Строительные приметы на Руси - Деревянные дома из бруса. Отличный выбор домов по оптимальным ценам. Приметы про строительство, пищу и деньги

Приметы для строительства нового дома придуманы еще нашими предками несколько сотен лет назад. Их желательно соблюдать для того, чтобы в этом доме хорошо жилось, и чтобы достаток и счастье вас не покидали. Приметы для строительства нового дома - выбираем время и место Начинать заниматься строительством нового дома нужно во вторник, пятницу, субботу или четверг. Это лучшие дни для этого. Фаза луны, которая подходит для этого вида работ - полнолуние. Если вы будете соблюдать эту примету для строительства вашего нового дома, он будет крепким и простоит долго. А время года - весна или осень. Нельзя начинать строительство во время високосного года, иначе вас постигнет несчастье, связанное с домом. Не начинайте в воскресенье или день, посвященный святому мученику. Работать на стройке нельзя каждый день - отдыхайте в воскресенье и во время церковных праздников. Место, которое будет выбрано для стройки, играет важную роль. Ни в коем случае не строят дома на месте старых кладбищ, иначе будут беспокоить призраки. Так можно позвать в свое жилье смерть. Если вы купили два соседних участка, за вас можно только порадоваться, ведь у вас будет большой дом и, скорее всего, вы имеете большую и дружную семью. Но ставить дом на границе двух участков и вообще на границе чего-либо нельзя, это плохая примета. Нельзя строить дома там, куда била молния. Считается, что земля там «злая», а место - «плохое». Не ставят фундамент на месте муравейника, это к ссорам и разбирательствам с соседями, высокой смертности и болезням в семье. Если вы строите дом там, где раньше уже кто-то жил, обязательно узнайте о бывших жильцах. Если на вашей территории было убийство, участок грозит вам проблемами и потерей членов семьи. Не покупайте материал с того здания, где жильцы страдали от постоянных неудач. Нежелательно также жить после ссор и ругани, алкоголиков и тяжелобольных людей. Как правило, такие проблемы возникают из-за нечистой силы, которая просто так не уходит с насиженного места. Если вы ставите новый дом вместо старого, делайте его больше размером. Иначе домовому не понравится теснота, и он может уменьшить количество жильцов в соответствии с привычными ему понятиями о пространстве на человека. Нельзя ставить дома там, где раньше стояла баня, и в ней случился пожар. Иначе и вы от пожара пострадаете. Там, где растет бузина, не возводят фундамент. Считается, что она растет только в плохих местах. Не подходит то место, где раньше была дорога, иначе по ней весь достаток от вас уйдет. Самое лучшее место для возведения жилого здания - это земля, которая никогда не была вспахана. Если много солнечного света и пространства - очень хорошо. Когда территория участка велика, или вы строите дом в поле, выпустите корову, и там, где она ляжет, будет хорошее место для жилья. Следы собак, котов и коров также означают, что место обладает позитивной энергией. Приметы на строительство дома - материалы Каждому человеку свойственно экономить. Строительство загородного дома - далеко не дешевое удовольствие, и такое желание неудивительно. Многие покупают материалы, которые уже были в употреблении. Есть приметы на строительство дома, которые заставляют обращать внимание на используемые материалы. Нельзя брать материалы из старого дома, в котором случился пожар. Это же касается жилых помещений, в которых загадочным или логически необъяснимым образом умерла вся семья. Иначе с вами может случиться несчастье. Нельзя строить дом из тополя. Это дерево-вампир. Он считается таким же неблагоприятным, как и осина. Если использовать деревья с кладбища, вы приманите смерть. Приметы на постройку дома - этапы строительства Заниматься стройкой должны только те мастера, которые не испытывают неприязни к тем, кто будет жить в этом месте. Поэтому строителей в старину всегда пытались задобрить. В начале каждого этапа возведения дома обязательно угощают водкой и закуской к ней. Есть и специальные приметы при закладке фундамента дома. Обычно туда кладут ладан, немного шерсти и монетку. Шерсть обещает, что в доме никто не будет мерзнуть зимой, ладан оберегает от нечистой силы, а монетка спасет вас от нужды и бедности. Если положить хвойные ветки, вы спасете дом от попадания молнии. Заложить первый камень в фундамент должна девица, тогда в доме всегда будет приятно находиться. Когда делают крышу, под нее надо положить нераскрытые шишки, чтобы защититься от злых сил.Если делают что-то из бревен, их не кладут крест-накрест, это предвещает смерть.Печь делают на новолуние, тогда в доме будет тепло и уютно даже зимой. А когда она будет готова, оставьте что-нибудь для домового - хлеб, молоко или водку. Нельзя мазать дом по понедельникам, иначе заведутся грызуны и прочие домашние вредители. Когда стройка закончена, следует обойти дом и посмотреть на состояние деревьев, которые его окружают. При этом, больные растения наши предки без жалости удаляли, чтобы их болезни не перешли на жильцов. Когда идут отделочные работы, обычно на полу остается много мусора. Его следует убирать на ночь. Считается, что ночью в дома заглядывают ангелы и дарят свое благословение тем, у кого чистота и порядок. Также это радует домового.Если вы уже поставили двери в вашем новом доме, уходя оттуда, не оставляйте ни одну из них открытой. Когда ваше новое жилье будет готово, перед тем, как семье заехать туда жить, следует пустить переночевать сначала кота. Он отпугнет всех злых духов, но не тронет доброго домового, если он у вас уже появился. Домовой играет важную роль в благополучии всей семьи. Переезжать в только построенное жилье не следует в пост. Лучшее время для этого - растущая или полная луна, тогда в доме всегда будет тепло. Хорошо заниматься новосельем на рассвете. Если вы собираетесь устроить праздник в честь этого, подождите хотя бы три дня. Ни в коем случае нельзя делать этого в день переезда. Использование подобных примет сильно поможет вам в новом жилье. Если соблюдать их, то неудачи, сглазы и проклятья обойдут вас стороной.

- 9003

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал".

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: "Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались".

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. У белорусов существует народное утверждение о том, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор и тогда новому хозяину такой земли не видать счастья во век. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, когда срублены подходящие деревья самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

После этого начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. В те древние времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.

Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

На рисунке Вы видите старинную русскую печь, где: 1 - чело; 2 - припечек; 3 - опечек; 4 - печурка; 5 - залавок длинный ящик с подъёмной крышкой для хранения продуктов, посуды; и, наконец, 6 - ухват.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.

Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

Для чего в старину в фундамент добавляли шерсть? Чем опасна для будущего дома бузина? Как избежать соседства со сварливыми людьми? Строители прошлого хорошо знали ответы на эти вопросы.

Дом, предписывает славянская традиция, нужно начинать строить во вторник или четверг. Именно эти дни считались для его закладки лучшими. С приходом христианства на нее наложилось еще одно поверье: по календарю на эти дни должна была приходиться память не о святых мучениках (иначе строительство грозило обернуться недостроем), а о преподобных старцах (тогда все должно было пройти без сучка и задоринки).

В народной традиции благоприятной для начала строительства считалась также суббота, однако в наше время отношение строителей к этому дню изменилось. «Мы никогда не начинаем новый объект в субботу, — говорит начальник вольнонаемной бригады мастеров-отделочников Сергей Валов . — Это самый конец рабочей недели, в течение которой рабочие сильно устают. А первые шаги в строительстве нового объекта очень важны и невнимательности и небрежности не прощают, ведь от них во многом зависит успех всего процесса и итоговое качество. В самом начале нашей работы мы несколько раз начинали стройки в субботу, и это выходило потом боком для нас же самих — многое приходилось переделывать заново. Так что теперь мы переходим на объект только после полноценного отдыха».

Самым оптимальным временем года для заготовки стройматериалов для дома считалась зима. Славяне верили, что в эту пору душа дерева спит, поэтому не почувствует боли от топора. Если же дерево срубить в другое время года, то оно обязательно сохранит память об этом событии, станет «злым», а, значит, в один момент так или иначе «отомстит» жильцам.

Для самой же стройки на Руси не существовало сезона лучше, чем период Великого Поста (в идеале — еще и с захватом Троицына дня). Правда, по словам исследователей-этнографов, это условие старались блюсти не по каким-либо мистически-сакральным соображениям, а исходя исключительно из практического смысла. В летнюю пору, уточняют знатоки вопроса, строительством, как, впрочем, и другими делами, не связанными напрямую с посевными и пахотными работами, было элементарно некогда, все силы бросались на выращивание урожая. Осенью его надо было собирать, а после праздника Покрова (до которого, собственно, и длились обычно уборочные работы), до холодов было уже недалеко. «Конечно, — добавляет московский историк-этнограф Владимир Пивоваров, — это не значит, что раньше на Руси все поголовно строились исключительно ранней весной. Были и исключения, просто по возможности старались придерживаться именно этих сроков».

Что касается места для возведения, то в старину ни при каких обстоятельствах не начинали строить жилые дома там, где когда-то производились захоронения, совершались массовые казни или даже единичное убийство. Бытовало стойкое мнение, что в этом случае вскоре после новоселья хозяева дома начнут терять близких людей. По этой же причине в процессе не использовали древесину, срубленную вблизи могильников.

Кроме того, под запрет на строительство подпадал еще ряд мест. Например, не закладывали дом там, где в изобилии росла бузина (считалось, что хозяйство в этом месте будет «горьким»), проходили дороги и тропинки (счастье с достатком уйдут из дома) или стояли ворота (все дела будут делаться с «большим скрипом»). Наличие муравейника на месте будущего жилища также рассматривалось как мощный стоп-фактор, если им пренебречь, то в этом случае новоселам придется бок о бок жить со злыми и сварливыми соседями.

Наиболее же подходящими локациями считались либо целинные, непаханые земли, либо уже хорошо освоенные и давно обжитые места на небольших возвышенностях. В качестве примера здесь можно привести кремль подмосковного Зарайска, где под стеной между Никольской и Караульной башнями археологами обнаружена стоянка древних людей эпохи палеолита.

Отношения со строителями всегда выстраивались в максимально благодушном ключе. Многочисленные литературные источники свидетельствуют — плотников старались задобрить еще до начала работы. В частности, хозяин будущего дома выставлял работникам так называемое «заручное» угощение, как только согласовывались предварительные «условия сотрудничества». В дальнейшем заказчик строительства должен был еще несколько раз накрыть щедрый стол. Во-первых, по факту укладки первого нижнего венца будущего дом (так называемый «закладочный» или «обложейный»), во-вторых, при переносе готового сруба на выбранное место, и в-третьих — при укладке матицы.

В современных условиях обычай многократно угощать строителей не только себя изжил, но и перешел в свою полную противоположность. Большинство заказчиков, с которыми удалось побеседовать на эту тему автору материала, даже расплачиваться с подрядчиками предпочитают исключительно после выполнения всех оговоренных работ и тщательной проверки их качества. Причем некоторые еще и расходы на электричество для обогрева бытовки (если строительство выпадает на холодное время года) вычитают из суммы вознаграждения.

Зато, по свидетельству многих россиян, хорошо сохранился другой обычай древних лет: добавлять в фундамент при его заливке некоторые особые элементы. Конечно, в конструкцию уже давно не бросают ладан, отпугивающий нечистую силу, свежеотрубленные куриные головы (приношение домовому) или куски шерсти (для пущего тепла), но вот монеты и купюры разного достоинства строители закидывают в котлованы с завидной регулярностью.

Некоторые другие приемы славянских зодчих пусть и не так широко, но тоже дошли до наших дней. Например, Андрей Волохов , представитель одной из многочисленных подмосковных компаний, предлагающих населению услуги по возведению деревянных домов, рассказывает, что их работники всегда кладут первые два первые два бревна или бруса исключительно вдоль линий будущего дома, а не поперек. «Не могу сказать точно, — говорит Андрей, — насколько давно и почему в нашей компании исповедуется этот принцип, но все точно знают, что иначе делать нельзя, жизнь у хозяев будет вся „поперечная“. По той же самой причине и полы мы стараемся настилать не параллельно порогу, а перпендикулярно ему. Правда, сейчас наши заказчики делают выбор в пользу классической половой доски довольно редко, предпочитая ей OSB-плиты».

Строительные приметы на Руси

Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них.

Выбору места для строительства уделялось особое внимание . По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства деревянного дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.

Некоторые строительные приметы наши предки связывали с православной верой: удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Великий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строительство по срокам захватит Троицу. Так же считали, что если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.

Помимо этого, относительно начала строительства было множество различных поверий:

- начинать строительство надо только во вторник или в четверг ,

Печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне,

Если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло;

- первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома , а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет;

В основание дома нужно положить хвойные ветки , чтобы предохранить его от молнии;

В передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил;

Пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;

В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы.

Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие.

Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома.

При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе — в доме счастья не будет.

Если плотников и печника плохо угостили , то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит».

Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север.

А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой.

После завершения строительства дома , хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу.

Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви.

Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет. Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо.

Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник , и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д.

Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения , необходимо выждать минимум три дня.

Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней. Некоторые из них кажутся совсем нелепыми, а некоторые — соблюдаются при строительстве и по сей день. Верить или не верить – вот в чем вопрос….

Обряды привлечения счастья — история появления. После того как выбрали место строительства и выбрали материалы для строительства дома или бани приступали к сборке дома. Основа дома — основа будущего богатства и достатка. Поэтому в фундамент укладывались монеты (для богатства), обереги и освященная трава от бесов, и другие пожертвования домовому, чтоб он потом не беспокоил жильцов. Все щепки отколотые от оклада собирали и высыпали внутрь строения. Именно этот обряд и породил выражение» Не выносить сор из избы».

Технологии строительства меняются но порядок строительства — нет. И раньше возводили сруб (коробку), крышу, которая защищала сруб от солнца и дождя. Внутренние работы начинались сразу после накрытия крышей. Самым важным объектом дома считалась печь — кормилица и источник тепла. Традиционно хозяин дома собирал большую бригаду из молодежи, как и на все трудные работы. По обряду — молодые люди должны внести свою лепту в закладку печи. Хотя мастер по кладке был один. Целая толпа молодых работников дружно приступала к строительству печи под руководством опытного мастера. Такой созыв работников назывался «Толока». После монтажа печи устраивалось богатое угощение для все принимавших участие в работе. Одним из первых обрядов проводимых в дом с новой печью — было розжиг печи и сжигание в ней девяти горстей зерна. Эта процедура обеспечивала чистую трубу во время ее растопки. Этот старинный метод подготавливал поверхность печной трубы до состояния когда сажа не прилипала. Только после этого обряда можно было переезжать в дом жить.

Обряды связанные с новым домом

Но ведь человек — создание не лишенное зависти и других нехороших мыслей. Вот и необходимо было перед въездом провести Обряды привлечения счастья в строящийся дом. Обряды выбора места строительства узнайте .

Как же привлекали счастье в новый дом? Вот некоторые из обрядов:

пускали в дом кота или кошку в первую ночь до въезда, наблюдали за поведением животных и если они не испытывали беспокойства — значит место выбрано хорошо и строительство проведено правильно. Точно так же поступали и с другим животными, которых приводили к новому месту жительства не сразу всех по отдельности. Такой мониторинг имел целью проверить каждую часть не только нового дома но и пристроек, если всё было благополучно. После недельной проверки нового места животными можно было въезжать и людям.

Для того чтоб было счастье в дом входил тот кто раньше всех должен был умереть, т.е. самый старший член семьи. на его долю приходилось важное обрядовое задание — принять на себя все плохое что могло быть в новом доме. Этот старший человек принимал на себя всю месть природы за то, что люди рубили деревья для строительства. Как говорится: «Долг платежом красен!». А как же быть с теми, кто не хотел умирать? Согласитесь — это нормальное желание!? В таких случаях приглашали тех, кто в Бога не верил или относился к таким суеверным вещам с юморком. Главное в таком случае было то, чтоб входящий не верил в чертовщину. В современной интерпретации обряда в дом пускают петуха, который потом успешно шел на бульон.

Как войти в дом чтоб привлечь счастье?

Первым (после петуха) входил хозяин с кадкой для теста, потом хозяйка с курицей и их дети и младшие родственники. А тут, почти как в олимпийском обряде транспортирования огня, надо было перенести живой огонь из старого дома в новый. После закладки горящих углей в дом все жильцы зазывали и задабривали Домового — будущего хранителя счастья. «Домовой наш Домовой! Пойдём со мной!». В таком сооружение как баня тоже был свой добрый дух Банник и . Перед входом во двор новый хозяин совершал обряд зазывания добрых духов:

«Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, приходите к нам в новый дом с нами жить!».

После призыва вносили в новый дом чугунок с кашей и углями, которые символизировали угощения для новых духов в новом доме. От буханки хлеба рукой отламывали горбушку и засовывали под печку в качестве подношения домовому.

Чтоб счастье в доме было долгим входили в дом по нитке или веревке разложенной на полу. Веревка или нитка служили символом родственной связи всех членов семьи. Вход в дом сопровождался вносом богатого угощения и обязательно. Счастье новое не могло появиться в новом доме из ничего, поэтому его часть (долю) надо перенести из старой избы. Часть Доли и счастья забирали в старом доме и вносили в новый. Это были и иконы и обереги и дорогие для памяти вещи и частички того, что считалось бытом.Чтобы счастье не рождалось вновь его надо было продлить, для этого в новый дом вносили недоваренную кашу и и ставили ее в новую печь «доходить».

Хорошо, если в родне были беременные на момент переезда. Они то и были лучшими кандидатурами совершения обряда привлечения счастья в новый дом. Сама процедура переселения должна была проводиться в яркую солнечную погоду.

Но, по-моему, самым лучшим обрядом привлечения счастья в дом считался детский смех во время праздничного застолья. Поэтому веселью детей придавалось большое значение. Смех детей до 12 лет считался не только признаком счастья, но и чистым лечебным, оберегающим. Смейтесь на здоровье!



Похожие статьи