География металлургической промышленности мира. Черная металлургия Значение черной металлургии Технологические стадии при производстве черных металлов Добыча и запасы железной руды Страны-лидеры по производству

  • 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

    Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

    На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

    Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

    Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

    Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

    Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

    В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

    К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

    В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

    Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

    С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

    Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

    Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

    В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

  • Черная металлургия - одна из старейших отраслей мировой промышленности, составляющая основу развития машиностроения и строительной индустрии.

    В последние десятилетия произошли существенные изменения в технологии производства черных металлов: используются новые методы плавки, сокращаются производственные потери, в том числе за счет использования метода непрерывной разливки стали, повышается качество металла, сокращается его потребление в расчете на единицу конечной продукции. Сортов и марок чугуна ныне насчитывается несколько десятков, а разных сортов стали и изделий проката - до нескольких тысяч.

    В то же время черная металлургия испытывает нарастающую конкуренцию со стороны химической промышленности (пластмассы, армированные стекловолокном), а также ряда производств, создающих материалы на базе керамики и углеволокна, и со стороны цветной металлургии, поставляющей все большее количество конструкционных материалов с использованием сплавов легких металлов. Однако сталь сохраняет свои позиции главного конструкционного материала, и объемы ее производства в мире растут (табл. 7.13).

    Таблица 7.13

    Производство основных видов продукции черной металлургии, млн т

    Современная картина размещения предприятий черной металлургии формировалась под влиянием многих причин, обусловленных во многом научно-техническим прогрессом. Причем развитие и размещение предприятий черной металлургии в разных странах и регионах мира имеет специфические особенности. С внедрением новых технологий (ресурсосберегающих) в самой металлургии, а также с изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них меняется и организационная структура отрасли.

    Основное исходное сырье для выплавки черных металлов - это железная руда. Используются также марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. В прошлом, учитывая большую материалоемкость и энергоемкость производственного процесса, наибольшее значение при размещении предприятий черной металлургии придавалось фактору наличия источников сырья и топлива. Формировались гигантские промышленные (металлургические) районы в разных странах. Так, при выборе местоположения для заводов с доменным производством (металлургия полного цикла) соседство месторождений железных руд и каменного угля благоприятствовало возникновению в прежние времена предприятий черной металлургии во многих районах Великобритании (Йоркшир, Средняя Шотландия, Мидленд, Северо-Восточная и Северо-Западная Англия), во Франции (восточная часть Центрального массива, Лотарингия), в ФРГ (Рур, Саар), на севере Испании (Астурия), в США (Западная Пенсильвания), в России (Урал) и др.

    Ведущие страны наращивали мощности предприятий черной металлургии. Чугун и стань мощным потоком устремились в промышленное производство (табл. 7.14).

    Таблица 7.14

    Выплавка чугуна и стали в отдельных странах мира, 1913 г.

    Рассчитано по: Mineral Industry, 1930. Statistics (Technology and Trade during 1930). - N.-Y.-L., 1931.

    В начале XX в. (1913) чугуна выплавлялось в мире больше, чем стали (соответственно 78 и 72 млн т). Но уже к 1950 г. ситуация изменилась и выплавка стали превысила производство чугуна в 1,5 раза. Это соотношение практически сохранилось и к началу XXI в.

    Технологический процесс при производстве черных металлов. Включает добычу рудного сырья, обогащение руды, плавку (выплавка чугуна и стали), изготовление готового проката (разного профиля) и ферросплавов. Основное исходное сырье для выплавки черных металлов - это железная руда. Используются также марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов.

    С развитием всех видов мирового транспорта уменьшилась значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. Это повлекло за собой увеличение значения других факторов, таких как емкость рынка сбыта продукции отрасли (потребительский фактор), удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, квалификация рабочей силы и др.

    Чугун - сплав железа с углеродом (2-4%), содержащий постоянные примеси Si, Mn, S, Р, а иногда и легирующие элементы (Cr, Ni, V и др.). Как правило, чугун хрупок. Его выплавляют из железной руды в доменных печах. Основная масса чугуна перерабатывается в сталь, остальное - это литейный чугун (фасонное литье). Сталь - ковкий сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Получают главным образом из смеси чугуна со стальным ломом в мартеновских, кислородно-конверторных и электрических печах (выплавка). По составу отличают углеродистую, легированную сталь и др. Легированная сталь - сплав. Для придания сплавам железа определенных физических, химических или механических свойств вводят в состав обычных сортов стали легирующие элементы - Cr, Ni, Mo, W, V, Т и др. (от 2,5 до 10% добавок).

    В целях более полного использования всех ценных компонентов сырья, а также отходов производства черных металлов в состав металлургических предприятий входят цеха и заводы других отраслей хозяйства, изготавливающие химические продукты и стройматериалы. Таким образом, большинство предприятий черной металлургии - это комбинаты (металлургия полного цикла)

    В целом на размещение предприятий черной металлургии оказывают влияние следующие факторы: сырьевой, транспортный, территориальной концентрации производства, экологический и др. Черную металлургию в целом отличает большая материалоемкость и энергоемкость производственного процесса (для выплавки 1 т чугуна необходимо в среднем 6 т сырья, включая руду, кокс, флюсы, огнеупоры, а также большое количество воды и электроэнергии). Именно поэтому в прошлом наибольшее значение придавалось фактору близости источников сырья и топлива. Ныне с развитием транспорта многие предприятия данной отрасли перемещаются в приморские районы и портовые центры, что обеспечивает дешевизну подвоза сырья и вывоза продукции морским путем.

    Черная металлургия включает добычу и переработку (обогащение) сырья, производство чугуна, стали 86), проката и ферросплавов. Зависимости от наличия стадий металлургического производства (выплавка чугуна, стали и проката) в черной металлургии выделяют предприятия полного цикла, или металлургические комбинаты (имеются все три стадии), и предприятия передельной металлургии (отсутствует выплавка чугуна). Сырьем для черной металлургии является железная, марганцевая и хромовая руды.

    Черная металлургия полного цикла отличается высокой материалоемкостью производства, то есть высоким расходом сырья. На производство 1 т чугуна расходуется более 1,5-2 т железной руды, 1-1,5 т коксующегося угля, до 2 т топлива. Поэтому предприятия черной металлургии тяготеют к районам, что богатые на сырье и топливо, например в Индии, Китае, Казахстане, Австралии, Украины.

    Кроме старых, традиционных районов черной металлургии, которые сформировались в местах сосредоточения железной руды и каменного угля или отдельно угля, железной или марганцевой руды, отрасль в последнее время очень активно стала развиваться в приморских районах. Он дает возможность импортировать сырье и топливо или вывозить готовую продукцию морским путем. При этом во многих странах импортировать железную руду и топливо становится выгоднее, чем эксплуатировать собственные ресурсы. Например, в Японии практически все заводы расположены близ тихоокеанских портов, куда везут сырье и топливо извне. Такая же ситуация характерна для Франции, США, Китая, Германии, Великобритании, Бельгии и т.д.. В европейские страны железная руда поступает из Африки и Латинской Америки, уголь — из США, в США металлургическое сырье поставляется из Бразилии, Канады и др..

    В мировом производстве чугуна и стали лидируют Китай, Япония, США, Россия, Германия, Бразилия, Южная Корея, Индия.

    Если в 80-х годах XX в. крупнейшие предприятия черной металлургии располагались в европейских странах, США и Японии, то с 90-х годов XX в. началось постепенное смещение этих предприятий в страны, которые развиваются (Тайвань, Индия, Мексика, Турция, Аргентина и др.).. Мощную черную металлургию создала Южная Корея. Мировым лидером по объемам производства стали на душу населения длительное время является Люксембург (2-3 т), поэтому недаром его еще называют «стальным карликом».

    Современные металлургические комбинаты способны производить до 10-15 млн. стали в год. К крупнейшим из них относятся предприятия в Фукуяме, Мидзусима (Япония), Балтиморе, Буффало (США), Магнитогорске, Череповце, Нижнем Тагиле (Россия) 87), Дуйсбурге (Германия), Кривом Роге (Украина), Шанхае, Аньшане (Китай) , Бхилаи (Индия) и другие. Большинство из них тяготеет к морю. Более 30% стали продается на мировом рынке. Крупнейшими мировыми экспортерами стали являются: Германия, Япония, Россия, Люксембург, Южная Корея, Бразилия, Франция; крупнейшими импортерами — США и страны Юго-Восточной Азии.

    Практическая работа

    По дисциплине

    «география»
    на тему

    «черная металлургия мира».

    Подготовила студентка

    Курса группы Т-11

    Специальность

    «Товароведение

    и экпертиза качества товара»

    Ильина Алина

    Преподаватель:

    Солдатов Юрий Иванович.

    Лебедянь 2015

    http://estnauki.ru/geo/1-geografy/1356-chernaja-metallurgija-mira.html

    http://money.rin.ru/content/?id=412

    Черная металлургия мира

    Этот вид металлургии объединяет предприятия по добыче и обогащению рудного и нерудного металлургического сырья, производству чугуна, стали, проката, ферросплавов. Главная продукция черной металлургии - сталь.
    Несмотря на конкуренцию со стороны пластмасс и композитных материалов, сталь остается важнейшим конструкционным материалом. Там, где необходима массивность, прочность, долговечность (и все это при относительно низкой стоимости), используются различные сорта стали. На предприятиях черной металлургии организована цепочка различных технологических процессов от добычи руды до выпуска готовой продукции, проката листового металла, металлических стержней, профилей, труб и др. Однако главным процессом в черной металлургии является выплавка металла.


    Основным исходным сырьем для получения черных металлов являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. В связи с внедрением бездоменного производства черных металлов потребление кокса в последнее время заметно сокращается.
    На размещение предприятий черной металлургии влияют несколько факторов:
    - сырьевой (близость к месторождениям руды);
    - топливный (наличие источника коксующегося угля);
    - транспортный (особенно важный для предприятий, работающих на привозном сырье, вдали от источников руды и угля);
    - экологический (предприятия черной металлургии, особенно устаревшие и использующие доменный процесс, являются одними из самых "грязных" производств);
    - потребительский (наличие потребителя стали - крупных машиностроительных центров).


    Большое количество факторов, определяющих характер размещения отрасли, привело к тому, что в мире сложилось множество металлургических районов разных типов. Назовем основные из них.
    Районы, ориентированные на сочетание месторождений каменного угля и железной руды. Как правило, это старопромышленные районы. Такие районы сложились в Великобритании, России, Китае, Индии, ЮАР, Украине. В этих странах существует территориальное сочетание месторождений металлургического сырья.


    Для них характерна концентрация крупных комбинатов полного цикла, где осуществляются все стадии производства - от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката.
    Районы, расположенные в местах добычи угля или руды, также относятся к старопромышленным. В них тоже действуют крупные комбинаты полного цикла. Металлургические районы, ориентированные на угольные месторождения, существуют в США, Германии, Польше; а на железорудные бассейны - в Китае, Бразилии, Мексике. В России и Украине существуют металлургические районы обоих типов.
    Районы, работающие на привозном сырье. Они расположены вне каменноугольных и железорудных бассейнов. Эти районы возникли на пересечении крупных транспортных магистралей. Приметой последних десятилетий стал перевод металлургического производства ближе к крупным морским портам, что особенно характерно для Японии и стран Западной Европы.


    Постепенно в черной металлургии сокращается строительство крупных комбинатов. В настоящее время создаются небольшие узкоспециализированные предприятия. Эти мини-заводы обслуживают конкретного потребителя металла, например машиностроительный завод. Таких заводов много в США, Японии, Италии, Испании, Мексике, Бразилии.


    Долгое время развитие черной металлургии определяло уровень экономического развития страны. За мировое лидерство по выплавке стали долго соревновались Великобритания, США, Германия и Россия. В новых условиях, когда доходность предприятий и отраслей определяется наукоемкостью продукции, ситуация изменилась.

    Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы. На темпах выплавки черных металлов сказывается научно-технический прогресс в самой черной металлургии, обеспечивающий повышение качества чугуна и стали и тем самым ведущий к сокращению их удельного потребления на единицу конечной продукции, а также сокращение производственных потерь, особенно в связи с широким использованием методов непрерывной разливки стали. Большие колебания в выплавке черных металлов вызываются также циклическими экономическими кризисами, приводящими к сокращению заказов на металл. Максимума мировая выплавка чугуна (около 560 млн т) и стали (около 790 млн т) достигла в 1989 г., после чего она стала сокращаться и в 1992 г. составила соответственно 500 млн и 720 млн т (падение примерно на 10%), но в 1995 г. вновь увеличилась " до 526 млн и 750 млн т. В первом полугодии 1997 г. выплавка стали в мире велась на уровне 755"760 млн т в год.

    Запасы железных руд

    Мировые достоверные и вероятные запасы железных руд " основного исходного сырья для получения черных металлов " оцениваются по содержанию железа более чем в 100 млрд т, из которых около 1/3 залегает на территории бывшего Советского Союза. За пределами современного СНГ железными рудами наиболее богаты Бразилия, особенно выделяющаяся своими запасами высококачественных руд, Канада и Австралия: их общая доля в мировых запасах руд указанных категорий оценивается более чем в 2/5. Крупными запасами железных руд располагают также Индия, США, КНР, Швеция, Франция, Венесуэла, ЮАР, из стран СНГ: Россия, Украина и Казахстан.

    Добыча железных руд

    Товарная железорудная продукция, объединяемая часто понятием "товарная железная руда", фактически включает, помимо кусковой руды, также железорудный концентрат, окатыши и другие виды продукции, отгружаемой с железорудных предприятий, иногда даже агломерат. Ее мировое производство колеблется в 70"90-е годы в широких пределах, приближаясь в отдельные годы к 1 млрд т; в 1988 г. оно составило около 960 млн т, в 1991 г. " 906 млн т, в 1994 г. " 874 млн т. В разных странах тенденции развития железорудной промышленности в последние десятилетия существенно различались: в ряде стран, особенно в Бразилии, Австралии, КНР, преобладала тенденция к ее росту. В Китае годовое производство товарной железорудной продукции доходило до 170 млн т, в Бразилии " до 160 млн т, в Австралии превышало 130 млн т. В то же время в ряде стран с развитой черной металлургией, располагающих значительными железорудными запасами (например, в Великобритании, Германии, Франции), добыча железных руд неуклонно сокращалась, а железорудная промышленность находится на грани полного исчезновения из-за неконкурентоспособности. Из стран Западной Европы лишь Швеция полностью обеспечивает железными рудами себя, а также стабильно экспортирует их в количестве 16"18 млн т в год, чему благоприятствуют высокое качество руд, высокий уровень механизации добычи и близость к странам-импортерам.

    Мировая торговля железорудным сырьем

    Суммарный экспорт железорудной продукции в мире достигает уровня 0,5 млрд т в год. Крупнейшими в мире экспортерами железорудного сырья являются Бразилия и Австралия. В число крупнейших экспортеров входил и Советский Союз.

    Основная часть внешнеторговых перевозок железорудного сырья осуществляется морским транспортом на специализированных или комбинированных судах-рудовозах (более 3/4 " на судах грузоподъемностью не менее 100 тыс. т). Крупнейшие импортеры: Япония (до 150 млн т в год и более), Германия (45"50 млн т), США (30"40 млн т), Южная Корея. Япония ввозит железную руду главным образом из Австралии, Бразилии и Индии; Германия " из Бразилии, Швеции, Канады; США " из Канады, Венесуэлы и Либерии. Средняя дальность морских перевозок железорудного сырья в середине 80-х годов значительно превышала 5 тыс. морских миль (9 тыс. км).

    Во многих развивающихся странах и ряде развитых стран Нового Света (Канада, Австралия) основную роль в организации разработок железорудных месторождений и производстве товарного железорудного сырья играют транснациональные корпорации (ТНК), базирующиеся за рубежом. Важной тенденцией в развитии торговли железорудным сырьем в последние десятилетия стало повышение содержания железа в товарной продукции (уже к началу 80-х годов оно достигло 60%) и рост поставок в форме железорудных окатышей, содержащих 60"65% железа и более, иногда уже офлюсованных. В некоторых странах, например в США, в окатыши перерабатывается практически вся добываемая руда.

    Около 2/5 используемого в черной металлургии железосодержащего сырья составляет лом " промышленный (образуемый на разных стадиях металлообработки) и амортизационный (получаемый в связи с износом оборудования), потребляемый главным образом в сталеплавильном производстве. В некоторых странах доля лома в сталеплавильном производстве превышает 1/2 (например, в Италии, Испании, Швеции, Аргентине, Венесуэле). Крупнейшие страны " экспортеры лома черных металлов: США, Великобритания, Франция, Германия; крупнейшие импортеры: Италия, Испания и Япония.

    Металлизованные окатыши

    Важной тенденцией в структуре потребления железосодержащего сырья в ряде стран и регионов становится в последние десятилетия рост использования в сталеплавильном производстве губчатого железа, главным образом в виде металлизированных окатышей, производимых методами прямого восстановления металла. С 1970 по 1995 г. производство металлизированного сырья возросло с 0,8 млн т почти до 31 млн т, причем если в 1970 г. внешняя торговля этой продукцией практически отсутствовала, то в 1995 г. на экспорт пошло почти 8 млн т, или около 1/4 ее производства. Наиболее характерен рост производства и потребления губчатого железа для Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. В этих районах сравнительно мало своего лома черных металлов, но зато они богаты природным газом " оптимальным сырьем для получения синез-газа, используемого в процессе прямого восстановления железа. Как и потребление лома, рост потребления губчатого железа связан с развитием электросталеплавильного производства.

    Легирующие металлы

    Большинство стран Европы с развитой черной металлургией и Япония практически лишены собственных ресурсов легирующих металлов1, а США полностью обеспечены лишь своим молибденом. Из годовой мировой добычи никеля в начале 90-х годов в количестве 820"830 тыс. т (оценка на 1997 г. " около 740 тыс. т) на долю стран с рыночной экономикой приходилось около 70%, среди которых выделялись Канада (200 тыс. т), Новая Каледония, Австралия и Индонезия; значительные его количества добываются также в ЮАР, Доминиканской Республике, Ботсване, Колумбии, на Филиппинах. Ключевые позиции в этой подотрасли занимают канадская ТНК "ИНКО", созданная при участии капиталов фирм США, и французская "Ле Никель". Выплавка рафинированного никеля " производство электроемкое; около 3/5 производства никеля в странах с рыночной экономикой приходится на Канаду, Японию, Норвегию и Австралию. Из зарубежных социалистических стран больше всего никеля добывается и выплавляется на Кубе (около 30 тыс. т в год).

    Основные среди зарубежных стран с рыночной экономикой поставщики марганца2 (более 9/10 его расходуется в производстве чугуна и стали) " ЮАР, Бразилия, Габон, Австралия и Индия; хромитов2 " ЮАР (около 1/3 мировой добычи), Индия, Турция, Зимбабве, Бразилия, Филиппины, Финляндия; вольфрама " КНР (более 1/2 мировой добычи), Австрия, Португалия, Австралия, Южная Корея, Боливия (добывался вольфрам также в США и Канаде); молибдена " США, Чили и Канада; ванадия " ЮАР; кобальта " Заир, Замбия, Канада, Финляндия; ниобия " Бразилия и Канада. Большая часть легирующих металлов поступает на рынок в виде ферросплавов. География добычи и производства легирующих металлов не оказывает существенного влияния на размещение основных металлургических заводов отрасли, так как объем и масса легирующих металлов во много раз меньше, чем объем и масса основного сырья.

    Примечание:

    1 От 1/2 до 2/3 производимого в мире никеля, 3/5 хрома, 15"30% молибдена идет на производство спецсталей.

    2 Общая доля этих стран в мировой добыче марганца к началу 90-х годов составляла около 60%, хромитов " около 62%.

    Кокс

    Кокс необходим в доменном процессе. Мировое производство кокса, включаемое обычно при выделении крупных комплексных отраслей промышленности в состав черной металлургии, колебалось в 80-е годы и первой половине 90-х годов в пределах 350"375 млн т. Но в географическом распределении этого производства и ранжировании стран " производителей кокса в этот период произошли большие изменения. Производство выросло лишь в немногих странах, в большинстве же оно существенно сократилось. США и Германия перестали играть роль крупнейших поставщиков кокса на внешние рынки. В первой половине 90-х годов наиболее драматичным стало сокращение производства кокса в постсоциалистических странах Европы (на территории бывшего Советского Союза, в Польше, Чехословакии примерно на 1/3, в Румынии на 1/2). В то же время наблюдался значительный рост его в КНР (почти на 3/4 " с 66 млн до 114,3 млн т), Южной Корее (с 8 млн до более 12 млн т), Индии (с 11,5 млн до 14,5 млн т); некоторый рост отмечается и в Бразилии (современный уровень производства " более 8 млн т). Одна из главных причин сокращения производства кокса в промышленно развитых странах с рыночной экономикой " успехи в сокращении удельного потребления кокса в доменном производстве, стимулируемые дороговизной кокса.

    Чугун

    В межгосударственном распределении мировой выплавки чугуна в 70"80-е, и особенно в первой половине 90-х годов, когда она велась на годовом уровне 515"530 млн т, произошли большие изменения: быстрый рост выплавки в нескольких развивающихся странах, особенно в КНР (почти на 3/5), Индии и Южной Корее (почти наполовину), Бразилии (на 1/5), обвальным падением в группе постсоциалистических стран, особенно в России и Румынии (на 1/3), Казахстане (более чем на 1/2) и Украине (более чем на 3/5). Из промышленно развитых капиталистических стран значительный рост выплавки чугуна был зарегистрирован лишь в Австралии (почти на 1/4); в большинстве остальных стран этого типа выплавка либо стабилизировалась, либо даже сокращалась. При этом для них был характерен процесс концентрации доменного производства на уменьшающемся числе заводов, наиболее благоприятно расположенных в транспортно-географическом отношении (преимущественно в портовых центрах).

    Сталь

    Во многом сходны сдвиги и в межгосударственном распределении мирового производства стали, которое велось с конца 80-х годов на уровне 730"785 млн т в год. Наиболее впечатляющим стал быстрый рост в 90-е годы выплавки стали в КНР, особенно на фоне ее сокращения в постсоциалистических странах Европы. В 1996 г. КНР обогнала по этому показателю даже Японию, выйдя на первое место в мире. К 2000 г. правительство КНР планирует довести мощности по выплавке стали до 135 млн т в год, а саму выплавку " до 120 млн т. Такими же быстрыми темпами растет выплавка стали в Южной Корее, которая в 1997 г. вплотную приблизилась к крупнейшему производителю стали в Западной Европе " Германии. В число крупнейших производителей стали выдвинулась также Бразилия, догнавшая Италию, которая занимает 2-е место в зарубежной Европе. Следует, однако, иметь в виду, что внушительные количественные показатели темпов и объемов производства черных металлов в указанных странах еще не свидетельствуют о выравнивании технического и технологического уровня их черной металлургии с ведущими металлургическими державами.

    Одним из важных показателей уровня технологического развития черной металлургии на современном этапе может служить доля заготовок, получаемых с использованием установок непрерывной разливки стали (УНРС), дающих большой экономический эффект путем резкого сокращения потерь металла, избавления от необходимости иметь громоздкие и дорогостоящие блюминги и слябинги, ускорения производственного процесса. В среднем по миру в 1995 г. на УНРС разливалось более 3/4 всей производимой стали, в США " более 9/10, в Японии и Германии " более 95%, в некоторых странах с заново создаваемой черной металлургией (например, в Саудовской Аравии, Малайзии) " все 100%, тогда как в КНР " менее 1/2, Бразилии " менее 2/3, в государствах, возникших на территории Советского Союза (где УНРС и были изобретены!), " в среднем менее 1/3, в Индии " немногим более 1/5, а в Польше лишь около 13%. Южная Корея, располагающая вполне современной черной металлургией, опирается на многие из тех факторов, которые в прошлом благоприятствовали развитию этой отрасли в Японии, " дешевизна рабочей силы, приморское положение, растущий внутренний рынок, близость к быстро развивающимся странам Юго-Восточной Азии, а также опыт и поддержка (не бескорыстная, конечно) японских ТНК, с которыми тесно сотрудничает.

    Металлургические корпорации

    По данным на середину 90-х годов, из 80 крупнейших в мире фирм по выплавке стали японских " 7, южнокорейских " 3; самые крупные из них " японская "Ниппон стил" и южнокорейская "Поханг айрон энд стил компани" (поско) " далеко опережают своих основных конкурентов из старопромышленных стран, чья черная металлургия переживает длительный структурный кризис.

    Отставание от новейших отраслей в темпах развития и прибыльности неблагоприятно сказалось на месте металлургических в своей основе концернов в общей иерархии промышленных корпораций мира, стимулировало их структурную диверсификацию, а иногда и полную переориентацию на другие виды деятельности. В 1992 г. среди 500 самых крупных по обороту промышленных корпораций мира крупнейшая фирма с основной специализацией на черной металлургии " "Ниппон стил" занимала лишь 48-е место, следующая за ней германская компания "Тиссен" " 50-е. По данным рейтинга "Файненшл Таймс", исходящего из критерия рыночной капитализации, в 1995 г. из 100 крупнейших компаний мира всех отраслей хозяйства металлургических в своей основе компаний было лишь две, причем японская "Ниппон стил" занимала уже 75-е место. В черной металлургии развивающихся стран обычно велика роль государственных фирм; в некоторых из них основную роль играют частные иностранные компании (например, в Бразилии), но нередки различные сочетания национального частного, государственного и иностранного капитала (например, в Индии).

    Особенности размещения заводов

    Большая материалоемкость и энергоемкость черной металлургии при больших масштабах производства обусловливают огромное значение для развития этой отрасли транспортно-географического положения предприятий. В прошлом большое значение придавалось близости источников сырья и энергии. На этой основе возникло много центров и районов черной металлургии, которые нередко до сих пор, иногда уже на иной сырьевой и энергетической базе, сохраняют эту специализацию (в этом проявляется большая инерционность в размещении черной металлургии, связанная со спецификой ее основного капитала и большой капиталоемкостью, теснотой традиционных связей). Это характерно, например, для ряда районов Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, США. С развитием транспорта предприятия черной металлургии стали размещаться поблизости от разработок лишь одного из необходимых для нее ресурсов и в местах, благоприятных в транспортно-географическом отношении. Одной из важнейших тенденций стало тяготение к приморским районам, а также к низовьям крупных судоходных рек, что обеспечивает дешевизну подвоза сырья и вывоза продукции морским путем. Такое размещение облегчает и решение проблем водоснабжения, сброса стоков, а в ряде случаев (например, в Японии) и обеспечения земельной площадкой путем засыпки части акватории. Тяготение к побережью особенно усиливается в случаях ориентации на внешние рынки. В Японии по побережью размещено 4/5 мощностей черной металлургии, не меньше доля приморских центров в Южной Корее; четко выражено тяготение первичных металлургических переделов к приморским центрам в Западной Европе, к приозерным и приморским " в США. Особенно это характерно для размещения крупных заводов полного цикла с доменным и кислородно-конвертерным производствами и специализацией на выпуске рулонного листового стального проката. Крупнейший завод этого типа, находящийся в г. Фукуяме (на северном побережье Внутреннего Японского моря), имел в 80-е годы мощность по выплавке стали в 16 млн т в год. Все крупнейшие европейские доменные печи, производительностью не менее 3,5 млн т чугуна в год каждая, находятся либо в крупнейших приморских центрах черной металлургии " в Дюнкерке (Франция), Редкаре (Великобритания), Таранто (Италия), либо на судоходном Нижнем Рейне, где, в частности, располагается крупнейший центр черной металлургии Германии г. Дуйсбург.

    Передельные заводы небольшой мощности, получившие название "мини-заводов" и "миди-заводов", работающие на ломе, размещаются обычно в районах и центрах машиностроения и металлообработки, ориентируясь на местный рынок. С 70-х годов все большее распространение получают небольшие заводы полного цикла с цехами металлизации железорудных окатышей методами прямого восстановления. Такие заводы получили наибольшее распространение в странах и районах, располагающих ресурсами дешевого природного или попутного нефтяного газа и удобно расположенных для подвоза рудного сырья. Крупнейшие заводы этого типа действовали в начале 90-х годов в Мексике (г. Монтеррей), Венесуэле, строились в Малайзии, Индонезии. Строительство заводов этого типа усиливает тенденцию к увеличению доли стали, выплавляемой в электропечах: в странах с рыночной экономикой эта доля приблизилась к 1/3 (остальные 2/3 выплавляются почти исключительно в кислородных конвертерах).

    Спецстали

    В связи с повышением требований к качеству металла опережающими темпами развивается производство специальных сталей и особенно нержавеющей стали: в 1950 г. во всех капиталистических и развивающихся странах с рыночной экономикой ее производилось немногим более 1 млн т, в 1990 г. " более 10,5 млн т, а в 1995 г. уже почти 15 млн т; к 2000 г. в целом по миру прогнозируется доведение годовой выплавки нержавеющей стали до 19"20 млн т. Почти все производство нержавеющей стали сосредоточено в промышленно развитых странах, в том числе из капиталистических стран более 2/5 " в Западной Европе, более 1/6 " в США, около 1/3 " в Японии. Крупнейшие поставщики нержавеющей стали на экспорт " Япония и Германия.

    Прокат

    Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии становится в последние годы установление все более тесных производственно-организационных связей металлургических предприятий с их клиентами, далеко идущая координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукции соответствующих типоразмеров на основе индивидуального заказа.

    На структуру продукции прокатного и трубного производства большое влияние оказывает специфика хозяйства данной страны, ее промышленности и географии внешних связей. В целом по миру главными отраслями потребления стали являются промышленность (в которой особенно выделяются отрасли транспортного и общего машиностроения), строительство, транспорт и связь, предъявляющие свои специфические требования к конечной продукции черной металлургии. Так, в продукции черной металлургии США традиционно велика доля тонколистового проката, что связано с большим развитием в стране автомобильной промышленности и производства разнообразной бытовой аппаратуры (холодильников, морозильников, кондиционеров и т. п.), в Японии " средне- и толстолистового проката, потребляемого в больших количествах в судостроении. В конечной продукции черной металлургии Германии и Японии до 90-х годов была относительно велика доля труб и трубных заготовок, производимых по экспортным заказам.

    Общемировое производство труб в 1990"1991 гг. составляло 66"70 млн т в год, из которых несколько более 2/3 приходилось на сварные трубы (15% " большого диаметра) и около 1/3 " на цельнотянутые. Крупнейшим их производителем до недавнего времени был Советский Союз (более 1/4 мирового производства), за которым следовали Япония (1/6), КНР, Германия и США. Резкое сокращение заказов на трубы государствами " преемниками СССР и странами Восточной Европы и рост экспорта труб из них нанесли серьезный урон традиционным производителям труб в странах Западной Европы. Это привело к закрытию большого числа трубных предприятий и агрегатов в Германии, Великобритании, Италии, стимулировало переориентацию фирм, производящих трубы (например, фирмы "Маннесман" в Германии), на иные виды деятельности.

    Мировая торговля черными металлами

    Мировой экспорт полуфабрикатов и готовой продукции черной металлургии намного превышает 200 млн т в год (в 1994 г. " около 224 млн т). Основная часть торговли этой продукцией (главным образом прокатом и трубами) осуществляется между промышленно развитыми капиталистическими странами, на которые приходится более 3/5 их суммарного экспорта и более половины (в 1994 г. " 54%) их импорта. Крупнейшие среди зарубежных стран экспортеры полуфабрикатов и готовой продукции черной металлургии " Япония (20"35 млн т в год), Германия (до 20 млн т и более), Бельгия с Люксембургом (около 15 млн т), Франция, Италия; в число крупнейших экспортеров стали вышла также Бразилия (в 1994 г. более 11 млн т). Более 2/5 всего мирового экспорта готовой продукции и полуфабрикатов черной металлургии дает Европейский Союз, поглощающий в то же время около половины их мирового импорта. Экспорт стали из стран ЕС (составляющий до 90 млн т и более) наполовину направляется в другие страны самого ЕС и наполовину в третьи страны, больше всего в США " крупнейший в мире импортер стали (в 1994 г. " 27,5 млн т). Многие важные экспортеры стали являются одновременно ее импортерами, что свидетельствует о наличии глубокого внутриотраслевого международного разделения труда. В Европейском Союзе торговля сталью в большой мере сбалансирована (вывоз сопоставим с ввозом). Лишь Бельгия с Люксембургом вывозят в другие страны Союза примерно в 3 раза больше стали, чем ввозят из них. В Германии, для которой черная металлургия издавна является одной из отраслей специализации в международном разделении труда и на которую приходится примерно 8"9% мирового экспорта стали и четверть ее экспорта из стран ЕС, экспорт лишь ненамного больше импорта (в 1994 г., соответственно, около 20 млн и более 17 млн т), а специализация проявляется, в частности, в том, что страна имеет актив (в весовом выражении) по торговле листовым прокатом и пассив " сортовым.

    Фактически же специализация гораздо глубже: речь идет о многочисленных разных спецификациях как листового проката, так и сортового. У Японии экспорт больше импорта почти в 4 раза, у Бельгии с Люксембургом " более чем в 2,5 раза, у группы постсоциалистических стран Европы, в том числе и всей группы государств, возникших на территории Советского Союза (экспортирующих до 30 млн т готовых стальных изделий и полуфабрикатов в год), " почти в 6 раз, а у Бразилии, превратившейся в одного из крупнейших экспортеров стали, " в десятки раз (в 1994 г. из нее экспортировано более 11 млн т этой продукции при импорте лишь 0,2 млн т). У США и КНР, наоборот, импорт многократно больше экспорта: в 1994 г. у США " почти в 8 раз, а у КНР " в 10,5 раза (экспорт " 2,4 млн т, а импорт " 25,5 млн т). В отличие от КНР у Южной Кореи значительный экспорт (в 1994 г. " более 9,5 млн т) в основном сбалансирован с импортом стали (около 8,5 млн т), что, по-видимому, свидетельствует об успешно развивающемся внутриотраслевом разделении труда в черной металлургии с Японией.

    Металлургическая промышленность - отрасль тяжелой промышленности, производящая разнообразные металлы. Она включает две отрасли: черную и цветную металлургию.

    Черная металлургия

    Черная металлургия - одна из главных базовых отраслей промышленности. Значение ее определяется прежде всего тем, что стальной прокат является главным конструкционным материалом.

    Особенности размещения черной металлургии изменяются со временем. Так география черной металлургии исторически сложилась под влиянием двух типов ориентации: на каменноугольные бассейны (так возникли главные металлургические базы в США, Европе, России, Украине, Китае) и на железнорудные бассейны. Но в эпоху научно-технической революции происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации и усиление ориентации на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды (в результате черная металлургия Японии, стран Западной Европы начали тяготеть к морским портам) и ориентации на потребителя. Поэтому наблюдается уменьшение размеров строящихся комбинатов и более свободное их размещение.

    Оценка общегеологических запасов железной руды позволяет говорить о том, что наиболее богаты железной рудой страны СНГ, на втором месте Зарубежная Азия, где особенно выделяются ресурсы Китая и Индии, на третьем - Латинская Америка с огромными запасами Бразилии, на четвертом - Африка, где большими запасами обладают ЮАР, Алжир, Ливия, Мавритания, Либерия, на пятом - Северная Америка, на шестом - Австралия. Мировое производство железной руды в 1990 году впервые достигло уровня в 1 млрд т, но при этом суммарная добыча только стран СНГ, Китая, Бразилии, Австралии составляет 2/3 общемировой. Причем, если 30 - 40 лет назад почти вся добыча была сосредоточена в экономически развитых странах, то сейчас отрасль быстрее растет в развивающихся странах. Бразилия и Республика Корея, например, стали обгонять по выплавке стали Великобританию и Францию.

    Главными странами - экспортерами железной руды являются Бразилия, Австралия, Индия, причем на первые две из них приходится 1/2 всего мирового экспорта.

    Основные импортеры железной руды - страны ЕС, Япония, Республика Корея.

    Главными странами-производителями стали в мире сейчас являются Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

    Цветная металлургия

    Цветная металлургия - по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз. Она также относится к числу старых отраслей промышленности, и с началом научно-технической революции испытала большое обновление, прежде всего в структуре производства. Так, если до второй мировой войны преобладала выплавка тяжелых цветных металлов - меди, свинца, цинка, олова, то в 60-70-е годы на первое место выдвинулся алюминий, а также стало расширяться производство «металлов XX века» - кобальта, титана, лития, бериллия и др. Сейчас цветная металлургия обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах.

    Размещение предприятий отрасли складывается из того, что металлургия тяжелых, цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которых обычно низке содержание полезного компонента, обычно тяготеет к странам и районам их добычи. Этим, в частности, объясняется то, что в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки отрасль возникла еще в колониальный период. Правда в этих странах сложились, в основном, нижние стадии производственного процесса, а верхние - в США, Западной Европе, Японии.

    В середине XX века все большая ориентация стран Запада на сырье из развивающихся стран привела к перемещению предприятий к морским побережьям. После кризисов 70-х годов выплавка цветных металлов в странах Запада стала сокращаться, и большую роль стало играть вторичное сырье. Усилилась потребительская ориентация отрасли. Новые производственные мощности в сфере этих экологически «грязных производств» в основном возникают в развивающихся странах. Между производством и потреблением конечной продукции сохраняется территориальный разрыв, т. к. основная часть тяжелых цветных металлов, производимых в странах Азии, Африки, Латинской Америки потребляется в странах Запада.

    Для подтверждения сказанного можно отметить, например, соотношение развитых и развивающихся стран в запасах медной руды составляет 30:70, в производстве медных концентратов 40:60, а в потреблении рафинированной меди: 85:15. По размерам добычи меди выделяются США. Канада, Чили, Замбия, Перу, Австралия. Главные страны экспортеры - рафинированной меди - Чили, Замбия, Заир, Перу, Филиппины.

    Первая 10 стран по выплавке рафинированной меди - США, Чили, Япония, Канада, Замбия, Германия, Бельгия, Австралия, Перу, Респубпика Корея.

    В отличие от тяжелых, руды легких цветных металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента напоминают железную руду и вполне транспортабельны, поэтому вполне рентабельно перевозить их на далекие расстояния. На экспорт идет 1/3 бокситов, добываемых в мире, а среднее расстояние их морских перевозок превышает 7 тыс. км. Это объясняется тем, что около 85% мировых запасов бокситов связаны своим происхождением с распространенной в тропиках и субтропиках корой выветривания. Вот почему запасы бокситов очень невелики или вообще отсутствуют в большинстве стран Западной Европы, Японии, Канаде, а так же в США. Всем им приходится ориентироваться прежде всего на импортное сырье.

    По добыче бокситов выделяются Австралия, Гвинея, Ямайка, Бразилия. Китай, Индия, Суринам, причем первая «тройка» дает 70% всей добычи.

    По выплавке алюминия лидируют США, Япония, Россия, Германия, Канада, Норвегия, Франция, Италия, Великобритания, Австралия.

    Как черная, так и цветная металлургия сильно загрязняют окружающую среду, поэтому в последние десятилетия наметилась тенденция к переносу предприятий в развивающиеся страны, в связи с усилением природоохранительной политики в экономически развитых странах Запада.



    Похожие статьи