Доход от мала до велика. Повышение зарплаты бюджетникам, инфляция и мрот

Майские указы в части повышения зарплат врачей, учителей и соцработников в 2016 году «выполнялись наоборот», подсчитала «Газета.Ru», используя данные Росстата: зарплаты не только не росли, но даже в некоторых случаях уменьшались. Обещания чиновников о выполнении указов к 2018 году нереалистичны, полагают эксперты.

Срок выполнения одного из самых известных майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам — 1 января 2018 года. К этому сроку зарплата школьных учителей, медсестер, работников культуры и некоторых других категорий бюджетников должна сравняться со средней по региону. Врачи, преподаватели вузов и ученые должны получать как минимум 200% от средней зарплаты.

Однако сейчас, почти пять лет спустя с момента выхода указов, зарплаты бюджетников не настолько приблизились к заветным показателям, чтобы их достижение за оставшиеся 11 месяцев казалось реалистичным.

Даже по итогам трех кварталов 2015 года ситуация выглядела лучше, чем по последним данным Росстата: за три квартала прошедшего года зарплаты учителей и врачей по отношению к средним снизились.

В отсутствие полной статистики за 2016 год «Газета.Ru» сравнила данные Росстата за девять месяцев прошлого года с аналогичным периодом 2015 года и убедилась, что по всем ключевым категориям работников положительные изменения зарплат отсутствовали. Например, средняя зарплата врачей составляла в январе - сентябре 2016 года 48,9 тыс. руб. против 46,4 тыс. руб. за тот же период 2015-го, то есть почти не увеличилась с учетом инфляции.

Отношение к средней зарплате по региону — основной маркер майских указов — Росстат в прошлом году публиковать перестал. Последний раз такие данные были опубликованы по итогам 2015 года: тогда средняя зарплата врачей составляла 156% к средней зарплате в России. За девять месяцев 2015 года — 140%.

За три квартала 2016 года картина изменилась к худшему: отношение к средней зарплате по России за этот период составило 137%, подсчитала «Газета.Ru». Получается, что майские указы в 2016 году «выполнялись наоборот», со снижением требуемого показателя. Примерно такой же показатель, как в 2016-м, был отмечен три года назад, за аналогичный период 2013 года (136%).

Рост будет быстрым

Зарплаты педагогов и соцработников также не приближаются к целевым показателям указов, если верить Росстату. Средняя зарплата в России за девять месяцев 2016 года составила 35,7 тыс. руб. Социальные работники получают всего 58,4% от этой суммы (20,9 тыс. руб.), преподаватели вузов — 140% (50 тыс. руб.). За аналогичный период прошлого года соотношения были примерно такими же.

Наиболее близки к целевым 100% только зарплаты школьных учителей: они составляют в среднем 32,6 тыс. руб., или 91,4% от средней зарплаты по региону (в среднем по России). Но динамика здесь отрицательная: за аналогичный период 2015 года было 96,5% при средней зарплате учителей 31,9 тыс. руб.

Тем не менее вице-премьер Ольга Голодец в декабре 2016 года уверяла, что майские указы в отношении зарплат будут полностью выполнены. Она сообщила, что зарплаты, в частности, врачей будут повышаться в два этапа: на 7,5% с 1 января этого года, на втором этапе с 1 октября достигнут 180% от средней по региону, а к 1 января 2018 года — 200%. Как именно это будет сделано, она не поясняла.

Если исходить из достигнутых 137% за три квартала 2016 года, получается, что зарплаты врачей за год — с 1 октября 2016 года до 1 октября 2017 года — должны показать рост на 63 процентных пункта к средней зарплате, которая, по расчетам правительства, тоже будет расти. Таким образом, жалованье докторов должно увеличиться примерно на треть, а затем, не останавливаясь на достигнутом, прибавить еще как минимум 10% за квартал.

Зарплаты плохие и разные

Между регионами России по-прежнему отмечается кратная разница в размере зарплат врачей: от 23,2 тыс. руб. в Ингушетии до 109 тыс. руб. в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. В Москве врачи в среднем зарабатывают 81 тыс. руб. в месяц, по данным Росстата. Но если в абсолютном выражении такая зарплата выше, чем во многих других регионах, то по сравнению со средней по столице — ниже (117,7%).

Динамика по регионам также различна. Если в столице зарплаты врачей выросли примерно на 10% (три квартала 2016-го к аналогичному периоду 2015 года), то в Ямало-Ненецком АО, наоборот, снизились на 3%.

Очевидно, что руководители ряда регионов не справляются с выполнением указов, отмечает директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. «Несмотря на все обещания и меры со стороны федеральных и региональных властей, за прошедшие годы задача повышения зарплаты медработников не была решена», — говорит он.

Зарплаты медиков уменьшились в номинальном выражении в 11 регионах за девять месяцев 2016 года, отмечает Гаврилов, в том числе в Московской, Ярославской областях, Ненецком АО, в Адыгее и других субъектах.

Существенная разница в зарплатах отмечается и в зависимости от формы собственности той или иной больницы: в федеральных работать выгоднее, за девять месяцев 2016 года там отмечался наибольший рост зарплат врачей (на 8%). В региональных клиниках зарплаты докторов выросли приблизительно на уровень инфляции — около 5%, а в муниципальных рост был почти нулевым (отрицательным с учетом роста цен).

Изменить указы может только президент

Указы, скорее всего, не будут выполнены в срок, отметил в беседе с «Газетой.Ru» экономист Евгений Гонтмахер: «Действительно, разрыв очень большой, такого чуда не может произойти даже за два года — поэтому, скорее всего, нет». По его словам, невыполнимость указов была понятна давно, одним из способов решения проблемы могла бы стать отсрочка, но на нее пока не соглашается сам президент.

«День расплаты рано или поздно настанет. Только вопрос: когда? Если это будет отсечка по 1 января 2018 году — это одно. Но наши коллеги из правительства могут сказать что угодно: вот 2018 год пройдет, и мы подведем итоги... Политическая ситуация в 2018 году меняется — будет смена правительства и так далее, поэтому возможно, что логика — продержаться до мая», — рассуждает аналитик.

Самым вероятным вариантом Гонтмахер считает заявление из уст президента о форс-мажорных обстоятельствах. Ситуация в экономике резко ухудшилась по сравнению с 2012 годом, когда подписывались указы, поэтому можно сослаться на непреодолимые обстоятельства, полагает он.

Выполнение указов за короткий промежуток времени, даже если в бюджете появится нужная сумма, он считает маловероятным. «Это очень опасный вариант, надо же не просто поднять зарплаты, но и поддерживать этот уровень. Вот сейчас цены на нефть чуть увеличились, а в следующем году они упадут. И получится, что вся наша бюджетная система скукожится», — резюмирует Гонтмахер.

В Минздраве и Минобрнауки запросы «Газеты.Ru» о том, как и когда майские указы планируется выполнять в 2017 году, какого точно соотношения со средней зарплатой достичь и в какой срок, оставили без ответа.

О том, что правительство готовится отложить «час икс», косвенно свидетельствует принятый закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в котором говорится, что федеральная субвенция обеспечивает реализацию указа президента в рамках соотношения 180% (по врачам) в 2017 году, а показателя 200% планируется достигнуть в 2018-м.

Это может означать, что повышать зарплаты будут в течение 2018-го, выборного года, а не к его началу, как это подразумевается в указах. Затем, в 2019-м, планируется поддерживать достигнутый уровень соотношения зарплат.

Такие рекомендации, единые на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда, 25 декабря утвердила Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. "Российская газета" их сегодня.

Рекомендации обеспечивают единый подход к регулированию зарплат бюджетников и устанавливаются на каждый календарный год. Системы оплаты труда в коммерческих компаниях работодатели определяют самостоятельно, но с учетом положений Трудового кодекса, которые дублируются в рекомендациях.

В конце 2008 года, когда разрабатывался такой же документ, его действие распространялось только на федеральных бюджетников, но с середины 2009-го система нашла отражение на региональном и муниципальном уровнях. В 2011 году во всех бюджетных организациях страны, включая государственные, региональные и муниципальные, были внедрены новые системы оплаты труда. Тогда же власти РФ заговорили об эффективности рекомендаций.

Так, среднемесячная зарплата в ноябре 2015 года, по данным Росстата, составила 33 800 рублей. По сравнению с ноябрем 2014 года, она выросла на 4,6 процента.

Несмотря на то, что в названии документа есть слово "рекомендация", в нем присутствуют и обязательные положения. Каждому наемному работнику гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2016 года его величина вырастает на четыре процента - до 6204 рублей в месяц.

Кроме того, в трудовой договор работника включают составные части зарплаты. Здесь необходимо помнить, что компенсационные и стимулирующие надбавки не учитывают в фиксированной части зарплаты. Например, если преподаватель в вузе курирует студенческую группу или научно-исследовательские работы студентов, то доплата за эту работу не включается в фиксированную часть.

Размер и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы устанавливают в местностях с особыми климатическими условиями. При этом местные власти имеют право повысить коэффициент, но только за счет средств собственного бюджета. Оплату труда россиян, которые работают во вредных или опасных условиях, нельзя сократить без проведения специальной оценки. А чтобы по всей стране был единый подход к определению обязанностей и квалификационных требований, необходимо использовать единые справочники работ и профессиональные стандарты.

Рекомендации РТК также предполагают, что зарплату работников образовательных и культурных учреждений не будут сокращать ниже уровня, достигнутого в 2015 году. Доля оклада в структуре зарплаты работников вузов должна быть не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных учреждениях - не ниже 60 процентов. У врачей, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, доля оклада в зарплате установлена на уровне 55-60 процентов, еще 30 процентов - стимулирующие выплаты (например, за повышение квалификации), а оставшиеся 10-15 процентов - компенсации в зависимости от условий труда.

Как правило, рекомендации РТК не претерпевают изменений год от года: в последние несколько лет основные положения повторяются практически дословно. Исключением не стали и рекомендации-2016. Логика в том, чтобы был учтен курс на стабильность в сфере оплаты труда бюджетников и возможность поэтапного проведения реформ при их необходимости.

По мнению проректора РАНХиГС Александра Сафонова, документ, разработанный РТК, в свое время позволил создать систему оплаты труда на основе единых правил. "Согласитесь, было бы странно, если бы оплата была разной с учетом того, что бюджетная сфера связана с предоставлением государственных услуг всем без исключения гражданам", - говорит профессор.

Тем не менее, не все проблемы решены. Например, размер базового оклада отличается в субъектах РФ, так как зависит от финансовых возможностей регионального бюджета. Получается, что за предоставление одной и той же услуги при разной интенсивности работы зарплата у тех же врачей - разная, и этот факт необходимо брать во внимание, заключает Александр Сафонов.

Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Ангелина Жукова

На сегодня остается актуальной проблема повышения заработной платы. До 2015 года индексация проводилась и давала положительный результат. Но нынешний год принес новые сюрпризы. Разберемся, стоит ли ждать госслужащим повышения минимальной платы.

Повышения зарплаты бюджетникам в 2016 году в России последние новости, приказ
Четыре года назад президент Путин издал «майские указы», на которые люди полагали большие надежды. Майский указ повышения зарплаты обещал учителям, врачам и другим бюджетникам доход в двойном размере от средней з/п в регионе.

Однако с декабря 2016 у правительства появилась идея экономить на зарплатах бюджетников. В этом году Путин сэкономит на них не меньше чем 34 миллиарда руб. В связи с эти будет изменена система расчета средней зарплаты в регионах. С сентября ушедшего года действует постановление «О совершенствовании статистического учета». Это значит, что начнется не резкое повышение, а снижение платы. Если следовать федеральным проектам, то ни один госслужащий не получит повышенной зарплаты. Но правительство уверяет, что данного майского указа это не касается. По словам Топилина подчиненные президента разбирают вопрос об индексации госслужащим с октября 2016, пишет Российская газета. Все же почему-то сегодня многие бюджетные учреждения переходя с оклада на хозрасчет.

Свежие новости говорят, что в экономический кризис может быть проведена индексация в соответствии с инфляцией, но об этом еще молчат.

Планируется и ожидается ли индексация?

Когда будет повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году в России, — актуальный, как никогда вопрос, так как уровень жизни стал намного хуже и ниже, то ожидаемое повышение заработной платы теплит большие надежды. Ситуация в стране критическая – в 5 раз увеличилось количество нищих, их число составляет 20 млн. человек. Каждая сфера имеет разный средний доход. Более точные цифры покажет таблица:

  • В Красноярском крае 29,26
  • В Удмуртии 23,43
  • В Мурманской области 43,67
  • В Татарстане 27,06
  • В Челябинской обл. 26,62
  • В Пермской области 27,28
  • В Башкирии 28,16
  • В Нижегородской обл. 26,84
  • В Свердловской 32,78
  • В Алтайском крае 24,86
  • В Волгоградской 23,65
  • В Ростовской обл. 23,32
  • В Ленинградской области 28,05
  • В Белгородской 27,28
  • Во Владимирской 22,77
  • В Краснодарском крае 25,85
  • В Коми 39,38
  • В Саратовской области 23,43
  • В Нижнем Новгороде 26,84
  • В СпБ 45,43
  • В Новосибирске 17,60
  • В Москве 66,88
  • В РК 32,45

Бюджетники всегда составляли весьма многочисленную трудовую прослойку нашей страны. И именно они, как никто знают, что такое невысокие зарплаты и задержки по их выплате. Сейчас идет активное обсуждение повышения (индексации) заработных плат данной категории работников в 2018 году. Давайте разберемся, насколько это реально.

Размер заработной платы сотрудников бюджетной сферы

Размер заработной платы бюджетников по состоянию на начало 2018 года представлен в виде таблицы.

Отдельно следует отметить уровень заработной платы педагогических работников, так как он очень различается в зависимости от подчиненности учебного заведения. В среднем размер ежемесячных выплат таков:

  • педагог вуза - 36 тыс.;
  • школьный учитель - 28 тыс.;
  • педагоги дополнительных сфер образования - 20 тыс.;
  • воспитатели детских садов - 22 тыс.;
  • мастера ПТУ - 24 тыс.

На практике самый низкий уровень дохода у работников муниципального учебного заведения, чуть выше - у преподавателей учебных заведений федерального и регионального подчинения. Средний месячный заработок педагога в 2018 году составляет:

  • в муниципальной школе - 32 тыс.;
  • федеральной - 55 тыс.;
  • региональной - 45 тыс.

Изменяется зарплата работника образовательной сферы и в зависимости от региона. Так, лидеры по уровню зарплаты - педагоги Дальнего Востока (53 тыс.), аутсайдеры - учителя на Северном Кавказе (21 тыс.).

Увеличение зарплаты бюджетным работникам

По сообщениям новостных агентств, в 2018 году правительством планируется повышение уровня заработной платы работникам следующих бюджетных сфер:

  • социальным работникам;
  • служащим государственных служб;
  • педагогам;
  • медикам;
  • военным;
  • полицейским;
  • сотрудникам МЧС.

В 2018 году уже издан Указ Президента РФ о повышении зарплат военным, полицейским и работникам МЧС. Сейчас соответствующие службы планируют мероприятия по его реализации.

Педагоги и медики только ожидают подобных перемен. Согласно планам Правительства РФ, эти категории работников бюджетной сферы могут рассчитывать на повышение зарплаты до среднего уровня по стране в течение следующих нескольких лет.

В денежном выражении это выглядит так:

  1. Средним показателем зарплаты по указанным категориям в масштабах страны в 2018 году является сумма в 30 тыс. рублей.
  2. Уже в текущем году планируется довести доход бюджетников до среднего по каждому региону.
  3. К 2018 год размер средней зарплаты бюджетника, по предварительным расчетам, должен составлять не менее 60 тыс. рублей в месяц.

Повышение зарплаты чиновникам государственного аппарата

Начиная с 2015 года правительство страны реализует программу поэтапного повышения заработной платы таким категориям работников:

  • сенаторам;
  • министрам;
  • аудиторам;
  • прокурорам высшего звена;
  • депутатам.

На эту программу государственные мужи планируют потратить 82 млрд рублей:

  • 2015 - 13 млрд;
  • 2016 - 22 млрд;
  • 2017 - 47 млрд.

Согласно программе, ежемесячно высший чиновник должен был дополнительно получать более 41 тыс. рублей. Повышение не касается губернаторов, так как их заработные платы выплачиваются из местных бюджетов. Однако, по причине экономического кризиса в стране и роста недовольства населения, программа была временно заморожена.

Долги по зарплате работникам бюджетной сферы

По данным Росстата, на 1 февраля 2018 года общий рост задолженности по зарплатам бюджетников составляет 40% от аналогичного показателя предыдущего месяца (в денежном выражении — 30 млн рублей). Имеется также 2% увеличение задолженности по выплатам из федерального бюджета (1 млн рублей). Бюджеты субъектов РФ задолжали 16,5 млн рублей, местные бюджеты - 13,5 млн рублей.

Несмотря на это, работники кадровых и аналитических агентств единодушны во мнении, что задержки в выплате зарплаты работникам бюджетной сфере не дошли до критического уровня. Безусловно, такие факты имеют место. Но их нельзя назвать систематическими и носящими постоянный характер. Ситуация не изменится в худшую сторону только в случае, если размер бюджетного дефицита сохранится на прежнем уровне. В противном случае задержки неминуемы. Особенно в тех регионах, которые уже имеют долги перед федеральным бюджетом.

Чтобы избежать подобного развития событий, руководители бюджетных организаций прибегают к не слишком популярным, но необходимым мерам:

  • сокращают численность работников;
  • снижают или полностью убирают бонусную часть зарплаты;
  • переводят персонал на неполный рабочий день или частичную занятость.

Благодаря этому в 2018 году не предвидятся перебои с выплатой зарплаты бюджетникам, чему способствует и наличие дополнительных резервов, сформированных в государственной казне. А вот сделать прогноз на последующей годы сложнее, так как бюджет России тесно привязан к ценам на нефть. Если не будет роста стоимости черного золота — проблем не избежать.

Новая система начисления зарплаты бюджетникам

В 2018 году Министерство труда РФ планирует использовать новую методику начисления и расчета заработной платы для всех работников бюджетной сферы.

При расчете зарплаты бюджетникам в 2018 году будут учитываться:

  • квалификационный уровень;
  • личная отдача сотрудника при выполнении функциональных обязанностей;
  • эффективность работы.

Помимо персональных стимулирующих выплат (премий и бонусов), на размер зарплаты каждого сотрудника будет влиять показатель эффективности работы всего учреждения. По этой системе оцениваются четко определенные результаты работы учреждения, на основании которых формируется общий рейтинг. Последний используется при формировании фонда оплаты труда для сотрудников.

Также будет введена верхняя граница размера заработной платы для руководителей бюджетных организаций. Она не должна превышать средний заработок его подчиненных более чем в 8 раз.

Для реализации описанной программы в 2018 году государством выделено 780 млрд рублей. В будущем бюджет потратит еще 1,5 трлн.

Средства на выплаты планируется получить от реорганизации неэффективных учреждений, финансируемых за счет государства. Последние будут либо ликвидированы полностью, либо подчинены другим, более успешным организациям. Хотя полностью сокращений и увольнений избежать не удастся, в целом программа реорганизации будет способствовать оздоровлению бюджетной сферы.

Меры по оптимизации финансирования бюджетных организаций

В качестве резюме приведем несколько тезисов, которые напрямую связаны с вопросом изменения уровня оплаты труда бюджетников в Российской Федерации.

  1. В настоящее время Минсоцзащиты не достигло взаимопонимания с министерствами финансов и экономики о размере повышения заработной платы работникам бюджета до 2018 года.
  2. На рассмотрение Правительства нашей страны представлены несколько вариантов программ, которые предлагают возложить расходы по финансированию бюджетников на местные фонды.
  3. В 2018 году расходы федерального бюджета на выплаты зарплаты бюджетным работникам составят 1,2 трлн рублей со смещением основных расходов на бюджеты регионального уровня (3,4 трлн рублей).

Несмотря на кризисное положение экономики России, правительство страны не только своевременно выплачивает заработную плату бюджетникам, но и принимает меры к ее увеличению.

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.

https://www.stolline.ru/catalog/gostinie/komody/

Похожие статьи