Возмещение ущерба по осаго. Страховая компания требует возместить ущерб за дтп


  • Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить средства, которые она потратила на возмещение ущерба потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать - об этом подробно говорится в данной статье. Поскольку никто из автолюбителей не застрахован от чрезвычайных происшествий на дороге, представленная здесь информация будет полезна всем, а не только водителям, которым уже пришло требование на возмещение денежных средств от страховой компании.

    Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

    1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить убытки?
    2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
    3. Чем отличается суброгация от регрессии?

    Также необходимо детально подойти к феномену - требование страховой компанией с виновника ДТП возмещения средств - привести несколько примеров для наглядности и дать исчерпывающие сведения, касательно обозначенной проблемы. Мы исключим в статье употребление юридических терминов, также пренебрежем приведением отсылок на постановления, акты и прочую юридическую документацию, а простыми и понятными словами постараемся разрыть корень проблемы и указать на всевозможные пути ее решения.

    Когда может прийти извещение о требовании выплатить деньги?

    Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2, 5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

    На каких основаниях СК требует возместить ущерб

    Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый - регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй - суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

    Суброгация являет собой право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

    Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

    • пользовался транспортным средством без доверенности;
    • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
    • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
    • не имел с собой водительского удостоверения;
    • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • скрылся с места происшествия.

    В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

    Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

    Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

    Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

    Казалось бы, все просто и понятно, однако подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб - передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

    Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это - может навредить, а это не в наших интересах.

    На виновника ДТП СК подала в суд - какие последствия?

    Последствия могут быть следующими, виновник:

    • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
    • отдает меньше запрашиваемых средств,
    • вообще не отдает денег СК.

    Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

    Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

    Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

    • указывание в документах ложных данных,
    • подделка сведений,
    • запугивание выплатой судебных издержек.

    Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

    Чего не нужно делать при получении требования возместить ущерб

    Самое главное, чего не нужно делать, так это пускать дело на самотек. Будьте уверены, если вы не собираетесь защищать свои интересы, никто ни коим образом не позаботится о вас, даже если вы вовсе не обязаны выплачивать средства. Получение письменного извещения о требовании возмещения ущерба должно быть сигналом к действию.

    Неявка вашего лица в суд легко может стать причиной для удовлетворения иска страховой компании. Допустим, вы уверены, что ничего не обязаны платить, видите требование совершенно абсурдным и уверены, что в страховой компании что-то путают и когда дело дойдет до суда, то там во всем разберутся, поэтому решаете проигнорировать уведомление, не присутствуете на суде. В таком случае будьте уверены, что суд удовлетворит иск. И, чтобы после проведения судебного заседания оспорить решение суда, вам придется потратить куда больше сил, времени и денег.

    Поэтому, как только получите уведомление о том, что СК требует с вас возмещение ущерба, немедленно начинайте готовиться к защите своих интересов и первым делом свяжитесь с юристом.

    Что делать, если вы стали виновником ДТП недавно?

    Вы стали виновником ДТП, потерпевший которого имеет полис КАСКО, он получил компенсацию и, казалось бы, все довольны. Не обольщайтесь, потому что у страховой компании потерпевшего есть целых три года, чтобы составить на вас исковое заявление. Чтобы обезопасить себя от проблем в дальнейшем, рекомендуется: присутствовать на осмотре авто пострадавшего лица (желательно со своим независимым экспертом), ознакомиться с результатами проводимых страховой компанией потерпевшего расчетов. Страховщик может нарочито завысить стоимость ущерба авто потерпевшего, отремонтировать его транспортное средство «по дешевке» в партнерской СТО, а затем вам выставить счет, от которого глаза на лоб полезут. Поэтому присутствие на всех этапах расчета страховой компенсации очень важно.

Власти одобрили поправки в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения перед денежной выплатой. Теперь в виде выплаты автовладельцам по умолчанию будет осуществляться ремонт машины, деньги же получить можно будет только в исключительных случаях. Подробнее о нововведениях читайте в этой статье.

Изменения

17 марта 2017 года в окончательном чтении Госдума приняла закон о натуральных выплатах по ОСАГО, суть которого заключается в том, чтобы в случае аварии денежное возмещение для ремонта автомобиля заменить непосредственно на сам ремонт. 28 марта соответствующие поправки были утверждены президентом РФ. Данный документ размещен на портале правовой информации.

Важно! Поправки в закон об ОСАГО будут распространяться на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Владельцы старых договоров смогут претендовать на денежное возмещение без всяких условий, однако выплата будет производиться с учетом износа.

Таким образом, с момента вступления законопроекта в силу пострадавшие в ДТП водители (не имеет значения, сколько автомобилей пострадало в аварии) должны будут обращаться в страховую компанию не за деньгами, а за так называемой натуральной выплатой - направлением на ремонт. При этом по вступившим в силу правилам, пострадавшему в аварии не придется доплачивать за износ запчастей.

Процедура

Потерпевший в ДТП автовладелец приходит в офис страховщика и выбирает из предложенных ему вариантов станцию техобслуживания, которая не должна находиться далее чем в 50 км от места аварии или места жительства потерпевшего. Исключение составляют случаи, когда страховщик сам организовывает и оплачивает перевозку автомобиля. Автовладелец может выбрать и свой автосервис, которого в списке нет, однако в этом случае страховая компания должна дать письменное согласие на такой выбор.

Важно! Автомобили, возраст которых не превышает двух лет, должны восстанавливаться на дилерских автосервисах.

После этого авттомобиль потерпевшего направляется на ремонт. Причем сами ремонтные работы будут производиться без учета износа транспортного средства и только новыми деталями. Детали, бывшие в употреблении, будут использоваться только по согласованию с собственником машины, страхователем (в целях ускорения ремонта) и в тех случаях, если новые детали к конкретному автомобилю найти невозможно.

Ремонт будет производиться в течение 30 суток. Если этот срок будет превышен, страховщик должен будет выплатить штраф в размере 0,5% от суммы ущерба за каждые сутки просрочки.

Если ремонт будет выполнен некачественно, то страховщикам также грозят санкции, вплоть до приостановки Банком России возможности направлять автомобили на ремонт (в этом случае таким компаниям придется расплачиваться со своими клиентами деньгами).

Что касается станций техобслуживания, то они обязаны гарантировать срок службы отремонтированных частей машины. Предполагается, что выявленные неполадки будут бесплатно устраняться в течение полугода, гарантия на покраску будет действительна год.

Когда ущерб возместят деньгами

С вступлением в силу указанных поправок ремонт станет главным видом возмещения ущерба по ОСАГО, однако в некоторых случаях пострадавший сможет получить денежную выплату. Сделать это он сможет, если

  • получил средние или тяжелые травмы при ДТП;
  • потерпевший в ДТП погиб, а страховку получают наследники;
  • потерпевший является инвалидом первой или второй группы;
  • страховая компания сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;
  • автомобиль не подлежит восстановлению;
  • ремонт машины обойдется дороже максимальной выплаты в 400 тысяч рублей;
  • страховой компании не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

Полис ОСАГО сопровождает любого автовладельца в России уже полтора десятка лет – обязательная страховка появилась в России в 2003 году, намного позже, чем в странах Запада.

Сегодняшние особенности страхования ОСАГО в России связаны также с реформой 2014 года, положения которой вступили в силу в 2015 году, а некоторые продолжают «включаться» по сей день.

Несмотря на массовость страховки, остаются опросы – что даёт возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП, как делается и какие есть ограничения?

По своему замыслу автогражданка спасает водителя от всех или большей части последствий в случае аварии.

Для потерпевшего это означает компенсацию, иногда частичную, потерь, а виновнику снижает нагрузку после ДТП.

По закону выплаты по ОСАГО идут на:

  • восстановление повреждённого имущества;
  • компенсацию утраченных здоровья и жизни.

Моральный вред выплате по ОСАГО не подлежит, речь идёт только о восстановлении и компенсации утраченного в автоаварии.

Важно отметить, что после ДТП страховщик виновника платит пострадавшему.

Зачинщик же аварии тоже обычно нуждается в ремонте, но по ОСАГО ему на это денег не положено – платить надо или из своего кармана, или за счёт других страховок, в частности, КАСКО.

Пределы выплат по ОСАГО

Начнём с того, что же представляют выплаты при ДТП по ОСАГО. Это компенсация нанесённого не по своей вине вреда потерпевшему.

Цель ОСАГО – дать денег на восстановление состояния машины и здоровья к доаварийному состоянию:

  • выплачивается цена восстановления машины;
  • оплачиваются дополнительные услуги при ДТП, включая перевозку;
  • компенсируются травмы и увечья, а также утрата жизни и похороны – в счёт родственников.

Какая сумма возмещения ущерба по ОСАГО является максимальной? По действующим нормам установлены максимальные выплаты страховщика после ДТП:

  • 400 тысяч за повреждённое имущество;
  • 500 тысяч за ущерб здоровью.

Сегодня выплата за ущерб здоровью считается отдельно на каждого пострадавшего, то есть выплата может превышать полмиллиона. Выплаты на имущество считаются все вместе, по этой части страховщик заплатит не более 400 тысяч в любой аварии.

Получить выплаты потерпевший должен с рядом документов, подтверждающих:

  • право собственности;
  • сумму ущерба (заключение эксперта);
  • оплату понесённых расходов.

Тонкости определения ущерба

Выплаты по ОСАГО – тяжёлое бремя для страховщиков, которые всё больше стремятся избежать этих низкорентабельных и даже убыточных полисов.

Поэтому компании будут стремиться снизить свои потери любой ценой том числе обманывая потерпевшего.

Особенностью выплаты по ОСАГО является то, что она покроет не полное восстановление автомобиля. Если к аварии машина уже была побита и её цена стала ниже заводской, то и после страхового ремонта ситуация не улучшится. Страховая фирма оплатит только восстановление до состояния автомобиля незадолго перед аварией. Это законно.

Но страховщик может здесь «перегнуть палку». В ходе оценки ущерба эксперты должны составить список повреждений транспортного средства. И в итоге счёт формируется на основании этого списка. Если какие-то повреждения в список не войдут, сумма выплаты несправедливо упадёт.

Не считать часть ремонта позволяет и другая уловка. Часто страховщики основываются на справке ГИБДД и учитывают только указанные в ней повреждения. Но полиция составляет свою справку с другими целями. В неё входят царапины и вмятины, видные при простом осмотре – по ним можно судить о виновности в аварии. Но «травмы» железного коня могут быть и не видимы. Страховщик обязан опираться на – что надо чинить, а не на справку с места ДТП.

Даже правдиво назвав все повреждения, страховщик может снова попытаться увильнуть. Для этого можно занизить стоимость ремонта, например, посчитать более дешёвые детали, не подходящие для автомобиля.

Так как восстановление идёт до предаварийного состояния, страховщики могут занизить его оценку. В методологии расчёта страховки есть графа износа автомобиля.

Чем выше износ, тем меньше стоит автомобиль и дешевле чинить его повреждения. Поэтому износ часто завышают в страховых. Максимальный износ по ОСАГО составляет 50%.

Неправильные поправочные коэффициенты к ремонту автомобиля могут применяться, чтобы снизить сумму выплат. Поправочные коэффициенты зависят от качества автомобиля и связаны со скоростью износа.

Неправильно могут учитываться и нормативы по работам в ремонтных мастерских. Страховщик может занизить необходимый труд слесарей по восстановлению автомобилей. Также компании, бывает, занижают в расчётах цену их нормо-часа работы. Это позволяет экономить на выплатах не в пользу потерпевшего.

Компенсация потерянной стоимости машины после ДТП часто не учитывается в страховых выплатах, а ведь «битая» машина стоит сильно дешевле даже после ремонта и страховщик обязан это возместить – сумма доходит до 5-10% цены авто.

Что делать, если денег не хватает?

Часто полученных от страховщика денег мало на ремонт автомобиля. Это может быть по разным причинам:
  • страховщик занизил цену ремонта;
  • ремонт дороже, чем предельная выплата;
  • пострадали много автомобилей и выплату разделили между всеми.

Для первого варианта необходимо стребовать недостающее с самой страховой компании. Средняя выплата по ОСАГО составляет 30 тысяч рублей и далеко не приближается к максимальной, поэтому ограничений быть не должно. От потерпевшего требуется заплатить за экспертизу и с её результатами обратиться к страховой компании виновника ДТП.

13.07.2014 15:15:07 50928

ДТП - это всегда стресс.

Пожалуй, самое неприятное, что может случиться с автовладельцем - это дорожное происшествие. Но проблем становится гораздо меньше, если у Вас есть оформленный надлежащим образом страховой полис ОСАГО.

Речь, конечно же, идет главным образом о реализации социальной программы обязательного страхования юридических последствий действий автовладельцев, управляющих ТС, то есть о применении на практике полисов ОСАГО.

Итак, каков же порядок возмещения ущерба по ОСАГО?

Упомянутая процедура регламентирована преимущественно ФЗ-40. Закон гласит: вначале страхователю надлежит сообщить при наступлении страхслучаев (то есть автотранспортных инцидентах) о произошедшем в оговоренные соглашением сроки.

На основе собранных полицейскими материалов по автотранспортным инцидентам страховщики принимают решения о наличии или отсутствии страхслучаев и о соответствующих выплатах либо отказе в них потерпевшей стороне.

Стоит заметить, что материалы по транспортным инцидентам могут быть собраны и без участия полицейских. Это допустимо законом, когда:

    Причиненный ущерб касается исключительно имущественных отношений;

    В автотранспортных инцидентах участвовали два авто и юридические последствия деяний собственников (законных владельцев) застрахованы согласно ФЗ-40;

    Причинение имущественного ущерба, список, степень, тип визуальных дефектов авто не вызывают споров субъектов автотранспортных инцидентов и закреплены в уведомлениях об автотранспортных инцидентах, заполненных водителями машин, причастными к автотранспортным инцидентам, согласно нормативам ОСАГО.

Потерпевшая сторона вместе с заявительными актами направляет страховщикам также правильно оформленные бланки извещений об автотранспортных инцидентах.

Страховщики, прежде чем выплатить страховое возмещение по ОСАГО , вправе назначать независимые экспертизы авто, если в прилагаемой к заявительным актам документации обнаруживаются противоречия касательно характера, степени причиненных авто повреждений.

Особо необходимо подчеркнуть, что законодатель прямо указывает на обстоятельство, что при оформлении материалов автотранспортных инцидентов без полиции потерпевшая сторона не может рассчитывать на покрытие ущерба, превышающего двадцать пять тысяч рублей.

Кроме того, такие потерпевшие не имею прав предъявления страховщикам каких-либо иных требований по этим же инцидентам.

Помимо имущественной компенсации, возмещение вреда может также подразумевать покрытие причиненных физических увечий при автотранспортных инцидентах. Здесь применяются для расчетов нормы гражданского законодательства, а именно: главы № 59. При летальном исходе автотранспортных инцидентов люди, имеющие компенсационные права при потере кормильца могут рассчитывать на сто тридцать пять тысяч российских рублей и на двадцать пять тысяч - для компенсации погребальных издержек.

Страховые компании располагают правом выдвижения регрессных требований к фактическому виновнику инцидента, если:

    Он умышленно причинил ущерб жизням/здоровью потерпевшей стороны;

    Ущерб причинен автовождением в опьяненном состоянии (наркотиками, алкоголем, одурманивающими препаратами);

    Такой гражданин не имел прав автовождения машиной, при использовании которой был причинен ущерб;

    Он не остался на месте автотранспортного инцидента;

    Этот человек не содержится в полисе ОСАГО как допущенное к вождению авто лицо, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто лишь указанными в полисе ОСАГО водителями);

    Страхслучаи наступили при эксплуатации виновными авто в периоды, не предусмотренные ОСАГО, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто исключительно в периоды, предусмотренные полисами ОСАГО);

    В момент наступления страхслучаев истекли сроки действия диагностических карт, содержащих данные о соответствии авто обязательным требованиям безопасности авто, автобусов, легковых такси, грузовых автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, с количеством мест для сидения свыше восьми (кроме водительского места), специализированных автомобилей, предназначенных для транспортировки опасных грузов.

Для определения точных размеров страхвозмещения страховщиками производится осмотр поврежденного авто, а при необходимости - его экспертиза.

При этом, страховое возмещение по ОСАГО рассчитывают:

    При полной потере имущества потерпевших потребительских свойств - в размерах действительной имущественной стоимости в день наступления страхслучаев. Под полной потерей понимается невозможность ремонта поврежденного имущества или случай, когда стоимость ремонта поврежденного имущества равна или превышает стоимость самого имущества на момент наступления страхслучаев;

    При повреждении имущества потерпевших - в размерах издержек, требуемых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхслучаев.

ОСАГО позволяет минимизировать финансовые затраты на восстановление ТС после ДТП.

При этом, если потерпевшие произвели ремонт либо утилизацию поврежденного авто до осмотра повреждений страховщиками, то последние вправе отказать им в выплате возмещения.

Если страховщики добровольно не компенсируют потерпевшим причиненный в результате автотранспортных инцидентов ущерб, то происходит взыскание страхового возмещения по ОСАГО через суд. Для этого вся вышеперечисленная документация (включая переписку со страховщиком) передается в суд вместе с исковым заявлением.

При этом, дело рассматривается в гражданско-процессуальном порядке, а это значит, что каждая сторона должна будет доказывать свою позицию. Следовательно, чтобы доказать, что страховщиками были представлены неверные экспертные данные, потерпевшим необходимо будет за свой счет произвести еще одну независимую экспертизу либо убедить суд сделать это от своего имени.

А теперь еще раз перечислим документы для возмещения по ОСАГО :

    Протоколы осмотра мест автотранспортных инцидентов, авто (вместе со схемами дорожных инцидентов), составленные сотрудниками полиции,

    Справки ГИБДД об инциденте,

    Материалы осмотров по фактам автотранспортных инцидентов, произведенных без участия полицейских (бланки извещений об автотранспортных инцидентах),

    Заявления потерпевших (если речь идет о судебном процессе, то иски),

    Копии личных документов водителей (паспорта, водительского удостоверения),

    Копии свидетельств о регистрации авто,

    Копии карточки прохождения ТО авто(или диагностическая карта).

      Компенсация причиненного ущерба имеет также свои варианты. Так, прямое возмещение вреда по ОСАГО подразумевает, что потерпевшие обращаются напрямую к страховщикам. Это возможно, если одновременно:

        Причиненный ущерб касается лишь имущества;

        В автотранспортных инцидентах участвовали два авто и ответственность собственников (законных владельцев) застрахована согласно ФЗ-40.

      Однако такая компенсация причиненного имущественного ущерба не мешает потерпевшим впоследствии обратиться к этим же страховщикам с требованием о возмещении физического вреда, причиненного в результате тех же самых автотранспортных инцидентов их здоровью, жизни, если на момент прямого возмещения они не знали о наличии таковых.

      Каковы же сроки выплаты возмещения?

      Получение страхового возмещения - как итог всей бумажной волокиты.

      Законодатель предоставляет страховщикам тридцать дней (именно в пределах этого срока они должны рассмотреть поступившие от потерпевших заявления и выплатить страхвозмещение либо мотивированно отказать в нем). При просрочке финансового обязательства на страховщиков возлагается материальная гражданская ответственность в виде пени за каждый просроченный день в размерах 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

      А теперь как производится калькуляция ущерба при ДТП.

      Как уже было сказано выше, все зависит от степени повреждения авто. Если оно вообще не подлежит ремонту, то возмещается полная стоимость авто на момент инцидента. Если же авто еще возможно восстановить, то оплачиваются необходимые ремонтные работы. При этом, сюда же относят издержки на материал, запчасти, требуемые для восстановительного ремонта. Размер таких издержек определяется с учетом износа комплектующих изделий, заменяемых при восстановительном ремонте, в порядке, установленном российским Правительством. Для указанных комплектующих изделий не может фиксироваться износ более восьмидесяти процентов их стоимости.

      Изменения в процедуре выплат страховых возмещений по ОСАГО в 2014 году.

      В настоящее время Госдумой уже рассматрен и утвержден законопроект, вносящий изменения в ФЗ-40. И нет никаких оснований предполагать, что он не будет подписан Президентом РФ в самое ближайшее время. Эти изменения предполагают внесение некоторых изменений в области возмещения и оценки ущерба по ОСАГО . Законопроект уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Дело осталось только за подписанием его Президентом РФ. По словам законотворцев, этот законопроект нацелен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, жизни, здоровью при использовании авто. Исходя из положений пояснительной записки к законопроекту, принятие указанного закона позволит модернизировать инфраструктуру ОСАГО, улучшить качество услуг по социально значимому виду страхования, повысить культуру страхования путем эффективного регулирования таких правоотношений, увеличения степени прозрачности деятельности по ОСАГО. Это, по мнению законодателей, в целом будет способствовать повышению доверия к российскому страховому рынку. Пожалуй, наиболее значимым нововведением можно считать поправку об увеличении размеров компенсации ущерба при фиксации автотранспортного инцидента без участия полицейских до 400 тысяч рублей. Но с условием предоставления фото-, видео-материалов, подтверждающих обстоятельства инцидента.

      Однако касаться это будет лишь Московского, Ленинградского регионов и соответственно - Москвы и Санкт-Петербурга.

      Законопроект вносит также отдельную статью, определяющую порядок проведения оформительных процедур при автотранспортных инцидентах без участия полицейских. Ранее в законе такая процедура предусматривалась, но было непонятно, каким образом она должна проходить.

      Вносятся поправки и в статью № 12 рассматриваемого ФЗ. Теперь потерпевшей стороне предоставляется право подавать заявление о возмещении ущерба страховщику, застраховавшего юридические последствия действий ответчика или же при наличии обусловленных законом обстоятельств - страховщику, застраховавшего ответственность самого потерпевшего.

      Детализируется и возмещение физического ущерба здоровью потерпевшей стороны, которое предполагает компенсацию мер, направленных на восстановление здоровья, а также утраченного за время вынужденной нетрудоспособности заработка, то есть фактически - упущенной выгоды.

      Предусматриваются также случаи повторного обращения к тому же страховщику по тем же основаниям, если в результате медицинских исследований, экспертиз выяснится, что причиненный вред (восстановление здоровья) требуют гораздо больших мер, чем предполагалось ранее либо, если в последствии по итогам проведенных исследований потерпевшему была присвоена инвалидность из-за травм, полученных в том же самом автотранспортном инциденте.

      Страховщик должен будет также выплачивать компенсацию за вынужденные дополнительные издержки потерпевшего для восстановления его здоровья, реабилитационных мер.

      Однако при этом общие страховые выплаты за поврежденное здоровье не могут превышать страховой суммы, упомянутой в статье седьмой ФЗ-40.

      Если потерпевший умирает, то право на компенсационные выплаты приобретают его прямые наследники, иждивенцы как при потере кормильца. При этом, размеры такой выплаты увеличиваются до 475 тысяч. А возмещение погребальных услуг остается прежним.

      Отдельно устанавливается срок для принятия заявлений наследников погибшего потерпевшего - 25 дней с момента поступления первичного заявления. Если на момент подачи такового потерпевший был еще жив.

      Если на такую страховую выплату претендуют несколько людей, то общая причитающаяся сумма делится между ними поровну.

      Что касается возмещения имущественного ущерба, то потерпевший по своему выбору может потребовать от страховщика:

        Произвести ремонт поврежденного имущества на выбранной самим потерпевшим СТО;

        Посредством безналичных расчетов путем перечисления страховых выплат на банковский счет потерпевшего;

        Наличным расчетом через кассу страховщика компенсировать причиненный ущерб.

      Еще одно новшество касается возмещения имущественного ущерба при полной гибели имущества. Теперь возмещается не вся рыночная стоимость утраченного имущества, а с учетом вычета цены пригодных к реализации остатков. То есть, если какие-то запчасти, агрегаты авто можно реализовать, то страховщик выплатит лишь стоимость непригодных к реализации частей машины.

      Установлен и максимальный предел пени. Он не может превышать общей суммы причитающихся страховых выплат.

      Кроме того, потерпевший вправе будет требовать с виновных в автотранспортном инциденте лиц суммы компенсации, непокрытые в рамках возмещения ущерба по ФЗ-40.

      Допустимо также будет и применение закона по аналогии к прямому возмещению причиненного ущерба.

      Значительно расширены права регрессных требований страховщиков к виновным лицам. Теперь количество случаев таких требований несколько больше.

      Таким образом законопроект предполагает серьезные изменения ФЗ-40 и правоотношений, определяющих компенсационные выплаты по ОСАГО.

      Участие в ДТП в качестве виновника несет серьёзную ответственность для водителя. Это относится не только к риску привлечения к наказанию, но и к необходимости денежной компенсации вреда, нанесенного потерпевшим. Нужно учесть, что возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП в 2019 году происходит не в фактическом объёме, а лишь в пределах максимума, указанного в договоре автострахования. Водитель, совершивший ДТП, не защищен от подачи судебного иска, невзирая на получение потерпевшими страховой компенсации.

      После ДТП водитель должен соблюсти процедуру его оформления. Исключением являются те случаи, когда автолюбитель получил травму и не может принять участие в заполнении протокола.

      Если повреждения автомобилей серьёзные, а также если в ДТП имеются пострадавшие, то без вызова инспекторов ГИБДД не обойтись. Перед этим обязательно нужно позвонить в скорую помощь, а также поставить на дороге аварийный знак для предотвращения нового столкновения.

      Если же последствия ДТП незначительны, и при этом оба водителя имеют полисы ОСАГО, то вызывать ГИБДД необязательно. Достаточно сделать несколько фотографий места аварии и расположения автомобилей (включая все явные повреждения), освободить дорогу и вместе с другим водителем заполнить европротокол.

      В некоторых ситуациях, когда обстоятельства не позволяют заполнить бланк европротокола непосредственно на месте аварии, это можно сделать дома. Единственное важное условие, которое не рекомендуется нарушать, состоит в том, чтобы срок подачи уведомления не превышал 5 дней.

      Нововведения 2019 года

      В 2019 году Госдума утвердила законодательную норму, согласно которой страховщик может оплачивать ремонт автомобиля, а не выплачивать её стоимость владельцу. Но водители не полностью лишились права выбора. Страховой случай при ДТП при ОСАГО может быть компенсирован деньгами, если:

      • автомашина не подлежит восстановлению;
      • стоимость ремонта меньше 100 тыс. руб. или больше 400 тыс. руб.;
      • было уничтожено или повреждено другое имущество;
      • потерпевший стал инвалидом 1 или 2 группы.

      Заменив денежное возмещение расходов на ремонт авто после ДТП по ОСАГО в 2019 году, закон оставил возможность для водителей самостоятельно выбирать автосервис, где бы они хотели отремонтировать свой автомобиль. Однако выбор сервисного центра всё же должен быть заранее согласован со страховой фирмой.

      В чью страховую обращаться

      Сроки возмещения ущерба по закону

      Действующее законодательство ограничивает сроки возмещения по страховке. Согласно ч.21 ст.12 ФЗ №40, на это отводится 20 рабочих дней. Если же сюда добавить выходные дни, то до перечисления денег пройдёт около месяца.

      Расчет размера компенсации по ОСАГО


      Относительно вопроса, сколько выплачивает страховая компания при ДТП по ОСАГО, то ответ на него зависит не только от формального предела суммы возмещения, но и от обстоятельств инцидента.

      Максимальная выплата по ОСАГО в 2019 году при ДТП составляет 400 тыс. руб. Но и эта сумма компенсирует лишь нанесение материальных убытков. Если в ходе аварии имеются физически пострадавшие граждане, то ущерб их здоровью возмещается в сумме до 500 тыс. руб. Взыскание морального ущерба согласно условиям договора автострахования не предусматривается.

      ДТП без пострадавших

      Что делать при ДТП без пострадавших? Оформление такой автомобильной аварии происходит по наиболее простому способу. Если повреждения небольшие и оба водителя имеют полис ОСАГО, уведомлять ГИБДД не нужно.

      Во избежание разногласий рекомендуется сделать несколько фото аварии и положение обоих автомобилей. Затем заполненное извещение вместе с остальной документацией подаётся страховщику потерпевшего. Расчет компенсации происходит по результатам экспертной оценки.

      Причинение вреда здоровью различной степени тяжести

      Возмещение вреда здоровью при ДТП по ОСАГО должно учитывать не только результаты технической экспертизы, но и длительность потери трудоспособности. Определение размера компенсации происходит по методологии, утвержденной в поправках к Закону «Об ОСАГО».

      Например, максимальный ущерб в размере 500 тыс. руб. выплачивается пострадавшему при получении первой группы инвалидности для взрослого или любой группы инвалидности для ребёнка. Перелом руки оценивается в 35 тыс. руб., перелом ноги – в 50 тыс. руб.

      Если продолжительность лечения составляет менее 10 дней, сумма страховой компенсации составляет 15 тыс. руб. Более длительная реабилитация (до 28 дней) является основанием для выплаты 25 тыс. руб.

      При аварии со смертельным исходом


      Если виновник ДТП погибает, то кто тогда возмещает материальный ущерб? Здесь нужно выяснить, был ли погибший водитель оформлен по ОСАГО? Если да, то выплата компенсации другим участникам ДТП происходит в фирме, которая выдала полис виновнику аварии.

      Если же у погибшего не было ОСАГО или полис просрочен, то взыскание компенсации происходит путём подачи судебного иска к наследникам покойного. Однако удовлетворение иска возможно лишь при условии, что погибший виновник ДТП имел имущество, право на которое перешло к его наследникам. Если же родственники покойного не получили от него в наследство материальные активы, иск остаётся без удовлетворения.

      Если виновник был пьян

      Если виновник ДТП в момент столкновения автомобилей был пьян, взыскание компенсации происходит на общих основаниях. В то же время страховая фирма, возместившая ущерб, нанесенный пьяным водителем, имеет право подать регрессный или суброгационный иск.

      Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО подаётся, когда пьяный водитель являлся их клиентом. Суброгация может быть также подана против виновника, не имевшего страховки.

      Больше двух участников аварии

      Если имеются три участника в ДТП, ОСАГО должно быть выплачено страховой фирмой виновника. Если же у виновного водителя нет полиса, то потерпевшим придётся обращаться к своему страховщику, а он затем будет подавать суброгационный иск к автолюбителю, спровоцировавшему аварию.

      Выплата по ОСАГО, если виновник ДТП не установлен, происходит на основании решения суда. Формально условия полиса не покрывают такие случаи. Поэтому потерпевшему, при отказе страховщика в выплате, следует дождаться результатов экспертизы ГИБДД, которая бы подтвердила наличие второго участника аварии. Если впоследствии его личность будет определена, то страховое покрытие выплатит страховщик.

      Если же виновник ДТП так и не будет найден, то полис ОСАГО не действует. Однако при наличии каско владелец поврежденного автомобиля может обратиться в свою страховую фирму за возмещением по этому полису на основании нанесения ущерба неустановленными лицами.

      Можно ли получить деньги за моральный ущерб


      Не предусматривается ни полисом ОСАГО, ни полисом каско. Взыскать компенсацию за ущерб, нанесенный в автомобильной аварии, гражданин может лишь путём подачи судебного иска против виновника ДТП. При этом потерпевший может столкнуться с проблемой, касающейся того, по какой методологии он может оценить такой ущерб. Ведь в отличие от нанесения вреда здоровью, здесь не существует таблицы в примечаниях к закону «Об ОСАГО» с точным перечнем органов и их повреждений. В какую сумму оценить свои моральные страдания, каждый человек решает самостоятельно, на основании субъективной оценки.

      Можно ли требовать у суда взыскать 10 миллионов рублей за моральные страдания, полученные в результате значительного ухудшения состояния здоровья после ДТП? Хотя законодательство не ограничивает граждан в размере требуемой с ответчика компенсации, нужно принимать во внимание, что сумма возмещения ущерба определяется судом. При этом судья учитывает не только тяжесть морального вреда, вызванного травмой, инвалидностью или длительной реабилитацией, но и материальное положение истца и ответчика. Соответственно, если виновник ДТП не может оплатить компенсацию в 10 миллионов рублей, истцу не стоит надеяться на то, что решением суда такая сумма будет назначена к возмещению.

      Если страховая выплатила недостаточно

      Можно ли подать в суд на виновника ДТП, если ОСАГО не покрывает ущерб? Закон предоставляет возможность пострадавшему подать судебный иск против водителя, если размер выплаты не компенсируют фактически нанесенный материальный ущерб. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ремонт автомашины значительно превышает 400 тысяч рублей. Возместить ущерб для владельца машины здесь можно лишь путём подачи судебного иска против виновника аварии. Размер исковых требований определяется по результатам технической экспертизы за минусом уже выплаченной страховки.

      Подача судебного иска может быть оправдана, если страховая компания мало заплатила после ДТП по ОСАГО. Однако здесь уже иск подаётся не в отношении виновника, а против страховщика. Причем для удовлетворения судом предъявленных требований истцу придётся доказать необоснованность такого уменьшения.

      Если есть полис ОСАГО и каско

      Наличие у владельца машины сразу двух полисов – каско и ОСАГО, заметно увеличивает шансы возместить материальный ущерб, нанесенный автомобилю. Здесь возмещению подлежит не только материальный, но и любой другой ущерб, нанесенный также действиями природы или злоумышленниками.

      Какой лучше всего полис предъявлять – , зависит от самого владельца. Большинство водителей склоняются к мнению, что для потерпевшего возмещение по полису ОСАГО более выгодно, поскольку предоставляет возможность избежать повышения коэффициента стоимости страховки каско на следующий год. Как известно, фиксация факта автомобильной аварии автоматически делает полис дороже. Это относится не только к страховке ОСАГО, но и каско. Если учесть, что годовой полис каско стоит в несколько раз дороже, то для владельца автомашины выгодна регистрация страхового случая именно по ОСАГО.

      У виновника ДТП нет страховки


      Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сразу уточнить, имеет ли виновник в дорожном инциденте страховой полис. Если да, тогда взыскание происходит путём регресса. Страховщик выплачивает компенсацию пострадавшему, а затем взыскивает эту сумму с виновника.

      Если же страховка отсутствует или является недействительной, то взыскание ущерба со страховщика происходит при помощи подачи суброгационного иска. Факт того, что не освобождает его от ответственности перед законом.

      Иногда граждане задают вопрос: «Что делать, если страховая подала на меня в суд по ДТП на возмещение ущерба?». В интересах водителя первым делом будет собрать доказательства, которые опровергали бы предъявленные против него обвинения. Это может касаться не только причин столкновения, но и размера требуемого возмещения. При наличии оснований для оспаривания претензий истца, ответчик может инициировать проведение повторной экспертизы.

      Превышение срока подачи извещения о ДТП

      Закон четко обязывает граждан соблюдать срок уведомления страховщика, иногда подача извещения невозможна по уважительным причинам. Как правило, такой причиной является травма водителя.

      В данной ситуации, когда срок превышен лишь на несколько дней, страховая фирма не имеет права отказывать в приёме документов, поскольку у потерпевшего имеется уважительная причина. Если же страховщик отказал в приёме документов от потерпевшего на основания пропущенного срока подачи, невзирая на наличие уважительной причины, гражданин имеет право обжаловать это решение в судебном порядке.



      Похожие статьи