Понятие, признаки и субъекты национальной экономики. Основные хозяйствующие субъекты экономики и модель кругооборота

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.

    Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступа­ют как средства связи между экономическими субъектами.

    Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, уча­ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими субъекты являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­деления. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, ин­дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о ра­циональном поведении субъектов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимиза­ция затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к мак­симальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

    Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Если домашнее хозяйство ведёт только предпринимательскую деятельность, то оно может получать только предпринимательский доход. Нетрудоспособные члены семьи получают пенсию. Домашнее хозяйство может получать дотации. На практике основным источником дохода выступает, прежде всего, зарплата.

    Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

    Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому важно сказать, что государство есть экономический субъект, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Государство покупает товары и услуги, взимает налоги, оказывает финансовую помощь фирмам и домашним хозяйствам. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть над хозяйственными субъектами для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

    Рынок продуктов - место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4). Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

    Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

    Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

    В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

    Существуют два вида структуры национальной экономики:

    1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

    2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

    Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

    1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

    2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

    Структура национальной экономики

    Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

    Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

    Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

    Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

    Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

    Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

    1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

    2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

    Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

    1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

    2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

    3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

    Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

    1) торговых организаций;

    2) биржевой торговли;

    3) банковской системы;

    4) небанковских учреждений;

    5) транспортной системы.

    Отраслевая структура национальной экономики

    Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

    Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:

    1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

    2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;

    3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

    Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

    Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

    1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;

    2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

    3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

    Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

    Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:

    1) принципиальное изменение технологий производства;

    2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

    3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;

    4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

    Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

    Теория «Межотраслевого баланса»

    Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

    В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

    1) объемы потребления на нужды производства – первый квандрант;

    2) группирование продукта в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

    3) включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного – третий квандрант;

    4) структура распределения национального дохода – четвертый квандрант.

    Теория «Межотраслевого баланса» позволяет:

    1) произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

    2) произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики;

    3) определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию;

    5) определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей;

    6) определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

    Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

    Структура собственности в национальной экономике

    Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.

    Выделяют следующее содержание собственности:

    1) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства;

    2) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

    1) органы государственного и муниципального управления.

    2) юридическое лицо;

    3) гражданин – физическое лицо.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

    1) интеллектуальную собственность;

    2) движимое имущество;

    3) недвижимое имущество.

    Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

    Для современной структуры собственности России характерно:

    1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

    2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

    3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

    Совокупный экономический потенциал: понятие и виды

    Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качест-венными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

    Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

    1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

    2) объем и структура производственного потенциала промышленности;

    3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

    4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

    5) научно-технический потенциал страны;

    6) степень развития непроизводственной сферы экономики;

    7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

    Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

    Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

    Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

    1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

    2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

    Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

    Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

    Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. 1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

    По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

    Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

    1) сельскохозяйственные;

    2) непроизводственные;

    3) промышленные.

    В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

    2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

    3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

    Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

    Экономические ресурсы: их виды и свойства

    Большое значение в национальной экономике имеют , которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов:

    1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

    2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

    3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

    4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

    5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

    Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на:

    1) разведанные. Добыча их уже ведется;

    2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

    3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

    По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

    Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

    Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

    Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

    Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

    Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

    Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

    В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

    Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

    Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

    Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

    Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

    1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

    2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

    3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

    4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

    Объем национального богатства позволяет:

    1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

    2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

    3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

    При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

    В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

    На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

    Типы и сущность хозяйственных систем

    Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

    Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

    1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

    2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

    3) форм и методологии государственного регулирования;

    4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

    В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

    Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

    1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

    2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

    3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

    4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

    Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

    Источник - Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций, Москва, Эксмо, 2008

    Субъекты национальной экономики:

    ♦ домохозяйства;

    ♦ предпринимательский сектор;

    ♦ государственные институты;

    ♦ заграница.

    Домохозяйство (ДГ) - экономический субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей с целью максимизации полезности. Домохозяйства - собственники факторов производства, за счет чего получают доходы, которые используют на текущее потребление и накопление. Доходы бывают трудовые и от имущества. В закрытой экономике активность домохозяйств обусловливает:

    Предложение факторов производства; -с спрос на блага;

    Сбережения части дохода.

    Предпринимательский сектор (ПС) - совокупность всех фирм, занимающихся производством и реализацией благ. Активность предпринимательского сектора обусловливается:

    o спросом на факторы производства;

    o предложением благ;

    o чистыми инвестициями;

    o валовыми инвестициями (затратами на развитие производства, амортизацией);

    o инвестициями для поддержки материально-технической базы производства.

    Государственные институты (ДИ) - совокупность учреждений, организаций, представляющих политическую власть. Государственные институты обеспечивают воспроизводство общественных благ. Общественные блага характеризуются:

    Не конкурентностью (не приходит полезность при потреблении другими людьми);

    Не исключительностью (невозможность исключения из потребления в случае неуплаты).

    Воспроизводства общественных благ (строительство дорог, уличное освещение и т.п.) осуществляется за счет государственного бюджета.

    Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.

    Виды бюджета:

    o Д = В - сбалансированный бюджет;

    o Д < - "-" дефицит;

    o Д > - "+" профицит.

    Активность государственных институтов нацелена на:

    ♦ взимание налогов;

    ♦ спрос на общественные блага;

    ♦ выплату трансфертов;

    ♦ регулирование предложения денег.

    Заграница - все другие национальные экономики, с которыми взаимодействует данная экономика посредством международной торговли, а также движения факторов производства. Государство может оказывать экономическую помощь другим государствам. Активность заграницы представлена:

    Экономической помощью;

    Импортом;

    Экспортом;

    Переводом части доходов домохозяйствам.

    Все субъекты имеют доходы и расходы, следовательно - собственный бюджет, то есть, секторами национальной экономики.

    На ряду с этими секторами в экономике имеется сектор имущества (СМ), который можно представить, как воображаемую копилку общества, в котором аккумулируются: сбережения домохозяйств, нераспределенная прибыль предпринимательского сектора, амортизация предпринимательского сектора, профицит государственного бюджета и торгового баланса.

    Из сектора имущества домохозяйства могут потреблять часть доходов, когда их расходы превышают доходную часть. Предпринимательский сектор осуществляет валовые инвестиции из сектора имущества, государство в случае дефицита государственного бюджета использует, в частности, сектор имущества. Заграница с него финансирует дефицит платежного баланса.

    Методы анализа национальной экономики

    Рис. 1.1. в

    Рассмотрим более подробно эти методы. Общенаучные.

    I. Формально-логические, рассматривают национальную экономику с точки зрения формы и содержания. Отдельными методами формальной логики являются:

    A. Анализ и синтез:

    o Анализ предполагает расчленение на простые составные сложного объекта.

    o Синтез - объединение познанными, простых элементов. Б. Индукция и дедукция:

    o Индукция - движение от отдельных фактов к обобщенному.

    o Дедукция - движение от общего к частному.

    B. Сравнение. Сравнение национальной экономики осуществляется в рамках специального направления - компаративистика.

    Г. Гипотеза.

    II. Диалектические методы. Диалектическая логика объектом исследования рассматривает национальную экономику в движении и развитии. Она предусматривает:

    А. Движение познания от конкретного к абстрактному.

    Б. Единство логического и исторического. Каждая сложная система в своем развитии сначала формирует простейшие базисные элементы, а потом - усложняется.

    III. Специальные методы:

    А. Моделирование. Моделирование предполагает формализацию связей в национальной экономике, адекватную структуре объекта и целям исследования. Обязательным этапом моделирования является верификация модели.

    Рис. 1.2. в

    Б. Количественный подход, что позволяет формировать показатели 2 типов:

    o Показатели потока, которые рассчитываются за определенный временной период.

    o Показатели запаса - рассчитываются на определенную дату.

    В. Экстраполяция - перенос тенденций и связей, сложившихся в прошлом на текущий период и перспективу. Недостаток - невозможность учета новых тенденций.

    Г. Корреляционный анализ - метод статистики, который показывает тесноту связей между случайными, не функциональными показателями.

    Д. Факторный анализ. Выявление факторов, определяющих тенденцию развития национальной экономики.

    Е. Балансовый анализ - количественные связи между ресурсами и их источниками, с одной стороны, и потребителями - с другой.

    В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая система» :

    1) экономическая система понимается как совокупность экономических субъектов;

    2) экономическая система как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ или как взаимосвязь и взаимозависимость отдельных видов труда на основе критерия экономии времени;

    3) экономическая система как система производства, распределения, обмена и потребления;

    4) экономическая система как совокупность экономических процессов, связанных с распределением ограниченных ресурсов (неоклассическая школа).

    Рассмотрение данных групп определений показывает, что первая группа определяет экономическую систему через состав, упуская связи; вторая, наоборот, абстрагируется от состава; а четвертая группа связывает экономическую систему лишь с процессами распределения.

    По нашему мнению, экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

    «Национальная экономическая система» указывает на целостный, системный характер национальной экономики, а также выражает ее теоретический облик (система научных категорий).

    «Национальная модель экономики» – это национальная спецификация стандартной экономической системы.

    Национальной экономике присущ ряд как общесистемных, так и особенных свойств.

    К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

    Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения отдельных экономических субъектов. Экономика пронизана кооперативными связями на всех уровнях, в их основе лежит разделение труда, порожденное различием потребностей и интересов.

    Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка – мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

    Интегративность национальной экономики означает обладание свойствами, отсутствующими у отдельных компонентов. Поэтому перенесение на национальную экономику свойств единичного хозяйства означает отрицание ее социального характера.

    Особенные, или специфические, свойства национальной экономики возникают в процессе кооперации ее подсистем. К ним можно отнести:

    · подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики одновременно;

    · самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации экономических субъектов низшего уровня друг с другом, с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;

    · структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;

    · национальная экономика является динамической системой;

    · национальная экономика – стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;

    · национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой системой.

    Исследование природы национальной экономики и закономерностей ее развития требует выделения ее подсистем (табл. 2.1).

    Табл. 2.1 позволяет четко выделить две сферы национальной экономики: сферу управления и реальную сферу. Сфера управления охватывает государство и территориальные образования, а реальная сфера – фирмы, неприбыльные организации, домашние хозяйства и человека как участника социально-экономических связей. Внутри каждой сферы и между ними циркулирует поток информации. Причем сфера управления и контроля предоставляет «идеальную» экономическую информацию в виде нормативов, приказов, а реальная сфера – «реальную» информацию в виде продуктов и услуг, цен на них.

    Таблица 2.1

    Компоненты национальной экономики и субъекты хозяйствования

    Положение субъектов хозяйствования в национальной экономике и их роль определяются отношениями собственности. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов возможно благодаря наличию противоречивой системы потребностей и интересов. Связь компонентов реальной сферы национальной экономики обеспечивает рынок. Рынок способен изменяться в зависимости от изменения природы экономических субъектов, рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты.

    Первичной хозяйственной ячейкой национальной экономики является не просто обособленное объединение ресурсов и экономического субъекта, а объединение их в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

    Спорным вопросом в экономической литературе является вопрос об основном хозяйствующем субъекте, или агенте национальной экономики. Наиболее часто в качестве основного субъекта национальной экономики называют либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида.

    Вторая точка зрения более предпочтительна. Во-первых, объединение ресурсов и субъекта, распоряжающегося ими в сфере производства, распределения, обмена и потребления, возможно не только для домашнего хозяйства, но и для индивида. Во-вторых, домашнее хозяйство является разложимым на компоненты, а не представляет собой предел членения. В-третьих, в основе домашнего хозяйства лежат социально-экономические отношения между его членами.

    Таким образом, индивид во всей совокупности своих социальных связей и отношений удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики.

    Национальная экономика возникает в результате кооперативного взаимодействия всех ее компонентов. Чтобы понять закономерности функционирования и развития национальной экономики, необходимо системно исследовать ее компоненты и связи между ними.

    Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

    1. Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

    2. Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

    3. Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

    4. Государство данной страны (в той мере, в какой оно является не собственником или предпринимателем, а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости, т. е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них).

    5. Внутренняя социальная среда.

    6. Внутренняя природная среда страны.

    В процессе функционирования и развития экономики происходит интернализация и изменение ее среды, выходы системы превращаются в ее среду.

    Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. табл. 2.2).

    Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты. Враждебное окружение может побудить увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы – вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать проблематичным экономическое развитие.

    Таблица 2.2

    Связи национальной экономики со средой

    № п/п Носитель связи Входы национальной экономики Выходы национальной экономики Тип среды
    Товар, капитал, рабочая сила, информация Импорт Экспорт Внешняя экономическая среда
    Человек Потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни Внешняя и внутренняя общественная среда
    Вещество, энергия Природные ресурсы и условия Отходы производства, загрязнение окружающей среды и изменение ее состава Внешняя и внутренняя природная среда
    Товары, человек, информация Социальные нормы, законодательство, регулирующие сигналы, дотации, пенсии, стипендии, пособия, кредиты Налоги, товары, услуги, кадры Государство

    Среда может стать фактором порядка и приводить систему к самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который считал, что вызов среды побуждает к росту. Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и выделил несколько типов:

    · стимул суровых стран (автор переоценил положительное воздействие данного стимула, поскольку он может не только стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, «законсервировав» на столетия, примером чему могут служить эскимосы);

    · освоение новых земель;

    · стимул ударов: чем сильнее вызов со стороны среды, тем сильнее стимул;

    · непрерывное внешнее давление;

    · социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на вызов среды.

    Конечно, все стимулы действуют неоднозначно и у каждого есть свой предел. В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

    Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде.

    В качестве главных функций национальной экономики выступают:

    · выполнение своей роли в системе международного разделения труда;

    · удовлетворение материальных и иных потребностей индивидов;

    · создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, способов удовлетворения его потребностей, проявления его «сущностных сил»;

    · адаптация общества к изменениям природной и социальной среды.

    Носителями цели национальной экономики, ее потребностей и интересов являются индивиды как элементы национальной экономики. Население может влиять на цели общества в основном опосредованно, через государственные структуры, и дискретно – в моменты выборов, референдумов, революций снизу.

    Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географического, политического, военного положения, уровню и стадии развития экономики и множества других факторов цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель – не допустить дальнейшего спада производства, перед другой – повысить темпы роста, перед третьей – стабилизировать их, перед четвертой – перестроить структуру экономики. Поэтому искать единственную, «универсальную» цель для всех национальных экономик – значит сознательно закрывать глаза на существующие различия в экономическом положении стран мира.

    Ограниченный объем основных экономических ресурсов определяет необходимость их эффективного и рационального использования – минимизации затрат при максимизации результата. На реализацию этой цели направлена хоз. деятельность. Это вид деятельности, направленный на производство благ, основанный на постоянном процессе сравнения и отбора альтернативных вариантов использования эконом. ресурсов. Для поддержания постоянного протекания этого процесса существуют определенные экономические агенты – хозяйствующие субъекты. Их отличительной особенностью по сравнению с другими НЭ является способность к принятию и реализации самостоятельных решений по организации своей эконом.деятельности.

    Существуют следующие виды хоз.субъектов:

    1) домашние хозяйства. Они концентрируют в своей собственности значительную часть эконом. ресурсов и факторов пр-ва. Их эконом. деят-ть направлена на предоставление эконом. ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хоз. субъектам. Финансовые ресурсы, полученные в результате этого, используются для приобретения необходимых им благ или же для накопления.

    2) предприятия (организации). Их деят-ть направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. Различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), по видам и масштабам своей деятельности. Общепринято их деление на финансовые – предприятия, деятельность которых направлена на инвестирование капитала в производство благ, и нефинансовые – предприятия, деятельность которых направлена исключительно на производство благ. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

    3)некоммерческие организации. Их деят-ть направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. К ним относятся, ассоциации бизнесменов, благотворительные фонды, спортивные клубы. Смещение цели их хоз.деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики. Например, целью деятельности некоммерческих организаций в области науки является развитие научного потенциала страны. Результатом реализации этой чисто некоммерческой цели является развитие трудового потенциала страны, а следовательно всей национальной экономики;

    4)государство. Оно является важнейшим субъектом хоз. деятельности, определяющим характер функционирования НЭ. Несмотря на то, что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов. Для этого оно использует широкий набор методов. Оценка экономической активности государства производится с привлечением различного рода индикаторов, к числу которых относятся, например, объем гос. собственности, доля благ, производимых государством.

    Для реализации своих планов хоз. субъекты взаимодействуют между собой.Основой взаимодействия,являются экономические интересы – причины эконом. действий хоз. субъектов. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения.

    Действия предприятий могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение эконом. власти, объемов производства. Государство реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы эконом. роста и увеличение объемов нац. богатства. Характер взаимодействия хозяйствующих субъектов неоднозначен и разнообразен по своему видовому составу, основу его составляют определенные экономические интересы. Вместе с тем на это оказывают влияние и другие факторы, например интересы общества, социума и нации.



    Похожие статьи