Влияние христианства на экономику. Как религия влияет на экономику

В Библии, в книге Второзаконие, 28 главе есть такие строки:

«Если ты… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли.…Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.… И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле…. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Второзаконие 28:1, 8, 11,12).

Другими словами, эти стихи Библии обещают материальное благополучие тем, кто будет выполнять заповеди, изложенные в этой книге.

Когда я много лет назад впервые прочитал этот отрывок, то подумал: «Что это? Попытка обманом завлечь человека в сети религии? Или за этими словами есть реальное основание?»

Я стал рассуждать: «Этой книгой пользуются и доверяют ей в основном христиане. Поэтому, если эти слова истинны, то христиане в среднем должны быть богаче всех остальных людей. Остальные люди не верят в то, что Библия содержит абсолютную истину, и соответственно не придерживаются ее заповедей».

Как человек науки (автор работает доцентом в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга и имеет ученую степень кандидата технических наук), я стал искать ответ в фактах и статистике. Как-то мне в руки попал справочник , в котором отражались такие данные, как национальный доход на душу населения во всех странах мира, и статистические данные о числе верующих в этих странах. Используя справочник, я проанализировал статистические данные237 стран мира за 1995 г. с целью выявить, есть ли зависимость между количеством христиан в стране и годовым доходом на одного жителя этой страны. Доход на человека - это валовой национальный продукт, оцененный в долларах США, поделенный на количество населения в данной стране. Эта величина отражает приходящееся на человека среднее количество произведенных в стране товаров и услуг и, соответственно, благосостояние населения страны в целом. Все страны мира были разбиты на две группы. В первую группу вошли христианские страны, те, в которых христиане по официальным данным составляют более 50% от населения (таких стран во всем мире оказалось 140); вторую группу составили не христианские страны, то есть те, в которых христиане составляют менее 50% (таких стран оказалось 97).

Мной был подсчитан средний годовой доход на человека в этих двух группах стран (данные расчетов приведены на рисунке 4.1), и оказалось, что доход в первой группе превышает доход во второй группе более чем в пять(!) раз.

Рис. 4 .1. Годовой доход на человека (в долл. США) в христианских и нехристианских странах

Судя по этим статистическим данным, Бог действительно благословляет тех людей и те народы, которые выполняют Божьи заповеди, и действительно дает им «изобилие во всех благах», как и обещает Библия.

Интересно отметить, что наиболее богатыми являются страны Западного мира (Европы, Северной Америки и Тихоокеанского региона). Именно в этих странах христианство традиционно имело и имеет наибольшее распространение.

Результат меня удивил, но еще больше меня поразила реакция некоторых скептиков, которым я рассказывал об этом факте. Они сказали мне, что эти факты – случайность, и что нет никакой связи между благосостоянием и христианством.

Доказательство взаимосвязи благосостояния и христианства

Для того чтобы доказать или опровергнуть гипотезу о том, что такого рода связь реально существует, можно использовать какие-то научные методы, скажем математическую статистику и статистическое моделирование.

Аппарат теории вероятностей и математической статистики был основным в моих диссертационных исследованиях, поэтому я выбрал его.

О методе статистического моделирования

Для доказательства взаимосвязи христианства и благосостояния людей, в настоящей работе используется метод статистического моделирования. Суть этого метода заключается в проверке каких-то гипотез, предположений, закономерностей реального мира с помощью многократного моделирования каких-либо процессов на ЭВМ и обработке полученных результатов с помощью методов статистики и теории вероятностей.

Например , к Вам приходит друг и говорит: «Спорим, сейчас я подброшу монету 100 раз, мы сосчитаем, сколько выпало «орлов» и «решек», и при этом «орлов» окажется больше, чем 60!»

Каков риск проиграть спор с Вашей стороны, и каковы шансы Вашего противника выиграть? Ответ на этот вопрос можно легко найти с помощью либо теории вероятностей, либо с использованием статистического моделирования на ЭВМ.

Давайте посмотрим, как решается эта задача с помощью статистического моделирования.

Прежде всего, на ЭВМ нужно смоделировать процесс подбрасывания одной монеты и падения ее либо «орлом», либо «решкой» вверх.

Это делается с помощью датчика случайных чисел. В современных компьютерных программах имеется функция RND (она может называться и по-другому), с помощью которой можно получить случайное число, равномерно распределенное в диапазоне от 0 до 1. Например, таким числом может быть 0,87078311 или любое другое.

Модель подбрасывания монеты на ЭВМ выглядит так:

1.С помощью функции RND генерируем (получаем) случайное число в диапазоне от 0 до 1. Пусть таким числом оказалось число 0,185282502.

2.Проверяем, больше это число 0,5 или нет. Если данное число оказалось больше, чем 0,5 – мы считаем, что выпала «решка», в противном случае принимаем, что выпал «орел».

Используя такую математическую модель с помощью ЭВМ можно в доли секунды «подбросить монету» тысячи, а то и сотни тысяч раз, и при этом подсчитать, сколько выпало «орлов» и «решек». Так, например, моему компьютеру Pentium II -400 для того, чтобы «подбросить монету» 1.000.000 (миллион) раз и подсчитать, сколько раз выпал «орел», а сколько – «решка», потребовалось всего около двух (!) секунд.

Как с помощью такой модели решить задачу о том, стоит спорить с Вашим товарищем или нет?

Очень просто. Можно провести, скажем, 1.000.000 экспериментов, каждый из которых представляет 100 подбрасываний монеты и подсчет числа «орлов», и сосчитать, сколько раз из 1.000.000 вы выиграете, а сколько раз проиграете этот спор.

Мой компьютер решил эту задачу примерно за две минуты.

До этого минут 30 у меня ушло на разработку компьютерной программы для проведения статистического моделирования.

Примерно через полчаса был получен ответ: вероятность того, что Вы выиграете в споре с Вашим товарищем, равна 0,9822; а вероятность того, что Вы потерпите поражение, равна соответственно 1 - 0,9822 = 0,0178.

Шансы Вашего противника выиграть этот спор очень малы, меньше чем 2 из 100, поэтому можно сказать почти наверняка, что выиграете Вы.

Можете проверить эти выводы с помощью монеты, но для этого Вам придется подбросить ее 100 миллионов раз, и уйдет у Вас на это примерно 3 года, если Вы будете подбрасывать монету с частотой 1 раз в секунду.

Из этого примера видно, что метод статистического моделирования – это мощный метод научного исследования, который позволяет легко найти ответ на многие задачи (к сожалению, не на все).

С помощью метода статистического моделирования можно получить, например, такие результаты:

1. Вероятность того, что при 100 опытах с подбрасыванием монеты выпало число «орлов» больше, чем 55 равна 0,135 687. Это значит, что если кто-то скажет Вам, что он подбросил монету 100 раз, и у него выпало больше чем 55 «орлов», то это вполне вероятное событие .

2. Вероятность того, что при 100 опытах с подбрасыванием монеты выпало число «орлов» больше, чем 60 равна 0, 017 698. Это значит, что если кто-то скажет Вам, что он подбросил монету 100 раз, и у него выпало больше чем 60 «орлов», то это маловероятное событие .

3. Вероятность того, что при 100 опытах с подбрасыванием монеты выпало число «орлов» больше, чем 65 равна 0,000 866. Это значит, что если кто-то скажет Вам, что он подбросил монету 100 раз, и у него выпало больше чем 65 «орлов», то это очень маловероятное событие . Утверждение Вашего собеседника вызывает очень большие сомнения.

4. Вероятность того, что при 100 опытах с подбрасыванием монеты выпало число «орлов» больше, чем 70 равна 0,000 007. Это значит, что если кто-то скажет Вам, что он подбросил монету 100 раз, и у него выпало больше чем 70 «орлов», то это практически невероятно . Эта вероятность примерно равна вероятности наугад вытащить с завязанными глазами одну помеченную монету из 100.000 непомеченных монет. Поэтому почти наверняка можно сказать Вашему собеседнику, что он лжет.

Результаты статистического моделирования подбрасывания монеты сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

Вероятность выпадения «орлов» при подбрасывании монеты 100 раз

по результатам статистического моделирования (10 миллионов итераций)

Статистическая

вероятность события

Теоретическая вероятность события

Возможность наступления события

«Орлов» выпало больше, чем 55

Возможно (вполне может быть)

«Орлов» выпало больше, чем 60

Маловероятно

«Орлов» выпало больше, чем 65

Крайне маловероятно

«Орлов» выпало больше, чем 70

Практически невероятно

Сравнивая статистическую и теоретическую вероятность, мы видим, что метод статистического моделирования дает довольно точные результаты. Поэтому данным, полученным с помощью этого метода, с определенной степенью точности можно доверять.

Пытливый читатель, не знакомый с теорией вероятностей, может проверить полученные результаты с помощью монет. Проще всего это сделать следующим образом: возьмите 10 монет одинакового достоинства, хорошо перетряхните их в руках или в стакане, бросьте на стол и сосчитайте количество выпавших «орлов». Повторите эту операцию в общей сложности 10 раз.

Я проделал этот опыт 2 раза. В первом опыте у мены выпало 57 «орлов», а во втором – 58.

Если изобразить полученные результаты на рисунке, то получится следующая картина (рисунок 4.2):

Рис. 4.2. Результаты подбрасывания монеты 100 раз и возможности наступления событий

Но представьте теперь, что кто-то пришел к Вам, и говорит, что он подбросил монету 100 раз, и при этом у него выпало 80 «орлов» и 20 «решек». И показывает Вам монету, которую он подбрасывал. Если Вы знаете обо всем том, что говорилось выше, Вы можете подумать: «Одно из двух: или он врет, или он говорит правду. Иного быть не может. Если эта монета обычная, то, скорее всего, он врет. Для симметричной монеты совершенно невероятно выпадение 80 орлов в 100 опытах. Однако нельзя исключать и другого: монета может обладать необычными свойствами. Она может быть несимметрична, со смещенным центром тяжести».

И Вы предлагаете ему эксперимент: «давай прямо сейчас подбросим монету 100 раз».

Вы подбрасываете монету, и в результате оказалось, что монета выпала 78 раз «орлами» из 100 подбрасываний (вероятность того, что при 100 опытах с подбрасыванием монеты выпало число «орлов» больше, чем 77 равна 8∙10 -9)! Это произошло на Ваших глазах!

Что теперь? Не верить собственным глазам? Или науке, которая говорит, что для симметричной монеты такого быть не может?

Лучше поверить и глазам, и науке, и здравому смыслу, и признать, что эта монета действительно обладает какими-то необычными свойствами.

Итак, если на опыте окажется, что в результате 100 подбрасываний монеты, «орел» выпал 70 раз или более, то нужно признать, что эта монета несимметрична.

Обратите внимание, невозможно доказать логически гипотезу о несимметричности какой-либо монеты, если внешне она выглядит как обычная. Но эту гипотезу можно признать как истинную или отвергнуть как ложную эмпирически , основываясь на опыте.

При этом в некоторых случаях достаточно только одного опыта, как это было проиллюстрировано выше: если в результате опыта для какой-то гипотезы произошло практически невероятное событие, то эту гипотезу необходимо отвергнуть как практически невероятную (рисунок 4.3).

Рис. 4.3. Такое событие возможно только в том случае, если монета несимметрична. Гипотеза о симметричности монеты практически невероятна.

Итак, мы видим как статистическое моделирование позволяет признать истинными, или наоборот, опровергнуть какие-то гипотезы или предположения.

Этот метод может помочь нам найти ответ на вопрос: случайно ли, что христианские страны сегодня богаче стран нехристианских в 5 раз? Или в этом нет случайности?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего я построил модель исследований. Моделью в науке называют упрощенное представление (упрощенный образ) реального объекта. В нашем случае реальным объектом являются все страны мира.

Модель исследования была такой. Во-первых, принималось, что все страны модели соответствуют странам реального мира, а национальный доход на душу населения разных стран – это случайные и независимые между собой величины.

Во-вторых, национальный доход, приходящийся на душу населения в каждой стране является случайной величиной, распределенной по равномерному закону от $100 до $35000, что примерно соответствует доходам самой бедной и самой богатой из всех стран мира.

В-третьих, население всех стран в модели такое же, как в реальном мире, а число христиан в странах модели соответствует реальности.

Кроме этого была построена модель статистических исследований, в соответствии с которой:

1.Каждой из стран с помощью датчика случайных чисел присваивалась случайная величина дохода на душу населения.

2.Отдельно для христианских и нехристианских стран подсчитывался средний доход, приходящийся на одного человека.

3.Находилось отношение среднего дохода на человека в христианских странах и среднего дохода на человека в нехристианских странах.

Далее мной была разработана компьютерная программа статистических исследований, которая моделировала случайное развитие нашей цивилизации и, в соответствии с построенной статистической моделью, подсчитывала статистическую вероятность того, что отношение средних доходов на человека в христианских и нехристианских странах не превышает определенное число.

В результате статистического моделирования были получены следующие результаты:

Событие

Статистическая вероятность события

Возможность наступления события

Отношение доходов на человека в христианских и нехристианских странах больше 1,4

Возможно

–//– больше 2

Маловероятно

–//– больше 3

Крайне маловероятно

–//– больше 4

Практически невероятно

–//– больше 5

Невозможно

Для получения этих результатов было сделано 1 миллиард итераций. Другими словами, развитие нашей цивилизации было промоделировано 1 миллиард (10 9) раз.

Полученные результаты говорят о том, что если в реальном мире нет никакой связи между христианством и благосостоянием отдельных стран, то вероятность того, что население христианских стран будет богаче населения нехристианских стран в 5 раз, равна практически нулю.

По крайней мере, в исследуемой модели такого не произошло ни разу из 10 9 потенциальных возможностей.

Самое большое отношение дохода христианских и нехристианских стран за 10 9 итераций было 4,37.

Другими словами, если бы наша цивилизация развивалась 1 миллиард раз, и христианство никак не влияло бы на благосостояние населения Земли, то из 1 миллиарда раз только 1 раз отношение доходов христианских и нехристианских стран могло бы достигнуть значения 4,37. Но 4,37 меньше, чем 5,1; а именно во столько раз население христианских стран сегодня богаче стран нехристианских!

Рис. 4.4. Возможности различных отношений доходов

в христианских и нехристианских странах (по результатам моделирования)

Следовательно, гипотеза о взаимосвязи благосостояния населения Земли с христианством истинна с вероятностью более чем 0,999999999. В то же время, можно сказать, что эта гипотеза ложна с вероятностью менее чем 0,000000001.

Рис. 4.5. Отношение доходов в христианских и нехристианских странах реального мира равно 5,1. Это опровергает гипотезу о независимости христианства и благосостояния стран.

Если для Вас, уважаемый читатель, это слишком сложно, то же самое можно выразить проще: взаимосвязь между христианством и благосостоянием населения Земли существует с очень большой, просто огромной вероятностью. Гипотеза об отсутствии такой взаимосвязи невероятна.

Итак, то, что сегодня христианские страны богаче стран нехристианских –

НЕ СЛУЧАЙНО!

Гипотеза о случайности практически невероятна.

Гипотезу о влиянии христианства на экономику, скорее всего, нельзя доказать или опровергнуть логически. Однако ее можно строго доказать, основываясь на фактах и на здравом смысле с помощью строгих научных методов.

Следствия из сделанного вывода.

Следствие 1 состоит в том, что если Вы, уважаемый читатель, станете христианином и в соответствии с Второзаконием 28:1 научитесь тщательно (обратитесь внимание, это важно) выполнять Библейские заповеди, уровень Ваших доходов с очень большой вероятностью повысится.

Это очевидно: если в России будет увеличиваться количество христиан, она начнет богатеть в первую очередь благодаря христианам, благосостояние которых будет увеличиваться в соответствии с обещаниями Библии.

Следствие 2. Если наша страна встанет на христианский путь, ее благосостояние будет повышаться в гораздо большей степени, чем в том случае, если количество христиан в России останется на неизменном уровне.

Следствие 3. Чем быстрее Россия станет христианской страной, тем быстрее решатся ее экономические проблемы.

О Японии

Когда я рассказывал о взаимосвязи благосостояния народов Земли и христианства другим людям, некоторые из них говорили: «А как же Япония? Эта страна не является христианской, но она очень богата!»

Это действительно так. Однако, уважаемый читатель, наличие Японии не опровергает сделанный выше вывод о невероятности гипотезы о том, что взаимосвязи между христианством и благосостоянием нет. Япония включена в статистику, результаты которой представлены на рисунке 4.1, и она не портит эту статистику.

Интересно, что если Японию исключить из мировой статистики, то отношение доходов на душу населения в христианских и нехристианских странах будет равно не 5, а 10! Другими словами, если не принимать Японию во внимание, христианские страны богаче нехристианских в 10 раз.

Япония лучше других стран выполняет христианскую заповедь в экономике

Любопытно также отметить, что опыт Японии не опровергает, а подтверждает истинность слов Библии Второзакония 28 главы о том, что выполняющие Библейские заповеди страны будут богатыми.

Поясню. Библия говорит:

«Если ты… будешь… тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… И даст тебе Господь изобилие во всех благах…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы». (Второзаконие 28:1, 11,12).

Япония не является христианской страной. Однако ей удается лучше всех выполнять христианскую заповедь, которая гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31). Все мы хотим, чтобы для нас делали хорошие и качественные товары. И Японии это удается! Японские товары одни из самых лучших товаров в мире, и это секрет экономического успеха Японии. Нехристианская страна лучше многих других стран выполняет в экономике золотое правило христианства: делай другим то, что ты хочешь, чтобы делали тебе , и она процветает.

Итак, наличие Японии не опровергает вывода об имеющейся взаимосвязи христианства и благосостояния населения Земли .

Опыт Северной и Южной Кореи

Особенно любопытен в этом отношении опыт двух братьев-близнецов: Северной и Южной Кореи.

Мало кто обращает внимание на тот факт, что Южная Корея переродилась из отсталой аграрной страны в передовую державу (в экономическом отношении) на фоне превращения этой страны из нехристианской – в христианскую.

Сегодня, по данным статистики, в Южной Корее насчитывается от 25% до 40% христиан от общего населения (по различным источникам), а в Северной Корее, по статистике, христиан нет.

На рисунке 4.6 приведена динамика изменения национального дохода на душу населения в Южной Корее с 1970 по 2001 годы в соответствии с данными официального статистического сайта Южной Кореи http://www.nso.go.kr/ .

Из Северной Кореи Бога выгоняли палками, в буквальном смысле слова. Один мой знакомый рассказывал, что когда он был в Южной Корее, познакомился с весьма успешным пожилым пастором. Этот пастор, будучи мальчиком, жил в Северной Корее. По воскресеньям этот мальчик ходил в христианскую церковь, в то время как все остальные мальчики ходили в школу. А в понедельник его били за это палками.

Бога выгнали из Северной Кореи. Но что в результате?

Что касается экономики, то, по приблизительным оценкам, в Северной Корее ВНП составляет около $500 на душу населения, а в Южной Корее – около $9000. Христианский брат богаче брата-атеиста почти в 20 раз!

Итак, на основании обещания Библии (Второзаконие 28), проведенных научных исследований и опыта Южной Кореи, можно сделать вывод о том, что христианство может обеспечить возрождение экономики России и привести ее к процветанию.

Но для этого Россия должна стать христианской страной.

Рис. 4.6. Динамика изменения валового национального дохода на душу населения в Южной Корее с 1970 по 2001 годы.

Рис. 4.7. Динамика доли христиан в населении Южной Кореи с 1930 по 1999 годы.

Доказательство существования Бога и истинности строк Библии

Когда мы читаем строки Библии о том, что люди, выполняющие Библейские заповеди, будут богаты (Второзакония 28:1-12) , возникает вопрос о том, кто их написал: Бог или человек?

Библия утверждает, что эти строки написал Сам Бог через людей, которые были движимы Им. Но некоторые люди утверждают, что эти строки написал человек.

Итак, у нас есть две гипотезы.

Гипотеза 1: Строки Второзакония написал человек.

Гипотеза 2: Строки Второзакония написал Бог.

Рассмотрим гипотезу 1. Предположим, что эти строки написал человек. Но тогда возникает серьезный вопрос: как мог этот человек знать, во-первых, о том, что через 3400 лет на Земле будет христианство, и, во-вторых, что следование христианскому учению будет способствовать росту благосостояния?

Человек, написавший эти строки, не мог знать, что сегодня ими будут пользоваться два миллиарда христиан. Потому что Христос родился только через 1400 лет после того, как эти строки были написаны.

Мы приходим к выводу о том, что эти строки были написаны Тем, кто непостижимым (для человека) образом знал, что ими будут пользоваться христиане, и что именно христианское учение будет способствовать росту благосостояния.

Тот, Кто написал эти строки, предугадал совершенно невозможное, а именно, что выполнение христианских заповедей ведет к благосостоянию. Ясно, что Автор этих строк не мог быть человеком.

Гипотеза о том, что Бога не существует, и что эти строки написал человек, невероятна в той же степени, как невероятна гипотеза об отсутствии взаимосвязи между христианством и благосостоянием населения Земли.

Таким образом, остается гипотеза о том, что Бог есть, что Он реально существует и реально воздействует на процессы, происходящие на Земле, в том числе, на развитие экономики стран и народов.

О научной гипотезе «Бога нет»

Атеизм (от греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально – отрицание Бога) утверждает, что Бога нет. Но при этом отказывается рассмотреть как научную гипотезу утверждение «Бог существует как личность и оказывает влияние на происходящие на земле процессы».

Атеизм утверждает, что утверждение «Бога нет» - это аксиома, и как аксиома оно не требует доказательств. Но утверждать таким образом – это то же самое, что утверждать о каком-либо явлении «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Атеисты ратуют за науку, за здравый смысл, за логику. Но как только дело доходит до Бога, здравый смысл атеистов куда-то пропадает, и они говорят: «Бога нет, потому что его не может быть никогда». Но если Бога нет, это должны подтверждать явления окружающего нас мира.

Например, если Бога нет, то не может быть никакого влияния христианства на экономику стран и народов, о котором утверждает Библия.

Однако с научной точки зрения нужно доказать , что такого влияния действительно нет.

Говоря о том, что утверждение «Бога нет» является аксиомой, не требующей доказательств, мы отбрасываем логику и здравый смысл, которые говорят, что Бог есть!

Ученые пришли к выводу о том, что молитва о выздоровлении больных влияет на вероятность их выздоровления.

Ученые пришли к выводу о том, что археология и исторические науки с высокой степенью достоверности подтверждают действительность описываемых в Библии событий, а значит (косвенно) и гипотезу «Бог есть».

И, наконец, математическая статистика с высокой степенью достоверности говорит: «в мире, в котором мы живем, наблюдается положительное влияние христианства на экономику стран и народов». Но отсюда с высокой степенью достоверности тоже следует, что гипотеза «Бог есть» истинна!

Для того, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу «Бог есть» нужно использовать научные методы. Слепая вера в утверждение «Бога нет, потому что его не может быть никогда» для науки не подходит. Как не подходит для науки и утверждение: «Бога нет, и это не требует доказательств, поскольку это аксиома».

Теисты, то есть те, кто верит в существование Бога, в диалоге с атеистами утверждают: «вы верите в то, что Бога нет, а мы верим в то, что Бог есть. Чем же отличается ваша вера от нашей?» На что атеисты (по крайней мере, некоторые из них) отвечают: «Это не так. Это вы верите в то, что Бог есть. А мы подходим к этому с научной точки зрения. Мы принимаем без доказательства (на веру – примеч. автора) научную аксиому «Бога нет».

Но, дорогие атеисты, а чем отличается научная аксиома «Бога нет» от веры в то, что «Бога нет»? Ведь любую аксиому науки нужно принять на веру.

Итак, Вы, атеисты, принимаете на веру аксиому «Бога нет». А чем это лучше веры в то, что Бог есть? Вера в истинность аксиомы «Бога нет» есть ни что иное, как наукообразная, облеченная в научный стиль вера в то, что Бога нет. Или не так? Чем отличается вера в аксиому «Бога нет» от веры в то, что Бога нет? Думается, что ничем.

Еще раз о научной гипотезе «Бог есть»

Давайте рассмотрим аналогию.

К Вам приходит Ваш товарищ, и говорит: «эта монета не симметрична. Я подбросил ее 100 раз, и у меня выпало 86 «орлов».

В Библии написано: те, кто будет тщательно исполнять Библейские заповеди, будет богатым.

Возникает вопрос: правду ли говорит Ваш товарищ, или он врет?

Возникает вопрос: действительно ли те, кто следует Библейским заповедям, богаче остальных? Или это не так?

Ставим практический эксперимент и проверяем, правду ли говорит Ваш товарищ. Подбрасываем монету 100 раз.

Проверяем, используя мировую статистику, действительно ли те страны, в которых придерживаются Библейских заповедей, богаче остальных.

Пусть в результате подбрасывания монеты 100 раз выпало, например, 78 «орлов».

В результате проверки оказалось, что те страны, в которых придерживаются Библейского учения (христианские страны) богаче остальных в 5(!) раз.

Проверяем, может ли быть такое событие случайностью. В соответствии с методами теории вероятностей оказывается, что гипотеза о симметричности монеты практически невероятна.

Проверяем, может ли такое произойти случайно. Методы математического моделирования показывают, что такой результат не может быть случайным.

Проанализировав ход вышеописанных событий, мы приходим к выводу о том, что Ваш товарищ знал о том, что монета несимметрична!

Он просто не мог не знать об этом.

Проанализировав ход вышеописанных событий, мы приходим к выводу о том, что автор строк Библии, в которых есть обещание материального благополучия, ЗНАЛ о том, что написанное ЕСТЬ ИСТИНА .

Возникает вопрос: как мог Ваш товарищ знать о том, что монета несимметрична?

Ситуацию усложняет то, что книги Библии, в которых содержатся христианские заповеди, писал не один человек, и писались они в разное время (первая и последняя книги Библии были написаны с интервалом почти полтора тысячелетия ).

Ответ напрашивается сам собой: Ваш товарищ провел эксперимент, как он об этом и говорил .

Что касается Библии, то здесь сложнее. Моисей, автор обещания материального благополучия, которое описано в книге Второзаконие 28, утверждает, что он пишет не от себя, а от имени Всемогущего Бога, который обладает сверхъестественным разумом.

И действительно, мог ли Моисей знать наверняка, что те, кто будут тщательно следовать Библейским заповедям, будут богаче остальных?

Простые рассуждения показывают, что Моисей как человек об этом знать просто не мог.

И мы приходим к однозначному выводу, что автор обещания материального благополучия есть ни кто иной, как сверхъестественный Бог, как Он и говорит нам через Библию .

Таким образом, мы приходим к выводу, что с учетом полученных выше результатов научная гипотеза «Бог есть» истинна с вероятностью не менее 0,999999999. Другими словами, Бог существует почти наверняка. Гипотеза «Бога нет» не выдерживает критики.

Можно ли угадать невозможное

Представьте себе, что Ваш товарищ подбросил монету, поймал ее и, сжав в кулаке, говорит Вам: «спорим, я угадаю, какой стороной выпала монета! Я утверждаю, что монета выпала «орлом». Он открывает ладонь, и Вы видите, что так и есть: монета лежит «орлом» вверх. «Ничего удивительного», - думаете Вы, - «Он угадал».

Угадать вполне вероятное событие возможно. В этом нет ничего удивительного.

Однако, ситуация резко измениться, когда мы переходим к угадыванию маловероятного события.

Пусть, скажем, у Вас есть несимметричная монета, при подбрасывании которой в 99 случаев из 100 монета выпадает «решкой», и только в одном случае из 100 – «орлом». Другими словами, вероятность выпадения «орла» равна 0,01 вместо 0,5 – когда мы подбрасываем симметричную монету.

Теперь представьте себе, что Ваш товарищ подбрасывает монету и говорит: «Спорим, я угадаю, какой стороной выпала монета. Она выпала «орлом». Он открывает ладонь, и Вы видите, что монета действительно выпала «орлом» вверх.

Подумаете ли Вы о том, что это случайность, и что он просто угадал? Подумаете ли Вы о том, что в том, что произошло, нет ничего удивительного и сверхъестественного?

Нет. Скорее всего, Вы удивитесь и подумаете: «Как он мог угадать? Это событие маловероятно. Удивительно, что он угадал. Шансов угадать очень мало. Скорее всего, он как-то узнал, что монета выпала «орлом». Возможно, он нащупал ладонью, какой стороной выпала монета. Иначе как объяснить, что монета выпала «орлом», а он угадал?» Так или почти так Вы будете рассуждать, если Ваш товарищ отгадает выпадение маловероятного события.

Но давайте теперь подумаем, что значит угадать возникновение практически невероятного события. Представьте себе монету, которая практически никогда не подает «орлом», сколько бы Вы ее не подбрасывали. Вы подбросили ее миллион раз, и за все это время она ни разу не выпала «орлом». И вот, к Вам приходит товарищ и говорит: «Спорим, сейчас мы подбросим эту монету, и она выпадет «орлом»! Вы знаете, что это невозможно, и соглашаетесь на спор. Вы подбрасываете монету, и она выпадает «орлом» - так, как и предсказал Ваш товарищ!

Ваш товарищ угадал практически невозможное событие? Вы так не подумаете. Вы подумаете, что он каким-то образом знал, как выпадет монета.

Угадать практически невозможное событие невозможно . О его возникновении нужно знать.

Примерно такая же ситуация имеет место с предсказанием (пророчеством) Второзакония 28 о влиянии выполнения христианских заповедей на экономику. Автор этих строк Библии не мог угадать тот факт, что сегодня будет иметь место практически невозможное (с точки зрения гипотезы, что Бога нет, и что Он никак не влияет на происходящие в экономике процессы) событие. Автор Второзакония 28 предсказал невозможное, невероятное событие. А раз так, то он НЕ УГАДАЛ , а ЗНАЛ . Он ЗНАЛ наверняка о том, что выполнение христианских заповедей влечет за собой материальное благополучие.

Иначе как объяснить тот факт, что сбылось практически невероятное? Сбылось ЧУДО, событие, которое практически НЕВОЗМОЖНО!

Влияние основных религий на экономику стран мира

Влияние на экономику стран христианства в целом

Выше было отмечено, что если все страны мира разделить на христианские и нехристианские, и линией раздела будет являться 50% христиан от общего населения, то в соответствии со статистикой христианские страны богаче остальных, нехристианских стран в 5 раз. Число 50 будем называть граничным значением процента христиан, который делит весь мир на христианские и нехристианские страны.

Необходимо сделать пояснение относительно числа 50% христиан от населения. Число 50 является в некоторой степени субъективным. Можно считать, что христианскими странами являются такие страны, в которых более 45% христиан от населения (соответственно страны мира, в которых - менее 45% христиан, при этом будут являться нехристианскими), или же страны, в которых - более 40% христиан. Другими словами, граничное значение %-та христиан может быть не только 50, но и другим (например 45%, 60% и так далее).

Очевидно, что при разных значениях граничного %-та христиан отношения доходов в христианских и нехристианских странах будут разные. Для граничного значения 50% это отношение равно 5,1 (христианские страны богаче остальных, нехристианских стран в 5,1 раз), а для значения 40%, как показывают расчеты, оно равно 4,6 (христианские страны богаче нехристианских стран в 4,6 раз).

Интересно, что отношение доходов на человека в христианских и нехристианских странах почти не зависит от граничного значения процента христиан, который делит весь мир на христианские и нехристианские страны.

На рисунке 4.8 а) приведен график зависимости отношения доходов на человека в христианских и нехристианских странах от граничного значения %-та христиан. На рисунке 4.8 б). приведен средний годовой доход на человека в христианских и нехристианских странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Рис. 4.8 а). График зависимости отношения доходов на человека в христианских и нехристианских странах от граничного значения %-та христиан.

Рис. 4.8 б). Средний годовой доход на человека в христианских и нехристианских странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в христианских и нехристианских странах равно 5,1.

Отношение доходов в христианских и нехристианских странах рассчитывалось по формуле:

Отношение доходов = Д ХР / Д НЕХР.

В этой формуле Д ХР – это средний доход на человека в христианских странах;

Д НЕХР - средний доход на человека в нехристианских странах.

В соответствии с этой формулой, если отношение доходов больше 1, то доход на человека в христианских странах больше дохода на человека в нехристианских странах. И наоборот, если отношение доходов меньше 1, то доход на человека в христианских странах меньше дохода на человека в нехристианских странах. Так, например, точка графика на рисунке 4.8 а), соответствующая значению 50 по оси «граничное значения %-та христиан», рассчитывалась как отношение $7386 к $1448, то есть как отношение доходов в христианских и не христианских странах при граничном значении %-та христиан равном 50 (см. рисунок 4.8 б)).

График на рисунке 4.8 а) нужно трактовать следующим образом. Допустим принимается, что граничное значение %-та христиан, которое делит все страны мира на христианские и нехристианские равно 30. Другими словами, мы принимаем, что если по официальной статистике в какой-то стране христиан меньше, чем 30% населения, то эта страна – не христианская, а если больше или равно 30% - то эта страна христианская. В этом случае отношение доходов на человека в христианских и нехристианских странах равно 4,72 (см. крайнюю левую точку графика на рисунке 4.8 а)).

Иначе говоря, при граничном значении %-та христиан равном 30, которое будет делить весь мир на христианские и нехристианские страны, христианские страны богаче остальных, нехристианских стран в 4,72 раза .

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.8 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.8 б) приведен средний годовой доход на человека в христианских и нехристианских странах. Во всем мире христианские страны богаче остальных, нехристианских стран в пять раз .

Влияние православия на экономику стран мира

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

Влияние католицизма на экономику стран мира

На рисунке 4.10 а) приведен график зависимости отношения доходов в католических (римские католики) и некатолических странах от граничного значения процента католиков, которое делит все страны мира на католические и некатолические. На рисунке 4.10 б) приведен средний годовой доход на человека в католических и некатолических странах при граничном значении %-та католиков равном 50.

Из графика на рисунке 4.10 б) видно, что отношение доходов в католических и некатолических странах в приведенном диапазоне граничного значения католиков выше 1. Это говорит о том, что католические страны несколько богаче остальных, некатолических стран мира .

Рис. 4.10 а). График зависимости отношения доходов на человека в католических и некатолических странах от граничного значения %-та католиков.

Рис. 4.10 б). Средний годовой доход на человека

в католических и некатолических странах при граничном значении %-та католиков равном 50. Отношение доходов в католических и некатолических странах равно 1,49. Это свидетельствует о том, что католические страны богаче некатолических почти в полтора раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.10 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.10 б) приведен средний годовой доход на человека в католических и некатолических странах. Католические страны несколько богаче остальных, некатолических стран. Доходы в католических странах в 1,49 раз больше доходов в некатолических странах.

Влияние протестантизма на экономику стран мира

На рисунке 4.11 а) приведен график зависимости отношения доходов в протестантских и непротестантских странах от граничного значения процента протестантов, которое делит все страны мира на протестантские и непротестантские. На рисунке 4.11 б) приведен средний годовой доход на человека в протестантских и непротестантских странах при граничном значении %-та протестантов 50.

Рисунки 4.11 свидетельствуют о том, что протестантизм оказывает самое существенное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими мировыми религиями и конфессиями .

Рис. 4.11 а). График зависимости отношения доходов на человека в протестантских и непротестантских странах от граничного значения %-та протестантов.

Рис. 4.11 б). Средний годовой доход на человека в протестантских и непротестантских странах при граничном значении %-та протестантов равном 50. Отношение доходов в протестантских и непротестантских странах равно 7,95. Другими словами, при граничном значении %-та христиан равном 50, протестантские страны богаче остальных стран мира почти в восемь раз. По сравнению со всеми существующими религиями и идеологиями протестантизм оказывает самое положительное влияние на экономику стран мира.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.11 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.11 б) приведен средний годовой доход на человека в протестантских и непротестантских странах. Доходы людей в протестантских странах превышают доходы людей в непротестантских странах в 7,94 раз. Во всем мире протестантские страны почти в восемь раз богаче остальных, непротестантских стран.

Рисунки 4.9, 4.10 и 4.11 представляют собой аналогию спектрального анализа и показывают, как влияют отдельные конфессии на экономическое процветание стран мира.

Из рисунков видно, что наиболее положительное влияние на экономику стран мира оказывают протестантские конфессии. Отношение доходов в протестантских и непротестантских странах мира достигает максимального значения 7,96 при граничном значении %-та протестантов равном 51 (см. рис. 4.11 а)).

Из рисунков 4.9 следует, что православие не оказывает положительного влияние на экономику стран мира.

Католицизм по своему влиянию на экономику занимает промежуточное положение между протестантизмом и православием, как это видно из рисунков 4.10.

Автор далек от мысли на основании этих данных делать выводы о том, какие из христианских конфессий правильнее. Я глубоко убежден в том, что именно выполнение Библейских, Божьих заповедей влечет за собой экономическое процветание стран и народов, а Библейские, Божьи заповеди не имеют конфессиональной принадлежности; заповеди – это достояние христианства в целом.

Влияние на экономику стран мира ислама (религии мусульман)

На рисунке 4.12 а) изображен график зависимости отношения доходов в мусульманских и немусульманских странах от граничного значения процента мусульман, которое делит все страны мира на мусульманские и немусульманские. На рисунке 4.12 б) приведен средний годовой доход на человека в мусульманских и немусульманских странах при граничном значении %-та мусульман равном 50.

Из рисунка 4.12 а) видно, что отношение доходов в мусульманских и немусульманских странах существенно меньше единицы, и находится в диапазоне от 0,19 до 0,24. Это говорит о том, что мусульманские страны почти в четыре с половиной раза беднее немусульманских стран .

Рис. 4.12 а). График зависимости отношения доходов на человека в мусульманских и немусульманских странах от граничного значения %-та мусульман.

Рис. 4.12 б). Средний годовой доход на человека в мусульманских и немусульманских странах при граничном значении %-та мусульман равном 50. Отношение доходов в мусульманских и немусульманских странах равно 0,23. Другими словами, при граничном значении %-та христиан равном 50, мусульманские страны беднее остальных, немусульманских стран мира в 4,4 раза.

Влияние буддизма на экономику стран мира

Влияние буддизма на экономку стран мира отражается на рисунках 4.13. На рисунке 4.13 а) изображен график зависимости отношения доходов в буддистских и небуддистских странах от граничного значения процента буддистов, которое делит все страны мира на буддистские и небуддистские. На рисунке 4.13 б) приведен средний годовой доход на человека в буддистских и небуддистских странах при граничном значении %-та буддистов равном 50.

Из рисунка 4.13 а) видно, что отношение доходов в буддистских и небуддистских странах существенно меньше единицы, и находится в диапазоне от 0,15 до 0,21. Это говорит о том, что буддистские страны беднее остальных, небуддистских стран более чем в пять раз. .

Рис. 4.13 а). График зависимости отношения доходов на человека в буддистских и небуддистских странах от граничного значения %-та буддистов.

Рис. 4.13 б). Средний годовой доход на человека в буддистских и небуддистских странах при граничном значении %-та буддистов равном 50. Отношение доходов в буддистских и небуддистских странах равно 0,15. Другими словами, при граничном значении %-та буддистов равном 50, буддистские страны беднее остальных, небуддистских стран мира в 6,7 раз.

Влияние индуизма на экономику стран мира

Влияние индуизма на экономку стран мира отражается на рисунках 4.14. На рисунке 4.14 а) изображен график зависимости отношения доходов в индуистских и неиндуистских странах от граничного значения процента индуистов, которое делит все страны мира на индуистские и неиндуистские. На рисунке 4.14 б) приведен средний годовой доход на человека в индуистских и неиндуистских странах при граничном значении %-та индуистов равном 50.

Из рисунка 4.14 а) видно, что отношение доходов в индуистских и неиндуистских странах находится в диапазоне от 0,08 до 0,09. Это говорит о том, что индуистские страны беднее остальных, неиндуистских стран примерно в одиннадцать раз. . Из всех мировых религий и идеологий (за исключением атеизма) индуизм оказывает, пожалуй, самое негативное влияние на экономику стран мира.

Рис. 4.14 а). График зависимости отношения доходов на человека в индуистских и неиндуистских странах от граничного значения %-та приверженцев индуизма.

Рис. 4.14 б). Средний годовой доход на человека в индуистских и неиндуистских странах при граничном значении %-та индуистов равном 50. Отношение доходов в индуистских и неиндуистских странах равно 0,086. Другими словами, при граничном значении %-та индуистов равном 50, индуистские страны беднее остальных, не индуистских стран мира в 11,6 раз.

Влияние иудаизма на экономику стран мира

Что касается иудаизма, то это религия евреев. Кроме Израиля, где иудеи составляют 81,4% населения, стран с большим количеством приверженцев этой религии практически нет, поэтому трудно говорить о влиянии этой религии на мировую экономику.

Влияние христианских сект на экономику стран мира

Влияние христианских сект (мормоны, свидетели Иеговы, африканские синкретические группы) на экономку стран мира отражается на рисунках 4.15. На рисунке 4.15 а) изображен график зависимости отношения доходов в сектантских и несектантских странах от граничного значения процента сектантов, которое делит все страны мира на сектантские и несектантские. На рисунке 4.15 б) приведен средний годовой доход на человека в сектантских и несектантских странах при граничном значении %-та сектантов равном 50.

Из рисунка 4.15 а) видно, что чем выше в странах мира число сектантов, тем эти страны беднее. Почти на всем диапазоне граничного значения %-та сектантов отношение доходов в сектантских и несектантских странах меньше единицы. Это говорит о том, что сектантские страны беднее остальных, несектантских стран мира.

Из рисунка 4.15 б) следует, что при граничном значении %-та сектантов равном 50, сектантские страны беднее остальных стран мира примерно в 4 раза.

Рис. 4.15 а). График зависимости отношения доходов на человека в сектантских и несектантских странах от граничного значения %-та числа сектантов.

Рис. 4.15 б). Средний годовой доход на человека в сектантских и несектантских странах при граничном значении %-та сектантов равном 50. Отношение доходов в сектантских и несектантских странах равно 0,26. Другими словами, при граничном значении %-та сектантов равном 50, сектантские страны беднее остальных, несектантские стран мира в 3,8 раза.

Влияние атеизма на экономику стран мира

Весьма любопытно влияние числа атеистов на экономическое благосостояние стран мира.

На рисунке 4.16 а) изображен график зависимости отношения доходов в атеистических и неатеистических странах от граничного значения процента атеистов, которое делит все страны мира на атеистические и неатеистические. На рисунке 4.16 б) приведен средний годовой доход на человека в атеистических и неатеистических странах при граничном значении %-та атеистов равном 50.

Из рисунка 4.16 а) отчетливо прослеживается закономерность: чем больше атеистов в странах мира, тем в среднем страны беднее. Из рисунка 4.16 б) видно, что атеизм оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира по сравнению со всеми существующими религиями и идеологиями.

Рис. 4.16 а). График зависимости отношения доходов на человека в атеистических и неатеистических странах от граничного значения %-та числа неверующих.

Рис. 4.16 б). Средний годовой доход на человека в атеистических и неатеистических странах при граничном значении %-та атеистов равном 50. Отношение доходов в атеистических и неатеистических странах равно 0,084. Другими словами, при граничном значении %-та атеистов равном 50, атеистические страны беднее остальных, неатеистических стран мира примерно в 12 раз.

Влияние коммунистической идеологии на экономику стран мира

Коммунистическая идеология в какой-то степени является противовесом существующих мировых религий. Коммунистическая идеология предполагает веру в принципы коммунизма, в его непогрешимость и даже в святость (своеобразную, конечно) идеологов марксизма-ленинизма, которые разрабатывали идеи коммунизма.

Идеологам и основоположникам марксизма-ленинизма поклонялись и верили. Сомнение в непогрешимости идей коммунизма считались святотатством. Чем не религия?

В этой связи любопытно оценить влияние коммунистической идеологии на экономическое развитие стран мира.

Статистика – это довольно беспристрастный судья, который может объективно сказать, хороша ли эта идеология для человечества или нет.

Рис. 4.17. Средний годовой доход на человека

в коммунистических и некоммунистических странах.

Коммунистические страны в 5 раз беднее остальных, некоммунистических стран мира.

На рисунке 4.17 приведен средний годовой доход на душу населения в странах, которые так или иначе подвергались влиянию коммунистической идеологии. В этих странах до 90-х годов прошлого века существовали марксистские, социалистические или коммунистические режимы, а их правительства придерживались коммунистической идеологии в различных формах и вариациях. Такие страны на рисунке 4.17 условно названы «коммунистическими странами».

На этом же рисунке для сравнения приведен средний годовой доход на человека в остальных, некоммунистических странах мира.

Интересно сопоставить этот рисунок с рисунком 4.8 б), который свидетельствует о том, что христианские страны богаче остальных стран мира в 5 раз. Христианская идея настолько же хороша для экономики стран мира, насколько коммунистическая идеология – плоха.

Если этот материал был труден для понимания

Если приведенный выше материал был труден для понимания, взгляните на сводную таблицу, в которой приведены результаты проведенного анализа.

Влияние основных мировых религий и конфессий

на экономическое развитие стран мира

Конфессия (религия)

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы конфессии (религии) и в остальных странах

Из истории можно привести ряд примеров, как положительного, так и отрицательного характера - о влиянии религии на экономику какой-то страны, ее роли, а также путях взаимодействия с государственными и общественными структурами.

Вначале хотим сказать пару слов о современной экономике и о том, что именно она, из себя представляет, о ее терминах и понятиях...

Сам термин "Экономика" говорит о том, что в основе лежит экономия. Иными словами: Экономика должна заниматься тем, что способствует максимально эффективному развитию человека при минимальных затратах. На деле все выглядит несколько, правильнее будет сказать - совсем иначе. Мы имеем развитие с точностью до наоборот и, в итоге, развитие как таковое сводится к увеличению потребления ресурсов.

Взять, к примеру, производство кастрюль. Оно заинтересовано в том, чтобы произвести как можно больше товаров и реализовать их. Но у производства кастрюль есть смежники, поставщики сырья, материалов, которые в свою очередь, так же тяготеют к увеличению производства.

Взвешивая все это, суммируя в одно целое, получаем некий продукт - кастрюлю. Следующий вопрос: Сколько кастрюль нужно на душу населения? Согласитесь, вполне может случиться так, что спустя короткое время кастрюли уже будут не нужны.

В итоге нам придется перестраивать производство. Это связано с колоссальными затратами. Но есть иной выход - сократить срок службы кастрюли. Кстати, это позволит значительно снизить себестоимость нашей кастрюли за счет использования менее качественных материалов и сырья.

И все бы ладненько, но на деле ведь совсем иначе: снижая качество продукции мы увеличиваем ресурсного потребление: больше кастрюль - больше ресурсов выкачиваем из планеты. А еще и отходы...

Это касательно производства. Теперь посмотрим на социальные институты, которые общество ревностно охраняет. Взять, к примеру, институт здравоохранения.

С точки зрения самой экономики, современному здравоохранению очень выгодно, а стремиться оно именно к выгоде, чтобы вы всю свою жизнь болели. Не важно, чем, а важно, чтобы постоянно.

Ведь так вы будете тратить свои кровные на лекарства, врачей, больницы и т.д. Здоровый человек - вы совершенно бесполезный. Мертвый то же. Медленно умирающий, как раз в самый раз.

Вы только вдумайтесь - за что получает заработную плату врач? За то, что он лечит пациентов. Вполне логично представить, - чем больше пациентов, тем больше заработок.

И наоборот: чем здоровее народ, тем меньше заработок врача. А еще и целая когорта народу во главе с министром здравоохранения, директорами фармацевтических фирм, аптек, складов и прочее.

Можно рассмотреть иной институт, скажем, образование. Здесь экономика так же играет не свойственную ей роль. Спрашивается, - зачем тратиться на образование массы людей, когда выгоднее обучить единицы?

Так можно пройтись по всему спектру жизнедеятельности человека. А взять дорожное строительство, а энергетику? Выгоднее качать нефть, а не устанавливать ветряки; нам не нужна солнечная энергия, нам нужен природный газ!

Вернемся к самой экономике

Современная экономика представляет собой не что иное как религию со всеми вытекающими последствиями: здесь и соответствующая атрибутика, и догматы, и предписания, и правила, и писанные законы и т.д. и т.п..

Она существует исключительно ради самой себя, принуждая людей, общество гнуть спины ради ее процветания. И это вместо того, чтобы всячески помогать человеку в его развитии, обслуживая это развитие.

Спросите: А в чем же причина такого отклонения, если не сказать хуже - ухода с правильного пути? Фактически, экономика сегодня заняла несвойственное ей место господа человеческого общества.

Но по сути она ведь Богом не является, - это люди возвеличили ее придав соответствующий статус. И теперь они вынуждены любить ее, лелеять ее, растить ее, заботиться о ней, приносить ей жертвы.

Все дело в том, что люди перестали руководствоваться Господом Богом, Творцом всего и человека в том числе, они забыли о сущем Господе Боге, Творце променяв его, на выдуманного самими собой. Люди ведут себя словно дети, которые позабыли об отцовских наставлениях и вообще, забыли о существовании Родителя.

В отношении развития и экономики Божья наука дает полное представление - как правильно, что для этого нужно. Вопрос в другом: Кто ж знает Божью науку, кто руководствуется Законами Творца, благодаря которым все живет и развивается?

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

И Достоевский, и Ницше были убеждены в том, что человек на определенном этапе истории выбрал неправильные ориентиры для собственного развития, что он скорее деградирует. К этой проблеме оба мыслителя подходили с глубоким психологизмом. И Достоевский, и Ницше принадлежат к экзистенциалистскому направлению. Этот вывод можно сделать из постановки вопроса свободы в трудах русского классика (приверженца религиозной мысли) и немецкого нигилиста (приверженца атеистического направления). Они желали улучшения человечества, вот только каждый предлагал свой путь Влияние христианства на экономику. Достоевский считал, что общество нужно строить на основе христианской общины, а Ницше – на воспитании в человеке только тех качеств, которые нужны для его личного «выживания» в социуме и природе. Взгляд Фридриха Ницше на христианство диаметрально противоположен убеждениям Федора Достоевского. В своём труде «Антихрист» Ницше утвердил «первую заповедь»: «Пусть гибнут слабые и уродливые!», добавляя при этом, что наихудшее из зол – это сострадание, которое лежит в основе христианской морально-этической системы. Это мнение оппозиционно по отношению к идее деятельной любви Достоевского, которая была развита в романе «Братья Карамазовы». Писатель утверждает, что сострадание помогает исцелять души людей и объединять их в одно целое.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Ницше же отвергает путь Достоевского. Для него верный для человечества способ эмансипации – удовлетворения желаний, избавление общества от всего, что может противоречить инстинктам человека. И, вне всякого сомнения, стратегия Ницше ведет как раз к деградации личности, а не её развитию. Ведь человек, совершенно свободный от догм и навязанных обществом основ, становится скорее животным. Ницше писал, что христианство отображает «ненависть к реальности», но как могут представители веры, построенной на любви, ненавидеть то, что, по их мнению, создано Богом. Следующий выпад состоит в том, что христианство – религия слабых людей, которые боятся боли и безропотно принимают мир, обиды и зло, им причинённые. Но если христиане боятся боли, то что же такое посты, аскетизм, если не физические лишения. Ещё один упрёк – боязнь изменить мир. Однако разве деятельная любовь - это не орудие для изменения мира? Да, пусть христиане принимают обиды от окружающих и не отвечают им той же монетой, но вся причина в желании собственным примером показать низость обидчика и ошибочность его позиции.

Ницше упрекал христиан в том, что они боятся разграничения, но вот только мысль христианства не в уравнении всех и вся, а в объединении на основе равенства людей перед Богом. Ницше отмечал, что согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Достоевский же писал, что человек способен стать свободным, ограничивая свои желания до минимума, - в этом состоит принципиальная позиция, а бедность здесь ни при чём. Влияние христианства на экономику Если кто-то беднее тебя, то ему следует помочь из справедливости. Далее Ницше говорит, что вера заключается только в следовании за «жрецом» и церковь этим пользуется. Но здесь, возможно, уместно отметить, что как раз православная церковь никогда не была сверхгосударственной надстройкой и не довела над светской властью. Немецкий философ справедливо обвиняет религию в консервировании мыслей человека, их ограничении. Но у Достоевского есть верный ответ на такое обвинение – христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Можно дальше продолжать игру: вопрос Ницше – ответ Достоевского. Взгляды первого являются, с точки зрения автора, однобокой негативной реакцией на западное христианство. А второй посредством собственного осмысления христианского учения отстаивал общечеловеческие ценности. Влияние христианства на экономику

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Существует немалое количество исследований, в которых рассматривается связь религии и экономики. В частности, сравнения между странами показывают, что религиозность граждан оказывает положительное влияние на развитие экономики в государстве. Причинами отсталости или процветания стран являются культурные различия общества, а также религия, которую исповедует большинство граждан. Многие экономисты и политологи трактуют религию как один из факторов, обусловливающих успех или крах всевозможных обществ.

Зачастую статьи об экономике для простого человека кажутся сухими, черствыми и неинтересными. Важно правильно, доступным языком, а не высокопарными и философскими, даже научными фразами донести экономические понятия до простого народа. И тогда он (народ) поймет, что экономика может быть нечто теплым, светлым и благополучным.

Понятие «экономика» всегда ассоциируется с чем-то материальным. Для бизнесменов – приобрести финансовые средства, не затрачивая больших физических усилий. Для простого народа – прокормить семью, да дожить бы до зарплаты или пенсии. Для религиозного человека, в частности для христианина, смириться с любым кризисом и помолиться Богу, чтобы Он даровал мир, благополучие, а главное терпение своему народу.

Многих людей слово «экономика» также наталкивает на мысли о богатстве и бизнесе, при помощи которого его можно получить. В обществе бытует мнение, что богатство свидетельствует об успехе человека и является показателем его социального статуса. В то же время существует точка зрения, согласно которой богатство развращает человека и делает его бездуховным. Ещё Иисус Христос говорил о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Эти слова, по мнению церковных деятелей, осуждают не богатство как таковое, но накопление богатства ради роскоши. Само по себе оно не благо и не зло, а, главным образом, испытание и ответственность.

Стремление предпринимателей к накоплению богатства, которое живет в их душах, делает их черствыми и представляет собой порок, который затемняет образ Божий в человеке. В свою очередь, бизнес, лишенный нравственного начала, не только неустойчив, но и опасен: по степени загрязненности водоемов, лесов и атмосферы, которые являются общественным достоянием, но «приватизированы» предпринимателями, можно судить о состоянии их душ. Возможно, если осуществление бизнеса будет совершаться на основе нравственных ценностей, созданных и оберегаемых религией, его результаты будут более удачными, а последствия менее разрушительными.

В нашем российском государстве граждане в основном представляют христианство, которое в свою очередь основывается на Библию и отдает «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово» . Но как бы церковь не старалась не вмешиваться в государственные и экономические вопросы страны, она напрямую зависит от экономических реформ, хотя и существует отдельно от государства – налоги заплати, за коммунальные услуги заплати непомерную плату. И как трудно выживать сельским приходским храмам, где прихожане бедные люди. Вот и молятся они за процветание экономики, за тех бизнесменов и правителей, которые бескорыстно жертвуют на храмы, не думая о славе и выгоде.

Многие экономические деятели советуются с церковным духовенством по поводу своих дел, прося святых молитв на их благое совершение. Вот тут-то и связь религии с экономикой. Попросили, например, арендаторы священника освятить семена на посев, да помолиться о дожде, а Бог и дождь дал, и тепло, и щедрым урожаем наградил. Вот и экономическое процветание. Освятил священнослужитель землю под строительство завода – и дал Бог этому заводу большое экономическое будущее.

В православной церкви есть икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница», перед которой верующие молятся об успехе в торговле и о спасении от банкротства . Так же молятся святому Иоанну Сочавскому о помощи в бизнесе, о защите от бедности и денежных проблем. Христианство всегда поддерживало экономические отношения, лишь бы они были благими и угодными Богу.

Религия – это великая сила, потому как, то, что невозможно человеку, возможно Богу. В Библии описывается случай, как апостолы закидывали многократно сети в море, но не могли поймать ни одной рыбы, когда же Иисус Христос благословил их закинуть сети в море, то было поймано великое множество рыб, так, что сети разрывались. Итак, религия всегда будет являться компасом на корабле экономики, её путеводной звездой.

По Божьему слову совершаются великие дела, в Евангелии от Матфея говорится: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» Вот так и в экономике, если имеет кто веру в Бога, религиозен, трудолюбив, честен и просит у Господа, тот и получает от Всевышнего все блага, в том числе и материальные. Вот так, религия становится двигателем экономики.

Чтобы не нарушить религиозной этики, не обидеть духовных ценностей других религий и не делать акцент только на христианстве, хотелось бы отметить тот фактор, что зачастую многие религиозные общества завязывают между собой экономические отношения не только ради материальной выгоды и приобретения доходов, но и ради мира между народами различных вероисповеданий. В результате, братски объединяясь, все религии не произвольно оказывают воздействие на экономическое развитие и более того на всеобщее процветание мирового хозяйства. Ведь экономика в переводе с греческого языка – это дом, хозяйство, и если в доме мир и согласие, то и хозяйство будет процветать.

Не касаясь государственных и мировых масштабов, взять к примеру сельскую местность, где я проживаю: наше село Марьины Колодцы православное, но и многонациональное, и в нём проживают люди хотя и в небольшом количестве и других религий. В селе идет завершение строительства нового храма, благодаря теплым межрелигиозным отношениям в его воздвижении принимают люди разных религий. Следуя нашей христианской этики, мы стараемся сохранять добрые отношения с нашими братьями по вере: и мусульманами, и протестантами. Многому научились мы, а они у нас в бытовых вопросах.

Всегда есть чему поучиться у другого народа. К примеру, мы научились готовить очень вкусные блюда из трав, что значительно экономит наш семейный бюджет, чтобы никого не обидеть, мы покупаем продукцию у человека, независимо от его религии. В результате в нашем небольшом селе процветает наша маленькая экономика, а наши религии в совокупности являются двигателями экономических отношений.

Религия как мировоззрение задает понимание смысла жизни, ценности, нормы, идеалы. Этим она задает моральное поведение человека во всех сферах и объединяет людей. Внутренняя сторона религии всегда предполагает духовную жизнь человека, то есть внутренний труд по преобразованию личности по образу и подобию Творца. Духовная жизнь способствует духовному росту, преображению личности. Человек приобретает главную добродетель – любовь, а также одухотворенные знания, ум – мудрость. Это позволяет человеку мыслить и действовать в соответствии с моральными нормами во всех обстоятельствах и во всех сферах жизнедеятельности, позволяет максимально реализовать весь свой человеческий потенциал на благо ближних, общества, Родины.

Восстановление духовных ценностей и моральных норм, приобретенных христианством за многовековую историю, но утрачиваемых сегодня, возможно, по нашему глубокому убеждению, лишь в условиях так называемой нравственной экономики. Нравственные вопросы всегда были первостепенными для России, особенно в переломные для нее моменты, которые мы переживаем и сегодня. Русь назвали святой, а ее народ - богоносцем из-за тех религиозных ценностей, которые практически утратились сегодня. История нашего государства показывает, что без внутреннего нравственного стержня, основанного на религиозных ценностях, масштабные начинания вроде модернизации экономики нежизнеспособны.

Таким образом, если каждый экономический деятель, правитель, бизнесмен, арендатор, акционер живет по заповедям Божиим: не крадет, не берет взятки, не занимается вымогательством, не обманывает своих начальников и подчиненных, не завидует своим конкурентам, живет честно, думает о нуждах других и делится с ними (благодетельствует), то всех тех материальных благ, которые дает Бог (у Бога всего много) хватит и ему, и народу. И чем ближе будет экономика к религии и ее духовным ценностям, которые способствуют умножению богатств, тем крепче будет наше Российское государство.

Социологи заметили, что богатые страны зачастую менее религиозны, чем те, где доходы ниже (хотя корреляция проявляется не всегда). Но что это значит? Можно ли сказать, что религия сдерживает экономику? Или, напротив, компенсирует недостаток экономической стабильности? Ответы – редактора портала republic.ru Михаила Тищенко.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в начале XX века предположил, что развитие экономики – причина, а ослабление религии – следствие. Религия, рассуждал он, играет важную роль во многих сферах, от образования до социальной помощи. Но по мере экономического развития – и светских институтов, которые могут выполнять те же функции, – ее влияние ослабевает.

Его коллега Макс Вебер заявил, что зависимость иная. По его логике, сначала общество становится более светским, снижается влияние религиозных догм – и это стимулирует развитие экономики. Реформация – как раз такой пример.

Работает ли модель Вебера в других случаях? Можно ли сказать, что страна, ставшая более светской, сделала шаг на пути к процветанию? Это предмет споров. Некоторые исследования предполагают, что модель актуальна. Другие доказывают, что все происходит наоборот. Социологи из Великобритании и США, опубликовавшие свежее исследование в журнале Science Advances, заявляют, что нашли метод, который позволяет исключить одну из альтернатив.

Что узнали раньше?

Как ⁠можно связать религию и экономику? Распространенный метод ⁠– взять данные опросов, посвященных религиозности, и сопоставить их с экономическими показателями. Это ⁠сделал, в частности, Gallup в конце ⁠2000-х годов – сравнил относительную роль религии более чем в сотне стран (респондентам задавали вопрос, «является ли она важной частью их повседневной жизни») с ВВП на душу населения.

Исследование подтвердило корреляцию: чем богаче была страна, тем менее религиозны ее жители. В странах с низкими доходами (ВВП на душу населения до $2 тысяч) примерная доля религиозного населения – около 95%. В более преуспевающей группе (от $12 тысяч до $25 тысяч) гораздо ниже – около 70%. Среди самых богатых стран (более $25 тысяч) – она составляет менее половины.

В десятку самых религиозных, по версии Gallup, вошли страны с ВВП на душу населения менее $5 тысяч (Нигер, Бурунди). Для сравнения – в Великобритании (около $40 тысяч на душу населения) важность религии признали лишь 27% респондентов. В Японии (около $39 тысяч) – 24%.

Но зависимость проявлялась далеко не всегда. В США, одной из крупнейших экономик (около $60 тысяч на человека), уровень религиозности оказался достаточно высоким – 65%. Еще выше – в богатых странах Персидского залива. В России (ВВП на душу населения – около $11 тысяч) – напротив, достаточно низким, около 35%. Авторы признали, что могли сыграть роль и другие причины, в случае России – подавление религии в советский период. Все это показало, что корреляцию не следует переоценивать.

Что выяснили сейчас?

Авторы нового исследования пошли другим путем. Они попытались выяснить, что все-таки происходит раньше – секуляризация или рост экономики. Доказать их зависимость сложно, проследить их последовательность – вполне возможно.

Для этого взяли результаты Всемирного и Европейского обзора ценностей – масштабных опросов, проводившихся в течение нескольких десятков лет более чем в сотне стран. Для оценки экономического роста – ВВП на душу населения. Авторы признали, что это упрощенный показатель, по сравнению, например, с индексом человеческого развития, но для периода исследования – XX века – более сложные данные есть не для всех стран.

Всемирный обзор ценностей – в том числе, по вопросам религии (участников спрашивали, например, об отношении к богу и посещении церкви), – проводился лишь с начала 1990-х годов. Для более масштабной модели – процесса секуляризации на протяжении сотни лет, – не хватало информации. Но авторы, предполагая, что религиозные убеждения закладываются на раннем этапе жизни, сделали поправку на возраст респондентов, чтобы получить дополнительные данные. «Чтобы узнать, насколько религиозной была страна в 1950 году, – рассуждают они, – можно посмотреть, насколько религиозны люди, пережившие взросление в то время».

Что получилось в итоге?

Модель, в которой использовали данные за сотню лет, подтвердила наличие корреляции. Развитие светского общества в ней предшествует экономическому росту, а не наоборот. Авторы даже рассчитали, что повышение «индикатора секуляризации» соотносится с пропорциональным ростом ВВП на душу населения – например, на $1 тысячу через десять лет, $2,8 тысячи – через 20 лет, $5 тысяч – через 30 лет.

Значит ли это, что Вебер был прав? Отчасти. Модель, рассуждают авторы, не доказывает, что светское общество способствует процветанию, но позволяет исключить обратное (что экономический рост приводит к упадку религии). В целом, хотя эффект религии нельзя исключать, другие факторы, по их расчетам, могут оказать на экономику гораздо большее влияние. Один из них – развитие толерантности и прав человека (в том числе – снижение гендерного неравенства), которое устраняет барьеры для экономической активности.



Похожие статьи