Столичные страховщики отказываются продавать полисы осаго региональным водителям. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Назревающая очередная реформа ОСАГО обернулась для тысяч, если не десятков тысяч, законопослушных автовладельцев неожиданными проблемами. Страховые компании, борясь с «автоюристами», ввели в свою практику продажу полисов «по прописке». Иными словами, россиянин, живущий, работающий и ездящей на своем авто по Первопрестольной, но не зарегистрированный в ней, « » приобрести не может. А значит вынужден или поставить свое авто на прикол, или ехать за документом в родной Новосибирск. А ведь еще совсем недавно все было с точностью наоборот. Страховые компании устраивали «веселую жизнь» автомобилистам прочих регионов России, но, похоже, очередь дошла и до московских жителей.

О «подарочке» страховщиков стало известно буквально на днях, когда у журналистки «Московского комсомольца» закончился полис ОСАГО и она пошла приобретать новый — как и год назад в ближайший офис страховой компании, оказавшейся «РЕСО-Гарантия». Однако в этот раз сделка не состоялась. Сотрудница, услышав, что потенциальная покупательница полиса имеет регистрацию не в Москве, а в Нижнем Новгороде, повела себя крайне странно. Она сообщила, что продать вот прямо сейчас полис не может! Оказывается, каким-то непонятным распоряжением , для иногородних введен иной порядок заключения подобных договоров — в течение (а точнее — через) 30 дней с момента обращения.

Дико удивившись, коллега обратилась в офис другого страховщика — «МАКС», потом третьего и четвертого — «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование». Ответ был точно таким же. В полном изумлении сейчас она решает сложную проблему: продолжать ездить, злостно нарушая ПДД, либо ставить машину в гараж. Поскольку в Москве чуть ли не половина населения сейчас имеет не московскую регистрацию, проблему вполне можно считать массовой. Любопытно при этом, что на не действует даже упоминание ст. 15.34.1 КоАП РФ, предполагающий наложение на них 50 000 рублей штрафа за «необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров».

На этот аргумент работники офисов отвечают другим — пунктом 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, обязывающим страховую компанию продать гражданину полис ОСАГО не позднее 30 дней со дня получения от него письменного заявления. Буквально: пишите заявление и через 30 дней приходите. При этом телефонные девушки в перечисленных компаний, как под копирку отвечали: при продаже ОСАГО никаких требований к прописке не существует.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ответили в том же издевательском духе: «30 дней -это срок, который установлен ГК РФ для рассмотрения обращений. Это не выдумка страховых компаний, а норма действующего законодательства. Поэтому озаботиться за продлением или заключением договора ОСАГО заранее — за месяц-полтора до окончания действия текущего полиса». На самом деле ларчик всей этой жуликоватой истории открывается достаточно просто. Во-первых, страховые таким «401 сравнительно честным способом» борются с так называемыми автоюристами в регионах — профессионалами, которые отсуживают у страховщиков компенсации по ДТП в полном, а не заниженном объеме плюс штрафы за мухлеж. ведь не устает сообщать о диких убытках, которые «автоюристы» наносят, якобы, страховому рынку.

В итоге во многих регионах страховые компании, чтобы не платить по ОСАГО (только вдумайтесь!) всячески сокращают продажи полисов вместо того, чтобы нанять собственных квалифицированных юристов. А людям ездить-то надо и они вынуждены покупать полисы в том числе и в московском регионе. Но и эту лазейку для них прикрыли. В итоге и в Москве, и в близлежащих регионах как на дрожжах растет число автовладельцев, выезжающих на дорогу без «автогражданки». И ладно, если это нарушение закончится для них штрафами — одним или тридцатью, зависит от везения. А не дай Бог — авария? Тогда крайними окажутся и совсем уж непричастные к страховому появление новейшей гримасы отечественной истории автовладельцы: продажи полиса в зависимости от прописки!

Если кто-то думает, что с взлетом цен на ОСАГО очереди в страховых компаниях исчезли – сильно заблуждается. Их в Ульяновске не только занимают с ночи. Более того, как в самые плохие советские времена, люди записываются на получение полиса за несколько дней. К примеру, сегодня утром возле офиса «Росгосстраха», что на улице Ленина, уже с 7:30 утра сформировалась очередь из желающих получить заветный и обязательный, в соответствии с требованиями правил дорожного движения, полис страхования автогражданской ответственности. Одним из первых в очереди с пяти утра стоял старичок, приехавший за страховкой на автомобиле «ОКА» со знаком инвалид.

Примерно в 8:30, за полчаса до начала работы страховых агентов, очередники в количестве около пятнадцати человек прошли в офис и заняли места для ожидания. Через пять минут одна из сотрудниц достала из под стола зашарканную тетрадь и объявила: «Сегодня мы страхуем по записи. Вот те, кто записан».

В списке оказалось порядка тринадцати человек, двое из которых быстренько застолбили места за столами страховых агентов. Очередь моментально отреагировала на действия страховых агентов. С них стали требовать объяснить правовое происхождение данного списка: на каком основании он возник и почему, собственно говоря, является обязательным. Никто из страховых агентов по существу на бунт рассерженных автовладельцев ответить не мог, но, увидев активное сопротивление граждан, которые сегодня на редкость активно принялись отстаивать свои права в борьбе с коммерческим произволом, они заверили, что возмущающихся обслужат так называемые агенты, которые вот-вот должны спуститься со второго этажа.

Между собой толпа возмущенно делилась, что большинство из них приходили ранее, звонили по телефону – ни о каких списках речи не было, а сегодня они вдруг появились. Так как многим для визита в страховую компанию пришлось отпроситься с работы, и каждый час обходился ожидающему некоторым количеством денег, градус возмущения рос с каждой минутой. Несколько раз с третьего этажа, где располагается руководство филиала «РГС», выходили женщины, отказывающие представиться, они пытались успокоить очередь, обещая при этом принять всех желающих. «Давайте оформим вот этих самых активных, кто ругается», - предложила вдруг одна из сотрудниц страховой компании. После этих слов двух человек из очереди забрали наверх.

Между тем уже более 40 минут страховые агенты тянули время с теми, кто сели первые по тому самому списку. Очередь не двигалась. В углу молча все это время сидел дедушка-инвалид, спорить у него, вероятно, не было сил и здоровья.

Через десять минут с третьего этажа спустились девушка и мужчинв и заявили, что на третьем этаже, куда их ранее забрали как самых возмущавшихся, им поставили условие – если хотите оформить ОСАГО, то, пожалуйста, только с ДОПами (так называемое незаконное навяливание страхования другого объекта – жизни, квартиры и т.д. с целью увеличения страховой премии). Поняв, что всех снова обманули, граждане стали возмущаться еще больше, требуя прекратить беспредел и начать работать в соответствии с законодательством.

«Я, конечно, терпеливый парень. Но ведь не настолько же, чтобы мне в открытую в глаза врали. Вы меня туда направили, я туда сходил. Страхуют, но в довесок еще жизнь за 3000 рублей», - возмущается мужчина. «На каком основании агент впаривает нам страхование жизни?» - подхватывает его стоявшая рядом девушка.

«Этот список у вас официальный? Или вы его сами придумали? Пригласите начальство, пусть подтвердят, что список официальный. Мы вчера здесь были, никакого списка не было», - вновь стали возмущаться собравшиеся.

Загнанные в угол сотрудницы безуспешно снимали трубку внутреннего телефона и просили подослать им дополнительных агентов. Время шло, агентов не было. К 10 часам по инициативе одного из молодых людей очередь коллективно потребовала оформить ОСАГО дедушке-инвалиду, к тому времени он уже и сам кинул на стол агенту свое удостоверение: «Вы обязаны оформить ОСАГО мне без всяких очередей, вот смотрите на мое удостоверение, почему я должен здесь сидеть с пяти утра?».

На удостоверение, впрочем, женщины не обратили никакого внимания. Но молодые люди буквально под руки схватили инвалида с его места в углу и усадили вне очереди за стол страхового агента, освободившийся через 45 минут с момента открытия «Росгосстраха».

Оформление полиса намерененно затягивалось, страховые агенты то открывали программу, то закрывали ее обратно, охотно отвлекались на споры с клиентами, на дополнительные вопросы подходивших… Делали все возможное для затягивания процесса. Одного из присутствующих попросили перестать спорить, иначе сейчас вызовут «пультовую» охрану. Благо, до этого дело не дошло, но стоявшие в очереди четко обозначили свою позицию – никаких неофициальных списков, только живая очередь...

Некое движение очереди началось лишь после жесткого противостояния, причем создавалось ощущение, что страховщики начали быстрее работать, чтобы избавиться от тех, кто активно отстаивает свои права, и после «зачистки» продолжить дальше реализовывать свою по истине несправедливую политику в сфере автострахования.

Кстати, в страховой компании «Жасо», которую мы также посетили накануне, ситуация аналогичная – без предварительной записи застраховаться невозможно. В очередь вы сможете записаться примерно пятидесятым, и об этом нужно позаботиться как минимум за десять дней до окончания действующей страховки, иначе будете ездить без полиса.

По такому же неофициальному списку СК «Жасо» страховые агенты выдают в день, по словам ожидающих, не более 10 полисов, т.е. если перед Вами пятьдесят человек, то нужно быть готовым регулярно на протяжении более недели посещать офис на улице Локомотивной 106 А, чтобы не пропустить свой черед. Это под силу только безработным.

Ни для кого не секрет, что на рынке страхования ОСАГО такой беспредел творится уже в течение нескольких лет. Ни Центральный банк, ни ФАС, ни прокуратура, ни Роспотребнадзор – ни один из контролирующих органов не может справиться с разнузданностью автостраховщиков и положить конец бесправию автолюбителей. Ситуация складывается следующим образом – обязательное страхование есть, а возможности оформить полис ОСАГО «без боя и преодоления полосы препятствий» - нет. Получается, что граждане ездят по городу и ищут, кому заплатить денег. Без проблем застраховать автомобиль тоже можно, но стоить это будет в районе десяти тысяч рублей, что весьма сильно бьет по карману среднестатистического ульяновца.

Расписывающийся в собственном бессилии непосредственный контрольный орган ЦБ РФ уже пробовал ограничивать лицензию компании «Росгосстрах» на осуществление страхования по ОСАГО с 26 мая 2015 года по 7 июня. С 8 июня Банк России возобновил право СК «РГС» оформлять полисы ОСАГО. Причиной стал якобы отчет страховой компании о принятых мерах по устранению нарушений. В действительности же навязывание дополнительных видов страхования и другие проблемы остались. Послабление со стороны Центробанка, естественно, шаг вынужденный потому как реальной замены распоясавшемуся страховщику в России нет, и ситуация на рынке автострахования моментально становится критичной. Этим и пользуются «Росгосстрах» и другие компании, руководители которых не сильно боятся ограничений лицензии.

С 8 июня страховые агенты работают в том же духе, также предлагают ДОПы и создают проблемы для автолюбителей. Не гнушаются страховщики и ущемлять права инвалидов, в том числе стариков, которых страховые агенты обязаны обслуживать без очереди. Просим прокуратуру и другие надзорные инстанции проверить факт сегодняшнего (10.06.2015г. г. Ульяновск, ул. Ленина, 89) нахождения в очереди за ОСАГО инвалида, которого обслужили через час после открытия филиала в порядке очереди, и то после общественного порицания со стороны клиентов.

Страховые компании в Уфе оказались не готовы к наплыву клиентов после ухода с рынка автострахования других игроков. За оформлением полисов ОСАГО в офисах страховщиков выстраиваются очереди. В страховых компаниях говорят, что помимо сокращения предложения на рынке ОСАГО трудности создает работа с базой Российского союза автостраховщиков (РСА), которая периодически дает сбои. Но автомобилисты и эксперты рынка усматривают в сложившейся ситуации попытки направить водителей к страховым агентам, не продающим полисы без дополнительных услуг.


В офисах страховых компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке ОСАГО в Уфе, выстроились очереди за полисами, рассказали „Ъ“ очевидцы. По словам автовладельцев, страховки оформляются очень медленно. Сотрудники страховых компаний заранее составляют списки желающих получить полис, но в течение дня успевают обслужить лишь небольшую часть клиентов. «В списке страховой компании, куда я заезжал 1 и 2 марта, было больше 40 человек, но с утра до обеда в офисе приняли не больше пяти. Остальным предложили стоять в очереди дальше, приехать на следующий день или воспользоваться услугой страхового агента. Но агенты чистое ОСАГО не продают, а только с дополнительными опциями. Аналогичная ситуация и у других страховщиков»,- рассказал „Ъ“ один из автомобилистов. По словам автовладельцев, сотрудники страховых компаний объясняют задержку при оформлении ОСАГО отсутствием бланков, а также техническими сбоями в работе автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков, которая помогает определить коэффициент «бонус-малус» (считает скидку за безаварийную езду в течение года). Согласно поправкам, принятым в закон об ОСАГО в 2014 году, использование этой системы для страховщиков является обязательным. По данным „Ъ“, трудности с оформлением полисов ОСАГО возникли у автомобилистов в «Росгосстрахе», ВСК и «Согазе». «В «Росгосстрахе» на улице Жукова один полис оформляют по полчаса и дольше. В этот понедельник к концу дня сотрудница в офисе осталась одна и попросила всех разойтись, так как успеет принять не больше семи человек. В очереди было человек 30»,- рассказал один из очевидцев. Несколько клиентов СК сообщили „Ъ“ также, что сайты страховщиков не позволяют оформить электронный полис ОСАГО.

Страховщики подтвердили информацию о наплыве посетителей и очередях. В «Росгосстрахе» сообщили, что в 2015 году с рынка ОСАГО в Башкирии ушли девять компаний, ряд других сократили офисы в районах и весь поток клиентов направился в крупные города. Время обслуживания клиентов выросло из-за необходимости сверять данные об автомобилистах в базе РСА. «К сожалению, она нередко сбоит»,- отметили в компании. Собственные сбои с онлайн-сервисами в компании не подтвердили. Директор уфимского филиала «Согаза» Иршад Ахмеров добавил, что на эти сложности наложилось и ежегодное весеннее увеличение потока автомобилистов за полисами, так как «многие не эксплуатируют автомобили в зимний период и заключают договоры ОСАГО выборочно по сезонам». При этом, отметил представитель СК, поскольку прогнозировать отток и наплыв клиентов невозможно, увеличивать штат сотрудников для оформления полисов в компании не планируют. Представители ВСК для комментариев были недоступны.

В РСА „Ъ“ сообщили, что 1 марта не зафиксировали сбоев в работе системы. «Они были в минувшие выходные, во время проведения плановых работ»,- отметили в организации.

Юрист Николай Костенко, специализирующийся на урегулировании споров автовладельцев со страховыми компаниями, отмечает, что «разговоры про зависание базы РСА - это ерунда». «Есть телефон горячей линии ассоциации - там всегда скажут, когда есть, а когда нет сбоя. Они редки. То же показывает введенная недавно система «Светофор» на сайте РСА».

Представитель регионального филиала Федерации автомобилистов России Азамат Валеев полагает, что ситуация в офисах страховых компаний может быть спровоцирована искусственно, с целью навязывания автомобилистам дополнительных опций страхования. «Проблемы начались еще в начале года,- отмечает он.- Не исключаю, что идет затягивание оформления документов, чтобы вынудить автовладельца к вызову агента и покупке более дорогой страховки».

Марат Каримов, Наталья Павлова

В Москве и Подмосковье страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО гражданам с иногородней пропиской. Об этом Лайфу сообщил лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин. На основе многочисленных отзывов пострадавших граждан правозащитник направил письмо (есть у Лайфа) в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) с требованием провести проверку этих фактов. Эксперты убеждены, что страховщики не хотят страховать региональных водителей из-за низкого заработка на региональных тарифах.

Ко мне идёт буквально шквал обращений со стороны иногородних россиян о том, что они не могут оформить полис ОСАГО в Подмосковье и Москве в офисах продаж страховых компаний. Для начала их просят написать какие-то заявления – просьбы на заключение договора ОСАГО, обещают ответить "оперативно" - в течение двух недель, - обеспокоен Похмелкин. - Ещё один вариант: скажем, вы временно проживаете в подмосковном городе Электростали и приходите в местный офис продлить или купить новую страховку, а вам говорят: "Поезжайте в центральный офис в Москве. У нас только там для регионалов продаются страховки". А в центральном офисе выясняется, что помимо полного пакета документов, включая ПТС, водитель обязан предоставить автомобиль на осмотр, что формально не противоречит закону, хотя для москвичей и жителей Подмосковья у страховщиков такой опции нет.

Правозащитник напоминает, что уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является прямым нарушением закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вдобавок договор ОСАГО является публичным (п. 3 ст.426 ГК РФ) и не приемлет отказа.

В страховых компаниях не готовы объяснять причину отказов.

Мы отправим на осмотр в Москву на Хлебозаводской проезд проверять машину на целостность. Мы не имеем права осматривать, эксперты будут делать это, у нас такой регламент. Теперь у нас так, все региональные машины осмотр проходят. Пожалуйста: заводим договор, я выдаю направление в Москву, за осмотр платить не нужно, - сообщил менеджер в офисе Ингосстраха в городе Видном, отказав в оформлении страховки на месте.

В Домодедове один из страховых агентов пообещал застраховать иногороднего водителя при условии покупки допстраховки.

С региональными водителями у нас только полисы "Росгосстраха" и там будет дополнительный полис за 1 тыс. руб. Только с этим условием нам бланки дают. В других компаниях вообще нет возможности, - сообщила страховой агент Ольга.

В Северном Бутове в офисе СК "Согласие", узнав о неместной регистрации водителя, направляют вместе с машиной в главный офис в Южнопортовом проезде. На просьбу оформить договор непосредственно в Бутове отвечают отказом. Ровно так же поступают в подразделении страхового дома ВСК в Апрелевке, обещая волокиту с получением полиса на месяц.

У нас сейчас нет полномочий [оформлять ОСАГО], только через центральный офис, - объяснила сотрудница ВСК.

В кол-центре "Ренессанс страхования" операторы заявляют, что оформление договоров ОСАГО для региональных водителей возможно только после ограниченной до 1 часа в неделю процедуры осмотра.

Получение полиса возможно только в центральном офисе, после предъявления автомобиля на осмотр. Машина должна быть после мойки. Осмотр производится по понедельникам с 10:00 до 11:00 утра, - сообщила представительница "Ренессанс страхования".

Ответы не связанных друг с другом представителей страховщиков словно написаны под копирку. Первым или вторым вопросом они выясняют место прописки собственника, затем повторяется мантра про скованные во времени центральные офисы.

Проблема распространилась на весь столичный регион. Хуже всего, что недуг охватил и компании с большим числом территориальных офисов, таких как "Ресо-гарантия" и "Росгосстрах". Обе компании проигнорировали запросы Лайфа.

В Мытищах представитель "Эрго" признался, что внутренняя программа даже не даёт возможности внести данные иногороднего человека. В головном офисе Лайфу этот инцидент объяснили ошибкой.

Проблемы при покупке полиса ОСАГО в Мытищах могли возникнуть с техническими неполадками в системе, через которую осуществляется оформление полисов. Наши специалисты делают всё возможное, чтобы устранить неполадки в ближайшее время, - сообщила Кира Беззубенко, специалист управления клиентского сервиса "Эрго".

Центробанк, главный регулятор отрасли, призванный наказывать страховщиков за дискриминацию страхователей, знает о проблеме, но решать её не спешит, сетуя на недостаток жалоб.

Подобные обращения граждан есть, однако их число незначительно, - сообщили Лайфу в пресс-службе Центробанка. - На основании полученной жалобы Банк России в рамках компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с законодательством РФ.

Центробанк вправе за отказ оформления полиса накладывать штраф (50 тыс. руб.) на должностное лицо, совершившее правонарушение, соответствующие положения содержатся в ст. 15.34.1 КоАП РФ.

В случае отказа или уклонения от заключения договора ОСАГО в ЦБ порекомендовали автовладельцам обращаться с жалобой и имеющимися доказательствами прямо к ним. В ведомстве заверили, что отказ в заключении договора может быть зафиксирован любыми законными способами (в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей), позволяющими сделать вывод о факте правонарушения.

В профессиональном объединении торговцев автогражданкой - Российском союзе автостраховщиков - считают, что проблема носит незначительный характер и комментировать её не желают.

Мы не комментируем деятельность отдельных страховых компаний, - заявил представитель пресс-службы РСА.

Автомобильные адвокаты объясняют отказы страховщиков нежеланием получать маленькую премию по страховкам, заключённым с региональными водителями. Сейчас для легкового автомобиля минимальный базовый тариф по ОСАГО для физлиц составляет 3432 руб. Эта сумма умножается на региональные коэффициенты, к примеру, в Курской области это 0,6. При отсутствии дополнительных повышающих (возраст, стаж, лошадиные силы мотора) и понижающих коэффициентов стоимость страховки в Курске составит 2077 руб. В случае Москвы (2) и Подмосковья (1,7) этот же полис обойдётся в 6864 руб. и в 5834,4 руб. соответственно.

Страховые компании сегодня пытаются искусственно ограничить продажи в регионах, которые они считают убыточными. На самом деле эти регионы просто приносят меньше прибыли страховщикам. В Москве из собранных 100 рублей компании выплачивают по ОСАГО 30-40 рублей, а, к примеру, в Волгоградской области - 65. Естественно, они хотят продавать полисы только в городах с высокими коэффициентами, считает глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.


Побороть эти нарушения не удастся, пока по каждому случаю отказа автовладелец не будет писать жалобу в ЦБ и требовать наказания для страховщика, убеждены правозащитники.



Похожие статьи