Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных. Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Публикации \ 30.10.2013

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) существует два вида налоговых проверок:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная налоговая проверка.

Налоговые проверки – это меры контроля за правильностью ведения учета и заполнением отчетности налогоплательщиком. Главное отличие выездной проверки от камеральной заключается в основании их проведения. Согласно п.2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка производится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для проведения выездной налоговой проверки, наоборот, требуется специальное разрешение руководителя, при этом не требуется предоставление деклараций в качестве инициации такой проверки. Налоговые органы для выявления нарушений в части налогового законодательства чаще используют камеральные проверки, поскольку число налогоплательщиков растет, и обеспечить полный охват выездными проверками всех налогоплательщиков становится затруднительно. Так по состоянию на 01.09.2014 года налоговыми органами было проведено 1 361 117 камеральных налоговых проверок и лишь 712 выездных проверок.

Действия налогоплательщика на стадии налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Согласно п.1 ст.88 НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, представленных налогоплательщиком,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС.

Основными правилами проведения камеральной проверки являются:

  • Проведение проверки осуществляется ИФНС в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специального решения руководителя ИФНС о проведении проверки, не нужно (п.2 ст.88 НК РФ).
  • В случае представления уточненной декларации, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Пункт 7 статьи 88 НК РФ гласит о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Однако, пунктами 6,8,9 настоящей статьи установлены исключения, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, подтверждающие

– право на льготу при налогообложении (п.6 ст.88 НК РФ);

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– правомерность применения вычетов по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

– при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества - предоставляются сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (п.8.1. ст.88 НК РФ).

–при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период. Согласно п.1,2 ст.93 налоговый орган вправе истребовать необходимые документы у налогоплательщика, направив ему или его представителю требования о предоставлении документов. Срок предоставления документов в налоговые органы составляет 10 дней (20 дней - для консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования. У налогоплательщика есть возможность продлить срок предоставления документов. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган. Решение о продлении или отказе продления выносится налоговым органом в течение 2 дней после получения письма от налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной производится согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое свиде­тельствует об ее начале. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, но период проверки не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.3-4 ст.89 НК РФ). Однако если налогоплатель­щик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже если этот период находится за пределами трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения выездной налоговой проверки несколько отличается от порядка проведения камеральной проверки. Общая схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • экспертиза;
  • привлечение специалистов и переводчиков и др.

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия.

Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица.

Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. 99 НК РФ.

Оформление результатов проверок

Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки (п.5 ст.100 НК РФ), а в случае выездной налоговой проверки сначала составляется справка, только затем составляется акт выездной налоговой проверки. Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок

Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. 100 НК РФ, а его итоговая часть содержать:

1) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и не перечисленных)) налогов (сборов);

2) сведения о завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений;

3)сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

4) сведения о не удержании и не перечислении налогов и т.д.;

5) предложения по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать конкретные меры, направленные на пресечение выявленных нарушений;

6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регламентирует ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Положения ст. 101 НК РФ распространяются как на выездные, так и на камеральные проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. Это решение должно содержать:

Изложение обстоятельств совершенного налогового правонарушения, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

Доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика

Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения. Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. 112 НК РФ признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом. Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога (ст. 120 и 122 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Для контроля налогоплательщиков с целью выявления всех нарушений в области налогового законодательства представители налоговой службы проводят проверки. Они проверяют документацию и выявляют те средства, которые не были уплачены компанией как налоговый сбор. Существует два основных вида проверок: камеральные и выездные. Между ними можно выявить целый ряд существенных отличий. В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных.

Камеральный вид

Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать. Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте. Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.

Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.

Часто при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов.

Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.

Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.

Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.

Выездной тип

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости. Чаще всего такая проверка проходит или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной. Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Подробнее

Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.

Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.

Налоговая проверка - это форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. В Налоговом кодексе названы две формы таких проверок: камеральные и выездные .

Налогоплательщикам известна еще одна форма налоговой проверки - встречная. Такого понятия в НК РФ сейчас нет, но есть обязанность представлять по запросу налоговой инспекции документы, связанные с деятельностью определенного контрагента. Естественно, что эти документы дадут представление и о том налогоплательщике, который их представил, а значит, они тоже несут риск налоговых санкций.

Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики - после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки. Основные отличия этих двух видов налоговых проверок мы привели в таблице.

Камеральная налоговая проверка
(ст. 88 НК РФ)

Выездная налоговая проверка
(ст. 89 НК РФ)

Проводится по каждой сданной декларации, расчету или другому документу, представленному в налоговую инспекцию

Проводится по налогоплательщикам выборочно, за разный период и по разным налогам

Проводится в налоговой инспекции на основании налоговых деклараций и других сданных документов

Проводится на территории налогоплательщика, если же он не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то в налоговой инспекции

Для начала камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции, о начале проверки налогоплательщику не сообщается

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, решение доводится до сведения налогоплательщика

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или документа

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, с правом продления до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Не допускается проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением оговоренных законом случаев

Если в ходе камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, расхождения или несоответствие сведений, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в пятидневный срок пояснения или внести изменения в налоговую декларацию

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие должны вручить налогоплательщику справку о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

Если пояснения налогоплательщиков не удовлетворяют требованиям налоговых органов, то может быть составлен акт и решение о результатах проведенной камеральной проверки

Акт о проведении выездной налоговой проверке и решение по нему выносится в обязательном порядке, даже если никаких нарушений не выявлено

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка - это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше - 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье );
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского - для организаций), оформления документооборота, .

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше - в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка - это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства - одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» .

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от , который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев , рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2017 году - 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) - для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более)отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами - . Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки - неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении .
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте .
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам - налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг.

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место .

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства .

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия . Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев . В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев .

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче , если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена , для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка , после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, НК РФ.

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные .

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождения налоговой инспекции. Она начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или отчетности. Какое-либо специальное разрешение на ее проведение не требуется. Дополнительные сведения и документы могут быть истребованы налоговым органом в ходе камеральной проверки. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Предельный срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть предоставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. Тогда проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.



Похожие статьи