Зачем Петр I запрещал носить бороды? Почему петр приказал брить бороды

Царь Петр Алексеевич вошел в историю как решительный преобразователь России. Одной из его наиболее одиозных реформ был указ об обязательном бритье бород. Нововведение вызвало яростный протест со стороны ценителей этого важного элемента. А бородачами на рубеже XVII - XVIII веков были практически все - от простых крестьян до знатнейших бояр. Окладистая борода «от виска до виска» являлась и украшением человека, и признаком мужественности, и символом приверженности православной вере.

Бритье было равносильно жуткому унижению, оскорблению и притеснению. Впрочем, для самых идейных ревнителей традиций намеренно оставляли лазейку. Желающий мог не расставаться со своей ценностью в случае уплаты налога в государственную казну.

Стоили бороды дорого, однако купцы были готовы платить за право на привычный внешний вид. Лишь бы избежать позора.

Указ, обрекший миллионы людей на моральное страдание, Петр I подписал после возвращения из Великого посольства - своей знаменитой дипломатической миссии 1697-1698 годов, в ходе которой молодой самодержец не только подписывал важные договоры и вступал в коалиции с монархами, но и знакомился с жизнью и порядками передовых стран Европы.

Как удалось обнаружить царю, за рубежом уже давно никто не отращивает лопату от подбородка. Напротив, длинные бороды считались в цивилизованном мире настоящим архаизмом, если не сказать проявлением варварства. В них видели уродство и антисанитарию. В Англии налог на бороду ввел еще Генрих VIII в 1535 году. Во Франции запрета добивался в конце того же века кардинал Карло Борромео, хотя соответствующие усилия прилагались и раньше.

Стремление привести внешний облик своих подданных к европейскому не ограничивалось у Петра I только бородами. Его целью было переодеть сподвижников из русского национального костюма в западное платье.

Боярская - дорогая, длинная и неудобная одежда совсем не подходила для тех задач, которые амбициозный политик ставил перед своими «птенцами».

Что скрывать, многих кипучая деятельность Петра I злила, бесила, доводила до кипения. Но перечить царю никто не решался - дураков не было. Тем более, Петр Алексеевич своеволия не прощал и был скор на расправу. Отлично характеризующий его случай произошел двадцатью годами позже, когда Петр I после изощренных пыток приказал посадить на кол прямо на Красной площади ненавистного офицера Степана Глебова - любовника своей первой (а тогда заточенной в монастырь) супруги . Приговоренный к казни мучился 14 часов…

Итак, сразу по прибытию из-за границы, 29 августа 1698 года, царский двор ознакомили с указом «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Чтобы не показаться голословным и произвести психологический эффект, 26-летний Петр I взял в руки ножницы и лично принялся резать бороды пожилым боярам из достопочтенных княжеских родов. Далее эстафету принял царский шут.

«Бритва без разбора летала по бородам присутствующих», — не без содрогания вспоминал австрийский посол.

Многие хотя бы раз видели картину: энергичный великан в зеленом камзоле засучил рукава, медвежьей хваткой пригвоздил «обреченного» к эшафоту и замахивается топором - вот-вот неугодная борода полетит вон. На улицы по приказу царя вышли полицейские цирюльники. Началась охота на бородачей.

Сказать, что лучшие люди России впали в глубокий шок из-за выходки молодого самодержца, значит, не сказать ничего. В понимании бояр произошедшая экзекуция была сродни гражданской казни - они просто не понимали, чем прогневали своего государя. По тогдашним поверьям бритье считалось грехом. Голощекому отказывали в благословении в церкви. Поэтому некоторые предпочитали расстаться с жизнью, но не с бородой.

Осознав опасность принятых в спешке радикальных мер, к которым общество оказалось не в состоянии привыкнуть молниеносно, уже через неделю Петр I ослабил хватку.

И 5 сентября распоряжением Его Величества был установлен легендарный налог на бороды.

Отныне состоятельные граждане получали возможность позволить себе поистине бесценное - растительность на лице.

Тарифы серьезно варьировались для представителей разных сословий. Сильнее всех обкладывали купцов первой статьи: им приходилось выкладывать по 100 рублей в год. Далее по ранжиру шли царедворцы (60 руб), ямщики и извозчики (по 30). Указ вышел повторно в 1705 году и далее неоднократно подтверждался вплоть до середины царствования Екатерины II.

«А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать», — недвусмысленно говорилось в документе.

С 1715-го действовала единая пошлина в размере 50 руб в год. Ее отменили лишь в 1772-м. Последние императоры, как известно, наплевали на заветы великого предшественника. Александр II, Александр III и были отъявленными бородачами. Может, зря?..

Уплатившим деньги выдавали бородовые знаки, которые они были обязаны постоянно держать при себе и предъявлять по первому требованию. На пирах царь самолично отрезал бороды боярам, имевшим наглость явиться без увесистого медяка. Во внимание не принимались никакие отчаянные апелляции вроде: «Ой, простите, забыл дома».

Wikimedia Commons

Любопытно, что сам инициатор и проводник реформы традиционно носил импозантные усы на европейский манер, что тоже противоречило указу. Платил ли Петр I положенные взносы, история умалчивает…

Оставить бороды разрешалось только священнослужителям и крестьянам. Однако «свобода» действовала для мужиков лишь в деревне. При путешествии в город крестьянин был обязан платить по копейке за каждый заезд.

Одновременно Россия приобщалась к одежде западного покроя. В период 1700-1724 годов было издано 17 указов об изменении костюма: за их исполнением строго следили. Любителей старых порядков за неподчинение штрафовали у городских ворот. За неуплату длиннополую одежду резали не менее усердно, чем бороды. Кстати, именно на петровскую эпоху приходится появление манекенов. Людям пытались наглядно доказать, что европейское платье - не так уж и пошло, зато удобно, недорого и комфортно.

Петру I пришлось приложить немало усилий, чтобы новая мода прижилась в богобоязненном, консервативном и обществе.

И все же со временем бритье, равно как и применение помады, пудры, париков и шляп прочно вошли у нас в привычку.

«Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», — писал о той эпохе .

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона - бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни - бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий - налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».


М.В. Буташевич-Петрашевский

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Одним из основных отличий половой принадлежности мужчины является наличие бороды. После достижения половой зрелости волосы на лице мужчины начинают активно расти, а именно на щеках, подбородке, шее и над верхней губой.

Борода в разное время то находилась на пике популярности, то становилась неуместной, и мужчины старались избавиться от нее. Сегодня затронем не только историю возникновения бороды, но подробно рассмотрим предысторию возникновения указа относительно уплаты налога за ношение бороды введенного Петром І.

В древние времена наличие волос на лице являлось признаком половозрелого мужчины. Они придавали мужскому образу агрессивность и воинственный грозный вид даже в состоянии покоя. Во времена правления Ивана Грозного бритье считалось наказанием, которое унижает мужское достоинство, поэтому такую меру применяли на пленных воинах. Безбородое лицо представителей сильного пола считалось противоестественным и становилось настоящей трагедией для пленников.

Первыми добровольно стали избавляться от своих бород монахи и священники, выражая таким образом смирение перед Богом. Также древние египтяне и римляне в обязательном порядке сбривали все волосы у воинов, чтобы исключить возможность поражения в ближнем бою.

Со временем вопрос «Бриться или нет» стал зависеть от множества факторов. Возникали определенные правила, штрафы и наказания за неповиновение. Например, в Англии в эпоху правления Елизаветы был введен специальный налог. Поэтому только богатые и знатные люди могли позволить носить бороду и усы, показывая, таким образом, свою высокую классовую принадлежность.

В наше время правил по ношению бороды не существует. Любой мужчина вправе сам решать ходить гладковыбритым или нет. Исключения составляют регионы с определенной религиозной принадлежностью, где полностью контролируется внешний вид. Например, у мусульман считается большим грехом сбривать бороды, поэтому все мужчины ходят с густой растительностью на лице, которую можно подравнивать, соблюдая аккуратную форму, но полностью сбривать нельзя ни в коем случае.

Также трепетно к своему внешнему виду относятся ортодоксальные иудеи. По их вере борода украшает лицо мужчины, выражая его зрелость, а в Торе говориться о том, что нельзя избавляться от волос на лице и даже их укорачивать.

Указ Петра І про бритье бород

В самом начале своего правления Петр І прилагал все усилия, чтобы сблизить свою державу с Западом. Одним из основных пунктов процесса сближения стало изменение внешнего облика русского человека. Для этого по возвращению в Москву из Европы царь стал принимать кардинальные меры.

Он собственноручно состригал бороды у своих придворных знатных родов, чем навевал ужас и панику среди населения. До этого времени в России считалось греховным ходить с «голым лицом». Из-за того, что царские прихоти никак не приживались, был написан указ о введении налога на бороды. Согласно указу все мужчины были обязаны избавляться от волос на лице. Исключение составляли крестьяне, монахи и священнослужители.

Когда и зачем был введен налог на бороду?

Чтобы бородачи постепенно отказывались от волосяного покрова на лице, 5 сентября 1698 году был поставлен налог на бороду при Петре І. Каждый мужчина был обязан заплатить огромный налог за ношение бороды, взамен получая специальный жетон, который свидетельствовал об уплате налога. Однако в начале 1699 года требование отказа от бороды распространилось на все основные группы населения России. А на тех, кто отказывался выполнять царское распоряжение, накладывались штрафные санкции. Уже с 1705 года все мужское население было обязано чисто бриться.

Вы знали раньше об налоге на бороду во времена Руси?

Да Нет

Сумма налога за ношение бороды отличалась в зависимости от сословной принадлежности мужчины. Было установлено четыре разряда налога, которые накладывались как на придворных бояр, так и на простых людей.

Крестьяне не платили налоги, но при въезде в город облагались штрафом в одну копейку с каждого бородатого. В сравнение скажем, что дворяне и чиновники платили 600 рублей на год, купцы по 100 рублей, посадские люди уплачивали в казну по 60 рублей, обычные московские жители о 30 рублей. Даже дочь царя Петра Алексеевича во времена своего правления поддержала указ Петра І о бритье бород.

После 1715 года были внесены некоторые изменения в указ, которые заключались в том, чтобы снимать единую сумму пошлину с каждого бородача, независимо от его сословия, которая составляла 50 рублей. Разрешалось носить бороду вместе с формой старого образца, если бородач не придерживался всех правил, вероятнее всего на него донесут и заставят заплатить штраф. При этом, одежда провинившегося отдавалась доносчику, как и 50% от заплаченного штрафа. Если человек не имел возможность заплатить необходимую сумму штрафа, его отправляли на каторгу отрабатывать долг.

Когда была отменена пошлина?

Только во время правления Екатерины ІІ в 1722 году была отменена пошлина на бороду, а наличие растительности на лице больше не считалось незаконным. Указ был отменен с небольшой поправкой, что гладковыбритыми должны оставаться придворные, чиновники и военные.

В начале 19 века указ Петра о бородах окончательно потерял свою силу. Позже военным некоторых родов войск было разрешено отпускать усы. Во время правления Николая І в список безбородых были добавлены молодые люди. Зато крестьяне и пожилые вольные люди могли без опаски носить бороду.

Важно! Последний документ, который регламентировал наличие растительности на лице, был издан царем в 1901 году и разрешал отпускать усы и банкенбарды юнкерам.

В конце хочется добавить, что не только в России применялись такие кардинальные меры, чтобы заставить людей бриться. Подобную дань собирали и во Франции и в Англии в 16 веке, а в некоторых штатах США за ношение бороды могли упрятать за решетку. Тем приятнее понимать, что сегодня бородачи имеют право отпускать щетину любой длины и формы, не скрываясь и не боясь расправы, как финансовой, так и физической. Основная масса мужчин сегодня предпочитают бриться, что позитивно отражается на их карьере и общем восприятии в социуме. Наличие растительности на лице говорит о бунтарском характере, и лишь небольшой процент относится к определенному модному направлению.



Похожие статьи