Хранение нефти и нефтепродуктов. Требования к совместному хранению материалов. Объекты нефтебаз и их размещение

К складам относится комплекс сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска потребителям нефти и нефтепродуктов, которые поступают (на склад к потребителю) по железнодорожному, автомобильному, водному или трубопроводному транспорту.

Хранение нефти и нефтепродуктов осуществляется на нефтебазах. Нефтебазы относятся к пожаровзрывоопасным объектам. Пожарная опасность этих объектов обуславливается тем, что во время производственных операций обращается большое количество ЛВЖ, ГЖ. При работе нефтебаз возможны аварийные разливы жидкостей, а также выделение паров при нормальной работе резервуаров.

Нефтебазы подразделяются:

    по общей вместимости и максимальному объему одного резервуара – на категории в соответствии СНиП 2.11.03-93;

    по функциональному назначению – на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;

    по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов – на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные;

    по номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;

    по годовому грузообороту – на 5 классов в соответствии с ВНТП 5-95.

По годовому грузообороту нефтебазы подразделяются на 5 классов.

Классификация нефтебаз по годовому грузообороту

Термины и понятия, примененные в сНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы. (Приложение1)

1. Склады нефти и нефтепродуктов - комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов.

К складам нефти и нефтепродуктов относятся: предприятия по обеспечению нефтепродуктами (нефтебазы); резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий; склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий и. организаций (расходные склады).

В соответствии со СНиП 2.11.03-93 «СКЛАДЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ НОРМЫ» склады по своему назначению и вместимости подразделяются на следующие категории:

Таблица 1

Общая вместимость складов нефти и нефтепродуктов определяется суммарным объемом хранимого продукта в резервуарах и таре. Объем резервуаров и тары принимается по их номинальному объему*.

Примечание. Номинальный объем резервуара - условная округленная величина объема, принятая для идентификации требований норм для различных конструкций резервуаров при расчетах номенклатуры объемов резервуаров, вместимости складов, компоновки резервуарных парков, а также для определения установок и средств пожаротушения. (Приложение 1 к СНиП).

При определении общей вместимости допускается не учитывать:

    промежуточные резервуары (сливные емкости) у сливоналивных эстакад;

    расходные резервуары котельной, дизельной электростанции общей вместимостью не более 100м 3 ;

    резервуары сбора утечек:

    резервуары пунктов сбора отработанных нефтепродуктов и масел общей вместимостью не более) 100м 3 (вне резервуарного парка);

    резервуары уловленных нефтепродуктов и разделочные резервуары (уловленных нефтепродуктов) на очистных сооружениях производственной или производственно-дождевой канализации.

Минимальные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов с взрывопожароопасными и пожароопасными производствами до других объектов следует принимать по табл. 2. СНиПа 2.11-03-93 в главе 2 «Генеральный план»

Таблица 2

Минимальные расстояния от зданий и сооружений

Минимальное расстояние, м, от зданий и сооружений складов категории

I II IIIa IIIб IIIв

1.Здания и сооружения соседних предприятий

2.Лесные массивы:

хвойных и смешанных пород

лиственных пород

3.Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых веществ, соломы, а так же участки открытого залегания торфа

4.Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки):

на станциях

на разъездах и платформах

на перегонах

5.Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

6.Жилые и общественные здания

7.Раздаточные колонки автозаправочных станций общего пользования

8.Гаражи и открытые стоянки автомобилей

9.Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу

10.Водозаправочные сооружения, не относящиеся к складу

11.Аварийный амбар для резервуарного парка

12.Технологические установки с взрывоопасными производствами и факельные установки для сжигания газа

Установка для слива и налива нефти и нефтепродуктов в зависимости от способа их транспортировки может быть в виде железнодорожных сливо-наливных эстакад, сливо-наливных причалов и пирсов, а также сливо-наливных устройств для автоцистерн.

Железнодорожные сливо-наливные эстакады по конструкции представляют собой сооружения, состоящие из односторонних и двусторонних галерей с железнодорожными подъездными путями, коллекторов со сливными установками, отводными трубопроводами и дыхательными свечами (вантузами).

Пожарная опасность на эстакадах. Пожарная опасность на эстакадах для слива и налива нефти и нефтепродуктов обусловлена возможностью образования горючих паровоздушных смесей как внутри технологического оборудования (в вагонах-цистернах, сливных коллекторах, промежуточных резервуарах и т.п.), так и на прилегающей территории.

Опасность среды внутри технологического оборудования определяется рабочей температуры жидкости.

Например, температурные пределы распространения (воспламенения) пламени Ромашкинской нефти (-36,1 - -2,8 о С) создают возможность для образования горючей паровоздушной смеси внутри «дышащего» технологического оборудования даже в период нормальной его работы: зимой, весной и осенью – при неподвижном или увеличивающемся уровне жидкости, а летом – при снижении уровня жидкости.

Образование горючей концентрации на прилегающей территории связано с вытеснением паровоздушной смеси наружу из сливных коллекторов через дыхательные свечи при сливе и из внутреннего объема цистерн при наливе. Эта опасность зависит от количества вытесняемых паров и метеорологических условий, а количество вытесняемых паров зависит от свойств сливаемого продукта, его рабочей температуры, способа слива-налива и конструкции используемых сливоналивных устройств.

Верхний слив-налив по сравнению с нижним обладает повышенной пожарной опасностью вследствие неполного опорожнения цистерн при сливе и увеличенного выхода паров нефтепродуктов через открытые люки при наливе, когда образуется открытая падающая струя продукта, приводящая к разбрызгиванию жидкости и резкому увеличению скорости ее испарения.

Максимальная загазованность эстакад при проведении операций слива-налива наблюдается летом в вечерние, ночные и утренние часы в условиях полного безветрия.

При сливе и наливе легковоспламеняющихся нефтепродуктов через закрытые сливоналивные устройства опасная загазованность на эстакаде создается при скорости ветра менее 3 м/с.

Основными источниками загазованности на эстакадах являются дыхательные свечи сливных коллекторов и открытые люки железнодорожных цистерн. Однако особую опасность представляют аварии технологического оборудования, при которых возможен неизмеримо больший выход огнеопасных жидкостей. Наиболее характерными авариями на эстакадах являются повреждение цистерн с продуктами при взаимном столкновении и обрыв сливоналивных устройств при внезапном движении с места цистерн или группы цистерн, находящихся под сливом-наливом.

Специфическими источниками зажигания при проведении сливоналивных операций являются искры топок и высоконагретые поверхности тепловозов, искры механических ударов, искры трения при торможении цистерн, разряды статического и атмосферного электричества, а также тепловое проявление электрической энергии при неисправности электрооборудования.

Характерными путями распространения пожара на эстакадах могут быть сливные коллекторы, поверхность разлитого нефтепродукта, парогазовоздушные смеси (облака). Пожары на эстакадах часто сопровождаются взрывами железнодорожных цистерн и сливных коллекторов, при которых возможны выбросы горящего продукта на большие расстояния и значительное увеличение площади пожара.

Резервуарные парки . При резервуарном хранении нефти и нефтепродуктов используются стальные и железобетонные резервуары.

Наибольшее распространение получили наземные стальные резервуары типа РВС со стационарной крышей объемом от 100 до 50000 м 3 . Размеры этих резервуаров колеблются в широких пределах. Например, резервуар типа РВС-50000 при высоте 17,9 м достигает в диаметре 60,7 м.

Для хранения нефти и мазута часто используют также прямоугольные заглубленные (подземное хранение) железобетонные резервуары типа ЖБР объемом 10000 и 30000 м 3 .

Пожарная опасность хранения нефти и нефтепродуктов определяется возможностью образования горючей концентрации внутри и снаружи емкостной аппаратуры.

Основными источниками зажигания при хранении нефти и нефтепродуктов является теплота прямых ударов молнии, разрядов статического электричества, искр механического происхождения, самовозгорания пирофорных отложений, а также пусковой, регулирующей аппаратуры, электроприводов задвижек и другого оборудования.

Меры пожарной безопасности.

    Защиту от прямого попадания ударов молнии осуществляют устройством молниезащиты (устройство специальных приемников и токоотводов); кроме того, осуществляют заземление корпуса резервуара.

    Подземные резервуары от прямых ударов молнии защищают отдельно стоящими молниеотводами.

    Профилактику разрядов статического электричества обеспечивают главным образом надежным заземлением резервуаров, других емкостей и соединенных с ними трубопроводов.

    Для предупреждения механических искр, образующихся при выполнении ручных операций, ремонте оборудования, замере уровня и отборе проб нефтепродуктов из резервуара используется искробезопасный инструмент и приспособления.

    Для снижения опасности образования пирофорных отложений осуществляется предварительная очистка нефти от серы и сернистых соединений перед ее подачей на хранение и переработку; снижение температуры хранимого продукта; использование подземного метода хранения нефти и нефтепродуктов; антикоррозийные покрытия внутренних поверхностей емкостных аппаратов.

    Для предупреждения самовозгорания пирофорных отложений обеспечивается уменьшение или полное исключение поступления в газовое пространство резервуаров воздуха.

    Для исключения возможности возникновения пожара от искр электрооборудования, электрооборудование располагают в помещении операторной. Используют взрывозащищенное электрооборудование.

Характерные пути распространения пожара. Характерными путями распространения пожара на складах могут быть дыхательная арматура (патрубки) трубопроводы газоуравнительной обвязки резервуаров, разлившиеся нефтепродукты, горючие парогазовоздушные смеси, образующиеся при загазованности территории.

Собственная нефтебаза позволяет нашей компании предлагать более широкий спектр услуг. У нас имеется достаточное количества не только сырья для продажи, но и резервуаров для грамотного хранения. Поэтому компания «КУПОЙЛ» занимается и хранением, и реализацией нефтепродуктов. Если это необходимо, вы можете оставить на некоторое время у нас требуемые вам ресурсы (например, топливо или керосин), чтобы в дальнейшем они были доставлены на ваш объект. Принимая и храня нефтепродукты, мы гарантируем их сохранность и доставку в том же виде и состоянии, в котором они к нам поступили.

Нефтебаза компании «КУПОЙЛ» располагается в московской области и позволяет принимать сырье у клиентов и Москвы, московской области и центральных регионов России. Если вы покупаете у нас продукцию, вам вовсе не обязательно искать дополнительно компанию, предоставляющую услуги по хранению нефтепродуктов. Все необходимые вам услуги вы можете получить у нас, оценив при этом наш грамотный подход к каждому клиенту и профессионализм каждого сотрудника. Мы работаем, чтобы нашим клиентам было удобно.

Цена на хранение нефтепродуктов

Ознакомиться с нашими расценками вы можете непосредственно на нашем сайте, что не займет у вас много времени. Цены будут различаться в зависимости от того, сколько и какого нефтепродукта вам потребуется хранить. Вы убедитесь, что наша лояльная ценовая политика нацелена на установление адекватной стоимости хранения нефтепродуктов. А значит, с нами вы сможете расходовать меньше и достаточно экономить, получая обслуживание на высоком уровне.

Емкости Стоимость
1000 кубов

от 300 до 600 руб за тонну
в зависимости от объема

750 кубов
400 кубов

Если у вас недостаточно пространства на объектах, вы всегда можете обратиться за услугами ООО «КУПОЙЛ». Наша сфера деятельности позволяет нам работать не только с еще не использованными ресурсами. Мы также предлагаем хранение отработанных нефтепродуктов. Если в этом возникнет такая необходимость - обращайтесь к нам, и мы обязательно поможем вам решить эту проблему.

Не можете сразу забрать свой заказ?

Предпочитая самовывоз, далеко не все клиенты могут оперативно забрать свой заказ с нашей нефтебазы. Вовсе не обязательно торопиться, подгонять своих сотрудников или нанимать дополнительный автотранспорт, чтобы забрать все. Мы предлагаем хранение авиационного топлива и других нефтепродуктов и для тех, кто только совершает у нас заказ. Это позволит вам сэкономить свое время и выбрать наиболее удобный способ, чтобы забрать свой товар. Уточнить детали вы сможете у наших специалистов, обсуждая с ними нашу продукцию или детали заказа.

ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ (а. storage of crude oil and oil products; н. Speicherung von Erdol und Erdolerzeugnise; ф. stockage du petrole et des produits petroliers; и. almacenamiento de petroleo у de derivados de petroleo) — содержание резервных запасов нефти и нефтепродуктов в условиях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность в течение установленного времени. Предусматривается при необходимости компенсации неравномерности потребления, оперативного и народно-хозяйственного резервирования. Иногда хранение нефти и нефтепродуктов совмещается с другими технологическими операциями (обезвоживание, обессоливание нефти , смешение, подогрев и т.д.). Осуществляется в ёмкостях на нефтепромыслах, перекачивающих станциях и наливных станциях магистральных нефте- и продуктопроводов, сырьевых и товарных парках нефтеперерабатывающих заводов; в ёмкостях и мелкой таре на нефтебазах и автозаправочных станциях.

Складские предприятия для хранения нефти и нефтепродуктов разделяются на самостоятельные и входящие в состав других предприятий (см. , нефтехранилище , ). Величина суммарного объёма резервуарной ёмкости хранилища зависит от грузооборота нефти и нефтепродуктов, интенсивности и характера основных технологических операций, назначения и географического расположения объекта. В основу расчёта ёмкости по сортам нефтепродуктов принимается их годовой грузооборот и графики (планы) завоза и вывоза в местной реализации. Объём хранилищ нефти и нефтепродуктов принимают по нормам технологического проектирования, равным несколько суточным производительностям объекта.

Отношение годового грузооборота по данному нефтепродукту (в м 3 /год) к суммарному объёму установленной ёмкости называется среднегодовым коэффициент оборачиваемости резервуаров, значение которого колеблется от 0,5 до 150 в год. Коэффициент оборачиваемости характеризует степень использования резервуаров, с его увеличением снижается стоимость перевалки нефтепродукта через нефтебазу. Малые значения коэффициента оборачиваемости обычно имеют речные и морские нефтебазы, расположенные в замерзающих портах, большие — перевалочные железнодорожные нефтебазы, а особенно — расположенные в начале и конце нефтепродуктопроводов. Коэффициент оборачиваемости резервуаров промыслов от 2 до 5 в год, товарных парков НПЗ, ПС, АЗС — обычно 100-150 в год.

Емкости для хранения нефти и нефтепродуктов сооружают из несгораемых материалов в наземном, подземном и полуподземном исполнении (см. нефтяной резервуар). Наибольшее распространение получили наземные вертикальные стальные цилиндрические резервуары (тип PBC), на мелких нефтебазах и АЗС — подземные и наземные горизонтальные цилиндрические резервуары (тип РГС), для хранения нефти и мазута — железобетонные резервуары (тип ЖБР).

Широко распространены резервуары типа PBC низкого давления со щитовой, конической и сферической кровлей и плоским днищем, так называемые атмосферные. Это в основном типовые резервуары (изготовляются на заводе в виде рулонов, а на месте установки их монтируют на подготовленном фундаменте), рассчитанные на внутреннем избыточное давление до 0,002 МПа и вакуум до 0,00025 МПа; сооружаются объёмом 100-120 000 м 3 . Для нефти и нефтепродуктов с высоким давлением насыщенных паров резервуары оборудуются внутренним понтоном (рис. 1) или плавающей крышей (рис. 2) вместо стационарной.

Резервуары типа РГС в отличие от вертикальных изготовляют, как правило, на заводах объёмом 3-100 м 3 и поставляют на место установки в готовом виде; используют для хранения различных нефтепродуктов и малых количествах. По сравнению с резервуарами типа PBC они более металлоёмки, но хранить нефтепродукты в них можно под высоким избыточным давлением и вакуумом. Типовые резервуары РГС выдерживают избыточное давление до 0,07 МПа и вакуум до 0,001 МПа; их габаритные размеры принимаются с учётом возможности транспортировки в готовом виде железнодорожным транспортом. Резервуары устанавливают под землёй на глубину не более 1,2 м от поверхности площадки. При необходимости самотёчного отпуска нефтепродукта или когда затруднена подземная установка из-за высокого стояния грунтовых вод физических свойств нефти или нефтепродуктов, давления насыщенных паров. Правильная и безопасная эксплуатация резервуаров и хранилищ обеспечивается специальным оборудованием, монтируемым на них, и поддержанием его, а рабочем состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации . Для охраны окружающей среды вокруг хранилищ нефти и нефтепродуктов организуют санитарно-защитные зоны.



Похожие статьи