Младенческая смертность: причины, показатели, формула и коэффициент

Основным хадисом по данной теме является высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если были признаки , что ребенок родился живым , то над ним совершается погребальная молитва и на него распространяются права деления наследства, то есть он — наследник . Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» .

Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживаются мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является приведенный достоверный хадис .

Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где сказано, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу . На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.

Однако дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Богу известна истина, подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.

Подводя итог, можно сказать: если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва, младенца заворачивают в полотно и предают земле ; если больше четырех и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается Джаназа-намаз и затем его предают земле .

Моральная сторона вопроса

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет . Важно услышать и старательно применять следующее наставление пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также передал слова Господа миров : «Если верующий потеряет близкого ему человека [а это в первую очередь дети, покидающие сей бренный мир до кончины родителей] и при этом он [этот верующий и практикующий веру, в том числе в своем отношении к постигающим его горестям] проявит терпение и отдаст произошедшее на волю Творца (отпустит ситуацию, «отвяжет» от своего ума и сердца, пересилит казавшуюся нестерпимой боль утраты, ожидая вознаграждения за проявленное терпение от Господа миров) [сказав, например, что «все мы временны на этой земле, в полной мере находимся во власти Господа и рано или поздно к Нему возвращаемся» ], тому у Меня [в вечности] в качестве воздаяния за такое [благоразумное] отношение [если только покинет он сию бренную обитель верующим, пусть даже имея некоторые грехи] — Рай [вечное пребывание в неописуемой по своей красоте и великолепию райской обители, — однозначно и недвусмысленно говорит Сам Творец всего сущего, Владыка Судного Дня, милость Которого вечна и безгранична]» .

В других достоверных хадисах сказано: «Если у какой-либо из женщин умрут трое детей [покинут сей бренный мир по тем или иным причинам до ее смерти, что явится огромным потрясением и невосполнимой потерей для матери, но она сможет стойко это перенести и согласиться с волей Творца, когда-то даровавшего ей этих детей], тогда станут они защитой для нее от адского наказания [станут весомой причиной для ее беспрепятственного вхождения в райскую обитель]». Одна из присутствовавших при этом женщин спросила: «А если двое?». Пророк ответил: «И двое [также явятся защитой для своей матери от адского наказания]» ;

«Если у мусульманина (мусульманки) умрут трое детей, не достигших совершеннолетия [наступающего с началом периода полового созревания, после чего человек становится уже ответственным пред Богом за свои поступки], то Господь непременно введет этого человека по милости Своей в райскую обитель в вечности» ;

«Кто похоронит троих своих детей [то есть переживет их], тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» . В одном из достоверных хадисов, как было упомянуто ранее, говорится также о двух детях. Есть упоминание и о потере одного .

Часто в состоянии растерянности и горя родители, особенно мать, могут высказать свое негодование Богу за смерть ребенка словами: «Почему Ты столь жесток, почему Ты забрал невинное дитя?!» Слова эти не только ошибочны, но и грешны. Для человека верующего любая ситуация, даже столь тяжелая, — это благо . Постичь проявление бесконечной мудрости Создателя в той или иной ситуации не просто. Сколько людей не могут постичь мудрости и смысла своего временного пребывания на этой земле!

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передал: «Если у человека [у отца, матери при их жизни] умрет ребенок [сколько бы лет ему ни было], Аллах (Бог, Господь) скажет ангелам: «Вы забрали ребенка такого-то человека». Ангелы подтвердят: «Да». Господь продолжит: «Вы забрали «плод его сердца» [забрали у него одно из самого дорогого, что есть на этой земле — его (ее) сына, дочь]». Ангелы подтвердят: «Да». И Господь спросит [зная обо всем и без них, ангелов, но желая задействовать их в качестве свидетелей этого важного вселенского процесса]: «А что сказал человек [отец или мать ребенка после столь тяжелой невосполнимой потери]?» Они ответят: «Он поблагодарил Тебя [Господи, за те годы радости совместной жизни, которые ты им даровал с этим ребенком, и отнесся как к тому, что было дано на время], сказав: «Поистине, мы принадлежим Богу и к Нему [рано или поздно] возвращаемся» . И скажет Аллах (Бог, Господь) [не ограниченный ни местом, ни временем]: «Постройте для этого человека [для этого родителя, матери или отца] дворец в Раю [то есть за такое благодарное отношение человек этот в вечности пребудет в райской обители, окруженный Божественными щедротами и изобилием]. И назовите этот дворец Дворцом благодарности [Богу]» .

Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которым, если правильно поймут испытание Божье, воздастся большим и в этой жизни, и в вечности. Господь миров в Священном Писании предупреждает:

«Возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно — зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в обоих мирах, в земной обители и в вечной]» (см. ).

Известна кораническая история с учителем пророка Моисея, Хызыром , который убил чужого ребенка прямо на глазах Моисея, ввергнув раба Божьего в крайнее негодование. Позже Хызыр пояснил:

«Что же касается того ребенка, то родители его были верующими, и мы [ведомые Божьей волею] побоялись, что он наполнит (заполонит) их жизнь грехом и безбожием (страданиями и неприятностями) [а лишив их его, провели тем самым через непростое испытание, высветив духовную уравновешенность и сдержанность, и, по итогу проявленного ими терпения, дали лучшее]. Господь заменил его (сие дитя) на того, кто чище [душевно] и милосерднее к своим родителям [даровав благополучное завершение следующей беременности и благословение в росте, развитии и становлении нового ребенка]» ().

Даже полное отсутствие возможности проявить чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары будет восполнено в Раю:

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]» ();

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил рассыпанному[прекрасному] жемчугу» ().

Наряду со всем сказанным нужно также не забывать и то, что Всевышний к хорошим людям милостив , плохих же — наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…

Да обережет нас Всевышний от гнева Своего и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего . Аминь.

Вопросы по теме

Все ритуалы погребения необходимо совершить.

Спроса не будет. Он в вечности окажется в райской обители, по милости Творца. Также он значительно поможет своим родителям оказаться в Раю, минуя Ад.

У нас умер ребенок, которому было 3,5 года. Нам сказали, что для ребенка такого возраста поминки делать нельзя и что нельзя также оплакивать, приносить в жертву животное и делать другие ритуалы. Скажите, как правильно поступить? Хочется, чтобы нашему ребенку было от этого хорошо. Мы с мужем сильно скучаем по нему, но находим в себе силы принять волю Всевышнего. Это был наш единственный ребенок, который появился на свет по воле Всевышнего через 13 лет!

Вашему ребенку в любом случае хорошо и в вашей помощи он не нуждается. Он умер, не достигнув совершеннолетия, а потому в вечности его ожидает лишь райская обитель, по милости Творца. Вам за него не стоит беспокоиться.

Ваша с мужем жизнь продолжается, рожайте и воспитывайте еще детей, созидайте, достигайте, преодолевайте, а ребенка отпустите и не печальтесь. Бог дал вам его на время и забрал по наступлении срока его смерти. Правильное отношения к столь тяжелой утрате (спокойное и с умением отпустить) явится прямой причиной вашего с мужем вхождения в Рай.

У меня была беременность сроком в 9 месяцев, которая протекала без патологии. В родовой палате лечащий врач определил, что у ребенка отсутствует сердцебиение, то есть ребенок умер в животе, не родившись. Я хочу узнать, увижу ли я своего ребенка в Судный День и будет ли мне от него заступничество? Айша.

Вы увидите его, и он заступится за вас (аминь) .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу » .

У меня умер новорожденный ребенок. Имею ли я право ходить на кладбище к могилке своего ребенка? Хава.

Да, можете. Но оставайтесь эмоционально сдержанной, ибо все происходит по воле Господа и каждая душа, придя на некоторое время на землю в телесной оболочке, возвращается к Богу.

Родите еще детей, воспитывайте их, будьте счастливы с мужем и детьми! Вы уверовали в Бога и Его заключительного посланника Мухаммада, а потому имеете все возможности стать и оставаться счастливой в этой жизни и иметь перспективу счастья в вечности (с Божественного на то благословения, по милости Творца). Но для этого важно научиться правильно относиться к происходящему с нами и вокруг нас, не опуская рук из-за трагедий, а еще активнее продолжая свое созидательное движение по жизни. Именно через это открываются и благостные перспективы вечности.

Напомню очень важный хадис: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)» .

Уважаемый имам Шамиль, обращаюсь к вам, так как нахожусь сейчас в очень непростой жизненной ситуации. До осени прошлого года я была абсолютно счастливым человеком: я — кандидат экономических наук, работаю в институте. По жизни очень целеустремленный, дисциплинированный, уверенный и достаточно жизнерадостный человек. Работа меня устраивала, и на тот период у меня была самая лучшая дочка семи лет и прекрасный муж, самый лучший, заботливый. Как мне казалось…. Той осенью я случайно узнала, что мой лучший в мире супруг мне изменяет, причем очень серьезно: зимой он собрался даже уходить из семьи. Хотя очень любил нашу дочь (надо сказать, что роды были сложными, но дочка получилась исключительная). Уходить-то он собрался, но все-таки любил нас и делал шаги, чтобы «оставить» себя в семье. И вроде бы к концу января этого года все казалось прекрасным вновь. Но… Я была за рулем, дочь сидела сзади в машине (машина хорошая, «Форд») на самом безопасном месте, за водителем, пристегнутая. Скорость была 30-40 км/час. На гололеде меня выбросило на встречную полосу, и в нас врезалась «Волга». Машине хоть бы что, а у нас дочь погибла практически на месте! Крови не было, никаких внешних повреждений, а разорвалась сонная артерия и все… Я не врач и не поняла, что случилось, думала, что у нее шок, но ее не стало в возрасте 7,5 лет. Когда еще осенью прошлого года я почувствовала, что у нас с супругом проблемы, то предложила ему: давай родим второго ребенка. На что супруг мне отрезал: «Мне от тебя детей не надо». У меня к вам вопрос: почему так произошло? Гибель ребенка — это может быть наказание Аллаха, в том числе и за слова супруга? Мы так ее любили и любим, ну неужели нужно было вот так, на месте моментально погибнуть? Я была у психотерапевтов: один (очень сильный религиозный психотерапевт) посоветовал мне читать намаз, что я и делаю сейчас. Другой, посмотрев на фотографию ребенка, сказал, у нее была депрессия, что она была очень чувствительным ребенком и понимала, что происходило между родителями, сильно переживала. Но зачем так, за что? Я ничем не гневила Аллаха, и моя семья (мои старые родители) тоже. Мы жили нашей дочкой, ее гибель слишком плохо сказалась на здоровье моих близких. Супруг сейчас делает все, чтобы мы жили вместе дальше. Но я не могу понять, зачем нам послано такое испытание. Разве можно через гибель ребенка обучить нас, возможно, в чем-то провинившихся? Э., 36 лет.

Конечно, смерть собственного ребенка трудно пережить и реабилитироваться, но нужно развернуть свое сознание, дабы понять, что во многих жизненных трагедиях заложено для нас целительное лекарство. В Священном Коране не раз упоминается пророк Айюб (библейский Иов), который внезапно потерял всех своих 14 детей, все свое состояние, имущество, хотя был очень набожным и щедрым человеком. И он взмолился Господу, когда уже стал физически немощен от постигшей его вдобавок болезни: «Воистину, меня постигли потери, а Ты — милостивей всех милостивых!» (Св. Коран, 21:83). В следующем аяте Всевышний говорит: «Мы ответили ему. Удалили (сняли) все проблемы (восполнили ущерб), даровали ему детей вдвое больше , и это — милостью от Нас и в назидание для набожных (поклоняющихся Творцу)» (Св. Коран, 21:84). Назидание же заключается в том, чтобы (1) никогда не терять надежду на прощение Господа (ради мольбы о котором нет необходимости грешить, а должно быть желание и стремление самосовершенствоваться), (2) не отчаиваться в Его милости, живя при этом не в ожидании, чтобы тебя пожалели или тебе помогли, а активно, несмотря ни на что, преодолевая на первый взгляд непреодолимое, повернувшись при этом к Богу лицом, а не спиною (образно говоря, ведь фактические и практические формы этого состояния души могут быть разными).

А в трудные моменты вспоминайте, что у других людей в жизни случаются еще более горестные события, например, когда в аварии родители теряют двух, порой даже трех своих детей. Представьте, какое это для них горе! Но жизнь продолжается, и время, дарованное нам Богом, идет. Поэтому тратьте его на благо, оставьте прошлое, которого не вернуть. Думайте больше о будущем, созидайте его (вместе со своим мужем).

Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.]. С. 60, хадис № 152.

В арабско-русском словаре Х. К. Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «Истихляль новорожденного ребенка — это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.

Ребенок родился живым и сразу умер, но в промежутке между началом пятого месяца беременности матери и до смерти ребенка кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства в соответствии с положениями шариата часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными в соответствии с канонами деления наследства.

Св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др. С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1508, «сахих»; там же. С. 300, хадисы № 2750 и 2751; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу аррая ли ахадис аль-хидая. Т. 2. С. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95 и др.

См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 35; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 93, 94.

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и предать земле. Погребальная молитва над ним не совершается. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1533.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.

В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Не молите Аллаха (Бога, Господа) против самих себя! Не накликайте на себя, своих детей и имущество беды (несчастья)! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба (прошение) принимаются, и произойдет то, о чем вы молили (просили)». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1204, хадис № 74-(3009); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 31; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1532, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 358, хадис № 14-(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

Такого рода повествования называются хадисами-кудси, то есть это слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

Подстрочный перевод звучит так: «Если Я [говорит Господь миров] заберу его близкого [человека, с которым у него самые что ни на есть добрые, искренние, бескорыстные отношения; его ребенка, брата, сестру] у него [у верующего, а жизнь его на земле будет продолжаться еще, возможно, несколько десятилетий]…».

В высоком понимании этого слова.

См.: Св. Коран, 2:155-157.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2018, хадис № 6424; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 290, хадис № 6424 и комментарий к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 55, хадис № 8/32.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1249; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 179, хадис № 2989, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 152-(2633); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 629, хадис № 3/954.

Есть похожий хадис от Абу Хурайры в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 151-(2632).

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1248.

Также похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 375, хадис № 1251; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 150-(2632).

Хадис от Василя; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 329, хадис № 1062; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 189, хадис № 1061, «да‘иф». Отмечу, что у данного хадиса низкая степень достоверности.

Однако упоминание об одном ребенке есть и в других хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 153, 154. К тому же приведенный ранее хадис, где говорится о потере близкого человека, очень достоверен и прямо указывает на то, что при потере и одного ребенка родителей, мудро и с терпением отнесшихся к этому, также ждет райская обитель в вечности.

«Я восхищаюсь верующим: что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

В оригинале это звучит так: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун».

В Священном Коране сказано: «Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].

Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Господу [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше.]

Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155-157).

Хадис от Абу Мусы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 318, хадис № 1022, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 612, хадис № 3/922; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 854, «хасан».

В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея некоторое время был именно Хызыр (более правильно — Хыдр). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы пророка Мухаммада. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 310.

Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время — психически болен и нуждается в принудительном лечении, подобно одному из героев фильма «Код да Винчи» (2006 г.), объявившему себя вершителем Божьей воли, а в итоге понявшему, что оказался игрушкой в цепких руках Дьявола.

Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношению к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то — как в этой жизни, так и в вечности.

В Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 156.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

При подстрочном переводе хадис звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.

Подробнее о пророке Айюбе также см.: Св. Коран, 38:41-44.

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - смертность детей на первом году жизни (0-12 мес.). Коэффициент (показатель) Д. с. применяется в сан. и демографической статистике (см.) для обозначения числа смертных случаев среди детей в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся живыми. Среди показателей, характеризующих состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, физ. развитие), Д. с. является одним из ведущих.

Снижение Д. с. способствует повышению показателя средней продолжительности жизни населения.

Важное социально-гигиеническое значение Д. с. определяется прежде всего тем, что она намного превышает смертность во всех последующих возрастных группах населения, за исключением лиц пожилого и старческого возраста (60 лет и старше).

Методы расчета коэффициента детской смертности

Применяется несколько методов расчета Д. с. Самый простой из них:

[число детей, умерших в течение первого года жизни в данном году х 1000]/[число родившихся живыми в том же году] (1)

Однако в практике здравоохранения чаще применяется другой, более точный метод, который позволяет учитывать также влияние изменений уровня рождаемости при расчете коэффициента Д. с.:

[число детей, умерших в течение первого года жизни в данном году х 1000]/ (2)

Начиная с 40-х гг. в демографической статистике используются более точные формулы для определения коэффициента Д. с.

где Мо" - число умерших в возрасте до 1 года из числа родившихся в том году, для к-рого определяется детская смертность; Мо" - число умерших в возрасте до 1 года из числа родившихся в предыдущем году; М 1 " - число умерших в возрасте до 1 года в предыдущем году из числа родившихся в том же году; No - число родившихся в том же году, для к-рого определяется детская смертность; N 1 - число родившихся в предыдущем году.

Уровень коэффициента Д. с. зависит от комплекса социальных и биол, факторов, ведущим биол, фактором является возраст ребенка. На первой неделе и первом месяце жизни новорожденного нагляднее проявляется действие таких причин смертности, как асфиксия и ателектаз, врожденные пороки развития, родовые травмы и др. После первого месяца жизни ребенка среди причин смерти возрастает удельный вес пневмоний, острых жел.-киш. и инфекционных заболеваний, несчастных случаев и других заболеваний, обусловленных в значительной мере факторами внешней среды. В связи с этим особо важно выделять размеры и причины Д. с. в зависимости от возрастных периодов первого года жизни.

Одним из ведущих показателей Д. с. в зависимости от возраста новорожденных является ранняя Д. с. (неонатальная смертность, смертность новорожденных или смертность детей на 1-м мес. жизни, а точнее в первые 28 дней). В экономически развитых странах доля умерших на 1-м мес. жизни составляет 60-80% среди всех умерших от 1 года. Поэтому в практике рассчитываются отдельно как коэффициент ранней (неонатальной) Д. с. (4), так и показатель Д. с. последующих И мес. первого года жизни (5). Методика их расчета следующая:

[число детей, умерших в возрасте 0-27 дней x 1000]/[число родившихся живыми] (4)

Показатель смертности детей в возрасте 1 - 12 мес. может расчитываться как разница между показателем Д. с. и показателем ранней Д. с., однако для более точного расчета следует пользоваться специальной формулой:

[число детей, умерших в возрасте старше мес. (28 дней) х 1000]/[число родившихся - число детей, умерших на первом мес. (0-27 дней) жизни] (5)

Уровень смертности новорожденных (неонатальной смертности) в различных странах разный - в среднем 15-20 промилле.

Динамика показателей детской смертности

Публикуемые показатели Д. с. и ранней Д. с. во многих развивающихся странах в действительности несколько выше ввиду неполноты и неточности официальных статистических сведений.

В СССР отмечается самый высокий темп снижения коэффициента Д. с., значительно опережающий соответствующие темпы его снижения в развитых капиталистических странах. За годы Советской власти Д. с. в СССР снизилась более чем в 9 раз и составила в 1974 г. 27,8 промилле. По отдельным республикам и областям уровень ее заметно колеблется. Напр., при коэффициенте детской смертности в целом по РСФСР в 1970 г., равном 23 промилле в Белгородской обл. он составил 15,8 промилле, в Рязанской - 16,7 промилле, в Краснодарском крае - 16,8 промилле, в Тюменской и некоторых других областях этот показатель выше, чем в целом по республике.

Детская смертность в различные периоды первого года жизни. Наряду со смертностью новорожденных принято выделять раннюю неонатальную смертность (число детей, умерших на 1-й нед. жизни) и позднюю неонатальную смертность (число детей, умерших на 2-4-й нед. жизни). Среди причин ранней смертности новорожденных преобладают врожденные пороки развития, родовые травмы, постнатальные асфиксии, ателектаз, пневмонии новорожденных, борьба с к-рыми представляет большие трудности. Поэтому темпы снижения ранней смертности новорожденных существенно отличаются от таковых при общей Д. с. Так, по данным ВОЗ, в восьми развитых странах мира с 1950 г. по 1970 г. смертность на 4-51-й нед. снизилась на 61%, на 1-3-й нед. на 56%, в то время как в течение первых семи дней всего на 32% .

В демографической и сан. статистике, а также в акушерской и педиатрической практике широко применяется понятие «перинатальная смертность» (от 28-й нед. внутриутробного развития до конца 1-й нед. жизни). Методика расчета показателя перинатальной смертности следующая (6):

[число мертворожденных + число умерших в первые 7 дней жизни x 1000]/[число родившихся живыми и мертвыми] (6)

В 60-70-е гг. 20 в. показатель перинатальной смертности (см.) колеблется от 15 до 30 промилле, а в некоторых странах - до 45-60 промилле (Португалия, Венесуэла, Индия, Уганда и др.). На величину показателя перинатальной смертности влияет система учета и используемые определения признаков жизни. В нашей стране признаком живорожденности является дыхание.

Несмотря на трудности борьбы с перинатальной смертностью, отмечается снижение ее уровня.

При изучении перинатальной смертности принято разделять ее на три периода; антенатальную смертность (смерть плода по истечении 28 нед. беременности и до начала родов), интранатальную смертность (смерть плода в течение родового акта) и постнатальную смертность (смерть плода в первые 7 дней после рождения). По данным ВОЗ, показатель антенатальной смертности составляет 5-7 промилле, интранатальной - 7,5-8,6 промилле и постнатальной - 2,5-3,2 промилле.

Причины детской смертности

В 70-е гг. 20 в. в экономически развитых странах основными причинами смерти на первом году жизни являлись болезни перинатального периода, которые возникают еще у плода, в процессе родов или у ребенка на 1-м мес. жизни (гемолитическая болезнь, внутриутробная пневмония, асфиксии и ателектаз, родовая травма и др.). Структура перинатальной смертности такова: до 60% занимают асфиксии, 10- 12% родовые травмы, 7-8% - врожденные пороки развития, 5- 6% - пневмония, до 3% - гемолитическая болезнь новорожденных.

Особое влияние на показатели и причины Д. с. оказывает недонашиваемость беременности. Установлено, что в большинстве развитых стран мира на долю недоношенных детей приходится до 60% всех случаев мертворождений, до 70% ранней неонатальной и до 66% детской смертности. В структуре причин смертности недоношенных на первом году жизни ведущие места занимают внутричерепная родовая травма (47-63%), асфиксия (10-14,5%), врожденные пороки развития (8- 12%), пневмонии (7-13%) и сепсис (6 - 6,5%). Среди причин смертности недоношенных новорожденных ведущее место занимают асфиксии (более 50%), родовые травмы (до 17%) и врожденные пороки развития, несовместимые с жизнью (до 13%).

Показатель Д. с. зависит также от числа родов, возраста женщины, интервала между родами, степени недонашивания беременности, частоты абортов, характера вскармливания ребенка, исхода предшествующей беременности, заболеваний матери, сезонности, социально-трудовых и бытовых условий, времени первого обращения беременной в женскую консультацию и др. Среди мальчиков показатели смертности на первом году жизни на 10-20% выше, чем среди девочек.

Установлено, что рост социально-экономического развития страны, культуры и материального благосостояния населения, улучшение медпомощи женщинам и детям являются ведущими условиями снижения Д. с. В СССР при отсутствии классовых противоречий, а следовательно, и социальных контрастов в показателях общественного здоровья нет существенных различий в уровнях Д. с. среди детей рабочих, колхозников и интеллигенции. В условиях капиталистического общества «социальный генез» и классовые контрасты находят прямое отражение в размерах Д. с. В США среди цветного населения, в ЮАР среди негритянского и азиатского населения, в Новой Зеландии среди коренных жителей (маори) показатели Д. с., ранней Д. с., перинатальной смертности и мертворожденности всегда были и продолжают оставаться значительно выше, чем среди белых, лиц европейского происхождения, высокообеспеченных слоев и классов буржуазного общества. Так, в Шотландии мертворождаемость среди детей из наиболее обеспеченных материально семей в 1939 г. составляла 34,1 на 1000 родов, а в 1963 г.- 10,8, т. е. снизилась в 3 раза, а среди детей самых низкообеспеченных материально семей снизилась за эти же годы с 42,7 до 25,1 ‰, т. е. только в 1,7 раза. В 1970-1972 гг. в ЮАР среди белого населения Д. с. составила 21, среди азиатского - 36 и среди коренного (негритянского) населения 127 на 1000 родившихся живыми. В США в 1965 г. показатель Д. с. среди белого населения составил 21,5 и ранней Д. с.- 16,1, а среди цветного - соответственно 40,3 и 25,4 ‰.

В социалистических странах Д. с. неуклонно снижается. Так, напр., в Болгарии в 1926-1930 гг. она составляла 147,5 на 1000 живорожденных, в 1965 г.- 30,8, а в 1974 г.- 25,5; в Венгрии в 1931 -1940 гг. Д. с. составляла 144,4, в 1960 г.- 48,0, а в 1974 г.- 34,0.

Значительное снижение Д. с. в странах социализма является свидетельством достижений этих стран в социально-экономическом и культурном строительстве, в совершенствовании системы охраны здоровья беременных женщин, рожениц и родильниц, новорожденных и грудных детей.

Крайне высокий уровень Д. с.- последствие политики колониализма и неоколониализма - все еще характерен для многих развивающихся стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки из-за низкого уровня социального, экономического и культурного развития, неудовлетворительного состояния медпомощи населению. Данные официальных публикаций этих стран недостаточно точны и противоречивы: так, в большинстве стран Африки в возрасте до 1 года умирает 150 - 200 детей на 1000, а по данным выборочных исследований - от 200 до 300 детей на то же число населения (Кения, Нигерия, Тунис, Уганда и др.).

Вместе с тем общий прогресс человечества, успехи науки и техники, достижения медицины и здравоохранения показывают, что в современном мире имеются большие возможности для дальнейшего снижения Д. с.

Библиография: Бeлицкая Е. Я. Проблемы социальной гигиены, с. 198, Л., 1970; Вопросы изучения заболеваемости и организации медицинской помощи населению, под ред. Е. И. Удинцева и Б. Д. Петракова, с. 89, М., 1973; Добровольский Ю. А. Здоровье населения мира в 20-ом веке, с. 87, М., 1968; Лис и цын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения, с. 191, М., 1973; M e р-к о в А. М. и П о л я к о в Л. E. Санитарная статистика, с. 255, Л., 1974; Организация здравоохранения в СССР, под ред. Н. А. Виноградова, с. 196, М., 1962; Пeтров-Маслаков М. А. и Климeц И. И. Перинатальная смертность, Л., 1965, библиогр.; Infant and child mortality in selected countries, 1951 -1962, Epidem. vital Statist. Rep., v. 17, p. 536, 1964.

Б. Д. Петраков.

Детская смертность - это смертность детей в возрасте до одного года. Детская смертность - условное понятие, обозначающее число детей, умерших в течение первого года жизни, т. е. родившихся живыми и не доживших до года. Число мертворожденных и умерших в течение первой недели жизни на 1000 родившихся живыми и мертвыми (перинатальная смертность) анализируется особо.

Показателем детской смертности является отношение числа умерших за определенный период детей в возрасте до 1 года к числу родившихся за то же время, выраженное в процентах или промилле. С учетом того, что среди умерших в данном году детей в возрасте до 1 года имеются дети, родившиеся в предыдущем году, показатель детской смертности вычисляют по формуле:
число умерших детей до 1 года в данном году х1000 и делят на 1/3 родившихся живыми в прошлом году +2/3, родившихся живыми в данном году.

В царской России уровень детской смертности в 1913 г. был равен 269°/ °° . За годы Советской власти показатель детской смертности снизился до 26°/ °° , т. е. более чем в 10 раз. Основными факторами резкого снижения детской смертности являются значительный подъем материального благосостояния и культуры населения, расширение сети , достижения медицинской науки, проведение специальных государственных мероприятий по охране материнства и детства (см.).

Наибольший удельный вес смертей на первом году жизни ребенка приходится на первый месяц, на первом месяце - на первую неделю, на первой неделе - на первый день жизни.

В настоящее время нет резких сезонных колебаний детской смертности, имевших место в дореволюционной России, но сохранились небольшие летние и осенне-зимние подъемы, которые в основном обусловлены в первом случае желудочно-кишечными заболеваниями, во втором - пневмонией.

Главными причинами детской смертности являются болезни , врожденные и .

Основные факторы, влияющие на детскую смертность, следующие. 1. Преждевременные . умирают в 15-20 раз чаще, чем доношенные. 2. Перенесенные заболевания новорожденных, особенно пневмония, в первые 3 месяца жизни. 3. Состояние здоровья матери во время беременности и родов. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни Печени, почек, инфекционные болезни матери представляют серьезную угрозу для плода. Из осложнений беременности наиболее отрицательно сказываются на ребенка поздние токсикозы. 4. Возраст матери и порядковый номер родов. Наиболее благоприятным для исходов родов является возраст матери 20-24 года для первых родов и 25-29 лет для вторых. 5. Уровень санитарной культуры семьи. Низкая санитарная культура родителей, осуществляющих уход за ребенком, отрицательно сказывается на его здоровье (особо неблагоприятный исход у больных детей в этих условиях дают и желудочно-кишечных заболевания). 6, Качество медицинского обслуживания женщин и детей.

В борьбе за снижение детской смертности большое значение им0ют лечебные и профилактические мероприятия, осуществляемые наряду с врачами средними медработниками. Наиболее велика роль среднего медперсонала в этом отношении на селе.

Регулярное наблюдение за ребенком до года, организация правильного вскармливания и гигиенического ухода, устранение вредных бытовых факторов, проводимые в основном медсестрой, являются одними из важнейших мероприятий в воспитании здорового ребенка (см. Консультации).

В России среди детей старше года значительную долю смертности составляет гибель от внешних причин. По данным Росстата, треть детей погибает в результате дорожно-транспортных происшествий, убийств и несчастных случаев. По статистике основными причинами детской смертности из этой категории являются ДТП и . Наиболее распространенными заболеваниями, являющихся причиной детской смертности, являются болезни органов дыхания, инфекционные заболевания и новообразования.

К сожалению, данные Росстата не дают конкретной информации по фактам смерти детей старше года. Более подробные сведения даются по младенческой смертности с указанием причин смерти. Однако и эти показатели не всегда конкретизируются. Например, внешние причины смертности « » и «несчастный случай» не разделены на разные категории.

В сборниках «Дети России 2009» и «Молодежь России 2010» публикуются данные только за последние 3 года, что не позволяет отследить изменения в полной мере. Кроме того, в сборнике «Дети России» показатели смертности от внешних причин приведены по детям в возрасте от 0 до 14 лет, объединенных в одну группу. Такие данные дают размытую картину по данной проблеме, т.к. причины смертности и детей возрастом более года существенно различаются. Данные же о смертности практически отсутствуют. В сборнике «Молодежь России» представлены показатели смертности по некоторым внешним причинам для детей 15-17 лет.

Более полная информация представлена в европейской базе данных, в которой используется подробная разбивка причин смертности. Россия также предоставляет в европейскую базу свои данные, правда, в сокращенном варианте. Показатели подробной европейской базы данных используются всемирной организацией здравоохранения. По оценкам ВОЗ, уровень детской смертности от внешних факторов в России наиболее высокий в мире наряду с Молдавией и Казахстаном.

Младенческая смертность

Уровень младенческой смертности является важным показателем социально-экономического благополучия государства. Высокий показатель смертности среди говорит о низком уровне медицины, в том числе о плохом здоровье рожениц. Основными причинами смертности в первом году жизни являются удушье и кислородное голодание, врожденные аномалии развития и болезни органов дыхания.

В России более трети роддомов и детских медицинских учреждений нуждаются в капитальном ремонте и в оснащении современным медицинским оборудованием. Часто причиной смертности новорожденных является неквалифицированная медицинская помощь и невнимание медперсонала родильных домов как следствие низкой заработной платы медработников.

Младенческая смертность снизилась до 5,5‰

Важным показателем смертности и одновременно качества жизни является коэффициент младенческой смертности - число умерших в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся живыми. В отличие от общего коэффициента смертности, то поднимавшегося, то снижавшегося на протяжении двух последних десятилетий, коэффициент младенческой смертности довольно устойчиво снижался (рис. 19). Наблюдавшиеся повышения значения коэффициента младенческой смертности были связаны в основном с улучшением качества учета и постепенным переходом на международный стандарт в определении живорождения - в 1993 году (на 11%) и в 2012 году (на 17%) . Дополнительное расширение критериев живорождения в 2013 году не привело к повышению показателей младенческой смертности.

Число детей, умерших в возрасте до 1 года, быстро снижалось в 1960-е годы за счет сокращения и рождаемости, и смертности, но в 1972-1976 годах стало расти (отчасти за счет улучшения учета родившихся). С конца 1980-х годов число умерших в возрасте до 1 года неуклонно сокращалось, снизившись с 48,5 тысячи в 1987 году до 13,2 тысячи человек в 2011 году. В 2012 году число зарегистрированных смертей в возрасте до 1 года в связи с расширением критериев живорождения увеличилось до 16,3 тысячи человек, что на 24% больше, чем за 2011 год. Значение коэффициента младенческой смертности возросло до 8,6‰ против 7,4‰ за 2011 год. Затем снижение младенческой смертности возобновилось, хотя и на более высоком уровне. В 2016 году было зарегистрировано 11,4 тысячи человек, умерших в возрасте до 1 года (11,3 тысячи человек без учета Крыма), что составило 6,0 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2012 годом число умерших в возрасте до 1 года снизилось на 31%.

В 2017 году тенденция снижения младенческой смертности сохранялась. По данным текущего учета по дате регистрации в России за январь-декабрь 2017 года умерло 9566 детей в возрасте до 1 года (9432 без учета Крыма), что на 1855 человек, или 16,2% меньше, чем за тот же период 2016 года. Коэффициент младенческой смертности снизился до 5,5‰ против 6,0‰ по аналогичным данным 2016 года (на 8,3% меньше). По показателю младенческой смертности России больше всего приблизилась уровню Европейского союза, где младенческая смертности снизилась до 5‰ уже в 2005 году, а в 2015 году составила 3,6‰ (от 1,6‰ в Словении до 7,6‰ в Румынии) .

Рисунок 19. Число умерших в возрасте до 1 года (тысяч человек) и коэффициент младенческой смертности
(умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми), 1960-2017* годы

*2017 год – по данным оперативного помесячного учета; число умерших без учета сведений по Крыму, коэффициент младенческой смертности с учетом сведений по Крыму

Изменения младенческой смертности в регионах России были по-прежнему разнонаправленными, что отчасти связано с небольшим числом событий в ряде регионов с относительно малочисленным населением и в силу этого практически неизбежными годовыми колебаниями.

По предварительным данным за 2017 год, значение коэффициента младенческой смертности варьировалось от 2,4‰ в Тамбовской области до 10,6‰ в Еврейской автономной области (рис. 20). Почти такой же, как в Еврейской автономной области была младенческая смертность и в Чукотском автономном округе (10,5‰). В половине регионов значение коэффициента младенческой смертности превышало 5,3‰, а в центральной половине регионов (без 25% регионов с наиболее низкими и наиболее высокими значениями показателя) оно составляло от 4,6‰ до 6,5‰ (по данным за январь-декабрь 2016 года – от 5,1‰ до 6,9‰ при медианном значении 6,0‰).

В 32 регионах значение коэффициента младенческой смертности было ниже 5‰, в том числе в 6 – ниже 4‰, а в 4 регионах превышало 10‰ (табл. 1). Отметим, что в десятку регионов с наиболее высокими показателями младенческой смертности неизменно попадают и некоторые регионы-лидеры по ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Снижение коэффициента младенческой смертности в 2017 году наблюдалось в 59 из 85 регионов, в 21 регионе его значение возросло, а в 5 осталось тем же, что и по данным за январь-декабрь 2016 года.

Снижение значения коэффициента младенческой смертности составило в половине регионов десятые доли пункта промилле, но в 20 регионах - от 1,5 до почти 6 пунктов промилле. Наиболее значительное снижение отмечалось в Чукотском автономном округе (на 5,9 пункта промилле) и Еврейской автономной области (5,6), а также в республиках Хакасии и Ингушетии, Камчатском крае и Липецкой области (на 3-4 пункта промилле).

Наиболее значительное повышение младенческой смертности отмечалось в Ненецком автономном округе (на 6,1 пункта промилле) с малочисленным населением. Кроме того, на 1-2 пункта промилле повысилась младенческая смертность в Республике Адыгее, Мурманской, Новгородской, Оренбургской и Сахалинской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Рисунок 20. Младенческая смертность по регионам-субъектам федерации, 2016 и 2017 годы,
умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми по данным за январь-декабрь

Таблица 1. Десять регионов-субъектов федерации с наибольшим и наименьшим значением младенческой смертности по данным регистрации за январь-декабрь 2017 года, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (КМС)

Регионы с наименьшим значением КМС

Регионы с наибольшим значением КМС

Тамбовская область

Еврейская автономная область

Чувашская Республика (Чувашия)

Чукотский автономный округ

Липецкая область

Республика Алтай

Ивановская область

Чеченская Республика

Санкт-Петербург

Республика Тыва

Магаданская область

Республика Дагестан

Севастополь

Брянская область

Московская область

Ставропольский край

Кировская область

Оренбургская область

Пензенская область

Hенецкий автономный округ

Сезонный фактор оказывает слабое влияние на уровень современной младенческой смертности в России. По данным помесячного учета за январь-декабрь 2017 года наибольшее число умерших в возрасте до года зарегистрировано в мае (863), наименьшее – в феврале (748). Все помесячные значения в 2017 году были меньше, чем в предшествующие годы (рис. 21).

Рисунок 21. Число умерших в возрасте до 1 года по месяцам 2011-2017* годов, человек

*2014-2017 годы – по данным оперативного помесячного учета (без учета Крыма), остальные – по данным годовой разработки

По уточненным данным годовой разработки, наибольшие отклонения от среднегодовых значений чисел умерших в возрасте до 1 года в 2011-2016 годах составляли до 13%, но чаще не превышали 8% и приходились на разные периоды года (рис. 22). В 2016 году наибольшее отклонение от среднегодовых значений отмечалось в январе (+12%) и декабре (-10%).

По данным помесячного учета за январь-декабрь 2017 года наибольшее отклонение от среднегодовых значений достигало +8% в мае и -4% в июле-августе и декабре.

Рисунок 22. Сезонные отклонения помесячных чисел умерших в возрасте до 1 года от среднегодовых значений, январь-декабрь 2011-2017* годов, %

*2017 год – по данным оперативного помесячного учета, остальные – по данным годовой разработки

Рисунок 23. Младенческая смертность по основным классам причин смерти, отдельные годы периода 1970-2017* годов, умерших в возрасте до 1 года на 10 000 родившихся живыми

* 2017 год – по данным оперативного помесячного учета, остальные – по данным годовой разработки



Похожие статьи