Система национальных щитов. Цели и задачи системы национальных счетов

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости



Похожие статьи