Кто открыл экономику как науку. Экономическая наука

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы "Краткой экономической энциклопедии" указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономикс". Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас)".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика - раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.

Значение термина «экономика»

Термин «экономика» имеет древнегреческие корни. В первоначальном виде слово экономика понималось как хозяйство, ведущееся с соблюдением определенных норм и законов, так как произошло объединение двух греческих слов, обозначающих хозяйство и закон . Стоит напомнить, что большую часть древнегреческого хозяйства представляло домашнее хозяйство, и экономику того времени точнее было бы рассматривать не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

Рисунок 1.

За долгую историю существования значение термина «экономика» весомо расширилось и развилось. Современная «экономика» имеет более широкий смысл, чем было задумано его автором греческим философом Ксенофонтом изначально. Понятие «экономика» довольно многозначно, в современном мире выделяют несколько значений.

Определение 1

В основном значении подразумевают, что экономика - это непосредственно хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. объединение вещей, предметов, средств, субстанций духовного и мира, применяемое для удовлетворения потребностей и поддержания жизненных условий.

Вторая трактовка термина подразумевает науку, как общность знаний об умении вести хозяйство и деятельность , связанную с ним, о потреблении различных природных потенциалов для удовлетворения потребностей общества и людей, о взаимоотношениях, зарождающихся между людьми в процессе деятельности.

Появление экономики как науки

Экономическая наука появилась несколько позже, чем экономика. На протяжении не одного века экономической истории люди осуществляли свою деятельность, основываясь на опыте, передающемся от одного поколения другому. Основами для появления и развития научной экономики стали философия и социология.

Как самостоятельная сфера знаний экономика выделилась позднее, приблизительно 300 лет назад. За прошедшее время, в частности за последние 150 лет, понимания о предмете экономической науки существенно изменились. На вопрос «Что такое экономика как наука?» - философы и самые выделяющиеся исследователи этой сферы знаний, ученые-экономисты не дают одинаковых ответов. При более детальном анализе ответов условно можно выделить три различных пути к определению предмета экономики.

Замечание 1

Прежде всего, определилось значение экономической науки, как исследуемое производство и потребление вещественных благ , получение материальных средств существования. Источником такого мнения считается экономист А. Смит: - Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

Неполнота данной трактовки с точки зрения современных мнений подразумевается в том, что в ней из области экономической деятельности не учитывается нематериальное производство» в образе интеллектуальной деятельности, услуг. Кроме того экономическая наука в действительности оказывается сосредоточенной в области выпуска, в то время, как, обмен товарами остается вне зоны ее использования. Как выглядит данное определение наглядно можно увидеть на рисунке ниже.

Рисунок 2.

Замечание 2

В последнее время все чаще выделяется новый способ определения предмета экономической науки, в его основе используются такие понятия, как «ограниченность ресурсов» , «редкость» . Опираясь на этот вариант, основной целью экономической науки является формулировка и развитие всех альтернативных способов использования ограниченных экономических ресурсов, потребляемых для осуществления определенных задач, для выбора наилучшего варианта. Экономическая наука анализирует поведение людей в условиях, когда им необходимо сравнить цели и средства необходимые для их достижения, принимая в расчет ограниченность этих средств и иные более или менее выгодные варианты их использования.

Основная цель экономической науки

Рассмотрев различные формулировки термина, можно выделить общее определение экономической науки, которая есть совокупность знаний, помогающих найти ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что и в каком количестве производить?
  2. Каким образом и кем будут произведены товары, из каких ресурсов, используя какие технологии?
  3. Кто будет потребителем этих товаров, как они распределятся между потребителями?

Ответом на первый вопрос будет являться структура производства, на второй - используемая технология, на третий - область использования произведенного продукта.

Замечание 3

Важно не забывать, что экономическая наука не имеет заранее установленных границ, она неизменно развивается и увеличивает зону своего охвата, постепенно проникая в различные области, в частности в социальные, гуманитарные науки. Вместе со своим общепринятым объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания полностью охватывают всю социальную сферу. Экономика непосредственно связана с философией, правом, информатикой, математикой, историей, географией, психологией, социологией и рядом естественных наук. Но все-таки экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями часто воспринимается нехватка чего-либо для сохранения жизненных функций и совершенствования индивида , организации и общества в целом. Фактором, склоняющим человека к бурной деятельности, является экономическая потребность. Условно выделяют два вида потребностей : первичные и вторичные. Первичными называются жизненно необходимые потребности (еда, одежда и т.д.). Вторичными называют все остальные потребности.

Также можно выделить эластичные и неэластичные (жесткие) потребности. Неэластичными, называют первичными, а эластичными - вторичные. Неэластичные потребности невозможно заменить другими или не удовлетворять их в течение длительного времени.

Блага и ресурсы в экономике

Определение 2

Блага - средства, для удовлетворения потребностей. Можно выделить два вида благ взаимозаменяемые(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) . Экономические блага могут быть также разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Маркс считал, что важной часть стоимости экономического блага является общественно необходимый труд, т. е. труд, осуществляемый при средних общественно нормальных условиях производства и средней производительности труда. Из неоклассических воззрений можно сделать вывод, что ценность благ пропорциональна их доступности. Учитывается, что любую потребность можно удовлетворить не одним видом благ, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага получают, используя средства - ресурсы.

Определение 3

Экономические ресурсы - это средства, необходимые для создания экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательская способность или способность к бизнесу.

Бизнесом считается ресурс, сосредоточенный в умении индивида или группы использовать имеющиеся ресурсы наиболее продуктивно.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука носит позитивный, отражающий объективную реальность, характер, постольку она изучает поведение участников экономических процессов. Тем не менее, конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов.

Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, т. е. как одну из ее задач можно выделить стремление поиска самой эффективной формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики. С этим связано стремление экономистов использовать взаимозаменяемость экономических благ. Такие ресурсы, как природные, труд, капитал, достаточно взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.

Экономика (наука)

Экономика - совокупность общественных наук , изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг . Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.

Теоретическое направление также называют экономической теорией - рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией, непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической науки

В экономической науке используются стандартные методы диалектики и логики. К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся такие методы, как:

Общим мировоззренческим методом является

  1. материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

  1. графические,
  2. статистические,
  3. математические,
  4. моделирование,
  5. сравнительный анализ,
  6. экономический эксперимент,

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Экономикс

Как производить

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобили «Форд » изготавливается первым способом, а «Лотус » - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать с применением компьютерных технологий дистанционного обучения одновременно для сотен студентов.

Эффективность - главный критерий при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето , по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью - это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда . Может ли каждый человек быть универсальным - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Совместная работа позволяет сделать то, что в одиночку делать долго или вообще невозможно. Примером могут служить рабочие, разгружающие объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они смогут поднимать тюки и укладывать их в штабеля на складе.

Работа может требовать выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает своё умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создаётся высокопроизводительная бригада.

Когда работник уже обладает некими специальными навыками, то разделение труда произойдет в соответствии со сравнительными преимуществами - возможностью выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.

Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. На практике вопрос справедливости часто доминирует над эффективностью в дискуссиях о распределении. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от самого механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации . Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты [кто? ] проводят чёткую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещён? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации:

  • стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения;
  • иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несёт «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчётливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остаётся основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть . Рынки - важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры - решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие - на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием , таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия - процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой , так и микроэкономикой . И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика - две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Примечания

См. также

  • Централизованное компьютерное управление плановой экономикой

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • Российские и зарубежные экономические журналы на портале eLibrary.ru
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment (англ.) Interest and Money, 1936
  • Электронная библиотека по экономике, теории активных систем и менеджменту .
  • Макроэкономика . Электронные книги по макроэкономике.
  • Микроэкономика . Электронные книги по микроэкономике.
  • Финансовая математика . Финансовая математика - электронные книги.
  • Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.»

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики . - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллин: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М .: Вильямс, 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 06 ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основные разделы

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Вопросы экономического развития затраги­вают интересы всех людей. «Экономическая наука, – как отмечал Дж.М.Кейнс, – это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». В жизни мы сталкиваемся с противоречием между ограниченными возможностями и безграничными потребностями. Пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Экономика – это наука, которая изучает поведение социальных групп и индивидов в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

А. Смит выделил основные элементы теоретической модели, которая стала методологической основой, или научной парадигмой, теоретических исследований в области экономики:

1) «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений;

2) «невидимая рука» – образное определение общественного механизма, направляющего развитие национального хозяйства при множестве экономических интересов в рамках рыночной экономики;

3) «богатство» – объект экономических отношений, который образует их целевую функцию. Источником создания богатства является труд – природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а, присваивая результаты труда в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство.

Все эти элементы со времен А. Смита не оставались неизменными. Современный человек – это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория – это наука:

Ø о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

Ø об использовании ограниченных ресурсов для производства материальных благ в целях удовлетворения потребностей;

Ø о видах деятельности по воспроизводству и обмену благ;

Ø об общественном богатстве.

Из приведенных определений видно, что общество всегда стоит перед решением одной и той же проблемы – поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Хозяйственная деятельность и экономические отношения ме­жду людьми, которые складываются в процессе производства, имеют две стороны. Объективная сторона определяется, прежде всего, отно­шениями собственности и связана с действием объективных экономи­ческих законов. Субъективная сторона проявляется в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, госу­дарства) и связана с рациональным хозяйствованием, которое опира­ется на познание экономических законов. Поэтому можно сказать, что экономическая теория изучает и экономические законы.


Экономический закон – это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений.

Экономические законы не так просты, точны и выявляемы, как, например, законы природы. Они исторически ограничены временем своего действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее, каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий.

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство дальнейшего познания, таким образом, одновременно он и результат процесса исследования и его предпосылка.

Метод исследования включает в себя мировоззренческий подход к предмету. В процессе познания предмет и метод постоянно взаимодействуют. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет. Экономическая теория применяла разные методы исследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из них сохраняют своё значение и сегодня.

Формальная логика была первым методом, который использовала экономическая наука. Она изучает мысль со стороны её формы и структуры. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство и пр.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой части в отдельности. Используются разные виды экономического анализа, что позволяет изучить объект полно и с разных позиций: сущностный анализ, конъюнктурный анализ, конъюнктурные факторы, количественный анализ; исторический анализ; мотивационный анализ, сравнительный анализ; функциональный анализ.

Синтез воссоздает целостную картину экономических процессов и явлений.

Индукция – это метод познания, идущий от фактов к теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы.

Дедукция – метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод начинает с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам.

Гипотеза формулирует предварительный, непроверенный принцип на основе случайного наблюдения и логики, она возникает, когда появляются новые факты, противоречащие старой теории.

Диалектический метод, предполагая единство диалектики, логики и теории познания, рассматривает экономическую систему как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического.

Абстракция (от лат. «абстракцио» – отвлечение) представляется как момент целого, как простое и одностороннее, а конкретное – как целое, сложное, всестороннее и развитое. Абстрактный метод раскрывает сущность экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государство, население), пришли к простейшим абстрактным определениям производственных отношений (потребность, труд, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

Системный метод исследования зародился в XIX веке вместе с появлением математической логики и послужил развитию экономико-математического моделирования. Различают модели абстрактно-теоретические и конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1, 5, 15-20 лет); по характеру действия (статические и динамические).

В экономике существуют два уровня анализа : микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – это, во-первых, метод экономического ана­лиза, который исследует поведение индивидуальных единиц хозяйст­венного процесса: производителей и потребителей, а во-вторых, это раздел экономической науки, изучающий относительно маломасштаб­ные экономические процессы и явления (хозяйственную деятельность экономических субъ­ектов и экономические отношения между ними).

Макроэкономика – это, во-первых, метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных, или всеохватывающих, показателей, а во-вторых, это экономиче­ская наука, которая исследует экономику как целое и важ­нейшие ее секторы.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определённость , это служит основанием для проведения экономических исследований. Цель таких исследований состоит в том, чтобы установить закономерности и оценить эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, а также выработать рекомендации по управлению ими. На этапе формулирования целей определяется численный критерий действий, или целевая функция. Количественные методы экономических исследований применяются для решения задач управления запасами, распределения ресурсов, замены оборудования и др.

Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства.



Похожие статьи