Что такое социальная инфраструктура. Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры

Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

    Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

    Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

    Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство , бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

    Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

    Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

    Эффективное использование трудовых ресурсов;

    Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения ;

    Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

    Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

3. Финансирование социальной инфраструктуры

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

    отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

    отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Самофинансирование социального обслуживания населения в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).

Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой; территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: некомплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу.

Исследование проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание.

Термин инфраструктура появился в конце 1940-х гг. и был заимствован из военного лексикона, в котором он означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих взаимодействие различных родов войск.

В 1^50-х гг. ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни Одно из первых определений инфраструктуры принадлежит американскому экономисту П. Розенштейн-Родану: «совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения». Особенно популярным он стал среди эконом географов.

Постепенно данный термин стал употреблятся при изучении социальной жизни. Важным моментом в социологической трактовке является не просто материально-техническое содержание, но и оценка людьми, населением его качества, степени удовлетворения их потребностей.

В аспекте исторического развития инфраструктура общества формировалась постепенно. Первоначально функционирование производства и сельского хозяйства не включали в себя эти элементы. Затем объективное развитие общества заставило создавать и поддерживать элементы инфраструктуры, такие как дороги, транспорт, складное хозяйство и т.д. По сути, это были материальные условия для функционирования производства, которые «не входят в него, но без них он или совсем не возможен, или будет происходить лишь в несовершенном виде. Примером этого рода средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.» (К. Маркс). Такой анализ предполагает разделение материальных условий на внешние (созданные самой природой, климатом, географической средой) и общие, которые созданы человеком и входят в качестве важнейшего компонента в так называемую вторую природу. Материально-вещественные элементы второй природы создают общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всех видов общественной и прежде всего трудовой деятельности людей. Они органически связывают воедино различные сферы общественного производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно эти элементы образуют то, что называют инфраструктурой.

Постепенно в XX в. наука и практика стали обращать внимание на материальные условия, обеспечивающие процесс труда, т.е. выполняющие социальные функции (жилье, питание, медицинское обслуживание). Затем было признано насущной потребностью создание необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. При проектировании производства начали делать расчет соотношения между занятыми на производстве и жителями. В соответствии с этим формировалась социальная инфраструктура района или города.

Следующий шаг в развитии инфраструктуры общество пережило в период распространения массового образований, прежде всего среднего и профессиол- нального. С постепенным сокращением рабочего дня возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Было признано, что создание этих условий прямо влияет на эффективность производства, на рациональную организацию повседневной жизни людей.

Социальная инфраструктура изучается специалистами разных научных направлений - демографами, экономистами, социологами и архитекторами. Поиск разных направлений призван ответить на насущные вопросы общественного развития.

В 1950-1970-е гг. использовались понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое разделение имело как положительные, так и отрицательные последствия. На практике производственная сфера часто выдвигалась на первое, ведущее место, а быту придавалось второстепенное значение. Про изошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы.

Сегодня это деление признается не вполне корректным. Понятие «бытовая инфраструктура» стало замещаться социальной инфраструктурой. Условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. Поэтому сегодня устоялось деление инфраструктуры на производственную и социальную (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И. И. Панфилов, В.А. Сенников, Ж.Т. Тощенко и др.). Иногда выделяют институциональную инфраструктуру.

Основные элементы социальной инфраструктуры:

учреждения и организации;

техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования;

социальная оценка этих материальновещественных условий.

Социальная инфраструктура состоит

из социально-экономической, социально- политической, социально-культурной, со- циально-бытовой.

Эти виды можно подразделить на отдельные подвиды. Так, в социально-культурной есть инфраструктура дошкольного, среднего и высшего образования, учреждений культуры, СМИ. Она может рассматриваться также по уровням социальной организации - на уровне общества, региона, отрасли экономики, предприятия (объединения). Возможен анализ социальной инфраструктуры экономических зон, промышленных узлов, малых поселений, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Важным аспектом рассмотрения социальной инфраструктуры является ее анализ в рамках макросреды (всего общества), мезосреды (города или другого населенного пункта) и микросреды (непосредственных условий жизни людей).

Социальная инфраструктура может быть представлена как линейная или как точечная. Под линейной понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. Точечная инфраструктура включает непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.).

Также может быть предложена типология инфраструктуры в зависимости от субъекта социальной сферы, т.е. той социально-демографической группы, на реализацию потребностей которой она направлена. В такой типологии могут быть выделены детская, молодежная, семейная инфраструктура, инфраструктура инвалидов, пожилых людей и т.п.

Так как социальная инфраструктура решает задачи социального развития, то в количественном выражении она определяется как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Чем ближе эта разность к нулевому значению, тем больше возможностей для развития общества дает инфраструктура. Для определения нормы применяют особый расчет: сколько благ приходится на одного человека, на 10 тыс. или 100 тыс. населения. Применяемые нормативы потребностей населения в коммунальных и бытовых услугах, а также физиологические нормы питания, рациональные нормы потребления обуви, тканей, важнейших товаров длительного пользования не всегда согласуются с требованиями, предъявляемыми реальной жизнью.

Показатели инфраструктуры одной организации, населенного пункта, регионов возможно сравнивать с показателями развития аналогичных образований и на этой основе получить более полную информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.

Совершенствование социальной инфраструктуры происходит на основе анализа, желаний, потребностей и ценностных ориентаций людей. Поскольку она рассматривается с позиций удовлетворения всех потребностей людей, т.е. совершенно исключается, что одни элементы могут «заменить» другие. Хотя сегодня существует практика закрытия в сельских регионах здравпунктов, школ, маршрутов транспорта как экономически невыгодных.

С точки зрения социологии социальная инфраструктура обслуживает не отдельные стороны, а всю совокупность деятельности людей. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное или оптимальное развитие всего социального организма и отдельных его составных частей.

В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. Основная роль ее в современном обществе в том, что социальная инфраструктура может повышать или уменьшать эффективность действующей хозяйственной структуры.

Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов его деятельности - трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Условия обеспечивают эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. Все элементы инфраструктуры функционируют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Основная литература

Сыдорына Т.К). Социальная политика. М., 2004.

Социальная инфраструктура // Социологичео кая энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Гл. «Социальная инфраструктура». М., 1998-2003.

Дополнительная литература

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М., 2001.

Денисов H.A. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988.

Кураков B.J1. Ресурсное обеспечение социальной сферы. М., 1999.

Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М., 1989.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980.

Юферов О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990.

С.Н. Майорова-Щеглова

Термин инфраструктура вошел в научный лексикон в конце 40-х годов XX века и первоначально означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих успешное взаимодействие различных родов войск. Но уже в 50-х годах ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни. Одним из первых американский экономист П. Розенштейн-Родан определил инфраструктуру как совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения.

Постепенно данный термин стал широко использоваться при изучении экономической, а затем социальной жизни. Важным моментом в ее трактовке стало не просто материально-техническое ее воплощение, но и оценка людьми, населением ее качества, степени удовлетворения их потребностей.

Анализ генезиса идей о социальной инфраструктуре дает возможность утверждать, что этому аспекту жизнедеятельности людей и общества было уделено внимание задолго до обозначения самого явления в виде строгого понятия. Так, говоря о предпосылках становления и функционирования национального хозяйства, А. Смит постоянно выделял материальные условия, которые создавали возможность рациональной организации производства. О создании условий для жизнедеятельности ратовали утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р.Оуэн даже пытался воплотить в действительность идею об обеспечении культурно-бытовых потребностей людей.

Однако в течение XIX века об условиях эффективного функционирования производственных организаций речь фактически не шла. Производство стихийно развивалось и направлялось господствующими общественными отношениями. Иначе и быть не могло. В этот период условия, обеспечивающие его развитие, рассматривались как нечто заданное, с чем не особенно следует считаться или считаться только в той мере, в которой это влияло на конкурентоспособность (близость к транспортным путям, дешевая энергия и некоторые другие).

Проблема условий эффективной производственной деятельности выдвинулась самой логикой исторического развития. По мере усложнения хозяйственных связей предприниматели вынуждены были заняться вопросами организации инфраструктуры в рамках национального хозяйства. С этого времени инфраструктура (осознанно, а чаще неосознанно) стала восприниматься в качестве компонента промышленного, а затем и сельскохозяйственного производства.

Тесное переплетение объективных закономерностей и экономических интересов проявилось в постепенном формировании элементов инфраструктуры, прежде всего обеспечивающих трудовую деятельность человека, т.е. выполняющих некоторые социальные функции.

Дальнейшее развитие инфраструктуры было связано с растущей потребностью в создании необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. Представление о социальных аспектах инфраструктуры еще более расширилось, отразив новую ступень в развитии производства. Так, при строительстве поселка Томпсон в Канаде на базе никелевого месторождения сразу был сделан расчет, что соотношение между занятыми на производстве и жителями составит 1:3,5. В соответствии с этим и формировалась социальная инфраструктура.

Бум образования, начавшийся почти во всех странах в 50– 60-х годах, остро поставил вопрос об инфраструктуре образования, особенно среднего и профессионального (Ф. Кумбс, 1970). Кроме того, сложилась ситуация, когда при сокращении рабочего времени возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей, что можно было достичь при наличии условий, которые уже прямо влияли на эффективность производства и имели относительно самостоятельное значение.

Одновременно ученые предприняли усилия по осмыслению роли социальной инфраструктуры. В решении этой задачи участвовали специалисты разных научных направлений - демографы, экономисты, экономгеографы, социологи и архитекторы, стремившиеся в своем поиске ответить на насущные вопросы общественного развития.

Что касается архитекторов, то, если не считать стихийной практики создания инфраструктуры, первые попытки планомерной работы относятся к концу XIX века. В процессе подготовки к Международной выставке в Чикаго (1893 г.) при рассмотрении проблем « city planning » были разработаны проекты совершенствования городского ландшафта, которые вызвали необходимость учитывать социально-экономические аспекты развития территории.

Следующий этап в развитии идей инфраструктуры территории связан с именами английского урбаниста Э. Ховарда и французского архитектора Т. Гарнье. Если Э. Ховард выступил с теорией города-сада, имеющего комплексы промышленной, обслуживающей и жилищной застройки, окруженные пригородной зоной сельскохозяйственных площадей, то Т. Гарнье предложил проект индустриального города, состоящего из специализированных функциональных зон (промышленной, обслуживающей, отдыха и жилой), разделенных зелеными поясами. Как в первой, так и во второй концепциях, оказавших огромное влияние на современную урбанистику и экологию, было предусмотрено развитие инфраструктуры, в том числе и социальной.

В 20–30-е годы большую роль в развитии концепции социальной инфраструктуры сыграла дискуссия о социалистическом городе (участники Л. Сабсович, А. Луначарский, Н. Милютин), под влиянием которой велась реконструкция Москвы, создавались новые города – при ДнепроГЭСе, на Урале, в Сибири. В противовес реальному появлению мегаполисов разрабатывались концепции идеальной микроячейки города, города-спутника, научных центров и т.д.

Что касается трудов советских экономистов, то впервые инфраструктура была рассмотрена в работах Л.И. Абалкина, А.Е. Пробста, С.А. Хейнмана как комплекс проблем об условиях, обеспечивающих развитие материального производства.

Постепенно в ходе познания закономерностей общественного развития в научный оборот были введены понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое деление инфраструктуры получило закрепление на практике, что имело не только положительные, но и негативные последствия. Дело в том, что в силу объективных и субъективных причин производственная сфера выдвигалась на первое, ведущее место. Однако социальные факторы предъявляли постепенно возрастающие требования к непроизводственным аспектам деятельности людей. В результате получилось так, что условия, обеспечивающие их развитие, были отнесены к бытовой инфраструктуре. Произошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы. Такая трактовка условий для социальных аспектов деятельности человека вряд ли оправдана, во-первых, потому, что в понятие «бытовая инфраструктура» включаются далеко не все проблемы социального развития. Во-вторых, условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. В-третьих, следует учитывать все виды деятельности, ибо только на этой основе можно дать научно обоснованную классификацию элементов социальной инфраструктуры.

Предстояло продумать иной путь решения задачи, отыскать новые, более точные понятия, характеризующие условия развития производства и жизнедеятельности населения. Дальнейшая разработка проблем инфраструктуры, ее постоянная проверка практикой постепенно привели к тому, что в научной литературе (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И.И. Панфилов, В.А. Сенников и др.) достаточно прочно утверждается деление инфраструктуры на производственную и социальную. Некоторые исследователи (М.К. Бандман, С.С. Носова и др.) наряду с производственной и социальной выделяют институционную инфраструктуру.

Что касается сущности социальной инфраструктуры, то в научной литературе высказываются различные точки зрения. Проведенная в 70–80-х годах дискуссия по этому вопросу позволила прояснить вопрос о ее содержании.

Обобщая имеющиеся представления, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности – трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой.

В данном определении, во-первых, подчеркивается, что социальная инфраструктура – это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов материальной базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими – они действуют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Особо следует отметить ее объективный характер, взгляд на нее как на частную форму гармонизации жизни общества. Дело в том, что развитие общественной жизни требует целенаправленного регулирования, а без создания соответствующих условий жизнедеятельности невозможно представить само существование общества.

Во-вторых, в социальную инфраструктуру кроме учреждений и организаций входят техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования.

В-третьих, социальная инфраструктура касается всего без исключения населения, так как многие ее элементы, как уже отмечалось, необходимы для воспроизводства не только самого работника, но и его семьи. Это должно постоянно учитываться при проектировании и строительстве новых городов и производств и их освоении.

В-четвертых, социальная инфраструктура решает задачи социального развития, которые «в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня». Проблема нормы возникает обязательно, ибо нельзя ограничиться общими утверждениями, что на страну, регион, город или район надо столько-то объектов, учреждений и организаций, призванных обслуживать интересы производства и людей, – необходим обязательный расчет: сколько благ приходится на одного человека, на одну или десять тысяч населения.

И, наконец, социальную инфраструктуру нельзя рассматривать в отрыве от установок, ценностных ориентации населения, отдельных его групп, и объединений. «...Наличие ценностных регулятивов составляет одну из самых принципиальных особенностей социальных систем». Поэтому не следует ограничиваться нормативным подходом как предписанием. Его следует дополнить анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей, ибо это непременный элемент совершенствования социальной инфраструктуры.

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Системы информатизации и связи

Комплекс общественной безопасности

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

Расширенный состав социальной инфраструктуры города представлен на рис. 2.5.3.

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│Объекты здравоохранения│ │Объекты социальной поддержки

│ │ │ отдельных групп │

└──────────┬────────────┘ └────────────┬───────────────┘

└────────────────┬────────────────┘



┌─────────────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Объекты образования ├──┤ Социальная ├──┤ Объекты культуры │

│ и науки │ │инфраструктура города│ │ и искусства │

└─────────────────────┘ └─────────┬───────────┘ └─────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────┐

┌──────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────────┐

│ Объекты физической │ │ Объекты рекреации и досуга │

│ культуры и спорта │ │ │

└───────────────────────┘ └────────────────────────────┘

Рис. 2.5.3. Состав социальной инфраструктуры города

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры входят:

объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах - цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жизнеобеспечении?

2. Каковы основные отрасли городского хозяйства?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса города?

4. Что включает в себя жилищный фонд города?

5. Каково значение работы систем инженерного обеспечения для города?

6. Что включает в себя социальная инфраструктура города?



Похожие статьи