Закон о натуральном возмещении по осаго. Ремонт по осаго как форма натурального возмещения ущерба

В статье рассматриваются основные вопросы натурального возмещения ущерба по ОСАГО: процедура ремонта по ОСАГО, порядок действий потерпевшего и его права при натуральном возмещении, а также ответственность страховщика за некачественный ремонт по договору ОСАГО.

Изменения в действующее законодательство, внесенные с принятием Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств," носят по мнению специалистов кардинальный характер. Согласно изменений, которые вступают в законную силу уже с мая 2017 года, приоритетной формой возмещения материального ущерба по ОСАГО устанавливается ремонт транспортного средства.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Ранее действующий порядок, предусмотренный договорами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, предусматривал в качестве приоритетной формы страхового возмещения денежные выплаты. То есть, потерпевший получал деньги и ремонтировал своего «железного коня» самостоятельно, без какого-либо участия страховщика.

Такой способ возмещения, по мнению представителей страхового сообщества, активизировал деятельность «черных автоюристов», которые наживались на деньгах страховщиков. Выдумав ряд откровенно мошеннических схем, о которых мы не станем повествовать в данной статье, предприимчивые дельцы перекупали у потерпевших права требования по договорам ОСАГО и в судебном порядке добивались взыскания со страховых компаний завышенного размера выплат.

Кроме того, в пользу автоюристов взыскивались судебные расходы, штрафы и неустойка, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей». В итоге сложилась ситуация, при которой потерпевшие получали от автоюристов «копеечную» компенсацию, которая не покрывала расходов на восстановление поврежденных автомобилей. Бюджеты юридических образований, специализирующихся на решении страховых споров, росли как на дрожжах, а страховые компании массово банкротились.

Назревшая реформа автогражданки обсуждалась около года, и в итоге венцом правотворческой деятельности явилась замена денежной формы возмещения ущерба по ОСАГО на натуральную. Возмещение причиненного вреда в натуре включает в себя организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Натуральное возмещение по ОСАГО предусматривает страховой ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховщика.

Причем, согласно пункта 15 статьи 12 Закона, возмещение вреда, причиненного автомобилю потерпевшего осуществляется по выбору самого потерпевшего. Исключаются из числа лиц, имеющих право на такой выбор физические лица – граждане, зарегистрированные в РФ и, имеющие в собственности легковой транспорт.

Разумеется, вопросов с которыми столкнуться и страховщики, и потерпевшие при новом порядке натурального возмещения по ОСАГО будет немало. Однако исходить придётся из того, что уже есть на сегодняшний день.

Ремонт по ОСАГО – организация и порядок проведения

Новации законодательства определяют для потерпевшего следующий порядок действий.

После принятия страховой компанией заявления от потерпевшего, страховщик производит осмотр поврежденного транспортного средства. При необходимости страховая компания проводит независимую техническую экспертизу, которая назначается для определения размера причиненного ущерба и соответствия повреждений транспортного средства обстоятельствам ДТП.

Далее страховщик выдает гражданину – собственнику легкового автомобиля, зарегистрированному в РФ, направление на ремонт на станцию технического обслуживания (далее по тексту - СТО). Срок выдачи направления на ремонт и его оплата ограничивается 20 рабочими днями. При этом автосервис должен соответствовать критериям, установленным Правилами обязательного страхования.

Закон предусматривает возможность ремонта легкового автомобиля на иной СТО, указанной в заявлении потерпевшим, только при согласии на это страховщика. В этом случае, при отсутствии возражений со стороны страховой компании, потерпевший отражает в заявлении все сведения выбранного им автосервиса, включая банковские реквизиты для перечисления денежных средств за ремонт. После чего в срок не превышающий 30 рабочих дней потерпевшему выдается направление на ремонт и производится перечисление денежных средств.

Зримым противоречием, лежащим на поверхности нововведений, является попытка законодателя совместить несовместимое. По правилам, все детали, подлежащие замене должны быть новыми, то есть не иметь износа и не быть восстановленными. Вместе с тем, оценка страховщиком ущерба производится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом степени износа заменяемых запасных частей и деталей.

Можно предположить, что решать проблемы страховщиков как всегда, будут за счет потерпевших. Например, путем использования при ремонте неоригинальных и самых дешевых запасных частей. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля в СТО самим потерпевшим.

Согласно новым требованиям, СТО должен иметь договор со страховщиком на выполнение ремонта по ОСАГО. Также важно, чтобы сервис был доступен для потерпевшего и находился на расстоянии, не превышающем 50 километров от его места жительства.

Если ни одна один из автосервисов не отвечает требованиям Правил в отношении конкретного лица, то страховщик вправе выдать направление на ремонт только при согласии потерпевшего, в противном случае страховое возмещение исполняется денежной выплатой.

В отношении транспортных средств, возраст которых не превышает двух лет, Закон содержит оговорку. Их ремонт должен производиться только на станциях технического обслуживания дилеров, с учетом изложенного выше порядка.

Также страховка выплачивается без ремонта в следующих случаях:

  • при экономической нецелесообразности восстановительного ремонта;
  • при ДТП с тяжкими последствиями со смертельным исходом, причинении вреда здоровью потерпевшего не ниже средней степени тяжести;
  • при стоимости восстановительного ремонта свыше 400000 рублей;
  • при стоимости ремонта свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
  • при обращении потерпевшего, являющегося инвалидом с заявлением о выплате;
  • при отказе потерпевшего от доплаты за восстановительный ремонт автомобиля;
  • при соглашении потерпевшего и страховщика на страховую выплату в денежной форме.

Гарантии прав потерпевшего при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО

Договорный порядок решения вопросов, связанных с организацией ремонта по ОСАГО, в случаях, прямо указанных в Законе, является важной особенностью натурального возмещения. Возможность договориться – это всегда хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому Закон устанавливает гарантии соблюдения прав потерпевшего, к которым относятся:

  • возможность выбора СТО для выполнения ремонта;
  • законодательное ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего, не более 50 километров;
  • сроки рассмотрения заявления о страховом возмещении и получении направления на ремонт;
  • гарантии качества ремонта сроком 6 месяцев и 12 месяцев для кузовных работ и работ с использованием лакокрасочного покрытия;
  • возможности получения возмещения в денежной форме в случаях, прямо указанных в Законе;
  • требования об обязательном согласовании сроков и объемов работ по восстановительному ремонту;
  • прямое возмещение, при котором потерпевший обращается за направлением на ремонт в свою страховую, вне зависимости от количества участников ДТП (вводится в действие с ноября 2017 года);
  • предусмотренная законом санкция за нарушение сроков ремонта, в размере 1\2 процента от стоимости ремонта за каждый день просрочки;
  • возможность потерпевшего подать претензию страховщику при некачественном ремонте, а при её игнорировании – право обратиться в суд за защитой от недобросовестных действий страховщика с взысканием неустойки, штрафа и возмещения судебных издержек.

Важным условием, которое будет стимулировать страховщика к надлежащему исполнению обязанностей по натуральному возмещению страхового вреда, является предусмотренная Законом возможность временного лишения страховой компании права выдачи направлений на ремонт. Такое решение принимается Банком России при неоднократном, более одного раза в течение одного года, выявлении фактов нарушения страховой организацией обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) его оплате. Срок действия ограничения может быть установлен до 12 месяцев.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений , претензии содержатся в публикации "Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки ".

Общее правило: страховое возмещение в форме ремонта ТС!

Если договор ОСАГО заключен 28.04.2017 года и позже , страховое возмещение причиненного вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего. Такая (натуральная) форма страхового возмещения с указанной даты приоритетна для граждан России, являющихся собственниками легковых автомобилей, зарегистрированных в России (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Приоритет натуральной формы страхового возмещения (т.е. ремонта ТС) над страховой выплатой действует только в отношении зарегистрированных в России легковых автомобилей , принадлежащих гражданам Россиии. То есть, по-прежнему сохраняется право выбора формы страхового возмещения в отношении:

  • грузовых автомобилей;
  • автомобилей организаций;
  • автомобилей, зарегистрированных в других государствах.

Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

Итак, с 28.04.2017 года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного "приоритета".

Нет выбора: только деньги!

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;

Есть выбор: деньги или ремонт!

В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения ;

2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения ;

3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания ;

Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. "б" ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при "европротоколе" (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО :

  • срок проведения ремонта поврежденного автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления авто на СТО или передачи автомобиля страховщику для организации его транспортировки на СТО;
  • максимальная длина маршрута по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км ., за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт "гарантийного" автомобиля должен производиться только на СТО производителя или импортера . Восстановительный ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО - официальным сервисным центром данной марки автомобиля. Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 разъяснил, что "потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска ТС , и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору ОСАГО срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на СТО, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором).."

5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО , которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

С 28 апреля 2017 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, касающиеся натуральной формы возмещения.

НАТУРАЛЬНАЯ ФОРМА ВОЗМЕЩЕНИЯ

только для легковых автомобилей физ. лиц

Поправками устанавливается приоритет направления на ремонт над денежной выплатой. Это значит, что при определенных условиях, потерпевший в ДТП не сможет получить денежную выплату, а возмещение ущерба будет происходить только путем направления на ремонт в сервисном центре. Новые условия возмещения распространяются только на полисы, заключенные после 28 апреля 2017 года и только на легковые транспортные средства, принадлежащие гражданам РФ и зарегистрированные в РФ. Все остальные транспортные средства, включая мотоциклы, грузовики, автобусы, спецтехнику, ТС юридических лиц и иностранцев, эти изменения не затронут.

КАК ПРОИСХОДИТ РЕМОНТ

При наступлении страхового события, потерпевший обращается в свою страховую компанию за возмещением. Страховщик предлагает на выбор несколько станций технического обслуживания автомобилей (далее по тексту - СТОА ), с которыми у него заключен договор. Потерпевший в ДТП выбирает одну из них и поврежденный автомобиль отправляется на ремонт. После этого страховщик оплачивает стоимость ремонта напрямую в СТОА.

Страхователь может заранее выбрать СТОА при заключении договора страхования ОСАГО (из списка на сайте страховой компании), либо уже после наступления страхового случая. Возможно также направление на ремонт на СТОА, с которой у страховой компании нет договора, но только по отдельному согласованию со страховщиком.

Расстояние до СТОА не может превышать 50 км от места жительства потерпевшего или от места ДТП (по выбору потерпевшего). Если расстояние до ближайшей СТОА превышает 50 км, страховщик может оплатить транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта и обратно.

Автомобили возрастом до 2 лет направляются на ремонт только на официальный дилер .

Оплата ремонта осуществляется без учета износа . Запрещается использование восстановленных или б/у деталей.

Срок ремонта поврежденного автомобиля не может превышать 30 рабочих дней с момента передачи на СТОА. При несоблюдении сроков ремонта страховщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта)

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА

Предоставляется гарантия на выполненный ремонт - 6 месяцев, на покраску и кузовные работы - 12 месяцев.

При выявлении недостатков ремонта, потерпевший обращается к страховщику с досудебной претензий. Выявленные недостатки ремонта устраняются в течении 30 рабочих дней.

В случае нарушений порядка ремонта страховщиком, Центральный Банк может временно ограничить право страховщика выдавать направления на ремонт.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗМОЖНА ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА

  1. Полная гибель автомобиля
  2. Смерть потерпевшего
  3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего
  4. Потерпевший является инвалидом, имеющим ТС по мед. показаниям
  5. Стоимость ремонта превышает лимит возмещения по полису
  6. Обоюдная вина участников ДТП и при этом потерпевший отказывается доплачивать
  7. Отсутствие согласия потерпевшего на ремонт на СТО, несоответствующей требованиям
  8. Наличие соглашения между страховщиком и потерпевшим

Закон об обязательном страховании был принят в 2002 году. В рамках данного договора виновные водители получили финансовую защиту, в результате наступления ДТП. Если ранее пострадавшие получали средства на руки, по итогам оценки независимого эксперта, то с 2017 года появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Натуральное ОСАГО появилось с 28 апреля 2018 года. Суть нового законопроекта заключается в том, что пострадавшая сторона, при наступлении ДТП получает направление на станцию, которая проводит ремонтные работы.

Получается, это компенсация, при которой клиент не получает средства на руки, а предоставляет авто для проведения ремонта. Что касается оплаты, то вся ответственность возложена на страховщика.

В рамках нового закона автолюбителям предложили несколько преимуществ:

  • Время по выплате сократиться, поскольку не нужно показывать машину эксперту и ждать итоги оценки.
  • Часто водителям не хватала полученной суммы, в результате чего приходилось составлять претензию и обращаться в суд. Благодаря этому закону проблема недоплаты решена.
  • Каждый водитель может выбрать сам станцию из доступного списка. Страховщики обязаны сотрудничать только с крупными автосалонами. Получается, что на сомнительный ремонт «в гараж» вас не отправят.

Благодаря натуральному возмещению ущерба по полису ОСАГО государство желает огородиться от многочисленных мошенников, которые делают подставные ДТП с целью получения выгоды.

Можно ли получить деньгами

Изучив отзывы в интернете, станет ясно, что не всем автолюбителям нововведение пришлось по душе. Многих участников движения интересует, можно ли получить наличные и самостоятельно оплачивать ремонтные работы.

В рамках закона предусмотрены исключения, в результате которых выплачиваются деньги по ОСАГО. Денежная выплата производится:

  • наследникам по закону, в случае смерти пострадавшего;
  • если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести;
  • в случае, если пострадавшая сторона является инвалидом и авто необходимо по медицинским показаниям;
  • при полной гибели авто;
  • если стоимость ремонтных работ превышает установленного лимита, в пределах 400 тысяч рублей и виновник не согласен добровольно доплачивать разницу;
  • при обоюдной вине;
  • если страховщик не может обеспечить проведение ремонтных работ на соответствующей станции.

Также выплаты по ОСАГО в денежной форме предусмотрены по соглашению сторон. Важно учитывать, что соглашение должно быть составлено в письменной форме и подписано как со стороны страхователя, так и страховщика.

Как определяются СТО для ремонта

В новых правилах прописано как происходит возмещение при натуральном ОСАГО и выбор станции. Изучив их, станет ясно, что:

  • СТО выбирает клиент, а не определяет финансовая компания по собственному желанию;
  • страховщик обязан выдать направление на пункт, который находится не более 50 км от места ДТП или прописки владельца автомобиля;
  • если СТО нет поблизости, то страховая организация обязана предложить другую, и оплатить расходы, связанные с дополнительной транспортировкой;
  • в течение 30 дней решить вопрос с ремонтом.

Важно! Если финансовая компания в течение 30 дней не решит вопрос с ремонтом, то в рамках закона она будет обязана выплатить клиенту пени, за каждый просроченный день. Размер пени составляет 0.5% от суммы ущерба.

Можно ли сделать ремонт в другом СТО

Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.

При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Выплата по автогражданской ответственности при натуральном ОСАГО возможна только после получения письменного согласия от потерпевшего. Рассмотрим детально порядок выплаты:

  1. Выбор СТО. При обращении в офис урегулирования убытков необходимо заполнить заявление, в котором указать название СТО, на которой желаете отремонтировать поврежденный транспорт. Как только заявление будет заполнено, пострадавшая сторона получает направление, с которым обязана проехать на выбранный пункт. Сроки обращения строго фиксированы, поэтому не стоит затягивать.
  2. Предоставление транспорта. На станцию необходимо передать поврежденный автомобиль и подписать акт-приема передачи. Именно в этом документе указывается, что авто передается для проведения ремонтных работ. Также фиксируется срок, в течение которого СТО обязана выполнить свои обязательства.
  3. Подписание акта выполненных работ. Отремонтированный автомобиль стоит принять по акту. Если вас не устраивает качество работы, то акт подписывает не стоит. В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты. При получении отказа следует обращаться в суд. При этом важно учитывать, что показывать отремонтированный автомобиль страховщику не требуется.

Что выгоднее натуральное возмещение или деньги

С введением новых правок по натуральному возмещению вреда при обязательном страховании, автолюбители стали задуматься, что выгоднее: деньги или ремонт. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что желает клиент:

  • быстро отремонтировать машину без решения финансовых вопросов;
  • заработать и не делать ремонт.

Натуральная выплата выгодна тем, что:

  • клиент может получить направление на специализированное СТО в день обращения;
  • не нужно самостоятельно вносить оплату на станцию;
  • не стоит переживать, что не хватит средств для оплаты ремонта;
  • машину могут восстановить в течение нескольких дней.

Выплата в денежной форме выгодна тем, что:

  • клиент сам решает, восстанавливать авто или нет;
  • потерпевший может самостоятельно отремонтировать транспорт и сэкономить.

Важные моменты, которые нужно знать про ремонт по ОСАГО

Выбирая в рамках закона натуральное возмещение по автогражданке, следует учитывать основные моменты:

  • прежде чем соглашаться на станцию, стоит изучить отзывы в интернете;
  • согласно закону, вы можете присутствовать во время проведения ремонтных работ и задать интересующие вопросы;
  • принимая машину, тщательно проверяйте отремонтированные детали;
  • после того, как примут авто, в течение 1 месяца должны быть оказаны ремонтные работы;
  • ремонт новых транспортных средств, со сроком выпуска менее 2 лет, должен происходить только на стации официального дилера.

Подводя итог, стоит отметить, что в рамках обязательного договора клиент может отремонтировать машину на станции. Основная цель введения натурального возмещения – быстрое и качественное предоставление ремонтных услуг на станции.

  • насколько вам понравился новый способ получения компенсации;
  • в какую компанию обращались;
  • как быстро отремонтировали авто и устроило ли качество выполненных работ.

Также для всех читателей работает круглосуточный консультант на сайте, который подсказывает ответы на любые вопросы максимально быстро.

После прочтения не забывайте ставить лайк и делиться полезной статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Подробнее узнать о том, и какое возмещение лучше сделать, вы сможете в следующей статье.



Похожие статьи