Проект программы цифровая экономика рф. Медведев утвердил программу "цифровая экономика"

Цифровизацию российской экономики необходимо начать с таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, сельское хозяйство, ритейл, транспорт, электроэнергетика, ЖКХ и рынок финансовых услуг. Благодаря внедрению цифровых технологий станет возможным, в том числе, развитие телемедицины, онлайн-обучения, беспилотного транспорта, систем «умный дом» и «интернет вещей». Эти и другие предложения по разработке программы «Цифровая экономика» при Правительстве направил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, а также в Министерство связи и массовых коммуникаций.

Глава государства Владимир Путин Правительству РФ совместно с Администрацией Президента разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» до 1 июня 2017 года. Такое поручение он дал по итогам послания Федеральному Собранию в конце 2016 года. В документе должны быть предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза . В Правительстве ответственными за подготовку документа Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минпромторг, Минобрнауки, а также министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при Правительстве РФ.

Многие эксперты считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе, приведёт и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления, как минимум, должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте, по качеству принимаемых решений… Стремиться к оптимизации, двигаться в направлении ускоренной цифровизации государственного сектора необходимо, при этом нужно учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были и остаются», - говорил ранее Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Программу «Цифровая экономика» нужно скоординировать с уже действующей госпрограммой «Информационное общество», а также с программой по формированию цифрового пространства ЕЭС, указывают в Экспертном совете при Правительстве. В первую очередь, эксперты предлагают определить сам предмет цифровой экономики, от которого будет зависеть направление всей программы.

Разрабатываемая программа должна носить стратегический характер, определять направления развития цифровой экономики и основные подходы к её реализации, а также являться основой при разработке соответствующих документов отраслевого стратегического планирования», - говорится в докладе Экспертного совета.

Программа цифровизации экономики, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве.

Формирование цифровой экономики - это комплексная задача по переходу на новый технологический уровень за счёт внедрения информационно-телекоммуникационных технологий на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Основная задача этого процесса очевидна - повышение качества жизни граждан, конкурентоспособности и эффективности экономики, развитие её экспортного потенциала. При этом, конечно, важно выделить приоритетные направления, среди которых можно отметить транспортную сферу, сельское хозяйство, здравоохранение, ЖКХ, рынок финансовых услуг», - говорит эксперт Открытого правительства Антон Петраков.

Россия, по его словам, обладает значительным интеллектуальным и кадровым потенциалом, российские технологические компании успешно конкурируют с крупными транснациональными игроками. Это ключевые предпосылки для развития цифровой экономики.

Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего, по мнению экспертов, необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений Экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

Одним из структурных элементов программы должно стать формирование системы «Электронное правительство». Системный «Электронного правительства» разрабатывается в Минкомсвязи, свои рекомендации по доработке документа ранее высказывал Экспертный совет. Предполагается, что в основу электронного правительства лягут принципы клиентоориентированности, формирования комплексной цифровой среды жизнедеятельности граждан и организаций, обеспечения постоянного роста качества электронных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек органов власти и оптимизации их взаимодействия.

В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.

Одним из механизмов формирования цифровой экономики, по мнению членов Экспертного совета, может стать государственно-частное партнёрство и концессия по развитию евразийских цифровых активов. Особого внимания, по мнению экспертов, потребует трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Речь идёт об управлении рисками, связанными с высвобождением персонала, а также необходимости адаптации персонала к новым условиям работы. Необходимо будет усовершенствовать и школьное образование в части информационных технологий.

Экспертный совет при Правительстве готов участвовать в дальнейшей разработке программы «Цифровая экономика».

Примеры цифровизации госсектора и внедрения информационных технологий в работе органов власти уже есть, в частности, в сфере государственного контроля и надзора. Новые технологии активно применяют ФНС, Роструд и ряд других ведомств. Информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности - одно из 8 направлений приоритетной программы по реформе государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт этого проекта

17.09.2018, ПН, 16:48, Мск, Текст: Игорь Королев / Фото: Depositphotos.com

CNews выяснил, каким образом в 2018-2024 гг. власти планируют потратить 2,79 трлн руб. на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика». Из этой суммы 2,133 трлн руб. уйдет на «Информационную инфраструктуру», 352 млрд руб. – на «Цифровое госуправление», 143 млрд руб. – на «Кадры для цифровой экономики» и 130 млрд руб. – на «Цифровые технологии».

Готов новый паспорт национального проекта «Цифровая экономика»

Президиум Совета при Президенте России по модернизации и инновационному развитию экономику рассмотрел проект паспорта национального проекта «Цифровая экономика». Как заявил по итогам заседания совета министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков , документ «в целом» был одобрен, но остаются еще ряд «технических» разногласий.

Согласно новому паспорту, в 2018-2024 гг. власти планируют потратить на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика» 2,79 трлн руб. CNews выяснил, каким образом эта сумма будет распределена.

Напомним, программа «Цифровая экономика» была принята правительством в августе 2017 г. Документ предусматривал развитие отраслей, связанных с обработкой данных, в период до 2024 г. включительно.

Программа содержала пять разделов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование». В начале 2018 г. по каждому этих направлений были утверждены планы мероприятий на срок 2018-2020 гг. Все из утвержденных планов, кроме «Кадры и образование», содержали объем затрат на реализацию заложенных в них мероприятий.

Общие затраты составляли 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны были быть выделены федеральным бюджетом, а 350 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Наиболее затратным мероприятием было заложенное в раздел «Информационная инфраструктура» создание глобальной системы мобильной спутниковой связи, на которую из внебюджетных источников (средств ВЭБ) должны были выделить 299 млрд руб.

Какие разделы будут в новой программе

Весной Президент России Владимир Путин подписал «майские указы», согласно которым программа «Цифровая экономика» должна быть трансформирована в национальную программу. Разделы программы, соответственно, трансформируется в федеральные проекты.

Согласно проекту паспорта программы «Национальная инфраструктура» (имеется в распоряжении CNews), в программе будет шесть разделов (федеральных проектов). Новый раздел – это «Цифровое госуправление».

Раздел «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» будет переименован в федеральный проект «Цифровые технологии и проекты». Раздел «Кадры и образование» получит название «Кадры для цифровой экономики», а раздел «Нормативное регулирование» - «Нормативное регулирование цифровой экономики».

Самым дорогим направлением остается «Информационная инфраструктура»

Все федеральные проекты содержат размер затрат на период 2018-2024 гг. Общий размер затрат составит 2,79 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 1,524 трлн руб. – из внебюджетных источников.

То есть общие расходы на «Цифровую экономику» вырастут более чем в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета вырастут более чем в семь раз, а расходы внебюджетных источников более чем в четыре раза.

Целевые показатели национального проекта «Цифровая экономика»

Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Уровень контроля Базовое значение Базовое значение Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год
Значение Дата 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1,0 Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом Совет
1,1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты президиум Совета 1,7 31.12.2017 1,9 2,2 2,5 3,0 3,6 4,3 5,1
2,0 Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций н домохозяйств Совет
2,1. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», проценты президиум Совета 72,6 31.12.2017 75 79 84 89 92 95 97
2,2. Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», проценты президиум Совета 30,34 31.12.2017 34,09 54,98 72,61 88,62 93,5 96,75 100
2,3. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество президиум Совета - 2 3 4 5 6 7 8
2,4. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты президиум Совета 0,9 - - 1,5 2 3 4 5
3,0 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями Совет
3,1. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета 60 31.12.2016 <50 <40 <30 <20 <15 <10 <10
3,2. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого государственными корпорациями. компаниями с государственным участием иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета б54 31.12.2016 <60 <55 <50 <45 <40 <35 <30

Источник: CNews Analytics

Наибольшие затраты по-прежнему будут по федеральному проекту «Информационная инфраструктура». Они составят 2,11 трлн руб., из которых федеральный бюджет выделит 628 млрд руб., а 1,505 трлн руб. будут взяты из внебюджетных источников. Ранее расходы по соответствующему разделу составляли 436 млрд руб., из которых федеральный бюджет должен был выделить 100 млрд руб., а 336 млрд руб. предполагалось взять из внебюджетных источников.

Таким образом, общие расходы на «Информационную инфраструктуру» вырастут почти в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета в шесть раз. При этом основное бремя расходов по данному разделу по-прежнему ложят на внебюджетные источники. Рост расходов внебюджетных источников также пятикратный.

Во сколько обойдутся «Цифровое госуправление» и «Кадры для цифровой экономики»

По новому федеральному проекту «Цифровое госуправление» расходы составят 352 млрд руб. Вся сумма будет взята из федерального бюджета. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» обойдется в 143 млрд руб., из которых 139 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета, а оставшиеся 4 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Ранее раздел про образование не содержал сметы расходов.

План расходов национального проекта «Цифровая экономика»

Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Всего (млн. рублей)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1.0 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе: 220 290 290 300 250 250 250 1 850
1.1. федеральный бюджет 220 265 265 265 265 265 265 1 810
1.2. - - - - - - - -
1.3. - - - - - - - -
1.4. внебюджетные источники - 40 40 50 - - - 130
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе: 1 013 173 289 526 948 381 504 354 872 353 529 342 394 2 133 549
2.1. федеральный бюджет 1 013 78 073 117 824 131 204 104 872 103 529 92 394 628 910
2.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
2.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
2.4. внебюджетные источники - 95 216 409 124 250 300 250 000 250 000 250 000 1 504 640
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе: 439 10 533 22 056 32 434 23 251 24 377 30 511 143 601
3.1. федеральный бюджет 439 10 163 20 481 29 899 23 251 24 377 30 511 139 121
3.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
3.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
3.4. внебюджетные источники - 370 1 575 2 535 - - - 4 480
4 Федеральный проект «Информационная безопасность», в том числе: 364 7 404 9 534 9 435 1 050 979 773 29 539
4.1. федеральный бюджет 364 4 816 5 570 4 901 1 050 979 773 18 453
4.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
4.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
4.4. внебюджетные источники - 2 588 3 964 4 534 - - - 11 086
5.0 Федеральный проект «Цифровые технологии и проекты», в том числе: 1 496 17 501 18 156 22 870 25 950 29 800 14 700 130 473
5.1. федеральный бюджет 1 137 16 695 17 602 22 195 25 235 29 235 14 235 126 334
5.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
5.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
5.4. внебюджетные источники 359 791 539 660 700 550 450 4 049
6.0 Федеральный проект «Цифровое государство», в том числе: 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.1. федеральный бюджет 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
6.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
6.4. внебюджетные источники - - - - - - - -
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: 8 293 240 529 638 701 514 724 470 327 468 464 450 360 2 791 398
федеральный бюджет 7 934 141 524 223 459 256 645 219 627 217 914 199 910 1 267 0149
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
внебюджетные источники 359 99 005 415 242 258 079 250 700 250 550 250 450 1 524 385

Подписаться


Определены восемь направлений развития «Цифровой экономики в России»

Российское правительство представило на рассмотрение президенту Владимиру Путину программу «Цифровая экономика в РФ», пишет ТАСС.

Согласно документу, через семь лет в России появятся как минимум 10 предприятий в сфере высоких технологий, а система высшего образования сможет удовлетворить спрос на специалистов в сфере IT.

В целом Россия планирует использовать новые технологии, в том числе блокчейн, в восьми направлениях:

— Государственное регулирование;
— Информационная инфраструктура;
— Исследования и разработки;
— Кадры и образование;
— Информационная безопасность;
— Государственное управление;
— Умный город;
— Цифровое здравоохранение.

Государственное регулирование

К 2018 году Россия должна на законодательном уровне закрепить основные понятия и принципы регулирования цифровой экономики и обязанности основных участников экономической деятельности.

«Помимо снятия существующих законодательных ограничений, нам потребуется разработать комплексный закон, который будет регулировать вопросы цифровой экономики. Работа начнется уже этим летом, после утверждения подробного плана действий. Этот закон произведет переворот в законодательстве», — считает замглавы Министерства экономического развития Савва Шипов.

Информационная инфраструктура

К 2020 году ожидается существенный рост числа патентов на изобретения в сфере информационных технологий. Для этого Россия намерена предоставить налоговые льготы компаниям, занимающимся развитием современных технологий. Будет введена система взаимодействия между научно-исследовательскими институтами, вузами и предприятиями. Появятся высокотехнологичные предприятия, разработки которых смогут выйти на глобальный рынок.

Исследования и разработки

Ключевым термином новой экономики станет «цифровая платформа» — основанная на высоких технологиях бизнес-модель, которая создает прибыль за счет обмена между независимыми группами участников. Самый простой пример такой платформы – такси Uber или сервис Airbnb. Работающие на одной цифровой платформе компании могут обмениваться своей продукцией и опытом – загружать их на удаленный сервер, в «облако».

Кадры и образование

С 2019 года российских школьников начнут обучать основам IT. К внедрению в школьную программу предлагается предмет «Технология», вести который будут специалисты из реального сектора экономики. Старшее поколение получит возможность профессиональной переподготовки в IT-сфере, что позволит избежать безработицы, связанной с «вытеснением» людей роботами.

При этом школьные дипломы и трудовые книжки предлагается заменить “персональной траекторией развития” – электронным документом с указанием стажа работников и учеников.

Государственное управление

Государственные органы одними из первых откажутся от бумажных носителей в пользу цифровых, что сократит количество справок и других форм отчетности. К 2019 году оцифрованный документооборот будет размещен на “облачных” серверах. Запуск пилотного проекта по анализу «больших данных» и принятия решений в области государственного и муниципального управления планируется в 2022 году.

Умные города

Реконструкция крупных российских городов с внедрением в них цифровых технологий управления энергетическими и водными ресурсами стартует в 2018 году. В планах запуск проектов автоматизированного парковочного пространства и беспилотного общественного транспорта. Конкретный список муниципалитетов, впрочем, пока не оглашают.

Жителям отдаленных населенных пунктов с населением более 1000 человек будут обеспечены широкополосным доступом к интернету на скорости в 100 мегабит в секунду, а операторов сотовой связи будут стимулировать вводить сети пятого поколения (5G).

О пунктах программы, касающихся информационной безопасности и цифрового здравоохранения, издание не предоставило подробной информации.

В целом исполнение правительственной программы рассчитано на срок до 2024 года.

Напомним, во время «Прямой линии» президент России Владимир Путин заявил, что .

Подписывайтесь на канал Forklog в YouTube !

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Подписаться на новости Forklog

Подписаться


Похожие материалы

Президент РФ Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России, обозначил перспективу двукратного увеличения экспорта ИТ-продукции из России и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 8 декабря 2016 года дал указания во исполнение перечня поручений Президента . Согласно пункту 9 указаний Правительства Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России, Минфином России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Открытым правительством с участием Экспертного совета при Правительстве РФ, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в срок до 11 мая 2017 года должна разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Минкомсвязь России начала системную работу по выполнению этих поручений. 14 декабря 2016 года министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров , которая состоялась в рамках московской сессии Всемирного экономического форума. Главной темой стало обсуждение технологических достижений, связанных с четвертой промышленной революцией, и их влияния на общество и окружающую среду, вопросы цифровизации, векторы развития цифровой экономики и формирование «интернета вещей».

21 декабря 2016 года глава Минкомсвязи России «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики — на пути к долгосрочной стратегии». Участники семинара обсудили задачи и основные понятия цифровой экономики, экономические и социальные выгоды от ее развития, роль государства в этом развитии, а также потенциальные риски и способы их снижения. Министр отметил значительный потенциал цифровой экономики в ускорении темпов экономического развития государства и улучшения качества жизни граждан.

Работа по развитию цифровой экономики в России ведется в тесном сотрудничестве с ЕАЭС, и ряд норм и вопросов регулирования будет решаться на уровне этого международного союза. Тема создания единого цифрового пространства как необходимой составляющей процесса интеграции стран-участниц союза и их включения в процесс глобальной цифровой трансформации системно обсуждается с представителями ЕАЭС в рамках рабочих встреч в Минкомсвязи России и прочих международных мероприятий.

Так, 27 декабря 2016 года главы государств - членов ЕАЭС, в который входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, . Участники заседания обсудили более 20 вопросов сотрудничества в рамках ЕАЭС, включая заявление «О цифровой повестке ЕАЭС», решение «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза» и распоряжение о реализации проекта распоряжение «О реализации проекта по совместной разработке специализированных средств криптографической защиты информации Евразийского экономического союза».

Главы государств - членов ЕАЭС выразили уверенность, что формирование цифровой повестки ЕАЭС будет способствовать открытому, широкому и равноправному сотрудничеству государств - членов, хозяйствующих субъектов и граждан, росту эффективности и объемов экономики каждого из государств - членов, переходу ЕАЭС на новый уровень экономического, технологического и социального развития, а также укреплению роли ЕАЭС в формировании глобальной цифровой повестки.

Минкомсвязь России выступает за скорейшее решение вопроса о реализации цифровой повестки ЕАЭС и принятие соответствующих основополагающих документов. Министерство уже сотрудничает с ЕАЭС по ряду направлений. В настоящее время уже реализуются некоторые проекты по вопросам интеграции различных информационных систем государств - членов ЕАЭС и информационных систем органов союза. Среди таких проектов — национальный механизм единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС, сопряжение информационных систем таможенных органов государств - членов ЕАЭС для прослеживаемости товаров.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Рашид Исмаилов 26 января 2017 года в Москве принял участие в заседании координационного совета рабочей группы по выработке предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза. По итогам заседания участниками от государств - членов ЕАЭС был согласован план-график проработки проекта основных направлений, а также достигнута договоренность взять за основу данного документа ранее разработанный проект предложений по формированию цифрового пространства ЕАЭС.

12 января 2017 года глава Минкомсвязи России , в ходе которой обсуждались приоритетные проекты в Российской Федерации, призванные дать ощутимый социальный и экономический эффект. Мероприятие состоялось в рамках VIII Гайдаровского форума «Россия и мир: выбор приоритетов», который проходил с 12 по 14 января 2017 года в Москве.

22 марта 2017 года (GSM Association, GSMA), посвященный развитию мобильной связи в перспективе до 2025 года, включая развитие сетей пятого поколения 5G, «интернета вещей», рынка анализа больших данных. Согласно исследованиям GSMA, рынок мобильной связи во всем мире ожидают новые возможности и вызовы. Это связано с ускоренным развитием цифровой экономики, которая определит эффективные бизнес-модели и создаст предпосылки для сотрудничества, в результате которого весь мир получит доступ к современным услугам в сфере информационных технологий и связи.

Известно, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства 28 июля 2017 г. Последующими нормативными актами в августе был запущен процесс ее реализации: создана Подкомиссия по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности и утверждены функциональная структура системы управления реализацией Программы и правила разработки и исполнения планов необходимых для этого мероприятий. Одновременно с этим на Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации были возложены функции проектного офиса по реализации Программы.

Руководитель Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгений Кисляков рассказал нам о работе проектного офиса, о нынешней стадии работ по реализации Программы в жизнь и о том, как выстраивается управление данным проектом.

PC Week : Евгений, расскажите о проектном офисе, какие функции на него возложены? Какие стратегические и оперативные задачи он решает?

Евгений Кисляков: Проектный офис сопровождает реализацию Программы, что, очевидно, невозможно без синхронизации, согласования действий всех заинтересованных сторон и объединения организационных, трудовых и финансовых ресурсов государства и бизнеса. Для всего этого используется проектный подход.

Нам поручено готовить информационные и аналитические материалы, проекты планов мероприятий и следить за их выполнением. Такая деятельность требует не только концентрации всех имеющихся ресурсов проектного офиса, но и привлечения внешних консультантов. Цель - минимизировать управленческие риски и повысить эффективность программного управления в сфере цифровой экономики. Что касается оперативных задач, то их мы получаем от Подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе напрямую от её председателя - первого заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ М. А. Акимова. Уже прошло десять заседаний Подкомиссии, и все они организованы при активном участии нашего проектного офиса.

Перед нами стоит задача создания и развития двух информационных площадок взаимодействия:

1. Информационная система управления Программой - это платформа для взаимодействия всех участников Программы. На сегодняшний день система работает, к ней подключены 300 участников, введены планы мероприятий направлений, обозначены ответственные и сроки исполнения конкретных мероприятий и есть возможность обсуждения текущих вопросов в самой системе.

2. Портал «Цифровая экономика» - это площадка, где будут опубликованы самые актуальные новости о ходе исполнения Программы и материалы, рассказывающие о лучших кейсах по разным направлениям цифровизации экономики, в том числе и в отраслевом разрезе. Ну и, конечно, появится много другой полезной информации, касающейся цифровой экономики не только в России, но и в других государствах. Портал будет доступен для всех и станет эффективным инструментом, с помощью которого граждане страны смогут участвовать в обсуждении и подавать свои предложения по разным аспектам Программы.

К этой задаче примыкает и другая - разработка правил взаимодействия участников Программы, что предполагает подготовку множества методических рекомендаций и регламентов: как готовить планы и вести мониторинг, по какому принципу следует отбирать проекты и т. п. Важным звеном в открытом диалоге между государством, экспертным сообществом и бизнесом является наш проектный офис, на площадке которого регулярно проводятся открытые мероприятия по вопросам цифровой экономики с целью формирования культуры восприятия цифровой экономики.

PC Week : После утверждения Программы прошло уже несколько месяцев. На какой стадии находится сейчас ее реализация? Какие корректировки вносят в Программу жизненные реалии?

Е. К.: На самом деле с момента утверждения Программы прошло совсем мало времени. Тем не менее, Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности уже утвердила планы мероприятий четырех направлений Программы. Первый из них касается нормативного регулирования, второй - технологических и исследовательских заделов, которые должны создать в России необходимые компетенции для дальнейшей цифровой трансформации, третий план касается инфраструктуры, и четвертый - вопросов информационной безопасности. По направлению «Кадры и образование» по поручению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева разработка планов должна быть завершена до конца января 2018 г.

По всем пяти направлениям планы формировались бизнес-сообществом совместно с министерствами и ведомствами. И, конечно, в ходе рабочих обсуждений, совещаний и согласований вносились коррективы в утвержденные задачи и намеченные вехи.

Первое направление - нормативное регулирование. Оно предусматривает разработку в ближайшие несколько лет, а именно три года, более 50 проектов нормативных актов, направленных на создание правовых условий для развития современных технологий и их внедрения в экономику. Как отметил Д. А. Медведев, это очень важная задача, в то же время мы не должны обмануть сами себя, когда будем готовить три года нормативные акты и у нас никакого движения вперёд не будет. Основной целью данного направления является создание благоприятного правового режима для цифровых технологий и экономической деятельности на их основе. И здесь могу отметить, что в законодательство, а значит и в Программу уже предложен ряд существенных изменений, устраняющих барьеры в развитии цифровой экономики. Например, в 2018 г. предлагается на законодательном уровне унифицировать требования, расширить возможности и способы идентификации в сетях, стимулировать использование электронного документооборота, сформировать условия для сбора, хранения и обработки цифровых данных (в том числе персональных), создать правовую базу для применения новых цифровых технологий в финансовой сфере.

Второе направление - информационная инфраструктура. Реализация данного направления позволит развить сети связи, удовлетворяющие потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; сформировать отечественную инфраструктуру хранения и обработки данных и создать цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Третье направление - формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. В результате реализации плана мероприятий будет создана экосистема, стимулирующая развитие компаний-лидеров на рынках цифровой экономики, также будут определены сектора экономики с наиболее высоким потенциалом коммерциализации решений на базе «сквозных» технологий в области цифровой экономики, запущена цифровая трансформация секторов российской экономики и отдельных ее субъектов.

Четвертое направление - информационная безопасность - нацелено на создание национальных стандартов киберфизических систем, включая Интернет вещей; национальных и региональных центров реагирования на компьютерные инциденты; системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом, и обеспечение контроля обработки и доступа к персональным данным, большим пользовательским данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Планы мероприятий уже завтра могут стать менее актуальными, а послезавтра просто устареть. Чтобы этого не допустить, сформирована гибкая система управления изменениями программы в рамках нашей деятельности. Здесь используется единая платформа информационного взаимодействия. Надеюсь, что она позволит избежать капитальных ошибок.

PC Week : Принятие новых нормативных актов эпохи цифровой экономики предполагает вовлечение в данный процесс законодательной власти. Как сейчас организована эта работа?

Е. К.: В парламенте создаются советы и рабочие группы для совершенствования законодательства в области цифровой экономики. Должен сказать, что они хорошо понимают необходимость оперативного обновления законодательства и активно сотрудничают с участниками Программы.

PC Week : В Программе задекларирована открытость, к ее выполнению и апгрейду будут привлекаться бизнес, общественность, экспертные сообщества. Как это обеспечивается организационно?

Е. К.: Да, Программа предусматривает прозрачность государственного управления и задумана как инструмент совместного регулирования процессов цифровизации экономики. И здесь очень важную роль играет бизнес, помогающий определять перспективы цифровой экономики, формировать планы мероприятий и давать оценку, насколько они реализованы.

Роль бизнеса и науки институализирована, что нашло отражение и в структуре управления Программой. С этими сферами должна взаимодействовать автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», выявляя их потребности по данному направлению. Эта организация станет площадкой для эффективного взаимодействия бизнеса, экспертного сообщества и власти.

Кроме того, представители заинтересованных структур - государства, бизнеса и научного сообщества - принимают участие в работе центров компетенции и рабочих групп.

PC Week : Очевидно, для цифровой экономики очень важен человеческий фактор, здесь необходимы высокопрофессиональные и мотивированные кадры. Программой предусматриваются главным образом усиленная подготовка ИТ-специалистов и массовая компьютерная грамотность всех остальных. Но при этом ни слова нет о том, как предполагается учить людей других профессий, как помочь им не потерять себя в цифровом мире, как приобретать soft skills и быстро перепрофилироваться...

Е. К.: Мы понимаем, что сейчас в глобальной конкурентной борьбе основная ставка делается на человеческий капитал, разворачивается мощная конкуренция за таланты. Видим, как развитые и развивающиеся страны стараются создать наиболее привлекательные условия, чтобы заинтересовать ими талантливых ученых и специалистов. И наша задача - быть конкурентоспособными в этой области.

В Программе предусмотрены инициативы, которые позволят привести нашу систему образования в соответствие с требованиями цифровой экономики. Такие практики нужно формировать на всех уровнях - от школы до переподготовки специалистов. Образованию необходимы персонализация и опора на цифровые технологии. Без этого не получится находить и поддерживать таланты.

Эксперты сходятся во мнении, что для успешного развития и самореализации в цифровом мире следует комплексно развивать компетенции по трем направлениям: это названные вами soft skills, профессиональные hard skills и собственно цифровые навыки - digital skills.

Сегодня многие компании при найме сотрудников формулируют требования soft skills, т. е. ожидают, что претенденты на должность обладают знаниями и навыками, которые связаны не с профессиональной компетенцией, а со способностью к обучению, с умением работать в коллективе, с мотивацией к достижениям, - вместо более традиционных требований hard skills, замыкающихся исключительно на профессионализме.

Надо отметить, что по направлению «Кадры и образование» идут дискуссии между профессиональным педагогическим сообществом и экспертами в области цифровой экономики, между отраслевыми профсоюзами, представителями бизнеса и государства.

PC Week : Цифровизация неоднозначно воспринимается обществом. Очаги социальной напряженности из-за развития цифровой экономики уже возникают на Западе. Эксперты пугают людей нашествием роботов, которые отнимут у них работу. Усматриваете ли вы такого рода риски в России? И формулируете ли рекомендации, как их избежать?

Е. К.: Мы проводим анализ реальных рисков цифровой экономики, в том числе социальных. Отслеживаем волнения на Западе, рассматриваем события в России, которые могут привести к недовольству граждан, например, сокращение рабочих мест.

А помимо этого изучаем и потенциальные риски. Скажем, по прогнозам экспертов следствием цифровизации станет высокий уровень социальной дифференциации в обществе из-за того, что бедные слои населения не обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области. По мере углубления общества в цифровую экономику - при отсутствии корректирующих мер - подобное расслоение может расти в прогрессирующем масштабе.

Мы видим, что с внедрением цифровых технологий трансформируются традиционные отрасли экономики. Какие-то профессии становятся невостребованными на рынке труда или отмирают вовсе, а какие-то, наоборот, приобретают высокую значимость. Конечно, с одной стороны, цифровизация предполагает, что персонал должен обладать новыми качествами. Но с другой - нужно сохранить и преумножить существующий человеческий капитал, дать каждому человеку возможность работать комфортно.

По России прогноз таков: в течение десяти лет примерно для 25 млн. рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. В новой экономике нужны и новые компетенции - это касается не только теоретических знаний, опыта программирования и работы с данными, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных способностей и умения работать в условиях неопределенности.

На сегодня уже есть вполне успешные, на мой взгляд, прецеденты. Так, Сбербанк разработал и запустил образовательную программу для сотрудников, которую высоко оценили во всем мире. И сегодня корпоративный университет Сбербанка, согласно международным рейтингам, занимает лидирующие позиции по качеству и широте переподготовки кадров. При этом они предоставляют площадку и инфраструктуру своего университета в том числе и для госорганов федерального и регионального уровня. Так что все зависит от конкретной компании. Те организации, которые понимают, что сотрудники - это главное, начинают развивать направление переподготовки кадров и вкладываться в него.

Ясно, что адаптация человека к новым условиям станет постоянным процессом в цифровой экономике. В настоящее время существует множество образовательных курсов повышения цифровых навыков, которые в том числе проводятся и в дистанционной форме. Это означает, что каждый гражданин может регулярно повышать уровень своих компетенций, создавая задел для успешной профессиональной реализации в условиях грядущих трансформаций.

PC Week : Технологии влияют не только на производство и экономику, но и на образ жизни, на взаимоотношения и ценности людей. Однако в разработке Программы не принимали участие социологи, историки, культурологи, психологи, педагоги. Попытки же управлять экономикой без учёта гуманитарной составляющей ведут к непредсказуемым результатам...

Е. К.: В разработке Программы приняли участие эксперты разных отраслей, а реализация Программы представляет собой сложный, комплексный проект, который носит сквозной характер, охватывая все без исключения сферы жизни, напрямую воздействуя на деятельность бизнеса и касаясь каждого гражданина. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека. И сейчас наша первоочередная задача - создать эффективный механизм управления этим проектом. Гуманитарная составляющая также учтена в планах и вехах Программы по мере ее развития. Ведь именно совокупность всех отраслей позволит нам сформировать культуру восприятия и потребления цифровой экономики.

PC Week : Спасибо за беседу.



Похожие статьи