмотрите видео про взыскание со страховой возмещение по УТС

Заключение

УТС — это понижение реальной цены автомобиля вследствие проведения над ним ремонтно-восстановительных работ. Не важно, делался ремонт после ДТП или же в результате появления каких-либо неисправностей. Роли не играет даже качество произведенных работ. УТС возникает именно вследствие того, что вернуть автомобиль к первоначальному состоянию уже практически невозможно: заводская сборка нарушена, долговечность деталей оставляет желать лучшего. УТС — не только реальное понижение цены на продаваемый автомобиль. Она появляется независимо от того, планирует ли владелец продавать ТС. Поэтому при наступлении страхового случая СК обязана выплатить компенсацию, но делать она это, конечно, не будет.

Большинство СК скрывают от клиентов факт существования понятия УТС, поэтому требуйте выплаты самостоятельно. Даже если страховщик отказывается платить после вашего требования, вы имеете право подать в суд. Будьте уверенны: суд примет вашу сторону и обяжет СК не только выплатить УТС, но и возместить ваши издержки на суд.

Обратите внимание : что не всякий автовладелец может подать заявление на выплату УТС по ОСАГО. Здесь учитывается как возраст автомобиля, так и страна, на территории который он был произведен. Также возмещение УТС невозможно, если урон незначителен, или случай не является страховым .

Существует целый ряд специальных методик, по которым можно рассчитать показатель УТС, и страховщики самостоятельно выбирают способ. Чаще всего, УТС составляет до 20% от реальной суммы ущерба. Размер этой величины зависит от типа и объема восстановительных работ.



Похожие статьи