Безопасность перевода денежных средств. Системы перевода электронных денежных средств

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.

Электронное средство платежа – средство, позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации. Электронное средство платежа является неперсонифицированным, если в отношении клиента не была проведена идентификация, т. е. оператор не установил сведения о клиенте.

Виды платежных систем

По состоянию на февраль 2013 года в России принята следующая классификация электронных платежных систем (ЭПС).

Дистанционные финансовые сервисы

  • Мобильный банкинг
  • SMS -банкинг
  • Мобильные операторские платежи
  • NFC-платежи

2. Банковские немобильные сервисы ()

3. Небанковские немобильные сервисы (Системы электронных денег)

Интернет-платежи

В онлайн-платежных системах совершение платежа осуществляется через Интернет . По видам оплаты онлайн-платежные системы разделяют на:

  • Карточные платежные системы - оплата производится банковскими картами (МИР , Visa , MasterCard , American Express и т.д.) в Интернете на сайте продавца товара или услуги (UCS и др.).
  • Операторы цифровой наличности - оплата производится в Интернете так называемой цифровой наличностью – некой внутренней валютой, которую можно обналичить у соответствующих участников ЭПС (WebMoney , Яндекс.Деньги и др.).
  • Платежные шлюзы – представляют собой синергию карточных систем и операторов цифровой наличности, предоставляя широкие возможности для взаимной конвертации и способов оплаты товаров и услуг в Интернете. Стоит отметить, что значительная часть существующих ЭПС относится именно к шлюзам, несмотря на то, что многие из них выделяют определенный тип платежей как доминирующий (ChronoPay (Хронопэй) , Assist и др.).

Терминалы

  • Небанковские терминалы или Терминалы оплаты (системы моментальных платежей)

ЦБ - регулятор рынка платежных систем

Эмиссия платежных карт в России

Из общего объема эмиссии 235 956 млн карт составили дебетовые (расчетные) карты – 88,3%, на кредитные продукты пришлось 31 263 млн карт – 11,7% эмиссии. При этом доля дебетовых карт в структуре эмиссии платежных карт в Российской Федерации увеличилась на 0,1%, а доля кредитных карт, наоборот, сократилась на 0,1% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период. Отметим, что снижение доли кредитных карт в структуре эмиссии продолжается уже второй год (в 2015 году их доля сократилась на 1%). Однако, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), банки увеличили выдачу кредитных карт на 14% за третий квартал 2017 года. Всего за июль-сентябрь 2017 г. банки выдали 2,31 млн карт с общим кредитным лимитом более 145,96 млрд рублей, за аналогичный период прошлого года было выдано 2,02 млн карт с лимитом более 106,88 млрд руб. Эксперты считают, что основной причиной роста числа выданных кредитных карт в III квартале стало последовательное снижение ключевой ставки ЦБ и последовавшее за этим снижение процентных ставок по кредитам.

Необходимо отметить, что российские банки выпускают также предоплаченные карты, суммарное количество которых в обороте довольно значительно, по разным оценкам, существенно превышая количество эмитированных кредитных карт.

«Существует целый ряд конкурирующих факторов, которые вкупе внесли свой вклад в общую негативную тенденцию, либо, наоборот, сглаживали падение, - отметил PR-директор PriceFree Макс Огнев. - Безусловно, главным моментом явилась значительная девальвация российской валюты, которая перекрыла здесь все остальные факторы по своей значимости».

Следующим негативным моментом, по его словам, стало начало сползания российской экономики в экономическую рецессию и значительный отток капитала, которые имели место на всех сегментах рынка и играли здесь значительную роль.

«В середине года и геополитические риски, и валютная турбулентность, и снижение платежеспособности клиента стали в совокупности определенным шоком для всего сегмента: с весны по практически конец осени мы наблюдали фактическую приостановку в инвестиционных проектах. В этом плане ситуация начинает оживляться только сейчас, когда стартапы становятся все более и более привлекательны», - считает Макс Огнев.

По его мнению, стоит выделить определенные сегменты, которые выступили «лидерами» падения. «В электронные платежи, например, активно интегрированы денежные переводы. Из-за девальвации российской валюты значительно просел как объем сектора, так и уменьшилось клиентское портфолио. Рабочие мигранты стали уезжать из страны, видя бесперспективность заработков в российском рубле. Значительное проседание сектора денежных переводов рикошетом ударило по всему сегменту электронных платежей», - рассказал представитель PriceFree.

Среди сглаживающих факторов падения в компании назвали инерцию скорости, которую набрал рост рынка электронных платежей до 2014 г. Он практически рос кратно, равно как и росла капитализация игроков, работающих на этом сегменте.

По данным PriceFree, серьезно скорректировались в долларовом выражении все сегменты рынка электронных платежей: практически в 3 раза упал сегмент электронных кошельков (до $1,3-$1,7 млрд), примерно в 2,5 раза упал онлай-шоппинг. Причиной этого стало не только обесценивание рубля, но и существенное проседание всей туристической индустрии, заказы от которой в значительной степени оплачивались онлайн (покупка билетов, бронирование отелей), пояснили в компании. В этом сегменте при его значительных оборотах в 2013 г., по подсчетам PriceFree, произошло падение с $13 млрд до $5 млрд в ушедшем году.

«В сегменте предоплаченных карт, например, мы видели изменение, конгруэнтное скачку курса доллара », - указал эксперт. И, тем не менее, Огнев отметил положительный взгляд на будущее всего рынка, добавив, что, хотя и 2015 будет нелегким годом, но принесет «значительный рост привлекательности в новые и новые инвестиции за счет дешевизны самой экономики».
«В плане инвестиций в рынок электронных платежей Россия остается одним из лидеров в мире, - полагает Макс Огнев. - Это относится ко всему сектору: электронным кошелькам, предоплаченным картам и т.д. Мы считаем, что в 2015 году темпы роста инвестиционной привлекательности будут идти по нарастающей. Это хорошее поле для тех, кто ищет новые каналы для вложений, активно следит за новыми проектами в области электронных платежей и коммерции».

J’son & Partners Consulting

Компания J’son & Partners Consulting представила летом 2015 года результаты обновленного исследования российского рынка электронных денег по итогам 2014 года, его оборот по итогам 2014 г. составил 590 млрд рублей.

По оценкам компании, оборот платежей через системы электронных денег ежегодно увеличивается, при этом среднегодовой темп роста за последние три года составил 53%.

Как показало исследование, развитие рынка обусловлено множеством факторов, в том числе: развитием сервисов - увеличением числа доступных для оплаты услуг и товаров у различных поставщиков, повышением качества витрин, дополнительных возможностей по вводу и выводу средств и использованием виртуальных банковских карт; увеличением проникновения платежных интеграторов, позволяющих оплачивать товары и услуги, например, с помощью электронных денег непосредственно на стороне поставщика; постоянно растущим доверием населения к средствам безналичной оплаты, влияющим на проникновение сервисов.

По данным J’son & Partners Consulting, в 2014 г. оборот платежей пользователей через системы электронных денег составил 0,6 трлн рублей, что на 34% превышает прошлогодний результат. По прогнозам компании, стремительный рост рынка сохранится в ближайшие 5 лет, что позволит его объему превысить 1,1 трлн рублей к концу 2019 г.

2013: J’son & Partners: рост +27%

Иностранные платежные системы обязаны завести представителя в России

7 декабря 2018 года появилась информация о том, что в Госдуму внесен законопроект, согласно которому иностранные платежные системы и электронные кошельки, работающие с российскими пользователями, должны завести в России своего официального представителя и подать заявление о внесении в специальный реестр Центробанка . Если они этого не сделают, то через 270 дней после принятия закона не смогут переводить деньги в Россию .

Законопроект подготовила группа парламентариев во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым . С юридической точки зрения документ представляет собой поправки к закону о национальной платежной системе.

Законопроект определяет понятие иностранной платежной системы. Речь идет о совокупности организаций, которые переводят денежные средства через границу по иностранным законам и своим правилам. Частью такой системы может быть иностранный банк, который является плательщиком и получателем средств в ходе осуществления их перевода.

Согласно законопроекту, любой иностранный электронный кошелек или платежная система, если они хотят работать с российскими пользователями, должны быть внесены в специальный реестр Центробанка. В реестр попадут только те платежные системы, которые выполняют определенные требования, в том числе к управлению рисками и защите данных .

Чтобы попасть в этот реестр, иностранная система должна подать заявление. Это заявление следует подавать через официального представителя платежной системы в России. В законопроекте прописано, что иностранные платежные операторы должны в обязательном порядке обзавестись в России таким представителем.

Власти законодательно определили понятие иностранной платежной системы Законопроект устанавливает требования к сотрудничеству владельца иностранного электронного кошелька или платежной системы и российского банка, через который проходит оплата. От российских банков требуется, чтобы они работали только с теми иностранными операторами, которые внесены в реестр Центробанка. Перечисление средств через системы, которых нет в реестре, станет невозможно через 270 дней после принятия закона.

Что касается безналичных платежей через специальные приложения типа Apple Pay , то в этом случае законопроект также предусматривает предоставление Центробанку информации о поставщиках таких платежных приложений. Кроме того, поставщикам запрещается переводить деньги клиентам-резидентам и предоставлять им электронные средства платежа.

Также законопроект вводит дополнительные правила для эквайринга , то есть приема платежных карт к оплате товаров и услуг. Теперь платежные агрегаторы должны заключать договор с банком. Работа платежных агрегаторов как банковских платежных агентов будет регулироваться с целью повышения доступности эквайринга для малого и среднего бизнеса, отмечают авторы законопроекта.

Платежные агрегаторы должны будут проводить идентификацию предприятий, которые принимают оплату картами за товары и услуги. Также в их обязанности войдет урегулирование спорных операций, защита данных транзакций и обеспечение безотказности техники, от чего зависит непрерывность переводов .

В России ограничат анонимные электронные платежи

Конфронтация возникла между ЦБ и Росфинмониторингом. Первый уверен в необходимости запрета на получение наличных с электронных кошельков и предоплаченных карт, а второй настаивает на запрете анонимности и обязательной идентификации (хотя бы упрощенной) пользователей. По словам статс-секретаря Росфинмониторинга Павла Ливадного, анонимные кошельки используются «для финансирования террористической, экстремистской и противоправной деятельности».

Специалисты Центробанка не согласны с мнением коллег из Росфинмониторинга и считают введение запрета на анонимность излишней мерой. По их мнению, в случае введения обязательной идентификации пользователи просто перейдут на наличные расчеты, что вызовет социальную напряженность.

Как бы то ни было, однако представители отрасли считают слишком жесткими как предложения Росфинмониторинга, так и Центробанка. Даже первоначальная инициатива, подразумевавшая зачисление средств на НЭСП только через банковские счета, может серьезно ударить по рынку. Предложенные обоими регуляторами меры могут и вовсе уничтожить рынок, считают эксперты.

В скором времени состоится встреча представителей Росфинмониторинга и Центробанка, в ходе которой будет разработана единая позиция. Затем начнется реализация инициативы.

2017: Требования безопасности платежей в интернете

Изменения предлагается внести в положение Банка России от 9 июня 2012 года № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» .

2013: 16 рекомендаций по безопасности онлайн платежей от Центробанка

5 августа 2013 года было опубликовано письмо Банка России № 146-Т, содержащее ряд рекомендаций кредитным организациям по повышению безопасности предоставления розничных платежных услуг в Интернете.

Рынок интернет платежей наряду с рынком электронной коммерции еще несколько лет назад существовал в «параллельной реальности» относительно российского финансового рынка, Центробанка и изменений российского законодательства. Однако ежегодный рост рынка e-commerce более чем на четверть и возрастающий интерес россиян к безналичным платежам в Интернете и использованию банковских карт в целом изменили ситуацию.

В Письме № 146-Т ряд пунктов описывает стандартные функции системы fraud-мониторинга организации, занимающейся обеспечением безопасности платежей. Актуализировать механизмы системы fraud-мониторинга рекомендуется не реже, чем раз в два года, а при появлении новых факторов риска и внесении кардинальных изменений в систему защиту информации – своевременно и оперативно адаптировать под них систему анализа рисков.

Для повышения уровня безопасности платежей в Интернете и снижения риска возникновения мошеннических операций рекомендуется использовать многофакторную аутентификацию плательщика. Как поясняют составители Письма, к факторам аутентификации относятся «обладание предметом или устройством (например, персональным идентификатором), знание определенной информации (например, пароля), обладание определенными постоянными неотъемлемыми свойствами (например, отпечатками пальцев)».

В тех же целях рекомендуется использовать динамическую аутентификацию клиента - аутентификацию, при которой на одном из этапов используется пароль с ограниченным сроком действия и ограничением на число использований. Рекомендации по подтверждению платежных операций с помощью одноразовых паролей, доставляемых клиенту по альтернативному каналу связи, соответствуют формату работы XML-протокола 3-D Secure (3D-Secure) и практике международных платежных систем: Verified by Visa, MasterCard SecureCode и J/Secure. Также внимание уделяется важности использования механизмов мониторинга платежей, в том числе в целях анализа рисков. В качестве критериев мониторинга указаны частота, сумма, место совершения и получатель платежа.

Все рекомендации по обеспечению безопасности предоставления розничных платежей должны учитываться как при передаче функций оператора по переводу денежных средств на аутсорсинг , так и при составлении договоров с субагентами, предоставляющими электронные средства платежа, позволяющие получить розничные платежные услуги через Интернет.

И, конечно же, значительное внимание в Письме уделяется мерам повышения грамотности физических лиц – плательщиков. Операторам по переводу розничных средств рекомендуется информировать клиентов о возможной приостановке получения услуг, о неудачных попытках получения доступа к ним, о возможности управления лимитами на совершение платежей через Интернет. Данные рекомендации направлены на повышение уровня доверия населения к безналичным формам денежных средств и мотивации к их активному использованию. Один из инструментов популяризации безналичных денежных операций среди населения - это возможность страхования рисков плательщика.

Национальная безопасность Рос­сийской Федерации на протя­жении последних десятилетий постоянно подвергается угрозам со сто­роны организованной преступности. Борьба с ней, как признано сейчас во всем мире, не должна сводиться исклю­чительно к выявлению и пресечению от­дельных ее проявлений.

Задача, стоящая перед правоохранительными органами на современном этапе, ставится гораздо шире — пресечь деятельность самого ор­ганизованного преступного формирова­ния, важную роль в существовании ко­торого играет его финансовая база, пре­доставляющая возможность расширен­ного воспроизводства его людских и ма­териальных ресурсов.

Разнообразные виды преступной дея­тельности, осуществляемой организо­ванными преступными формирования­ми, приносят огромные доходы, мас­штабы которых не поддаются реальной оценке. В специальной литературе име­ется множество оценок объема отмыва­ния доходов, однако в настоящее время реальной методики осуществления та­кого рода расчетов не имеется.

По данным Счетной палаты Россий­ской Федерации только на Кипре еже­годно отмываются до 12 млрд. долларов США российского происхождения . А даже по приблизительным оценкам экс­пертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуют­ся доходы, полученные преступным пу­тем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в сред­нем объеме составляет от 2 до 5% миро­вого валового продукта.

Наибольшее ко­личество их отмывается в США (при­мерно 300 млрд. долларов в год). Активы криминальных группировок Великоб­ритании приближаются к 30 млрд. дол­ларов. Прибыль, получаемая теневыми структурами Японии, составляет 5% ВВП и превышает правительственный бюджет, выделяемый на здравоохране­ние и социальное обеспечение.

«Насыщение» криминальным капи­талом приводит к необходимости реше­ния задачи по определению путей и средств его легализации.

Международные стандарты деятель­ности по выявлению, изъятию и конфи­скации денежных средств или иного имущества преступного происхождения предусмотрены такими международны­ми соглашениями, как Конвенция Со­вета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от пре­ступной деятельности от 8 ноября 1998 года №141, Директива ЕЭС от 10 июня 1991 года №91/308/ЕЭС.

В националь­ное законодательство введены меры по реализации принятых Международной группой по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) сорока девяти рекомендаций, специально посвященных противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

На основе рекомендаций ФАТФ был разработан и принят Федеральный за­кон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма». Статьями 174 и 174 Уголовного кодек­са РФ установлена уголовная ответст­венность за осуществление операций по отмыванию преступных доходов.

Наряду с этим надо сказать, что не все рекомендации ФАТФ в целях противо­действия легализации преступных дохо­дов получили адекватное отражение в российском законодательстве и государ­ственной практике. Шестая рекоменда­ция ФАТФ «Альтернативный перевод» гласит: «Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кре­дитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административ­ному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридиче­ских лиц, незаконно занимающимися та­кими денежными переводами».

ФАТФ подготовила также поясни­тельные указания и документ о лучшей практике к применению этой рекомен­дации, которые предусматривают уточ­нение необходимости регистрации всех систем перевода денег, или их лицензи­рования наряду с применением к ним широкого круга обязанностей, относя­щихся к организациям, осуществляю­щим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Между тем Фе­деральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, и финан­сированию терроризма» (ст. 5) не вклю­чает в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средст­вами или иным имуществом, такие орга­низации, как, например, широко из­вестная «Вестерн Юнион», которые, не являясь организациями федеральной почтовой связи, осуществляют массо­вые электронные переводы денежных средств, в т.ч. в страны СНГ. Их деятель­ность представляет собой ни что иное, как неформальную сеть перевода денег, которая не охвачена системой финансо­вого контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и представляет собой удобный канал перемещения денежных средств, как полученных пре­ступным путем, так и предназначенных для обеспечения преступной, в т.ч. террористической, деятельности. Упо­мянутый федеральный закон ничего не говорит и об электронных переводах де­нег как объектах предусмотренного им контроля финансовых операций.

БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ ПОТОКИ

Остаются вне контроля и другие де­нежные потоки, также представляющие собой чаще всего неформальную сеть ак­кумулирования и трансграничного пере­вода денег. Сегодня «хавала», что на арабском банковском жаргоне означает «переводить» или «телеграфировать», пе­реживает ренессанс. Возникшая во вре­мена караванной торговли, она остается востребованной и в эпоху глобализации, нарастания миграционных потоков, взрывного развития международных связей малого и среднего бизнеса, вы­званного прорывом в развитии телеком­муникаций. Не в последнюю очередь по­пулярность «хавалы» основывается на ужесточении банковского надзора, т.к позволяет эффективно обходить многие препятствия нормативного характера.

Организованные преступные форми­рования часто пользуются неформаль­ными системами денежных переводов. Используют курьеров, например, или системы трансфертов, наподобие систе­мы арабской «хавалы». Неформальные переводы денежных средств использу­ются и представителями челночного бизнеса. Им предлагается оставить в России деньги, предназначенные для покупки товаров за рубежом, в обмен на получение за границей по опреде­ленному адресу това­ров на ту же сумму. Как правило, такие трансграничные опе­рации осуществляются образованными на этни­ческой основе сообществами, члены которых действуют на террито­рии ряда государств. В связи с ростом количества этнических диаспор в Рос­сии подобные операции становятся все более популярными.

Согласно данным, приведенным главой ФМС России К.Ромодановским по окончании заседа­ния правительственной комиссии по со­вершенствованию взаимодействия фе­дерального центра и регионов, на кото­ром рассматривались вопросы миграци­онной политики, в России сейчас нахо­дятся 10,2 млн. нелегальных мигрантов. Всего за последние 12 лет в Россию официально иммигрировало более 7 млн. человек. Одновременно, по оцен­кам Федеральной миграционной служ­бы МВД России, Госкомстата, погра­ничной и налоговой служб, в России не­легально проживают от 3 до 10 млн. гра­ждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских го­сударств.

Денежные переводы нелегальных ми­грантов, как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 млрд. долларов США в год. Согласно зарубежным экспертным оценкам тер­рористические организации, действую­щие в Юго-Восточной Азии, 80-90% де­нежных средств получают по схеме «ха­вала». Пакистанские банкиры в 2002 го­ду пришли к выводу, что по каналам «ха­валы» в страну ежегодно поступает 2-3 млрд., а легальные трансакции оценива­ются в сумму 1 млрд. долларов США.

В основе работы схем пе­ревода денежных средств такого рода ле­жит принцип компенсирующего сальдо. На первый взгляд систе­ма вполне легальна: отправитель денег передает некоторую сумму дилеру, имеющему небольшую контору в каком-либо населенном пунк­те. Тот связывается со своим партнером в пункте назначения, и последний выда­ет сумму адресату. Оборот средств по та­ким каналам настолько велик, что диле­ры могут не беспокоиться о долгах. До­верие между ними построено на семей­ных, клановых и этнических связях.

«Хавала», как одна из них, позволяет осуществлять достаточно большие по объему денежные переводы без физиче­ского перемещения наличности. Прив­лекательность ее обусловлена тем, что практически не остается никаких доку­ментальных или электронных следов со­вершения операций перевода денег и достаточно простым механизмом функ­ционирования.

Неформальная система денежных переводов построена на семейных, клановых и этнических связях. Оборот московской «хавалы» составлял 400 млн. рублей в месяц.

ПОПЫТКИ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Основную проблему для правоохра­нительных органов, занимающихся вы­явлением и пресечением легализации преступных доходов, представляют цен­тральные (клиент-получатель) и периферийные (посредник № 1 — посредник №2) связи в системе «хавала». Они име­ют характер устойчивой цепи, каждое звено в которой несет персональную от­ветственность за возможный провал операции.

Стоит отметить, что «хавала» — не единственная система неофициальных денежных переводов. Подобные системы под различными наименованиями из­вестны в Китае (фей-чиен), Пакистане (ханди), Гонконге (хукуан), Сомали (кса-вилаад), Таиланде (фей-кван), на Филиппинах (падала). В России наряду с на­званием «хавала» ис­пользуются наимено­вания «азиатская схе­ма», «система небан­ковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банков­ская система». Все эти системы форми­руют глобальную сеть, чье действие про­стирается практически на весь мир.

Весьма распространено мнение, что отчеты сделок сохраняются только на время трансакции, а при завершении сделки вся документация уничтожается. Однако это представление о безбумаж­ности неформальных денежных перево­дов неверно. Информация относитель­но денежных переводов часто оставляет цифровые, сложно зашифрованные сле­ды. Имеют место записки, устные согла­шения, некоторые письменные отчеты. При переводе крупных сумм есть чело­век — меморайзер, который служит ар­битром в случае спора.

Часто, для того чтобы диверсифици­ровать риск перевода больших сумм, ис­пользуются методы, заимствованные из арсенала отмывания денег. Депозиты фрагментируются и переводятся теле­графно сотням банков во всем мире. Иногда деньги заканчивают свое движе­ние в месте происхождения. «Хавала» в России используется аф­ганской, пакистанской, индийской, ки­тайской, вьетнамской, корейской, тад­жикской, узбекской, туркменской, кир­гизской, азербайджанской диаспорами.

Правоохранительными структурами России проводятся мероприятия по вы­явлению и пресечению незаконной дея­тельности организаторов пунктов «хавалы». Так, в ходе проведения следствен­ных действий были получены докумен­тальные данные, что ежемесячно только через один пункт «хавалы» переправля­ется за рубеж от 6 до 8 млн. долларов (данные получены по результатам фи­нансово-экономической экспертизы «черной» бухгалтерии). Было установле­но, что через нелегальные пункты про­исходит «отмывание» денежных средств, источником происхождения которых яв­ляется преступный бизнес. Переправля­емые через московский пункт средства были получены от продажи контрабанд­ного происхождения потребительских товаров, а также драгоценных камней (изумруды и рубины).

Пресечение финансовых потоков, про­ходящих через систему «хавала», требует взаимодействия правоохранительных ор­ганов различных государств. Так, напри­мер, взаимодействие со спецслужбами Узбекистана по отработке одного из кана­лов финансирования терроризма, осно­ванном на использовании нелегальных международных денежных переводов по системе «хавала» привело к выявлению транснациональной преступной группы, состоявшей из граждан России, Афгани­стана, Узбекистана и Китая и обеспечи­вавшей функционирование канала, в том числе на территории России.

На основании полученных материа­лов была проведена широкомасштабная операция по ликвидации канала финан­сирования международных террористи­ческих организаций и его структур в Москве и в Узбекистане. В результате были задержаны 35 человек во главе с лидером группировки, а из незаконного оборота изъято большое количество ку­пюр в рублях и долларах США на общую сумму около 40 млн. рублей. В ходе обы­сков был получен значительный объем доказательств преступной деятельности.

На территории России неоднократно задерживались представители арабских стран, которые въезжали в страну ле­гально, имея при себе крупные суммы в долларах США. Затем эти деньги оседа­ли в Чечне. Так, азербайджанскими по­граничниками были задержаны в при­граничном с Грузией Белоканском рай­оне двое граждан Ирака, которые пыта­лись проникнуть сначала в Грузию, а за­тем в Чечню. При себе они имели 300 тыс. долларов США. Кроме того, была налажена переправка денежных средств для чеченских сепаратистов по надежно действующим «окнам» на российско-грузинской границе.

Значительные объемы денежных средств поступают непосредственно че­рез пункты пропуска на российско-гру­зинской и российско-азербайджанской границах. К этому, как правило, причастны коррумпированные сотрудники по­граничных и таможенных органов, о чем свидетельствуют выявленные факты сво­бодного перемещения грузов без досмот­ра и взыскивания таможенных пошлин.

Таким образом, анализ одного небан­ковского сектора перемещения денеж­ных средств, поступающих для последу­ющей легализации преступных доходов, показывает, что задача выявления и пре­сечения теневых денежных потоков пра­воохранительной системой Российской Федерации далеко не решена. Косвенно об этом свидетельствуют лишь единич­ные уголовные дела, по которым выне­сены обвинительные приговоры, и то за деятельность по финансированию тер­роризма, а не за легализацию преступ­ных доходов.

На сегодняшний день существует од­но уголовное дело, возбужденное в 2005 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН) по ст. 172 и 174 УК РФ в отно­шении лиц, задействованных в системах неформальных денежных переводов. В пресс-релизе ФСКН сообщалось, что Московская «хавала» открылась в 2003 году и позволяла анонимно менять ва­люту и переводить деньги в любое го­сударство мира, где существует афган­ская диаспора, а также иметь расчетные счета физическим лицам. Ее оборот со­ставлял 400 млн. рублей в месяц.

Такая ситуация обусловлена рядом факторов, среди которых основными являются: оборот неконтролируемых де­нежных средств, коррупция, влияние на отдельные секторы экономики органи­зованной преступности и некоторые другие.

Налицо отставание законодательства от развития технологии совершения фи­нансовых операций, использующей электронные переводы, что требует вне­сения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О противодейст­вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» в целях рас­пространения на деятельность по совер­шению таких переводов положений это­го закона и полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Очевидно, что в борьбе с такими пе­реводами для финансирования терро­ризма и иной преступной деятельности действующие меры государственного финансового контроля непригодны. Это задача правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыск­ную и уголовно-процессуальную дея­тельность по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

«Хавала» и другие подобные системы нелегального перевода денег представляют собой деятельность международ­ного масштаба, дальнейшее развитие которой может негативно отразиться на финансовых интересах и уровне борьбы с организованной преступностью ряда государств. В этом своем качестве по­добные альтернативные системы денеж­ных переводов могут рассматриваться как одна из угроз национальной безо­пасности.

Кроме того, наличие двух па­раллельных расчетных систем (фор­мальной и неформальной) с доходно­стью, разнящейся в десятки раз, и «сер­висными» возможностями, не ограни­ченными административными рамками в рыночных условиях не имеет шансов на длительное существование. Объек­тивные экономические законы и тен­денции будут диктовать банкам необхо­димость отказа от части банковских опе­раций в пользу систем неформальных денежных переводов, что приведет к ис­ключению ряда банковских операций из банковской системы, выведя их из-под надзора Центрального банка Россий­ской Федерации.

В связи с этим необходимо разрабо­тать и принять международные стандар­ты деятельности по противодействию использованию таких переводов денеж­ных средств и ценностей, т.к. шестой ре­комендацией ФАТФ заложена лишь воз­можность разработки правовой основы такого противодействия. А реальное по­ложение вещей требует дальнейшей пра­вовой регламентации деятельности го­сударств для обеспечения обоснованно­го и социально оправданного использо­вания мер по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нелегаль­ных переводов денежных средств в слу­чаях, вызывающих подозрения в связи этих переводов с преступлением.

Любая платежная интернет-система - это специальная технология, позволяющая осуществлять различные платежи в Сети (оплачивать услуги магазинов и банков, получать зарплату, пополнять мобильный счёт, выводить деньги на карту банка и проч.). Сегодня онлайн валюта - не менее значима, чем деньги бумажные. В интернете можно насчитать около 10 популярных платёжных систем, не считая их менее известных конкурентов. Перед тем, как воспользоваться услугами электронной системы, - внимательно изучите её особенности.

1. . Является одной из самых известных электронных систем интернета и главных инструментов обмена денег и проведения операций с онлайн валютой на территории СНГ. Для пользования WebMoney Transfer на компьютере или мобильном телефоне, необходимо установить один из киперов, предлагаемых системой, внеся свои настоящие данные. Для большего доверия желательно получить персональный аттестат, отправив паспортные данные по указанному в WebMoney Transfer адресу. К вашим услугам - широчайший пользовательский интерфейс, множество функций, возможностей и операций, производимых мгновенно. Особое внимание стоит уделить обменнику и взимаемым процентам. Гораздо выгоднее произвести обмен валют посредством подобных сервисов в интернете.

2. . Вторая по популярности платежная система на территории СНГ позволяет безопасно обменивать и переводить онлайн валюту другим пользователям, сохраняя, как и в случае с WebMoney Transfer, все данные о переводах. Открыв Яндекс.Кошелёк или Интернет.Кошелёк, вы можете пользоваться интерфейсом в Сети или на ПК. Переводы между вашими двумя кошельками не осуществляются.

3. Международная платежная система . Один из самых известных электронных сервисов мира, собравший под своим крылом более 100 миллионов пользователей, празднует свой день Рождения в тот же год, что и WebMoney Transfer, - 1998. Владелец PayPal - калифорнийская компания "Palo Alto". Для того чтобы ваша онлайн валюта могла работать, необходимо зарегистрировать "Личный счёт" или "Личный Премьер-счёт". Более крупные клиенты открывают "Бизнес-счёт". Пользоваться PayPal можно при помощи ПК, интернета, мобильного. Россияне и украинцы могут использовать эту платёжную систему лишь для оплаты покупок. Онлайн валюта не может выводиться и приниматься от других пользователей.

4. (RUpay) . Единая платежная платформа работает в режиме реального времени и позволяет производить любые операции с электронными деньгами быстро и безопасно. В отличие от WebMoney Transfer, можно не бояться забыть свои реквизиты дома в блокноте. Основное назначение RUpay - оплата платежей и покупок в Сети, вывод денег на счета украинских или российских банков. Сама RBK Money банковские услуги не оказывает.

5. Деньги@mail.ru . Система ограничилась лишь веб-интерфейсом. Платежи осуществляются с любого ПК, а идентификатором служит электронный адрес.

6. Рапида . Изначально сотрудничала лишь с финансово-кредитными учреждениями. Процессинговый центр Рапиды подключается к системе биллинга предприятия. По сути, Рапида - круглосуточный сервис для приёма платежей за телефон, коммунальные услуги и проч. Система позволяет задать интервал для ежемесячных платежей.

7. E-Gold появилась на 2 года раньше, чем платежные системы WebMoney Transfer и PayPal. Безопасность более 1 000 000 счетов в E-Gold гарантируют банки Швейцарии и США. Данный сервис - универсальный инструмент, позволяющий осуществлять обмен и перевод валют в любой стране мира. Самая незаменимая платежная система использует для обмена денежных единиц весовые части палладия, серебра, золота и платины. E-Gold - идеальный вариант для серьёзных бизнесменов, посвятивших себя интернет-коммерции.

8. (Skrill) . Эта молодая платежная система (2003 г.) работает в соответствие с законодательством Великобритании. Особенность системы заключается в том, что её пользователи могут легко, безопасно и дёшево осуществлять обмен, перевод денег и платежи в интернете в реальном времени. Операции производятся благодаря e-mail. Национальную валюту, с которой вы намерены работать, следует выбрать при регистрации. В Moneybookers указываются только ваши настоящие данные. Установка программного обеспечения не требуется. Итак, посылайте деньги с вашей банковской карточки, получайте онлайн валюту по e-mail и совершайте любые покупки в Сети.

9. . Ещё одна молодая электронная платежная система (2005 г.), зарегистрированная в Квебеке (Канада). Демократичность Alertpay позволяет ей становиться всё более популярной, завоёвывая доверие пользователей. Регистрация в системе бесплатна для всех граждан мира. Пользоваться услугами не могут лишь жители Анголы, Нигерии, Сьерра-Лионе и Либерии. За все операции с онлайн валютой снимают маленькие комиссионные.

10. . Платежная система смогла удачно интегрировать множество видов электронных платежей и операций в одну цельную, логичную систему, работать с которой легко и удобно. В отличие от перечисленных сервисов, Z-PAYMENT не конкурирует с другими электронными системами, а сотрудничает с ними. Бесплатно зарегистрировавшись, вы сможете работать с любыми платежными системами, банками, производя различные операции как при помощи безналичного, так и наличного расчётов. Гарантированная безопасность, отсутствие специального программного обеспечения для пользователей, возможность заключать договора, круглосуточная поддержка, - это и есть Z-PAYMENT, которой пророчат огромный успех.

11. Google Checkout - платежная система от Google. Необходима привязка к банковской карте клиента. Пользоваться сервисом пока могут лишь жители Великобритании и США. Фактически, Google Checkout не осуществляет платежи, а гарантирует их безопасность. Сами операции производятся при помощи банковских карт пользователей системы.

12. . Еще один удобный и безопасный сервис моментальных электронных платежей в сети. Является многофункциональным: система позволяет не только проводить взаиморасчеты между зарегистрированными пользователями и совершать различные виды электронных платежей, но также располагает собственной депозитной программой, которая дает возможность безопасно сохранять электронную валюту на счетах и ежемесячно получать процентные выплаты на остаток средств. В числе преимуществ Perfect Money - высокий уровень безопасности и круглосуточная техподдержка.

13. . Главным назначением этого российского платежного сервиса, действующего сегодня в 20-ти странах мира, является моментальная оплата различного рода услуг, от коммунальных платежей до банковских кредитов. Ключевым отличием QIWI от других подобных финансовых сервисов является то, что переводить средства можно не только из личного аккаунта в интернете или через мобильное приложение, но также и посредством специальных платежных терминалов самообслуживания, которые сегодня можно найти в большинстве населенных пунктов России, Украины, Беларуси и других стран.

14. . Электронная платежная система родом из Канады, действующая на мировом рынке электронных финансовых операций с 2005 года. Простая и бесплатная регистрация позволит оперативно и без лишних проблем открыть счет в системе. Верификация счета для жителей некоторых стран довольно проблематична, однако счет можно с успехом использовать и без верификации, поскольку она является добровольной. В качестве идентификатора (номера кошелька) в AlertPay используется e-mail, указанный при регистрации. При этом существует возможность переводить средства пользователям, еще не имеющим аккаунта в AlertPay.

15. . Первая белорусская внебанковская система мгновенных электронных микроплатежей, позволяющая быстро и без комиссий оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, интернет и телевидение, а также различные другие виды услуг посредством привязанной к цифровому кошельку пластиковой карты. Помимо этого, система дает возможность совершения различных банковских операций, а вот переводы средств, носящие коммерческий характер, здесь не допускаются (перевод денег между физическими лицами - владельцами EasyPay-кошельков осуществляется без проблем с комиссией 2%). На рынке функционирует с 2004 года, а в 2010 году EasyPay вышла и на украинский рынок онлайн-платежей.

16. . Украинский открытый платежный сервис, предназначенный для перевода денег, а также совершения различного рода микроплатежей и онлайн-оплаты широкого ряда услуг. Основателем и собственником LiqPay является украинский ПриватБанк, что позволяет снимать деньги со счета посредством банкоматной сети ПриватБанка в Украине и России. Высокий уровень безопасности совершаемых операций гарантирует использование сервиса динамических одноразовых паролей (высылается в смс-сообщении на привязанный к личному аккаунту номер телефона) и технологии 3D Secure code.

17. . Единый кошелек W1 - еще один удобный и надежный электронный сервис, позволяющий зарегистрированным пользователям осуществлять переводы между кошельками без дополнительной комиссии, а также легко и быстро оплачивать различные виды услуг. Доступ к единому кошельку осуществляется через любые средства цифровой связи, имеющие подключение к интернету (компьютеры, мобильные телефоны, КПК). Располагает широкой партнерской сетью, которая дает возможность выгодной бескомиссионной оплаты самого широкого ряда товаров и услуг.

18. . Платежная мультивалютная система, которую можно отнести к числу сервисов с электронными валютами, базирующихся на золотом эквиваленте (наиболее близким аналогом Pecunix можно назвать широко известный e-gold). На рынке электронных валют ЭПС Pecunix, зарегистрированная в Панаме, работает уже 10 лет. Преимуществами этой платежной системы, основанной на золотых активах, можно назвать безопасность и надежность, однако на сегодняшний день Pecunix не пользуется большой популярностью.

19. . Электронная платежная система, популярная в России и существующая с 2004 года. Регистрация в сервисе открытая и бесплатная, в качестве номера счета здесь выступает адрес электронной почты. На данный момент операции в MoneyMail могут осуществляться в трех видах валют - российский рубль, доллар США, а также евро. Все операции в системе осуществляются через интерфейс сайта, дополнительные приложения при этом устанавливать не нужно. Среди основных услуг - пополнение счетов мобильной связи, совершение ежемесячных платежей, погашение банковских кредитов, перевод денежных средств на e-mail и многие другие.

20. . Назначением этого сервиса является оплата услуг, совершение денежных переводов и различных платежей через интернет с использованием ваучеров Ukash (банковский счет или карта при этом не требуются). Купить ваучер Ukash можно за наличные деньги в специализированных пунктах продаж или онлайн с использованием самых разных интернет-сервисов (Webmoney, W1, LiqPay, QIWI, RBK Money и др.) Одной из наиболее популярных услуг, доступных владельцам Ukash-ваучеров, можно назвать международные переводы в режиме онлайн.

См. Информационные технологии в международных операциях Международная ассоциация развития (MAP) 468-470 Международная валютная ликвидность 39, 40  

Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является предоставление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях перечисляются средства со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большая часть операций выполняется при помощи пластиковых карт , которые вышли на первое место в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки . В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карт, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карты.  

Для проведения взаимных расчётов внутри страны используется банковский клиринг , представляющий собой систему внутренних межбанковских безналичных расчётов, основанных на взаимном зачёте равных платежей. Использование межбанковского клиринга сводит до минимума балансовые суммы, которые должны быть погашены наличными деньгами . Необходимость систематических расчётов между банками на основе зачёта взаимных требований привела к созданию специальных институтов, получивших название расчётных (клиринговых) палат (первая расчётная палата была учреждена в Лондоне в 1775 г.). Активное внедрение электронных средств передачи информации в банковское дело и высокая концентрация значительной части расчётов в определённых центрах банковской системы позволили создать автоматизированные электронные расчётные палаты, которые действуют во многих странах и представляют собой межбанковскую систему переводов денежных средств и погашения встречных платежей.  

Преимуществом такой модели является относительно высокая скорость расчетов. Расчетная организация может в короткие сроки, а при использовании электронной техники - день в день, осуществить перевод денег со счета плательщика на счет получателя платежа. При этом нет необходимости организовывать межбанковские переводы и задействовать другие расчетные системы , что обычно удлиняет и замедляет процедуру расчета.  



Похожие статьи