Что понимают под государственным бюджетом. Смотреть что такое "Государственный бюджет" в других словарях

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

1. Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.

2. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

3. Концепции государственного бюджета.

4. Дефицит государственного бюджета и методы его финансирования. Преимущества и недостатки каждого из методов финансирования дефицита государственного бюджета.

5. Государственный долг и его виды.

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства , основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· расходы на политические цели:

Расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

Расходы на содержание аппарата управления государством;

· расходы на экономические цели:

Расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

Расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

· расходы на социальные цели:

Расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

Расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

· трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

· выплаты процентов по государственным облигациям (т.е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

· налоги (включая взносы на социальное страхование);

· прибыль государственных предприятий;

· сеньораж (доход от эмиссии денег);

· доходы от приватизации.

Экономическое содержание доходов государственного бюджета

Доходы бюджета образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. Существуют внутренние и внешние материальные источники доходов: главная роль принадлежит внутренним источникамнациональному богатству, ВВП, национальному доходу; внешние источники – это доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства – ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги, поступления от которых на 80-90% формируют бюджет государства.

Налоговые доходы – это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоговые доходы по форме их поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (например, такой региональный налог, как налог на имущество предприятий).

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей (источники: НДС – 18%, налог на прибыль – 20%, НДФЛ – 13%).

Теперь рассмотрим неналоговые доходы.

К неналоговым доходам бюджета РФ относятся:

· доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (аренда, проценты и т.п.);

· доходы от платных услуг, оказанных государственными и муниципальными органами власти;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, сборы, конфискации);

· финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней (дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците; субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия на безвозмездной или возвратной основе; субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов);

· иные доходы (безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (d). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы . В этом случае сальдо бюджета положительное (d > 0), что соответствует профициту (излишку ) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю (d = 0), и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное (d < 0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

· Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо

от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

· Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе

заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительные и глубокие, а бумы относительно недолги), поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада обычно не совпадают. В результате сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

· Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики . Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е-60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг)

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций

(внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

· Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот

способ заключается в том, что Центральный банк увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства

1) рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска

2) это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда Центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Недостатки :

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции , т.е. это инфляционный способ финансирования

· Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

1) он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования

2) это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки такого способа финансирования:

1) по долгам надо платить . Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, доказано, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. Саржент и Уоллес доказали таким образом, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде оно может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

2) существенным недостатком долгового способа финансирования является

«эффект вытеснения» частных инвестиций. Экономический смысл «эффекта вытеснения» заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

· Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

1) возможность получения крупных сумм

2) неинфляционный характер

Недостатки :

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой

суммы долга, так и процентов по долгу);

2) невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего

3) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты

внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных

резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2011 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга:

· внутренний , который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций);

· внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций.

Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга:

Снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение

средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга;

Перераспределяет доход от частного сектора к государственному;

Обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в

долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Может привести к валютному кризису;

Может обусловить высокую инфляцию в будущем;

Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к

снижению уровня их благосостояния.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства

Структура доходов бюджета

Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

    иные налоговые доходы.

Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:

    Федеральный бюджетный фонд РФ;

    Фонд развития таможенной системы РФ;

    Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;

    Государственный фонд борьбы с преступностью;

    Федеральный экономический фонд;

    Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.

Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.

Источники доходной части:

  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

    эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

    займы у междуна­родных ор­ганизаций

Бюджет — полная схема доходов и расходов определенного объекта. Это касается не только государства, но и бизнеса, определенной организации, семьи и других сфер, где учитываются финансовые средства. Бюджет является одним из наиболее важных аспектов как в микроэкономике, так и в макроэкономике, то есть государственном планировании. Наука, изучающая, что такое бюджет, называется финансами.

Государственный бюджет

Государственный бюджет — один из наиболее важных документов страны. В нем содержатся финансовые сметы любых ведомств, служб, имеющих широкое значение, программ, реализующих дела, касающиеся правительства и управления страной. В нем обозначается полный спектр потребностей всех структур общества, которые должны реализоваться за счет казны. Также в данном документе вписаны все источники, от которых приходят регулярные выплаты с точными размерами денежных сумм, что также регулирует федеральный бюджет.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — многозначный термин, который отражает деятельность государств, направленную на рассмотрение, формирование, утверждение и исполнение расчетов по бюджету. Вместе с этим данный широкий термин отражает то, что во время деятельности по распределению финансовых средств составляются полные отчеты и утверждается информация об исполнении всех поставленных задач. Данная формулировка охватывает все аспекты, касающиеся бюджетов всех уровней, причисляющихся к РФ.

Бюджетная система

К бюджетной системе РФ причисляются такие разновидности финансового планирования:

  1. Федеральный бюджет.
  2. Множество региональных бюджетов, которые относятся к субъектам РФ.
  3. Местный бюджет, то есть финансовые вопросы, относящиеся к муниципальным формированиям.

Статья 215.1 БК РФ определяет Федеральное казначейство ответственным за исполнение и кассовое обслуживание, что влияет на бюджет РФ. Существует термин под названием "бюджетный профицит". Это касается тех вопросов, при которых запланированные расходы бюджета меньше, чем полученные доходы бюджета. Когда расходы превышают доходы, данный процесс характеризуется термином "бюджетный дефицит".

Если запланированный уровень дефицита бюджета при его планировании становится неактуальным, и расходы превышают этот показатель, а также в случаях, при которых расходы слишком высокие, то отвечающий за данные процессы орган власти может принять решение о сокращении расходов на собственное усмотрение. Когда расходы уже запланированы, а их уменьшают по приведенным выше причинам, данный процесс называется секвестром.

Бюджетное право

Когда есть вопрос: "Что такое бюджет с позиции права?" - нужно помнить, что так называется весь спектр законодательных норм, участвующих в регулировании отношений, которые определяют порядок формирования, распределения и использования различных бюджетов, имеющих общегосударственное или муниципальное значение.

Парламентское бюджетное право имеет такую концепцию, что все делается после получения согласия от парламента. Без этого невозможно совершить перемену или даже небольшую правку в старых налогах, нельзя взять займ у государства, также не получится произвести финансирование государственной программы.

Когда происходит осуществление бюджетного права, большие полномочия получает народное представительство. Данные лица могут не только принимать непосредственное участие в процессе государственного управления, но и осуществлять надзор за всеми действиями правительства, касающимися планирования и распределения финансовых средств. Так формируется и бюджет Москвы.

В обязанности и полномочия Министерства финансов РФ входит составление законопроектов, в составе которых содержится предварительная смета, отражающая как доходы государственного бюджета, так и расходы. Бюджетным планированием кратко называют процесс, при котором происходит разработка бюджета. После одобрения законопроект поступает на рассмотрение к Правительству РФ, где специалисты его дорабатывают, а при необходимости уточняют некоторые детали. Правительство предоставляет проект в Государственную Думу. Там он должен пройти рассмотрение в период трех чтений. От первого до последнего этапа проверка и осмысление проекта производятся все более детально.

Если полученный законопроект отклоняется большинством голосов Государственной Думы, иногда создается согласительная комиссия, в которую входит множество членов государственных структур. Присутствуют представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Чтобы выбранный всеми государственными структурами законопроект, касающийся бюджета, был одобрен и перешел в исполнение, все необходимые бумаги должен подписать Президент РФ.

Иногда бывают случаи, когда правительство не успевает вовремя утвердить все положения, касающиеся бюджета страны, также президент может наложить вето на бюджет. Определение такой ситуации предполагает наличие бюджетного кризиса, так как необходимые действия не могут исполниться вовремя, то есть страдает множество организаций и частных лиц. Обычно весь бюджет государства заранее рассчитывается, а полученные данные оформляются на год вперед. Также создается плановая документация, которая охватывает 2 последующих года, однако часто впоследствии корректируется. Бюджет РФ каждый новый финансовый год начинает с 1 января, однако не все страны придерживаются данной даты.

Структура

Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:

  1. Ответственность в различной степени распределяется между структурными подразделениями. Все предъявляемые статьи подлежат регулярному уточнению и модернизации. Все подразделения могут работать как с информацией, касающейся бюджета страны, так и с конкретной уточняющей статьей, которая предназначена специально для их ведомства.
  2. Осмысление и запись доходов и расходов в совокупности. С помощью этих действий создается действительно нужная и значимая иерархия статей, которой пользуются при любых действиях, касающихся бюджета государства.
  3. Расчет и назначение бюджетных денежных средств производятся для того, чтобы обеспечить должный порядок и контроль за движением денежных средств.

Бюджет организации

В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.

Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.

Особенности бюджета ЦФО

Если возникает вопрос о том, что такое бюджет ЦФО, нужно помнить: он является функциональным аспектом, который формируется из разрозненных деталей, однако всегда превращается в законченную форму. Он характеризует работу ЦФО на весь срок периода планирования, при этом выражается в трех разновидностях финансовой деятельности: финансовой, инвестиционной, операционной.

Управленческий бюджет

Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.

Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям.

Форматирование бюджета

В любой структуре, даже когда речь идет про семейный бюджет, всегда наличествует формирование бюджета. Особенно важно составлять бюджет доходов и расходов, так как данный аспект влияет на хозяйственную часть всего предприятия. Чтобы составить грамотную структуру бюджета, необходимо определить принципы группировки статей, обозначить состав и степень детализации всех финансовых движений.

Формат бюджета является произвольной формой, которая утверждена в системе определенного предприятия. Определяется шкала, на которой вырисовывается четкое соотношение доходов и расходов, а по полученным данным составляется планировка дальнейшего функционирования системы.

Как происходит бюджетный процесс?

Принципы бюджетного процесса формируются по определенной структуре:

  1. Проверка соответствия всем операционным бюджетам и показателям, которые получены по последним расчетам.
  2. Определение приоритетных и обозначение лимитирующих статей, чтобы окончательно провести контроль движения всех денежных средств, даже касательно вопроса, который открывает семейный бюджет.
  3. Установка и обоснование основных ориентиров, а совместно с этим и обозначение целевых показателей, обсуждение плана их достижения.

При группировке статей бюджета, определяющих доход и расход предприятия, специалисты пользуются установленным бюджетным классификатором. Он помогает четко определить задачи управления, а также обозначить бизнес-процессы, происходящие в настоящем времени.

Доходная часть бюджета

Когда происходит формирование доходной части бюджета, учитываются такие аспекты:

  1. Объем продаж основного вида продукции или тех товаров, которые производят в наибольшем количестве.
  2. Полная сумма доходов от остальной деятельности.
  3. Прогноз доходов, которые должны реализоваться в будущем, а также расчет разницы по курсу национальной валюты. Данная величина определяется в зависимости от информации по ее изменению во время продажи валовой продукции.
  4. Расчет процентов за займы и кредиты.

Все доходные и расходные статьи при необходимости детализируются до любых уровней, включая не только товарно-материальную сторону, но и услуги, договоры, проекты и остальные аспекты бюджетного планирования. Учитывается узкая специфика деятельности, направленной на производство и сбыт определенных элементов. Чтобы определить правильность поставленных задач и проведенных анализов, прибегают к понятиям экономической целесообразности, руководствуясь предыдущими подсчетами.

) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Тем не менее пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опускается ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). Причина, почему до сих пор степень участия российского государства в экономической жизни столь грандиозна, достаточно проста. Государство обычно финансирует те нужды общества , которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь - если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера. Вид этой кривой показан на рис. 13-4.

Рис. 13-4. Кривая Лаффера - модель налоговой политики

На этом графике мы видим две линии. Первая - гипотетическая кривая сбора налогов - показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда не бывает. Напротив, - и именно это показывает кривая Лаффера - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг.

Государственные ценные бумаги - обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Государственный долг - сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

  1. внутренний - перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами , купившими ценные бумаги внутренних займов;
  2. внешний - перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 63% к стоимости годового производства товаров и услуг (против 45% 10 лет назад).

Но при чем тут люди, если долг государственный? Да при том, что погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания налогов с жителей страны. Значит, проблема привлечения зарубежных кредитов прямо затрагивает интересы каждого гражданина страны.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга повисает на бюджете тяжким грузом. В конце 1998 г. этот груз стал для российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики. Сегодня Россия упорно гасит свои долги - в бюджете на 2001 г. на погашение долгов было направлено 231,104 млрд р., или почти 18% всех расходов государства.

При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще, чтобы из одолженного погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допустившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги. А за дефолт (отказ платить по обязательствам) принято жестко наказывать, вплоть до конфискации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное - выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса). Второй путь - именно его пыталось реализовать правительство России в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, - вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе.

Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.



Похожие статьи