Если вы, как индивидуальный предприниматель, решили закрыть свой бизнес, значит, вам нужно сообщить об этом в ИФНС. Процедура снятия с учета ИП в налоговой в 2017 году такова. ИП представляет в свою инспекцию по месту учета - как правило, по месту жительства (п. 1 ст. 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):
- заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности - форму N Р26001, код по КНД 1112512 (Приложение N 15 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
- квитанцию об уплате госпошлины. Пошлину в размере 160 руб. нужно уплатить до подачи заявления в ИФНС (пп. 6,7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать квитанцию можно прямо на сайте ФНС ;
- документ, подтверждающий представление предпринимателем персонифицированных сведений в ПФР (пп. 1-8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Однако если его у ИП не будет, то налоговики смогут запросить соответствующую информацию в ПФР сами в рамках межведомственного обмена.
Подать документы физлицо может непосредственно в регистрирующую ИФНС или МФЦ (п. 1 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):
- либо лично. При этом гражданин должен иметь при себе паспорт (п. 1.2 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ);
- либо через представителя, чьи полномочия должны быть удостоверены нотариальной доверенностью.
Кроме того, документы можно направить в электронном виде через сайт ФНС России (они должны быть подписаны электронной подписью заявителя), либо по почте. В последнем случае подпись предпринимателя должна быть заверена нотариально (п. 2 ст. 22.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Срок регистрации и документы, подтверждающие снятие с учета
Снять с учета ИП в налоговой должны в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в инспекцию (п. 1 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). При этом должны выдать лист записи в ЕГРИП по форме N Р60009 (
Кассовый аппарат – обязательный атрибут предпринимательской деятельности. Часто используются названия ККА (контрольно-кассовый аппарат), ККМ (контрольно-кассовый механизм, модуль, машина), ККТ (контрольно-кассовая техника), РРО (регистратор расчетных операций). Независимо от фирмы производителя и названия, он подлежит фиксации в налоговой службе.
Практически не возникает вопросов об особенностях его функционирования. Но снятие ККМ с учета происходит не часто, поэтому, столкнувшись с такой задачей, возникает много противоречий. Рассмотрим особенности и порядок отмены регистрации ККМ.
Причины снятия ККТ с регистрации
Провести повторную регистрацию или полностью снять ККТ с учета в органах налоговой службы можно и в процессе организационной деятельности предприятия и при его ликвидации.
Возникнуть такая необходимость может в следующих случаях:
- физическое или юридическое лицо подает заявление о просьбе отменить регистрацию кассового аппарата;
- переход на безналичный взаиморасчет контрагентов;
- ККМ был украден;
- смена владельца предприятия;
- окончание срока службы ККМ (дата указана в паспорте регистратора операций);
- окончание срока амортизации ККМ (дата устанавливается законодательством);
- ККМ был использован не по области применения, указанного в госреестре;
- обнаружено несоответствие версии, марки или классификации программного обеспечения, которые прописаны в госреестре;
- регистрационные документы физического или юридического лица признаны недействительными по решению суда;
- закрытие предприятия;
- банкротство;
- прекращение деятельности, не связанное с процессом банкротства;
- смерть, признание недееспособным, без вести пропавшим предпринимателя;
- предприниматель ограничен в своей дееспособности.
В первых четырех случаях снятие с учета происходит при подаче заявления от субъекта хозяйственной деятельности. В остальных ситуациях соответствующие методы могут быть применены принудительно органами налоговой службы или же при подаче заявления предпринимателем.
Особенности процедуры
Сущность отмены регистрации основана на проверке сведений в кассовой книге и информации, которая занесена в память ККМ. Регистратор расчетных операций деактивируют, снимают пломбу, затем блок кассовой ленты направляется на хранение. Алгоритм выполнения таких действий может отличаться в разных регионах и даже налоговых службах.
Поэтому перед подачей документов некоторые аспекты лучше уточнить в фискальных органах в месте регистрации ККМ. Некоторые службы требуют снятия финансовых отчетов работником сервисного центра исключительно в присутствии налогового инспектора. Это означает, что со специалистом центра технического обслуживания необходимо договориться предварительно, не забыв захватить с собой все документы и отчеты.
Другие налоговые службы позволяют инженеру сервисного центра произвести все операции самостоятельно, передавая доверенность. Главное требование – правильно оформленная документация и своевременная их передача в органы фискальной службы.
Не забудьте! Планируя снять ККМ с учета, проверьте финансовую отчетность, отсутствие задолженности перед контрагентами и оплату текущих счетов.
Просмотрите заключение специалиста центра технического обслуживания, доверенность, правильность и полноту заполнения всех бланков, записи в журнале вызова. Если ошибки и неточности не обнаружены, переходите к сбору всех документов.
Порядок и основные действия при снятии с учета ККТ
После работы с ККТ работник сервисного центра предоставляет две копии акта по форме КМ-2 о произведенных действиях.
После данной процедуры необходимо заполнить заявление о просьбе отменить регистрацию ККТ.
Основные поля, которые необходимо заполнить:
- тип ККМ;
- марка регистратора расчетных операций;
- регистрационный номер;
- дата производства аппарата;
- информация о владетеле;
- название точки торговли (необязательно заполнять);
- причины отмены регистрации ККМ.
После заполнения заявления подготовьте итоговый пакет документов:
- технический паспорт ККТ;
- карта регистрации ККТ;
- книга кассира-операциониста и договор об обслуживании;
- акт по форме ККМ-2 (заключение инженера сервисного центра);
- акт по форме ККМ-3 «Возврат финансовых средств контрагентам при неиспользовании чеков» (или если определенные чеки были пробиты ошибочно);
- краткий финансовый отчет за период деятельности;
- акт о передаче кассовой ленты на хранение;
- поквартальный финансовый отчет за последний год;
- договор с центром технического обслуживания.
Внимание! Сам кассовый аппарат представлять в налоговую службу нет необходимости.
После принятия документов инспектор в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку предоставленной информации.
Заключительный этап
После проверки специалист формирует акты, которые подтверждают снятие с учета ККМ. После окончания всех процедур кассовый аппарат больше не понадобится. Его можно дать в пользование другому физическому или юридическому лицу. Некоторые центры технического обслуживания принимают такие аппараты на комиссию. Их оснащают новой памятью и выдают в пользование другим контрагентам.
Кассовая лента должна храниться 5 лет на случай камеральной проверки.
Снять с учета кассовый аппарат в налоговой - значит получить от нее карточку о снятии ККМ с регистрационного учета. Но перед этим налоговой инспекции необходимо внести в журнал учета контрольно-кассовой техники сведения о том, что пользователем прекращено применение ККМ. Снятие с учета кассового аппарата может происходить как добровольно, так и вынужденно. К примеру, до 01.07.2017 нужно снять с учета те кассовые аппараты, которые не смогут обеспечить онлайн передачу данных в налоговые органы. Расскажем в нашей консультации о снятии кассы с учета в налоговой.
Как снять с учета ККМ в налоговой: новый порядок
Для снятия ККТ с учета в налоговой организация или ИП должны подать заявление. Подать его можно на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ . Это «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», которое применяется при регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с учета. При снятии на титульном листе заявления указывается код вида документа 3 — «Заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники».
Заявление о снятии с учета ККМ:
Подать заявление о снятии с учета ККТ необходимо не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата другому пользователю, а в случае факта хищения или потери — не позднее 1 рабочего дня со дня обнаружения такого факта (п. 5 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Чтобы снять кассу с учета в налоговой, в заявлении необходимо указать (п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
- полное наименование организации (или Ф.И.О. ИП), ИНН;
- наименование модели ККМ и ее заводской номер;
- сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).
Перед подачей заявления пользователь ККТ должен сформировать отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в этом отчете, нужно передать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии. Естественно, отчет не сдается, если ККМ была утрачена или похищена и снимается с учета в связи с этим (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговая инспекция выдает (направляет) бывшему пользователю ККТ карточку о снятии ККМ с учета. Дата формирования этой карточки и будет являться датой снятия аппарата с учета в налоговой.
Обращаем внимание, что указанный выше порядок снятия ККТ с учета в налоговой применяется с 01.07.2017 года ко всем ККТ, а до этой даты к кассовым аппаратам, поставленным на учет после 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Временный порядок снятия с учета ККМ
До 01.07.2017 снятие с учета кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой не позднее 01.02.2017, производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 .
ККТ снимается с учета по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в тот налоговый орган, в котором ККТ была зарегистрирована. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.
В паспорте ККТ делается отметка о снятии аппарата с регистрации и заверяется печатью налогового органа. Такая же отметка делается в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.
Форма заявления о снятии была приведена выше.
Подготовка кассы к снятию, документы для снятия с учета и можно ли вообще не снимать с учета?
Массовый переход налогоплательщиков на онлайн ККТ ставит перед бухгалтером вопрос - а что делать с устаревшей кассой? Кассовый аппарат,который юр лицо или предприниматель больше не будет использовать в бизнес-деятельности, нужно снять с учета в налоговой инспекции и ЦТО. В статье мы расскажем, в каком порядке это сделать.
Подготовка кассы к снятию с учета
Процедуру снятия ККТ с учета в налоговой инспекции регулируют следующие НПА:
Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №470;
Административный регламент, утвержден приказомМинфина РФ от 29.06.2012 № 94н;
Закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Перед тем, как снимать кассовый аппарат с регистрации в налоговой инспекции, проверьте — в порядке ли у вас вся необходимая кассовая документация. Прежде всего к ней относится журнал кассира-операциониста КМ-4.
Налоговики иногда выборочно сверяют Z-отчет за определенный день с записью в журнале КМ-4. Следите за тем, чтобы в журнале были достоверные данные и минимум исправлений и помарок.
Проверьте техпаспорт ККТ — там должны стоять отметки о замене ЭКЛЗ, проведенном ремонте кассы, визитах сотрудника ЦТО. Убедитесь, что все необходимые поля техпаспорта заполнены, есть росписи ответственных лиц, а такжепечати ЦТО и вашей организации.
Документы для снятия кассы с учета
Налоговый инспектор ИФНС по месту прописки ИП или юр адресу компании бесплатно снимет кассовый аппарат с учета при наличии следующих документов:
Заявление о снятии ККТ с регистрации в ИНФС — составляется в 2 экземплярах (1 для налогоплательщика и 1 для самого налогового инспектора) по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.Нередко сотрудники ЦТО сами вносят информацию в заявление за налогоплательщика;
Паспорт и карточку регистрации ККТ — они хранятся у вас, налоговикам вы предоставляете оригиналы документов;
Учетный талон ККТ — хранится в ЦТО.
Если вы снимаете кассу с учета не потому, что пора переходить на онлайн ККТ, а из-за кражи техники или ее порчи, то представьте налоговикам подтверждающие документы: справку из полиции или свидетельство ЦТО о поломке аппарата.
Документы можно привезти в налоговую инспекцию лично, передать с другим человеком по доверенности, направить Почтой России, через сайт госуслуг или личный кабинет ККТ (см. письмо Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-01-15/17318).
На снятие ККТ с регистрации налоговикам отводится 5 рабочих дней (п.6 Постановления № 470).
Сама процедура снятия кассового аппарата с регистрации заключается в следующем: инспектор получает указанную выше документацию и согласует с налогоплательщиком дату и время составления акта о снятии контрольных и суммирующих показателей кассы (КМ-2). Показатели должны фиксироваться в присутствии представителя организации, инспектора и сотрудника ЦТО. На практике чаще всего специалисты ЦТО снимают необходимые показания ККТ, фискальные отчеты и контрольные ленты и отдают их налогоплательщику, который в свою очередь передает их в ИФНС. Однако инспектор вправе запросить ККТ, чтобы проверить показания.
Снятие кассы с учета инспектор зафиксирует в техпаспорте и учетном талоне ККТ, книге учета и карточке регистрации ККТ — последний документ остается в налоговой инспекции и хранится там 5 лет (п. 81-88 Регламента).Остальные документы вы должны хранить у себя вместе с кассовым аппаратом и его ЭКЛЗ в течение 5 лет (п. 3.7 Протокола заседания ГМЭК от 25.06.2002 №4/69-2002).
После снятия старой кассы с учета не забудьте внести необходимые изменения в своей программе для учета товаров .
Можно ли не снимать старую ККТ с учета, если стали использовать онлайн-кассу
После 01.07.2017 большинство организаций не имеют право эксплуатировать иные кассовые аппараты, кроме онлайн ККТ. Если не снять с учета старый аппарат, налоговики решат, что вы продолжаете его использовать и нарушаете законодательство. Возможный штраф - от 5 тыс. руб. для юр лица; и от 1,5 тыс. руб. для предпринимателя или должностного лица (ст. 14.5 КоАП).
Недавно мы рассказали о том, как действовать индивидуальному предпринимателю, чтобы встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя (см. « »). Не менее популярным является вопрос о том, как ИП-работодателю, который решил закрыть бизнес и расторгнуть трудовые и/или гражданско-правовые договоры со всеми работниками, сняться с учета в ФСС и ПФР. Разобраться с этим вопросом будет полезно не только самому предпринимателю, но и бухгалтеру, который ведет у ИП налоговый и кадровый учет, а также сдает за предпринимателя отчетность в фонды.
Вводная информация
Если индивидуальный предприниматель решил закрыть бизнес, то для прекращения деятельности ему нужно обращаться в налоговую инспекцию с комплектом соответствующих документов (ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если с представленными документами все в порядке, то ИП снимут с налогового учета и исключат запись о нем из ЕГРИП.
Сразу скажем, что обращаться в ПФР для снятия с учета в такой ситуации не нужно. Специалисты ПФР сами снимут предпринимателя с учета после получения от налоговиков сведений об исключении записи из реестра (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Если у ИП не было наемных работников, то в ФСС обращаться тоже не потребуется, поскольку сам за себя предприниматель, как правило, не платит ни страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, ни взносы на травматизм. Если же ИП добровольно уплачивал взносы по нетрудоспособности и материнству, то для снятия с учета он него потребуется лишь заявление (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н). То есть каких-либо особых сложностей в этой процедуре нет.
Однако если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему то потребуется принять меры для снятия с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя (даже если ИП не планирует совсем прекращать деятельность). Опишем процедуру снятия с учета в фондах подробнее.
Снятие с учета в ФСС
После расторжения трудового договора с последним из работников ИП необходимо сняться с учета в качестве работодателя в ФСС. Обратите внимание: если помимо трудовых договоров ИП заключал гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые продолжают действовать, и по которым ИП уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно (п. 22 порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 № 959н , далее — Порядок № 959н).
Для снятия с учета в ФСС требуется представить следующие документы (п. 23 Порядка № 959н):
- заявление (приложение № 3 к Административному регламенту, утв. приказом Минтруда России от 25.10.13 № 574н , далее — Регламент № 574н);
- копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (например, копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).
Обратите внимание: срок подачи заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н).
Снятие с учета в ПФР
Вопрос о снятии с учета в качестве работодателя в ПФР является спорным. Поясним в чем тут дело.
Как мы писали в предыдущей статье (см. « »), если ИП принимает наемных работников или заключает гражданско-правовые договоры, то он должен встать на учет в ПФР как работодатель. Логично было бы предположить, что при увольнении работников или расторжении договоров он должен сняться с учета.
Напомним, что вопросы постановки и снятия с учета в ПФР регулируются Порядком, который утвержден постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п . Однако этот документ не обязывает ИП-работодателя обращаться в ПФР при увольнении работников. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ. Получается, что если прямо следовать указанным нормативным правовым актам, то обращаться в ПФР для снятия с учета не обязательно.
Вместе с этим существуют и доводы в пользу обращения в фонд. В частности, в форме заявления о снятии с учета (приложение 10 к порядку № 296п) в качестве причины снятия с учета предусмотрено прекращение деятельности «как индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников». Кроме того, ИП обязан сдавать отчетность в ПФР за наемных работников (форма РСВ-1 ПФР). Причем, если работников уже нет, и выплаты не производятся, но ИП стоит на учете как работодатель, отчитываться все равно нужно. Такой подход можно встретить в некоторых судебных решениях (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.11 № 15АП-9655/2011).
Однако мы считаем, что после увольнения всех своих работников и расторжения гражданско-правовых договоров, предприниматель не обязан сдавать отчетность в ПФР (даже если он не снялся с учета как работодатель). Дело в том, что ИП без работников по законодательству РФ не обязан представлять отчетность в фонд (ст. , Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Тот факт, что в базах учета ПФР предприниматель числится как работодатель, не может возлагать на ИП обязанность по представлению «нулевой» отчетности.
Как видно, вопрос о снятии с учета в ПФР довольно спорный, и его решение остается, в первую очередь, на усмотрение предпринимателя. На наш взгляд, во избежание споров с проверяющими, лучше все-таки подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Не исключено, что кроме заявления могут потребоваться и другие документы, подтверждающие расторжении трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель стоит на учете).
Полезные выводы
- Порядок снятия с учета прописан не так четко, как процедура постановки на учет. Так, к примеру, не установлены сроки подачи заявления о снятии с учета.
- Ответственность за нарушение порядка снятия с учета не установлена.
- Пока ИП зарегистрирован в качестве страхователя-работодателя ПФР и ФСС будут ожидать представления отчетности об уплате страховых взносов.
- Если не сняться с учета в ПФР, то могут возникнуть сложности с прекращением деятельности в качестве ИП. Суть в том, что для того, чтобы исключить предпринимателя из ЕГРИП, налоговикам требуется информация о представлении в ПФР персонифицированной отчетности (пп. «в» п. 1 ст. 22.3 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). А ПФР, в свою, очередь может не подтвердить этот факт.
Похожие статьи