Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки? Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Нашла вот такую статью о поощрениях ребёнка за хорошие оценки.

Двойственные чувства: с одной стороны поощрять конечно нужно, с другой стороны - есть пример из жизни.

Знакомые награждали ребёнка за каждую хорошую оценку деньгами или подарками, в конце концов ребёнок хотел всё больше, а потом вообще потерял интерес к учёбе...

А каково ваше мнение?

Стоит ли поощрять за оценки?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как правильно поощрять ребенка?

Просто хвалить или дарить подарки?

А может, придумать целую систему бонусов, которая учитывает не только оценки, но и поведение ребенка?

Оценить по достоинству

Для одних родителей награждать ребенка за учебу - единственный способ спасти дневник от двоек, а для других - метод воспитания и приобщения к взрослой жизни. Тут, конечно, все зависит от самого школьника. Если его мотивируют хорошо учиться только деньги или подарки, то родители своей цели никогда не достигнут: знания в голове надолго не задержатся. Если же ты договорилась с ребенком, что учебный процесс -это работа, такая же трудная, как у родителей, только особая, детская, и ее результаты тоже оплачиваются, то подружить школьника с учебником будет чуть проще.

Система бонусов

Существует альтернативное решение проблемы, более интересное и продуктивное. Многие родители придумывают целую систему учета хороших и плохих оценок, превращая процесс обучения в игру. Вот как это выглядит.

1. За высокие оценки и хорошие дела (например, навел порядок в комнате, полил цветы, погулял с собакой, прочитал за неделю книгу, которая не входит в школьную программу, и т. д.) ребенку начисляются баллы.

2. За низкие оценки и оплошности баллы вычитаются.

3. Родители ведут учет результатов. Можно сделать базу данных в компьютере, прикрепить табличку магнитом к холодильнику или начертить ее на доске маркером.

4. Баллы, в свою очередь, приравниваются к каким-то поощрениям, например: 5 баллов меняем на 100 рублей, 10 - идем в выходные в кино, 15 - едем в развлекательный центр или покупаем новый спортивный костюм.

5. Если баллы уходят в минус за оплошности, то ребенок должен отработать долг, иначе никаких подарков и вознаграждений!

В итоге у ребенка есть собственный «банковский счет», только не с деньгами, а с баллами, которым он может распоряжаться, как хочет. Главное, что школьник понимает, что сам заслужил поощрение или наказание, и стремится вести себя лучше.

Ругать или хвалить?

Вирпи Рихтер, эксперт интернет-магазина детских товаров и игрушек myToys.ru:

«Дорогие родители, старайтесь анализировать проступки ребенка вместе с ним и ни в коем случае не ругайте его. Судить можно только о проделанной работе и ее итогах. Например: “Я знаю, что ты умный и сообразительный, но в этот раз ты недостаточно постарался, чтобы получить хороший результат”. В этом случае система ценностей ребенка не пострадает, зато у него появится желание что-то изменить, и он будет стремиться это сделать. Ведь даже если школьник говорит, что его не волнуют оценки и мнение одноклассников, на самом деле он все равно переживает по этому поводу»

Если твой малыш и так учится с удовольствием, то вряд ли поощрения заставят его учиться еще лучше. Система бонусов или просто постоянные подарки и вознаграждения уже не нужны для стимулирования - в этом случае они могут только избаловать ребенка. Главное, не забывай напоминать малышу о том, как ты гордишься его успехами. Почаще устраивай семейные праздники, чтобы вместе с ним порадоваться достижениям!

Говоря о поощрении, у любого человека возникают ассоциации с чем-то особенно хорошим. Однако не все точно знают, как правильно организовать поощрение и стоит ли вообще это делать. Психологи единогласно утверждают, что данный метод очень эффективен и находит отклик среди детей, равнодушных к другим способам воспитания. Главное – научиться правильно и своевременно использовать поощрения.

Поощрение ребенка в семье: виды, поводы

Дети радуют вас своими успехами в школе и хорошим поведением? Это несомненно подходящий повод для похвалы. Делать это не обязательно только после достижения конечного результата. Хорошо, если родители поддерживают свое чадо на протяжении всего пути к успеху, мотивируя его и подчеркивая трудолюбие, целеустремленность и желание сделать что-то хорошее.

Поощрение ребенка дома требуется не только особо успешным детям . Если ребенку приходится сделать немало ошибок, чтобы чего-то достичь, ему тоже нужна своевременная похвала. Но зачастую родители почему-то чаще ругают их, чем поддерживают. Поощрения можно разделить на две категории: словесные похвалы и подарки.

СПРАВКА! Есть универсальная награда, которая обязательно понравится малышу. Это время, проведенное вместе с родителями. Можно объяснить, что, если он будет слушаться в данный момент, у родителей останется больше времени, которое они с радостью с ним проведут.

В каждой семье есть виды поощрений, которые наиболее действенны. Среди них обычно встречаются:

  • совместная прогулка;
  • чаепитие;
  • подвижные игры;
  • поход в парк, цирк, театр и т.д.;
  • чтение книги, совместное рисование, лепка и пр.;
  • семейный просмотр телевизора.

Последний пункт лучше использовать именно в качестве совместного времяпровождения . Многие родители используют мультфильмы и видеоигры для поощрения, но это в корне неверно. Такой метод формирует у ребенка понимание, что просмотр телевизора и игры на планшете или компьютере – нечто очень хорошее, способное даже быть наградой. Психологи советуют формировать в семье мнение, что телевизор и гаджеты – вещи обыденные.

То же можно сказать о десертах и других вредных вкусностях. Используя их в качестве поощрения, дети начинают ассоциировать сладкую еду с чем-то благоприятным. Отсюда проблемы со здоровьем (в том числе, лишний вес) в будущем. В стрессовых ситуациях человек начинает «заедать» свое состояние.

Популярна система меток . К примеру, можно повесить на стену чистый бумажный лист и рисовать на нем солнышко или улыбающийся смайлик каждый раз, когда нужно похвалить ребенка. Объясните малышу, что он может обменять, к примеру, 20 смайликов на желанную машинку. Или, как только накопится 15 солнышек, вы вместе пойдете в гости. Родители перешагнувших трехлетний рубеж малышей в восторге от этого метода, ведь он позволяет мирно договориться со взбунтовавшимся капризулей. Однако, именно трех лет ждать не стоит. Лучше как можно раньше начать внедрение системы меток в привычный порядок дня.

По мере взросления дети становятся более упрямы, и система наказаний быстро перестает действовать. Ребенок адаптируется к любой обстановке, и даже под угрозой возмездия может продолжать проказничать. Поощрения же позволяют сделать воспитательный процесс приятными как для маленьких сорванцов, так и для взрослых. Малыши воспринимают эту систему как увлекательную игру, и поэтому с радостью сотрудничают с родителями.

ВНИМАНИЕ! Случается, что взрослые впадают в крайности и начинают захваливать ребенка по всяким пустякам . К примеру, съел ведь завтрак – молодец, умылся – умничка. Такое поведение ни к чему хорошему не приведет. Ведь хвалить следует за достижения, а не за обычные каждодневные дела.

Если поощрений слишком много, ребенок перестает стремиться их получить. Пропадает «азарт» сделать что-то хорошее. Поэтому, взаимодействие с детьми должно быть внимательным, не без грамотных замечаний. К примеру, перед тем, как похвалить сына или дочь, попросите его рассказать, как он выполнил то или иное дело. Перехваленные дети остро воспринимают замечания посторонних людей, ведь дома они не привыкли выслушивать критику. Внешний мир гораздо более бесцеремонен и жесток, малышу будет сложно адаптироваться в нем после беспрерывной атмосферы мягкой доброжелательности. Даже самое невинное замечание со стороны воспитателя в детском саду может быть воспринято ребенком как трагедия.

Также существует материальное поощрение ребенка . Все о том, нужно ли поощрять чадо таким образом, расскажет видео:

Поощрение ребенка учителем за хорошую учебу

Работникам образовательных организаций тоже можно использовать метод поощрения. Это мотивирует учеников, стимулирует их относиться к учебе более ответственно.

Есть несколько вещей, заслуживающих поощрения учителем.

  1. Хорошие оценки.
  2. Призовые места в различных предметных олимпиадах.
  3. Успехи в спорте.
  4. Достижения в любой сфере, связанной со школой.

Для поощрения, помимо стандартных слов «Умница», «Молодец», «Правильно», «Верно» и «Супер» педагоги активно используют несколько методов.

  1. Вручение благодарственного письма ученику или родителям.
  2. Вручение почетной грамоты.
  3. Подарок.
  4. Золотая или серебряная медаль.

Сейчас почти каждое учебное заведение имеет свой сайт. Некоторые педагоги для поощрения размещают на таких порталах информацию о достижениях своих учеников. Впрочем, не только учителя могут выделять успехи подопечных. Директор и члены педсовета тоже могут поощрять особо старательных школьников.

Одно из главных правил – осуществлять поощрение систематически . Учителю следует объяснить, за что он хвалит ученика. При этом, педагог не должен иметь личной заинтересованности в успехах конкретного ребенка. Учащийся должен понимать, что его достижения – результат его же упорных стараний (а не действий учителя) и получать эмоциональное удовлетворение от своих побед. Поощрения не должны отвлекать от работы. Их предназначение – стимулировать детей на более продуктивную деятельность.

Поощрение ребенка за хорошее поведение: полезное видео

Советы психолога о том, как правильно поощрять ребенка:

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Перед тысячами родителей встает множество задач, связанных с успешным обучением ребенка. Многие школьники могут успешно учиться только при условии постоянных дополнительных занятий. Неудивительно, что мамы и папы ищут варианты грамотного мотивирования ребенка к учебе.

Стоит ли платить за оценки: мнение экспертов

Часто родители самостоятельно формируют своеобразную «платежную систему» за хорошие оценки. Но что об этом говорят сами педагоги и психологи? Специалисты с профессиональным педагогическим образованием выступают категорически против оплаты мамами и папами хороших отметок. Но почему? Ведь часто родители, которые «за» материальное стимулирование, говорят, что для школьников учеба является по сути той же работой. Именно поэтому они призывают оплачивать сей достойный труд.

Однако такая позиция в корне неверна и ведет к краху. Каждый ученик должен отчетливо осознавать, что хорошие и крепкие знания (а не оценки, полученные за ответы у доски, тесты, диктанты и контрольные работы!) жизненно необходимы ему самому. Не нужно проводить аналогии с работой взрослого человека в данной ситуации. За такой труд работникам платит наниматель, который получает определенную выгоду от проделанной своими подчиненными работы. Школьник учится в первую очередь для себя самого. Да, в определенной степени он работает, но делает это исключительно ради своего же блага и будущего.

Разрабатываем собственную систему стимулирования

Получается, от системы поощрений стоит отказаться вовсе? Нет, психологи и учителя на этом не настаивают и в один голос твердят, что поощрение не должно быть денежным.

решено премировать чадо за достижения в учебе, то не стоит это делать бессистемно. Следует придумать и разработать четкий механизм, который будет учитывать вид стимулирования, его объем, регулярность (за каждую оценку, за общую успеваемость, по итогам четверти).

На заметку: можно ввести систему поощрений, которая будет основываться на стимулировании за получение хороших отметок только по предметам, которые являются наиболее сложными для ребенка.

Не менее важно продумать вопросы контроля за успеваемостью и необходимости введения штрафов. Эти вопросы крайне важны и не стоит их игнорировать, поскольку современные детки весьма сообразительны и изобретательны. Чтобы получить свой «приз», многие из них готовы отыскать лазейки или пойти на откровенный обман.

Каким может быть поощрение?

Если педагоги и психологи настоятельно рекомендуют отказаться от денежного эквивалента, то что же можно придумать? Это могут быть маленькие приятные и неожиданные презенты: новые фломастер и альбом для рисования, предметы одежды или аксессуаров, оригинальные школьные принадлежности и т. д.

Сейчас большой популярностью у детей пользуются «тролластики». Это ластики в виде персонажей мультфильма «Тролли». Основная их функция – помогать детям в учебе, развлекая их при этом. Такие ластики обладают множеством положительных характеристик:

  1. яркая расцветка, поэтому их сложно потерять в школьном рюкзаке;
  2. они необычные и куда интереснее привычных стирательных резинок;
  3. «тролластики» сделаны в виде насадок на карандаши, что облегчает и ускоряет процесс решения задачек по математике и помогает на уроках рисования;
  4. их можно использовать в настольных играх в качестве фигурок.

Ну и плюсом также является то, что их можно получить в подарок буквально в любой «Пятёрочке».

Для справки: фигурки маленьких троллей бесплатно выдают в «Пятёрочке» за каждые 555 рублей в чеке. Также их можно получить за покупку товаров, участвующих в акции, или просто купить на кассе за 49 рублей.

Есть и еще один замечательный вариант стимулирования в учебе. Он подходит семьям, где двое школьников и более. На стене в гостиной или в детской комнате стоит создать специальный стенд. На нем пишутся имена деток. В ходе учебной недели напротив имени каждого ребенка кнопками или магнитами фиксируются вырезанные из бумаги пятерки и четверки. Здоровая конкуренция, азарт, дух соревнования подстегивает деток и заставляет их проявлять больше усердия на занятиях в школе.

Как видно, далеко не всегда стимулирование неотрывно взаимосвязано с финансовым вопросом. Каждый родитель может придумывать свои варианты подарков, исходя из предпочтений ребенка, его вкусов, увлечений и бюджета. Некоторые мамы и папы и вовсе в качестве стимулирования выбирают презенты-эмоции. Это может быть поход в аквапарк, посещение любимого кафе, просмотр нового мультика или детского фильма в кинотеатре. Многие школьники с восторгом воспринимают поощрения в формате похода в зоопарк, творческую мастерскую, дельфинарий или парк аттракционов.



Похожие статьи