Система налогов и сборов в рф, определение данных понятий и их признаки. Разница между налогом и сбором

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований(МО).

Сбор(С) - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия

1. Налог индивид. безвозмездны; С уплач. в связи с оказанием их плательщику гос-ом нек публично-правовых услуг, в кот. плательщик индивидуально заинтересован.2. При уплате С большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с гос-ом.

3. Н уплачивается для фин обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Целевое назначение С – компенсировать доп издержки гос-ва на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового хар-ра. 4. Н счит устан тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении С их плательщики и элементы обложения опред применительно к конкретным сборам.

5. Уплата Н предполагает опред регулярность, систематичность, периодичность. С носят разовый характер, уплачиваются в строго опред ситуациях.

6. Если объект Н как юр факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обяз-ти, то объект С как право на юрид значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты С.

7. Размер Н зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер С одинаков для всех плательщиков.



8. Неуплата Н влечет за собой принудит изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных S к налоговой ответ-ти. При неуплате С гос-во отказывает плательщику в совершении юрид значимых действий без применения санкций.

Классификация налогов (сборов). Принципы налогообложения.

Подоходно-имущественные (прямые)- взим в процессе приобретения и накопления матер благ.

Личные(уплач с действительно полученного дохода-Н на прибыль предприятий)

Реальные(облагается предполагаемые средний доход-Н на игорный бизнес)

Раскладочные (взим при возн-и потребн-ти совершить конкр расход-благоустр тер-

Количественные (исходят от возможности налогопл-ка, его сост-я)

Закрепленные (на долгий срок закр за конкр источником)

Регулирующие(распред-е сумм бюджета исходит на год)

Регулярные (периодичность)

Разовые (нет системы)

Гос/местные (орган в завис-ти от уровня)

Налоги с реализации(косвенные)- в процессе расходования(НДС оплач потребителем, когда стоимость налога включена)

Принципы, обеспеч защиту конст прав:

П публичной цели взимания Н и С (Н устан с целью обесп-я платежесп-ти публичной власти)

П приоритета фин цели взимания Н и С (Н устан с целью получ-я дохода, а не принуждения)

П усатн/изм/отмены Н и С законами (платим законно устан Н и С)

Принципы, обесп реализ-ю П и С налогопл-ка

П равенства плательщиков Н и С

П всеобщности налогообложения (индивид наравне с др)

Запрет произвольности налого-я (Н и С д иметь эконом обосн-е)

Принципы, обеспеч реализ-ю и собл-е начал рос федерализма:

Единство налоговой политики(единство экон пространства)

Единство системы налогов

Разграничение полномочие между РФ И S

Принципы по НК РФ (стабильность, гибкость, равновесие, подвижность, удобство, стимулирование, экономичность)

Налоговое право. Понятие и виды источников налогового права (Конституция РФ, законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международные договоры (соглашения)).

Налоговое право -подотрасль фин. права, предст собой сов-ть прав норм, регулир общ отн-я, возник в процессе устан-я, введения в действие и взимание налог платежей, налог контроля и привлечения к отв-ти за совершение налог правонарушения.

Источники - формы выражения норм действующего права. Система источников в структурном отношении делится: нац и медж.

Определяющая роль - внутригос Ист. (З, подзаконные правовые акты, суд практика (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай). Осн Ист. НП явл законы, доминирующая - Конституция.

Подзак акты издаются на основе и во исполнение З, имеют «подчин» хар-р.

Судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай в налоговом праве применяется редко, в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате Н.

Основ развития иных источников НП-научн доктрины.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Налоговое правоотношение. Субъекты налогового права. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Сроки в налоговом праве (понятие, порядок исчисления и виды сроков)

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами НП общ отношения, возник по поводу установления и взимания налогов с организаций и ФЛ. Содержанием налогового правоотношения явл обяз-ть налогоплательщика внести опред денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с устан ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компет органов обеспечить уплату налога.

S НП - внешне обособленное, способное самостоят вырабатывать, выражать и осущ единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Согласно НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на кот в соотв с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные плательщики именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и ФЛ плательщиками Н явл и ИП - ФЛ, зарег в устан порядке и осуществляющие предпринимат деят-ть без образования ЮЛ, а также ФЛ, самостоят осуществляющие на свой страх и риск деят0ть, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве. Субъектами НП РФ явл гос органы и ОМС

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога

ФЛ м.б. привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста

Обязанность по уплате налогов и сборов ФЛ, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет ден средств этого недеесп лица

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.

Определение понятий

Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими. К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.

По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.

Законодатель определяет следующие характеристики налога:

  • Обязательность уплаты. Если он не уплачивается лицом, имеющим обязательство к его оплате, то государство может использовать свои полномочия для императивного взыскания.
  • Безвозмездность. За уплату налога не следует никаких действий или услуг со стороны государства.
  • Нецелевое использование. Суммы уплаченных налогов формируют бюджет, но не идут на конкретные цели.
  • Регулярность. Уплачивается с установленной законодательством периодичностью.
  • Финансовый эквивалент. Уплачиваются всегда в денежной форме, государственной валютой.

Основные черты сбора

Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.

Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.

Отличие налога от сбора

Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:

Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.

Отличия налога, сбора от пошлины

Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.

Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:

  • Обращение к нотариусу с целью совершения каких-либо действий.
  • Оформление документов, например, визы, паспорта.
  • Обращение в суд с заявлением, если данное обращение облагается уплатой пошлины (например, иски о защите прав потребителя не оплачиваются).
  • Оформление гражданства.

Пошлина имеет свои отличительные черты:

  • Выплачивая пошлину, плательщик выражает свою волю для вступления с государством в определённые правоотношения.
  • Сумма, уплачиваемая плательщиком, напрямую поступает в бюджет.
  • Уплата пошлины носит возмездный характер, то есть, за ней следует какое-то действие со стороны государства.

Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.

По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.

Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое заявление.

Законодательство РФ о налогах и сборах

Основой налогового законодательства в России является Налоговый Кодекс. Однако, это не единственный акт, регулирующий налоговую сферу. В дополнение к федеральному законодательству, региональные и местные органы власти также имеют свои акты, регулирующие данную сферу.

Федеральная власть прямо предусматривает возможность региональных и местных властей устанавливать какие-то особенности налогообложения на своей территории, о чём говорит Налоговый Кодекс РФ. Однако, есть условие — местные законы не должны противоречить Федеральному законодательству.

По сути, федеральное законодательство содержит виды налогов и сборов, а местное конкретизирует нормы, касающиеся исполнения данного законодательства. Даже региональные и местные законы закреплены в Налоговом кодексе, не регион или муниципальное образование их устанавливает.

Если рассмотреть конкретнее, то виды налогов и сборов закрепляются в 12 статье Налогового Кодекса РФ, которая устанавливает трёхступенчатую налоговую систему, включая налоги:

  • местные;
  • региональные;
  • федеральные.

Тип налога зависит именно от бюджета, в который они уплачиваются. Тоже можно сказать и про сборы, которые также установлены кодексом и имеют такую же иерархию.

Любой местный или региональный налог определён в кодексе, при этом субъект или муниципалитет также имеют законодательный акт, регулирующий их взыскание, имея некоторые особенности.

Например, Федеральным законодательством может быть установлен верхний предел ставки, тогда как муниципалитет имеет право установить меньшую. При этом нарушать верхний предел запрещено.

Устанавливает местный или региональный налог или сбор законодательный орган муниципального образования (или региона). Он издаёт соответствующий законодательный акт.

На определённой территории может быть введёт специальный налоговый режим, который заключается в каком-либо послаблении, либо, наоборот, введении на данной территории дополнительных сборов. Однако, возможность установления такого режима есть только у Федеральной власти.

Система налогообложения в России представляет собой иерархию, включающую ступени разных уровней, такие как федеральные налоги, региональные и местные. При этом закон чётко определяет возможность установления основ законодательства о налогах и сборах только Федеральной властью. Кроме того, законодательство РФ содержит общие черты и различия налогов, сборов и пошлин, что позволяет последовательно выстроить налоговую структуру.

Вконтакте

Существенные различия этих понятий. Отражают они отношения между плательщиками и страной. Так, налоги являются обязательными платежами, в то время как сборы могут быть осуществлены или нет в зависимости от того, насколько сильно в этом нуждается субъект. Кроме того, при уплате налогов государство установило право за собой изымать часть средств без разрешения субъекта, однако при уплате сбора – согласие плательщика обязательно. Разница между налогом и сбором заключается и в расчете суммы платежа, то есть налог – это определенный процент от чего-либо, а сбор – это фиксированная сумма.

Разница между налогом и сбором заключается в следующем:

1. Налог, как правило, исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;

2. Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным волеизъявлением плательщика;

3. Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов каких-либо юридически значимых действий (например, получение лицензии на право осуществлять какие либо действия)

4. Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

В отличии от налога и сбора пошлина - денежный платеж, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:


  • право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  • право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.


Похожие статьи