Жилищный кодекс земля под многоквартирным домом. Земельный участок в составе общего имущества мкд. Как оформить земельный участок под многоквартирным домом в собственность

В многоквартирных домах проживают около 100 млн. россиян, что составляет 2/3 от общей численности населения РФ по сведениям Росстата. Не удивительно, что многих волнует вопрос о . Детские площадки, автостоянки, насаждения, внеплановые строения под окнами жильцов являются объектами финансовых, экологических, социальных, юридических и прочих аспектов права.

Какими законами в данном случае регламентируются отношения собственности?

  1. Жилищный Кодекс РФ (ст. 33, 34, 36, 37, 44);
  2. Федеральные законы:
    • № 189-ФЗ от 29.12. 2004г (ст. 16).
    • № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. (ст. 38, 39);
    • №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (ст. 6);
  3. Постановление Правительства РФ №576 от 07.08.2002г.
  4. Постановлением Правительства РФ № 1223 от 26.09.1997г. (с изменениями от 21.08.2000 г.);
  5. Приказ Минюста РФ №29 от 14.02.2007 г. и др.

Каков порядок определения размеров и границ участка?

Размеры участка определяется в соответствии с Земельным законодательством. Согласно закону о градостроительной деятельности, они рассчитываются, исходя из фактических объемов землепользования и утвержденных правил градостроения .

Ответ: Нет, решение об оформлении земли в собственность принимается на добровольной основе, путем голосования на общем собрании.

Вопрос: Существуют ли ограничения в назначении использования оформленного в общую долевую собственность земельного участка?

Ответ: Да, решения и действия в отношении использования приватизированных участков не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Вопрос : Существуют ли нормы размеров приватизируемых участков?

Ответ: Нет, жестких нормативов нет. На общем собрании собственников жильцы должны определиться с размерами участка для работ по межеванию границ. Они могут быть, как максимальными, так и минимальными (включая территорию под домом и подъездами к нему).

Вопрос: Если на данной территории уже были ранее проведены, можно ли подать запрос на изменение размера участка?

Ответ: Нет. В данном случае можно подавать заявление на оформление в собственность земельного участка с точно обозначенными границами и размером (согласно действующему Плану межевания границ).

Вопрос: Какие официальные документы об оформлении участка следует получить на руки?

Ответ: Геодезический план, Свидетельство о регистрации права общей долевой собственности (выдается в местном представительстве Росреестра).

Земля под многоквартирным домом: как можно ее использовать?

— многие представляют более-менее ясно, а как именно получить в личную собственность участок земли под многоквартирным домом? Подробнее — на видео.

Оформлять ли землю под многоквартирным домом

Хотел бы обозначить сразу, о чем пойдет речь в данной статье, а речь пойдет о земельном участке относящейся к собственности многоквартирного дома. Своё отражение земельный участок имеет в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что земельный участок под жилым домом признается придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Указанный земельный участок имеет размер и границы, которые остаются неизменными, при условии, если только собственники многоквартирного дома на общем собрании не захотят сделать реконструкцию пункт 4 статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Несколько лет подряд ведутся споры по вопросу приватизации земли многоквартирных домов. Является ли приватизация земли многоквартирного дома выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На сегодняшний день уже достаточно практики по данному вопросу, в том числе и судебной, чтобы подвести итоги.

Остановимся на законодательных предпосылках силу, которых обусловлено само направление регистрации в собственность (приватизации) земельного участка многоквартирного дома.


В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Как указано в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Реализованный Жилищный кодекс Российской федерации на основании предписания Конституции и Федерального закона «О введении в действия Жилищного кодекса Российской Федерации» учитывает природу общедолевой собственности имущества, включил переход в общедолевую собственность собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме земельного участка. Как установлено Жилищным кодексом право на земельный участок переходит на безвозмездной основе и вытекает напрямую из норм законодательства.

Существуют случаи, что земельный участок относящейся к многоквартирному дому не сформирован и поставить его на кадастровый учет не представляется возможным. Именно поэтому невозможно определить границы придомовой территории многоквартирного дома, относящиеся к конкретному многоквартирному дому, поэтому зарегистрировать земельный участок не представляется возможным.

Это ситуация у собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома вызывает множество вопросов. Как сформировать земельный участок многоквартирного дома? Как определить границы земельного дома относящиеся к их многоквартирному дому? Что именно относится к имуществу многоквартирного дома? С какого периода управляющая компания может включать коммунальные платежи за уборку земельного участка многоквартирного дома? И необходима ли регистрация (приватизация) земельного участка многоквартирного дома?

Жилищным законодательством и действующими правилами № 491 от 13.08.2006 к общедомовому имуществу относится следующее имущество: участка земли, на котором возведен объект недвижимости, зеленые зоны и прочих элементов озеленения и благоустройства, спортивных и детских площадок, парковочных мест и коллективных стоянок для автомобилей, сушилок для белья, подстанций и трансформаторов, пожарных проездов, гаражи и погреба.

Когда управляющая компания или товарищество собственников жилья могут включать коммунальные платежи за уборку и содержание земельного участка?

Очень много споров на эту тему между собственниками и организациями осуществляющие коммунальные начисления. Ответ н этот вопрос изложен в пункте 3 Постановления правительства РФ №491 от 13.08.2006 года из-за пункта следует, что при определении общедолевой собственности стоит исходить из выписки ЕГРП, в которой изложено кто, является собственником земельного участка придомовой территории. В том случае, если в указанном документе присутствуют расхождения, что учитываются те сведения, в которых закреплён данный земельный участок за собственниками, как общедолевая собственность. Дополнительно хотел вам сказать, что до тех пор, пока земельный участок не сформирован и не зарегистрирован в установленном порядке за собственниками многоквартирного дома, за содержание отвечает местный муниципалитет.

Для чего же регистрировать земельный участок в общедолевую собственность, рассмотрим положительные и отрицательные стороны вопроса.

Положительные стороны оформления земельного участка придомовой территории в собственность:

    Собственники многоквартирного дома получают гарантии, а именно без их ведома невозможно будет использовать их земельный участок выраженное в организации автостоянок, прокладка дорог, которая не выгодна собственникам, иные временные постройки, такие как гаражи, магазины и т.п. Невозможно изъять земельный участок без выкупа у собственников для государственных нужд.

    Собственники многоквартирного дома могут получать дополнительную прибыль, которую в дальнейшем можно направить на нужды дома, например, сдать в аренду земельный участок либо организовать самим жильцам какую-либо деятельность позволяющую организовывать на данные участках;

    Самое главное собственники многоквартирного дома увеличивают стоимость своего объекта недвижимости, поскольку помимо квартиры будет приватизирован земельный участок в долевую собственность.

    Одним из плюсов в регистрации земельного участка за собственниками многоквартирного дома является то, что собственники могут благоустроить данный земельный участок: организовать детскую площадку, организовать автостоянку, возмести иные сооружения необходимые для нормальной жизни всего дома.

ВАЖНО! Самое главное, если земельный участок зарегистрирован за собственниками, то передать земельный участок по таким программам, как например стратегического развития территории не возможно. Приведу яркий пример, Вы не зарегистрировали земельный участок, и Администрация города передала участок прямо перед Вашими окнами строительной компании по аукциону, но, а как он проходит всем известно и через полгода прямо перед Вашими окнами появится стена соседнего дома. Подобные сюжеты в новостях Вы видели, как я думаю неоднократно.

Отрицательные стороны оформления земельного участка придомовой территории в собственность:

  1. Собственники обязаны содержать земельный участок придомовой территории за свой счет, но тут скажу, так почти все собственники многоквартирных домов уплачивают за содержание своего участка управляющей компании, хотя и не имеют в собственности этой земельный участок даже в тех обстоятельствах, когда он попросту не сформирован;
  2. Также можно отнести к минусам, что стоимость квадратного метра возрастает и при продаже квартиры цена за объект возрастает и собственнику трудно продать объект по повышенной цене.


Начало формирования земельного участка начинается и осуществляется в следующем порядке: готовится схема распределения долей владельцев жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в праве общей собственности на общее имущество в доме:

    копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в доме с вопросом формирования земельного участка;

    уведомление (лист) регистрации собственников и их представителей участвующие в общедомовом собрании жильцов;

    доверенности присутствующих представителей оформляются, согласно требованиям установленных законодательством;

    оформления решения в письменной форме общедомового собрания о формировании земельного участка;

    оформление протокола общедомового собрания о формировании земельного участка; обращение в письменным заявлением в установленного государственного органа или местного органа самоуправления для формирования земельного участка.

ВАЖНО! С заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка должно обратиться лично лицо, которое уполномочено решением общего собрания собственников многоквартирного дома в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 221 от 24.07.2007.

При том, условии, если земельный участок многоквартирного дома сформирован, то можно сразу перейти к регистрации прав общедолевой собственности: сдается письменное заявление о государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок;

При подачи заявления, должна быть надлежащим образом оформленная доверенность или решение общего собрания жильцов, на основании которого будет выступать уполномоченное лицо правами подачи заявления с пакетом документов в органы государственной регистрации; оплаченная государственная пошлина; подтверждение о том, что земельный участок многоквартирного дома сформирован; решение или протокол общего собрания жильцов о формировании земельного участка, если ранее он не был сформирован; документы подтверждающие владение объектом недвижимости если регистрация объекта была до 31.10.1998 года; иные документы, которые требуются уполномоченным органом; личное присутствие лица в органе государственной регистрации или МФЦ либо направляется заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения;

ДОПОЛНИТЕЛЬНО! С 2015 года земельные участки многоквартирного дома входящие в общедолевую собственность налогом не облагаются пп. 6 п.2 ст. 389 НК РФ.

После проведения государственной регистрации земельного участка многоквартирного дома на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 122 от 21.07.1997 выдается выписка, свидетельствующая о регистрации земельного участка.

О вопросе границ земельного участка многоквартирного дома могу сообщить следующее, границы земельного участка определяются требованиями земельного и градостроительного законодательства в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Многое зависит при регистрации земельного участка многоквартирного дома дате постройке дома это обусловлено тем, что введение Жилищного кодекса Российской Федерации в силу установленной статьи 16, где утверждены условия с указанием перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома, который находится на нем.

Хочу теперь Вам объяснить разницу:

Если Ваш многоквартирный дом построен до введения норм Жилищного кодекса Российской федерации и земельный участок был сформирован и находился на кадастровом учете, то права переходят к вам на земельный участок автоматически и бесплатно (часть 2 статья 16 ФЗ № 189);

Если земельный участок не был сформирован, но дата регистрации многоквартирного дома является ранее даты введения Жилищного кодекса, то собственники могут обратиться с заявление в органы местного самоуправления с вопросом о формировании земельного участка многоквартирного дома. Это заявление будет основание формирования земельного участка органами власти и постановке на кадастровый учет пункт 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12 -П) .

Построенные многоквартирные дома после введения Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации только при условии формирования земельного участка и постановке это на кадастровый учет.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Некоторые люди думают, что раз земельный участок сформирован и уже находится на кадастровом учете, то они являются собственниками и это мнение совершенно неправильное. Только при государственной регистрации в Росреестре РФ земельный участок многоквартирного дома становится общедолевой собственностью.

Отменен земельный налог на участки под многоквартирными домами
http://www.gkh.ru/about/news/97938/

А теперь - о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога.

После многолетних обсуждений в правительстве, министерствах, в экспертном сообществе вместо введения единого налога на недвижимость, о котором так много говорилось в последнее время, осенью 2014 года был принят закон, изменяющий порядок начисления и уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

"Единый налог на недвижимость решено не вводить, - поясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения".

Государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала нынешнего года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.

"Одна из новелл нового закона - теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Раньше такого изъятия не было".

Именно потому многие наши читатели, живущие в собственных квартирах в многоквартирных домах, с удивлением обнаружили осенью в своих почтовых ящиках квитки из налоговой службы с предложением заплатить налог за участок под общим домом.

"В прошлом году такой налог платить было нужно, - говорит Гордеев. - А в 2015 году он отменен, и оплачивать его не надо. Но не запутайтесь: в текущем году мы оплачиваем налоги за предыдущий год. То есть в 2015 году нам пришлют расчетные квитанции за 2014 год, когда требование об уплате такого налога действовало. Напомню, что собственник квартиры в многоквартирном доме является также собственником доли в земельном участке, на котором расположен дом, и эта доля пропорциональна площади его квартиры. Исходя из этого и рассчитывается сумма земельного налога. Уплатить его будет нужно в срок до 1 октября 2015 года. А вот в 2016 году этот налог уже никто платить не будет".

Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в "общем" участке, как щедрость государства.

"Согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, при условии, если его границы указаны в документах государственного кадастрового учета, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, - уточнил Дмитрий Гордеев. - То есть стоимость такого земельного участка учитывается в стоимости квартиры. А собственник квартиры обязан платить налог на имущество физических лиц.

Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом".

Определение нормативной необходимой площади земельного участка

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос необходимой площади земельного участка сложен и разнообразен, попробуем в этой статье максимально просто рассмотреть на конкретных примерах, как определить нормативно-необходимую площадь земельного участка.

В настоящий момент при расчётах площади земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости по функциональному назначению, эксперты руководствовались нормами действующего градостроительного кодекса РФ.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а так же ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с муниципальными правовыми актами. Такими актами являются «правила землепользования и застройки», которые в силу своей публичной значимости утверждается представительным органом местного самоуправления. Опубликование муниципальных правовых актов, включая Правила Землепользования (далее ПЗЗ), обычно осуществляется в городских (районных) газетах, а также при наличии такой возможности размещаются в сети «Интернет».

При отсутствии принятых ПЗЗ, при расчете площади земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости по функциональному назначению, руководствуются иными действующими муниципальным правовыми актами и или (при их отсутствии) действующими строительными, пожарными, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

Правила включают в себя:

1. Порядок применения Правил и внесения в них изменений, содержащий положения:

О регулировании землепользования и застройки органами местного

самоуправления (иными уполномоченными органами);

Об изменении видов разрешенного использования земельных участков и

объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

О подготовке документации по планировке территории;

О проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

О внесении изменений в настоящие Правила;

О регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

2. Карту градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также карта (карты) с отображением границ зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий объектов культурного наследия.

3. Градостроительные регламенты.

Таким образом, в теории, любое заинтересованное лицо при необходимости определения площади земельного участка обращается к сайту администрации муниципального района (где расположен земельный участок). Далее определяет с помощью карты территориального зонирования название зоны, затем согласно текстовой части ПЗЗ определяет предельные параметры земельного участка.

Однако на практике, органы местного самоуправления систематически не дорабатывают по части разработки и принятия документов градостроительного зонирования, что приводит к несоответствию документов федеральному законодательству и ненадлежащему информационному обеспечению деятельности в данной сфере.

По данным Генпрокуратуры за 2016 год, в соответствующих правилах повсеместно распространены случаи отсутствия предельных размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства, неурегулированности порядка и сроков градостроительных процедур, наличия незаконных ограничений прав владельцев участков. В этой связи прокуроры понуждают органы местного самоуправления к утверждению таких правил.

Всего по итогам проверок прокурорами выявлено более 17 тыс. нарушений законов в названной сфере, для устранения которых внесено 4,4 тыс. представлений, возбуждено 122 дела об административных правонарушениях, на незаконные правовые акты принесено свыше 3 тыс. протестов, в суды направлено 213 заявлений. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности уже привлечено более 240 лиц.

Так, 19 субъектов Российской Федерации до сих пор не в полной мере обеспечены правилами землепользования и застройки. Среди них - Республика Дагестан, Алтайский край, Архангельская и Московская области, Ненецкий автономный округ.

Далее, рассмотрим варианты расчета нормативной площади земельного участка при условии отсутствии принятых ПЗЗ, или при отсутствии в правилах соответствующих норм предельных размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства.

При расчете площади земельного участка, необходимой для использования объекта капитального строительства недвижимости по функциональному назначению, будем руководствоваться действующими муниципальными правовыми актами и или (при их отсутствии) действующими строительными, градостроительными, пожарными, санитарно-эпидемиологическими нормами и иными правилами.

2. Расчет площади земельного участка под многоквартирным домом

2.1. Расчет площади земельного участка под многоквартирным домом согласно СП 30-101-98 .

Если вы наткнулись на просторах интерната на данную статью, то наверняка Вам знаком такой документ как СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».

Данный документ очень доступно, на конкретных примерах объясняет расчет площади земельного участка по формуле:

S = S x У,

где S - нормативный размер земельного участка в норм.к кондоминиуме, м²;

S - общая площадь жилых помещений в кондоминиуме, м²;

к У - удельный показатель земельной доли для зданий разной з.д. этажности (таблица приложения А).

Укажем, что данный документ является действующим, однако после вступления в силу нового Жилищного кодекса, с 1 марта 2005 года понятие кондоминиума исчезло из российского законодательства (см. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года). Ближайшим аналогом кондоминиума сейчас является многоквартирный дом, при этом форм управления этим многоквартирным домом (включая земельный участок под ним) предусмотрено несколько. Из них наиболее близко общему понятию кондоминиума Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Действующая судебная практика показывает, что использовать данный документ в практическом плане трудно, так как формально термины, используемые в нем (кондоминиум) в настоящие время не используются в действующем законодательстве действующие градостроительные нормы и правила не ссылаются на СП 30-101-98.

2.2. Расчет площади земельного участка под многоквартирным домом в Москве

Укажем, что расчет площади земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома в Москве, как и в принципе все, что касается земли в Москве тайна доступная не многим.

Для общего сведения укажем, что в Москве существует принятые правила землепользования и застройки, но они по форме и содержанию не соответствуют вообще ни чему (ни законодательству, ни одним другим принятым ПЗЗ), определить на основе Московских ПЗЗ невозможно ничего.

Далее укажем, что в Москве существует практика комплексного расчета площади и границ земельных участков в рамках проведения работ по проектированию межевания квартала. Подробно автор статьи не будет расписывать, что такое проект межевания, для чего нужен проект, как он разрабатывается, как принимается, с данной информацией вы можете ознакомиться в Градостроительном кодексе РФ (ст. 43). Гневные статьи по практике разработке и принятия проекта межевания в Москве вы можете почитать на других информационных ресурсах в интернете, далее сразу перейдем к практической стороне вопроса и попробуем провести расчеты на основе методики утвержденной Москомархитектурой.

Итак, для наглядности воспользоваться ресурсом http://eatlas.mos.ru/ . На данном ресурсе присутствуют утвержденные проекты межевания кварталов. Открываем, для примера, квартал №148 ограниченный Барыковским переулком, улицей Пречистенка, улицей Остоженка, Лопухинским переулком.

Ниже представлен реальный проект межевания квартала и анализируем информацию представленную в нем. Основная информация которая нас интересует в данном документе это перечень нормативных актов на которые ссылаются авторы проекта.

В перечне нормативных актов указаны:

Градостроительный кодекс;

ТСН 30-304-2000 г.Москвы (МГСН 1.01-99) Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы;

Единые методические указания по разработке проектов межевания территории города Москвы (приказ по МКА от 13.02.2008 №13).

Проверим площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2 на соответствие требованиям градостроительных норм и правил, МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы» и требованиям единых методических указаний по разработке проектов межевания территории города Москвы (приказ по МКА от 13.02.2008 №13), и проведем расчёт величины нормативно необходимой площади земельного участка в соответствии с проектом межевания квартала.

Производя расчет нормативно необходимой площади территории участка жилого дома расположенного по адресу: г. Москва, Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2, необходимо указать что, согласно своду правил 42.13330.2016 (пунктам 5.5, 5.6, 5.7) при планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и обеспечения противопожарной безопасности.

В состав жилых зон могут включаться:

зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более);

зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 - 8 этажей, включая мансардный);

зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный);

зона застройки блокированными жилыми домами;

зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками.

В районах компактного проживания малочисленных народностей при формировании жилых зон и выборе типа жилищ необходимо учитывать исторически сложившийся уклад жизни населения.

Примечание. В региональных и местных градостроительных нормативах, правилах землепользования и застройки, а при их отсутствии - в градостроительной документации допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.

Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 5.1 Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом.

Таблица 5.1 - Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта

Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта

Норма площади квартир в расчете на одного человека, м

Формула заселения жилого дома и квартиры

Доля в общем объеме жилищного строительства, %

Бизнес-класс

k=n+1
k=n+2

10
15

Эконом-класс

k=n
k=n+1

25
50

Муниципальный

k=n-1
k=n

60
30

Специализированный

k=n-2
k=n-1

7
5

Примечания

1. k - общее число жилых комнат в квартире или доме; n- численность проживающих людей.

2. В числителе - на первую очередь, в знаменателе - на расчетный срок.

3. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.

Размер земельного участка при доме (квартире) определяется региональными градостроительными нормативами с учетом демографической структуры населения в зависимости от типа дома и других местных особенностей. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления. Допускается для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка, недостающей до установленной максимальной нормы, за пределами жилой зоны.

Таким образом, для проверки на соответствие нормам земельного и градостроительного законодательства размера земельного участка (предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома), в соответствии с проектом межевания квартала, проведем расчёт величины нормативно необходимой площади земельного участка.

Расчёт нормативно необходимой площади территории участка жилого дома проведем в соответствии с МГСН 01-99, едиными методическими указаниями по разработке проектов межевания территории города Москвы (Приказ по МКА от 13.02.08 №13), Постановление Правительства Москвы № 773-ПП от 11 октября 2005 года «О внесении изменений в МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» на территориях морфотипов исторической застройки.

Отдельно укажем, что полученные расчетные показатели нормативно необходимой площади земельного участка могут быть не точными, так как исходные данные для вычислений не подтверждены данными технической инвентаризации и кадастра, а также натурными замерами. Границы строения расположенного по адресу: Москва, Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2 построены на основе данных картографической основы в М 1:2000 проекта межевания территории квартала № 148 района Хамовники, ограниченного улицей Остоженка, Барыковским переулком, улицей Пречистенка, Лопухинским переулком (3-й этап), а та же проекта усиления фундамента здания (см. приложения).

Таблица№1

Расчет нормативно необходимой площади территории участка жилого дома расположенного по адресу: Москва, Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2

А дреса
или иные характеристики строений, территорий

Уникальный номер здания, сооружения, зарегистри- рованный в ГорБТИ

Год постройки здания, сооружения

Площадь здания, сооружения во внешних габаритах цокольной части здания (кв.м)

Функциональное использование зданий, сооружений, территорий

Общая площадь жилых помещений зданий (кв.м)

Общая площадь встроенных, встроенно- пристроенных, пристроенных нежилых помещений зданий, сооружений (кв.м)

Общая площадь отдельно стоящих нежилых зданий, сооружений
(кв.м)

Расчетные показатели участка

Нормативно необходимая площадь участка (га)

минимальная

максимальная

Лопухинский пер. д. 1А стр. 2

17897

1913

Жилой дом

2184

0.1255

В соответствии с едиными методическими указаниями по разработке проектов межевания территории города Москвы (Приказ по МКА от 13.02.08 №13) п.6.3.3.1. Расчет минимальной величины нормативно необходимой площади для жилых и нежилых строений производится по формуле:

Sнц (Ж,НЖmin) =SЖ,НЖ *100/n застр

Sнц (Ж,НЖmin)- фактическая площадь по наружному обмеру жилого или нежилого дома, строения площадь территории участка во внешних габаритах цокольной части здания.

N-максимальная застроенность участка в квартале в соответствии СППМ от 11.10.05 г. №773-ПП.

Согласно Постановлению Правительства Москвы № 773-ПП от 11 октября 2005 года «О внесении изменений в МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» на территориях морфотипов исторической застройки» к территориям морфотипа традиционно-разноэтажного относятся территории кварталов, отвечающих следующим критериям:

По кварталу в целом:

Минимальная площадь территории - 1 га;

Плотность застройки - не более 25 тыс. кв.м/га;

Застроенность территории квартала - от 30 до 60%;

Средняя этажность застройки в квартале - 3-4 этажа.

По отдельным объектам:

Этажность - не более 7 этажей;

Длина здания - не более 80 метров;

Территория участков исторических домовладений -

0,15 - 0,6 га;

Объем застройки (суммарная поэтажная площадь)

На территории участка исторического домовладения -

2 000 - 18 000 кв.м.

При выделении территории квартала морфотипа допускается включение в границы территории морфотипа существующих зданий этажностью от 8 до 14 этажей, площадь застройки которых не превышает 20% от площади "пятна" всей застройки квартала.

Исходя из вышеуказанных данных определим минимальную и максимальную площадь земельного участка при доме расположенном по адресу: г. Москва, Лопухинский пер. д. 1А стр. 2.

Sнц (Ж,НЖmin) =SЖ,НЖ *100/n застр=753*100/60%=1255 кв.м. min площадь земельного участка

Согласно п. 6.3.3.2. единых методических указаний по разработке проектов межевания территории города Москвы, расчет максимальной нормативно необходимой территории площади участка для жилых, нежилых домов и строений принимается в соответствии с ППМ от 11.10.05 №773-ПП «О внесении изменений в МГСН 1.01.99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы на территориях морфотипов исторической застройки. Согласно Постановлению Правительства Москвы № 773-ПП от 11 октября 2005 года «О внесении изменений в МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» на территориях морфотипов исторической застройки» По отдельным объекта территория участков исторических домовладений может составлять 0,15 - 0,6 га.

2.3. Выводы по исследованию площади земельного участка под многоквартирным домом

1) Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания объекта представлена в таблице №2 и составляет

Sнц (Ж,НЖmin) = 1848 кв.м. min площадь земельного участка

Согласно Постановлению Правительства Москвы № 773-ПП от 11 октября 2005 года «О внесении изменений в МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» на территориях морфотипов исторической застройки» По отдельным объекта территория участков исторических домовладений может составлять 0,15 - 0,6 га.

Таким образом Sнц (Ж,НЖmax) = 6000 кв.м. max площадь земельного участка.

2) Согласно проекту межевания территории № 148 района Хамовники min площадь земельного участка расположенного по адресу: Москва, Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2 составляет 0,089 кв.м., mix площадь земельного участка составляет 0,098 кв.м. Таким образом, проект межевания территории № 148 не соответствует требованиям градостроительных норм и правил, МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы» и требованиям единых методических указаний по разработке проектов межевания территории города Москвы (приказ по МКА от 13.02.2008 №13).

3) Проверить выводы, о площадях земельных участков представленные в проекте межевания № 148 (да и в принципе во всех остальных проектах межевания) не представляется возможным, так как во всех без исключения проектах отсутствуют формулы расчета этих площадей. Заметим, что на странице №4 проекта межевания квартала №148 по участку №4 (Лопухинский пер. д. 1А, стр. 2) указана, что площадь земельного участка, рассчитанная Москомархитектурой соответствует нормам, при этом расчет площади произведен на основании документа под названием «Обязательныя постановленiя Московской городской думы по строительной части 1871 года».

4) Сами по себе МГСН 1.01-99 и «Единые методические указания по разработке проектов межевания территории города Москвы» в целом соответствуют требованиям градостроительных норм и правил (СП 42.13330.2016). Но на практике, при реальной разработке проектов межевания в Москве на их основе ни чего не считается. Итоговые суммы пишутся такие, какие нужны правительству города Москвы.

2.4. Вывод по теме

В настоящий момент в законодательстве отсутствуют четкие нормы и методики расчета нормативной площади земельного участка под многоквартирным домом.

По этой причине при расчётах нормативной площади земельного участка можно руководствоваться методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах СП 30-101-98, или нормами и правилами проектирования планировки и застройки г. Москвы» МГСН 1.01-99.

Однако в контексте судебной экспертизы вопрос о корректности использования данных нормативных актов остается открытым.

3. Расчет площади земельного участка под объектами промышленных предприятий.

Как указывалось ранее, согласно ГК РФ, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки. При отсутствии принятых правил, при расчете площади земельного участка, необходимой для использования объекта капитального строительства по функциональному назначению, руководствуются действующими градостроительными нормами и правилами.

При расчете площади земельных участков необходимых для эксплуатации промышленных объектов руководствуются нормами СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий».

Расчет площади земельного участка осуществляется исходя из плотности застройки земельного участка. Плотность застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения, а также резервные участки на территории объекта, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и сооружений (в пределах габаритов указанных зданий и сооружений), при этом размеры и оборудование стоянок и складов принимаются по нормам технологического проектирования предприятий. В таблице приложение В СП 18.13330.2011 указаны показатели минимального коэффициента застройки территории производственных объектов. Химическая промышленность 11 Лакокрасочной промышленности

12 Продуктов органического синтеза

Исходя из требований СП 18.13330.2011 для объекта производственного назначения по производству изделий из пластмасс минимальная плотность застройки составляет 50%. Тогда максимальная площадь земельного участка согласно требованиям СП 18.13330.2011 составит:

2457кв.м.(фактическая площадь застройки)/0,5 (процент застройки 50%) = 4914 кв.м. (максимальная площадь земельного участка исходя из максимального процента застройки).

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":

В настоящее время приобретение жилья автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом — разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе строительства.

Как указано в части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по "межеванию", "приватизации", "регистрации" земельного участка.

Если на земельном участке расположены несколько МКД и собcтвеники собственники помещений одного или всех домов могут провести межевание, т.е. разделить один общий земельный участок на несколько по количеству МКД.

Если собственникам помещений МКД совcем уж нечем занятmся, они могут даже зарегистрировать право собственности на земельный участок в ЕГРП:

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним " (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Министерством юстиции Российской Федерации, письмом от 21 апреля 2006 года № 04/3201-ЕЗ, были даны разъяснения, согласно которым если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации (пункт 2 статьи 8 и статья 223 Гражданского кодекса РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает возникновение права на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, вне зависимости от наличия государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

При регистрации права собcтвенности на земельный участок в ЕГРП в подразделе № 3-3 будут указаны все собственники квартир, которые проживают в МКД расположенном на этом земельном участке, но при этом они не могут выделить "свой" участок из общей долевой собственности, то есть на него возникнет собственность с ограничением совместного сервитута. Кроме того, для проведения такого мероприятия требуется личное участие 100% собственников помещений МКД.

Зачастую желание собcтвенников помещений МКД зарегистрировать свое право собственности на земельный участок обьясняется незнанием законов, а именно:

Что, согласно статьи 273 Гражданского кодекса РФ, “при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования”.

И самое главное - в Жилищном кодексе РФ четко указано, что земля под многоквартирным домом - это коллективная собственность жильцов.

Статья 36 ЖК РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Поскольку земельный участок под домом является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме с момента возникновения у них права собственности на такие помещения, то право собственности на земельный участок под МКД юридически связан с правом собственности на помещения в этом доме и следует его судьбе. Приобрести помещение в МКД можно только с долей земельного участка. И продать - только с долей. (ст. 38 ЖК РФ).

Так что при приобретении дольщиками в собственность квартир переход права собственности на земельный участок происходит автоматически, в силу закона.

Поэтому дополнительно подтверждать свое право на земельный участок путем его регистрации в ЕГРП нет ни какой необходимости.

Для поиска кадастрового номера земельного участка можно воспользоваться публичной кадастровой картой России

Если после прочтения статьи у Вас осталось непреодолимое желание зарегистрировать право на общедолевую собственность в росреестре, то Вам следует предпринять следующие шаги:

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом. Участок признается неделимым. Доля собственника в праве общей собственности на имущество пропорциональна размеру общей площади принадлежащему ему помещения и не может быть выделена в натуре.

На основании решения общего собрания собственников любое уполномоченное собранием лицо (заявитель) вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ст. 16 федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются на основании проектов межевания. С момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества бесплатно переходит в общую долевую собственность.



Похожие статьи