Социологическая анкета пример с разноплановыми вопросами. Методы социологического исследования (Анкетирование, интервьюирование)

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди молодёжи, т.к. молодёжь является основой нашего общества. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи. Цель исследования - выявить состояние проблемы распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи на данный момент времени, в нашем городе. Задача исследования: собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

Как всегда в школе, практические занятия в небольших группах и последующие исправления помогут учесть ошибки, которых следует избегать, и хорошие практики, которые нужно играть, когда дело доходит до написания вопросника после школы. Синтетический индекс аргументов.

Введение: поиск ошибок в некоторых анкетах. Это следует за фактическим курсом.

  • Структурная ошибка на уровне вектора и всей матрицы.
  • Технические ошибки.
  • Семантические дефекты.
  • Ошибки графиков при отправке сообщений с ответчиком.
Исследование общественного мнения в социальных исследованиях Милан, Ангелы, № 19 Методологии гуманитарных наук.

Объект исследования: Молодёжь в возрасте 15 - 23 года. Предмет исследования: Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)

> Гипотеза исследования.

Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью. В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 23 лет.

Курс направлен на предложение органического методологического пути отражения для оценки в сложных случаях, когда, например, особенно сложно получить данные, где сам объект должен быть помещен в центр матового анализа, в многоактные контексты и т.д. Мы решили изучить конкретный исследовательский проект, который улучшил бы эти случаи, начиная с эпистемологического анализа, затем перейдя к методологии, методам и их статистическому анализу.

Введение в сложность оценки Метод социальных исследований и оценки как языка, так и языка как метода; Практические примеры и эмпирические предложения: Шкала валидного расстояния; Инструменты обработки и обследования масштабов в сложных случаях. Важно начать с простоты всей процедуры. В отличие от всех других методов и методов исследования, опросы являются самыми простыми в построении и анализе инструментов, которые отвечают на задаваемые нами вопросы. Это не означает, что они тривиальны - они требуют базовых знаний и опыта.

Выборочная совокупность равна 30 человек: 20 муж. пола и 10 жен. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим обратить внимание общества на данную проблему.

Дорогой друг!

Мы, студенты 4 курса УлГПУ, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать. Заранее благодарим!

Первый, который мы попытаемся передать в этом руководстве. Указанная простота связана с легкостью достижения респондентов, то есть на языке науки - выбор исследовательского образца. Обследования не слишком сложны и требуют много времени, поэтому есть большая вероятность того, что мы побудим кого-нибудь участвовать в нем. Принцип следствия заключается в том, что он не отказывается от начала исследования, устраняя «мягкий эффект». Это тот же психологический механизм, который удерживает нас в контакте с другими людьми, и заставляет нас использовать один и тот же автомобиль или хранить одну и ту же марку йогурта, несмотря на их недостатки и возможность обмена с другими.

I. Алкоголь

1. Употребляете ли вы алкоголь?

С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

г) ваш вариант ответа ________________________________________ ___________________________________________________________

3. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

В дополнение к низкому времени инструмент в основном свободен. Благодаря ему мы также можем получить точный образец исследования, предлагаемый сторонами, например, определенной группе пола или профессиональной группе. Это увеличивает экономическую стоимость, но это значительно сокращает временные затраты, а также значительно повышает надежность и точность выбора выборки.

Существует два абсолютно критических критерия оценки эффективности исследования, и их влияние на полученные ответы не переоценивается. И последнее, но не менее важное: доступность при анализе и представлении результатов. Это является следствием формы опроса как такового. Оба эти элемента должны быть приняты во внимание, решив провести опрос. Вы должны рассматривать это как причину выбора этого метода.

4. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более трех раз в неделю

в) не более двух раз в месяц

II. Курение

1. Курите ли Вы?

2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?

а) 1-10 сигарет в день

б) 10-20 сигарет в день

в) более пачки в день

3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)

Характерной особенностью использования опроса в онлайн-среде является его автоматизм. Это экономит самую утомительную и недорогую часть для исследователя, решающего традиционную бумажную форму - так называемую. кодирование. Это включает в себя передачу ответов на одну общую базу данных для их агрегирования, то есть разговорно говоря «положить в один мешок», потому что только в такой форме можно анализировать. Тот, кто когда-либо имел дело с испытанием на большом испытании, знает, сколько проблем может стоить интервью с интервьюером - мы можем смело называть его «рукописным эффектом».

а) желание повзрослеть

б) влияние компании

в) хотел попробовать

г) свой ответ

4. С какого возраста Вы начали курить?

а) с 8-12 лет

б) с 12-16 лет

в) с 16-20 лет

г) после 20 лет

III. Наркотики

1. Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?

2. Если да, то с какой целью?

а) Желание новых ощущений

Онлайн-исследования можно просто избежать. Что касается дефектов, одним из наиболее часто приписываемых результатов опроса является передний план - их поверхностность. Однако следует отметить, что это является существенной слабостью в случае классических социальных и социологических исследований, чем в случае рыночных исследований. Опросы не могут стимулировать дискуссию, углублять, поощрять размышления или использовать воображение для описания, например, идеального получателя продукта. Наконец, вопросник не дает возможности углубить и, следовательно, запросить, с помощью актуального вопроса.

б) Под воздействием других людей

в) Ваш вариант ответа

По-вашему, какие негативные последствия несут в себе эти пороки?

а) Мужской

б) Женский

Результаты исследования

Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

Наша гипотеза о том, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось верной. Большинство мужчин подвержены данным вредным привычкам, в частности: алкоголю подвержены 100% мужчин и 80% женщин, курению подвержены 75% мужчин и 30% женщин.

Что касается наркотиков, то среди наших респондентов наркоманов не выявлено, но большинство хотя бы один раз пробовали наркотик (80% мужчин, 30% женщин).

Основной целью потребления спиртных напитков, наркотиков является повышение настроения.

Наша гипотеза, в соответствии, с которой основной причиной употребления в первый раз этих веществ является желание попробовать, не подтвердилась. Этой причиной является влияние компаний.

Степень зависимости от алкоголя и сигарет показана следующими показателями:

от алкоголя - ежедневно употребляют спиртные напитки 0% мужчин и женщин.

Не более трёх раз в неделю - 80% мужчин и 30% женщин.

Не более трёх раз в месяц - 20% мужчин и 70% женщин от сигарет - ежедневно выкуривается 1-10 сигарет 20% мужчин и 66.7% женщин.

Ежедневно выкуривается 10-20 сигарет 73.3% мужчин и 33.3% женщин.

Ежедневно выкуривается более пачки в день 6.7% мужчин и 0% женщин.

Как и предполагалось ранее, большинство респондентов высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.

  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

    Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

    Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

    • заключительную часть (паспортичку)

    Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

    Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

    Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

    Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

    При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов - открытым или закрытым - отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах - недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др

    Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые - для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи - помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки - событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы - это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» - «мало», «хорошо» - «плохо», «сильно» - «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

    После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

    Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

    Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

    1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

    2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    Общие принципы построения анкеты

    1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.

    3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.

    4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом - на второй стадии - сложность вопросов временно уменьшается. На третьей - резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.

    5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.

    Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

    Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.

    Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:

    а) когда необходимо получить большой объем информации;

    б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;

    в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

    При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту - разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.



    Похожие статьи