Ставка взносов в ффомс году. Страховые взносы в пенсионный фонд рф, фсс рф, ффомс

«Страховые взносы в 2015-2016 годах ставки» — введя такую фразу в поисковую строку в Яндексе или Google, легко можно найти соответствующие данные. С 2015 года порядок начисления страховых взносов существенно изменен. О применяемых в 2015-2016 годах ставках и порядке расчета взносов рассказывается в настоящей статье.

Страховые взносы — 2013: ставки

Для лучшего понимания изменений, вступивших в силу в 2015-м, вернемся в прошлое и рассмотрим ставки страховых взносов в 2013 году. Между ними есть несколько принципиальных отличий.

  • До 2015 года существовало две системы пенсионного страхования. Пенсионное обеспечение лиц моложе 1967 года рождения складывалось из двух составляющих: накопительной и страховой части. Согласно системе пенсионного обеспечения, при которой отсутствовало финансирование накопительной части, размер взносов только на страховую часть пенсии составлял 22% от суммы зарплатных выплат. Если же застрахованное лицо выбирало вариант пенсионного обеспечения с накопительной частью, то 22% делились на 16% на финансирование страховой пенсии и 6% на ее накопительную часть. Напомним, что ставки по страховым взносам в 2012 году не предусматривали вариантов пенсионного обеспечения. Все взносы в обязательном порядке разбивались на страховую и накопительную части для лиц моложе 1967 года рождения.
  • Для работников старше 1966 года рождения был предусмотрен единый страховой тариф в размере 22% от зарплатных выплат без возможности выбора варианта пенсионного обеспечения.
  • Что касается взносов в ФСС и ФФОМС, они исчислялись в размере 2,9 и 5,1% соответственно. Они не зависели от возраста работника и начислялись также на все зарплатные выплаты. При достижении предельной величины дохода взносы в ФСС и ФОМС не начислялись.

Ставка страховых взносов в 2014 году

Так же, как и в 2013-м, по страховым взносам в 2014 году ставки для их начисления зависели как от возраста сотрудника, так и от предельной величины базы для начисления. В 2014 году страховые взносы в ФСС и ФФОМС не начислялись на суммы свыше 624 000 рублей.

Подробнее о том, каким образом рассчитываются страховые взносы, читайте в статье .

Ставки страховых взносов в 2014 году не изменились и остались на уровне предыдущего года.

Тариф в ПФР, ФСС, ФФОМС - сколько процентов в 2015 году

В 2015 году начисления по всем категориям работников независимо от возрастной группы стали производится по единым тарифам. Исключение составили организации, имеющие право на применение пониженных коэффициентов (ст. 58, 58.1, 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).

ПФР, ФСС, ФФОМС —сколько процентов в 2015 году составляет тариф для взносов в эти фонды, указано в ч. 1.1 ст. 58.2 закона № 212-ФЗ:

  • на пенсионное обеспечение до достижения предельной величины обложения — 22%, при достижении предельной величины базы для взносов размер пониженной ставки на ОПС составит 10%;
  • в ФСС — 2,9%;
  • в ФФОМС — 5,1%.

Отметим, что в 2015 году величина предельной базы для начисления страховых взносов будет рассматриваться отдельно по видам взносов: база для взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет отличаться от базы для взносов на пенсионное страхование. А вот для взносов в фонд медицинского страхования предельная величина отменена. На вопрос, в ФФОМС сколько процентов придется платить, ответ следующий: по-прежнему 5,1%, причем на всю сумму выплат, причитающихся работнику.

Таким образом, для выплат по ОПС при достижении верхнего предела будет использоваться пониженный тариф, начисление взносов в ФСС по достижении предела прекращается (п. 4 ст. 8 закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), а для взносов в ФФОМС предела не существует. Следовательно, даже при достижении верхней границы облагаемого дохода взносы на медицинское страхование начисляются по общему правилу.

Пороговые значения с 1 января 2015 года разные. Для взносов на ОПС предельная величина равна 711 000 рублей, а для взносов в ФСС (ВНиМ) — 670 000 рублей (ст. 8 Закона № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 года № 1316).

Тариф в ПФР, ФСС, ФФОМС - сколько процентов в 2016 году

Что касается взносов в 2016 году, то ответ на вопрос, в ПРФ, ФСС, ФФОМС сколько процентов в 2016 году составляет тариф, ответ будет таким: ставки тарифов во внебюджетные фонды в 2016 году такие же, как и в 2015-м.

Однако с началом 2016 года изменена величина предела облагаемой взносами базы (постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265), и теперь он составляет:

  • для ПФР - 796 000 рублей;
  • для ФСС - 718 000 рублей.

С 2017 года предел облагаемой страховыми взносами базы снова изменится, и это будет не единственное изменение.

В отличие от НДФЛ, оплата в ФСС осуществляется не из дохода, получаемого наемным работником, а организацией, в которой он занимается трудовой деятельностью. После того как бухгалтерия организации проведет расчеты по заработной плате, нужно рассчитать процент, который следует перечислить в ФСС. Сложность этой процедуры в том, что размер страховых взносов зависит не только от величины дохода работника, но и от процентов, применяемых для исчисления взносов.

Как и в оплате разного вида налогов, уплачивать взносы необходимо в обозначенные сроки. В случае невыполнения этого требования работодатель со стороны ФСС подвергается штрафным санкциям. Помимо своевременного платежа, организациями должны регулярно заполняться формы отчетности, в которых предоставляется информация об уплаченных в фонд средствах.

Сейчас ставка ФСС составляет 2,9%. Но, помимо регулярного перечисления этой суммы, с каждого дохода работника высчитывается и взнос ПФР, составляющий 22%. К этим взносам прибавляется и регулярный платеж в ФОМС. Величина суммы, перечисляемой в него, должна составлять 5,1% от всего дохода работника. При подсчете всех сборов получается, что организация обязана перечислять 30% от размера выплачиваемого работнику дохода.

Высчитываемый ФСС процент должен перечисляться в фонд не самим работником, а организацией, где он ведет трудовую деятельность.

В зависимости от ситуации начисляемая фондом сумма будет иметь особую величину.

К примеру, в ситуации с заболеванием работника сумма выплаты из фонда будет составляться на основе двух факторов: осуществляемых ранее перечислений в фонд из зарплаты работника, а также срока его деятельности на текущей работе. При этом величина суммы, перечисляемой с зарплаты работника в фонд, не имеет зависимости от частоты страховых ситуаций. Не зависит также и величина выплачиваемой впоследствии фондом суммы в случае заболевания и выхода в декрет работника.

Смотрите также видео об изменениях в тарифах по страховым взносам до 2018 года включительно:

Сроки уплаты отчислений в фонд

Для проведения процедуры оплаты высчитанных по зарплате работников взносов выделяется срок до 15 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Перечисление взносов организации обязаны осуществлять каждый месяц. Таким образом, в зависимости от размера начисляемой работнику зарплаты и возможных его заболеваний перечисляемая в фонд сумма может немного различаться.

Сумма ежемесячного платежа взносов организациями высчитывается следующим образом. Для получения точной суммы взносов, которую необходимо внести за прошедший месяц, используется сумма пособий, которые были начислены с фонда ФСС в текущем месяце. Из этой суммы происходит вычитание взносов, идущих на страховые случаи, связанные с материнством и заболеваниями. В эти взносы входят начисления, произведенные по основной ставке, а также по пониженной. Полученная в итоге сумма и будет являться обязательным взносом, который следует уплатить компании за прошедший месяц.

Пример пошагового расчета

Расчет суммы, выплачиваемой ФСС, происходит в несколько этапов:

  1. Осуществляется подсчет сумм доходов, выплачиваемых работникам, числящимся в организации.
  2. К полученной единой сумме добавляются средства за физ. лиц, ведущих в организации временный вид деятельности.
  3. Из полученной таким образом суммы происходит вычитание суммы пособий, ранее выданных ФСС работникам организации.

Передаваемая организацией в фонд сумма, начисляемая с зарплаты работника на несчастный случай, составляет всего 0,2%. В зависимости от численности дней деятельности работника, величина зарплаты, а также и перечисляемой суммы подвергается изменению. Перечисляемые ежемесячно в фонд суммы впоследствии подвергаются суммированию.

На что идут отчисления в ФСС

Все перечисляемые в фонд организацией суммы предназначены для поддержки финансового положения работников организации в ряде непредвиденных ситуаций. К таким ситуациям, при которых положена работнику материальная помощь, относится:

  • Временная нетрудоспособность, связанная с болезнью работника. Выплаченные фондом средства идут на погашение части суммы, потраченной работником на лечение.
  • Необходимая реабилитация работника в санатории и другом учреждении частично компенсируется средствами из фонда.
  • Безработный. Для людей, не имеющих официального трудоустройства, фондом предусмотрена временная финансовая поддержка.
  • Беременность. На этот случай в фонде предусмотрено особое пособие.
  • Рождение и последующий уход за ребенком. На весь период больничного фонд осуществляет особую выплату пособия.
  • Поддержка дошкольников. Осуществляется постоянная передача средств фондом на частичное их обеспечение.
  • Система страхования. Всегда имеются изъяны, и для их устранения в существующей ныне системе социального страхования фондом выделяются определенные суммы.

Суммы платежей по каждому сотруднику (в разрезе внебюджетных фондов) нужно сложить. В результате получится итоговая сумма страховых взносов, начисленных с начала года до окончания текущего месяца в целом по организации.

Платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитайте следующим образом :


Такие правила определения размера ежемесячного платежа по страховым взносам следуют из части 3 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н.

Платежи в ФСС России

Сумму ежемесячного платежа в ФСС России уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К таким расходам относятся:

  • больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС России с учетом положений статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Пример уменьшения страховых взносов на сумму расходов, произведенных организацией на государственное социальное страхование

В январе организация начислила в пользу своих сотрудников:

  • зарплату - 400 000 руб.;
  • больничное пособие - 8000 руб.;
  • пособие по беременности и родам - 23 500 руб.

Организация применяет общие тарифы страховых взносов.

За январь бухгалтер начислил страховые взносы в сумме 120 000 руб. (400 000 руб. × 30%), в том числе взносы в ФСС России - 11 600 руб. (400 000 руб. × 2,9%).

Расходы организации, произведенные в январе на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 руб. + 23 500 руб.), что больше взносов в ФСС России, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей.

За январь организация ничего не перечислила в ФСС России. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 руб. - 11 600 руб.) бухгалтер организации учел при расчете взносов в ФСС России за февраль.

Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов, начисленных в ФСС России, организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия, пособий, связанных с рождением ребенка, и пособия на погребение в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ);
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС России (ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий. Поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС России, уменьшайте на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет.

Сотрудник работает в головном и обособленном подразделениях

Рассчитывайте взносы отдельно по каждому подразделению организации.

Страховые взносы нужно рассчитать и уплатить по местонахождению обособленного подразделения , если это подразделение:

  • находится на территории России;
  • имеет расчетный (лицевой) счет;

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то страховые взносы по обособленному подразделению рассчитывайте и перечисляйте во внебюджетные фонды по местонахождению головного отделения организации.

Такой порядок следует из положений частей 11-14 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Суммы страховых взносов, которые организация платит по месту обособленного подразделения, определяйте исходя из суммы выплат, начисленных сотруднику этим обособленным подразделением, с учетом сумм, начисленных в его пользу в головной организации. По месту учета головной организации страховые взносы платите за минусом взносов по обособленному подразделению. То есть если сотрудник одновременно работает в головном отделении и в обособленном подразделении, выделенном на отдельный баланс, страховые взносы с его выплат рассчитайте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении организации, - по местонахождению головного отделения;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, - по местонахождению обособленного подразделения.

При этом совокупная сумма выплат в пользу такого сотрудника (для перехода на пониженные страховые тарифы или для прекращения начисления взносов) определяется в целом по организации. В 2016 году эта сумма составляет:

  • 718 000 руб. - для расчета взносов на социальное страхование (ФСС России);
  • 796 000 руб. - для расчета взносов на пенсионное страхование (ПФР).

Это следует из положений постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и письма Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326.

В таком же порядке начисляйте страховые взносы, если в течение года сотрудник был уволен из одного подразделения организации и принят на работу в другое подразделение той же организации (письмо ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893).

Сотрудник повторно принят на работу

Ситуация: как рассчитать страховые взносы по общим тарифам, если в течение года сотрудник был уволен и вновь принят на работу в ту же организацию? Сумма выплат, начисленных с начала года до увольнения, превысила предельную базу.

Рассчитывайте взносы с учетом доходов, начисленных до увольнения.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование является календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Базу для начисления страховых взносов работодатель определяет самостоятельно в отношении каждого сотрудника нарастающим итогом с начала года. В 2016 году организации, уплачивающие страховые взносы по общим тарифам, начисляют взносы в следующем порядке.

1. В Пенсионный фонд РФ:

  • по тарифу 22 процента - с выплат, не превышающих 796 000 руб.;
  • по тарифу 10 процентов - с выплат, превышающих 796 000 руб.

2. В ФСС России:

  • по тарифу 2,9 процента - с выплат, не превышающих 718 000 руб.;
  • по тарифу 0 процентов - с выплат, превышающих 718 000 руб.

3. В ФФОМС: по тарифу 5,1 процента независимо от суммы выплат.

Такой порядок предусмотрен частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частью 1 статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.

Законодательство не устанавливает зависимости между предельной величиной выплат, облагаемых страховыми взносами, и количеством договоров (трудовых или гражданско-правовых), на основании которых в течение расчетного периода один и тот же работодатель (заказчик) начислял эти выплаты сотруднику. Таким образом, перерыв в работе, связанный с увольнением сотрудника, а также количество заключенных с ним в течение года трудовых или гражданско-правовых договоров, на порядок расчета страховых взносов не влияют.

Следовательно, если до увольнения сумма выплат, начисленных сотруднику, превысила:

  • 718 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС взносы нужно начислять по обычным тарифам (22 и 5,1 процента соответственно);
  • 796 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ взносы нужно начислять по тарифу 10 процентов, в ФФОМС - по тарифу 5,1 процента.

Правомерность такого вывода подтверждается письмом Минтруда России от 5 марта 2014 г. № 17-3/В-96.

Сотрудник переведен из одного подразделения иностранной компании в другое.

Страховые взносы считайте с учетом доходов, начисленных до перевода, нарастающим итогом с начала года. То есть определять расчетную базу с нуля с даты перевода не нужно.

В рассматриваемой ситуации руководствуйтесь общим правилом. Когда сотрудника переводят из одного подразделения организации в другое, трудовой договор с ним не расторгается: в него лишь вносят изменения, связанные с переменой места работы (ст. 72.1 ТК РФ). Поэтому все выплаты, начисленные сотруднику на основании одного и того же трудового договора с начала текущего года, включают в единую расчетную базу по страховым взносам (ч. 2 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Естественно, кроме тех, которые есть в списке необлагаемых - в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если до перевода сумма выплат в пользу сотрудника превысила предельную величину для начисления взносов (в 2016 году - 718 000 руб. для взносов в ФСС России и 796 000 руб. для взносов в Пенсионный фонд РФ), то выплаты, начисленные после перевода, страховыми взносами не облагаются или облагаются по пониженным тарифам.

Такой порядок установлен частями 1-3 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения были даны в письмах Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893. Правда, речь в них шла о российских организациях. Но иностранные организации, работающие в России, определяют расчетную базу по страховым взносам в том же порядке.

Ведь на сотрудников иностранных организаций, действующих в России, распространяются нормы российского трудового права (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Работодателем для сотрудников подразделений, в том числе филиалов и представительств, является непосредственно сама иностранная организация (ст. 20 ТК РФ). Представительства и филиалы работодателем быть не могут, поскольку они не признаются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Положения пункта 1 статьи 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которые приравнивают к иностранным организациям их филиалы и представительства, в рассматриваемой ситуации значения не имеют. Поэтому, даже если фактически сотрудник работает в филиале или представительстве иностранной организации, трудовой договор, на основании которого ему начисляются те или иные выплаты, заключается от имени самой иностранной организации (ст. 57, 67 ТК РФ).

Пример определения облагаемой базы по страховым взносам. Сотрудник переведен из представительства иностранной компании в филиал иностранной компании

А.С. Кондратьев с января по сентябрь 2016 года включительно работал в представительстве иностранной компании в России. В октябре он был переведен в филиал этой же иностранной компании.

Организация платит страховые взносы по общим тарифам.

За период работы в представительстве (январь-сентябрь) Кондратьев получил доход в сумме 835 000 руб. Необлагаемых выплат не было.

На обязательное пенсионное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 22 процента с выплат до 796 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 796 000 руб. (39 000 руб.) облагается пенсионными взносами по тарифу 10 процентов.

На обязательное социальное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 2,9 процента с выплат до 718 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 718 000 руб. (117 000 руб.) взносами в ФСС России не облагается.

На обязательное медицинское страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 5,1 процента со всей суммы выплат 835 000 руб.

Сумма начисленных взносов за период работы в представительстве составила:

- на обязательное пенсионное страхование - 179 020 руб. (796 000 руб. × 22%) + (39 000 руб. × 10%);
- на социальное страхование - 20 822 руб. (718 000 руб. × 2,9%);
- на медицинское страхование - 42 585 руб. (835 000 руб. × 5,1%).

В октябре доход Кондратьева, полученный в филиале, составил 50 000 руб.

Поскольку предельная величина доходов по филиалу и представительству общая, с доходов, полученных в филиале, бухгалтер начислил только пенсионные и медицинские взносы по тарифам:

50 000 руб. × 10% = 5000 руб. (в Пенсионный фонд РФ);

50 000 руб. × 5,1% = 2550 руб. (в ФФОМС).

Страховые взносы в ФСС России с выплат, начисленных в филиале, бухгалтер не начислял.

Сотрудник продолжает работать после реорганизации

Ситуация: можно ли при расчете страховых взносов учитывать зарплату, начисленную сотрудникам до реорганизации? Организация преобразована из ЗАО в ООО .

Нет, нельзя.

У организации-правопреемника в базу для начисления страховых взносов включаются только те выплаты и вознаграждения, которые были начислены в пользу сотрудников, начиная со дня ее государственной регистрации. То есть с даты, указанной в свидетельстве о регистрации.

Преобразование ЗАО в ООО - форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество (ЗАО) прекращает свою деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому (новому) юридическому лицу другой организационно-правовой формы (ООО). Это следует из положений пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента госрегистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). И с этого же момента новая организация (ООО) становится плательщиком страховых взносов. Первым расчетным периодом для нее будет период со дня создания до окончания текущего календарного года (ч. 3 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому в базу для начисления страховых взносов включите только выплаты, начисленные со дня ее регистрации.

Это следует из положений пункта 3.5.3 Порядка, утвержденного распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 18 апреля 2013 г. № 137р. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 9 сентября 2015 г. № 17-3/В-455, от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634, Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1375-19.

Пример определения расчетной базы по страховым взносам при реорганизации в форме преобразования

ЗАО «Альфа» преобразована в ООО «Альфа». Новая организация - правопреемник зарегистрирована в ЕГРЮЛ 17 октября. Трудовые договоры с сотрудниками «Альфы» не расторгались.

В октябре менеджеру «Альфы» Кондратьеву были начислены следующие выплаты:
- 15 октября (до реорганизации) - премия за сентябрь в размере 5000 руб. Премия выплачена 25 октября (после реорганизации);
- 31 октября - премия за октябрь в размере 15 000 руб., выплачена 10 ноября;
- 31 октября - зарплата за октябрь (с 1 по 31 число) в размере 45 000 руб., выплачена 10 ноября.

В базу для начисления страховых взносов за октябрь бухгалтер ООО «Альфа» включил только выплаты, начисленные после реорганизации:
- 60 000 руб. (15 000 руб. + 45 000 руб.).

Премия за сентябрь (5000 руб.), которая была начислена до, а выплачена после реорганизации, в расчет страховых взносов ООО «Альфа» не включается. Взносы с этой суммы должны быть отражены в расчете, составленном от имени ЗАО «Альфа». Но перечислить эти взносы в бюджет должен правопреемник - ООО «Альфа».

Совет: если вы готовы отстаивать свою позицию в суде, то при расчете страховых взносов можете учитывать выплаты, начисленные сотрудникам до реорганизации. Шансы выиграть спор достаточно высоки.

В суде вам помогут следующие аргументы. Страховые взносы организация обязана рассчитывать нарастающим итогом с начала расчетного периода по каждому сотруднику (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При реорганизации в форме преобразования с сотрудниками, как правило, не прекращают трудовых отношений. То есть сама реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров (ст. 75 ТК РФ). Сотрудники продолжает получать зарплату на прежних условиях. Да, по сути, и смены работодателя не происходит. Ведь изменяется лишь организационно-правовая форма организации.

В связи с тем, что после реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются, организация-правопреемник обязана вести учет всех выплат в их пользу. В том числе выплат, начисленных до реорганизации. То есть обязанность работодателя по начислению взносов в пользу сотрудников после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь. А раз так, то базу для расчета страховых взносов можно определять как сумму всех выплат, начисленных сотрудникам за работу в организации и до ее преобразования, и после.

Именно такие аргументы помогли многим организациям выиграть спор. Вот примеры положительных судебных решений: постановления ФАС Центрального округа от 16 сентября 2015 г. № Ф10-2808/2015, Западно-Сибирского округа от 13 августа 2015 г. № Ф04-21107/2015, Московского округа от 28 мая 2014 г. № Ф05-4753/14, от 2 августа 2013 г. № А40-150312/12-91-670, Волго-Вятского округа от 25 июня 2013 г. № А43-22087/2012, Западно-Сибирского округа от 29 марта 2013 г. № А75-5144/2012, Северо-Западного округа от 31 мая 2012 г. № А42-6683/2011, Поволжского округа от 29 мая 2012 г. № А65-19100/2011, Дальневосточного округа от 23 мая 2012 г. № Ф03-1596/2012, от 1 марта 2012 г. № Ф03-560/2012.

При этом суды часто указывают на то, что их выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 1 апреля 2008 г. № 13584/07. Рассматривая аналогичный спор в отношении единого социального налога, Президиум ВАС РФ постановил, что все выплаты работникам, произведенные по трудовым договорам до реорганизации, должны учитываться правопреемником при расчете налога в дальнейшем. В период действия ЕСН, чтобы не проигрывать дела в судах, налоговая служба рекомендовала инспекциям руководствоваться именно этим постановлением (письмо ФНС России от 3 сентября 2009 г. № 3-6-03/356). Учитывая, что порядок формирования налоговой базы по ЕСН и расчетной базы по страховым взносам идентичны, есть основания полагать, что такой же позиции арбитражные суды будут придерживаться и впредь.

Обязательное медицинское страхование - это часть государственной страховой программы (наряду с добровольным медстрахованием), позволяющей компенсировать расходы гражданина на медицинскую помощь. Объем медицинских услуг определяется федеральным и региональным законодательством (территориальная программа может расширять и дополнять федеральную). Средства на такую компенсацию аккумулируются в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования. А поступают они туда от страхователей, которые перечисляют взносы в ФФОМС; ставка 2019 г. таких взносов отличается для разных типов страхователей. Об этом и пойдет разговор в статье.

Кто администрирует платежи

Напомним, что с 2017 года Федеральная налоговая служба является администратором платежей, которые в дальнейшем зачисляются на счета таких фондов, как Пенсионный (ПФР), Социального страхования (ФСС) и Обязательного медстрахования (ФФОМС). Это надо учитывать и при формировании платежных поручений и квитанций с учетом реквизитов Налоговой. Важно не ошибиться и с указанием .

Взносы в ПФР и ФФОМС, а также в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством администрируются ФНС. Только взносы «на травматизм», то есть на случай травмы на производственном объекте или возникновения профзаболевания, уплачиваются по-прежнему в ФСС. Порядок отчетности, уплаты и размеры отчислений теперь регулируются главой 34 НК РФ « .

Итак, несмотря на то, что в платежке в поле 104 «Назначение платежа» вы укажете КБК, начинающийся с цифр 182 (это код Налоговой службы), в дальнейшем деньги поступят в ФОМС; процент отчисления 2019 г. зависит от ряда обстоятельств. Подробнее об этом — в таблице ниже.

Порядок начисления и правовая природа

Для начала определимся: считать, что отчисления в ФФОМС — налог, будет ошибкой. У этих обязательных выплат совершенно отличная правовая природа. Отчисления в фонды осуществляются в качестве страховых взносов на случай наступления определенного события, при котором будут производиться выплаты застрахованному лицу.

Размер выплаты по-прежнему рассчитывается исходя из:

  • отчислений в пользу граждан, физических лиц;
  • установленных пределов облагаемой базы;
  • тарифов выплат.

Для медицинского страхования предельная база отчислений не устанавливается, таким образом, размер тарифа от нее не зависит. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются и уплачиваются со следующих доходов:

  • вознаграждений по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера об оказании услуги, выполнении работ;
  • авторских отчислений (иные средства, полученные в счет реализации имущественных прав, не учитываются);
  • доходов от предпринимательской и иной подобной деятельности.

В ст. 422 НК РФ перечислены суммы, которые не облагаются этими обязательными платежами.

Размер тарифов

Взносы в ФФОМС в 2019 году останутся прежними, изменения тарифов в ближайшем будущем не предвидятся. Ставка составляет 5,1 %. Для пенсионного страхования она равна 22 % и для социального — 2,9 % (на общих основаниях, если не достигнут предел дохода). «На травматизм» отчисляется от 0,2 до 8,5 %. Но есть лица, которые имеют право на применение пониженных ставок. Эти категории в текущем году также остались без изменений.

Так, для целого ряда страхователей определены более благоприятные условия: например, для фармацевтических организаций; коммерческих, благотворительных организаций и ИП на УСН; для научных, спортивных, культурных организаций и ряда других вообще установлена нулевая ставка на медстрахование. Все льготники перечислены в таблице ниже.

Страховые взносы в 2019 году, ставки, таблица:

Условия, при которых используется пониженная ставка

Пенсионное страхование

Социальное

Медицинское

Юридические лица, участвующие в проекте «Сколково»

Юрлица и ИП на УСН, занимающиеся определенными видами деятельности, при доходе за календарный год менее 79 миллионов рублей

Юрлица и ИП на ЕНВД, осуществляющие фармацевтическую деятельность

Благотворительные организации на УСН

Некоммерческие организации на УСН, занимающиеся научными изысканиями, образованием, организацией массового спорта, действующие в области культуры, искусства, здравоохранения (кроме ГУ и МУ)

Юрлица и ИП, имеющие статус резидентов порта Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития

IT-компании

Субъекты, работающие на патентной системе налогообложения, за исключением занятых сдачей помещений в аренду и в сфере общепита

Субъекты, занимающиеся технико-внедренческой деятельностью

Партнерства и хозяйственные общества, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, созданные бюджетными образовательными организациями, являющимися их участниками

Субъекты, занимающиеся туристско-рекреационной деятельностью

Объединение Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Пенсионного фонда в одну структуру может привести к отказу от лимитирования страховых сумм, а это в перспективе - даже к росту страховых выплат. Такое мнение высказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Счетная палата выступает с предложением объединить в одну структуру три негосударственных внебюджетных фонда - Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Об этом заявила глава ведомства Татьяна Голикова в ходе Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС. По мнению Голиковой, нужно исключить "необходимость создания параллельных информационных систем всеми этими тремя государственными внебюджетными фондами".

"Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. В этой связи мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры - единый государственный внебюджетный фонд, который бы объединил все эти фонды", - сказала глава Счетной палаты.

"По опыту большинства аналогичных институтов, объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности", - отметила также Голикова, объяснив инициативу объединения фондов ростом расходом на их содержание.

Поводом предложить реформу стали большие расходы на содержание внебюджетных фондов.

Отказ от лимитирования

Объединение упростит администрирование фондов, говорит Алисен Алисенов. Другое дело, что сегодня выплаты страховых взносов, осуществляемые этими фондами, лимитированы. И неясно, как эти выплаты будут лимитироваться, например, из Фонда социального страхования - те же выплаты по больничным листкам, различные пособия.

"Существуют минимальные и максимальные суммы (утвержденные, кстати, и на текущий год). Раньше они лимитировались в случае, если зарплата превышала в среднем 85 000 рублей в месяц. В таком случае страховые взносы в Фонд социального страхования уже не производятся, а в Пенсионный фонд производятся не в размере 22%, а в размере 14%. Когда все будет поступать в единый фонд, суммы станут обезличены. Если объединение позволит отказаться от лимитирования этих выплат и размер пособий будет зависеть от средней зарплаты, это упростит администрирование страховых взносов (что сократит издержки по содержанию этих фондов), упростит сам механизм исчисления страховых взносов", - сказал эксперт.

Алисенов допустил также, что отказ от лимитирования страховых сумм в будущем может привести даже к росту страховых выплат.


ФНС справится

Что касается того сокращения расходов на содержание фондов, на госаппарат, Алисен Алисенов предполагает, что объединение может к этому привести: "Но вот насколько это будет эффективно, сказать сложно, все зависит от того, каким будет штат работников, их функционал".

Сама же инициатива Счетной палаты может быть связана с изменениями в Налоговом кодексе.

"В 2017 году в Налоговый кодекс была включена отдельная глава об уплате страховых взносов. И все, что касается администрирования сборов, теперь относится к Федеральной налоговой службе. Учитывая то, что ФНС передан большой объем полномочий, ведомству будет несложно справиться с тем объемом задач, которые решают обособлено все эти фонды. Мне кажется, необходимость этого объединения назрела именно потому, что налоговики теперь этим занимаются больше других", - сказал эксперт.



Похожие статьи