Аграрная эпоха. Аграрное общество

Аграрное общество - понятие, которое характеризует общественно-экономическое развитие общества, его определенную стадию, при которой преобладает сельское хозяйство, имеет место жесткая сословная иерархия, решающая роль в социально-политической жизни принадлежит церкви и армии. Это первая стадия развития общества.

«Крестьянское общество» и «традиционное общество» - это синонимы понятия «аграрное общество», определение которого стало активно использоваться в 50-60-е года прошлого века. Так как широкое распространение получила концепция индустриального общества.

Традиционное или аграрное общество - это тесное взаимодействие человека с природой, его состязание с ней. Во всех сферах жизни (социальной, хозяйственно-экономической, духовной, политической) проявляются особенности этого типа общества.

Социальная жизнь

Аграрный тип общества подразумевает под собой социальные отношения, основанные на подчинении. Все являются включенными в коллектив, каждый становится его частью. Человек обычно появлялся на свет, заводил семью, умирал в одном месте и окружении. Его быт, трудовая деятельность переходили из поколения в поколение, то есть воспроизводились. Смена коллектива была затруднительна или вообще трагична. Срок жизни людей в таком обществе был достаточно коротким. Это 40-50 лет. Имела место высокая смертность вследствие не очень развитой медицины, да и других сфер жизни. Смертность компенсировалась высокой рождаемостью.

Хозяйственно-экономическая сфера

В экономической сфере наблюдается полная зависимость экономики от природы и климата. В основном распространены такие виды хозяйства, как скотоводство и земледелие, их распределение зависит от положения человека в социальной иерархии. Вообще трудятся люди индивидуально, преимущественно ручным способом, без использования какой-либо техники.

Политическая жизнь

Основой аграрного общества стала сельскохозяйственная община, отношения в которой были очень прочными вследствие происхождения от общего предка, признания друг друга родственниками. Основой общины являлись коллективное пользование землей, совместная трудовая деятельность, периодический передел земельных угодий. Аграрное общество характеризует малая динамика. Положение каждого человека в нем напрямую зависит от того, какой социальный статус он занимает, приближен ли он к власти. Самый старший (глава семьи, рода, вождь) непререкаем, вне зависимости от того, какими личностными качествами он обладает, завоевал ли он любовь и уважение других членов общины. В традиционном обществе всегда почитают старых, старших. Оно основывается на писанных и неписанных традициях, нормах и обычаях. Конфликты, споры, разногласия решаются при участии старшего, авторитетного члена общества.

Духовная сфера жизни

Можно сказать, что аграрное общество является закрытым, самодостаточным, оно не допускает никакого влияния на него извне. Традиции определяют политическую жизнь, а не законы. Большую ценность представляет собой власть, нежели закон, для нее не требуются никакие обоснования. Так как она передается по наследству по воле Бога, то есть правитель осуществляет волю высших сил на земле. Власть всегда находится у одного человека, чаще всего он предпочитает деспотичный тип правления, являясь верховным правителем земли. Можно сказать, что общество, да и само государство стремится подавить человека и его личность. Таким образом, формой правления аграрного общества является монархия.

Мода и аграрное общество

Понятия моды как такого не существовало. Каждый народ имел общепринятую манеру одеваться, то есть национальный костюм, который очень мало изменялся или оставался неизменным на протяжении долгого времени. Социальная иерархия очень хорошо проявлялась в одежде. В зависимости от принадлежности к определенному страту менялся и национальный костюм человека.

Культура

Во времена аграрного периода истории человечества произошло очень значимое событие. Это возникновение письменности и выделение особого сословия или класса людей - ученого сословия. Только немногие владели грамотой в середине аграрной эпохи. Только лишь некоторые общества создали свою собственную письменность. Однако очень немногие люди, состоящие в этих обществах, могли действительно читать и писать.

Грамотность приводит к централизации и накоплению знаний и культуры. Хотя существуют соперничество и разногласия между ученым сословием и духовенством.

Заключение

Таким образом, можно выделить характерные черты аграрного общества:

В современном мире уже нет примеров такого уклада общества, хотя есть возможность привести в качестве примера различные племена аборигенов, которые проживают на территории Австралии и Африки.

Аграрное общество

Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации .

Основные характеристики аграрного общества:

  • относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)
  • преобладание сельского населения
  • основной тип производства - сельское хозяйство
  • некоторое развитие добывающих отраслей
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.

Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

  • Формация

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аграрное общество" в других словарях:

    Общество, характеризующееся: преобладанием сельскохозяйственного производства; незначительным развитием либо отсутствием промышленности; слабой социальной дифференциацией; и преобладанием сельского населения. По английски: Agrarian society См.… … Финансовый словарь

    См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (аграрная экономика) этап общественно экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, заимствованных у природы (добывающие отрасли и сельское хозяйство) … Юридическая энциклопедия

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (agrarian society) форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные цивилизации, например доиндустриальный Христианский… … Большой толковый социологический словарь

    Аграрное общество (в технократической концепции) - общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО … Юридическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедия социологии

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - англ. society, agrarian; нем. Gesellschaft, agrarische. Общество, характеризующееся в отличие от общества индустриального преобладанием сельскохозяйственного производства, незначительным развитием либо отсутствием промышлен ности, слабой соц.… …

    ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ - англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо культ. регуляции… … Толковый словарь по социологии

Книги

  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 2. Аграрное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Кремлев Н.Т.. Настоящее издание посвящено вопросам общественного развития. Книга состоит из трех частей. В первой части рассмотрены методы исторической социологии, проблемы образования человеческого…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.

Понятие аграрного общества

Определение 1

Аграрное общество – это исторический этап общественно-экономического развития, наибольшее значение при котором имеют ресурсы, производимые в сельском хозяйстве.

Его возникновение стало возможно благодаря неолитической революции. Главным отличием от охотничье-собирательского общества является тот факт, что люди в аграрных обществах владеют способами получения большего количества продукции с минимально занимаемой площади. В связи с данным фактом многократно увеличивается плотность населения в таком обществе, что в свою очередь неизбежно влечет за собой усложнение социально – политической организации существующего общественного строя.

Основные характерные черты аграрного общества

  • для данного типа общества характерна слабая социальная дифференциация среди его членов;
  • подавляющее преобладание сельского населения над городским;
  • основным типом производства является сельское хозяйство;
  • слабое и незначительное развитие промышленных отраслей;

Характеристика аграрного общества

  1. Технологическую основу аграрного типа общества и аграрной цивилизации в целом составляет разнообразие применяемых людьми сельскохозяйственных орудий с использование энергии человека и животных. Благодаря данному разнообразию возможно возникновение семейной и иной кооперации людей, которая позволяет осуществлять более активное воспроизводство материальных благ.
  2. Демографические и социальные особенности аграрного общества заключаются в главенствующей роли патриархальной семьи, которая включает родителей, детей, прародителей, родственников, проживающих совместно и занимающихся одним делом для получения лучшего результата.
  3. Основу экономической подсистемы аграрного общества составляет земледельческий способ производства, основным предметом труда в котором является земля и постоянно связанная с ней жизнедеятельность человека.
  4. Промышленное производство аграрной эпохи характеризуется изготовлением железа и стали, изобретением железного и стального инструмента и оружия, а также применением производственных знаний и силы людей в процессе обработки земель.
  5. Экономическая сила данной эпохи заключается в частной и общинной собственности на средства обработки, орудия труда и землю. В данный период развития общества происходит процесс углубления разделения труда, происходит активный рост ремесленного сектора.
  6. Политическая подсистема аграрной эпохи представляет собой неустойчивую империю, которая опирается на армию, существующую в обществе бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление. Времена возникновения и существования аграрного общества характеризуются непрерывными войнами, которые стали особенно кровопролитными в связи с изобретением железного оружия. Так же по причине постоянной военной угрозы со стороны активно идет процесс укрепления городов, которые обносились стенами, рвами, охранялись армией практически постоянно.
  7. Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется господством над сознанием людей мифологии и религии. Для аграрного общества характерна борьба между различными религиозными и мировоззренческими системами. Идет активное строительство храмов, развиваются музыкальное, танцевально и архитектурное искусства. Появляются зачатки образования и науки.
  8. Общественное сознание в аграрном обществе носит мифологический, религиозный характер и представляет собой совокупность мифов, в которые безоговорочно верят. В сознании людей бессознательное господствует над сознательным, а духовное развитие отодвинуто на второй план.


Похожие статьи