Эксплуатация лифтов как опасных объектов. Лифты исключены законом из перечня опасных производственных объектов

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 8 ст. 29) прямо упоминает лифты в качестве опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.

Д.П. Гордеев,

ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

В этой статье вы прочитаете:

  • Обязательное страхование лифтов как опасных объектов
  • На ком лежит ответственность за страхование лифтов в жилых домах

Обязательное страхование лифтов как опасных объектов является актуальным вопросом для жильцов МКД.

Согласно приложению 1 «Опасные производственные объекты» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен-ных объектов» лифты первоначально входили в состав опасных производственных объектов (ОПО) как объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Из этого исходил и приказ Госгортехнадзора России от 27.08.2001 № 115 «О Переч-не технических устройств, применяемых на опасных про-изводственных объектах и подлежащих обязательной сертификации», лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО. Но с 15 марта 2013 г. формулировка п. 3 упомянутого приложения была допол-нена скобкой «(за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов)», и лифты выпали из указан-ного перечня.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время лифты в многоквартирных домах Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ (далее -Закон № 225-ФЗ) недвусмысленно причислены к опасным производственным объектам, которые подлежат обяза-тельному страхованию их владельцами гражданской от-ветственности за причинение вреда в результате аварии. Кто является владельцем лифта и обязан осуществлять обязательное страхование лифтов в жилых домах?

Закон № 225-ФЗ устанавливает, что владелец опас-ного объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта (п. 4 ст. 2). Таким образом, владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ является лицо, которое одновременно:

1) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Поэтому, в частности, к числу вла-дельцев лифта в понимании Закона № 225-ФЗ не могут быть отнесены граждане, являющиеся соб-ственниками помещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) владеет опасным объектом на праве:

Собственности. Теоретически это может быть:

Организация или индивидуальный предприниматель, которые имеют в собственности все помещения в до-ходном многоквартирном доме;

Собственник индивидуального жило-го дома, в котором есть лифт;

Хозяйственного ведения. Например, го-сударственное или муниципальное пред-приятие (за исключением казенного предприятия), которому многоквартир-ный или жилой дом передан публично-правовым образованием в хозяйствен-ное ведение;

Оперативного управления - например, государственное или муниципальное учреждение, а также казенное предпри-ятие, которому многоквартирный или жилой дом передан публично-правовым образованием в оперативное управле-ние. Передача в оперативное управле-ние только лифта представляется невоз-можной;

На ином законном основании. Например, это может быть арендатор, который арендовал многоквартирный дом (все помещения в таком доме и все его эле-менты, включая лифт). Аренда только лифта автором исключается;

3) осуществляет эксплуатацию опасного объекта. Термин «эксплуатация» понимает-ся как «ввод опасного объекта в эксплуата-цию, использование, техническое обслужи-вание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт техниче-ских устройств, применяемых на опасном объекте» (п. 5 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Ины-ми словами, это и использование лифта в качестве средства передвижения, и его техническое обслуживание, ремонт и иные связанные с этим действия. Если отдельно рассматривать третье обязательное условие статуса «владелец опасного объекта», то под этот пункт, в частности, подпадают и управляющие организации, и товарище-ства собственников жилья, и жилищные кооперативы, а также собственники и поль-зователи помещений в многоквартирном доме.

В абсолютном большинстве случаев ни управляющая организация, ни товарищество собственников жилья или жилищный коопе-ратив не являются владельцами лифтов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому можно определенно утверждать, что если весь многоквартирный дом (все помещения в нем) не находится в единоличной собственности частной управляющей организации, то она не может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ.

Управляющая организация государствен-ной или муниципальной формы собствен-ности может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ только в том случае, если ей в хозяйственное ведение или оперативное управления пере-дан весь многоквартирный дом.

Товарищество собственников жилья ни-когда не может являться единоличным соб-ственником лифта в многоквартирном доме и поэтому не может быть отнесено к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий. Случаи, когда ТСЖ является собственником отдельных индивидуально определенных по-мещений в многоквартирном доме, единичны и с правовой точки зрения сомнительны. Но даже тогда лифты являются общей доле-вой собственностью собственников помеще-ний в многоквартирном доме.

Жилищно-строительный или жилищный кооперативы могут быть собственниками многоквартирного дома и, соответственно, лифта - до момента полной выплаты пая хотя бы одним членом такого кооператива. Как только такая выплата полностью произведе-на, единоличная собственность кооператива на весь дом (на все помещения в доме) пре-кращается и возникают индивидуальная собственность кооператива и такого первого члена кооператива на соответствующие квартиры и индивидуально определенные нежилые помещения и общая долевая соб-ственность на общее имущество в много-квартирном доме (в т. ч. и на лифт). В таких случаях жилищно-строительные или жилищ-ные кооперативы не могут быть отнесены к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий.

По этой же причине, в частности, к числу владельцев лифта не могут быть отнесены граждане, являющиеся собственниками по-мещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предприни-мателями.

Представленные выводы основаны на анализе и толковании текста Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обяза-тельном страховании гражданской ответ-ственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». На такое понимание не влияет тот факт, что в Техническом регла-менте о безопасности лифтов, утв. постанов-лением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, под владельцем лифта понимался «собственник (собственники) здания (соору-жения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в много-квартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйствен-ном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение)». Если бы такое же понимание было и в За-коне № 225-ФЗ, то лицами, обязанными осуществлять обязательное страхование лифтов как опасного объекта в самом распространен-ном случае являлись бы собственники по-мещений в многоквартирном доме.

Но Закон № 225-ФЗ, принятый позднее Технического регламента о безопасности лифтов, исполь-зует другую формулировку. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1175 постановление Прави-тельства РФ от 02.10.2009 № 782 признано утратившим силу с 15 февраля 2013 г. Соот-ветственно, апеллирование к содержащейся в нем формулировке понятия «владелец лифта» уже не актуально. Решением Комис-сии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 был принят технический регламент Таможен-ного союза «Безопасность лифтов», в кото-ром понятие «владелец» или «собственник» лифта не раскрывается.

В некоторых регионах были случаи об-ращения в суд контролирующих органов об обязывании управляющих организаций про-извести страхование лифтов в многоквар-тирном доме, приравняв понятие «управле-ние многоквартирным домом» к понятиям «право хозяйственного ведения» или «право оперативного управления» либо к понятию «на ином законном основании и осуществля-ющие эксплуатацию опасного объекта». С этим по формальным основаниям нельзя согласиться.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 162 и 164) и Правил содер-жания общего имущества в многоквартир-ном доме, утв. постановлением Правитель-ства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющая организация имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме в от-ношении лифтов только обязательства по содержанию и ремонту их как элементов общего имущества в многоквартирном доме. Ни многоквартирный дом, ни общее имуще-ство в многоквартирном доме, ни лифт не передаются в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодатель-ства во владение управляющей организации ни на одном установленном гражданским законодательством основании.


«Лифты в России остались без надзора…». Об этом говорят эксперты, собственники объектов, специалисты госорганов. Действительно, с 18.03.2013г., когда вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности лифтов», Ростехнадзор утратил возможность контролировать данный сегмент «грузоподъемной» отрасли. Процесс определения нового надзорного ведомства пока задерживается, что явно вредит вопросу безопасности при эксплуатации этих ГПМ. Одни участники рынка считают, что в надзор за лифтами должен включиться Росстандарт. Другие полагают, что контролировать эти объекты должна специальная комиссия, в которую войдут сотрудники обслуживающей организации, уполномоченные представители собственника ГПМ, госчиновники и т.д. И все же любые решения в данной сфере функционируют на уровне проектов и обсуждений.

Однако есть один подтвержденный факт - с 15.03.2013г. лифты официально исключены из числа опасных производственных объектов (поправки ФЗ 22 в закон о промбезопасности). Следовательно, отменена их обязательная регистрация в госреестре ОПО . Но пока реестр Ростехнадзора содержит сведения об объектах лифтового хозяйства, они по-прежнему относятся к категории опасных. Как следствие, инспекторы ФСЭТАН в любой момент (как минимум, 1 раз в год) могут прийти с детальной проверкой - осмотреть оборудование, проанализировать имеющуюся техническую документацию.

Выход из этой ситуации прост - выведение лифтов из реестра ОПО , т.е. снятие их с регистрации в органах Ростехнадзора.

Почему нужно выводить лифты из реестра Ростехнадзора

Цель процедуры предельно ясна - избежать проверок со стороны сотрудников Ростехнадзора. Ведь тот факт, что госреестр ОПО включает сведения о ваших объектах (лифтах, эскалаторах, которые также исключены их перечня ОПО), влечет за собой ежегодную проверку. Инспектор проанализирует эксплуатационную документация (паспорта ТУ и т.д.) на предмет правильности заполнения и ведения, осмотрит грузоподъемные механизмы. Кроме того, специалист ФСЭТАН может затребовать нормативно-технические документы, которые нужны для работы на объекте - ППК, ПЛАС, заключение экспертизы промбезопасности и т.д. Ведь, по его мнению, ваш лифт - все еще опасный производственный объект.


С 15 марта 2013 года лифты в административных зданиях и на производственных объектах официально исключены из числа ОПО. Соответствующая поправка была внесена в п. 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…»:

«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».

Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.

Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.

Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).

Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:

  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 93-ст).
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 94-ст).
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 92-ст).
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 96-ст).
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:20011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).

Какие документы нужны для эксплуатации лифтов

Для законной эксплуатации у владельца лифтового хозяйства (специализированной организации) должны быть следующие обязательные документы:

1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:

  • отметка (дата) о вводе лифта в эксплуатацию;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме технического освидетельствования;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме обследования (для лифта, отработавшего назначенный срок службы);
  • сведения о назначении ответственных за лифт специалистов.
2. Руководство (инструкция) по эксплуатации лифта, а также монтажный чертеж, принципиальная электрическая схема с перечнем элементов, принципиальная гидравлическая схема (для гидравлических лифтов), копия сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (см. п. 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).

3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.

4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).

5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).

6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).

8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.

Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:

  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК.
  • Устав ТСЖ/ЖСК (зарегистрированный).
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Страхование лифтов как опасных объектов

Несмотря на то, что лифты перестали быть ОПО, они по-прежнему остаются потенциально опасными грузоподъемными механизмами. Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта …» (п. 1, п.п. 4) лифты подлежат обязательному страхованию .

Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:

СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.

Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.

Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы :

  1. Реквизиты эксплуатирующей организации.
  2. Заполненный файл «Перечень ГПМ »;
  3. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты.

Надзор за лифтами

Согласно п.п. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» осуществляют:
  • На стадии эксплуатации объектов лифтового хозяйства - Ростехнадзор.
  • В процессе проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства) - Росстандарт.
Стоить отметить, что контроль за лифтами в процессе монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства также остается за Ростехнадзором, как органом государственного строительного надзора.

Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:

  • Соблюдение владельцами лифтов и эксплуатирующими организациями требований ТР ТС 011/2011 к безопасности, правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
  • Соблюдение монтажными организациями требований о наличии свидетельства о допуске СРО к видам строительных работ, требований ТР ТС 011/2011 к монтажу лифта, правил и методов оценки соответствия смонтированного лифта перед вводом в эксплуатацию.
Проверки Ростехнадзора могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года . Предприятие, в отношение которого планируются надзорные мероприятия, получает уведомление не позднее чем в течение 3 рабочих дней до их начала. Административным регламентом предусмотрены основания для внеплановых проверок. Это, например (Раздел III, п. 35):
  • Поступление обращений и заявлений о возникновении угрозы и собственно причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также о ЧС природного и техногенного характера (аварии на объектах лифтового хозяйства).
  • Истечение срока исполнения владельцем лифта ранее выданного предписания об устранении нарушений требований ТР ТС 011/2011.
  • Требование прокуратуры и т.д.
О внеплановой проверке предприятие уведомляется за 24 часа до ее начала. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок может быть продлен.

В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):

  • Рассматривает и анализирует документы собственника лифта и/или эксплуатирующей организации. В том числе проверяет наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у владельца опасного объекта.
  • Обследует (проводит визуальный осмотр) здания, строения, сооружения, в которых установлены лифты и ведется их эксплуатация.
  • Оценивает соответствие процессов монтажа и/или эксплуатации лифтов требованиям ТР ТС 011/2011.
По результатам проверки составляется Акт (в 2-х экземплярах). Если Ростехнадзор обнаружит нарушения требований ТР ТС 011/2011 и иных нормативных документов (например, ФЗ №225 о страховании опасных объектов), он может вынести владельцу лифтов предписание об их устранении.

Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.


Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий - проверяют раз в три года, второй - раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.

Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям - это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.

По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.

Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).

Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами - исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,- говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.

Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

  • П - стоимость полиса;
  • Т - тариф;
  • С - страховая сумма (прописана в статье 6 ФЗ No 225).

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).



Похожие статьи