Экономическая культура. Что такое экономическая культура

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

  • Каждому ли человеку нужна экономическая культура?
  • Экономическая свобода: анархия или ответственность?
  • Где границы экономической свободы?
  • Выгодно ли быть честным?
  • Современен ли Дон Кихот?

Экономическая культура: сущность и структура

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооруженности.

Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека; в условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы - такой труд приводит к деградации человека. Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наемного работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентации личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Урок обществознания в 10 классе

Экономическая культура.

Цели урока: - Выяснить сущность экономической культуры.

Ориентировать учащихся на восприятие и

коллективное решение сложных вопросов.

Совершенствовать умения учащихся анализи-

ровать, сравнивать, обобщать, решать

творческие задания.

Воспитывать у учащихся толерантность, добро-

желательное отношение к участникам экономии-

ческой деятельности, социальную

ответственность.

Оборудование урока: - Раздаточный материал

Презентация урока

Учитель МОУ СОШ № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Липецк -2011год

    Самоопределение к деятельности.

« Незнание экономических законов не освобождает от ответственности».

« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Лао-цзы.

Раскройте смысл данных высказываний.

Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?

Достаточно ли у нас знаний по экономике?

Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: как заработать деньги и как их разумно потратить? По каким экономическим законам живет общество и что нужно сделать, чтобы наша жизнь была достойной?

Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний.

Зарабатывайте в ходе урока шквалы (деньги).

Их можно поменять на оценки в конце урока.

II .Актуализация знаний.

В чем значение экономики?

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему,

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет…

Повторение Д/з по группам.

1 группа. Работа с понятиями.

Составляет из перечисленных слов определение экономических понятий.

2 группа. Составляет предложения и дает определение понятиям.

3 группа. Находит соответствие понятий и их определений.

II ряд. Работа с тестами.

III ряд. Раскрывает функции государства в экономике.

Задания в приложении № 1.

III . Постановка проблемы.

Почему нам не удалось раскрыть значение этих понятий?

Не хватает знаний по экономике.

Знания, образование – к какой сфере имеют отношение?

Что объединяет эти понятия? Какое слово?

Культура может характеризовать отдельного человека, а может сферу общественной жизни.

Попробуйте назвать тему нашего урока.

Назовите цели урока.

Тема урока: Экономическая культура.

Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Еще раз убедимся в значении экономических знаний. Сделать выбор более осознанным в такой сфере как экономика поможет знакомство с экономической культурой.

IV . Построение проекта решения проблемы.

Какие качества присуще культурному человеку?

Что характеризует культуру?

Что из предложенного можно отнести к культуре экономической?

Знания - социальные установки

Мышление - экономическая свобода

Ценности - личные качества человека

Нормы

Потребности

Предпочтения

V .Реализация проекта.

Работа в группах.

1 группа. Роль экономических знаний.

2. группа. Роль экономического мышления.

3 группа. Экономическая направленность деятельности.

4 группа. Социальные установки.

Задания для групп в приложении № 2.

VI .Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения.

От характера экономических отношений между людьми (отношений собственности, обмена, деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие, стабильность общества.

Экономические интересы выступают как отражение их экономических отношений.

Назовите, какие экономические интересы предпринимателя и наемного работника?

Экономические интересы – это стремление человека получить блага, необходимые ему для своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества - взаимодействие экономических интересов. Отсюда задача -выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется большое внимание. Этика преподается во многих школах бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых услуг. Под угрозой, в конечном счете, окажется его прибыль. Популярным становится лозунг «Честным быть выгодно».

Презентация.

Уровень экономической культуры общества проявляется и через состояние экономической свободы и социальной ответственности.

Презентация.

Построение дома:

фундамент – это личные качества человека: трудолюбие, ответственность, умение рационально организовать свой труд, новаторство, бережливость, дисциплинированность.

Кирпичиками в этом доме являются: экономические знания, экономическое мышление, экономическая направленность, социальные установки.

Вершиной этого дома выступает сама экономическая культура.

Таким образом, мы еще раз подтвердили то, что без экономических знаний трудно ориентироваться в современной жизни.

Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Приложение № 3.

VIII . Включение в систему знаний.

Работа с творческими заданиями.

IX . Рефлексия.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Где вам пригодятся знания по экономике?

С каким настроением уходите с урока? (выбрать смайлик)

Заканчивая сегодня урок, хочу сказать вам, вы молодцы!

Кто-то в будущем займется бизнесом. И не забывайте, что предприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. должен руководствоваться не только своей личной выгодой, но и интересами общества в целом.

Спасибо вам и присоединяюсь к словам песни, которую вы услышите.

Не все вы будете экономистами, не все выберите специальности по экономике, но знания это тот багаж, который не помешает в жизни.

Домашнее задание. Параграф 13.

    *Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.

    *Как школьники могут заработать деньги? Предложите свой вариант

Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.

Осн. особенности экономич. культуры :

1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.

2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.

3) ориентация на управление экономич. поведением людей.

Структура экономич. культуры выделяе т :

1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.

2. Соц. экономич. ценности :

1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)

2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)

3 ур. ценности макроуровня (для страны)

3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).

4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь

Функции экономич. культуры

1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.

2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях

3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.

4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.

Осн. черты рыночной экономич. культуры:

Высокая степень рациональности

Высокая степень инновационности

Высокая степень правопослушности

Исполнительская дисциплина

Политическая нейтральность

Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).

14. Экономическое поведение предпринимателей

Экономич. поведение – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих :

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Функции предпринимательского поведения:

Перманентный поиск редких экономических ресурсов;

Изобретение новых экономических ресурсов;

Накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

Защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

Обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;

Передача предпринимательской культуры;

Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.

В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения: 1)инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов); 2)посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса); 3)коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации); 4) и т.д.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

Энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

Компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

Умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

Умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

Стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

Направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.



Похожие статьи