Государственная пошлина. Для студентов всех форм обучения

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

Правовое определение налога регламентируется в п. 1 ст. 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения ил оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования

В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведены налоги – это федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Как видно в статьях закона применяются понятия налог, а также пошлина и сборы, поэтому необходимо рассмотреть и их сходства и различия.

Начнём с характеристики «налоги». Исходя из определения можно выделить основные признаки налога:

1. Безвозмездность. Количество услуг, которое лицо получает от публично-правового образования, не зависит от уплаченного налога; если некоторые услуги не были незаконно предоставлены налогоплательщику, то это не значит, что он может потребовать возврата уплаченного налога или отказаться платить. Налогоплательщик, не исполнивший своих обязанностей, не лишается права требовать от государства соответствующих социальных услуг.

2. Индивидуальность. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан от своего имени и за счёт своих средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Даже, если налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях через своего представителя (ст. 26 НК РФ), налоги уплачиваются из имущества налогоплательщика.

3. Обязательность. Не исполнение в срок уплаты может быть исполнено принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Налогоплательщик может выбрать различные варианты своей деятельности, но практически никак не может повлиять на налоговые последствия избранного варианта деятельности (исключение, освобождение)

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований или в иных публичных целях (за исключением превенции правонарушения). Определённые платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, штрафы и алименты являются обязательными и безвозмездными платежами, но только налоги, имея те же признаки, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель).



5. Уплата в денежной форме (ст. 8 НК РФ).

6. Обязанность по уплате налогов может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. Публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл.5 ГК РФ), но сами не выступают в качестве налогоплательщика.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж». Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.

Нормативное определение сбора дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие пошлины в НК РФ нет. По всей видимости, это связано с тем, что в Конституции в ст. 57 указано только 2 публичных платежа – налоги и сборы. В российской науке налогового права понятия пошлины и сбора различаются. Если сборы уплачиваются при предоставлении плательщикам определённых прав (лицензия и разрешение), то пошлины – при совершении в отношение налогоплательщиков юридически значимых действий. Например, ст. 333. 16 п.1 НК РФ – государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органами МСУ,иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами её субъектов и н.п.а. органов МСУ на совершение в отношение этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (например, выдача документов, их копий, дубликатов). Так, Конституционный Суд в Постановлении от 1 марта 2007 года № 326-О-П определил, что государственная пошлина единственный и достаточный платёж за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнивается выдача документов, включая водительских удостоверений.

Пошлина взимается за реально совершаемые действия государственного органа, а сбор делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом.

Признаки сбора (пошлины)

1. Возмездность. При уплате плательщик получает юридически обязательное встречное представление (определённые права, разрешение). Это основное отграничение сбора от налога.

2. Отсутствие индивидуальности. Может выплачиваться как лично из денежных средств плательщика сбора, так и при наличии согласия – другим лицом. Отличие

3. Сбор уплачивается в целях и является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.Налоги – финансовое обеспечение публично-правовых образований, сборы в целях покрытия (без прибыли) издержек государственных органов за совершение действий

4. Обязательность. Не исполненная в срок обязанность по уплате может быть исполнена принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Причём, если налог – результат экономической деятельности налогоплательщика, то сбор уплачивается добровольно (хочешь подать иск – плати). Размер сбора может отличаться для различных категорий граждан и даже освобождаются.

5. Уплата в денежной форме.

6. Плательщиком может быть только лицо, обладающее гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

1.Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивн ый метод

2.Налогово-правовые санкции:

б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы

3.Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принц ип справедливости

4. Основной метод в налоговом правев) госуд.-власт.предпис.

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применен ие мер налоговой ответственности

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременн ый характер платежа

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет

13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:

а) федеральн ым законом РФ

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ

16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:

б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от

20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:

в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

в) пассивн ое поведение

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов

23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родов ой объект правонарушения

в) непосредственн ый объект правонарушения

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действи ем или бездействием

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

б) 16 л ет

34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:

а) толь ко объект налогообложения

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственно го и международного права

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во вс ех перечисленных случаях

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) толь ко на федеральном уровне

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральн ых, региональных и местных

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налогов ым законодательством

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независи мо от возраста

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налогов ым органом

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщик ом товаров (работ, услуг)

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

а) федеральн ым законом

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъек ты малого предпринимательства

47. Размер земельного налога зависит:

г) от категор ии земель

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщи ки налогов и налоговые органы

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четыр ех лет

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) ср ок уплаты налога

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонн ий характер

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает

а) обязательст во имеет строго определенный состав участников

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов

г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом

г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям

61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей

в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации

62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные

63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:

г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается

64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся

65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:

а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов

66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС

г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения

67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:

б) расхо ды должны быть экономически обоснованы

68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в

а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах

69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

в) налоговы ми

70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:

а) бесплат но

71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора

72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации

73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика

74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

г) в се вышеперечисленное верно

75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления

Объективная необходимость налогов.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.

Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.

Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.

Специфические признаки налогов.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)

4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5.Участие в экономических процессах общества.

Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

§ фискальная;

§ контрольная;

§ распределительная или социальная

§ регулирующая

Фискальная функция - основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.

Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)

Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.

В законодательстве РФ закреплены понятия сбора и пошлины. В чем их особенности?

Что такое сбор?

Под сбором в законодательстве РФ понимается фиксированный платеж, взимаемый с компаний или граждан в счет оплаты ими неких услуг. Например, тех, что оказываются каким-либо субъектом - частной или государственной организацией. Предположим, это может быть сбор за продажу авиабилета.

Как правило, величина сбора определяется непосредственно субъектом, который его взимает. То есть размеры соответствующих платежей, если речь не идет об услугах, предоставляемых государственным органом, обычно не регулируются законодательством. Также на свое усмотрение субъект, оказывающий услуги, может устанавливать льготы на уплату сбора для тех или иных категорий граждан или фирм.

Что такое пошлина?

Пошлина - это разновидность сбора, которая уплачивается компанией или гражданином за оказание услуг конкретно государственным или муниципальным органом власти. Например, это может быть пошлина за государственную регистрацию юрлица в ФНС.

В отличие от сбора, величина платежей, о которых идет речь, в общем случае определяется законодательно. Или, по крайней мере, утверждается субъектом предоставления услуг в соответствии с регламентами, зафиксированными на уровне нормативных актов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, некоторые категории граждан могут быть освобождены от уплаты пошлин. Если это так, то требование государственного органа, в который обращается человек, об уплате пошлины будет незаконным.

Сравнение

Главное отличие сбора от пошлины в том, что платежи первого типа могут взимать как частные, так и государственные организации. Пошлины, в свою очередь, в большинстве случаев взимают только госорганы и муниципальные структуры.

Можно отметить, что сборы, взимаемые государственными органами, чаще всего берутся за услуги, по факту оказания которых гражданин или организация получают некоторую привилегию - например, оформляют ту же лицензию на осуществление какой-либо деятельности. Пошлина, в свою очередь, чаще всего взимается органами, оказывающими услуги, которые представляют собой юридически значимые действия. Это может быть та же регистрация юрлица.

Определив, в чем разница между сбором и пошлиной, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

Сбор Пошлина
Что общего между ними?
Пошлина - разновидность сбора, представляющего собой разовый платеж гражданина или организации за услугу, оказываемую частной фирмой, государственным или муниципальным органом
В чем разница между ними?
Может взиматься как частными, так и государственными или муниципальными организациями Чаще всего взимается только госорганами и муниципальными структурами
В случае если взимается госструктурами - платится за услугу, предполагающую предоставление гражданину или организации какой-либо привилегии Как правило, платится за услугу, предполагающую осуществление государственным или муниципальным органом юридически значимых действий
Размер сбора не всегда строго регулируется законодательно В большинстве случаев размер пошлины устанавливается законодательно
Льготы по уплате сборов могут устанавливать субъекты оказания услуг Льготы по уплате пошлин чаще всего определяются законодательно


Похожие статьи