Освобождение ст 145. Освобождение от ндс

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. 2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса. 3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации. 4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. 5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. 6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. 8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 145 НК РФ

Задать вопрос:


    Михаил Данилов

    Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Меня интересует, этот период в рамках календарного года считается или нет?

    Иван Фишков

    добрый день. по статье пунк 6. где мне найти выписку из бухгалтерского баланса?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Игорь Николаичев

    Добрый день! Пока не могу сформулировать вопрос т.к. не знаю причину вызова в налоговую инспекцию. Предварительно сказали о какой-то легализации бизнеса

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ярослав Панкин

    Здравствуйте! Мы переходим на освобождение по ст145,у нас есть недвижимость по которой мы получили вычет,находясь на ОСНо.Сейчас мы должны восстановить НДС из расчета 1/10 в год,а что будет если мы через год откажемся от освобождения по 145,не заставят ли нас все равно восстанавливать НДС,который останется в размере 9/10?Подскажите пожалуйсто

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Валентина Титова

    статья 145 нк. не могу поверить, что существует освобожнение от НДС. Подскажите в чем подвох? И как перейти на освобожнение? Правильно ли я понимаю, что в месяц допустима выручка не более 666 т. р.?

    • Ответ юриста:

      НК РФ предусматривает освобождение от обязанностей плательщика НДС в следующих случаях: 1) освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, если их выручка от реализации не превышает определенный лимит (если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.) При этом в кодексе не указано, что выручка в организации должна быть ежемесячной; 2) организация не должна реализовывать подакцизные товары; Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС - это право: 1) не платить НДС по операциям на внутреннем российском рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ) ; 2) не представлять декларации по НДС в налоговую инспекцию. Освобожденные от уплаты НДС налогоплательщики тем не менее обязаны выставлять счета-фактуры с пометкой "Без НДС" в силу прямого указания п. 5 ст. 168 НК РФ . Кроме того, для его периодического подтверждения вам понадобится выписка из книги продаж, а также копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ) . Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ) . Поэтому, даже если вы и освобождены от обязанностей налогоплательщика НДС, заплатить налог на таможне и исполнить обязанности налогового агента по операциям, которые предусмотрены ст. 161 НК РФ , вам придется. В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ для получения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, необходимо представить письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого он использует право на освобождение. Документами, подтверждающими в соответствии право на освобождение (продление срока освобождения) , являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) ; выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) ; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

    Мария Лазарева

Андрей Подрябинников

Как перейти на УСН если в срок 5 дней не успели?. Подскажите пожалуйста! в апреле 2013 года открыли ИП по грузоперевозкам, у нас личная газель. Перейти на УСН сразу не успели, да и не пользовались ИП 3 месяца. В июле начали активно работать и пользоваться расчетный счетом. Подскажите как выставлять счет за услуги с НДС или без НДС? Если не успели перейти на УСН у нас теперь ОСНО? Возможно ли перейти на УСН или теперь только со следующего года? Если заново закрыть и открыть ИП чтоб работать с УСН нужно закрывать счет? или можно будет работать с ним с новым ИП? Не могу ни в чем разобраться, голова идет кругом! Заранее огромное спасибо!

  • Только со следующего года, к сожалению. Выход закрываете ИП и через день открываете новое. Мы тоже так делали. Если открывать и закрывать, то счет скорее всего тоже придется закрывать и открывать

Кристина Фролова

Вопрос к бухгалтерам.. Фирма А хочет купить товар у фирмы В.При покупке товара фирмой В НДС был уплачен,что подтверждено счет-фактурой.При формировании счет-фактуры для фирмы А, НДС указывать или достаточно указать цену товара с учетом НДС. Обе фирмы работают по упрощенной системе налогообложения.

  • Ответ юриста:

    Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю 4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.Выделение НДС - требование НК РФ, поэтому кто на какой системе налогообложения - не имеет Таким образом, значения. Исключение в части5 этой же статьи5. При реализации товаров (работ, услуг) , операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) , а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика (выручка - до 2 млн. руб. за 3 мес.) расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС) ".Таким образом, при УСН НДС выделяется.

Полина Богданова

  • Ответ юриста:

    Если вы находитесь на общем режиме то расчет будет такой: Оклад 5000 руб. ФСС 2,9% - 145 руб ФСС 0,2% - 10 руб ФФОМС 5.1% - 255 руб Для лиц 1967 и моложе ПФР страховая часть 16% - 800 руб ПФР накопительная часть 6% - 300 руб Для лиц 1966 и старше ПФР страховая часть 22% - 1100 руб. НДФЛ 13% - 650 руб (если нет вычетов на детей и других) Выдача зп на руки: 5000 - 650 = 4350 руб

Тамара Андреева

Как получить деньги при увольнении. Муж уволился по собственному желанию. Остались должны ему 12 тыс, на 6 его оштрафовали не за что, сказали что он подвел их своим увольнением. А оставшиеся 6 тыс мы ждем уже 1,5 месяца!! ! Звонил ей, ездил она все тянет что денег в фирме нет подожди подожди, последний раз сказала что вообще еще проверит в каком состоянии он оставил еще одну вещь и если там чтото не так то и эти деньги не даст. Официальная зарплата была 9тыс, неофициальная 30! Про компенсацию за неотгуленный отпуск уже молчим. Как получить деньги? ? В суд не хочется изза такой суммы да и наверное нет смысла так как зарплата неофициальная? Скажут мол положенные 9 тыс были им получены??..

  • Ответ юриста:

    деньги вы не получите, это ясно как Божий день! ваша задача теперь: внесите эту мразь в черный список работодателей в инете, напишите в прокуратуру, трудовую инспекцию и налоговую. От этого конечно денег не прибавится, да и честно сказать не помогут вам эти организации, но у вас задача другая: как можно больше крови с работодателя попить. Потом подумайте, может еще общество потребителей привлечь? короче пусть муж вспомнит что они там нарушают, давно ли пожарники проверяли технику безопасности. Хоть моральное удовлетворение получите! А после всего позвоните этой твари и скажите: пусть заберет ваши деньги, а к ним впридачу и ваши заботы и болезни!

    • Ответ юриста:

      Обычно схема привлечения по данной статье выглядит так: в прокуратуру (или иной контрольно-надзорный орган (Трудинспекция, в Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) УСЗН и др.) поступает сообщение о невыплате работодателем заработной платы, прокуратурой проводится проверка, по результатам которой принимаются меры прокурорского реагирования. При установлении наличия задолженности свыше 3-х месяцев постановлением прокурора материалы проверки направляются в ОМВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что гарантированно означает привлечение к уголовной ответственности. По своей инициативе правоохранительные органы не возбуждают уголовные дела по данной статье практически никогда. Иначе говоря, сначала должно быть заявление от работника в контрольно-надзорный орган, потом проверка этим органом, затем возбуждение уголовного дела со всеми вытекающими последствиями. Иные варианты встречаются редко.

  • Оксана Медведева

    Какую сумму выручки примет налоговая для освобождения от НДС?. Выручка за три месяца всего 2076000 рублей. В ней "исходящий" НДС 18 % = 316677,96 руб. Без НДС выручка будет =1759322,10. Всё это отражено в Книге продаж. Так какую выручку примет налоговая при освобождении от НДС? Есть ли смысл подавать уведомление?

    • Если вы не будете платить НДС, то ваша выручка будет то, что всего 2076000.

    Елена Федорова

    Опишите пожалуйста статьи по которым можно привлечь человека.. Здравствуйте. Суть вопроса такова: ко мне на работу, пришел бывший начальник (из за звонка днем ранее с просьбой сделать расчет по зарплате, так как он задержал её уже на 5 месяцев) . Начал мне угрожать и говорить пойдем отойдем для того что бы я тебя избил, я при этом встал так что бы меня было видно с двух камер и предупредил его о наличии этих камер и даже показал. Человек продолжил меня оскарблять и т. д. Мне это надоело и я зашел в офис, в след он меня оскарблял на весь офис но не зашел сразу. Спустя пол часа я с коллегой по работе вышел на улицу покурить. Этот же начальник сидел в автомобиле напротив, вышел и из него и подошел к нам, опять начал угрожать мне и оскарблять (теперь уже на НАЦИОНАЛЬНОЙ почве, я русский) . Потом начал вымогать у меня 30 000 рублей. Далее начал угрожать что если я не пойду с ним сейчас, то он наймет людет и они расправятся со мной после работы. Я его предупредил что пойду в полицию, но на него это никак не подействовало. После этого он зашел в офис и прошел в кабинет к бухгалтеру а там сидела сама бухгалтер, директор, помощник директора и жена зам. директора. Он начал клеветать на меня придумывая всякую чушь, но просидел не долго так как все знают кто он такой и что с головой не дружит. Спустя 3 - 5 минут он вышел и удалился. Все это записано на камеры наружного и внутреннего наблюдения. Как он мне угрожал в присутствии свидетеля и что он вообще там был на внутренних камерах. Так же тот же директор и остальные 3 человека а т. е. общего 5 человек могут подтвердить факт угрозы, клеветы и вымогательства и для подтвержения есть видео с камер. После работы меня коллега по работе довез до участка полиции. Где я и написал на него заявление с полным описание всего. Подскажите что делать в смысле как этого человека наказать и по каким именно статьям он прохожит, нужны названия статей с номерами. Я насчитал вот что: угроза жизни, наем 3х лиц, вымогательство, оскарбление, оскарбление на межнациональной почве, клевета. Но как это все искать я незнаю и что делать дальше тоже незнаю. Ему при мне следователь звонил что его вызывают для дачи показаний так как на него поступило заявление, из их разговора я слышал что он тоже напишет на меня заявление по угрозе жизни, но тогда меня бы тоже вызвали а так не вызывают уже сутки. Спасибо за понимание.

    • Ответ юриста:

      Здравствуйте! Начну с того, что посоветую не слушать предыдущих высказавшихся, так как это откровенный бред! В Вашем случае возможно в его действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ (угроза убийством) и преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ (клевета) . И то не факт, что будет состав преступления. Более железно - не выплата заработной платы, помимо того, что с него можно взыскать деньги, его однозначно можно привлечь к административной ответственности, а уже если будут определённые признаки, можно привлечь к уголовной ответственности по преступлению, предусмотренному ст. 145.1 УК РФ . Если нужна помощь от "А" до "Я", обращайтесь, помогу.

    Игорь Бутенин

    НДС. Организация(заказчик) просит предоставить бумагу, подверждающую что мы работаем без НДС. Подскажите где её взять.. Организация (заказчик) просит предоставить бумагу, подверждающую что мы работаем без НДС. Подскажите где её взять.

    • Ответ юриста:

      Вообще, в налоговой должны были вам дать это уведомление (уведомление о применении УСНО или ЕНВД (смотря, что у вас) .Если нет, то закажите его (несете в налоговую запрос на выдачу уведомления в 2-х экз-х, одну с отметкой налоговой остается у вас на руках и доверенность, если не ген директор) . Если оно у вас есть, то тогда заказчик скорее всего просит у вас информационное письмо. Я писала примерно так: информационное письмо, а можете его назвать "уведомление" текст: "ООО...является плательщиком ЕНВД (УСНО) на основании уведомления Инспекции ФНС № ...(такой-то) от такого-то числа, т. е. не является плательзкиом НДС (гл. 26.2 или 26.3 НК РФ) . В связи с чем, счета-фактуры выставляются по ставке НДС 0% (или не выставляются) "

  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ , от 22.07.2005 N 119-ФЗ , от 28.09.2010 N 243-ФЗ , от 27.11.2017 N 335-ФЗ )

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

    (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

    Может ли налогоплательщик включить в выручку средства, полученные от использования векселя в качестве платежа?

    Налоговые органы на этот вопрос ответа не дают. При этом в ФАС Центрального округа от 16.05.2008 по делу № А35-6108/06-С18, подчеркивается, что операции по использованию векселя в качестве средства платежа или долгового обязательства не являются реализацией с точки зрения налогообложения по НДС. По этой причине суммы, полученные по такому векселю, не могут учитываться при подсчете выручки для возможности воспользоваться правом освобождения от уплаты НДС.

    Такой же позиции придерживаются судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.01.2006 № Ф09-6250/05-С2 по делу № А50-22621/05.

    Может ли налогоплательщик, реализующий подакцизные товары, получить освобождение от уплаты НДС?

    На основании пункта 2 статьи 145 НК РФ организации и ИП, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, не имеют права на освобождение от обязанностей по уплате НДС. Однако, исходя из Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 313-О, нельзя отказать налогоплательщику, реализующему одновременно и подакцизные и неподакцизные товары, в освобождении от уплаты по НДС в отношении операций, совершаемых по неподакцизным товарам. При этом, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Письму МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/ , чтобы воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, налогоплательщик должен вести раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров, а при расчете выручки для получения льготы он имеет право учитывать только доходы, полученные от операций по реализации неподакцизных товаров.

    Может ли налогоплательщик рассчитывать на освобождение от НДС при наличии у него недоимки?

    Пунктами 3 и 6 статьи 145 НК РФ предусмотрен перечень документов, подтверждающих право предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате НДС. К ним относятся:

    • уведомление, утвержденное Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342;
    • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
    • выписка из книги продаж;
    • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).
    Учитывая, что в этом списке отсутствует требование о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, налогоплательщики, имеющие недоимки, тоже могут рассчитывать на преференцию, предусмотренную статьей 145 НК РФ.

    Доступно ли освобождение от уплаты НДС для налогоплательщика, который не имеет выручки от реализации товаров?

    Единого мнения по этому вопросу налоговики не имеют. Так, Минфин в Письме от 28.03.2007 № 03-07-14/11 поясняет, что если налогоплательщики не осуществляли операций по реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг, воспользоваться правом на освобождение, предусмотренным статьей 145 НК РФ, они не могут. В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 № 19-11/077487 содержится противоположная позиция: отсутствие выручки в предшествующие три месяца - не повод отказывать налогоплательщику в освобождении от уплаты НДС. Именно эта позиция близка судам и содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2007 по делу № А52-1084/2007, Постановлении ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2 по делу № А60-34201/06, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 по делу № А56-35928/2005.

    Каковы условия перехода на освобождение от уплаты НДС для вновь созданных организаций?

    Главным требованием к налогоплательщикам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, является предельный размер выручки за предшествующие три месяца (2 миллиона рублей на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ). Учитывая это условие, УФНС России по Московской области в письме от 05.06.2002 № 08-03-2 уточняет, что вновь созданная организация не имеет права пользоваться предусмотренной льготой. Такое право у нее появляется только после трех последовательных календарных месяцев работы. Показательной судебной практики на этот счет не сложилось.

    Каким требованиям должны соответствовать налогоплательщики, претендующие на освобождение от уплаты НДС, сразу после отказа от УСН или ЕНВД?

    Налоговый кодекс не уточняет порядок перехода на освобождение от НДС в случае отказа от упрощенной системы налогообложения или системы с применением единого налога на вмененный доход. В такой ситуации суды придерживаются мнения, что налогоплательщики, перешедшие на общий режим налогообложения, имеют право на льготу по статье 145 НК РФ в том случае, если в течение предшествовавших трех месяцев заработали не более 2 миллионов рублей (пункт 1 статьи 145 НК РФ), а также представили документы, подтверждающие их право на такую преференцию (пункты 3 и 6 статьи 145 НК РФ) (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2007 № Ф04-7264/2007(39334-А67-14) по делу № А67-2288/2007, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2009 по делу № А44-923/2009).

    Допустимо ли подавать уведомление о переходе на освобождение от уплаты НДС по истечению предусмотренного НК РФ срока?

    Положениями статьи 145 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок использования налогоплательщиками освобождения от обязанностей по уплате НДС. Применять льготу, заявив о ней позже установленного срока, таким образом, недопустимо, сказано в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23-404/2013, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2012 по делу № А28-8169/2011, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2011 по делу № А29-5506/2010 и др. Вместе с тем, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13 по делу № А52-1669/2012 и Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, а также других судебных решениях, подчеркивается, что налогоплательщик имеет право задним числом оформить свое право на освобождение от уплаты НДС. Более того, арбитры напомнили, что налогоплательщик информирует налоговые органы о своем намерении воспользоваться льготой по уплате НДС, но подать уведомление он может как в начале периода, так и в конце, тем более что за нарушение положений пункта 3 статьи 145 НК РФ не предусмотрено санкций.

    Как правильно восстановить НДС при получении освобождения от обязанностей плательщика этого налога?

    На основании пункта 8 статьи 145 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на освобождение от уплаты НДС, обязаны восстановить ранее принятый к вычету НДС по:

    • приобретенным, но не использованным до получения льготы материально-производственным запасам;
    • не полностью самортизированным основным средствам (Письмо Минфина от 10.05.2011 № 03-07-11/118).
    При этом НДС восстанавливается в последнем квартале перед началом применения освобождения, если налогоплательщик начал пользоваться льготой с первого месяца квартала, или же в квартале, начиная с которого действует освобождение, если переход на него осуществлен со второго/третьего месяца квартала. Например, если ИП будет применять освобождение от уплаты налога с апреля, то восстановить НДС необходимо в декларации за первый квартал. Восстановленные суммы указываются в декларации за второй квартал, если предприниматель применяет освобождение с мая или июня. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ сумма восстанавливаемого НДС по материально-производственным запасам равна сумме налога, предъявленной по ним к вычету. При этом сумму восстанавливаемого налога по основным средствам необходимо рассчитывать, исходя из их остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета (Письмо Минфина от 12.04.2007 № 03-07-11/106). Восстановление НДС необходимо зарегистрировать в книге продаж в соответствующем квартале. Если имеется счет-фактура поставщика основного средства или объекта материально-производственных запасов, следует зарегистрировать его на сумму восстанавливаемого налога. Если же восстановление НДС осуществляется для однородных объектов, можно использовать любые счета-фактуры на общую стоимость не использованных до освобождения запасов. В случае, когда счета-фактуры отсутствуют, в книге продаж можно зарегистрировать бухгалтерскую справку-расчет с порядком определения суммы восстанавливаемого налога. После регистрации в книге продаж необходимо в бухучете на последнее число квартала, в котором восстанавливается НДС, сделать проводку:
    Проводка
    Операция
    Д 91 - К 68
    Восстановлен НДС. При сдаче декларации по НДС за квартал, в котором восстанавливается налог, в строке 080 раздела 3 документа указывается сумма восстановленного налога. Она же включается в состав прочих расходов для дальнейшего расчета налога на прибыль (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Принимается ли к вычету НДС, уплаченный с аванса, полученного до перехода на освобождение от НДС, если отгрузка произошла в период применения льготы, предусмотренной статьей 145 НК РФ. На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик может уменьшить сумму налога на вычеты. Такое право у него имеется и в отношении сумм НДС, уплаченных с аванса, но только с даты отгрузки соответствующего товара/услуги/работы (пункт 8 статьи 171 НК РФ, пункт 6 статьи 172 НК РФ). При этом непонятно, можно ли уменьшить сумму налога на вычеты в том случае, если аванс получен до применения права на освобождение от уплаты НДС, а отгрузка произошла в после перехода на льготу. Подобную ситуацию чиновники официально не комментировали, но судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.10.2004 № А56-9655/04 подчеркнули, что в данном случае применение права на вычет незаконно, поскольку аванс был получен до начала действия льготы по статье 145 НК РФ.

    Должен ли налогоплательщик при переходе на льготный режим налогообложения до истечения срока применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость восстанавливать НДС и уплачивать его в бюджет?

    Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ налогоплательщик, получивший освобождение от НДС должен пользоваться им не менее 12 календарных месяцев. При этом основаниями для утраты этой льготы, исходя из пункта 5 статьи 145 НК РФ, являются:

    • превышение максимальной суммы выручки;
    • реализация подакцизных товаров и/или минерального сырья.
    Переход с основной на льготную систему налогообложения не признается поводом для утраты права на освобождение в трактовке указанного пункта. Значит, и восстанавливать НДС в таком случае не надо, уточняет Минфин в Письме от 27.03.2003 № 04-03-11/33 и МНС России в Письме от 24.03.2003 № ВГ-6-03/ Кроме того, пользователи льготных систем налогообложения не считаются плательщиками НДС, что также освобождает их от необходимости восстанавливать суммы налога.

    Должен ли налогоплательщик восстанавливать НДС по основным средствам, частично использованным до получения освобождения от уплаты налога в облагаемых НДС операциях и не до конца самортизированным?

    На основании пункта 8 статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен восстановить суммы НДС, принятые к вычету до использования права на освобождение от уплаты от налога, если речь идет о товарах/работах/услугах, приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС, но не использованных в них. Однако как быть с основными средствами, которые к моменту перехода на освобождение от НДС не полностью самортизированы, из положений Налогового кодекса не ясно. По официальной версии, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Письме Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-11/106, налогоплательщики обязаны восстанавливать сумму НДС с учетом остаточной стоимости объекта, то есть восстанавливать придется только налог от доли недоамортизированной стоимости основного средства. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2011 по делу № А43-14553/2010. Однако существует несколько судебных решений, в которых оспорена обязанность по восстановлению сумму НДС по не полностью самортизированным основным средствам. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.06.2010 № Ф03-3642/2010 по делу № А73-16714/2009 указал, что применение освобождения от уплаты налога не является основанием для восстановления ранее принятого к вычету НДС по основным средствам, использовавшимся в налогооблагаемой деятельности. Арбитры ФАС Северо-Западного округа, вынося Постановление от 18.05.2005 № А52/7134/2004/2, в то же время подчеркивали, что ранее использованные в операциях, облагаемых НДС, основные средства не указаны в пункте 8 статьи 145 НК РФ, значит, восстанавливать НДС по этим объектам не надо. Такой же подход использовался судьями ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.02.2005 № А44-4326/04-С9.

    Может ли налогоплательщик после отказа от освобождения от уплаты НДС принять к вычету суммы налога, уплаченные по основным средствам, приобретенным в период применения льготы, но использованным в операциях, облагаемых НДС?

    Абзацем 2 пункта 8 статьи 145 НК РФ предусмотрена возможность принятия к вычету налога, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретенным в период действия освобождения от уплаты НДС и использованным в операциях, облагаемых НДС, после утраты указанного права. Однако в этом абзаце по сравнению с абзацем 1 пункта 8 статьи 145 НК РФ нет прямого указания на то, что данная норма распространяется и на основные средства, из-за чего непонятно, имеется ли у налогоплательщика вышеназванное право на вычет. ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.01.2008 № Ф09-11173/07-С2 по делу № А50-8682/07 подтвердил, что налогоплательщик может воспользоваться вычетом. Однако с таким мнением не согласился Минфин. В Письме от 06.09.2011 № 03-07-11/240 финансовое ведомство отметило, что после утраты права на освобождение нельзя принять к вычету суммы, уплаченные по основным средствам, если оно в период освобождения было учтено по стоимости. Кроме того, чиновники напомнили, что статьями 171 НК РФ и 172 НК РФ не прописан порядок принятия к вычету НДС, относящегося к остаточной стоимости основных средств, ранее принятых на учет по стоимости с учетом НДС. Поэтому рассчитывать на норму, предусмотренную абзацем 2 пункта 8 статьи 145 НК РФ, налогоплательщик не может.

    Как определить сумму НДС, подлежащую восстановлению при утрате права на освобождение от налога?

    Одним из оснований утраты освобождения от НДС считается превышение предельного значения выручки в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца (пункт 1 статьи 145 НК РФ). В таком случае налогоплательщик, исходя из норм пункта 5 статьи 145 НК РФ, обязан восстановить суммы НДС и уплатить его в бюджет. Однако в НК РФ не указано, с какой именно суммы необходимо считать НДС - с цены контракта или сверх цены. Минфин России в Письме от 06.05.2010 № 03-07-14/32 заявил, что сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет при утрате права на освобождение, должна исчисляться сверх цены договора. Суды, правда, с такой позицией не согласны. В Постановлении ФАС Уральского округа от 04.06.2008 № Ф09-3975/08-С2 по делу № А76-24488/07 и Постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2007 № Ф09-4287/07-С2 по делу № А50-20503/06 подчеркивается, что НДС - это косвенный налог, объектом обложения которого является добавленная стоимость. Поэтому налог нужно определять с применением расчетной ставки НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ.

    Нужно ли платить НДФЛ с процентов, полученных от депозита в иностранном банке?

    Исходя из норм пункта 4 статьи 145 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение на протяжении 12 календарных месяцев, по истечении этого срока не позднее 20-го числа последующего месяца уведомляют налоговые органы о продлении использования права на освобождение еще на 12 календарных месяцев или об отказе от этой льготы. Однако в НК РФ не указано, в какой именно форме должно подаваться уведомление. По официальной версии, обнародованной в Письме МНС России от 30.09.2002 № ВГ-6-03/ , уведомление о продлении права на освобождение от уплаты НДС следует подавать по той же форме, которой налогоплательщик пользовался ранее (утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342). Если организация или ИП льготой пользоваться в дальнейшем не собираются, информация об этом в налоговые органы представляется в произвольной форме.

    Обязательно ли налогоплательщику подтверждать право на применение освобождения от уплаты НДС по истечению 12 календарных месяцев, если до истечения этого срока он перешел с основной системы налогообложения на льготную?

    На основании пункта 4 статьи 145 НК РФ ИП и организации по истечении 12 месяцев применения права на освобождение от уплаты НДС обязаны представить документы о правомерности использования льготы. Если это сделано не будет, то сумма ранее неуплаченного налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, а на нее будет дополнительно начислена пеня (абзац 3 пункта 5 статьи 145 НК РФ). Подобные формулировки не дают четкого ответа, должен ли предприниматель подтверждать право на применение освобождения, если он перешел на льготную систему налогообложения до того, как истек срок пользования преференцией. Финансовое ведомство этот момент тоже не комментирует, а судебная практика - неоднозначна. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.10.2009 № 13243/08 по делу № А03-13737/07-31 указал, что при переходе на льготную систему налогообложения предприниматель перестает быть плательщиком НДС, поэтому он не должен представлять документы, подтверждающие его права на пользование льготой в рамках статьи 145 НК РФ. В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.04.2007 № Ф04-1465/2007(32495-А03-14) по делу № А03-6793/2006-33 придерживается абсолютно иной позиции. Арбитры отмечают, что переход на льготную систему налогообложения - не причина для игнорирования норм пункта 4 статьи 145 НК РФ, а значит, предприниматель по-прежнему должен подтвердить правомерность применения освобождения от уплаты НДС.

    Можно ли отказаться от освобождения по НДС до истечения 12 месяцев?

    Порядок отказа от применения освобождения прописан в пункте 4 статьи 145 НК РФ. Согласно данной норме налогоплательщик обязан пользоваться предоставленной льготой не менее 12 календарных месяцев, за исключением случаев, когда он утратил право на нее. По истечении указанного срока он подает в налоговые органы документы, подтверждающие его право на применение льготы в течение прошлых 12 месяцев, а также в произвольной форме уведомляет о намерении вновь соблюдать обязанности плательщика НДС. Наличие такого временного ограничения по применению освобождения от НДС как 12 календарных месяцев без возможности «предварительного» отказа от льготы Конституционный суд признал правомерным. В Определении от 05.02.2004 № 43-О арбитры подчеркивают, что законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования, и это не противоречит Конституции РФ. К аналогичным выводам пришел и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.06.2009 по делу № А43-32604/2006-16-881.

    Может ли быть освобождена от НДС по статье 145 НК РФ только что созданная фирма?

    Статья 145 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты налога. Основным условием перехода фирмы на такое освобождение является сумма её дохода. Важно, чтобы за три предшествующих освобождению месяца сумма дохода (выручки) организации не была более 2 млн. рублей. Чтобы реализовать своё право и освободиться от уплаты НДС, плательщик должен предоставить в налоговый орган, помимо уведомления, также выписки из книг продаж и учёта и прочие документы. Вновь созданная фирма еще не имеет книг учёта и бухгалтерских справок, и никак не может проанализировать свой совокупный доход за три месяца. Официальную позицию по рассматриваемому вопросу высказало Управление министерства по налогам г. Москвы. УМНС указало, что вновь созданные фирмы не вправе сразу же воспользоваться освобождением от НДС. Но такие организации вправе подать все необходимые документы по истечению трех месяцев с начала своей работы.

    Применяется ли освобождение от НДС сразу после перехода с ЕНВД на ОСН?

    Обратимся к ст 145 с комментариями 2016 года. Согласно этой статье можно освободиться от обложения НДС. Для этого нужно подтвердить, что трехмесячный доход не превышает 2 млн. рублей, и подать в инспекцию перечисленные в кодексе документы. П 6 ст 145 НК РФ включает список документов, которые нужно подать для освобождения от НДС при применении общего налогового режима. Освободиться от НДС можно только находясь на ОСН (общая система налогообложения). Также выделены в отдельных абзацах те документы, которые помогут подтвердить право на освобождение от налога фирмам, перешедшим на ОСН со спец. режимов - УСН и ЕСХН. Однако про ЕНВД статья упоминаний не содержит. Поэтому справедлив вопрос - может ли фирма сразу же после перехода с вмененной системы на общую освободиться от уплаты НДС, или необходимо ждать три месяца и только потом подавать документы? Фирмы, ранее применявшие упрощенный и сельскохозяйственный режимы, такую привилегию имеют. Как же обстоит дело с организациями, применявшими ранее “вмененку”? Предприниматели на ЕНВД имеют право не вести книги учёта доходов и расходов, тогда как эти книги заявлены в списке документов, подтверждающих право на освобождение от НДС. Официальной позиции, разъясняющей этот вопрос, нет, однако есть судебный прецедент. Налоговая инспекция из-за отсутствия у предпринимателя всех перечисленных в п 6 ст 145 НК РФ документов, отказала ему в праве перейти на освобождение от НДС. Суд счёл доводы инспекции необоснованными, указав, что уплата ЕНВД фирмой перед освобождением от НДС не ограничивает права ИП на такое освобождение. И, так как предприниматель подтвердил, что доходы его за 3 месяца не превысили 2 млн. рублей, он вправе быть освобожденным от уплаты НДС. Итак, анализируя ст 145 НК РФ 2016 с комментариями, мы получаем следующую информацию. Фирма может применить освобождение от НДС сразу после перехода на общий налоговый режим с ЕНВД, если документально подтвердит, что её суммарный доход за последние три месяца на ЕНВД был не больше 2 млн. рублей. При этом она не предоставляет выписку из книги доходов и расходов, так как на своём специальном налоговом режиме имела право её не вести.

    Каковы последствия предоставления документов, подтверждающих освобождение от НДС, с нарушением срока?

    Этот вопрос актуален, потому что никакой ответственности за нарушение сроков подачи этих документов на 2016 год Налоговый кодекс не содержит, хотя сроки и предусмотрены. В п 3 ст 145 НК РФ сказано, что документы должны быть переданы в Налоговую службу до 20-го числа того месяца, в котором начинает использоваться право на освобождение от НДС. Если документы не будут предоставлены вовсе, то налог будет восстановлен и его придётся уплатить с учётом соответствующих пеней и санкций. Получается, что за непредставление документов ответственность установлена, а за просрочку их подачи никаких последствий не предусматривается. Поэтому, если буквально толковать правовые нормы, то нарушение сроков направления документов, подтверждающих освобождение от НДС, в налоговый орган не влечёт отказа налогоплательщику в этом праве. ВАС РФ решением пленума постановил, что сообщение налоговому органу о своем праве на освобождение от налога носит уведомительный характер. Организация или ИП просто информирует налоговую службу о своем праве на льготу. Такое уведомление даже самим законом допускается уже после начала использования льготы (20 числа месяца). Поэтому налогоплательщикам не может быть отказано в применении освобождения только из-за нарушения срока подачи документов. Арбитражная судебная практика подтверждает эту позицию. Так, если руководствоваться нормами ст 145 НК РФ с комментариями, никаких последствий нарушения срока подачи указанных документов для налогоплательщика не наступает. Налоговый орган в любом случае обязан их принять и рассмотреть, а после определить наличие права на освобождение от налога на основании этих бумаг.

    Бывают ситуации, когда организациям или индивидуальным предпринимателям не нужен НДС, а перейти на УСН или другой специальный налоговый режим по каким-то причинам невозможно (или невыгодно). В таких ситуациях может помочь статья 145 Налогового кодекса, дающая право освободиться от обязанностей налогоплательщика НДС.

    Кто может не платить НДС на основании ст. 145 НК РФ

    Главное условие для получения освобождения - выручка за 3 последних последовательных календарных месяца должна составлять менее 2-х миллионов рублей (без учета НДС).

    Т.е. считается выручка не за квартал, а именно за 3 последовательных месяца. Например, чтобы получить освобождение с 1 апреля, берется выручка за январь-март, с 1 мая - февраль-апрель и т.д. Организации исчисляют размер выручки по данным бухгалтерского учета (кроме организаций, перешедших с УСН на ОСНО, поскольку они представляют не выписку из бухгалтерского баланса, а выписку из книги доходов-расходов). У индивидуальных предпринимателей нет бухгалтерского учета, поэтому выручка всегда определяется по данным книги учета доходов и расходов.

    При исчислении выручки, дающей право на освобождение, берется выручка только от операций, облагаемых НДС. Т.е. выручка от операций, указанных в статье 149 НК РФ, не учитывается. Такое мнение было высказано в . С этим мнением были вынуждены согласиться Минфин и ФНС . Так же при исчислении выручки не включаются доходы от операций, облагаемых ЕНВД и/или ПСН. При исчислении выручки не учитываются и полученные авансы, потому что они не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).

    Если у организации или ИП нет выручки за три последних месяца, то, по мнению Минфина, они не могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС.

    Однако судебная практика на стороне налогоплательщиков уже много лет (Постановления ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2 , ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 № А56-35928/2005 , 17 арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 17АП-5352/2015-АК (оставлено без изменений АС Уральского округа 16.09.2015 №Ф09-6077/15). Если же организация еще не проработала три месяца, то права на освобождение она не имеет, потому что не выполнено условие по лимиту выручки за 3 последовательных месяца.

    Если налогоплательщик реализует подакцизные товары, то выручка по реализации этих товаров не включается в расчет суммы выручки для получения освобождения. Но чтобы получить право воспользоваться статьей 145 НК РФ, он должен вести раздельный учет по торговле подакцизными товарами и другой своей деятельностью. Дело в том, что по операциям реализации подакцизных товаров налогоплательщик не вправе использовать освобождение от НДС .

    Какие документы необходимо предоставить

    Для того, чтобы получить освобождение, налогоплательщики должны представить: ; выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписку из книги продаж; выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели). Организации и ИП, применявшие УСН, представляют книгу доходов и расходов по УСН, а ИП, применявшие ЕСХН, книгу доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

    В Налоговом кодексе не конкретизировано, что же из себя представляет выписка из бухгалтерского баланса. Некоторые налоговые инспекторы требуют Отчет о финансовых результатах, однако этот отчет не дает представления о выручке за последние три месяца. Поэтому рекомендуется представлять выписку в свободной форме, где просто указывать размер выручки по данным бухгалтерского учета с такой-то по такой-то период. Подобную же выписку можно делать из книг доходов и расходов поскольку эти книги предусматривают ведение учета кассовым методом и в графах «доходы» указываются в том числе и полученные авансовые платежи.

    Чтобы получить право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, документы и уведомление надо представить не позднее 20 числа месяца, начиная с которого будет применяться освобождение. Несмотря на установленный кодексом срок подачи документов, много лет велись споры о том, имеет ли право получить освобождение налогоплательщик, пропустивший срок подачи документов. Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость". В этом Постановлении судьи указали, что «…лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов». С этим пришлось согласиться и Минфину . Таким образом, организации и ИП получили возможность подавать уведомление и документы «задним» числом.

    Как потерять право на освобождение от уплаты НДС

    Освобождение дается на 12 календарных месяцев, по истечении которых можно продлить его еще на 12 месяцев, представив документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей. Так же представляется уведомление о продлении права на освобождение (по той же форме, что и при получении освобождения). Если же не планируется применять освобождение в следующие 12 месяцев, подается уведомление об отказе от использования этого права (в свободной форме).

    Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют

    1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.


    2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.


    3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.


    Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.


    Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.


    Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.


    4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.


    По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:


    документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;


    уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.


    5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.


    Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.


    В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.


    6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:


    выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);


    выписка из книги продаж;


    выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);



    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.


    Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).


    7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.


    8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.


    Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

    Официальный текст :

    Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

    1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

    3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

    Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

    Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

    Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

    По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

    документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

    уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

    5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

    Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

    В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

    6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

    выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

    выписка из книги продаж;

    выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

    Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

    7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

    8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями и настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

    Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

    Комментарий юриста :

    В отличие от лиц, не являющихся плательщиками НДС, за организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, предусмотренном данной статьей, сохраняется обязанность представлять налоговые декларации, оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика должно быть подтверждено лицом, использующим такое право, путем подачи письменного уведомления в налоговый орган по месту своего учета с приложением документов, подтверждающих это право. Указанные уведомление и документы должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

    Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ устранена неопределенность в отношении срока, в течение которого (после истечения 12-месячного периода освобождения) должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. До вступления в силу этого Федерального закона установить такой срок (и применить соответствующие последствия в случае его нарушения) налоговые органы могли, только истребовав необходимые документы в порядке статьи 93 Налогового Кодекса РФ , т.е. в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Результатом превышения предусмотренного пунктом 1 статьи 145 ограничения, касающегося выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо указанного в пункте 2 относительно реализации подакцизных товаров, является утрата права на освобождение, причем не только в том месяце, в котором имело место превышение (реализация), но и во всех оставшихся до окончания периода освобождения месяцах, даже при соблюдении в последующие месяцы условий, предусмотренных в пунктах 1-3 данной статьи.

    Существенным недочетом статьи до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ было то, что законодатель обходил молчанием вопрос о последствиях нарушения второго условия, дающего право на освобождение, - о последствиях реализации подакцизных товаров в течение срока, на который было предоставлено освобождение. В Методических рекомендациях по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ МНС России предлагало налоговым органам исходить из того, что право на освобождение в данном случае также утрачивается до конца срока, на который оно было предоставлено. Однако, учитывая, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает возможности применения аналогии закона, а статья 145 не содержала такого последствия реализации подакцизных товаров, как лишение права на полученное ранее освобождение на весь оставшийся срок освобождения, у налогоплательщиков были основания для того, чтобы требовать признания правомерности использования права на освобождение в те налоговые периоды, когда не осуществлялась реализация указанных товаров (с учетом также гарантий прав налогоплательщиков, установленных статьей 3 Налогового Кодекса РФ).

    Пункт 6 статьи 145 устанавливает перечень документов, которыми подтверждается право на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика. До вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ существенным недостатком данной статьи являлось отсутствие законодательно установленного перечня таких документов, что создавало возможность для неограниченного усмотрения в процессе право применения и, соответственно, нарушения принципа равенства. К сожалению, эти опасения не были безосновательными. Налоговые органы воспользовались пробелом в законодательстве, превратив "Форму заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС" в значительной ее части в перечень подлежащих представлению документов. При этом в данный перечень были включены документы, ранее уже представленные в налоговый орган, - декларации по НДС, а также выписки из бухгалтерских балансов. Кроме того, "Форма заявления..." предусматривала представление такого документа, как "Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам" в качестве подтверждения того факта, что "все необходимые расчеты по налогам и сборам и бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные (налоговые) периоды сданы в налоговый орган своевременно и в полном объеме".

    Фактически это означало, что в дополнение к условиям освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, установленным законодательством о налогах и сборах, МНС устанавливало два новых условия:

    1) своевременное и полное представление бухгалтерской и налоговой отчетности по всем налогам за все предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

    2) отсутствие задолженности по всем налогам и сборам (на момент представления заявления).

    Еще одним примером необоснованного ограничения прав налогоплательщиков (подтверждающим обоснованность изменения на законодательном уровне разрешительного режима использования права на освобождение на уведомительный) являлись требования пункта 2.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ (в соответствующей редакции применительно к периоду до вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ), которые устанавливали, что в случае выявления в ходе рассмотрения заявления на освобождение недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, представления неполного пакета документов налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение, причем "повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение". Аналогичная норма содержалась в абзацах 3-4 пункта 2.7 указанных Методических рекомендаций (в редакции, действовавшей в соответствующий период) применительно к процедуре рассмотрения заявления о продлении освобождения.

    Данное положение ограничивало права налогоплательщиков, установленные законом, в тех случаях, когда налогоплательщик подавал заявление более чем за 10 дней (отведенных налоговому органу на принятие решения - пункт 5 статьи 145 в "старой" редакции) до 20-го числа соответствующего месяца. Между тем право налогоплательщика подать заявление на освобождение до 20-го числа месяца, с которого он претендовал на освобождение, законодателем не было поставлено в зависимость от предшествующих действий налогоплательщика (за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 данной статьи в ранее действовавшей редакции). Кроме того, необходимо учитывать, что рассматриваемая категория налогоплательщиков (пункт 1 статьи 145) относится к налогоплательщикам, для которых налоговый период установлен как квартал. Поэтому если следовать пункту 2.5 прежней редакции Методических рекомендаций, то налогоплательщик, представивший неполный пакет документов, например в июле, мог повторно подать заявление и документы не ранее, чем в октябре, т.е. через три месяца. Между тем по смыслу статьи 145 налогоплательщик при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1-3 данной статьи, вправе претендовать на освобождение с любого месяца по собственному выбору.

    Аналогичные выводы следует сделать и в отношении ограничений, установленных в ранее действовавшей редакции пункта 2.7 Методических рекомендаций. Пунктом 7 статьи 145 предусмотрено право налогоплательщика направить уведомление и документы заказным письмом. Следует обратить внимание на то, что имеет значение именно дата представления документов в налоговый орган (а не их направления), и соответственно для определения последнего дня направления документов по почте установленные пунктом 7 шесть дней необходимо вычитать из общего срока представления документов. При этом исходя из буквального смысла пункта 7 статьи 145 налогоплательщик, направивший документы с нарушением данного правила, будет считаться нарушителем даже в случае фактического их поступления в налоговый орган до истечения срока, установленного пунктами 3 и 4 статьи 145.



    Похожие статьи