Действительно ли нужна была перестройка в ссср? В чем была суть перестройки, затеянной Михаилом Горбачевым

Вся ее хитрость заключалась в интенсификации труда, но без повышения заработных плат. То есть хотели выехать на людях, еще более эксплуатируя их. Естественно подобный эксперимент сорвался. Не было дураков вкалывать интенсивнее за те же деньги. Существовал Госплан, были расценки и нормы выработки. В случае перевыполнения плана повышались нормы при тех же расценках. Зачем было народу работать интенсивнее? Незачем. И перестройка рухнула, закончившись распадом СССР, а перед этим был опереточный путч.

Сегодня, при капиталистических отношениях и введении частной собственности на средства производства, нет нужды понукать рабочих. Они сами знают, как поработаешь, так и заработаешь. Вот только зарплаты на госпредприятиях, да и у некоторых частных предпринимателей очень малы. А, следовательно, газеты пестрят объявлениями о найме на работу при существующей безработице в стране. Только зарплаты на таких работах в основном меньше прожиточного минимума. Никто и не будет, естественно, работать себе в убыток. На маленькие ставки пойдут трудиться только пенсионеры.
Сколько государственных программ рухнуло в . Хрущев строил коммунизм, до того достроил, что убрали Никиту с высокого поста втихаря. Потом, при последних месяцах правления Леонида Брежнева объявили о продовольственной программе, действовавшей до 1990 года. Выполняли ее, выполняли, сегодня живем на «продовольственной игле» Запада. Свернули и программу жилищного строительства. Покупай вон сегодня любую квартиру, если деньги есть. А они есть далеко не у каждой семьи, особенно молодой.

Слушая сегодня выступление премьера, где он говорит о модернизации, горько и обидно. Как далекий отголосок социалистической экономики, звучат его слова. Чего модернизировать-то? Промышленность, которая при смерти? Или экономику, подпитываемую нефтью и газом? Или может вывести новый сорт людей-рабов?

Модернизировать что-то, реально работающее, можно. Вот, к примеру, в США можно провести модернизацию сельского хозяйства. Оно, по выражению одного тамошнего профессора, может потянуть за собой, как локомотив, всю экономику. А при нормальном его функционировании отпадет всякий за ним контроль. Чем ниже цены на продовольственные продукты, тем легче жить народу, тем богаче будут граждане страны, тем успешнее можно развивать промышленность. Вот так.

Итоги последнего периода Советской истории можно наблюдать и по сей день. Процесс, начатый в СССР в 1985 году, имел значительные последствия не только для многонационального Союза, но и для всего мирового порядка и привёл к кардинальному изменению политической карты.

То, что привело страну к гибели, трактуют по-разному: некомпетентность, амбиции и даже заговор. Зачем на самом деле Горбачёв запустил Перестройку?

На пороге перемен

К моменту масштабного «омоложения советской элиты», наступившему весной 1985 года, в верхах сложилось ясное понимание необходимости перемен. Трудности советского государства основывались на неэффективной плановой экономике, основой которой была тяжёлая промышленность и огромный ВПК, едва ли способные удовлетворить жизненные потребности основной массы населения.

Кроме того низкопродуктивное сельское хозяйство на принципах коллективизма не позволяло добиться столь желаемого изобилия или продовольственной безопасности: страна вынуждена была закупать зерно за границей.

Также несмотря на прорывные успехи советской науки, страна пропустила важнейший этап информационной революции, позволивший западным странам сделать огромный технологический прорыв.

Значительные трудности для развития вызывало старение советской элиты, что не только снижало эффективность управления, но и подрывало легитимность власти в глазах народа. Эпоха требовала не только кадровых перестановок, но и большей прозрачности в управлении государством. Известно, что идея о необходимости масштабных перемен возникла ещё в короткое правление Юрия Андропова.

Генеральный секретарь поручил Николаю Рыжкову и Михаилу Горбачеву подготовку проекта экономической реформы, причём большую роль в этой команде играли видные экономисты Арбатов, Абалкин, Петраков и другие. По мнению Андропова, главной причиной недостаточной скорости развития являлось то, что руководство плохо знало свою страну и её нужды. Поэтому для успешных преобразований необходимо тщательное и последовательное изучение всех сфер жизни населения.

Несмотря на здравую идею о поэтапных и основывающихся на научных знаниях переменах, один из авторов первоначальной программы, Михаил Горбачев, возглавив страну после короткого правления Черненко, решился на форсирование реформ.

Амбиции нового лидера

По меркам советской номенклатуры, новый лидер был достаточно молодым: на момент прихода к власти ему было 54 года. Новый руководитель любил выступать публично с программными речами, а также в прессе, с готовностью демонстрируя ораторские способности и прогрессивные идеи.

Однако в самом начале ему приходилось ограничивать свой пыл: в апреле 1985 на пленуме ЦК Горбачёв сохранял приверженность старой генеральной линии, целью которой было «совершенствование общества развитого социализма».

Горбачёв был обязан своим стремительным взлётом хорошим отношениям почти со всеми партийными лидерами, поэтому на первом этапе ему приходилось делать реверансы в сторону старых идей и их пропонентов.

Для амбициозного молодого лидера система, в которой инициативы руководителя сдерживались коллективным органом и партийными догмами, была едва ли приемлема. Горбачёв увидел в будущих реформах возможность сконцентрировать в своих руках огромную власть, такую, которая не снилась его предшественникам.

В своих начинаниях он рассчитывал опереться не на партаппарат, а на широкие слои населения. Именно этим объясняется волна горбачёвского популизма, его охотные выступления на телевидении и готовность вступать в дискуссии. Здесь можно вспомнить и явно утопичное обещание квартиры или дома «для каждой советской семьи».

В идеях Гласности, последовавшей за Ускорением, лидер видел не опасность для советского строя, а возможность укрепить личные позиции, возглавляя и направляя масштабное обсуждение назревших проблем.

Немалую роль в разрастании амбиций генерального секретаря сыграла и его бурная деятельность на международной арене, где он видел себя лидером движения разоружения, выступив с утопической программой международной безопасности.

Порыв Горбачёва поощрялся со стороны западных лидеров, в частности, премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, имевшей больше влияние на советского лидера.

Ещё во время их знакомства в декабре 1984 года, когда Горбачёв во главе делегации Верховного Совета посетил Лондон, ей удалось «нащупать» слабость перспективного лидера. На Горбачёва можно было влиять, навязывая ему дискуссию о правах человека в СССР и поощряя в столь популярных международных инициативах.

Желание выглядеть как можно выгоднее в глазах мировой общественности часто толкало Горбачёва на необдуманные решения. Для имиджа демократического лидера генеральному секретарю не хватало демократических процессов в советском обществе и либерализации экономики. Что из этого получилось, известно каждому.

Заговор?

Кроме такого объяснения мотивов Горбачева, существует немало теорий. Многие на постсоветском пространстве связывают «шоковую терапию» 1990-ых, приведшую к разрыву в доходах российского общества, с целенаправленной политикой советского руководства во время Перестройки.

В кардинальных преобразованиях, которые должны были последовать за мелкими шажками 1985-1986 годов, партийные бонзы видели возможность обогатиться.

Будущий развал центрального управления промышленности и неизбежная приватизация послужили поводом для набивания деньгами карманов советской элиты. Экономическая либерализация, подогреваемая переменами в общественной жизни, рисовала вполне радужные перспективы будущей демократии с добавлением олигархии.

Кроме того, многочисленные уступки, сделанные советским лидером на международной арене, дают многим повод говорить о настоящем предательстве. Существует версия, согласно которой будущий генеральный секретарь был «завербован» ещё во время поездки в Лондон в 1984 году, когда он якобы получил одобрение со стороны западных лидеров.

Например, директор ЦРУ Майкл Гейтс, писал о том, что Центральное управление с энтузиазмом встретило появление Горбачёва в рядах советской элиты. Эти ожидания связывались с тем, что на выходца из Ставрополья у ЦРУ был собран внушительный компромат, который мог легко сделать его игрушкой в руках Запада.

Эта возможная ахиллесова пята будущего лидера дополнялась его явной внушаемостью и неуёмными амбициями, которыми, как считается, не преминули воспользоваться. Тем более шокирующим выглядело поведение супруги Горбачёва, Раисы Максимовны во время поездки в Лондон в 1984 году.

Пока муж был занят переговорами с Тэтчер, она направилась в фешенебельный ювелирный салон Mappin and Webb, где приобрела золотые серьги с рубинами и брильянтами.

Хотя такие детали выглядят убедительно, у теории предательства есть недостаток: в 1984 году западные лидеры не могли быть уверены в прочности положения Горбачева на советском Олимпе, как и в том, что в партийной среде на него не смогут оказывать столь же огромное влияние.

Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 11 класса, авторов Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю., Селинов П.И., Антонов В.М., Кузнецов А.В. Базовый и углубленный уровень 2016

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Какой вопрос может возникать у вас, если исходить из этого противоречия?

Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась? Совпадет с авторским.

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясните значение понятий командная (плановая) экономика, рыночная экономика, социализм, тоталитаризм, демократия.

Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления.

Рыночная экономика (англ. market economy) - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Социализм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы. В марксизме социализм считается переходной фазой от капитализма к коммунизму. Согласно определению энциклопедии Британника, социализм - это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитаризм в политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

Демократия (др.-греч. δημοκρατία «власть народа» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Вспомните, какие проблемы встали перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

Перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг. встали проблемы:

Низкая эффективность работы промышленных предприятий вследствие низкой производительности труда

Кризис в сельском хозяйстве

Рост инфляции

Свертывание реформ в промышленности

Уровень благосостояния поддерживался за счет продажи нефти

Дефицит товаров народного потребления, т.к. эти товары не практически производились или не пользовались спросом у населения.

Подумайте, за счёт чего происходило повышение уровня жизни в странах Запада в 1950–1980 гг.?

После Второй мировой войны государства Запада сумели достичь уровня «всеобщего благоденствия» за счёт перераспределения налогов и беспощадного ограбления бывших колоний, на территории которых создавались предприятия по производству современных товаров, где имелся огромный рынок сырья, сбыта и дешёвой рабочей силы

Как вы думаете, какое влияние оказала на мир и СССР «холодная война»?

На мир и СССР «холодная война» оказала сильное влияние. Мир находился в противостоянии двух лагерей – капиталистического и социалистического. Ведущие страны были втянуты в гонку вооружений вместо того, чтобы вкладывать денежные средства в образование, медицину, науку и культуру.

В результате «холодной войны» экономика СССР из-за высокого напряжения и нагрузки вступила в полосу глубочайшего кризиса.

Что, на ваш взгляд, стало результатом кратковременного правления Ю.В. Андропова?

Широкий масштаб эти действия приобрели с декабря 1982 г., когда новый генсек стал вводить меры по укреплению производственной и трудовой дисциплины. Парткомы и профкомы боролись с пьянством на производстве, но антиалкогольных кампаний не проводили, и одну из марок водки народ стал называть «андроповкой». Начавшаяся борьба Ю.В. Андропова с хищениями, взяточничеством, коррупцией положительно воспринималась большинством советских людей.

1983 г. закончился с хорошими показателями производительности труда, темпов роста производства.

Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры. Это нужно было для наведения порядка.

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

Как вы думаете, почему М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране?

М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране потому, что были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

Сделайте вывод: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

Как вы думаете, зачем понадобились политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике?

Политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике понадобились как раз для того, чтобы провести удачные преобразования в экономике. Так в январе 1987 г. М.С. Горбачёв и заявил, что перестройка в экономике невозможна без серьёзных политических реформ.

Сделайте вывод по проблеме: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась.

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны. Стране были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры.

М.С. Горбачёв кардинально изменил политическую систему, обеспечил демократизацию общества, гласность принимаемых решений, попытался модернизировать экономические основы государства, начав переход от плановой экономики к рыночной.

Хронология попыток перестройки социализма в 1982–1991 гг.

Выделите по 3–4 самых главных события в социально-экономической и политической жизни СССР в данные годы.

События в социально-экономической жизни

– Август – разрешение создавать кооперативы по переработке вторсырья и совместные предприятия.

– Февраль – постановление об организации кооперативов – возрождение предпринимательства в сфере частной торговли, обслуживания и мелкого производства (частная собственность по-прежнему запрещена, т.к. социалистическим нормам отвечает только коллективная кооперативная собственность).

– начало экономического кризиса – нехватка необходимых продуктов и промышленных товаров, т.к. падение цен на нефть не позволяет закупать их на Западе в прежних объемах.

– председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к регулируемому рынку

– разрастание экономического кризиса – падение производства советских предприятий и колхозов на 15–20%, что при сохранении высоких зарплат приводит к массовому дефициту (невозможности купить товары первой необходимости).

– Май – Председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к рынку за 10 лет. Демократы критикуют её, предлагая альтернативные программы, в т.ч. «500 дней» Шаталина– Явлинского.

– Осень – не удалось спасти большой урожай, массовые перебои с продуктами, введение карточек в отдельных областях. Горбачёв (в отсутствие высоких цен на нефть и газ) вынужден взять кредиты в странах Запада для закупки продовольствия. Начало поставок гуманитарной помощи.

События в политической жизни

1982 г. – Ю.В. Андропов избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.

1986 г. – Февраль–март – XXVII съезд КПСС – депутаты в стиле старых времён без дискуссий единогласно одобряют предложенную высшим руководством (Политбюро ЦК КПСС) новую Программу и новый Устав партии

– Декабрь – демонстрации казахской молодежи под лозунгом «Казахстан – казахам!» после снятия местного руководства компартии Казахстана и назначения на его место русского.

– Горбачёв объявляет политику перестройки социализма и гласности.

– на телевидении и в печати появляются материалы об «искривлениях» социализма в период «сталинизма и застоя», журналисты получают возможность ограниченно излагать собственное мнение, но без критики основ социалистического строя и действующего руководства страны.

– Октябрь – на Пленуме ЦК КПСС 1-й секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин выступил с критикой низких темпов реформ Горбачева (за это Ельцин снят с партийных постов).

– Весна – начало армяно-азербайджанских столкновений в Нагорном Карабахе (области, населённой преимущественно армянами, но входящей в состав Азербайджана).

– XIX партийная конференция КПСС – решения о необходимости политической реформы, демократизации (передача реальной власти Советам, альтернативные выборы и т.п.); проявление раскола в высшем партийном руководстве: критика Б.Н. Ельциным низких темпов реформ и ответная критика позиции Б.Н. Ельцина.

– первые в истории СССР выборы народных депутатов на альтернативной основе: в крупных городах вместо традиционных представителей партийно-хозяйственной номенклатуры были избраны выступавшие против них известные деятели культуры или молодые люди демократических взглядов, в Москве победу одержал Б.Н. Ельцин (снятый со всех партийных постов).

– 25 мая – открытие Первого съезда народных депутатов СССР, прямая трансляция его заседаний по телевидению. Большинство депутатов традиционно поддерживают действующее руководство КПСС во

главе с Горбачёвым, который избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР; одновременно часть депутатов образует оппозицию «демократов» – межрегиональную группу.

– Лето – быстрая политизация советского общества: начало массовых митингов демократов (сторонников западной модели развития – демократия и рыночные реформы), коммунистов (сторонников сохранения советского строя) и национал-патриотов (сторонников особого национального пути для России – при сохранении союзного государства, для национальных республик – при отделении и образовании своих государств).

– Июль – начало шахтёрских забастовок: от протеста против тяжелых условий труда и перебоев с продуктами в магазинах забастовщики быстро переходят к критике партийно-государственной номенклатуры, которая, пользуясь своими привилегиями (закрытые столовые, продуктовые пайки, спецмагазины и т.д.), может вести образ жизни, недоступный основной массе граждан.

– Январь – массовые (100-тысячные) демократические демонстрации в Москве и других городах с требованием немедленного перехода от плановой экономики к рыночной и от диктатуры компартии к

реальной демократии.

– Март – съезд народных депутатов СССР по инициативе Горбачёва принимает поправки к Конституции СССР: отмена статьи о руководящей роли КПСС, введение многопартийности, поста Президента СССР. На Съезде народных депутатов СССР (а не прямыми выборами) Президентом избран М.С. Горбачёв.

– 12 июня – Декларация о государственном суверенитете России, при этом реальная власть на территории страны остаётся у союзного центрального правительства. Начинается противостояние союзного руководства во главе с М.С. Горбачёвым и нового российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным.

– Январь – образование на Съезде народных депутатов СССР группы «Союз», выступавшей за сохранение союзного государства и социалистического строя. Консерваторы в руководстве КПСС и союзного правительства требуют от Горбачёва решительных мер по подавлению демократических и националистических движений, разрушающих СССР. В Литве и Латвии советские войска попытались распустить избранное руководство местных Советов, но против выступили тысячи местных граждан, большая часть местной милиции. Не решившись на массовое кровопролитие, Горбачёв приказывает прекратить военные операции.

– 17 марта – референдум о сохранении СССР проведён в части союзных республик (руководства Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии и Армении, выступавшие за выход из СССР, не проводили референдум на своей территории). Большинство голосовавших граждан (76%) выступили за сохранение Союза.

– 19–21 августа – попытка государственного переворота ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению, образованного ключевыми министрами правительства СССР). Отстранение Горбачёва от власти, отмена всех демократических свобод и объявление программы мер для сохранения союзного государства и основ социалистического строя. Резко против выступает руководство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным. Лидеры ГКЧП не решаются на активное использование силы, армия и КГБ выходит из-под их контроля, члены ГКЧП арестованы, Горбачёв вернулся к исполнению своих обязанностей Президента СССР.

– 23 августа – указом Б.Н. Ельцина запрещена деятельность КПСС – главный становой хребет советской системы управления, связывавший между собой республики, перестал действовать.

– 8 декабря – лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) на совещании в Беловежской Пуще принимают решение о денонсации договора об образовании СССР, его роспуске и создании Содружества Независимых Государств (СНГ), отвергая тем самым идею даже конфедеративного объединения бывших советских республик.

– Официальное исчезновение СССР с политической карты мира.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Сравните две цитаты из одного и того же интервью одного из идеологов перестройки – А.Н. Яковлева о существовании «плана перестройки». В чём эти две цитаты дополняют друг друга, а в чём отчасти противоречат?

Эти две цитаты дополняют друг друга в том, что конкретного плана перестройки не было.

И противоречат в том, что 1 цитата отвергает существование плана, а 2 цитата утверждает, что был замысел политических преобразований

Какую проблему можно сформулировать на основе приведённых текстов? Сравните с авторским вариантом.

Существовал ли замысел, план перестройки? Совпадает с авторским.

Прочтите отрывки из воспоминаний людей, принимавших непосредственное участие в перестройке. Как вы считаете, можно ли, основываясь на них, сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки?

Основываясь на воспоминаниях людей, принимавших непосредственное участие в перестройке, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

Сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

Основываясь на документах и других источниках, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

Проанализируйте тексты историков и сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

На основании анализа текстов историков, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

Следует ли России продолжать перестройку, по-прежнему рассчитывая на то, что рынок сам все отрегулирует?

На сайте информационного агентства REX состоялось обсуждение итогов реформы электроэнергетики. См.http://www.iarex.ru/interviews/34873.html . Впрочем, обсуждать тут нечего. Главный вывод вполне очевиден: усилиями Анатолия Чубайса отрасль, ранее относившаяся к инфраструктере, превращена в бизнес.

Анатолий Чубайс немало сил приложил к коммерциализации электроэнергетики. Жаль, что он не подумал о целях, ведь коммерциализация отрасли не могла быть самоцелью. См. http://echo.msk.ru/blog/efim/1035300-echo/ ..

Чубайс, по-видимому, не понимает, что смысл инфраструктуры (многоквартирного дома, муниципального образования или страны) сводится к обеспечение устойчивого функционирования основного объекта, например, многоквартирного дома.

Совсем иначе обстоит дело с коммерческими структурами. Любая структура такого рода призвана приносить доход ее владельцу. Так вот электроэнергетика не может быть коммерческой структурой. Потому что назначение этой отрасли сводится к надежному обеспечению населения и промышленности недорогой электроэнергией.

Казалось бы, никакой реформатор изменить это назначение не мог. Но Чубайс смог...

Наиболее ощутимым результатом реформы «по Чубайсу» стало расчленение Единой энергетической системы. К июлю 2008 г. структуризация отрасли в основном завершилась. К 1 января 2009 г. РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование, а электроэнергетика была расчленена на «сферу конкуренции», включающую ряд генерирующих мощностей (производство электрической энергии), сбытовые, ремонтные и сервисные компании.

Реформа электроэнергетики послужила одним из элементов перестройки, которая, как я думаю, призвана была разгромить народное хозяйство. И эта цель была-таки достигнута. Более того, отцам перестройки удалось торпедировать ст. 11 Конституции СССР (1977 г), признававшую государственную собственность общим достоянием всего советского народа.

У СССР, конечно же, были недостатки. Но ведь были и преимущества. Главное - заключалось в способности обеспечивать концентрацию общественных ресурсов. Чем и объясняются выдающиеся успехи СССР, например, победа над гитлеровской Германией. Перечислять прочия достижения нет смысла. Они очевидны.

Наиболее существенным недостатком социалистического способа общественного производства послужила чрезвычайно низкая производительность труда. И поскольку именно она и доминировала в предперестроечном СССР, на эту проблему, казалось бы, и должна была быть заточена перестройка.

Перестройка должна была повысить эффективность экономики, что не требовало разрушения народно-хозяйственного комплекса, благодаря чему некогда вполне успешная страна скатилась-таки на обочину цивилизации...

Можно ли было избежать разрушения экономического базиса, созданного усилиями советского народа? Да, конечно! Достаточно было ввести НЭП-2, ограничившись коммерциализацией некоторых отраслей. Например, госторговли и сферы бытового обслуживания населения.

Однако отцы перестройки добились уничтожения советской экономики. Метастазы перестройки наблюдаются даже там, где рыночные отношения, казалось бы, неуместны. Это не только естественные монополии, но и сфера производства человека: медицина, образование и культура. Все они превратились в сферу платных услуг.

И после всего этого Россия должна продолжать перестройку? В интересах олигархов распродавая остатки государственных активов. Так, неужели кому-то еще не ясно, что такая, с позволения сказать, стратегия приведет страну к окончательной деградации?

В 2010 году перед участниками всероссийской с международным участием научно-философской конференции я выступил с докладо о методологии выбора оптимальной стратегии. Суть ее сколь проста, столь же и очевидна: это выявление доминирующей проблемы, на устранение которой проблемный субъект и должен бросить имеющиеся ресурсы.

Напомним: до перестройки в стране доминировала сравнительно легко устраняемая проблема недостаточной эффективности общественного производства. А теперь доминирует нарастающая потеря устойчивости страны в целом, которая и доведет ее до гроба.

Можно ли устранить этоу проблему? Да, конечно! Но для этого потребуется тотальная национализация. Однако правящий сплав чиновников и олигархов на это не пойдет.

Журналиста Александра Хохулина, принявшего участие в обсуждении деяний Анатолия Чубайса удивила предложенная автором этих строк постановка вопроса: нужно ли было СССР перестраиваться на капиталистический путь развития?

Тут, по мнению г-на Хохулина, и обсуждать-то нечего. Дескать, капитализм был в России и раньше. С 1999 года он постепенно меняется. И, как полагает названный господин, в лучшую сторону. Правда, не так быстро, как ему хотелось бы. Но ведь тише едешь – дальше будешь.

А я думаю, что ехать России осталось недолго. И если политическое руководство не откажется от дальнейшей реализации сценария развития страны, предложенного гайдаро-чубайсами, Россия, уже утратившая былое величие, в обозримой перспективе прекратит свое существование.

Почему политическое руководство? Да потому, что именно оно, а вовсе не многонациональный источник власти определяет участь Российской Федерации.

Именно по этой причине ответственность за судьбу России названный источник и должен возложить на политическое руководство. Коль скоро оно попустительствует извращенным «рыночным» реформам.

Так нужна ли была перестройка? И стоит ли ее продолжать?

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.



Похожие статьи