Бонусы за безаварийную езду осаго росгосстрах. Для чего нужна пробивка по базе РСА. Как восстановить КБМ в базе РСА

и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2017 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.

КБМ или коэффициент «Бонус-Малус» - это коэффициент, который используется страховыми компаниями при расчете страховой премии по договору. В зависимости от наличия или отсутствия аварий «Бонус-Малус» может быть понижающим или повышающим. Для удобства определения данного коэффициента создана специальная КБМ таблица по ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Проверить КБМ

Что значат строки в таблице

Стоимость договора напрямую зависит от того, какой будет применен класс КБМ по ОСАГО.

Вся таблица поделена на несколько разделов. В первом столбце указан класс водителя на момент страхования. Водитель, который впервые обращается к представителю компании, с целью оформления полиса, автоматически получает начальный 3 класс. Именно от него будет происходить расчет в большую или меньшую сторону.

Во второй строке указана скидка, коэффициент бонус-малус, в процентном соотношении.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие обращений, в течение страхового года.

Как пользоваться таблицей

Пользоваться таблицей очень просто. Для определения коэффициента необходимо знать только: какой класс был на момент страхования и сколько аварийных случаев было в течение действия данного договора. Со вторым значением просто, поскольку каждый водитель знает, случались ли аварии, или нет. Первое значение можно узнать в страховой организации или на странице .

Для проверки необходимо внести: ФИО, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения. После внесения персональных сведений автоматически произойдет проверка.

Для того чтобы лично узнать коэффициент на начало страхования необходимо обратиться в офис компании, где был оформлен договор. При себе необходимо иметь паспорт, оформленный договор и водительское удостоверение. По времени проверка бонус-малус занимает не более 10 минут.

После того как вы узнаете свой класс, необходима таблица КБМ ОСАГО 2019 года, для определения значения. В первом столбце таблице необходимо найти свой класс. Во втором столбце будет отражена скидка, или повышающий коэффициент, который был использован при расчете премии по договору. Далее определяется бонус-малус на следующий год. При отсутствии выплат он опускается вниз по таблице на одну строчку. Если были аварии, он поднимается вверх по таблице, в зависимости от аварий.

Пример расчета КБМ по таблице

Вашему вниманию два примера. В первом случае водитель проездил год без убытков, во втором у водителя были аварии. Рассмотрим, как работает таблица КБМ класса водителя, при отсутствии и наличии страховых случаев.

Иванов Сергей Петрович обратился к страховщику 11 ноября 2015 года. На момент оформления договора водителю присвоили 9 класс КБМ, а именно 30% скидка к базовому тарифу по полису. Получается, клиент уже пользовался услугами страховой компании не один раз и каждый получал 5% за безаварийную езду.

Пример № 1: Отсутствие аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился в страховую организацию, для получения нового договора. Как и ранее у клиента не было аварий, и сотрудник предоставила понижающий бонус за безаварийный год. Для определения она использовала таблицу «Бонус-Малус» по ОСАГО.

У Сергея Петровича был 9 класс, двигаясь по этой строке вправо, в таблице, страховой агент посмотрела новый класс, при количестве страховых случаев «0». После 9 идет 10, которому соответствует скидка 0,65 или 35% к итоговой стоимости договора страхования. Получается, по новому договору получит скидку, в размере 35%.

Пример № 2: Наличие трех аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился к представителю страховой компании, для оформления нового договора. К сожалению, за последний год у клиента было 3 аварии, по его вине. В связи с этим клиент не рассчитывал на хорошую скидку.

У Сергея Петровича был 9 класс. Двигаясь по строке, нужно посмотреть новый коэффициент, который присваивается водителю, у которого было 3 аварии. Новый класс, который получает аварийный водитель, равен 1 или повышающий коэффициент 1,55. Получается, клиент должен оплатить повышенную страховую премию.

КБМ при неограниченной страховке

Если оформлен полис, по которому предусмотрено неограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то возникает вопрос: класс бонуса-малуса, как узнать? В таком случае расчет бонуса идет по собственнику машины.

Коэффициент по собственнику определяется аналогично, как по водителю. Единственное, что стоит принимать во внимание, скидка на машину по собственнику закрепляется на конкретную машину и не распространяется на другие.

К примеру, вы несколько лет подряд, без аварий, оформляете договор на машину ВАЗ 2110 и заработали максимальный класс, в размере 50%. При покупке новой машине, Kia Ria, при условии неограниченного количества лиц, по ОСАГО, вам будет присвоен начальный – 3 показатель. Получается, новая машина – это новая система скидок.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на . При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

На сегодняшний день установлено 15 классов водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.

Вопросы и ответы про КБМ

От чего зависит КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально или для собственника транспортного средства, при условии, что договор заключен на условии неограниченного использования транспортного средства, и влияет на стоимость договора ОСАГО. КБМ изменяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего, закончившегося не более года назад, договора обязательного страхования, по вине водителя, указанного в договоре транспортного средства.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Показатель КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ?

Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): .

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного класса аварийности (КБМ) в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно . Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через .

Порядок определения КБМ Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1). Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент КБМ учитывается только в том случае, если вписываемый водитель является собственником транспортного средства в отношении которого был заключен предыдущий договор.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 5 классу, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 2 классу, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим классом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый безаварийный стаж 4,5 года. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается класс 3 (КБМ = 1).

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается класс страхования 3 (КБМ = 1).

Изменение списка допущенных к управлению с «без ограничений» на «ограниченный» (одно и то же транспортное средство)

Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ТС), то предоставленные сведения учитываются только в том случае, если вписываемый водитель является собственником ТС.

  • Собственником транспортного средства заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования, класс собственника - 5 (КБМ = 0,9). Он планирует изменить условия на следующий год и заключить договор на условии управления ТС только указанными в полисе водителями на то же самое ТС. В случае если страхователь (собственник) вписывает себя водителем, класс для него будет сохранен и, при условии, что не было выплат по предыдущему договору, составит 6 (КБМ = 0,85).

У страхователя есть договор ОСАГО «без ограничений» на принадлежащее ему ТС. Его добавляют в качестве водителя, допущенного к управлению, в другой договор ОСАГО с ограниченным списком водителей

В данном случае у вписываемого водителя нет страховой истории как у водителя, следовательно, для него определяется начальный класс 3 (КБМ = 1).

  • Собственник транспортного средства, который на протяжении 5 лет заключал ОСАГО «без ограничений», хочет, чтобы его вписали в договор ОСАГО с ограниченным списком водителей. В этом случае, его класс как водителя - начальный, т.е. 3 (КБМ = 1).

Если водитель вписан в несколько договоров

Если водитель вписан в несколько договоров ОСАГО, класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения ОСАГО, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

Полис без ограничений

Общий порядок

КБМ присваивается собственнику относительно конкретного транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО. Если у одного собственника несколько ТС и на каждое из них заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством, то КБМ по каждому из договоров может быть разным.

  • Страхователь является собственником транспортных средств №1 и №2. Оба транспортных средства застрахованы по договору ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством. При этом транспортное средство №1 только из салона (новое), транспортное средство №2 - используется уже 3 года. Несмотря на то, что собственник один и тот же, значение КБМ будет разным.

Изменение списка лиц, допущенных к управлению, с «ограниченного» на «без ограничений»

При внесении изменения договор ОСАГО в связи с переходом с ограниченного списка лиц допущенных к управлению транспортного средства, на неограниченный, КБМ по договору в отношении собственника транспортного средства применительно к данному транспортному средству будет установлен равным 1 , т. к. в АИС РСА нет информации о КБМ собственника для данного транспортного средства.

  • Страхователь он же собственник транспортного средства, страховал на протяжении 3 лет свое транспортное средство на условии ограниченного списка водителей, допущенных к управлению. Его КБМ как водителя - 0,85. Затем он решил оформить полис на условии допуска водителей «без ограничений». В данном случае для расчета страховой премии будет использоваться его КБМ как собственника, равный 1.

Если предыдущий договор был досрочно расторгнут

При заключении нового договора ОСАГО, класс аварийности (КБМ) будет равным классу, который был определен при заключении последнего закончившегося не более года назад договора обязательного страхования.

  • У страхователя был полис ОСАГО с классом 5 (КБМ = 0,9). Он его расторгает (ДТП не было), покупает новое транспортное средство. Его класс не изменяется, а остается равным 5 (КБМ = 0,9).
Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то если:

  • договор был заключен на условии ограниченного использования указанными в договоре водителями - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП. В полис вписано 2 водителя: Водитель №1 и Водитель №2. Виновником ДТП является водитель №2. Класс водителя №2 будет снижен, при этом на КБМ Водителя №1 факт ДТП не скажется.
  • договор был заключен на условии допуска водителей «без ограничений» - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет уменьшен у собственника транспортного средства, при этом неважно, кто из водителей был виновником ДТП.
Перерыв в страховании 1 год и более

Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Если в течении более чем 1 года вы не участвовали в договорах ОСАГО, ни как водитель ни как собственник, то ваша страховая история «обнуляется» и при заключении договора будет использоваться 3 класс (КБМ = 1).

На нашем сайте можно бесплатно и в удобной форме сделать запрос КБМ онлайн

Проверка КБМ через базу РСА

(Сервис взаимодействует напрямую с Российским Союзом Автостраховщиков )

Как заказать у нас полис ОСАГО? Все опытные автолюбители знают, что стоимость полиса ОСАГО отличается в зависимости от стажа водителя и аварий, произошедших по его вине (если за ущерб проводились страховые выплаты). Для того чтобы рассчитать ОСАГО скидки, применяется специальный коэффициент КБМ (бонус-малус). Нужно отметить, что сегодня это единственный коэффициент, позволяющий снизить стоимость страховки.

Что такое КБМ

Коэффициент бонус-малус определяется в зависимости от наличия либо отсутствия выплат при страховых случаях во время предыдущих договоров на ОСАГО. Проще говоря, это ОСАГО скидки за безаварийную езду , причем за каждый следующий год вождения без аварий стоимость полиса для аккуратного водителя снижается на 5%. Раньше КБМ применяли к конкретной машине. Тогда после ее продажи скидка пропадала, и автовладельцу приходилось начинать все заново. Теперь этот коэффициент зависит исключительно от водителя и принадлежит ему, независимо от того, на каком автомобиле он ездит. Скидка сохраняется даже при смене страховой компании, но нужно, чтобы перерыв в страховании составлял менее года.Если водитель стал виновником ДТП, то новый полис, напротив, будет стоить для него дороже на 50%. Проведя через АИС РСА проверку КБМ, теперь можно легко узнать страховую историю каждого водителя.

Как рассчитываются скидки на ОСАГО

Если водитель оформляет договор на страховку впервые, то ему сразу присваивают 3 класс с коэффициентом 1.0. Каждый следующий год безаварийного вождения приносит 5% скидки на страхование. Например, после трех лет езды без аварий по собственной вине водитель получит скидку на ОСАГО в размере 15%. Если машиной будет управлять несколько водителей, то коэффициент будет применяться минимальный. К примеру, если Ваша скидка составляет 20%, а скидка второго человека в страховке – 10%, то тарифы будут рассчитывать с 10-процентной скидкой. Если один из водителей неопытный, стоимость также посчитают, учитывая именно его данные. Поэтому аккуратным автовладельцам с большим стажем невыгодно вписывать в свой полис людей с низким коэффициентом.

Для чего нужна пробивка по базе РСА

С начала 2013 года все страховые компании в России обязали перед расчетом стоимости и выпиской документов проводить проверку полисов, чтобы проверить, каким КБМ обладает клиент. С тех пор в случае аварии несоблюдение данного требования может обернуться для страхователя значительными проблемами. Российский союз автостраховщиков приложил много усилий, чтобы система «бонус-малус» начала работать в полную силу. Базы тщательно дорабатывались. Сейчас благодаря введенной в эксплуатацию проверке КБМ водители, совершившие аварии, уже не смогут предотвратить повышение стоимости страховки даже при смене страховой компании. Раньше этим методом пользовалось много недобросовестных автовладельцев, так как страховщики не могли проверить их историю в общей базе данных. Теперь же каждый автостраховщик может провести по базе РСА проверку КБМ любого водителя. Автоматизированная система включает в себя около 100 млн договоров, которые были заключены за 2 последних года. В том случае, если у страхового агента не было доступа к базе, а клиент дал ему неверную информацию, это все равно раскроется в будущем. Такое нарушение приведет к повышению стоимости полиса в 1,5 раза. Сведения об этом клиенте попадут в базу всех автостраховщиков. Однако и страховые компании обязаны вовремя предоставлять информацию в РСА о том, что заключили с водителем договор. На это им дается 15 дней. За ошибки и неверный расчет коэффициента РСА применяет к страховщикам штрафные санкции.
Как еще можно использовать АИС РСА
Кроме проверки КБМ по ОСАГО, автоматизированная информационная система может помочь клиентам в контроле полиса, если они не уверены в порядочности страховой компании. Чтобы обезопасить себя от подделки, можно бесплатно проверить документ по десятизначному номеру бланка, на котором будет выписан полис. Можно ли проверить свой КБМ онлайн? Если Вы собираетесь продлить полис ОСАГО, то свой коэффициент Вы можете узнать, послав запрос КБМ. Полученные данные покажут, какая Вам причитается стоимость страхования. Чтобы получить эту информацию, нужно только указать: С ограничением или без ограничений; ФИО водителя; Его полную дату рождения; Серию и номер водительских прав; Дату окончания прошлого полиса ОСАГО при его наличии. Чтобы заказать страховой полис ОСАГО с доставкой на дом или в офис - звоните по телефонам: +7 499 343-76-95

При расчете стоимости страхового полиса ОСАГО отдельное место отводится такому показателю, как КБМ (коэффициент бонус-малус). Обо всех нюансах его определения мы расскажем в этой статье.

КБМ дает возможность водителю получить за безаварийное вождение определенную скидку. Ежегодно безаварийное вождение увеличивает размер скидки и, как следствие, уменьшает стоимость полиса для конкретного автоводителя.

Что такое КБМ в полисе ОСАГО?

Под КБМ (коэффициентом бонус-малус) принято понимать регламентированную государством скидку по ОСАГО за то, что он без аварий управлял ТС (транспортным средством) . Размер такой скидки определяется для автогражданки соответствующим классом КБМ.

Расчет коэффициента КБМ находится в зависимости от объёма страховых выплат предыдущего страхового периода (1 год) и дает возможность автоводителю сэкономить деньги при покупке полиса ОСАГО.

Можно получить информацию о коэффициенте КБМ для водителя, указанного в полисе ОСАГО, здесь на сайте (при этом процедуру регистрации проходить не потребуется).

Обратите внимание, что количество обращений по поводу расчета КБМ никак не ограничено.

Для чего нужен КБМ?

Коэффициент КБМ — это важный показатель, который нужно учитывать, чтобы правильно рассчитать стоимость полиса ОСАГО. Вместе с «бонус-малус» применяется такое понятие, как класс автоводителя.

Каждому классу водителей соответствует свой КБМ. При этом, автоводителю, впервые оформляющему полис ОСАГО, присваивается (по умолчанию) класс 3 с КБМ=1.

В последующие периоды коэффициент подсчитывается в соответствии с таблицей, которая приведена .

Обратите внимание на следующие нюансы:

  • В случае, когда конкретный водитель не стал виновником ДТП в течение целого года (срока, на который оформлен полис ОСАГО), его КБМ уменьшается, а класс на единицу увеличивается.
  • В случае, когда по вине автоводителя произошло одно/несколько ДТП, по которым страховая была вынуждена осуществить выплаты другим участникам аварий, его КБМ, а с ним и стоимость полиса увеличиваются. При этом класс водителя уменьшается.

Окончательную стоимость страховки (с учетом КБМ и других факторов) можно определить, используя специальный калькулятор ОСАГО.

Проверить КБМ онлайн по базе РСА - Российский Союз Автостраховщиков

Еще несколько лет назад для хранения значений КБМ страховщики использовали собственные архивы. Так водитель, который принимал решение воспользоваться для получения автогражданки услугами другой страховой компании, был вынужден получать у предыдущего страховщика специальную справку.

Сейчас существует единая база данных Российского союза автостраховщиков (РСА), в которую занесены все имеющиеся коэффициенты КБМ.

При этом РСА является профессиональным некоммерческим объединением (по принципу обязательного членства) всех страховщиков ОСАГО в нашем государстве. Целью создания этой структуры было обеспечение взаимного комфортного сотрудничества всех автостраховых компаний, которое направлено на формирование общих профессиональных принципов в такой сфере, как обязательное страхование.

Сам термин «коэффициент бонус-малус (КБМ)» и использование его в расчетах цены на полисы автогражданки возникло в 2003г. Ведение общегосударственной электронной базы РСА по ОСАГО начато позже, и включает сведения о страховании транспортных средств, начиная с 2011г.

Для того, чтобы правильно проверить класс КБМ по ОСАГО, важно точно составить запрос АИС. В самом запросе следует указывать ту дату, которая идет уже после конечной даты полиса действующего.

Как проверить автоводителя по КБМ

Сама проверка осуществляется на официальном ресурсе РСА, который предоставляет пользователям такие возможности:

  • Получить уникальный идентификатор запроса КБМ;
  • Выполнить проверку КБМ полиса без каких-либо ограничений по списку водителей;
  • Определить КБМ, как для юридических, так и физических лиц.

Помимо этого программа содержит сведения, касательно предыдущего страхового полиса с указанием наименования страховой компании, где он был оформлен, а также количество убытков на настоящий момент.

Для того чтобы сделать запрос КБМ онлайн, нужно ввести информацию в специальную форму, которая создана для проверки КБМ. Перейдя на следующую страницу (http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm) или форму , любой водитель имеет возможность проверить КБМ по базе на официальном сайте РСА.

Для этого понадобится ввести следующие сведения:

  1. ФИО автоводителя;
  2. Дату рождения;
  3. Серию и номер водительских прав. Здесь важно, чтобы соблюдалось условие: буквы (если таковые имеются) нужно вводить на английском языке.
  4. Дату, с которой предполагается заключение договора автогражданки (можно внести дату текущую);
  5. Проверочный код.

Теперь можно нажимать «Поиск», после чего пользователь попадает на страницу, где и будет указано то реальное значение КБМ, которое имеется у данного автоводителя в базе РСА.

В случае, когда полученный коэффициент совпадает с тем значением, которое рассчитано теоретически, никаких вопросов возникать не должно. Если же имеются расхождения и проверка скидки КБМ по базе в РСА не совпала с ожидаемым значением, понадобятся дополнительные действия по восстановлению КБМ.

Обратите внимание, что показатель КБМ будет подсчитываться строго на дату, указанную пользователем.

Скидки по ОСАГО: особенности расчета

Страховая компания, продавая полис ОСАГО, получает сведения о КБМ в автоматизированной общегосударственной базе АИС РСА, которая принадлежит Российскому союзу автостраховщиков. В случае, когда необходимые данные отсутствуют в системе, в расчет автогражданки принимается начальное значение «бонус-малус», равное 1. Относительно класса водителя следует отметить, что он определяется однократно (в рамках действия годовой автогражданки).

Таким образом, в случае выплат по вине собственника транспортного средства, КБМ увеличивается только в момент оформления следующего страхового договора.

Если полисом автогражданки ограничивается тот круг лиц, которые допущены к управлению автомобиля, то водитель, рассчитывающий получить скидку при оформлении ОСАГО, должен фигурировать в страховом договоре с самого начала действия документа. В случае, когда лицо добавлено в уже действующий полис, для него в следующем году не учитывается КБМ за неполный период.

Свой «бонус-малус» водитель получает на основании показателей аварийности вождения на основании прошлого договора страхования (от завершения действия договора не должно пройти более года). Если за этот период отсутствует страховая история, то в учет берется КБМ=1. Водитель/владелец ТС может получить скидку в случае, когда на момент вступлению в действие нового страхового договора, предыдущий «безаварийный» ОСАГО уже завершен.

Как восстановить КБМ в базе РСА

Этап №1. Выявление ошибок

Следует разобраться, где и в чем была допущена ошибка в коэффициенте КБМ. Это можно выяснить самостоятельно, имея данные всех страховых полисов либо их копий. Следует учитывать, что непосредственно в полисах КБМ не указывают, а значит, нужно будет пересчитывать вручную стоимость каждого из полисов.

Кроме того не стоит забывать, что страховые коэффициенты периодически изменяются, а значит расчеты стоимости полисов за предыдущие периоды нужно проводить основываясь на тех версиях « », которые действовали на момент приобретения каждого конкретного полиса ОСАГО.

Целесообразно начинать проверку с самого последнего года.

Желательно каждый год сверять стоимость каждого полиса с результатом, полученным на калькуляторе. В этом случае ошибка скорее всего будет выявлена в самом последнем периоде (в действующем на данный момент договоре).

Если же Вы не проводили такие проверки стоимости ОСАГО систематически, то ошибка (либо несколько ошибок) может быть выявлена в совершенно любом периоде.

Этап №2. Устранение ошибок

После того, как ошибка выявлена, следует обратиться в ту автостраховую компанию, которая допустила ее в процессе оформления автогражданки, для восстановления КБМ.

Пример. Вы имеете действующий полис, который оформлен в росгосстрахе. При этом выяснилось, что в базу данных РСА ошибочно внесен не тот коэффициент КБМ. В этом случае обращаться нужно в росгосстрах, где бесплатно внесут изменения в базу (после проведения проверки информации). На практике вся процедура занимает 2-3 рабочих дня.

Гораздо сложнее исправить ошибку, которая допущена в предыдущих полисах (действие которых уже закончилось). В этом случае нужно обращаться в ту страховую, которая оформила полис ОСАГО с ошибкой.

К примеру, если стоимость страхового полиса, купленного автовладельцем в 2012г, рассчитана неправильно, то для устранения неточностей следует обращаться в страховую, которая продала Вам полис в 2012г. Только в этой компании могут исправить собственную ошибку.

Обратите внимание, что сама РСА не имеет права вносить в базу данных какие-либо изменения и обращаться к ним с этим вопросом бессмысленно.

Может возникнуть ситуация, когда водитель обнаружил ошибку, хочет ее исправить, однако страховая компания, с которой несколько лет назад был заключен договор ОСАГО, на данный момент уже не существует (ликвидирована, разорена и пр.).

В таком случае восстановить коэффициент бонус-малус в базе РСА невозможно, поскольку другие страховые делать этого не будут, а сама РСА – не уполномочена.

Из этого следует, что очень важно систематически проверять правильность коэффициента КБМ по базе РСА, ведь много времени это не займет, а вероятность ошибок будет сведена к минимуму.

Как рассчитать КБМ: таблица для расчета класса в 2017 году

Ниже приведена таблица, при помощи которой можно узнать КБМ любого водителя.

  1. Начинать расчеты следует со строки, которая содержит класс 3 (помечена красным цветом);
  2. Каждый год безаварийного управления ТС позволяет спускаться ниже на одну строчку.
  3. В каждый аварийный год нужно перейти на ту строку, которая соответствует числу страховых выплат.
  4. Если водителя вписали в полис в течение года, то для него класс становится равным 3.
  5. Если применяется открытый полис ОСАГО, где число автоводителей не ограничено, то КБМ будет изменяться исключительно для владельца ТС, а все остальные лица считаются в ОСАГО не вписанными.

Важно помнить, что приведенная таблица дает возможность иметь лишь теоретическое значение коэффициента КБМ. На практике это значение может быть выше, за счет того, что страховщики намеренно могут не заносить КБМ в базу РСА. Это позволяет им продавать полис дороже, чем должно быть на самом деле. При этом водители, которые не ориентируются в нюансах оформления автостраховки и самостоятельно не подсчитывающие ее стоимость, с легкостью попадаются на подобные уловки сотрудников страховой компании.

Следует отметить, что каждый второй автоводитель при оформлении полиса сталкивается с тем, что ему неправильно рассчитывали стоимость автогражданки. Из этого можно сделать вывод, что ошибки при учете КБМ носят довольно системный характер, и к обычным оплошностям менеджеров страховых компаний их относить не стоит.

Для верного подсчета КБМ в 2017г. применяется такая таблица:

Как сохранить КБМ в случае ДТП и не потерять скидку

Как говорилось выше, КБМ является тем понижающим коэффициентом, при помощи которого можно сэкономить на стоимости автогражданки.

Вполне естественно, что водитель, по вине которого произошла небольшая авария, хочет сохранить свою скидку, которую он заслужил за годы безаварийного вождения транспортного средства.

Чтобы предметно разобраться в том, сколько может потерять автоводитель по причине страховых выплат, следует рассмотреть вышеприведенную таблицу на конкретном примере. Предположим, что Федор Иванович водил автомобиль в течение 11 лет и за это время ни разу не стал виновником ДТП. В этом случае его водительский класс 13, а КБМ=0,5. Федор Иванович проживая в Москве и управляя авто Opel Corsa (75 л.с.) должен без скидок оплатить стоимость страховки — 10 000 руб. Однако, с учетом его стажа безаварийного вождения полис обойдется ему всего в 5 000 руб. После ДТП стоимость следующего полиса возрастет для него до 8 000 руб.

Однократное ДТП окажет влияние на цену автогражданки в течение следующих 6-ти лет.

В качестве примера можно привести еще один расчет:

  • Цена полиса на следующие 6 лет в случае, если ДТП не было:
    5 000 х 6=30 000 руб.
  • Цена ОСАГО на следующие 6 лет в случае, когда водитель все же стал виновником ДТП:
    8 000+7 500+7 000+6 500+6 000+5 500=40 500 руб.

Как видите, разница между суммами составляет 10 500 руб. (с учетом того, что в примере использовалось авто с довольно небольшой мощностью двигателя – 75 л.с.), а если двигатель будет мощнее, то и стоимость полиса будет гораздо выше.

К примеру, если Вы просто поцарапали другому автомобилю зеркало, то можно предложить водителю сумму 1 500 — 2 000 руб. (на устранение царапины). Если с подобным предложением он согласен, то Вы, выплачивая компенсацию, можете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО в будущем. В этом случае Вы также освобождаете себя от необходимости оформлять для страховой документы и предоставлять авто для выполнения осмотра имеющихся повреждений.

Конечно, такое решение вопроса подходит лишь для мелких ДТП с незначительными повреждениями. Если же по Вашей вине произошло ДТП со значительным повреждением ТС, то целесообразнее обратиться в страховую.

В заключение следует отметить, что довольно часто можно встретить ошибки, которые допускают сотрудники страховых компаний при внесении в базу РСА коэффициентов КБМ. Собственный коэффициент стоит проверить самостоятельно и обратиться в страховую для внесения корректировок, если таковые будут необходимы.



Похожие статьи