Закон о гражданской ответственности перевозчиков

Что означает ОСГОП для пассажиров и на каких видах транспорта действует такой вид страховой ответственности? На такой простой вопрос не многие пользователи смогут верно ответить. Необходимо разобраться, для каких типов и за что несет ответственность страховая компания.

ОСГОП или ОСАГО

С января 2013 года все перевозчики, которые занимаются транспортным обслуживанием пассажиров, обязаны иметь в комплекте разрешающих документов договор ОСГОП. Расшифровка этой аббревиатуры немного похожа на ОСАГО. Общим в этих названиях является ответственности.

Однако первый вид страхования относится ко всем перевозчикам пассажиров, кроме такси и опасных объектов. Пассажирские перевозки на микроавтобусах также подпадают под действие ОСГОП при условии наличия 8 и более пассажирских мест и не используемые в службах такси. Именно по договорам ОСАГО водители такси страхуют свою гражданскую ответственность перед своими клиентами. Перевозки, имеющие отношения к использованию и эксплуатации опасных объектов, должны быть застрахованы владельцами таких объектов. Для пользователей метро применяются положения статей закона об ОСГОП.

Основные понятия

При заключении соглашения ОСГОП страхование проводится на период перевозки пассажиров средствами транспорта в соответствии с утвержденным маршрутом и приобретенными билетами. Перевозчиком может выступать как юридическое лицо, так и частный предприниматель, который официально зарегистрирован и действует в соответствии с нормативными актами.

Пассажиром признается клиент транспортной компании, который оплатил поездку. Кроме тех, кто имеет билет, пассажиром также считаются дети, для перевозки которых не нужно приобретать проездной документ.

При наступлении страхового события страховая компания, которая заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, будет возмещать имущественный убыток или нанесенный урон состоянию здоровья пассажиров.

Заключение договора

Должна иметь действующую лицензию на ОСГОП. Страхование проводится на основании полученного заявления от перевозчика, который занимается обслуживанием пассажиров. Такая необходимость может быть выражена как в письменной, так и устной форме. Страховая компания не имеет права отказать транспортной организации в оформлении договора по утвержденной форме.

Договор начинает свое действие с момента его подписания двумя сторонами, но не ранее, чем поступили страховые платежи на банковский счет страховщика.

Размер страховой ответственности

Нанесение имущественного урона, а также ущерба состоянию здоровья пассажиров является объектом страхования ОСГОП. Гражданская ответственность по договорам распределяется в соответствии со страховыми рисками:

  • не менее 2 025 000 рублей - жизнь пассажира;
  • не менее 2 000 000 рублей - здоровье пассажира;
  • не менее 23 000 рублей - имущество пассажира.

Размер страхового обеспечения утверждается по конкретному страховому событию и не подлежит изменениям, пока договор не закончился. При определении ответственности за жизнь и состояние здоровья не применяется франшиза.

Срок действия соглашения

Договор страхования ОСГОП заключается на срок не менее одного года. Иные сроки страховой защиты применимы только для водных перевозок, которые осуществляются внутри страны. В таких соглашениях срок действия зависит от срока разрешенной навигации.

Досрочное прекращение действия договора в соответствии с законом об ОСГОП допустимо в случае:

  • лишения лицензии перевозчика или страховщика;
  • ликвидации страховой компании;
  • неуплаты очередной части страховой премии.

Размер страховой премии

Для расчета суммы страхового платежа используют тариф. Центральный банк утверждает максимальный и минимальный размеры, которые зависят от типа транспортного средства, количества обслуживаемых пассажиров, имеющейся франшизы по ответственности за имущество клиентов.

Общая сумма страховых платежей рассчитывается отдельно по каждому страховому риску и суммируется. Расчет производится на одного пассажира. Затем, исходя из пассажиропотока транспортного перевозчика, делаются общие подсчеты страховой премии.

Бывают ситуации, когда в период действия договора страхования ОСГОП происходит изменения в количестве перевозимых пассажиров (увеличивается автопарк, отчуждается автобус). Такие перемены влияют на расчет обязательного страхового платежа в большую или меньшую сторону. В этих случаях страховая компания имеет право требовать доплаты страхового платежа, а страхователь вправе требовать возврата части уплаченного платежа.

Страховая организация может отказать в при наступлении страхового события, если перевозчик не сообщил о количественных изменениях страхового риска.

Перевозчик обязан перечислить рассчитанный страховой взнос единовременным платежом или равными частями в соответствии с пунктами подписанного соглашения.

Если транспортная компания не перечислила очередную часть страховой премии, ответственность страховщика досрочно прекращается. В то же время, если в период неуплаты имело место страховое событие, то финансовая компания имеет право требовать оплатить не только часть страхового платежа, но и процентные штрафные санкции.

Компенсационные выплаты

По обязательному страхованию ОСГОП ответственность страховщика наступает в случае причинения перевозчиком имущественных убытков, а также нанесения вреда состоянию здоровья пассажиров. При наступлении события, которое подпадает под действие договора, транспортная компания обязана сообщить пострадавшим клиентам о порядке выплаты, наименовании страховой компании, реквизитах действующего договора. При трагических обстоятельствах перевозчик данную информацию обязан сообщить выгодоприобретателям погибших пассажиров.

Для получения сумм страхового возмещения пострадавший либо наследник обязан предоставить комплект документов:

  • внутренний паспорт, заграничный паспорт, свидетельство о рождении, паспорт иностранного гражданина, паспорт моряка;
  • проездной документ либо официально оформленные подтверждающие показания других пассажиров;
  • справка о дорожно-транспортном событии;
  • медицинские заключения о состоянии здоровья;
  • экспертная оценка стоимости поврежденного имущества;
  • свидетельство о смерти.

Если индивидуальный предприниматель занимается пассажирскими перевозками на микроавтобусах, то он также обязан заключить договор ОСГОП. Если перевозчик нарушил пункты действующего законодательства и не подписал соглашение, ответственность за нанесенный урон он должен будет провести за счет своих капиталовложений.

Отказ в выплате

Страховая компания не проводит выплату компенсационных сумм в таких случаях:

  • ядерный удар, радиационное излучение, военные события, народные волнения, забастовки;
  • умышленные действия выгодоприобретателя;
  • сумма убытка по имущественным рискам меньше размера франшизы;
  • неполный комплект подтверждающих документов.

Каждый пассажир, который находится в момент страхового события в салоне транспортного средства, застрахован на основании закона об ОСГОП. Информация о наличии такого договора должна быть размещена на видном месте внутри автобуса, на проездных билетах, сайте транспортной компании, рекламных материалах.

Любая транспортная компания отвечает за здоровье и имущество клиентов. При этом все без исключения перевозчики, оказывающие платные услуги пассажирам в 2019 году, должны застраховать свою ответственность. Эта обязанность транспортных предприятий закреплена в соответствующем законе. Что же такое ОСГОП?

Кто обязан покупать полис ОСГОП?

Застраховать свою ответственность обязаны все транспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров в 2019 году, вне зависимости от типа и характеристик используемого транспорта и объёма бизнеса. Исключение составляют таксомоторные парки и метро – они освобождены от обязательного страхования ответственности.

Контроль за перевозчиками возложен на Ространснадзор. Специалисты этого ведомства вправе штрафовать транспортное предприятие, уклонившееся от оформления полиса ОСГОП. В отдельных случаях сотрудники Ространснадзора могут провести внеплановую проверку транспортной фирмы по заявлению потребителя.

Что будет за отсутствие полиса в 2019 году?

Отсутствие полиса ОСГОП позволяет государственным органам привлечь к ответственности не только фирму-перевозчика, но и её руководителей. В соответствии со статьей 11.31 КоАП, такое правонарушение влечёт наложение штрафа:

  • до 50 000 рублей – на ответственных сотрудников перевозчика;
  • до 1 000 000 рублей – на организацию.

Санкции довольно серьёзные. Такой штраф заметно отразится на бюджете даже крупных транспортных компаний. Да и руководству фирмы придётся заплатить приличную сумму. Однако это далеко не все последствия нарушения обязанности по оформлению полиса ОСГОП в 2019 году. Помимо выплаты штрафа перевозчик обязан:

  • прекратить эксплуатацию незастрахованного транспорта;
  • при наступлении страхового события самостоятельно оплатить ущерб в пределах объёма покрытия по ОСГОП;
  • выплатить по распоряжению надзорной инстанции необоснованно сбережённую плату за страхование, а также проценты за использование чужих денег.

Транспортной компании придётся оформить полис ОСГОП, иначе перевозчик не сможет возобновить профессиональную деятельность. Государственные органы крайне внимательно следят за соблюдением требования о страховании ответственности транспортного предприятия, потому у перевозчиков нет шансов избежать наказания за уклонение от оформления полиса.

Страховой случай

Страховыми событиями в рамках ОСГОП считаются следующие события.

  1. Причинение вреда жизни пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 025 000 рублей. В случае смерти застрахованного пассажира за возмещением обращаются его наследники.
  2. Причинение вреда здоровью пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 000 000 рублей.
  3. Повреждение имущества пассажира в процессе перевозки. Лимит ответственности при повреждении багажа – 23 000 рублей.

Причём страховщик произведёт выплату даже при отсутствии вины сотрудников транспортной компании.

Если дорожная авария произошла не по вине водителя автобуса, его пассажиры всё равно смогут получить компенсацию.

ОСГОП или ОСАГО?

Достаточно часто у пассажиров общественного транспорта возникает вопрос, по какой страховке обращаться за возмещением после дорожной аварии, если ДТП случилось не по вине водителя автобуса. Может показаться, что в 2019 году у потерпевшего пассажира есть два варианта.

  1. Обратиться за выплатой по ОСАГО .
  2. Получить выплату в рамках договора ОСГОП.

Однако на деле закон не позволяет пассажирам выбирать.

При наличии у транспортной компании договора ОСГОП пострадавшему пассажиру следует обращаться за выплатой именно в рамках этой страховки. В данном случае система ОСАГО не действует.

Сколько выплатят за вред здоровью по ОСГОП в 2019 году?

Размер страхового возмещения за вред здоровью пассажира определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1164 от 15 декабря 2012 года «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего». В приложении к данному документу приведена обширная таблица, содержащая все возможные травмы. Ниже в качестве примера даны выдержки из этой таблицы.

Таблица. Выдержки из Приложения к Постановлению Правительства № 1164 от 15 декабря 2012 года

таблица скроллится вправо
Характер вреда
здоровью
Размер
возмещения
в процентах
Размер
возмещения в
денежном
выражении
(рубли)
Перелом свода черепа 15 300 тысяч
Сотрясение мозга при
непрерывном амбулаторном
лечении не менее 10 дней
3 60 тысяч
Полный разрыв нервных стволов
на уровне голени, предплечья
20 400 тысяч
Непроникающее ранение, а равно
травматическая эрозия роговицы
5 100 тысяч
Разрыв барабанной перепонки
вследствие прямой травмы
5 100 тысяч
Перелом носа, если при лечении
применялись фиксация и операция
10 200 тысяч

Для расчета возмещения нужно сопоставить с таблицей выплат сведения из выписного эпикриза или другого медицинского документа, а затем перемножить процент по каждой травме в отдельности на два миллиона рублей. В дальнейшем полученные результаты суммируются.

От чего зависит цена страховки?

Минимальные и максимальные тарифы на 2019 год установлены государством, но страховщики вольны самостоятельно определять итоговую стоимость полиса ОСГОП. Тариф для конкретной транспортной компании определяется отдельно по рискам:

  • повреждение багажа;
  • вред здоровью;
  • вред жизни.

Цена страховки рассчитывается на каждого пассажира, а общее число пассажиров устанавливает государство в зависимости от типа транспорта. Итоговый тариф по полису ОСГОП зависит от:

  • маршрутов и частоты перевозок;
  • наличия франшизы;
  • вида транспорта.

Где купить полис в 2019 году?

Не все отечественные страховщики имеют право заниматься ОСГОП. Полномочия страховой компании должны быть подтверждены соответствующей лицензией, а также такая компания должна быть членом НССО. Отсутствие лицензии или свидетельства о членстве в НССО однозначно говорит об отсутствии у страховщика полномочий заключать договоры ОСГОП.

Перечень страховых компаний, входящих в НССО Скачать

В документе в числе прочих указаны сведения о страховщиках, вышедших из состава НССО, то есть лишившихся права заниматься оформлением полисов ОСГОП.

В остальном при выборе страховой компании в 2019 году стоит руководствоваться:

  • рекомендациями других перевозчиков;
  • репутацией страховщика;
  • уровнем тарифов.

Крупные транспортные предприятия, представленные во многих регионах страны, должны учитывать величину региональной сети страховщика. Отсутствие офисов страховой компании в каких-либо регионах может существенно замедлить взаимодействие перевозчика и страховщика при изменении условий страхования, например, при увеличении парка транспортной компании.

Государственной Думой

Советом Федерации


"Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)"


Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"




Похожие статьи