Законодательство рф предусматривает возможность проведения экологического аудита. Экологический аудит: понятие, виды, порядок проведения, методы. В выводах содержится

Экологический аудит может быть обязательным или нет, интересует руководителей организаций, которые не считают его необходимым, но сомневаются в соответствии такого мнения законодательству. В нашей статье вы найдете информацию и о том, что такое аудит соблюдения экологических требований в организации, и о том, обязательно ли его проведение. Также мы расскажем, кем производится проверка и в каком порядке.

Экологический аудит — что это?

Аудит обычно проводится в бухгалтерской сфере с целью проверки финансовой отчетности организации — о нем мы писали в соответствующей статье . Однако это не единственный вид проверки, т. к. возможны и иные ее разновидности, в том числе аудит экологический.

Экологический аудит — это комплекс мер, направленных на проверку степени соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным нормативными документами, федеральными нормами и правилами, а также международным стандартами в области охраны окружающей среды.

По итогам проведения процедуры составляется перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности функционирования компании (ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7).

Принципы проведения аудита устанавливает п. 4 приказа Госкомэкологии РФ «Об экологическом…» от 30.03.1998 № 181:

  1. Объективность и независимость аудитора.
  2. Профессионализм и компетентность.
  3. Полнота и достоверность сведений, фиксируемых в отчете.
  4. Планирование работ, выполняемых в ходе аудита.
  5. Комплексность проверки.
  6. Конфиденциальность сведений, полученных в результате аудита.
  7. Ответственность аудиторов за сведения, указываемые ими в отчетных документах.

Проведение экоаудита позволяет:

  • собрать полную и достоверную информацию о текущей деятельности предприятия;
  • проверить соблюдение предприятием требований действующего экологического законодательства (как федерального, так и международного);
  • сформировать программу внедрения системы экологического менеджмента предприятия или скорректировать уже существующую на нем природоохранную политику.

Объекты экологического аудита

В ходе проведения экоаудита анализу могут быть подвергнуты:

  • сырье и материалы, используемые предприятием в процессе производства продукции;
  • продукты питания и пищеблок (если предприятие работает в сфере производства пищевой продукции или общепита);
  • техпроцессы изготовления продукции;
  • непосредственно готовая продукция;
  • выбросы в атмосферу;
  • сточные воды и отходы;
  • используемые средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • техника безопасности;
  • экопаспорт предприятия и иные документы, имеющие отношение к регулированию степени его воздействия на окружающую среду.

Виды экологического аудита

В зависимости от основания для проведения проверки, выделяют два вида экологического аудита (п. 5 приказа № 181):

Не знаете свои права?

  1. Обязательный. Проводится по инициативе государственных контролирующих органов, если того требует действующее законодательство. В частности, в обязательном порядке экоаудит проводится в следующих случаях:
  • при банкротстве юрлиц, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду;
  • экологическом страховании с целью определения размера страховой премии и объема страхового покрытия;
  • оценке деятельности, направленной на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий;
  • выдаче и продлении лицензий на осуществление деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, и пр.
  1. Инициативный. Проводится по решению руководства предприятия с целью выявления слабых сторон проводимой экологической политики и самостоятельного устранения факторов, влекущих за собой нарушение установленных законом нормативов. Кроме того, проведение такого аудита позволит:
  • снизить риск наложения на предприятие штрафных санкций за осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду;
  • повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции и инвестиционную привлекательность всего бизнеса в целом;
  • оптимизировать производство и привести его в соответствие с федеральными и международными стандартами.

Кроме того, экологический аудит может быть:

  • внешним (проверка проводится сторонней аудиторской организацией или независимым аудитором);
  • внутренним (проверка проводится специалистами самого предприятия в рамках реализации программы экологической безопасности).

Кто проводит экологический аудит?

Согласно п. 8 приказа № 181, право проводить экоаудит имеют:

  • физические лица, прошедшие профильное обучение и аттестованные по его итогам;
  • организации, обладающие лицензией на проведение проверок такого рода.

Квалификационные требования, предъявляемые к экологическим аудиторам, приведены в ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания…». В частности, проводящее аудиторские проверки в области экологии лицо должно:

  1. Иметь среднее или аналогичное ему профильное образование и стаж работы в области экологии не менее 5 лет или высшее профильное образование и стаж работы не менее 3 лет.
  2. Пройти дополнительное специальное обучение по месту работы или с отрывом от него.
  3. Обладать определенными личными навыками, которые позволяют собирать, обобщать и анализировать информацию.

Выбор аудиторской компании или независимого аудитора осуществляется заказчиком самостоятельно. Реестр аккредитованных аудиторских организаций можно найти на сайте Национальной экологической аудиторской Палаты (далее — Палата), перейдя по ссылке . В реестр включаются только те объединения, которые прошли процедуру аккредитации в Палате.

Реестры независимых экологов-аудиторов, оказывающих услуги в разных городах России, размещены по адресу . Чтобы попасть в этот реестр, аудитор должен пройти аттестацию и обучение в порядке, предусмотренном положением о порядке аттестации, разработанным Палатой.

Порядок проведения экологического аудита

Несмотря на то что проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным, порядок его осуществления неизменен и включает следующие этапы:

  1. Подготовительный. После принятия решения о необходимости проведения экологического аудита инициатор проверки:
  • определяет ее цели и задачи,
  • устанавливает сроки ее выполнения,
  • формирует рабочую группу аудиторов и назначает ее руководителя.

Также на этой стадии определяются объекты аудита и устанавливаются критерии проведения проверки.

  1. Основной. На этом этапе:
  • проводится первичное совещание руководителей предприятия и его подразделений с аудиторами;
  • разрабатывается программа (при обследовании крупных и сложных объектов) или план (при проверке отдельных узких направлений) аудита;
  • собираются и анализируются необходимые для проверки сведения, изучаются свидетельства аудита и производится их регистрация;
  • анализируется работа экологического отдела или эколога предприятия;
  • изучаются применяемые на предприятии планы аудита и результаты его деятельности в области охраны окружающей среды;
  • производится осмотр производственных помещений и территорий, а также санитарно-защитной зоны предприятия;
  • выполняется проверка документов;
  1. Заключительный. Все сведения, полученные в ходе проверки, фиксируются в протоколе аудита. На основании этого документа впоследствии производится формирование отчета и заключения об аудите. Выводы, к которым пришли проверяющие, озвучиваются на финальном совещании. До руководства предприятия доносится информация о выявленных несоответствиях, а также предлагаются рекомендации, направленные на их устранение. Завершенным экологический аудит считается в момент подписания всех документов, составленных по его результатам.

Заключение об экологическом аудите

Аудиторское заключение об экологическом аудите — это официальный документ, заверенный подписью и печатью специалиста, проводившего проверку (если проверка проводилась аудиторской организацией — также печатью данной организации), содержащий выводы о соответствии деятельности проверяемого предприятия и составляемой им отчетности требованиям действующего экологического законодательства, существующим нормативам и международным требованиям.

Заключение, составленное по итогам экоаудита, состоит из 3 частей (п. 21 приказа № 181), идущих в следующем порядке:

  1. Вводная. В ней указываются:
  • информация о компании-аудиторе (наименование, юридический адрес, номер телефона и банковские реквизиты);
  • Ф. И. О. аудиторов, принимавших участие в проведении проверки;
  • сведения о лицензии аудиторской компании (наименование выдавшего ее органа, дата выдачи и срок действия);
  • срок проведения мероприятий по аудиту.
  1. Аналитическая. В этом разделе обозначаются:
  • наименование проверяемого предприятия;
  • период, за который проводится проверка;
  • результаты проведенного анализа деятельности предприятия на предмет ее соответствия природоохранным требованиям;
  • факты выявленных в ходе проверки нарушений.
  1. Итоговая. Эта часть содержит:
  • выводы о степени воздействия предприятия на окружающую среду;
  • перечень предлагаемых мер по снижению негативного воздействия на экологию;
  • описание последствий, которые может повлечь за собой неприменение предлагаемых аудитором мер.

Итак, проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным. В первом случае инициатором проведения проверки является уполномоченный госорган, во втором — руководство аудируемого предприятия. Проверку может проводить как независимый аудитор, так и аудиторская организация, которая самостоятельно формирует состав комиссии из числа своих штатных сотрудников. По итогам проведенного аудита составляется заключение, которое содержит сведения, полученные в ходе проверки, перечень выявленных недостатков и несоответствий, а также практические рекомендации по их устранению. В дополнение к перечисленному компания может самостоятельно проводить текущие внутренние аудиты, анализируя правильность исполнения экологических норм/правил и своевременно внося корректировки при возникновении недочетов и нарушений.

Статья раскроет основные моменты, связанные с экологическим аудитом. Что это за процедура, кем осуществляется и в каких целях – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вопрос защиты природы является актуальным для тех регионов, на которых действуют различные предприятия, способные негативно сказываться на окружающей среде.

С целью защиты природы введена такая процедура, как экологический аудит. Что необходимо о нем знать?

Общие сведения

Осуществление аудита экологического типа назначается на тех предприятиях, деятельность которых может сказываться на окружающей среде.

Проводится аудит экономического типа в таких случаях:

  • во время приватизации государственных и частных организаций;
  • при осуществлении процедуры банкротства;
  • при обязательном экологическом страховании;
  • во время подготовки программ и проектов инвестиций (при необходимости).

Целями аудита являются:

Принципами экологического аудита считаются:

  • объективность и независимость аудиторов от субъекта деятельности, который подлежит проверке;
  • профессионализм и компетентность в вопросе охраны природы;
  • достоверность и полнота информации;
  • планирование работ по осуществлению экоаудита;
  • комплексность – охват всех сторон воздействия на природу;
  • конфиденциальность сведений, полученных при проведении аудита;
  • ответственность экоаудиторов за итоги проверки.

При проведении аудита проверке подлежит следующее:

  • учредительная документация предприятия;
  • документы, разрешающие осуществлять деятельность;
  • документы о движении сырья;
  • документы системы контроля по соблюдению требований охраны природы;
  • документы о пользовании природными объектами;
  • документация, отражающая учет списанных расходов;
  • технические документы организации;
  • документы о периодичности проверок оборудования.

Программа по осуществлению экоаудита дает возможность:

  • определить стратегию управления руководящих должностей организации;
  • с выгодой использовать ;
  • снизить вероятность загрязнения природы;
  • увеличить спрос на товары;
  • сделать организацию привлекательной для инвесторов.

Проведение экологического аудита проводится с промежутком 1-3 года.

Необходимые термины

Кто его проводит

Проводится аудит специально назначенным человеком – экоаудитором. Такой особой является физическое лицо, которое отвечает требованиям квалификации и имеет специальный аттестат в области экологии.

Аудиторы не могут являться акционерами того предприятия, которое проверяется. Он должен быть независимым. Бывают случаи, когда аудитор каким-то образом касается организации.

Его независимость может обеспечиваться, если:

  • аудитор оказывает консультационную помощь, которая не перерастает в услуги по управлению деятельности организации;
  • отсутствуют причины или ситуации, влияющие на объективное мнение;
  • этот человек не присутствовал при проверке;
  • ответственность за отчетность лежит на организации.

Экологические аудиторы имеют ряд прав, среди которых:

Имеются и обязанности:

  • при проведении экологического аудита соблюдать требования законодательства;
  • передавать проверяемой организации аудиторское заключение в установленные сроки;
  • отвечать за сохранность документации.

Разделение на виды

Экологический аудит может быть обязательным или добровольным. Первый проводится согласно нормативным актам по отношению к опасным предприятиям в плане экологии.

Это случаи:

  • приватизация или банкротство юридического лица (при экологически опасной деятельности);
  • осуществление страхования экологического типа;
  • кредитование лиц юридического типа банками;
  • оценка деятельности по устранению экологических последствий;
  • принятие решения органами государственной власти о возможности продления лицензии для использования экологических объектов;
  • выполнение международных обязательств РФ об охране природы;
  • прочие случаи, которые упоминаются в нормативных актах.

Правом назначать проведение аудита обладает только аттестованный специалист.

Добровольный аудит может осуществляться по собственному желанию организации или предпринимателя, если они ведут деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде.

Это могут быть случаи при изменении владельца объекта, сдаче имущества в аренду, модернизация процесса и прочее. Целью такого аудита является получение рекомендаций по поводу рационального использования объектов, охране природы.

Проводится на платной основе. В зависимости от исполнителя аудита выделяют следующие типы:

Внутренний (аудит первой стороны) Осуществляется специалистами из состава сотрудников проверяемого предприятия
Внешний
Аудит второй стороны Проводится сторонами, которые заинтересованы в деятельности проверяемой организации. Например, органом административного управления по отношению к его подразделению
Комплексный Аудит проводится в отношении всех типов деятельности предприятия
Совместный Осуществление аудита одновременно несколькими организациями, не заинтересованными в результатах проверки, то есть независимыми организациями
Плановый или внеплановый

Также бывают следующие типы экологического аудита:

Правовые основы

В соответствии с ним, определено следующее:

Данный закон определяет экологический аудит, как независимую оценку соблюдения требований по отношению к защите природы.

Согласно Постановлению № 378 Государственного стандарта (21 октября 1998 года), были созданы и введены в действие стандарты, касающиеся экологической защиты.

Порядок осуществления экологических проверок со стороны государства регулируется , принятым 8 августа 2001 года.

Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологического аудита в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок осуществления экологического аудита на предприятии

Вопрос о порядке проведения процедуры решается исходя из целей аудита. Комиссия должна проводить аудит по четко выработанной программе.

При ее разработке учитывается:

  • техническое задание;
  • экологический паспорт организации;
  • документация, которая характеризует деятельность предприятия;
  • результаты проверок государственными органами.

Проводится на основании соглашения, заключаемого между аудитором и предприятием. Может проводиться до или после его подписания.

До заключения договора необходимо предварительно ознакомиться с деятельностью субъекта и принять решение о возможном . Может быть разовым или долгосрочным.

Согласно , принятому 20 октября 1999 года, определены отношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом во время подготовки заключения договора на оказание услуг аудиторского типа.

В этом же Стандарте определяются права и обязанности обеих сторон соглашения.

По каким критериям реализуется

Критерии аудита – исходят из цели, являются основой для подготовки программы проверки, служат для оценки деятельности. Устанавливаются они индивидуально, в зависимости от случая.

Формировать критерии нужно таким образом, чтобы поставленные цели можно было достигнуть. Этапы формирования:

  1. Анализ документации.
  2. Обобщение требований.
  3. Оформление критериев.
  4. Согласование их с заказчиком.

Во время проведения аудита экологического типа критериями могут служить:

  • положение 3 и 4 статей Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», принятого 10 января 2002 года;
  • положение 13-15 статей ;
  • Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года.

Основными критериями при проведении аудита являются:

  • уровень опасности отходов от главной деятельности организации;
  • степень экологичности сырья, которое используется;
  • расчет рисков экологического типа при возникновении непредвиденных ситуаций;
  • объем выбросов в воздух газов парника;
  • соблюдение требований безопасности в области экологии;
  • оценка ущерба в случае нерационального использования объектов природы.

Проверяемые объекты

Объектами аудита могут выступать:

  • объекты природы, которые подвергаются или могут подвергаться пагубному воздействию со стороны организаций;
  • любые типы деятельности, которые оказывают влияние на природу;
  • итоги этой деятельности;
  • имущество организации;
  • процессы, проводимые предприятием;
  • система управления организацией в чрезвычайных ситуациях.

Объектом аудита может являться что угодно, если:

  • объект или определенная его часть выделены;
  • имеет четкие границы;
  • имеются признаки природного режима – изменение объема по сезонам, изменение площади;
  • выявлены связи с составляющими частями экологических систем;
  • объект зарегистрирован государством.

Объектами могут быть водные объекты, животные, земельные участки.

Как проводится процедура

Этапы проведения аудита экологического типа следующие:

  1. Оценка ситуации в организации на текущий момент.
  2. Оценка соответствий деятельности требованиям в области охраны природы.
  3. Рекомендации по устранению нарушений.

В процедуру проведения экоаудита входят следующие этапы:

Подведение итогов

В итоговой части должны содержаться выводы о воздействии, меры по их снижению и последствия в случае невыполнения мер.

В выводах содержится:

  • допущенные предприятием отступления от нормативных актов, которые попадают под аудит;
  • недостатки и положительные моменты деятельности организации.

Результатом проведения аудита является отчетность, в которой отражается:

  • исполнение рекомендаций проверки, которая осуществлялась ранее;
  • общая информация об организации;
  • принципы, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;
  • экологические цели;
  • анализ экологических проблем, их оценка;
  • влияние мероприятий по охране природы на размер выручки.

По окончании проверки составляется акт в нескольких экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место оформления документа;
  • название органа, проводившего контроль;
  • дата и номер указа, на основании которого осуществлялась проверка;
  • личные данные аудитора;
  • название проверяемой организации;
  • дата, место и адрес проверки;
  • данные об итогах;
  • подпись проверяющего.

Аудиторский отчет состоит из вводной, аналитической и итоговой части. В вводной части содержится информация об аудиторской организации – название, адрес, данные аудиторов и прочее.

В аналитический раздел необходимо включить следующие сведения:

  • название организации, в которой проводилась проверка, период деятельности на момент аудита;
  • цели ревизии и объем;
  • критерии проведения;
  • сроки аудита;
  • результаты анализа;
  • выявленные нарушения.

В итоговой части содержатся выводы об общих результатах аудита. имеет такую же структуру, как и отчет.

В заключении могут содержаться – положительное мнение по поводу проверки (безоговорочное) или иметь мнение с оговоркой.

  • Тест МЭСИ по муниципальному праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ по коммерческому праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест ответы (Шпаргалка)
  • Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах (Документ)
  • Тест по административному праву (Шпаргалка)
  • Лекции по экологическому мониторингу (Документ)
  • Кулакова О.С. Шпаргалка по экологическому праву (Документ)
  • Голиченков А.К. Волков Г.А. Практикум по экологическому праву России (Документ)
  • Амирханова Н.А. Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • Амирханова Н.А. (ред.) Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • n1.doc

    1. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это ###

    +: экологическая экспертиза

    +: экспертиза

    2. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

    +: внештатные эксперты

    +: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы

    +: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    -: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

    3. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

    +: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: федерального бюджета

    -: бюджета субъекта РФ

    -: экспертов государственной экологической экспертизы

    4. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

    +: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

    -: собственных средств общественных организаций (объединений)

    -: общественных экологических и других фондов

    -: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

    -: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления

    5. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок не превышающий…

    -: 3 месяца

    -: 6 месяцев

    6. Экологическая сертификация может быть…

    +: обязательной и добровольной

    -: только обязательной

    -: только добровольной

    -: общественной и государственной

    7. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

    +: только добровольного

    -: только обязательного

    -: добровольного и обязательного

    -: некоммерческого

    8. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает…

    +: договор страхования

    -: акт государственного органа исполнительной власти

    -: приказ директора предприятия

    -: протест прокурора

    9. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

    +: предупредительного

    -: текущего

    -: последующего

    -: общественного

    10. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является…

    +: экологическим правонарушением

    -: экологическим правоотношением

    -: экологической ответственностью

    -: мерами пресекающего характера

    11. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться…

    +: как на федеральном, так и на региональном уровне

    -: только на уровне субъектов РФ

    -: исключительно на федеральном уровне

    -: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

    12. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ### лет.

    +: двадцати

    +: двадцать

    13. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

    +: Воздушный кодекс РФ

    -: Водный кодекс РФ

    -: Лесной кодекс РФ

    -: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

    -: Градостроительный кодекс

    14. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности...

    +: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

    -: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

    -: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

    -: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим экологические нормативы

    -: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

    15. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются…

    +: санитарно-защитными зонами

    -: зонами отчуждения

    -: особо охраняемыми природными территориями

    -: санитарными зонами

    -: санитарно-гигиеническими зонами

    16. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

    +: природопользование

    +: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

    +: особо охраняемые природные территории

    -: регулирование и защита прав человека и гражданина

    -: обеспечение государственной безопасности

    17. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов – это…

    +: окружающая среда

    -: природная среда

    -: природный объект

    -: природа

    18. Эколого-правовые отношения – это…

    +: урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

    -: общественные отношения в сфере власти-подчинения

    -: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

    -: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

    19. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

    +: Администрация области

    +: Правительство РФ

    -: Совет Федерации Федерального Собрания

    -: Федеральное министерство

    20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

    +: материальной

    -: гражданско-правовой

    -: эколого-правовой

    -: административной

    21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется…

    -: штрафом

    -: неустойкой

    -: размером упущенной выгоды

    22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются …

    +: государственной собственностью

    -: федеральной собственностью

    -: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

    -: государственной и муниципальной собственностью

    23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

    +: поверхностные и подземные

    -: чистые и сточные

    -: замкнутые и открытые

    -: ледники и жидкие

    24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

    +: Российской Федерации (федеральной собственности)

    -: совместной собственности РФ и ее субъектов

    -: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

    -: любых субъектов водных правоотношений

    25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем ### лет.

    +: Двадцать

    26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

    +: государственный водный реестр

    -: водный кадастр

    -: государственный водный регистр

    Водный мониторинг

    27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на … водопользование

    +: совместное

    +: обособленное

    -: частное

    -: приватизированное

    -: общественное

    28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется…

    +: санитарно-защитной зоной

    -: округом санитарной охраны

    -: водоохранной зоной

    -: зоной экологического благополучия

    29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется …

    +: государственным учетом поверхностных и подземных вод

    -: мониторингом водных объектов

    -: нормированием в области использования и охраны водных объектов

    -: экологическим контролем

    30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа называется…

    +: растительным миром

    -: лесной растительностью

    -: памятниками природы

    -: деревьями и кустарниками

    31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на … леса:

    +: защитные

    +: эксплуатационные

    +: резервные

    -: первой группы

    -: второй группы

    32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

    +: на срок до 25 лет

    -: на неопределенный срок

    -: на пять лет

    -: до пятидесяти лет

    -: на один год

    33. Объект животного мира – это:

    +: организм животного происхождения

    +: дикое животное

    +: популяция диких животных

    -: дикие и домашние животные

    -: все живые организмы, обитающие на Земле

    34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

    +: долгосрочная

    +: именная разовая

    +: распорядительная

    -: краткосрочная

    -: бессрочная

    35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является … собственностью

    +: государственной

    -: исключительно федеральной

    -: государственной, муниципальной и частной

    -: государственной и муниципальной

    -: как федеральной, так и муниципальной

    36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

    +: Красную книгу Российской Федерации

    +: Красные книги субъектов Российской Федерации

    -: Государственный реестр диких животных

    -: Государственный кадастр животного мира

    -: Государственный регистр исчезающих животных

    37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

    +: долгосрочное

    -: бессрочное

    -: краткосрочное

    -: разовое

    38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти гражданам в … пользование на основании лицензии

    +: краткосрочное

    -: бессрочное

    -: долгосрочное

    -: разовое

    39. Национальные парки…

    +: находятся исключительно в федеральной собственности

    -: находятся только в собственности субъектов РФ

    -: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

    -: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

    -: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

    40. Природные парки создаются в форме…

    +: государственных учреждений

    -: товариществ

    -: государственных унитарных предприятий

    -: государственных корпораций

    41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

    +: заповедников

    -: ботанических садов

    -: заказников

    -: национальных парков

    42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

    +: заповедной зоной

    -: особо охраняемой зоной

    -: зоной хозяйственного назначения

    -: рекреационной зоной

    -: зоной познавательного туризма

    43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, признаются зонами…

    +: экологического бедствия

    -: чрезвычайной экологической ситуации

    -: экологической опасности

    44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

    +: Правительством РФ

    -: Президентом РФ

    -: Федеральным Собранием РФ

    -: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

    -: Законом субъекта РФ

    45. Соответствие между названиями программ и организаций ООН в области международного экологического сотрудничества

    L1: Программа ООН по окружающей среде

    L2: Программа развития ООН

    L3: Организация ООН по промышленному развитию

    L4: Международное агентство по атомной энергии

    R4: МАГАТЭ

    R5: ЮНЕСКО

    46. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды» - в этом случае применяются правила и нормы…

    +: международного договора

    -: Федерального закона

    -: Конституции РФ

    -: в зависимости от территории, на которой они применяются

    47. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела – это …

    +: континентальный шельф

    +: Организация Объединенных Наций

    -: Международный валютный фонд

    -: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

    -: Гринпис

    -: Организация всемирного культурного наследия

    49. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды являются:

    +: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

    +: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

    +: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.)

    -: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

    -: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.)

    Экологический аудит – это оценка независимыми экспертами общеустановленных правил соблюдения предприятиями и организациями за сохранностью окружающей среды, а также вынесение предписаний по улучшению действий, касающихся экологической сферы.

    Иными словами, экологический аудит представляет собой рекомендации и осмотр организаций на предмет влияния рабочей деятельности на окружающую среду, например, не превышают ли выбросы с заводов установленные нормы, правильно ли происходит утилизация отходов и т.д.

    История возникновения

    Считается, что возникновение экологического аудита произошло в 70-80-х годах ХХ века. Первые документы о создании и правовой силе данной организации были приняты в 1982 году Европейским Экономическим Сообществом. Уже в 1984 году в Соединенных Штатах Америки специализированная организация по охране окружающей среды внедрило некоторые рекомендации и правила для проверки существующих предприятий по данному вопросу.

    В России впервые было зафиксировано проведение экологического аудита в конце IXX века. Основным документом для проверки организаций были Правила «Порядок при открытии и содержанию химических заводов» — этот документ, впоследствии, стал отправной точкой для развития норм и правил, касающихся экологического аудита.

    В Современной России экологический аудит стал официально действовать с 90-х годов ХХ века. В 1998 году Госдума приняла несколько поправок в сфере экологических проверок, а также ввела новые критерии оценки. На сегодняшний день в России агентствам, чтобы начать эколого-аудиторную деятельность, нужно пройти аттестацию. Право давать лицензию на осуществление таких работ имеется лишь у некоторых организаций некоммерческого типа.

    Цели и задачи экологического аудита

    Проведение экологического аудита реализуется:

    • при приватизации организаций, которые относятся к государственному статусу;
    • на начальном этапе принятия организацией статуса банкротства;
    • в процессе проведения обязательного страхования экологического состояния организации;
    • в процессе приготовления программ инвестирования, учитывая, что данный пункт прописан в договоре.

    Основные цели и задачи экологического аудита:

    • обосновать политическую и стратегическую стороны в охране окружающей среды;
    • проанализировать и оценить экологические возможности организаций;
    • проанализировать и оценить нормативные документы, касающиеся окружающей среды;
    • найти экологические проблемы на предприятии;
    • обосновать и запустить экологическую программу.

    Экологический аудит бывает обязательного и инициативного видов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько подвидов:

    • выявление компетентности предприятий к правилам охраны окружающей среды;
    • определение соответствия действующей экологической системы на предприятии;
    • определение экологической сохранности материалов, которые реализуются в процессе производства;
    • определение экономического вреда от производства;
    • определение вреда от выбрасываемых паров и отходов для окружающей среды;
    • оценка целесообразности проведение производственной деятельности на выбранной территории;
    • определение норм энергетических затрат и разработка рекомендаций для их снижения;
    • выявление количества выбросов и реализация мер для их снижения;
    • выявление экологической опасности в случае технической, человеческой или природной аварии;
    • определение экологических неполадок и применение мер для их решения;
    • аргументация нормативно-правовых документов, которые применяются при осуществлении экологического аудита, и необходимости их применения.

    Обязательным экологическим аудитом является, к примеру, страховка экологических угроз. Но также этот вид страхования может быть и на добровольной основе, подразумевая страхование организаций, которые только хотят вступить на рынок и избежать большого количества конкурентов. Например, такая страховка может устранить часть экономических препятствий и дать спокойно развиваться в выбранной сфере.

    Именно экологический аудитор может дать «добро» на получение экологического сертификата на реализуемые продукты, чтобы организация смогла стать более самодостаточной и успешной, как на российском рынке, так и на рынках международного масштаба. Экологический аудит помогает качественно реализовывать различные методы и программы в сфере экологии, которые дают организациям и их потребителям уверенность в том, что окружающая среда в процессе работы предприятия не пострадает.

    Экологический аудитор

    Представитель данной сферы – экологический аудитор, должен:

    1. быть объективным и иметь собственную независимую оценку о предприятии, которое необходимо проверить (сотрудники, руководство и иные действующие лица);
    2. быть профессионалом в своей сфере и компетентным по всем вопросам, касающихся окружающей среды, использования природных ресурсов, а также специальных возможностей организации;
    3. собирать достоверную и проверенную информацию, которая касается проверяемой организации;
    4. распланировать структуру работы для реализации экологического аудита на предприятии;
    5. уметь комплексно охватить все действия организации, влияющие на состояние окружающей среды;
    6. сохранять секретность информации, которая была получена в ходе экологической проверки;
    7. быть ответственным за результаты экологической проверки предприятия.

    Экологический аудитор имеет право заниматься эколого-аудиторской деятельностью, используя специальное удостоверение, которое выдается после успешно пройденного курса обучения. Данные о специалисте, который прошел аттестацию, вносятся в государственный реестр экологических аудиторов Министерства природопользования Российской Федерации, корректируемый специальным комитетом.

    Экологический аудит всегда реализуется посредством заключенного договора между организацией, оказывающей эколого-аудиторские услуги, и организацией, которой данные услуги необходимы.

    При экологической проверке главным является Стандарт аудиторской работы «Порядок при заключении договоров на исполнение аудиторских услуг», который был принят Комиссией по аудиторской работе 20 октября 1999 года по протоколу №6.

    Основываясь на данный стандарт, выявляются основные постулаты и отношения аудиторской организации или аудитора, который может работать сам на себя и выполнять работу как юридическое лицо, и обследуемого предприятия в процессе заключения договоренности на реализацию услуг аудиторской компании (или аудитора).

    Этот стандарт характеризует основные условия и соответствующий порядок реализации договора на исполнение эколого-аудиторских услуг, а также на реализацию дополнительных услуг между аудитором и организацией, которые смогут регламентировать права, обязанности и ответственность обеих сторон заключенного договора. Требования, которые указаны в Стандарте, не являются обязательными, а лишь играют роль неких рекомендаций для организаций и аудиторских компаний.

    Права и обязанности сторон договора прописаны в Стандарте аудиторской работы «Права и обязанности аудиторских компаний и проверяемых экономических субъектов», который был принят также в 1999 году.

    Организация, которая проводит экологический аудит в компании, должна самостоятельно выбирать виды и методы экоаудита, основываясь на требованиях нормативных документов Российской Федерации, и на индивидуальных условиях, касающихся изучаемой организации. Аудитор имеет право собирать консилиумы экологических аудиторов для обсуждения спорных вопросов, заключать договора с другими аудиторами для совместной работы, собирать дополнительную информацию посредством запросов в государственные органы и т.д.

    Помимо нормативной документации, регламентирующей экологический аудит, в работе экоаудиторов используется Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14012-98, который был основан на базе международного стандарта ИСО 14012. Помимо этого стандарта широко применяются стандарты раздела ИСО 14000, а также иные международные стандарты, которые позволяют проводить качественную и эффективную работу по изучению и исследованию влияния организации на окружающую среду.

    Все экологические работы проводятся только под руководством общепринятых стандартов, которые используются внутри организации. Предприятие обязано постоянно соблюдать данные стандарты и рекомендации по их использованию, чтобы при аудиторской проверке не было никаких нареканий.

    Обязанности аудита

    Обязанностями экологического аудита являются:

    1. Предоставлять достоверную информацию о соответствии лицензии и аттестации своих сотрудников до момента подписания договора с организацией, нуждающейся в эколого-аудиторских услугах;
    2. Постоянное повышение качества работы экологических аудиторов, посредством прохождения курсов и дополнительного обучения;
    3. Снабжение необходимыми документами и актами экоаудиторов для успешной и качественной работы.

    После оказанных услуг пишется отчет по экологическому аудиту компании, который вмещает в себя вводную, аналитическую и итоговую части:

    • В первой части описываются основные данные об аудиторской организации: фактический и юридический адрес, расчетный счет, необходимые телефонные номера, контактные данные экологических аудиторов, проводивших проверку, индивидуальный номер порядка, номер лицензии на реализацию аудиторских услуг со сроком действия и сроки, в которые экологический аудит должен провестись;
    • Во второй части описываются данные об организации, которой нужны эколого-аудиторские услуги, сроки проведения экологического аудита, полученные результаты исследования о влиянии предприятия на окружающую среду, нарушения, выявленные в ходе проверочных работ, которые оказывают негативные действия на природу и анализ последствий;
    • В третьей части приведены выводы о влиянии предприятия на состояние окружающей среды, которые доказываются собранной информацией, оценка современного законодательства по этому вопросу, описываются меры и способы уменьшения негативного влияния на состояние природы, а также указываются меры пресечения при невыполнении организацией рекомендаций, приведенных эколого-аудиторской компанией.

    Основываясь на существующие нормативные акты, ведение аудиторской деятельности, не имея лицензионных документов, подразумевает штраф, который формируется представителем судебных органов, основываясь на исковых документах от прокурора, представителя казначейства или представителя налоговой службы.

    Данные штрафные санкции могут изыматься из доходов, которые были получены при реализации деятельности без лицензии, а также при помощи составления фиксированного штрафа, который может состоять от пятиста- до тысячекратной суммы минимальной величины оплаты труда, который будет перечислен в государственный бюджет.

    На сегодняшний день остается ряд вопросов, которые не способны урегулировать проведение экологического аудита на предприятии:

    • не прописаны рекомендации на право, основания и нормативные результаты после обязательного установления и проведения экологической проверки;
    • не прописаны положения для сохранности информации и способы ее реализации при проведении экологического аудита;
    • не определены конкретные правила и запросы к экологическим аудиторам;
    • не определена система расходов, которая связана с оказанием эколого-аудиторских услуг, в сферу налоговых отчислений;
    • проведение экологического аудита не является самостоятельной сферой деятельности, которая может реализовываться как отдельная экономическая ячейка.

    Стоит сказать, что до 1998 года экологический аудит в России проводился исключительно зарубежными компаниями или их представителями. Сегодня Российская Федерация стоит на этапе нового развития экологического аудита. Данный факт подкрепляется наличием повышенной потребности в услугах компаний такого профиля.

    Некоторые российские организации, которые способны выходить на иностранный рынок, должны выполнять обязательный международный экологический аудит, чтобы иметь определенный сертификат по безопасности производственной деятельности для окружающей среды. Если организация одобрена стандартом ИСО 14000, то ее конкурентоспособность на рынке повышается и увеличивается спрос продукции на международном рынке.

    Такими предприятиями являются завод «РУМО» в Нижнем Новгороде, который производит дизельные моторы, Рыбинский завод по производству моторов в Ярославле, Алюминиевый завод в Красноярске, завод «Сокол», занимающийся производством авиастроительства в Нижнем Новгороде, Нижегородский машиностроительный завод и другие.

    Экологический аудит является важнейшим рычагом для повышения эффективности предприятия на базе управления, поскольку такая проверка дает возможность руководству:

    • определиться со стратегической и экологической направленностью организации;
    • при использовании технологий, которые позволяют экономить исчерпаемые природные ресурсы, организация может получить льготу при уплате налогов;
    • уменьшить число вероятных опасных угроз, связанных с экологией;
    • найти общий язык с органами местного самоуправления и жителями города;
    • расширить количество нуждаемости в производимом продукте на внутреннем и на внешнем рынке;
    • увеличить спрос на компанию для инвестирующих организаций;
    • повысить уровень компании для будущего вхождения на мировой рынок, опираясь на стандарты в области экологии.

    На сегодняшний день не зафиксировано ни одной организации, которая не проходила экологический аудит. Дирекция предприятий прекрасно понимает надобность данной процедуры, которая имеет массу положительных качеств и функций.

    Экологический аудит проводится постоянно, и такие проверки позволяют наиболее быстро решать проблемы, связанные с влиянием предприятий на окружающую среду, и сэкономить денежные средства, использованные для решения подобных проблем. Также данная процедура помогает не допустить повторения негативных последствий в будущем.

    ?Напишите пропущенное слово
    *Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, - это… .:вариант = экологическая экспертиза
    ?Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:
    *штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации
    !разработчик объекта государственной экологической экспертизы
    *внештатные эксперты
    !представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
    *штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы
    ?Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств:
    !бюджета субъекта РФ
    !экспертов государственной экологической экспертизы
    *заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
    !федерального бюджета
    ?Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществляться за счет:
    !целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций
    !собственных средств общественных организаций (объединений)
    *заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы
    !средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления
    !общественных экологических и других фондов
    ?Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок, не превышающий:
    !10 дней
    !3 месяца
    *45 дней
    !6 месяцев
    !30 дней
    ?Экологическая сертификация может быть:
    *обязательной и добровольной
    !общественной и государственной
    !только обязательной
    !только добровольной
    ?Законодательство РФ предусматривает возможность проведения … экологического аудита.
    !только обязательного
    !добровольного и обязательного
    *только добровольного
    !некоммерческого
    ?Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает:
    !приказ директора предприятия
    *договор страхования
    !протест прокурора
    !акт государственного органа исполнительной власти
    ?Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля.
    !текущего
    !общественного
    *предупредительного
    !последующего
    ?Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, является:
    !мерами пресекающего характера
    !экологической ответственностью
    *экологическим правонарушением
    !экологическим правоотношением
    ?Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:
    !только на уровне субъектов РФ
    *как на федеральном, так и на региональном уровне
    !на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством
    !исключительно на федеральном уровне
    ?Напишите пропущенное слово
    *Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение … лет.:вариант = двадцати
    ?Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это:
    !Лесной кодекс РФ
    !Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
    !Водный кодекс РФ
    *Воздушный кодекс РФ
    !Градостроительный кодекс
    ?Зоны экологического бедствия - это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности:
    !нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличиваются заболеваемость и смертность населения
    *произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды
    !выявлен хронически повышенный уровень загрязнения
    !наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду
    !происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающее экологические нормативы
    ?Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются:
    !зонами отчуждения
    !санитарными зонами
    !санитарно-гигиеническими зонами
    !особо охраняемыми природными территориями
    *санитарно-защитными зонами
    ?Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:
    *особо охраняемые природные территории
    !обеспечение государственной безопасности
    *природопользование
    !регулирование и защита прав человека и гражданина
    *охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
    ?Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов - это:
    !природа
    !природный объект
    !природная среда
    *окружающая среда
    ?Эколого-правовые отношения - это:
    !общественные отношения в сфере власти и подчинения
    !общественные отношения в области управления сельским хозяйством
    !общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия
    *урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы
    ?Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:
    !Совет Безопасности РФ
    !Совет Федерации Федерального Собрания
    *Правительство РФ
    !федеральное министерство
    *администрация области
    ?Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, - это:
    !право окружающей среды
    *право природопользования
    !сервитут
    !право собственности на природные ресурсы



    Похожие статьи