Что такое валютный контроль простыми словами. Валютный контроль в российской федерации

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

05.09.2017

скриншот фильма "Бриллиантовая рука"

Вы - предприниматель, который успешно ведёт бизнес на российском рынке и думает о дальнейшем развитии? А быть может, вы только планируете открыть своё дело, но ваши цели амбициозны и не ограничиваются географическими рамками? Главная проблема, с которой сталкивается бизнес, пытаясь «переправиться» через рубеж - валюта и валютный контроль.

Чтобы разобраться, что представляет собой валютный контроль, как он регламентируется, а также какие бывают штрафы и как их избежать, BаnkNN обратился к специалистам

Немного истории: кто придумал валютный контроль

Полномочия по валютному контролю возлагались на Министерство финансов, Муниципальный банк и специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 года все сведения о денежных операциях передавались в созданное Особенное Валютное Совещание. В последствие функции были возращены Министерству финансов, а с 1993 по 2000 годы контроль над валютными операциями был возложен на Федеральную службу РФ по денежному и экспортному контролированию. По действующему законодательству, функции валютного контроля возложены на Центробанк, а важнейшими органами валютного контроля являются Правительство РФ и Банк России. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, выполняют функцию агентов валютного контроля.

Зачем нужен валютный контроль

Так государство проверяет, что предприниматели получают деньги законным путём, не занимаются мошенничеством, не заключают нелегальные сделки либо спонсируют террористов. Также меры валютного контроля способствуют регулированию оттока капитала.

Как это работает

Когда деньги приходят в банк, они не сразу оказываются у предпринимателя на счете. Сначала банку необходимо убедиться, что сделка является законной. Для этого банк запрашивает ряд документов, а если у него возникают сомнения, блокирует проведение операции. Банк руководствуется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а штрафы предусмотрены статьей Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (КоАП РФ, ст. 15.25.) .

Документы валютного контроля

Документы, удостоверяющие личность физического лица;

Документ о государственной регистрации ЮЛ/ИП;

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

Документы-основания для проведения валютных операций (договоры, выписки, справки, доверенности и прочие);

Таможенные документы (декларации и др.);

Документы, подтверждающие супружеские или родственные отношения;

Паспорт сделки (если сумма сделки 50 000 долларов и больше);

Заявление об оформлении паспорта сделки;

Заявление о переоформлении паспорта сделки;

Заявление о закрытии паспорта сделки;

Заявление об оформлении справки.

Полный перечень документов указан в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Как избежать штрафов

Предприниматель может получить штраф за ошибки в документах, опоздания платежей и пропуск сроков.

Чтобы избежать штрафа за срыв сроков, вы должны знать, что у вас есть 15 рабочих дней, за которые необходимо сдать документы в банк. Но лучше это делать заранее, чтобы у вас осталось время на случай форс-мажоров. Для начала, вы должны узнать о том, что деньги пришли в банк. Об этом банк вас обязан уведомить, но способ уведомления - на усмотрение банка. А это значит, что вы должны точно знать, каким образом банк осуществляет уведомление: смс, письма или просто «галочка» в личном кабинете. Вы уже знаете, какие документы потребуются, поэтому начинайте их подготовку заранее. Если у банка возникнут вопросы по поводу легальности сделки, то банк может запросить дополнительные документы, подтверждающие проведение валютной операции.

Штраф за просрочку валютного контроля зависит от дней просрочки: 500-5000 рублей для ИП и 5000-50 000 рублей для ООО.

Как избежать просрочки платежа от контрагента?

Штраф — 1/150 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и (или) 75-100 % от задержавшейся суммы.

Самый простой способ избежать просрочки платежа - работать по 100% предоплате. Но не все контрагенты на это согласны. Чтобы получить деньги вовремя, можно также предусмотреть в договоре расширенные условия сроков получения платежа, например, указав, что оплата должна быть произведена в течение 5 дней с момента выставления счета, но не позднее 15 дней. Дополнительно вы можете предусмотреть и пени за задержку оплаты.

Если сумма по договору не поступила на счет, вас также может ждать штраф. Штраф — 75-100% от суммы, которая не поступила на счет. Иногда причиной является недобросовестность контрагента, а иногда - комиссия за перевод денег из иностранного банка в российский. Договоритесь с контрагентом заранее о том, кто оплачивает комиссию за перевод, зафиксируйте условие в договоре. Если причиной штрафа стала недобросовестность контрагента, штраф можно оспорить в суде. И не забывайте о том, что лучший способ избежать проблем из-за недобросовестности контрагента - работать не «на доверии», а фиксировать все условия в договоре.

Как избежать ошибок при оформлении документов?

Принимая документы, банк не обязан указывать клиенту на ошибки, более того, иногда документы могут быть приняты и с ошибками. А штраф за ошибки — 4000-5000 рублей для ИП, 40 000-50 000 рублей для ООО. За повторную ошибку — 150 000 рублей для ООО и 15 000 рублей для ИП. Не стоит рисковать - найдите банк, который помогает заполнить документы.

В расчётах по большинству сделок на территории РФ участвует российский рубль. Однако есть ряд случаев, в которых организация вынуждена использовать национальные валюты других государств при осуществлении финансовых операций. Именно такие ситуации регулирует валютное законодательство, определяющее правила и порядок подобных расчётов.

Валютный контроль - это мера по обеспечению соблюдения правил и законов, связанных с расчётами в валюте иностранных государств.

В России контролем над соблюдением валютного законодательства занимается:

  • Правительство;
  • Центральный банк;
  • Министерство финансов;
  • Таможенный комитет;
  • Различные органы исполнительной власти.

Это глобальные регуляторы. Непосредственно валютным контролем занимаются агенты - уполномоченные Центральным банком коммерческие банки. Именно они отвечают за правильность обработки всех подобных платежей и предоставление соответствующих сведений.

Особенности валютного контроля в России

Согласно Законодательству, валютное регулирование в РФ должно соответствовать принципам:

  • запрета незаконного вмешательства государства и уполномоченных структур в валютные операции;
  • защиты интересов резидентов и нерезидентов при взаиморасчётах в иностранной валюте по различным сделкам;
  • единства внешней и внутренней политики в этом вопросе.

Исходя из этого, можно заключить, что не все валютные операции попадают в зону интереса регуляторов и их агентов. И это действительно так. Согласно Федеральному Закону №173 от 10.12.2003 г. (с изменениями и дополнениями), только три укрупненных разновидности сделок в валюте подлежат соответствующему контролю.

  1. Расчёты между резидентами и нерезидентами. Государство заинтересовано в соблюдении законодательства обеими сторонами, а также в защите их интересов.
  2. Сделки с участием внешних и внутренних ценных бумаг. Многие ценные бумаги имеют номинал, выраженный в долларах США или другой иностранной валюте. Любая сделка с участием таких активов подлежит валютному контролю.
  3. Сделки с расчётами в иностранной валюте. Если валюта используется в качестве платежного средства по договору с каким-либо контрагентом за рубежом, такая сделка должна пройти валютный контроль.

Валютное законодательство РФ весьма либерально. Например, в упомянутом выше ФЗ №173 указано, что предпочтение отдаётся не декларативным, а рыночным методам воздействия на внешнеэкономическую деятельность резидентов.

Правила осуществления валютных операций для юридических лиц

Для прохождения процедуры , юридические лица и индивидуальные предприниматели должны придерживаться нескольких правил.

  1. Для расчётов в валюте необходимо открыть соответствующий счёт в уполномоченном банке.
  2. За некоторыми исключениями, взаиморасчёты в валюте между резидентами РФ запрещены.
  3. При осуществлении ВЭД, резидент обязан предоставить банку-агенту информацию о приблизительном максимальном сроке выполнения зарубежным партнером обязательств по договору, а также об ожидаемых сроках поступления валюты.
  4. При работе с нерезидентом, резидент должен обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также получение средств в валюте иностранного государства за предоставленные услуги или поставленные товары.
  5. Для перевода на открытые за рубежом собственные счета, резидент должен предоставить отправленное налоговой службе уведомление с отметкой о его получении.

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

Для банковской системы операции по инвалюте являются самым обычным делом и подлежат контролированию со стороны государства. Поэтому будет интересным выяснить, что собой являет это контролирование, кто его осуществляет и каково его значение для клиентов.

Валютный контроль в банке: чем поможет клиентам

Вопрос актуален и интересен в первую очередь для клиентов, которые зачастую (если не всегда) заключают подобные сделки. Учитывая повышенный гос. интерес к данным операциям, клиенты должны ознакомиться с устройством и полномочиями контролирующих органов, а также иметь понимание о сущности контрольной процедуры. Эти знания помогут клиентам быть уверенными в своих действиях и не переживать по поводу нарушения «буквы закона».

Что нужно знать клиентам о системе валютного регулирования и контроля

Система органов, осуществляющих валютный контроль (далее - ВК), многоуровневая. Закон (его название - «О валютном регулировании и валютном контроле») предлагает такой исчерпывающий список:

  1. Правительство;
  2. Органы контроля, которые включают в себя Центробанк, а также федеральный(-е) орган(-ы) исполнительной власти (должен (-ы) быть обязательно уполномочен (-ы) на это органом первого уровня);
  3. Агенты контроля, которыми являются все уполномоченные банки (полномочия дает Центробанк); неуполномоченные банки, имеющие статус профессионального участника рынка по ценным бумагам (далее - ЦБ); «Внешэкономбанк»; таможня и налоговая;

Данные организации имеют различные полномочия по осуществлению ВК, что связано со спецификой их деятельности.

Осуществление валютного контроля в банке: по каким операциям происходит

Контролированию подлежат сделки:

  • резидентов (далее - Р) и нерезидентов (далее - НР);
  • по внутренним и внешним ЦБ;
  • с использованием инвалюты;


Сделки первой категории подлежат ВК потому, что сейчас можно быстро и оперативно осуществлять не только международную внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД), а еще и сделки теневой экономики. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы его граждане, а также Р других стран не нарушали законов.

Аналогично предыдущей ситуации, ценные бумаги также подлежат ВК, но только номинированные в инвалюте или выпущенные НР.

К сделкам третьей категории относится обычный обмен валют и расчеты с зарубежными поставщиками товаров (для примера). Любая операция, совершаемая с применением инвалюты в качестве платежного средства, также проходит валютный контроль.

Порядок валютного контроля для клиентов банка

Единого порядка организации валютного контроля по всем типам сделок нет. Но обязательными этапами ВК в каждом банке являются:


  • сбор необходимого пакета документов от клиента (осуществляется дабы подтвердить правомерность сделки);
  • проведение соответствующей операции агентами ВК (может потребоваться открытие специализированного счета);
  • осуществление теми же агентами контрольных процедур (иными словами - происходит проверка документации);
  • открытие паспорта операции (также при необходимости);
  • фиксирование данных об инвалютной операции в необходимых базах и реестрах данных;
  • выполнение сделки и резервирование средств на ее исполнение;
  • после успешного исполнения - возврат зарезервированной суммы;
  • закрытие операции в инвалюте;
  • формирование агентом отчетности.

Необходимые клиентам документы для валютного контроля

Банк при осуществлении ВК сможет потребовать только те документы, которые имеют прямое отношение к проводимой сделке. Как правило, к ним относятся.



Похожие статьи