К дополняющим регистрам налогового учета не относятся. Образец заполнения регистра налогового учета по ндфл

Е. Букач, эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

Должна ли организация в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль? Какие формы регистров налогового учета организация может применять? Если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то могут ли в качестве налоговых регистров применяться распечатки по счетам бухгалтерских программ? Какие могут быть применены санкции за отсутствие регистров налогового учета?

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

На этом основании приходим к выводу, что ведение налогового учета - это обязанность, а не право налогоплательщика.

Система налогового учета организуется самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом руководителя. Налоговые и другие органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Такой перечень установлен в ст. 313 НК РФ. На основании этого перечня можно сделать вывод о необходимости ведения регистров налогового учета.

Регистры налогового учета - это аналитические документы, в которые заносится информация, необходимая для исчисления налога на прибыль. На основании этой информации составляется расчет налоговой базы. Об этом говорится в ст. 314 НК РФ.

В связи с тем, что единой утвержденной формы регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать ее самостоятельно и указывать в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Формы регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период составления;

измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных реквизитов.

Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то распечатки по счетам бухгалтерских программ могут являться регистрами налогового учета.

Организация может воспользоваться рекомендациями по составлению указанных регистров налогового учета "Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли, в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, формы регистров организация вправе разрабатывать самостоятельно. При этом она может воспользоваться рекомендациями ФНС России по составлению налоговых регистров. К тому же организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль.

К аналогичному выводу пришел Минфин России в письме от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531.

В статье 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются.

Таким образом, по нашему мнению, при отсутствии регистров налогового учета ст. 120 НК РФ не применяется.

Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Согласно российскому Налоговому Кодексу начисление и уплата налогов являются обязательными для каждой зарегистрированной на территории Федерации организации либо предприятия. Правильное определение суммы необходимых бюджетных уплат невозможно без ведения регулярного и непрерывного фиксирования и обработки числовых данных, полученных в ходе осуществления той или иной хозяйственно-финансовой операции. Для удобства этого процесса используются специальные регистры налогового учета.

Это установленные законодательными актами формы документов, в которых ведутся необходимые расчеты:

Формируются суммы доходов и расходов;

Определяется перечень расходов, подлежащих вычету в целях налогообложения в этом отчетном периоде;

Фиксируется числовое значение расходов, которые будут отнесены на следующие периоды;

Создаются резервы;

Выводится размер задолженности бюджету.

Регистры налогового учета по налогу на прибыль формируются в виде закрепленных нормативами форм учетных книг либо журналов, а также на электронных носителях.

Анализ при исчислении налогов

Аналитические регистры налогового учета - это сгруппированные формы, которые содержат сведения и систематизацию цифровых данных учета за определенный без использования бухгалтерских счетов. Они применяются для накопления и систематизации информации и отражении ее в расчете зафиксированной в а также в итогах анализа налогового учета.

В двадцать пятой главе Налогового Кодекса России представлены нормы налогового учета. На их основании Министерством по налогам и сборам в информационном сообщении в декабре 2001 года были предложены к использованию основные регистры для определения сумм отчислений в бюджет.

Перечень налоговых регистров

В настоящее время органами закреплены следующие регистры налогового учета:

  1. расчетный регистр, отражающий формирование суммы, показывающей денежную величину объекта учета;
  2. расчетный регистр, показывающий амортизацию нематериальных активов;
  3. расчетный регистр стоимости материалов либо сырья, списанных методом ЛИФО;
  4. расчетный регистр, отражающий стоимость списанных материалов либо сырья в определенном отчетном периоде;
  5. расчетный регистр, показывающий стоимость списанных товаров за налоговый период;
  6. расчетный регистр, показывающий резервы безнадежных и сомнительных долгов за данный период отчета;
  7. расчетный регистр понесенных расходов, отражающих размеры сумм на добровольное страхование работников на текущий период;
  8. расчетный регистр расходов, отчисленных на ремонт в текущем отчетном периоде;
  9. расчетный регистр расходов, планируемых на ремонтные работы, учитываемых в настоящем и будущих отчетных периодах;

10. расчетный регистр, отражающий имеющиеся резервы расходов в случае бесплатного гарантийного ремонта;

11. расчетный регистр перерасчетного коэффициента резервов расходов при имеющем место гарантийном ремонте;

12. учетный регистр, составляемый по данным инвентаризации на дату отчета и показывающий размер дебиторской безнадежной задолженности;

13. учетный регистр составляемый по данным инвентаризации на дату отчета;

14. учетный регистр, фиксирующий страховые суммы на основании договоров работников на добровольное страхование;

15. учетный регистр расходов предприятия по страхованию работающих;

16. учетный регистр операций по внереализационным расходам отнесенным к будущим периодам.

Кроме приведенных здесь рекомендованных учетно-расчетных документов, организацией могут быть разработаны дополнительные регистры налогового учета. Они могут быть расширены, разделены или другим образом преобразованы, исходя из индивидуальных особенностей хозяйственно-финансовой деятельности организации либо предприятия.

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по . Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят . При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести , кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть и ). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Правильная организация ведения налоговых регистров поможет предпринимателю избежать штрафа от налоговой инспекции. А рассмотренные образцы налоговых регистров по налогу на прибыль помогут сделать правильные выводы.

Организации и предприятия, которые зарегистрированы налогоплательщиками, в обязательном порядке должны вести регистры налогового учета по требованиям, предъявляемым налоговыми инстанциями.

Вести регистры доходов и расходов обязаны не только плательщики налога на прибыль, потому что это условие не указано в налоговом кодексе, что служит предметом возникновения споров и неразберих.

Общепринятые правила ведения регистров налогов

Ведение налогового регистра – это систематизация и сводка данных за налоговый или отчетный период, которые не имеют распределения в сфере счетов бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами для налогового регистра являются: название, дата составления или период, измерители проведения операции в форме денежного или натурального эквивалента, а также отображение самой операции. Подтверждается регистр подписью ответственного лица, которая в обязательном порядке должна иметь расшифровку. Такие требования предъявлены статьей 313 НК.

В качестве налогового регистра можно использовать также регистр бухгалтерского учета, дополнив его необходимыми сведениями, что также предусматривает статья 313.

Регистры подлежат ведению и в бумажной, и в электронной форме.

Для бухгалтеров, которые не справляются с составлением регистров, налоговые службы разработали примерные формы образцов налоговых регистров по налогу на прибыль.

При этом налогоплательщик вправе сам составлять форму налогового регистра и определять порядок ведения учета для подключения к учетной политике и налогообложению. Это указано в статье 314 НК.

Согласно требованиям налоговых служб, регистры заполняются на базе первичных учетных документов. Запрещено:

  • Заполнять регистры, не соблюдая хронологический порядок проведения операций.
  • Делать безосновательные изъятия из них информации по операциям.
  • Безосновательно добавлять какие-либо учетные мероприятия.
  • Вести регистр беспорядочно.

Очень важным моментом является внесение поправок в уже составленный регистр. Эта документация должна быть защищенной от вмешательства несанкционированного характера. Поправки и исправления имеет право вносить лишь то лицо, которое отвечает за ведение регистров, это же лицо обязано заверить внесенную поправку своей подписью и датой исправления.

Учет налога на прибыль

Заполняя декларацию на прибыль, требуется минимум 2 регистра налогового учета по налогу на прибыль. Один из них будет отображать налоговый учет доходов, а другой – расходов. Информация, предоставленная на базе регистров, является необходимой для расчета налоговой базы – прибыли, ведь без этого этапа расчет самого налога на прибыль невозможен.

Дополнительные регистры обязательно понадобятся организации, если ее деятельность имеет несколько разновидностей. В таком случае каждый вид проводимых операций заносится в содержание регистра.

Отдельной регистрации также требуют операции, которые облагаются налогами в специальном порядке.

Например, минимальный перечень необходимых регистров для расчета налога на прибыль ООО «Цветочек»:

  1. Регистр налогового учета по доходам от реализации.
  2. Регистр налогового учета операций, которые уменьшают доходы от реализации.
  3. РНУ о внереализационных доходах.
  4. РНУ о внереализационных расходах.

Оформляя доходные регистры, стоит помнить, что сумма за реализованные товары заполняется без учета НДС и что некоторые операции не включаются в список доходов, перечень их можно найти в Налоговом кодексе.

Расходы, которые отображаются в бухгалтерском учете, не всегда налогоплательщик вправе отобразить в налоговом учете и, соответственно, заносить их в расходный налоговый регистр. Эти моменты также стоит не забывать и учитывать при ведении регистров. Некоторые затраты, которые в бухучете отображаются полностью, имеют установленные налоговым кодексом рамки, поэтому отображать их в учете налоговом следует только после внесения корректировок и поправок.

Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, для определения налоговой базы должны вести налоговый учет. Ведется он на основе первичных документов (ст. 313 НК РФ).

Какие бывают регистры налогового учета?

В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

  • дополнить регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами;
  • разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (абз. 1 ст. 314 НК РФ).

Обязательные реквизиты аналитических регистров налогового учета

НК предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Как вести регистры налогового учета

Регистры налогового учета организации могут вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме (абз. 6 ст. 314 НК РФ).

Можно ли вносить исправления в регистры налогового учета

При обнаружении ошибки в регистре налогового учета организация должна внести в него исправления. Для этого в регистре необходимо указать верные данные, привести обоснование внесенного исправления, поставить дату исправления и заверить подписью лица, которое это исправление внесло.

Регистры налогового учета: образец

НК не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета. И налоговая инспекция не вправе требовать от организации вести регистры по какой-то установленной форме (



Похожие статьи